Темы статей
Выбрать темы

НК: новая порция изменений по Закону 657

Редакция НК
Статья

НК: новая порция изменений по Закону № 657

Изменения в налоговой Библии стали уже привычным явлением, а потому штиль в течение последних нескольких месяцев в этом вопросе вызывал некоторое недоумение. Но вот на горизонте появилась очередная порция изменений, некоторые из них вступили в силу еще 13.11.2013 г. Зато большинство новшеств будут внедрены только со следующего года. Закон № 657, которым вносятся изменения, имеет в большинстве своем позитивный характер для плательщиков налогов. Но и без ложки дегтя в бочке меда наши законодатели обходятся очень редко. Не стал исключением и указанный Закон, и в данном случае это, скорее, ложка перца или даже хрена. Убедить вас в этом поможет наша статья.

Александр Крук, экономист-аналитик

 

Сразу предупредим, что размер нашей статьи не позволит охватить все новшества, поэтому мы акцентируем ваше внимание только на самых главных из них. Более подробное знакомство со всеми изменениями, внесенными Законом № 657, будет ожидать вас уже в первом информационно-аналитическом номере нашего издания за 2014 г.

Кроме того, в сегодняшнем номере есть отдельный материал, посвященный упрощению регистрации плательщиков НДС и единого налога (с. 12—13), при этом часть изменений по указанному вопросу введена именно нашим главным героем — Законом № 657. По понятным причинам и такие изменения в рамках этой статьи мы рассматривать не будем.

Далее последовательно пройдемся по основным налогам, должное внимание уделив при этом и администрированию налогов и сборов, а также общим положениям НК.

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

 

Закон № 657 вносит много изменений, большинство из которых не связаны между собой. Рассмотрим их!

 

Уточнено понятие безнадежной задолженности

Соответствующие изменения будут внесены в п.п. 14.1.11 НК. С нового года просроченная задолженность юридического лица, не погашенная в результате недостаточности имущества указанного лица, также считается безнадежной при условии, что действия кредитора, направленные на принудительное взыскание имущества должника, не привели к полному погашению указанной задолженности. Пока такая задолженность признается безнадежной только для физических лиц.

Резиденты для целей разд. ІІІ НК

Определение резидентов, приведенное в п.п. 14.1.213 НК, дополнится одним абзацем чрезвычайной важности. Так, с нового года будет предусмотрено, что при использовании в разд. III НК термина «резидент» в соответствующих падежах под этим термином следует понимать лиц, определенных п. 133.1 НК (в котором перечислены плательщики налога на прибыль).

Что это значит?

То, что нормы разд. ІІІ НК уже не смогут распространяться на неплательщиков налога на прибыль (единоналожников, ФСНщиков). Сейчас же Миндоходов активно применяет тактику принуждения таких плательщиков налогов подавать отчетность по налогу на прибыль (!) в случае осуществления ими выплат в пользу нерезидентов. Руководствуются при этом представители министерства именно нормами разд. ІІІ НК. Понятно, что порядок заполнения Налоговой декларации по налогу на прибыль в таких случаях значительно упрощен, однако сам по себе факт необходимости ее подачи не мог не вызвать недовольства и сопротивления.

С нового года, наконец, подобную бессмыслицу удастся оставить в прошлом.

 

Нематериальные активы: срок полезного использования уменьшен

Действующая редакция п.п. 145.1.1 НК предусматривает, что срок действия права пользования нематериальным активом составляет 10 лет непрерывной эксплуатации (если такой срок не установлен правоустанавливающим документом). То есть, плательщики налогов, имеющие на балансе такие нематериальные активы, обязаны начислять их амортизацию в течение 10 лет. Понятно, что это снижает их налоговые расходы и, как следствие, увеличивает налогооблагаемую прибыль.

Обновленная редакция указанного подпункта будет уже более гуманной: вместо четкой директивы плательщику налога будет предоставлено право определить такой срок самостоятельно, причем последний не может составлять менее 2 и более 10 лет непрерывной эксплуатации.

 

Базовые налоговые периоды: год — не только для плательщиков авансовых взносов

Пункт 152.9 НК предусматривает два вида базового налогового (отчетного) периода: квартал и год. Но если в настоящий момент год формально является базовым налоговым периодом только для плательщиков ежемесячных авансовых взносов, то с начала нового года такой же базовый налоговый период нормами НК будет предусмотрен и для других плательщиков налога, определенных в п. 57.1 НК. А это и плательщики налога, которые зарегистрированы в течение отчетного (налогового) года (вновь созданные), и плательщики налога, у которых доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения, за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышают 10 млн грн., и неприбыльные учреждения (организации). Упоминание о таких плательщиках содержится в абз. 7 и 8 п. 57.1 НК. В то же время в этом же пункте идет речь и о:

— плательщиках налога, которые уплачивают авансовый взнос и по итогам I квартала отчетного (налогового) года не получили прибыль или получили убыток и решили воспользоваться своим правом подать налоговую декларацию и финансовую отчетность за I квартал;

— плательщиках налога, которые по итогам прошлого отчетного (налогового) года не получили прибыли или получили убыток, налоговые обязательства не начисляли и не имели базового показателя для определения авансовых взносов в следующем году, а по итогам I квартала получили прибыль.

Но утверждать, что и для них базовым отчетным (налоговым) периодом будет год, некорректно. Поэтому вместо запланированного усовершенствования имеем очередное недоразумение.

 

Долговые ценные бумаги: определена дата признания доходов и расходов

Это стало возможным благодаря внесению в п.п. 153.4.3 НК нового абзаца следующего содержания:

В случае размещения плательщиком налога долговых ценных бумаг выше/ниже номинальной стоимости прибыль/убыток от их размещения относится в состав его доходов/расходов в налоговый период, в течение которого состоялось погашение/выкуп таких ценных бумаг

Обратите внимание: указанное правило не распространяется на случаи размещения долговых ценных бумаг по номинальной стоимости.

 

Процентные пункты — не проценты!

На первый взгляд совсем несущественное изменение, внесенное в п.п. 39.2.2.2 НК, на самом деле имеет немалое значение. Объясним, почему.

В указанном подпункте приведен один из видов контролируемых операций (цитируем новую редакцию) — операции, одной из сторон которых является нерезидент, зарегистрированный в государстве (на территории), в котором ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, или который уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог) по ставке на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине.

Старая редакция п.п. 39.2.2.2 НК вместо «процентных пунктов» содержала «проценты». Для иллюстрации разницы будем использовать основную ставку налога на прибыль в Украине (19 %). Так вот, ставки, которые на 5 % ниже, чем она, — это ставки налога 18 % и ниже (ведь 19 % х 5 % : 100 % = 18,05 %). А вот на 5 процентных пунктов ниже ставки 19 % являются ставки налога 14 % и ниже (потому что 19 % - 5 % = 14 %).

Несомненно, первоначальный замысел авторов новшеств, касающихся трансфертного ценообразования, таким и был, но, как видим, с первой попытки его не удалось корректно сформулировать.

Обратите внимание: это новшество уже вступило в силу.

Поскольку мы уже коснулись правил трансфертного ценообразования (а они, напомним, применяются при определении базы обложения налогом на прибыль и НДС в контролируемых операциях), то тем самым мы плавно перешли к рассмотрению следующего налога.

 

НДС

 

Как мы уже договорились, вопрос упрощения регистрации плательщиком НДС и отмены свидетельств плательщика НДС в рамках этого материала мы рассматривать не будем, ведь для этого в сегодняшнем номере издания есть отдельная статья (с. 12—13). Однако все же отметим, что указанные изменения являются едва ли не наиболее существенными среди тех, которые внесены Законом № 657 в отношении НДС. Далее перейдем к рассмотрению других новшеств.

 

База налогообложения: без неустоек, процентов и инфляционных

Закон № 657 теперь уже на законодательном уровне закрепил норму (п. 188.1 НК) о невключении суммы неустойки (штрафов и/или пени), трех процентов годовых и инфляционных, полученных плательщиком налога вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств в состав договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг. Ранее такое правило также действовало, но оно не было прописано непосредственно в НК. Напомним, исходя из договорной стоимости товаров/услуг определяется база налогообложения операций по их поставке.

 

Бюджетное возмещение: нет аннулированию!

Новая редакция п. 200.6 НК закрепит за плательщиками налога сохранение права на получение бюджетного возмещения денежными средствами в будущих отчетных (налоговых) периодах в случаях, если такие плательщики приняли решение о зачислении в полном объеме причитающейся им суммы бюджетного возмещения или ее части в уменьшение налоговых обязательств по НДС, возникших в течение следующих отчетных (налоговых) периодов. Пока предусмотрено, что в случае принятия такого решения указанная сумма не учитывается при расчете сумм бюджетного возмещения следующих отчетных (налоговых) периодов.

 

Номер и дата таможенной декларации больше не нужны в налоговой накладной

О неразберихе, связанной с реквизитом налоговой накладной «номер и дата таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины», не слышал разве что глухой. Указание соответствующего реквизита в налоговой накладной предусмотрено п.п. «ї» п. 201.1 НК. Однако о возможности «игнорирования» этого подпункта налоговики неоднократно напоминали в своих разъяснениях. С нового года этот подпункт наконец-то будет исключен из НК.

 

Автомобили скорой медицинской помощи, добро пожаловать на наши дороги!

С 1 декабря 2013 года возобновлено действие п. 251 подразд. 2 разд. ХХ НК, которым было предусмотрено освобождение от обложения НДС операций по поставке, в том числе по ввозу на таможенную территорию Украины, автомобилей скорой медицинской помощи товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД. При этом такие специализированные транспортные средства должны быть предназначены для использования заведениями здравоохранения и оплата их стоимости должна осуществляться за счет средств государственного и местных бюджетов или по заказу соответствующих распорядителей бюджетных средств.

При этом предусмотрено, что в случае нецелевого использования указанных товаров плательщик налога обязан увеличить налоговые обязательства по результатам налогового периода, на который приходится такое нарушение, на сумму НДС, которая должна была быть уплачена в момент импорта (поставки) таких товаров, а также уплатить пеню в соответствии с законом.

Такое освобождение будет действовать до 01.01.2015 г.

Аналогичные изменения внесены и в отношении обложения акцизным налогом, при этом освобождаются от налогообложения операции по ввозу специализированных транспортных средств на таможенную территорию Украины.

Рассмотрев изменения по основным налогам, перейдем к администрированию налогов и сборов.

 

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОВ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НК

 

Налоговая консультация: изменилось не только определение

Начнем непосредственно с определения. В соответствии с новой редакцией п.п. 14.1.172 НК, которая вступит в силу с 01.01.2014 г., налоговая консультация — это помощь контролирующего органа конкретному плательщику налогов по практическому использованию конкретной нормы закона или нормативно-правового акта по вопросам администрирования, начисления и уплаты налогов или сборов, контроль за взиманием которых возложен на такой контролирующий орган.

Понятно, что и раньше контролирующие органы предоставляли налоговые консультации и по вопросам начисления и уплаты налогов или сборов, а не только по их администрированию, но в определении налоговых консультаций это будет учтено только благодаря Закону № 657.

Но больше обращает на себя внимание то, что с нового года плательщики налога получат право обжаловать в судебном порядке налоговые консультации, чего ранее НК прямо предусмотрено не было. Соответствующим образом будет изменен п.п. 17.1.7 НК. Теперь же этим подпунктом определено, что обжаловать можно только решения, действия (бездействие) контролирующих органов (должностных лиц) и предоставленные контролирующими органами разъяснения. Такая формулировка давала налоговикам возможность утверждать, что налоговые консультации обжаловать нельзя.

Кроме того, подвергается изменениям и п. 56.18 НК, что даст право плательщикам налогов обжаловать в судебном порядке любые решения контролирующих органов (а не только те, которые касаются начисления денежного обязательства). Причем сделать это плательщик сможет в любой момент после получения такого решения.

 

Сроки уплаты изменить — теперь без налогового кредита

Закон № 657 исключает «мертвую» норму, согласно которой изменение срока уплаты налога может осуществляться, кроме прочего, в форме налогового кредита (не путать с НК по НДС). С нового года такая возможность предусмотрена не будет (фактически ее нет и сейчас). Следовательно, как фактически, так и формально, изменение срока уплаты налога будет осуществляться только в форме отсрочки или рассрочки (п. 32.2 НК).

 

Good bye, налоговые разницы!

Сможет сказать каждый, кто был обязан отражать временные и постоянные налоговые разницы по форме, установленной Минфином, в составе финансовой отчетности, и не намеревается все же делать это по собственному желанию. Это все благодаря новой редакции п. 46.2 НК, которая заменила соответствующую обязанность на добровольное решение.

Подача документов, которые помогут обосновать показатели отчетности

Изменится п. 44.7 НК, которым определено, что плательщик налогов в течение пяти рабочих дней со дня получения акта проверки имеет право подать в контролирующий орган, назначивший проверку, документы, определенные в акте проверки как отсутствующие.

С нового года плательщик налогов вместо этого будет иметь право подавать документы, подтверждающие показатели, отраженные таким плательщиком налогов в налоговой отчетности. То есть, во-первых, отпадет необходимость подавать все документы, определенные в акте проверки как отсутствующие (в случае, если такие документы не имеют связи с показателями налоговой отчетности). Во-вторых, появится возможность подачи документов, не указанных в акте проверки как отсутствующие, в случае, если, по мнению плательщика налогов, они смогут обосновать показатели, отраженные в налоговой отчетности.

 

Изменить место учета Миндоходов сможет только для крупных плательщиков

В соответствии с обновленной редакцией п.п. 63.3 НК Миндоходов сможет принять решение об изменении основного места учета исключительно крупного плательщика налогов.

Напомним, крупный плательщик налогов — это юридическое лицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает 500 млн грн. или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, за такой же период превышает 12 млн грн. (п.п. 14.1.24 НК).

 

Есть объекты налогообложения — отпадет важное задание

Имеется в виду задание уведомлять обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, орган Миндоходов по месту учета такого объекта. С нового года плательщику достаточно будет уведомлять о таких объектах органы Миндоходов по своему основному месту учета (п. 63.3 НК).

 

Документальные внеплановые проверки: новые и уточненные основания

Изменениям подвергнется ст. 78 НК, которой регламентируется порядок проведения документальных внеплановых проверок. В частности, будет предусмотрено еще одно основание для проведения проверки — закрытие постоянного представительства или обособленного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации (благодаря дополнению п.п. 78.1.7 НК).

Кроме того, будут откорректированы некоторые основания для проведения документальной внеплановой проверки (приведем те из них, которые подвергнутся изменениям):

1) по результатам проверок других плательщиков налогов или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются возможные нарушения этим плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (п.п. 78.1.1 НК);

2) выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных плательщиком налогов, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указана выявленная недостоверность данных и соответствующая декларация, в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса (п.п. 78.1.4 НК);

3) в отношении плательщика налога подана жалоба о непредоставлении таким плательщиком налогов налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непредоставления таким плательщиком налогов пояснений и документального подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указывается информация по жалобе или о нарушении правил заполнения налоговой накладной.

 

Имущество физического лица — источник погашения его долга при прекращении деятельности

Теперь это четко прописано в новом абз. 2 п. 97.3 НК. Судите сами:

В случае государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица или регистрации в соответствующем уполномоченном органе прекращения независимой профессиональной деятельности физического лица (если такая регистрация была условием ведения независимой профессиональной деятельности), погашение денежных обязательств и/или налогового долга осуществляется за счет имущества указанного лица

Штрафы по НДФЛ: как камень с души упал

Закон № 657 вносит существенные послабления в отношении ответственности налоговых агентов по НДФЛ.

Во-первых, откорректирован порядок наложения штрафов, предусмотренных п. 119.2 НК. Этим пунктом установлена ответственность за неподачу, подачу с нарушением установленных сроков, подачу не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов, суммах удержанного с них налога.

Так вот, Законом № 657 установлено, что ответственность за подачу налоговой отчетности с недостоверными сведениями или с ошибками будет применяться только в том случае, если такие недостоверные сведения или ошибки привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств плательщика налога и/или к изменению плательщика налога.

Кроме того, штрафы, предусмотренные п. 119.2 НК, не будут применяться в случаях, когда недостоверные сведения или ошибки в налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов, суммах удержанного с них налога возникли в связи с выполнением налоговым агентом требований п. 169.4 НК и были исправлены в соответствии с требованиями ст. 50 НК.

Во-вторых, изменения коснутся и п. 127.1 НК, который устанавливает ответственность за неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) налогов плательщиком налогов, в том числе налоговым агентом, до или при выплате дохода в пользу другого плательщика налогов. Благодаря Закону № 657, штрафы, предусмотренные п. 127.1 НК, не будут применяться, когда неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) НДФЛ самостоятельно выявляется налоговым агентом при проведении перерасчета этого налога, предусмотренного п. 169.4 НК, и исправляется в следующих налоговых периодах в течение налогового (отчетного) года согласно нормам НК.

Вот так кратко мы осветили самые важные, на наш взгляд, изменения в НК, внесенные Законом № 657. Вы же имеете почти месяц для того, чтобы ознакомиться с ними и чтобы такие новшества не стали для вас сюрпризами (хотя в основном они должны быть приятными).

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 657 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об учете и регистрации плательщиков налогов и усовершенствовании некоторых положений» от 24.10.2013 г. № 657-VII.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше