Темы статей
Выбрать темы

Налоговое планирование — 2014. Начинаем уже сегодня

Редакция НК
Статья

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — 2014.
НАЧИНАЕМ УЖЕ СЕГОДНЯ

Денис Осмоловский, консультант, эксперт по налоговым вопросам, адвокат, директор ООО «Финансово-правовые исследования»

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Представьте такую себе картину: вы представитель малого или среднего бизнеса в Украине, исправно поработали в 2013 году, особенно под конец года. Вот наступил январь 2014 года — вторая декада, новогодние праздники уже позади, но воспоминания о праздниках все еще в памяти, организм уже не так напряжен, хочется покоя, тем более в Украине вьюги, снегопад, гололед. И вы вместе с любимой семьей отправляетесь в теплую страну. И вот уже теплый песок, синее море, чайки, гарсон в белоснежном, крабы, омары и вдруг… звонок бухгалтера: алярм! Самый крупный ваш контрагент имеет проблемы с налоговым кредитом, проблемы именно по вашим взаимоотношениям, контрагент разъярен, требует перенести на вас риски по НДС и все понесенные в связи с этим финансовые расходы. Все — отпуск сорван, настроение испорчено, что делать? Срываться домой? Телефон обрывается от потока звонков, на этом обрывается и наше воображение…

 

РЕАЛЬНОСТЬ

 

Проанализируем вышеуказанную ситуацию более подробно и разберем ее с точки зрения налоговых рисков и планирования.

Ни для кого не секрет, что налоговые проверки не так уже пугают современного плательщика налогов, как раньше. Многие из предпринимателей уже имеют значительный опыт их прохождения, и, что там греха таить, многие из них имеют и личные знакомства в контролирующем секторе, что помогает, хоть в какой-то мере, чувствовать себя более или менее защищенными от сюрпризов. Но если вы представитель малого или среднего бизнеса в Украине и ваша деятельность напрямую связана с поставками в адрес крупных торговых сетей, ваши потенциальные риски находятся в прямо пропорциональной зависимости от рисков проверок ваших крупных контрагентов.

Сначала рассмотрим возможные риски для плательщиков налогов, учитывая ситуацию, складывающуюся в стране, то есть сквозь параметры макроэкономических показателей.

Проанализировав открытые источники, понимаем одно: выполнение поступлений в госбюджет у Миндоходов, мягко говоря, под сомнением. И даже введение новых правил отчета по налогу на прибыль с уплатой авансовых взносов и отчетностью раз в год ситуацию не спасает. А в некоторой степени даже усугубляет, что прямо может ударить по малому и среднему бизнесу.

Так, новшества обязывают авансовиков отчитываться путем подачи декларации по налогу на прибыль в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года (п.п. 49.18.3 п. 49.18 ст. 49 НК). В данном случае последним днем подачи декларации по налогу на прибыль за 2013 год предприятиями, отчитывающимися раз в год, является 3 марта 2014 года, соответственно последний день уплаты — 11 марта 2014 года (п. 57.1 ст. 57 НК). То есть, фактически первая декада марта 2014 года хоть как-то наполнит бюджет.

Теперь проанализируем ситуацию сквозь менталитет свободного предпринимателя: ноябрь — декабрь 2013 года — это месяцы «жатв». Попытка реализовать все, что не было реализовано, увеличение объемов реализации в связи с приближением новогодних праздников и поздравлений (на минуточку, день работников прокуратуры — 01.12.2013 г., суда — 15.12.2013 г., МВД — 20.12.13 г.). В связи с чем объемы поставок в адрес крупных торговых сетей повышаются в несколько раз. Не секрет, что значительное количество субъектов малого и среднего бизнеса являются именно предприятиями — поставщиками для таких торговых сетей.

Как мы уже упоминали, для бюджета результаты этой жатвы будут ощутимы только в марте. И если эти результаты не проконтролировать — это фактически может стать катастрофой при выполнении квартального плана поступлений на 2014 год, а затем угрожает стать провалом и всего года, ведь какой старт взять в начале года, такой будет и год.

 

Спросите, почему такая длинная преамбула?

Объясняем: от того, какие декларации по налогу на прибыль будут поданы теми предприятиями, которые уплачивают значительные суммы налога на прибыль, зависит фактическое выполнение плана поступлений первого квартала 2014 года. К этим субъектам почти не относятся те, кто сопровождают деятельность этих крупных плательщиков, как мы уже отмечали, это как раз и есть малый и средний бизнес. Хотя они также приносят какой-то то процент налоговых поступлений, но не такой, за которым нужно охотиться.

И вот здесь начинается самое главное, что нужно сделать контролерам, чтобы декларации были поданы с соответствующей налоговой нагрузкой, ведь нельзя этот вопрос пустить на произвол. Правильно, «погрозить» таким крупным плательщикам начислением, с другой стороны, того налога, по которому отчитываются каждый месяц, а это наш любимый НДС.

Вот для этого и существует малый и средний бизнес, который в 2013 году «напоставлял» нормальные объемы НДС. Нет, начислять НДС малому и среднему бизнесу контролерам не интересно, как мы указали в начале статьи, наш маленький плательщик находит свои подходы к контролерам на местах, а если не находит такие подходы, то начинает судиться до «победного конца». Поэтому интересно «погрозить» крупному плательщику, опираясь сапогом на маленького середняка, ради того, чтобы декларация по налогу на прибыль была сформирована правильно, и соответственно перечисления не сорвали «план поступлений — 2014».

Вот для этого и используется «оружие массового уничтожения» налогового кредита — это «транзитные» акты, также известные как ничтожные акты или акты, на основании которых не выносится налоговое уведомление-решение, и к ним, в данном случае, также отнесем справки и акты о невозможности проведения встречной сверки. Так вот, в этот период, когда малый и средний бизнес зарабатывает себе на «лазурный песочек», запланированный на январь 2014 года, налоговый контроль массово может порождать «транзитные» акты, на которые будет опираться, проводя «дисциплинарные» беседы с крупными плательщиками в том же январе 2014 года.

Чем грозит для среднего плательщика налогов наличие такого акта? Во-первых, потерей деловой репутации: «транзитный акт» — это как «клеймо», ты становишься как будто уже не реальным, а виртуальным предпринимателем, и крупная торговая сеть, для налаживания сотрудничества с которой нужно потратить и время, и деньги, быстро разрывает с тобой торговую связь. Причем иногда переводя все финансовые риски по доначислению НДС на такого поставщика, обязывая компенсировать сумму такого налога (некоторые даже указывают это в договорах). Во-вторых — каждая вторая торговая сеть, используя собственные источники информации, также видит это «клеймо» в расхождениях и не соглашается на установление торговых связей. В-третьих, самое важное, — сорван январский отдых с семьей.

 

Что нужно сделать во избежание такого риска?

Во-первых, уже сейчас направляйте запрос в родную ГНИ с просьбой предоставить на основании п. п. 2 п. 1 статьи 10, статьи 20 Закона Украины «О доступе к публичной информации» от 13 января 2011 года № 2939-VI информацию: проводились ли за период 2013 года камеральные проверки вашего предприятия, составлялись ли акты о невозможности проведения встречной сверки предприятия, предоставить сведения об имеющихся расхождениях предприятия по налоговым обязательствам и налоговому кредиту в разрезе контрагентов за 2013 год. Просите также уведомить, были ли осуществлены какие-либо изменения, направленные на уменьшение задекларированных налоговых обязательств и налогового кредита за 2013 год.

В запросе сообщайте, что указанная информация плательщика налогов о состоянии расчетов с бюджетом или внесенная в другие информационные базы ГНСУ не является информацией с ограниченным доступом, а поэтому любое лицо — плательщик налога (физическое или юридическое) имеет право доступа к такой информации о себе. Тем более, что именно на ресурсе Миндоходов указаны права запрашивающих, определенные в соответствии со ст. 10 Закона о доступе к публичной информации, где указано, что каждое лицо имеет право:

1) знать в период сбора информации, но до начала ее использования, какие сведения о нем и с какой целью собираются, как, кем и с какой целью они используются, передаются или распространяются, кроме случаев, установленных законом;

2) доступа к информации о нем, которая собирается и хранится;

3) требовать исправления неточной, неполной, устаревшей информации о себе, уничтожения информации о себе, сбор, использование или хранение которой осуществляется с нарушением требований закона.

Почему именно сейчас нужно отправлять запрос? Потому что, несмотря на то, что согласно Закону о доступе к публичной информации орган государственной власти обязан в пятидневный срок предоставить информацию, вы ее можете получить только через месяц. И готовьтесь к тому, что в ответе все же может быть указано, что эта информация является информацией с ограниченным доступом. С этой целью дублируйте обращение, направляйте копию запроса в Миндоходов Украины, также направляйте запрос через систему электронной отчетности согласно данным Миндоходов в централизованной системе приема электронной отчетности http://minrd.gov.ua/elektronna-zvitnist/platnikam-podatkiv-pro-ele/povidomlennya-platnikam-pod/58694.html. В крайнем случае не бойтесь обращаться в административный суд с иском об обязательстве совершить действия (предоставить ответ на ваш запрос).

Если вы все же попали в «зону риска» и в это время узнали о наличии «транзитного» акта в системе, вы будете иметь время в запасе на принятие соответствующих мер. А меры эти очень простые — акт проверки не может создавать последствий в виде корректировки налогового обязательства или налогового кредита, а потому, не теряя времени, с помощью профессионалов, направляйте иск в административный суд с исковым требованием признать действия ГНИ противоправными и восстановить в системе налоговый кредит и обязательство.

Такие заблаговременные действия, поверьте, дадут возможность сохранить спокойствие, а также вашу репутацию и избавят от неприятных сюрпризов в начале нового 2014 года сине-зеленой лошади.

 

Использованные документы

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о доступе к публичной информации — Закон Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 г. № 2939-VI.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше