Темы статей
Выбрать темы

Нарушение порядка заполнения налоговой накладной продавцом: действия покупателя

Редакция НК
Статья

Нарушение порядка заполнения налоговой накладной продавцом: действия покупателя

 

Согласно п. 6 Порядка № 1379 НН могут признать недействительными по таким причинам:

1) не заполнены/неверно заполнены обязательные реквизиты, перечисленные в п. 201.1 НК;

2) НН не зарегистрирована в ЕРНН (п. 201.10 НК);

3) НН составлена с нарушением порядка ее заполнения (п. 201.10 НК).

Во всех этих случаях такая НН не дает покупателю права на налоговый кредит.

Особого внимания заслуживает такое основания для признания НН недействительной, как «нарушение порядка ее заполнения».

В бытность Закона об НДС, когда речь шла о нарушении порядка заполнения налоговой накладной, подразумевались нарушения требований, предусмотренных Законом об НДС, под прицел которых подпадали только обязательные реквизиты НН. И даже налоговые органы, во многом под влиянием негативной для них судебной практики, вынуждены были смириться с тем, что в случае если налогоплательщик предоставлял покупателю НН, содержащую правильно заполненные реквизиты, указанные в п.п. 7.2.1 п. 7.2 ст. 7 Закона об НДС, такая налоговая накладная считалась заполненной без нарушений.

Теперь же формулировки, использованные законодателем в тексте п. 201.10 НК, дают налоговым органам повод говорить о том, что не только отклонение от предписаний НК в части заполнения НН, но и несоблюдение Порядка № 1379 может поставить под угрозу налоговый кредит покупателя.

Порядок № 1379 «узаконил» многие требования к заполнению НН, которые раньше к ней предъявлялись исключительно в разъяснениях налоговых органов. В связи с этим особенно угрожающе стала выглядеть норма п.п. 6.3 Порядка № 1379 и п. 201.10 НК, предусматривающая лишение покупателя права на налоговый кредит по налоговой накладной, заполненной с нарушением установленного порядка, поскольку все указанные правила формально стали частью Порядка № 1379.

Тем не менее у нас все­таки есть повод надеяться, что налоговики ограничат сферу недействительности НН только нарушениями заполнения обязательных реквизитов и не будут видеть повода для недействительности НН при наличии таких неточностей заполнения, как выравнивание не по правому краю и подобные им требования Порядка № 1379.

Во­первых, это следует из разъяснений в ЕБНЗ, где сказано, что «налоговая накладная считается заполненной без нарушений при условии правильного и достоверного заполнения всех обязательных реквизитов».

Во­вторых, в Обобщающей налоговой консультации № 127 ГНСУ разъяснила, что нарушением порядка заполнения НН считаются:

1) отсутствие в ней хотя бы одного обязательного реквизита, предусмотренного п. 201.1 НКУ;

2) несоответствие показателей НН фактическим условиям поставки — цена, стоимость, номенклатура, количество товара и т. п. (в первую очередь, должно соблюдаться соответствие данных НН и первичных документов).

Там же налоговики прямо высказались о том, что несоблюдение правила о выравнивании реквизитов заглавной части НН по правому краю не является основанием для отказа в налоговом кредите.

В случае если покупателем получена НН с нарушением порядка ее заполнения (в том числе и не зарегистрирована в ЕРНН), то для сохранения права на налоговый кредит возможны 2 варианта действий:

1. Попросить поставщика заменить НН.

2. Если поставщик отказывается заменить НН или, к примеру, не может заменить НН по причине того, что уже прошли сроки ее регистрации в ЕРНН, — подать жалобу на поставщика (по форме согласно приложению 8 (Д8) «Заява про відмову постачальника надати податкову накладну (порушення ним порядку заповнення та/або порядку реєстрації в Єдиному реєстрі податкових накладних)(Д8)» к налоговой декларации по НДС).

Напомним, что в соответствии с п. 201.10 НК при отказе продавца товаров/услуг предоставить НН или в случае нарушения им порядка ее заполнения и/или порядка регистрации в ЕРНН покупатель таких товаров/услуг имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого поставщика, являющееся основанием для включения сумм НДС в состав налогового кредита.

Ничего страшного в подаче такой жалобы мы не видим. Ведь грозящая поставщику по требованиям абз. 12 п. 201.10 НК документальная внеплановая выездная проверка проводится только в том случае, если плательщик не предоставит ответ на письменный запрос налогового органа (п.п. 78.1.1 НК). При этом согласно Методрекомендациям ГНСУ от 15.05.2012 г. № 420 такой запрос может быть направлен плательщику в том случае, если будет установлен факт невключения продавцом суммы НДС в состав налоговых обязательств.

Заявление с жалобой на поставщика (приложение 8 (Д8) к декларации по НДС) следует подавать вместе с декларацией за тот отчетный (налоговый) период, в котором состоялся факт уплаты налога поставщику или факт получения товаров/услуг, что подтверждается соответствующими документами (поскольку именно в этом периоде у покупателя возникает право на формирование налогового кредита). Сделать это через период нельзя, не поможет в этом и уточняющий расчет (см. ЕБНЗ, раздел 130.25).

Вместе с тем в одной из консультаций, приведенных в письме ГНСУ от 01.11.2011 г. № 6451/7/15­3117­10, налоговики отметили, что заявление с жалобой на поставщика подается с декларацией за тот период, в котором плательщик включил сумму налога в состав налогового кредита. Получается, если налоговая накладная была получена с опозданием, то покупатель может подать жалобу на продавца вместе с НДС­декларацией за отчетный период, в котором получена налоговая накладная. Однако подобного рода консультация в ЕБНЗ числится как недействующая.

При этом следует отметить, что одного заявления с жалобой на продавца товаров/услуг для подтверждения права на налоговый кредит недостаточно. Пунктом 201.10 НК также установлено, что к заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом о бухучете, подтверждающих факт получения таких товаров/услуг.

Иными словами, к заявлению с жалобой необходимо приложить копии документов, подтверждающих возникновение первого налогового события (оплаты или получения товаров, услуг).

Копии названных документов необходимо представить вместе с той декларацией по НДС, с которой подается приложение 8 (Д8). Если плательщик НДС подает декларацию вместе с заявлением­жалобой (приложением 8 (Д8)) в электронном виде, то по нормам абз. 2 п. 21 разд. III Порядка № 1492 копии документов должны быть предоставлены плательщиком отдельно в порядке, предусмотренном для подачи налоговой отчетности в бумажном виде. На это также ранее обращали внимание налоговики в письме от 16.03.2011 г. № 7273/7/16­1117. Сделать это нужно, конечно же, с соблюдением предельных сроков подачи декларации по НДС. Количество листов, на которых подаются копии таких документов, также указывается в приложении 8 (Д8).

Приложение 8 (Д8) состоит из двух таблиц:

— первая заполняется, если продавец товаров/услуг отказался предоставить НН;

— вторая — если НН продавцом все же выдана, но с нарушением порядка ее заполнения и/или порядка ее регистрации в ЕРНН.

В первой таблице приложения 8 (Д8) есть специальная графа 7, которая предусмотрена для указания номера и даты документа, удостоверяющего факт отказа поставщика в выдаче налоговой накладной (при этом сразу отметим, что вторая таблица приложения 8 (Д8) указания подобных сведений не предусматривает). В отношении этой графы налоговики в ЕБНЗ (раздел 130.25) указали, что в ней необходимо указывать номер и дату документа, свидетельствующего о факте отказа, которым является письмо, свидетельствующее об обращении покупателя к поставщику с требованием предоставить налоговую накладную, и, при наличии, письмо, содержащее отказ поставщика ее предоставить.

Со своей стороны отметим, что абз. 11 п. 201.10 НК предусматривает право подать заявление с жалобой на поставщика товаров/услуг в случае отказа последнего предоставить налоговую накладную или в случае нарушения им порядка ее заполнения и/или порядка регистрации в ЕРНН без каких­либо дополнительных условий. О необходимости документального подтверждения факта отказа нигде речь не идет. Поэтому уведомлять поставщика о подаче жалобы на него покупатель не обязан. В графе 7 первой таблицы (в которой плательщик налога заявляет об отказе продавца товаров/услуг предоставить налоговую накладную) приложения 8 (Д8) можно смело ставить прочерк.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше