Темы статей
Выбрать темы

О некоторых вопросах рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) плательщиков налогов

Редакция НК
Письмо от 24.04.2013 г. № 2039/7/99-99-11-02-03-17

С чего начать рассрочку налогового долга?

Письмо Министерства доходов и сборов Украины от 24.04.2013 г. № 2039/7/99-99-11-02-03-17

«О некоторых вопросах рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) плательщиков налогов»

 

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) плательщиков налогов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 30.11.2012 г. № 1261 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 21 декабря 2012 г. под № 2143/22455 (далее — Порядок), решение о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга) по общегосударственным налогам и сборам на срок, который выходит за пределы одного бюджетного года, принимает руководитель (заместитель руководителя) Министерства доходов и сборов Украины по согласованию с Министерством финансов Украины.

Вместе с тем пунктом 3.1 Порядка определено, что для рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) плательщик налогов обращается в подразделение погашения налогового долга органа государственной налоговой службы по месту своего учета или по месту учета такого денежного обязательства (налогового долга) с письменным заявлением и прилагает соответствующий пакет документов.

То есть в любом случае плательщик налогов обязан обратиться именно в орган ГНС, в котором он или его денежное обязательство (налоговый долг) состоят на учете на дату обращения.

Если решение о рассрочке (отсрочке) принимает вышестоящий орган государственной налоговой службы, орган государственной налоговой службы по месту учета плательщика налогов или по месту учета его денежных обязательств (налогового долга) в течение 10 календарных дней рассматривает заявление плательщика, осуществляет анализ его финансового положения и формирует соответствующее заключение о возможности предоставления рассрочки (отсрочки), которое вместе с копиями документов, приложенных плательщиком к заявлению, направляет в адрес вышестоящего органа государственной налоговой службы.

В таком же порядке осуществляется рассмотрение заявления плательщика налогов в случае, если решение принимает Министерство доходов и сборов Украины. При этом Миндоходов принимает решение в течение 10 календарных дней (пункт 3.2 Порядка).

Таким образом, плательщик налогов обращается по месту налогового учета с заявлением и пакетом документов, а если сумма обязательства (долга) или срок рассрочки (отсрочки) лежат вне рамок компетенции органа ГНС, этот орган формирует соответствующее заключение и пересылает пакет документов органа ГНС регионального уровня, который, в свою очередь, анализирует режим рассрочки и вместе с собственным заключением направляет пакет документов в Миндоходов.

Указанное не лишает плательщика налогов права дополнительно обращаться в региональный орган ГНС и/или в Миндоходов, однако только его обращение в территориальный орган ГНС является обязательным.

При этом исключений или других условий о порядке рассмотрения обращений плательщиков налогов действующими законодательными и нормативными актами не предусмотрено.

Учитывая указанное, обращаю внимание на необходимость соблюдения вышеприведенного Порядка рассмотрения обращений плательщиков налогов по рассрочке или отсрочке денежных обязательств (налогового долга) на суммы, которые лежат вне компетенции государственных налоговых инспекций, а также на сроки, выходящие за пределы текущего бюджетного года.

 

Заместитель Министра
А. Игнатов

 

Комментарий редакции

Вопрос рассрочки и отсрочки денежных обязательств или налогового долга плательщика налогов регулируется ст. 100 НК. Детальнее о порядке отсрочки и рассрочки мы уже рассказывали на страницах издания («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2011, № 22 (22), с. 44-50).

Отметим, что не так давно был издан новый Порядок рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) плательщиков налогов, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 30.11.2012 г. № 1261, в связи с чем приказ ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1036, которым утвержден старый Порядок, был отменен. Новый приказ вступил в силу 08.01.2013 г.

Впрочем, о существенных изменениях механизма рассрочки и отсрочки денежных обязательств (налогового долга) говорить не приходится.

В комментируемом письме Миндоходов обращает внимание на несколько моментов в отношении рассматриваемого вопроса.

Во-первых, Министерство отмечает, что решение о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга) по общегосударственным налогам и сборам на срок, выходящий за пределы одного бюджетного года, принимает руководитель (заместитель руководителя) Министерства доходов и сборов Украины по согласованию с Министерством финансов Украины. При этом бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.

Отметим, что Порядок уже успел устареть, ведь в данном случае ссылается на руководителя (заместителя руководителя) ГНСУ, в то время как соответствующая служба уже стала достоянием истории.

Не до конца понятно, каким образом принимается аналогичное решение по местным налогам и сборам. Если решение о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга) в пределах одного бюджетного года принимает руководитель (его заместитель) органа ГНС, а кроме того, утверждает финансовый орган местного органа исполнительной власти, в бюджет которого зачисляются такие местные налоги или сборы, то о случаях принятия решений, которые выходят за пределы одного бюджетного года, в Порядке вообще не идет речи.

Во-вторых, описывая порядок принятия решения о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга), Миндоходов обращает внимание на то, что собственно от плательщика налогов при этом требуется только подача в подразделение погашения налогового долга органа ГНС по месту своего учета или по месту учета такого денежного обязательства (налогового долга) письменного заявления и соответствующего пакета документов, которые по своей сути являются экономическим обоснованием, которое состоит из:

— перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств;

— анализа финансового положения;

— графика погашения рассроченных (отсроченных) сумм;

— расчетов прогнозных доходов плательщика, гарантирующих выполнение графика погашения.

После этого плательщик должен смиренно ожидать решения органа ГНС и никаких активных действий совершать не обязан, что не отбирает у него права дополнительно обращаться в региональный орган ГНС и/или в Миндоходов.

Как нам кажется, главная цель этого письма — привести в рамки налогового законодательства отношения плательщиков и органов ГНС разного уровня и Миндоходов как органа наивысшего уровня относительно соответствующих обращений, тем самым подняв культуру этих взаимоотношений на более высокий, по сравнению с современным, уровень. Дело в том, что, не желая терять достаточно значительный промежуток времени на предыдущее рассмотрение соответствующего обращения плательщика налогов местным органом ГНС (10 календарных дней в соответствии с п. 3.2 Порядка), а если окончательное решение принимает Миндоходов — еще 10 календарных дней на рассмотрение соответствующего обращения региональным органом ГНС, некоторые плательщики сразу прибегают к обращениям в вышестоящие органы. Однако это противоречит действующему налоговому законодательству: обойти местный орган ГНС не удастся в любом случае. При этом обращение в региональный орган ГНС или даже в Миндоходов не приведет к положительным сдвигам в деле, если при этом плательщик предварительно не обратился в подразделение погашения налогового долга органа ГНС по месту своего учета или по месту учета денежного обязательства (налогового долга).

В конце отметим, что причиной принятия окончательного решения о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга) региональным органом ГНС или Миндоходов может быть ограничение суммы, по которой каждый из этих органов уполномочен принимать соответствующие решения. В следующей таблице приведем случаи и сроки рассмотрения обращений плательщиков налогов органами ГНС разных уровней и Миндоходов как органа наивысшего уровня.

Орган, принимающий окончательное решение

Возможные случаи

Сроки предварительного рассмотрения, календарных дней

Сроки принятия решения, календарных дней

Суммарный срок, в течение которого должно быть принято решение

сумма денежных обязательств

срок рассрочки (отсрочки)

местным органом ГНС

региональным органом ГНС

Орган ГНС по месту учета плательщика

Не более 300 тыс. грн.*

В пределах одного бюджетного года

30

30

Региональный орган ГНС

Более 300 тыс. грн., но не более 3 млн грн.**

В пределах одного бюджетного года

10

20

30

Министерство доходов и сборов Украины

Более 3 млн грн.

В пределах одного бюджетного года

10

10

10

30

Любая сумма

Выходит за пределы одного бюджетного года

* Если точнее, указанное ограничение полномочий в отношении суммы рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) распространяется на органы ГНС в городах с районным делением (кроме гг. Киева и Севастополя), в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонных и объединенных органах ГНС, специализированные государственные налоговые инспекции.

** Если точнее, указанное ограничение полномочий в отношении суммы рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) распространяется на органы ГНС в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе, Окружную ГНС — Центральный офис по обслуживанию крупных плательщиков налогов ГНС.

 

Юрий Товстопят

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше