Темы статей
Выбрать темы

Штрафы за нарушение налогового законодательства

Редакция НК
Статья

Штрафы за нарушение налогового законодательства

 

Под налоговыми правонарушениями понимают противоправные деяния (действия или бездействие) плательщиков налогов, налоговых агентов и/или их должностных лиц, а также должностных лиц контролирующих органов, которые привели к невыполнению или ненадлежащему выполнению требований, установленных НК и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (п. 109.1 НК).

Нарушения правил бывают случайными, умышленными или по незнанию. В любом случае они влекут за собой ответственность.

Так, согласно п. 111.1 НК за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяются следующие виды юридической ответственности: финансовая, административная и уголовная.

Далее будут представлены основные виды штрафных санкций, которые могут быть применены к плательщикам, налоговым агентам и/или их должностным лицам.

 

Финансовая ответственность

 

Заметим, что финансовая ответственность предусматривает применение штрафов и пени. Причем эта часть выпуска будет посвящена именно штрафным санкциям. А вот о начислении пени читайте на с. 24.

Согласно п.п. 14.1.265 НК штрафная санкция (финансовая санкция, штраф) — это плата в виде фиксированной суммы и/или процентов, взимаемая с плательщика налогов в связи с нарушением им требований налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы, а также штрафные санкции за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности.

Штрафы к плательщикам налогов применяются в течение предельных сроков, соответствующих срокам давности для начисления налоговых обязательств, определенных ст. 102 НК (ст. 114 НК). Таким образом, в общем случае штраф может быть наложен не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока выполнения налогового обязательства или за днем его фактического выполнения, если оно было выполнено позже.

В случае совершения плательщиком налогов двух или более нарушений законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, штрафы применяются за каждое совершенное разовое и продолжающееся нарушение отдельно, т. е. поглощение взысканий в данном случае не предусмотрено. В то же время согласно п. 116.2 НК за одно налоговое правонарушение может быть применен только один вид штрафа, предусмотренный НК или другими законами Украины.

Заметим, что привлечение к финансовой ответственности плательщиков налогов за нарушение законов по вопросам налогообложения, другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не освобождает их должностных лиц при наличии соответствующих оснований от привлечения к административной или уголовной ответственности.

п/п

Вид налоговых правонарушений

Норма НК

Ответственность

в случае совершения право-нарушения впервые

в случае неустранения либо повторного совершения правонарушения на протяжении определенного периода

1

2

3

4

5

1

Непредоставление в сроки и в случаях, предусмотренных НК, заявлений или документов для постановки на учет в соответствующем органе налоговой службы, регистрации изменений местонахождения или внесения прочих изменений в свои учетные данные, неподача исправленных документов для постановки на учет или внесения изменений

П. 117.1 НК

Штраф в размере:

170 грн.*

510 грн.**

В случае неустранения нарушения или повторного нарушения в течение года лицом, к которому были применены штрафные санкции за такое нарушение — штраф в размере:

340 грн.*

1020 грн.**

* Для самозанятых лиц.

**Для юрлиц, обособленных подразделений юрлица или юрлица, ответственного за начисление и уплату налогов в бюджет при исполнении договора о совместной деятельности.

Оштрафовать на основании п. 117.1 НК налогоплательщика могут в случае:

1) непредоставления им в сроки и в случаях, предусмотренных НК, заявлений и/или документов для постановки на учет в соответствующем органе ГНС.

Речь в первую очередь идет о непредоставлении документов, перечисленных в Порядке учета плательщиков. В целом, напомним, самостоятельно становиться на учет в органах ГНС субъектам хозяйствования, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре (ЕГР), не нужно. Госрегистратор передает органам ГНС уведомления и сведения из регистрационных карточек о совершении регистрационных действий, в том числе относительно создания или ликвидации обособленных подразделений юридических лиц (ч. 1 ст. 6 Закона о регистрации).

В то же время, к примеру, если у предприятия на основании п. 63.3 НК возникает необходимость стать на учет в налоговый орган по неосновному месту учета, то оно должно подать в налоговый орган по неосновному месту учета заявление по форме № 1-ОПП в течение 10 рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества либо открытия объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность или которые подлежат налогообложению по неосновному месту учета.

Налогоплательщики, своевременно не подавшие такое заявление, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с п. 117.1 НК;

2) непредоставления налогоплательщиками в сроки и в случаях, предусмотренных НК, заявлений и/или документов для регистрации изменений местонахождения или внесения других изменений в свои учетные данные.

О смене местонахождения/местожительства налоговый орган уведомит госрегистратор согласно принципу «единого окна». Соответственно к налогоплательщику, сведения о котором содержаться в ЕГР, ответственность за неуведомление отдельно ГНИ применяться не должна.

В то же время, если изменение местонахождения связано с изменением административно-территориальной единицы, в связи с чем осуществляется переход в другую налоговую, то в течение 10 календарных дней со дня госрегистрации изменения местонахождения юрлицо должно подать в ГНС по новому (!) местонахождению заявление по ф. № 1-ОПП, а предприниматели — по ф. № 5-ОПП с пометкой «Перерегистрация». В случае неподачи такого заявления в установленные сроки плательщики могут быть привлечены к ответственности в соответствии с п. 117.1 ст. 117 НК;

3) непредоставления исправленных документов для постановки на учет в соответствующем органе ГНС или внесения изменений в учетные данные.

В соответствии с п. 63.9 НК документы, подаваемые плательщиками налогов для постановки на учет в органах ГНС, проверяются органами ГНС и в случае выявления ошибок либо предоставления недостоверных сведений возвращаются для исправления.

Плательщики налогов, не подавшие в течение 5 календарных дней, следующих за днем получения возвращенных документов, исправленные документы для постановки на учет в органах ГНС или повторно подавшие такие документы с ошибками, несут ответственность в соответствии с п. 117.1 НК

2

Предоставление с ошибками или в неполном объеме, непредоставление сведений о лицах, ответственных за ведение бухгалтерского учета и/или составление налоговой отчетности, в соответствии с требованиями, установленными НК

П. 117.1 НК

Штраф в размере:

170 грн.*

510 грн.**

В случае неустранения нарушения или повторного нарушения в течение года лицом, к которому были применены штрафные санкции за такое нарушение — штраф в размере:

340 грн.*

1020 грн.**

* Для самозанятых лиц.

**Для юрлиц, обособленных подразделений юрлица или юрлица, ответственного за начисление и уплату налогов в бюджет при исполнении договора о совместной деятельности.

Кроме обязанности всех налогоплательщиков стать на учет или зарегистрироваться в органах ГНС (предусмотренной п. 63.2 НК), юридические лица и их обособленные подразделения также обязаны подавать органу ГНС сведения о лицах, ответственных за ведение бухгалтерского и/или налогового учета. Изначально эта информация приводится в форме № 1-ОПП, которая подается в 10-дневный срок со дня постановки на учет (п. 66.4 НК). В случае изменения сведений о лицах, которые ответственны за ведение бухучета (например, при смене главного бухгалтера, смене формы ведения бухгалтерского учета) в 10-дневный срок со дня возникновения таких изменений, плательщику необходимо подать в налоговый орган регистрационное заявление ф. № 1-ОПП с отметкой «Изменения» (п. 9.3 Порядка № 1588). В случае непредоставления сведений предприятию грозит штраф в размере 510 гривень. Также предприятие в этом случае подпадает под угрозу непризнания налоговой отчетности, ведь подпись лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, является обязательным реквизитом налоговой декларации. Учитывая то, что в данных налоговиков будут числиться данные о прежнем ответственном лице, подписание отчетности новым ответственным лицом ведет к признанию налоговой декларации недействительной

3

Неуведомление физическими лицами — предпринимателями и лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, о своем статусе банка или другого финансового учреждения при открытии счета

П. 118.3 НК

Штраф в размере 340 грн. за каждый случай неуведомления

Согласно п. 69.7 НК физические лица — предприниматели и лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, обязаны уведомлять о своем статусе банки и другие финансовые учреждения, в которых такие лица открывают счета.

Причем налоговики настаивают на том, что уведомлять банк о своем «предпринимательском» статусе нужно даже в том случае, если счет открывается не для предпринимательской деятельности, а для личных нужд физического лица (раздел 119.08 ЕБНЗ):

Вопрос. Обязаны ли банки и другие финансовые учреждения уведомлять органы ГНС об открытии счетов для собственных нужд ФЛП и лицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность, с целью постановки их на учет?

Ответ. <...> В соответствии со ст. 128 Хозяйственного кодекса Украины от 16 января 2003 года № 436-IV, с изменениями и дополнениями, гражданин-предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание.

В случае возникновения вопроса о взыскании налогового долга с плательщика налогов — физического лица — предпринимателя его имущество, в том числе и средства, находящиеся на его счетах в банках или других финансово-кредитных учреждениях, могут быть использованы для обеспечения выполнения налоговых обязательств такого плательщика налогов.

К тому же следует отметить, что нормами Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями, (далее — НКУ) и других законодательных актов не предоставлены полномочия ни одному органу или учреждению по определению перечня счетов плательщиков налогов, информация об открытии/закрытии которых должна подаваться в органы государственной налоговой службы.

Учитывая приведенное и в соответствии с п. 69.2 ст. 69 разд. ІІ НКУ банки обязаны направить уведомление об открытии или закрытии счета плательщика налогов — физического лица — предпринимателя или лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность, в орган государственной налоговой службы, в котором учитывается плательщик налогов, в течение трех рабочих дней со дня открытия/закрытия счета (включая день открытия/закрытия).

Отметим, что за неуведомление налогового органа об открытии счетов предпринимателям или самозанятым лицам банк несет финансовую ответственность, предусмотренную п. 118.1 НК.

В случае, когда физические лица — предприниматели или самозанятые лица при открытии счета не уведомили об этом банк, то последние не считают таких лиц плательщиками налогов и соответственно не уведомляют об этом ГНС. Поскольку банки не обязаны осуществлять проверку статуса физического лица, обратившегося в банк с целью открытия счета (письмо НБУ от 13.10.2011 г. № 25-113/2388-12062), то ответственность за неуведомление налогового органа об открытии счета в этом случае ложится на самих предпринимателей и самозанятых лиц

4

Непредоставление или нарушение порядка предоставления налогоплательщиком информации для формирования и ведения Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов, предусмотренного НК

П. 119.1 НК

Штраф в размере 85 грн.

За те же действия, совершенные плательщиком налогов, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение — штраф в размере 170 грн.

В соответствии с п. 70.7 ст. 70 НК физические лица — плательщики налогов обязаны подавать органам государственной налоговой службы сведения об изменении данных, вносимых в учетную карточку или уведомление (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и имеют отметку в паспорте), в течение месяца со дня возникновения таких изменений путем подачи соответствующего заявления по форме и в порядке, определенных центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики

5

Непредоставление или предоставление с нарушением установленных сроков, предоставление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками в налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов, суммы удержанного с них налога

П. 119.2 НК

Штраф в размере 510 грн.

За повторное нарушение в течение года — штраф в размере 1020 грн.

Налагается штраф в этом случае на налогового агента, уполномоченного на подачу налоговой отчетности из начисленных (уплаченных) доходов. К этой отчетности относится, в первую очередь, Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщика налога, и сумм удержанного с них налога (ф. № 1ДФ).

Так, штраф применяется за следующие нарушения:

непредоставление Налогового расчета по форме № 1ДФ;

— предоставление Налогового расчета по форме № 1ДФ с нарушением установленных сроков;

предоставление Налогового расчета по форме № 1ДФ не в полном объеме, с недостоверными сведениями либо с ошибками.

За любое из вышеназванных нарушений применяются штрафные санкции.

Следует заметить, что в ЕБНЗ (раздел 103.26) можно найти целый ряд разъяснений, в которых налоговики утверждают, что штраф, предусмотренный п. 119.2 НК, применяется даже:

1. Если ошибка не повлияла на сумму налогового обязательства по НДФЛ, подлежащую уплате (не содержится в графах 3а, 3, 4а и 4).

2. При самостоятельном исправлении ошибок.

Их логика простая: факт указания недостоверных сведений в ф. № 1ДФ был, а потому основания для штрафа есть.

Вместе с тем некоторые специалисты профильных госорганов придерживаются менее фискальной позиции. Например, по мнению главного консультанта секретариата Комитета ВРУ по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Татьяны Добродий, ошибки, не влияющие на показатели, указанные в графах 3, 3а, 4 и 4а, не должны приводить к такому штрафу (например, неправильный идентификационный номер работника или признак дохода) (см. «Праця і зарплата», 2012, № 12, с. 20).

Мы полностью разделяем такой подход, а кроме того, считаем, что штраф согласно п. 119.2 НК не должен применяться, если налоговый агент самостоятельно обнаружил ошибку и исправил ее в уточняющем расчете (до начала проверки налогового органа). Ведь после того как налоговый агент исправит ошибку в форме № 1ДФ, данные, предоставленные налоговому органу о суммах выплаченных физлицам доходов и суммах удержанного с них налога, станут уже достоверными. А значит, и оснований для применения санкций нет.

Относительно повторности нарушения. Как следует из Обобщающей налоговой консультации № 592, а также из письма ГНСУ от 05.04.2012 г. № 9993/7/15-1417, повторным будет считаться только однотипное нарушение (а не любое нарушение, дающее основания для применения штрафа по соответствующей статье НК), за которое в течение 365 дней плательщику было направлено уведомление-решение с суммой штрафных санкций. Так, если штраф по ст. 119 НК был применен за несвоевременную подачу ф. № 1ДФ, то если после этого налоговый агент подает расчет своевременно, но с ошибками, штраф все равно должен составить 510 грн.

6

Оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов без указания регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, или с использованием недостоверного регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, кроме случаев, определенных п. 119.2 НК

П. 119.3 НК

Штраф в размере 170 грн.

7

Непредоставление или несвоевременное предоставление налогоплательщиком или другими лицами, которые обязаны начислять и уплачивать налоги, сборы, налоговых деклараций (расчетов)

П. 120.1 НК

Штраф в размере 170 грн. за каждое такое непредоставление или несвоевременное предоставление

За те же действия, совершенные плательщиком налогов, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, штраф в размере 1020 грн. за каждое такое непредоставление или несвоевременное предоставление

Условия применения штрафной санкции:

1. Штраф применяется только к отчету, который считается налоговой декларацией. Налоговой декларацией согласно ст. 46 НК может признаваться только тот документ, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства. К примеру, Отчет о суммах налоговых льгот, подаваемый налоговому органу, не является налоговой декларацией, ведь на основании этого документа не производятся ни начисление, ни уплата налога в бюджет. Поэтому за его неподачу не могут быть наложены штрафы по п. 120.1 НК.

Штраф на основании п. 120.1 НК не применяется к Налоговому расчету по форме № 1ДФ. За его непредоставление или несвовременное предоставление применяются штрафные санкции, установленные п. 119.2 НК (см. п. 5).

Не может применяться штраф на основании п. 120.1 НК и в случае непредоставления или несвоевременного предоставления налоговому органу финансовой отчетности, ведь она не имеет статуса налоговой декларации.

Отметим также, что за непредоставление копий налоговых деклараций (например, если место подачи налоговой декларации по экологическому налогу не совпадает с местом учета плательщика, то он должен подать копию такой декларации налоговому органу по месту учета), штраф по п. 120.1 НК не применяется. На это обращали внимание налоговики в разъяснениях, размещенных в разделе 137.01 ЕБНЗ, в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 46, с. 42.

2. Основанием для начисления штрафа является установленный налоговиками факт непредоставления отчетности в установленный законодательством срок. Если срок предоставления декларации пропущен, то основание для применения штрафа уже имеется.

3. Когда нарушение считать повторным? Этот вопрос был разъяснен в Обобщающей налоговой консультации № 592, а также в письме ГНСУ от 05.04.2012 г. № 9993/7/15-1417. По мнению ГНСУ, нарушение будет являться повторным, если к плательщику в течение года (365 дней или 366 дней — для високосного года) уже был применен штраф за аналогичный проступок, т. е. было вынесено налоговое уведомление-решение с начислением санкций за аналогичный проступок. Причем вид налога, за который был применен штраф, значения не имеет. Отсчет 365 дней начинается с даты вынесения налогового уведомления-решения.

Пример 1. Предприятие не подало декларацию по экологическому налогу за I и II кварталы 2013 года. Предположим, что в течение 365 дней плательщику не выписывалось налоговое уведомление-решение за непредоставление налоговых деклараций. В этом случае на плательщика будет наложен штраф в размере 170 грн. за непредоставление налоговой декларации по экологическому налогу за I квартал и 170 грн. —за непредоставление налоговой декларации за II квартал. Повторным будет считаться только нарушение, совершенное после того, как в отношении налогоплательщика уже выписывалось налоговое уведомление-решение за аналогичный проступок (независимо от вида налога).

Пример 2. Предприятие несвоевременно подало декларацию по НДС за февраль 2013 года. За совершенное нарушение в апреле ему было выписано налоговое уведомление-решение о применении к нему штрафа на основании п. 120 НК в размере 170 грн. В июне предприятие допускает аналогичную ошибку в отношении декларации по земельному налогу. В этом случае за несвоевременную подачу декларации по земельному налогу на предприятие будет наложен штраф в размере 1020 грн.

Штраф на основании п. 120.1 НК уплачивается после вынесения налоговиками соответствующего уведомления-решения

8

Невыполнение налогоплательщиком требований, предусмотренных абз. 2 п. 50.1 ст. 50 НК об условиях самостоятельного внесения изменений в налоговую отчетность

П. 120.2 НК

Штраф в размере 5 % от суммы самостоятельно начисленного занижения налогового обязательства (недоплаты)

Речь идет о сумме самоштрафа, начисляемого плательщиком при самостоятельном исправлении ошибок, допущенных им в ранее поданных налоговых декларациях.

Отметим, что в случае обнаружения ошибок, допущенных в декларациях, за прошлые периоды, плательщик может исправить такие ошибки путем (п. 50.1 НК):

— подачи уточняющего расчета. Если ошибка привела к занижению налогового обязательства, в этом случае плательщику придется начислить и уплатить самоштраф в размере 3 %,

либо

— «исправиться» в налоговой декларации за любой следующий налоговый период. В случае занижения налогового обязательства сумма самоштрафа составляет 5 %. Вот об этом самоштрафе и идет речь в п. 120.2 НК.

Важно отметить, что самоштраф в размере 5 % уплачивается только в случае, если ошибка привела к недоплате налога в бюджет. Если недоплаты нет — самоштраф не начисляется.

При самостоятельном доначислении сумм налоговых обязательств другие штрафы, предусмотренные гл. 11 разд. II НК, не применяются.

Теперь о сроке уплаты самоштрафа. Так как ошибка исправляется в налоговой декларации за текущий период, то уплата самоштрафа в размере 5 % осуществляется в сроки уплаты текущего налогового обязательства по отчетной декларации. Попутно отметим, что при исправлении ошибки путем подачи отдельного уточняющего расчета самоштраф уплачивается до подачи такого уточняющего расчета (п. 50.1 НК).

Если штраф не будет уплачен своевременно, то он перейдет в разряд налогового долга (п.п. 14.1.175 НК).

Здесь также стоит учесть, что в случае самоисправления ошибок, которые допущены в период с 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г. и привели к занижению налоговых обязательств налогоплательщика, штрафные санкции применяются в размере не больше 1 гривни за каждое нарушение (п. 7 подразд. 10 разд. ХХ НК). Иными словами, если ошибка была допущена в указанный период времени, а обнаружена и исправлена в настоящий момент, то штраф составит всего 1 грн.

Кроме того, с 01.07.2012 г. обновленным п. 7 подразд. 10 разд. ХХ НК предусмотрена норма, которая освобождает плательщиков единого налога от уплаты штрафных санкций за нарушение в 2012 году:

— порядка исчисления единого налога;

— правильности заполнения налоговых деклараций;

— полноты уплаты единого налога.

Поэтому в случае исправления ошибок, допущенных единоналожниками в налоговой отчетности за периоды 2012 года, штрафные санкции не начисляются и не уплачиваются.

Также отметим, что при самостоятельном исправлении ошибок в случае занижения налоговых обязательств не избежать и пени. Подробнее об этом см. на с. 34

9

Необеспечение налогоплательщиком хранения первичных учетных и прочих регистров бухгалтерской и статистической отчетности, других документов по вопросам начисления и уплаты налогов и сборов в течение установленных ст. 44 НК сроков их хранения и/или непредоставление налогоплательщикам контролирующим органам оригиналов документов или их копий при осуществлении налогового контроля в случаях, предусмотренных НК

П. 121.1 НК

Штраф в размере 510 грн.

За повторное нарушение в течение года — штраф в размере 1020 грн.

Согласно п. 44.3 НК налогоплательщики обязаны обеспечить хранение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение не менее 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее неподачи — с предусмотренного НК предельного срока подачи такой отчетности. Если такие документы связаны с предметом проверки, которая уже началась, либо с проведением процедуры административного обжалования, принятого по ее результатам налогового уведомления-решения или судебного разбирательства, такие документы должны храниться до окончания проверки и предусмотренного законом срока обжалования принятых по ее результатам решений и/или решения дела судом, но не менее 1095 дней (п. 44.4 НК).

Возникает вопрос с тем, можно ли уничтожать документы, если истек срок 1095 дней, но эти документы не проверены налоговой? Если следовать требованиям НК, то продлевать срок в 1095 дней нужно только в том случае, если на момент истечения срока в 1095 дней началась проверка. Если на момент окончания сроков хранения проверка не начата, документы могут быть уничтожены. В то же время отметим, что согласно Перечню № 578 документы, которые фиксируют факт осуществления хозяйственных операций и являются основаниями для записей в регистрах бухгалтерского учета и налоговых документах, по истечении сроков их хранения могут быть уничтожены только при условии завершения проверки государственными налоговыми органами. Однако если истек срок в 1095 дней, по нашему мнению, для применения штрафа по п. 121.1 НК оснований нет.

При этом отметим, что согласно требованиям п. 44.5 НК в случае потери, повреждения или досрочного уничтожения документов налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого события в письменном виде уведомить орган государственной налоговой службы по месту учета в порядке, установленном НК для подачи налоговой отчетности. После этого налогоплательщик обязан восстановить утраченные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления уведомления в орган государственной налоговой службы.

Важно учитывать, что действующее законодательство не предусматривает смягчение вины налогоплательщика в случае утраты документов. Поэтому если до конца все документы восстановить не удалось, на «невосстановленную часть» в учете придется осуществить соответствующие корректировки (в первую очередь откорректировать налоговые расходы, налоговый кредит, при необходимости пересчитать сумму налога и т. д.).

Кроме того, нарушение сроков хранения бухгалтерских документов влечет административную ответственность по ст. 1642 КУоАП, так как является нарушением установленного порядка ведения бухгалтерского учета (см. письмо ГлавКРУ от 16.12.2002 г. № 02-18/724). За необеспечение надлежащего состояния первичного учета, которое может, в частности, найти проявление в необеспечении сохранности документов, на основании которых он ведется, закреплена ответственность в ст. 1863 КУоАП.

В некоторых случаях нарушение требований по хранению документов влечет за собой привлечение виновных лиц даже к уголовной ответственности

10

Неуплата (неперечисление) физическим лицом — плательщиком единого налога первой и второй групп авансовых взносов единого налога в порядке и сроки, определенные НК

П. 122.1 НК

Штраф в размере 50 % ставки единого налога

11

Самостоятельное определение контролирующим органом суммы налогового обязательства, уменьшение суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС на основаниях, определенных пп. 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4, 54.3.5, 54.3.6 п. 54.3 НК

П. 123.1 НК

Штраф в размере 25 % суммы определенного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения

При повторном нарушении в течение 1095 дней — штраф в размере 50 % суммы начисленного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения

Привлечение налогоплательщика к ответственности согласно п. 123.1 НК возможно, в частности, если:

— налогоплательщик не подает в установленные НК сроки налоговую декларацию;

— в результате проверки налогоплательщика выявлены нарушения налогового законодательства, которые привели к занижению налоговых обязательств по налогам и сборам, завышению задекларированной суммы бюджетного возмещения;

— решением суда, вступившим в законную силу, лицо признано виновным в уклонении от уплаты налогов (п.п. 54.3.4 НК).

Во всех перечисленных случаях орган ГНС самостоятельно определяет сумму налогового обязательства налогоплательщика и применяет к нему штраф в размере 25 % суммы доначисленного налогового обязательства или завышенной суммы бюджетного возмещения. При этом, если основанием для самостоятельного определения налоговым органом суммы налоговых обязательств является неподача налоговой декларации, кроме штрафа на основании п. 123.1 НК, к налогоплательщику применяется штраф, предусмотренный п. 120.1 НК.

Обратим внимание, что в случае завышения отрицательного значения, исходя из норм НК, штраф не применяется. Ведь сумма штрафа рассчитывается либо от суммы налогового обязательства, либо от суммы бюджетного возмещения.

Порядок начисления штрафов в случае самостоятельного начисления налогового обязательства органом ГНС рассмотрим на примере.

Пример. По результатам проверки налоговиками обнаружено занижение налоговых обязательств по НДС за февраль 2011 года на сумму 10000 грн. В этом случае сумма штрафа составит 2500 грн. (10000 грн. х 25 % : 100 %).

Плательщику также нужно будет уплатить и пеню, которая рассчитывается за период со 2 марта 2011 года (последний день предельного срока уплаты налогового обязательства по декларации за февраль 2011 года) по день уплаты налогового обязательства (включительно).

Подробнее о расчете пени см. на с. 34.

При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства и/или уменьшении суммы бюджетного возмещения размер ответственности налогоплательщика возрастает. В этом случае величина штрафа составит уже 50 % суммы начисленного налогового обязательства или завышенной суммы бюджетного возмещения. При этом повторным будет считаться только однотипное нарушение. Например, уменьшение по результатам проверки налогоплательщика суммы бюджетного возмещения не будет считаться повторным нарушением, если в течение 1095 дней налоговый орган определял налоговое обязательство налогоплательщика по причине непредоставления им налоговой декларации

12

Использование плательщиком налогов (должностными лицами плательщика налога) сумм, не уплаченных в бюджет в результате получения (применения) налоговой льготы, не по назначению и/или вопреки условиям либо целям ее предоставления согласно закону по вопросам соответствующего налога, сбора (обязательного платежа)

П. 123.2 НК

Взыскание в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей), которые подлежали начислению без применения налоговой льготы

Данная штрафная санкция не является самостоятельной мерой ответственности, а применяется вместе со штрафом, предусмотренным п. 123.1 НК

13

Отчуждение плательщиком налогов имущества, находящегося в налоговом залоге, без предварительного согласия органа ГНС (в настоящее время — Миндоходов), если получение такого согласия является обязательным согласно НК

П. 124.1 НК

Штраф в размере стоимости отчужденного имущества

Получение согласия органа ГНС на отчуждение имущества, пребывающего в налоговом залоге, в общем случае является обязательным согласно абз. 2 п. 92.1 НК. Исключением являются случаи, когда:

— в налоговом залоге находятся только готовая продукция, товары и товарные запасы. В таком случае плательщик налогов может отчуждать такое имущество без согласия органа ГНС, но только при условии, что отчуждение осуществляется за денежные средства по ценам не ниже обычных, а средства от такого отчуждения будут направлены в полном объеме в счет выплаты заработной платы, уплаты ЕСВ и/или погашения налогового долга;

— орган ГНС в течение 10 дней с момента получения от плательщика налогов соответствующего обращения не дал такому плательщику налогов ответ о предоставлении (непредоставлении) согласия.

Напомним, что согласно п.п. 14.1.31 НК отчуждение имущества — это любые действия плательщика налогов, в результате совершения которых такой плательщик налогов в порядке, предусмотренном законом, теряет право собственности на имущество, принадлежащее такому плательщику налогов, или право пользования, в частности, природными ресурсами, которые в определенном законодательством порядке предоставлены ему в пользование. Исходя из этого любые другие операции с залоговыми активами, которые хоть и подлежат согласованию, но не связаны с передачей права собственности другому лицу, полагаем, не должны приводить к применению штрафа

14

Нарушение порядка получения и использования торгового патента:

— нарушение порядка использования торгового патента, предусмотренного пп. 267.6.1 — 267.6.3 НК

субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сфере развлечений

Абз. 2 п. 125.1 НК

Штраф в размере сбора на один календарный квартал

другими субъектами хозяйствования, осуществляющими патентуемую деятельность

Штраф в размере сбора на один календарный месяц

14

 

Под нарушение порядка использования торгового патента согласно пп. 267.6.1 — 267.6.3 НК подпадают следующие виды правонарушений:

1) неразмещение оригинала (нотариально удостоверенной копии) торгового патента:

— на фронтальной витрине магазина, а при ее отсутствии — около регистратора расчетных операций;

— на фронтальной витрине малой архитектурной формы;

— на табличке в автомагазинах, на развозках и других видах передвижной торговой сети, а также на лотках, прилавках и других видах торговых точек, открытых в отведенных для торговой деятельности местах;

— в пунктах обмена иностранной валюты;

— в помещениях для предоставления платных услуг, а также в помещениях, в которых проводятся развлекательные игры;

2) необеспечение открытости и доступности для обзора торгового патента;

3) непредоставление оригинала торгового патента для осмотра уполномоченным законом лицам в случае когда в местах, перечисленных в п.п. 267.6.1 НК, размещена его копия

— осуществление без получения соответствующих торговых патентов или с нарушением порядка их использования, предусмотренного пп. 267.6.4 — 267.6.6 НК

торговой деятельности в пунктах продажи товаров

Абз. 3 п. 125.1 НК

Штраф в двойном размере сбора за весь период осуществления такой деятельности

но (!)

не менее двойного его размера за один месяц

деятельности по предоставлению платных бытовых услуг

торговли валютными ценностями в пунктах обмена иностранной валюты

деятельности в сфере развлечений

Абз. 6 п. 125.1 НК

Штраф в восьмикратном размере сбора за весь период осуществления такой деятельности

но (!)

не менее восьмикратного его размера за один квартал

Под нарушение порядка использования торгового патента согласно пп. 267.6.4 — 267.6.6 НК подпадают следующие виды правонарушений:

1) осуществление деятельности, предусмотренной ст. 267 НК, с торговым патентом, но не на территории, на которую распространяются полномочия органа, осуществившего регистрацию субъекта хозяйствования или по месту нахождения его обособленного подразделения;

2) передача торгового патента другому субъекту хозяйствования или другому обособленному подразделению такого субъекта;

3) осуществление торговой деятельности с использованием передвижной торговой сети (автомагазин, развозка и т. п.) с торговым патентом за пределами Украины

— осуществление реализации товаров, определенных п. 267.2 НК, без получения льготного торгового патента* или с нарушением порядка его получения и использования, пре-дусмотренного пп. 267.6.4 — 267.6.6 НК

Абз. 4 п. 125.1 НК

Штраф в пятикратном размере сбора за весь период осуществления такой деятельности

но (!)

не менее пятикратного его размера за год

* В соответствии с п.п. 14.1.146 НК льготный торговый патент — это торговый патент на осуществление торговой деятельности определенными видами товаров, определенных ст. 267 НК.

— осуществление торговой деятельности без приобретения краткосрочного патента* или с нарушением порядка его получения и использования, пре-дусмотренного пп. 267.6.4 — 267.6.6 НК

Абз. 5 п. 125.1 НК

Штраф в двойном размере сбора за весь срок такой деятельности

* Согласно п.п. 14.1.92 НК краткосрочный торговый патент представляет собой торговый патент на осуществление торговой деятельности, срок действия которого не превышает 15 календарных дней .

— неуплата (неперечисление) субъектом хозяйствования сумм сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, указанных в п.п. 267.1.1 НК в порядке и в сроки, определенные НК

Абз. 7, 8 п. 125.1 НК

Штраф в размере 50 % ставок сбора, установленных ст. 267 НК

Заметьте: для целей применения данной санкции под неперечислением суммы сбора стоит понимать не только отсутствие соответствующего платежа в установленные сроки, но также уплату сбора в неполном объеме, не в установленные сроки или же не по установленному месту уплаты

15

Неуплата плательщиком налогов согласованной суммы денежного обязательства и/или авансовых взносов по налогу на прибыль предприятий в течение сроков, определенных НК

при задержке до 30 календарных дней включительно

П. 126.1 НК

Штраф в размере 10 % погашенной суммы налогового долга*

при задержке более 30 календарных дней

Штраф в размере 20 % погашенной суммы налогового долга*

Согласно разъяснению, приведенному в ЕБНЗ в подкатегории 137.01, начисление штрафных санкций в случае нарушения субъектом хозяйствования сроков уплаты денежных обязательств осуществляется органами ГНС (сейчас — Миндоходов) в порядке и размерах, предусмотренных НК. Вместе с тем самостоятельное начисление и уплата штрафных санкций за задержку сроков уплаты денежных обязательств плательщиком налогов НК не предусмотрены. Таким образом, налогоплательщику на сумму штрафа за несвоевременную уплату налоговых обязательств выпишут налоговое уведомление-решение (форма «Ш», утвержденная приказом № 1236) (см. абз. 4 п. 2.2 Порядка № 1236). Уплатить такой штраф необходимо в течение 10 календарных дней со дня получения налогового уведомления-решения.

Если плательщик налогов считает, что контролирующий орган составил или вручил налоговое уведомление-решение с нарушением требований ст. 58 НК или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходящее за рамки полномочий контролирующего органа, установленного НК или другими законами Украины, он имеет право в соответствии со ст. 56 НК решения, принятые контролирующим органом, обжаловать в административном или судебном порядке. В течение указанного срока налоговые требования по обжалуемому налогу не направляются, а обжалуемая сумма денежного обязательства считается несогласованной (см. разъяснение в подкатегории 137.01 ЕБНЗ).

Заметьте, что для плательщика единого налога — юридического лица, на карточке лицевого счета которого числится переплата по единому налогу, сумма денежного обязательства, указанного в налоговой декларации, погашается за счет переплаты, а штрафные санкции за неуплату денежного обязательства в установленные действующим законодательством сроки к плательщику не применяются. Также к плательщикам единого налога — юридическим лицам не применяются штрафные санкции, если денежное обязательство, указанное в налоговой декларации, уплачено таким плательщиком в установленные действующим законодательством сроки, но не в полном объеме (см. письмо ГНС от 18.10.2012 г. № 6401/0/71-12/15-2217є).

Напомним, что перенос предельного срока уплаты денежного обязательства на ближайший рабочий день в случае, когда такой предельный срок приходится на выходной или праздничный день, НК не допускается.

Имейте в виду, что после окончания установленных НК сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга также начисляется пеня (подробнее см. на с. 31—34).

Что касается неуплаты плательщиками налога на прибыль авансовых взносов по этому налогу, то отметим следующее. Согласно письму ГНС от 29.01.2013 г. № 2267/7/15-1317 не применяются штрафные санкции к плательщикам налога на прибыль, уплатившим авансовые взносы в январе 2013 года (до установления кодов для уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль), на другие коды бюджетной классификации для уплаты налога на прибыль.

Поскольку расчет штрафа привязан к сумме налогового долга, представляющей собой сумму согласованного денежного обязательства с учетом штрафа и пени (при их наличии), то возникает вопрос о наличии основания для применения штрафа к неуплаченным авансовым взносам за январь — февраль 2013 года. Ведь по общим правилам согласованным налоговое обязательство становится, если оно либо самостоятельно приведено налогоплательщиком в налоговой декларации, либо определено органом ГНС и по нему закончился срок обжалования. А поскольку переходные авансовые взносы за январь и февраль 2013 года не отражаются в годовой Налоговой декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом Минфина от 28.09.2011 г. № 1213 (форма декларации этого не предусматривает), то оснований считать налоговое обязательство согласованным нет. Однако налоговики в Обобщающей налоговой консультации об особенностях подачи деклараций по налогу на прибыль и уплаты налога в 2013 году, утвержденной приказом ГНС от 21.12.2012 г. № 1171, в ответе на вопрос 9 высказали свою позицию, в соответствии с которой авансовые взносы, уплачиваемые в январе и феврале 2013 года, также являются согласованными суммами налоговых обязательств, следовательно, за их несвоевременную уплату также применяются штрафные санкции, предусмотренные п. 126.1 НК

* Налоговый долг — это сумма согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), но не уплаченного плательщиком налогов в установленный НК срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства (п.п. 14.1.175 НК).

16

Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов плательщиком налогов, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого плательщика налогов

П. 127.1 НК

Штраф в размере 25 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет

Повторно в течение 1095 дней — 50 % суммы налога

В третий раз и более в течение 1095 дней — 75 % суммы налога

Ответственность за погашение суммы налогового обязательства или налогового долга, возникающего в результате неначисления, неудержания и/или неуплаты (неперечисления налогов), и обязанность по погашению такого налогового долга возлагается на лицо, определенное НК, в том числе на налогового агента. При этом плательщик налога — получатель таких доходов освобождается от обязанностей погашения такой суммы налоговых обязательств или налогового долга, кроме случаев, установленных разд. IV НК.

Ныне налоговым законодательством, в частности, предусмотрены следующие налоги, которые удерживаются и уплачиваются у источника выплаты:

— НДФЛ (п.п. 168.1.1 НК);

— авансовый взнос по налогу на прибыль при выплате дивидендов (п.п. 153.3.2 НК) (кроме случаев, предусмотренных п.п. 153.3.5 НК). Согласно разъяснению, приведенному в подкатегории 102.33 ЕБНЗ, рассматриваемые штрафные санкции применяются и в том случае, когда по результатам камеральной проверки обнаружено, что в строке 13 Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия и в строке 13.5.1 приложения ЗП к ней не указана сумма авансового взноса, на которую уменьшается сумма начисленного налога на прибыль отчетного периода, но при этом плательщик налога своевременно уплатил сумму такого авансового взноса;

— налог на доходы нерезидентов (п. 160.2 НК);

— налог на прибыль с доходов от фрахта (п. 160.5 НК).

Также в соответствии со ст. 129 НК после истечения установленных НК сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга начисляется пеня (см. подробнее на с. 31, 38). Это, в частности, подтверждает письмо ГНС в Харьковской области от 25.02.2013 г. № 363/А/17.1-14

17

Неподача или подача налоговой информации банками или другими финансовыми учреждениями с нарушением срока, определенного НК, органам ГНС (сейчас — Миндоходов)

П. 128.1 НК

Штраф в размере 170 грн.

Повторно в течение года — 340 грн.

18

Нарушение порядка целевого использования некоторых видов подакцизных товаров:

— нецелевое использование субъектами хозяйствования спирта этилового и биоэтанола, полученных в качестве сырья для производства продукции, указанной в п.п. 229.1.1 НК*

П.п. 229.1.17 НК

Штраф в размере, исчисляемом исходя из объемов использованных не по назначению спирта этилового и биоэтанола и ставки акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 НК, увеличенной в 1,5 раза

— нецелевое использование субъектами хозяйствования легких и тяжелых дистиллятов**

полученных в качестве сырья для производства этилена

П.п. 229.2.16 НК

Штраф в размере, исчисляемом исходя из объемов использованных не по назначению легких и тяжелых дистиллятов и ставки акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 НК, увеличенной в 1,5 раза

ввезенных в качестве сырья для производства этилена

П.п. 229.3.18 НК

— нецелевое использование субъектами хозяйствования нефтепродуктов, полученных в качестве сырья для производства в химической промышленности***

полученных в качестве сырья для производства в химической промышленности

П.п. 229.4.16 НК

Штраф в размере, исчисляемом исходя из объемов использованных не по назначению нефтепродуктов и ставки акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 НК, увеличенной в 1,5 раза

ввезенных в качестве сырья для производства в химической промышленности

П.п. 229.5.18 НК

— нецелевое использование субъектами хозяйствования веществ, используемых в качестве компонентов моторных топлив****

полученных в качестве сырья для производства в химической промышленности

П.п. 229.6.14 НК

Штраф в размере, исчисляемом исходя из объемов указанных веществ, использованных не по назначению, и ставки акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 НК, увеличенной в 1,5 раза

ввезенных в качестве сырья для производства в химической промышленности

П.п. 229.7.16 НК

В соответствии со ст. 229 НК акцизный налог рассчитывается с применением ставки налога:

а) 0 грн. за 1 литр 100-процентного спирта со:

— спирта этилового, используемого предприятиями первичного и смешанного виноделия для производства виноградных, плодово-ягодных, других виноматериалов и сусла и вермутов;

— спирта этилового, используемого для производства лекарственных средств (в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов), кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров;

— спирта этилового денатурированного (спирта технического), реализуемого субъектам хозяйствования с целью его использования в качестве сырья для производства продуктов органического синтеза, не содержащих в своем составе более 0,1 % остаточного этанола;

— биоэтанола, используемого предприятиями для производства бензинов моторных смесевых с содержанием биоэтанола, этил-трет-бутилового эфира (ЭТБЭ), других добавок на основе биоэтанола;

— биоэтанола, используемого для производства биотоплива;

б) 0 евро за 1000 кг легких и тяжелых дистиллятов, реализуемых в качестве сырья для производства этилена;

в) 0 евро за 1000 кг нефтепродуктов, реализуемых в качестве сырья для производства в химической промышленности;

г) 0 евро за 1000 кг веществ, используемых в качестве компонентов моторных топлив, реализуемых в качестве сырья для производства в химической промышленности.

Ввоз на таможенную территорию Украины подакцизных товаров, приведениных выше в пп. б — г, осуществляется без уплаты акцизного налога.

Однако чтобы иметь возможность применения подобных льгот, необходимо обязательное соблюдение целевого использования указанных подакцизных товаров, подтвержденное соответствующей справкой. В случае несоблюдения такового к плательщикам акцизного налога применяются рассматриваемые в строке 19 этой таблицы штрафные санкции.

При этом данные об объемах использованных не по целевому назначению подакцизных товаров отражаются в графе 12 приложения 7 — для спирта этилового и в графе 10 приложения 8 — для нефтепродуктов. Отдельного места, в котором бы отражались объемы использованных не по целевому назначению веществ, используемых как компоненты моторных топлив, формой Декларации акцизного налога и приложений к ней, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12 2010 г. № 1030, не предусмотрено. Предполагаем, что ввиду того, что нефтепродукты и вещества, используемые как компоненты моторных топлив, принадлежат к одной группе подакцизных товаров, объемы последних, использованные не по целевому назначению, также стоит отражать в графе 10 приложения 8

* Справка о целевом использовании спирта этилового подается в органы Миндоходов по месту регистрации плательщика налога по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 19.04.2011 г. № 224.

** Справка о целевом использовании легких и тяжелых дистиллятов в качестве сырья в производстве этилена подается в органы Миндоходов по месту регистрации плательщика налога по форме, утвержденной приказом Минфина от 17.02.2012 г. № 196.

*** Справка о целевом использовании нефтепродуктов в качестве сырья для производства в химической промышленности подается в органы Миндоходов по месту регистрации плательщика налога по форме, утвержденной приказом Минфина от 07.08.2012 г. № 899.

**** Справка векселедателя о целевом использовании в качестве сырья для производства в химической промышленности веществ, используемых в качестве компонентов моторных топлив, подается в органы Миндоходов по месту регистрации плательщика налога по форме, утвержденной приказом Минфина от 27.03.2013 г. № 430.

19

 

Занижение налогового обязательства прошедших налоговых периодов, выявленное налогоплательщиком самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки*) до начала его проверки контролирующим органом при условии уплаты суммы такой недоплаты и штрафа до предоставления уточняющего расчета

П.п. «а» абз. 3 п. 50.1 НК

Штраф в размере 3 % от суммы недоплаты

В случае, когда субъект хозяйствования до начала проверки контролирующим органом самостоятельно обнаружил факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов и предоставил уточняющую декларацию (расчет), но без соответствующей уплаты доначисленных сумм обязательств и без уплаты штрафа, к такому субъекту хозяйствования применяется штраф, предусмотренный п.п. «б» абз. 3 п. 50.1 НК (см. строку 20 этой таблицы).

Занижение налогового обязательства прошлых периодов влечет за собой также наложение пени по п.п. 129.1.2 НК (см. с. 34—38)

20

Занижение налогового обязательства прошедших налоговых периодов, выявленное налогоплательщиком самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки*) до начала его проверки контролирующим органом при условии отражения суммы такой недоплаты в составе декларации по этому налогу, подаваемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства

П.п. «б» абз. 3 п. 50.1 НК

Штраф в размере 5 % от суммы недоплаты

Дополнительно см. пояснение к строке 8 этой таблицы на с. 13

* Напомним, что электронные проверки, предусмотренные НК, проводятся в отношении плательщиков налогов:

— применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности — с 1 января 2014 года;

— субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса — с 1 января 2015 года;

— других плательщиков налогов — с 1 января 2016 года.

21

 

Несвоевременное погашение налогового векселя, выданного отечественными предприятиями судостроительной промышленности при ввозе в таможенном режиме импорта на таможенную территорию Украины оборудования, оснащения и комплектующих, не производимых в Украине, для использования в хозяйственной деятельности, Перечень которых утвержден постановлением КМУ от 28.05.2012 г. № 466

П. 6 подразд. 3 разд. ХХ НК

Штраф в размере 1 % суммы НДС, указанной в налоговом векселе, за каждый день нарушения срока, включая день погашения, но не более 50 % суммы векселя

Несвоевременное погашение налогового векселя, выданного субъектами хозяйствования, реализующими инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики, одобренные в соответствии с Законом № 5205, при ввозе в таможенном режиме импорта на таможенную территорию Украины оборудования (приспособлений) и комплектующих изделий к нему, которые освобождаются от обложения ввозной пошлиной в порядке, определенном п.п. 10 п. 4 разд. XXI ТК

Согласно п. 5 подразд. 3 разд. ХХ НК срок погашения налогового векселя наступает:

для предприятий судостроительной промышленности — на дату возникновения налоговых обязательств по поставке построенного судна, для строительства которого было ввезено оборудование, приспособления и комплектующие, с применением вексельной формы расчетов по налогу на добавленную стоимость;

для субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики, одобренные в соответствии с Законом № 5205 , — на 60-й календарный день со дня его выдачи таможенному органу;

в случае нецелевого использования указанных товаров — в налоговом периоде, на который приходится их нецелевое использование (в таком случае субъекту хозяйствования также придется уплатить пеню).

При этом заметьте: погашение налогового векселя осуществляется исключительно путем перечисления средств в Государственный бюджет Украины, а частичное погашение налогового векселя запрещено

Дополнительные нюансы взыскания штрафных санкций:

1. В случае совершения ряда правонарушений, рассмотренных в этой таблице, НК предусматривает взыскание повышенных размеров штрафов в случае, если правонарушение совершается налогоплательщиком, к которому в течение года уже был применен штраф за аналогичное правонарушение, или же правонарушение совершается повторно в течение 1095 дней. В таком случае следует учитывать следующие моменты:

1) повторность устанавливается только по отношению к тем нарушениям, которые совершены после 01.01.2011 г., т. е. после вступления в силу НК;

2) повторным считается только однотипное правонарушение;

3) если субъект хозяйствования пребывает на учете в органах Миндоходов по основному и неосновному месту учета, то при определении «повторного» правонарушения, с целью применения штрафных санкций за неподачу или несвоевременную подачу налоговой отчетности, нужно учитывать результаты камеральной проверки по налогам и сборам каждого органа Миндоходов, как по основному, так и по неосновному местонахождению.

2. Штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не более 1 гривни за каждое нарушение (п. 7 подразд. 10 разд. ХХ НК).

3. Штрафные санкции не применяются к плательщикам единого налога за нарушение в 2012 году:

— порядка исчисления единого налога;

— правильности заполнения налоговых деклараций плательщика единого налога;

— полноты уплаты сумм единого налога.

Причем перечень правонарушений, за которые в 2012 году снята финансовая ответственность, является исчерпывающим. Так, согласно письму ГНС от 02.08.2012 г. № 21000/7/17-12/7 в 2012 году мораторий на применение штрафных (финансовых) санкций не распространяется на отдельные виды ответственности за нарушение действующего законодательства, применяемого к физическим лицам — предпринимателям — плательщикам единого налога, в частности за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых взносов единого налога, квартальных платежей и неподачу или несвоевременную подачу налоговой отчетности.

Попутно отметим, что согласно п. 4 разд. ІІ Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию некоторых налоговых норм» от 24.05.2012 г. № 4834-VI не применяются административные взыскания (штрафы), предусмотренные ст. 1641 КоАП за неправильность заполнения в 2012 году плательщиками единого налога книги учета доходов и книги учета доходов и расходов.

4. К налоговым правонарушениям независимо от даты их совершения применяются штрафные санкции в размерах, определенных НК на день принятия решений по применению таких штрафных (финансовых) санкций с учетом того, что штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не более 1 гривни за каждое нарушение (п. 11 подразд. 10 разд. ХХ НК).

5. До 1 января 2014 года не применяются штрафные санкции за неподачу или нарушение срока подачи физическими лицами в органы государственной налоговой службы сведений об изменении данных, вносимых в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов (п. 14 подразд. 10 разд. ХХ НК).

6. Не применяются финансовые санкции за нарушение налогового законодательства по результатам деятельности во втором — четвертом календарных кварталах 2011 года к (п. 6 подразд. 10 разд. ХХ НК):

— плательщикам налога на прибыль предприятий;

— плательщикам налогов, перешедших на общую систему налогообложения. При этом согласно письму ВАСУ от 04.05.2012 г. № 1197/12/13-12 при отсутствии соответствующих ограничений в п. 6 подразд. 10 разд. XX НК установленное этой нормой освобождение должно распространяться на любые нарушения налогового законодательства, совершенные лицами, ранее находившимися на упрощенной системе налогообложения, а не только на нарушение этими лицами правил взимания налога на прибыль

 

Административная ответственность

 

Согласно ч. 1 ст. 9 КоАП административная ответственность предусмотрена за противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. В таблице ниже приведены штрафные санкции за нарушения налогового законодательства, предусмотренные КоАП.

№ п/п

Вид налоговых правонарушений

Норма КоАП

Ответственность

в случае совершения правонарушения впервые

в случае повторного совершения правонарушения в течение года

1

Отсутствие налогового учета, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета, в том числе непредоставление или несвое-временное предоставление аудиторских заключений, предоставление которых предусмотрено законами Украины

Ст. 1631

Штраф в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.)

Штраф в размере от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.)

2

Непредоставление или несвоевременное предоставление должностными лицами предприятий, учреждений и организаций платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей)

Ст. 1632

Штраф в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.)

Штраф в размере от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.)

3

Невыполнение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, включая учреждения НБУ, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, законных требований должностных лиц органов ГНС

Ст. 1633

Предупреждение или штраф в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.)

Штраф в размере от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.)

4

Неудержание или неперечисление в бюджет сумм НДФЛ при выплате физическому лицу доходов, перечисление НДФЛ за счет средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством), неуведомление или несвоевременное уведомление органов ГНС по установленной форме о доходах граждан должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, а также гражданами — субъектами предпринимательской деятельности

Ст. 1634

Предупреждение или штраф в размере от 2 до 3 ннмдг (от 34 до 51 грн.)

Штраф в размере от 3 до 5 ннмдг (от 51 до 85 грн.)

5

Неподача или несвоевременная подача гражданами деклараций о доходах или включение в декларацию искаженных данных, неведение учета или ненадлежащее ведение учета доходов и расходов, для которых законами Украины установлена обязательная форма учета

Ст. 1641

Предупреждение или штраф в размере от 3 до 8 ннмдг (от 51 до 136 грн.)

Штраф в размере от 5 до 8 ннмдг (от 85 до 136 грн.)

6

Хранение или транспортировка алкогольных напитков или табачных изделий, на которых нет надлежащим образом размещенных марок акцизного налога, или с поддельными или фальсифицированными марками акцизного налога должностными лицами предприятий-производителей, импортеров и продавцов этих товаров

Ч. 1 ст. 1645

Штраф в размере от 50 до 200 ннмдг (от 850 до 3400 грн.) с конфискацией таких алкогольных напитков или табачных изделий

Штраф* в размере от 200 до 500 ннмдг (от 3400 до 8500 грн.) с конфискацией таких алкогольных напитков или табачных изделий

* Такая мера админответственности применяется и в случае осуществления правонарушения в крупных размерах.

При этом под крупным размером следует понимать стоимость алкогольных напитков или табачных изделий, которые в сто или более раз превышают ннмдг (свыше 1700 грн.).

7

Незаконное хранение марок акцизного налога

Ч. 3 ст. 1645

Штраф в размере от 50 до 200 ннмдг (от 850 до 3400 грн.) с конфискацией таких алкогольных напитков или табачных изделий

 

Уголовная ответственность

 

В соответствии с ч. 1 ст. 2 УК основанием для уголовной ответственности является совершение лицом общественно опасного деяния, содержащего состав преступления, предусмотренного УК. Штрафные санкции, предусмотренные УК за нарушение налогового законодательства, представлены в следующей таблице.

№ п/п

Вид налоговых правонарушений

Норма УК

Ответственность

1

Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), входящих в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, либо лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или любым другим лицом, которое обязано их уплачивать, если данные деяния привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды денежных средств в значительных размерах*

Ч. 1 ст. 212

Штраф в размере от 1000 до 2000 ннмдг (от 17000 до 34000 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

* Под значительным размером денежных средств следует понимать суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в тысячу и более раз превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан (ннмдг) (примечание к ст. 212 УК). При этом в соответствии с ч. 5 подразд. 1 разд. XX НК, если нормы законов содержат ссылки на ннмдг, то для целей применения норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений сумма ннмдг устанавливается на уровне налоговой социальной льготы , определенной п.п. 169.1.1 разд. IV НК для соответствующего года. Таким образом, в 2013 году значительным размером считается сумма, превышающая 573500 грн.

2

Такие же деяния (см. п. 1), совершенные по предварительному сговору группой лиц, либо если они привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды денежных средств в крупных размерах*

Ч. 2 ст. 212

Штраф в размере от 2000 до 3000 ннмдг (от 34000 до 51000 грн.) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

* Под крупным размером денежных средств следует понимать суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в три тысячи и более раз превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан (ннмдг). При этом в соответствии с ч. 5 подразд. 1 разд. XX НК, если нормы законов содержат ссылки на ннмдг, то для целей применения норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений сумма ннмдг устанавливается на уровне налоговой социальной льготы , определенной п.п. 169.1.1 разд. IV НК для соответствующего года. Следовательно, в 2013 году крупным размером считается сумма, превышающая 1720500 грн.

3

Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 212 УК, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), либо если они привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды денежных средств в особо крупных размерах*

Ч. 3 ст. 212

Штраф в размере от 15000 до 25000 ннмдг (от 25500 до 425000 грн.) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества

* Под особо крупным размером денежных средств следует понимать суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в пять тысяч и более раз превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан (ннмдг). При этом в соответствии с ч. 5 подразд. 1 разд. XX НК, если нормы законов содержат ссылки на ннмдг, то для целей применения норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений сумма ннмдг устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной п.п. 169.1.1 разд. IV НК для соответствующего года. Таким образом, в 2013 году особо крупным размером считается сумма, превышающая 2867500 грн.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше