Темы статей
Выбрать темы

Консервация основных средств

Статья

Консервация основных средств

В процессе своей деятельности предприятие может столкнуться с ситуацией, когда некоторые объекты основных средств по той или иной причине (сезонность работ, экономическая неэффективность использования, приостановка деятельности и т. п.) длительное время им не эксплуатируются. Зачастую в подобной ситуации целесообразно такие неиспользуемые объекты основных средств временно «отправить в отпуск», т. е., говоря профессиональным языком, провести их консервацию. Санаторно-курортные условия им, конечно, не светят, но в активной деятельности предприятия они какое-то время участия принимать не будут. О процессе консервации таких основных средств, его документальном сопровождении, а также налоговом и бухгалтерском учете мы и поговорим в этой статье.

Наталья Чернышова, экономист-аналитик

 

Понятие консервации и порядок ее проведения

 

Определение понятия «консервация» и порядок ее проведения приведены в Положении № 1183. Обязательный характер этот нормативный документ носит лишь для предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, а также основанных на государственной собственности. Для всех других субъектов хозяйствования он выступает всего лишь рекомендационным ориентиром. Однако в связи с неимением иного законодательно закрепленного порядка проведения консервации в дальнейшем при рассмотрении процедуры консервации основных средств (далее — ОС) будем опираться именно на этот нормативный документ, отдельные нормы которого, полагаем, могут быть полезными для всех субъектов хозяйствования. Кстати сказать, о добровольном характере полного или частичного применения норм Положения № 1183 прочими предприятиями высказался также Минрегионстрой в письме от 14.11.2012 г. № 7/15-18364.

Итак, в соответствии с п. 2 Положения № 1183 консервация основных средств* предприятий — это комплекс мероприятий, направленных на долгосрочное (но не более трех лет) хранение ОС предприятий в случае прекращения производственной и другой хозяйственной деятельности с возможностью дальнейшего возобновления их функционирования.

* Непосредственно в Положении № 1183, как в определении, так и далее по тексту, употребляется словосочетание «основные фонды», однако на сегодняшний день такое понятие малоупотребимо, поэтому далее в статье мы будем говорить именно «основные средства», считая, что в данном случае эти два понятия тождественны.

Немного с другой формулировкой, но фактически с таким же смыслом, приводится трактовка термина «консервация основных средств предприятия» в п. 2.3 Методрекомендаций № 274, действие которых распространяется на государственные предприятия и организации, предприятия и организации, основанные на государственной форме собственности, где есть часть государственного имущества и которые входят в сферу управления Минпромполитики Украины, а также на концерны, компании, объединения, находящиеся в сфере управления Минпромполитики Украины. Это определение звучит следующим образом: консервация основных средств предприятий — это комплекс мероприятий, направленных на долгосрочное (более одного года, но не более трех лет) хранение ОС при условиях падения объема производства, в случае временного прекращения (сокращения) производственной и другой хозяйственной деятельности, снижения (ниже 0,25) коэффициента использования основных средств, нерационального использования энергосодержащих технологических процессов (производств, объектов) и т. п., но с возможностью дальнейшего возобновления функционирования основных средств.

Как видим из приведенных выше определений, консервация ОС, чтобы считаться таковой, должна продолжаться не более трех лет. Однако вспоминая, что Положение № 1183 Методрекомендации № 274, заметим, тоже) для большинства предприятий носит лишь рекомендательный характер, считаем, что для субъектов хозяйствования, для которых выполнение его норм не является обязательным, срок консервации ОС может превышать указанные в п. 2 Положения № 1183 предельные три года. Разделяет нашу позицию и Минрегионстрой в уже называвшемся письме от 14.11.2012 г. № 7/15-18364. При этом решение о более продолжительном сроке консервации рекомендуем четко обосновать и закрепить документально, чтобы обезопасить себя от возможных претензий налоговиков относительно необоснованного отражения в налоговом учете расходов на «сверхсрочное» содержание таких законсервированных ОС (подробнее о налоговом учете расходов на содержание ОС, находящихся на консервации, см. на с. 44 этого номера).

Из определений также следует, что неиспользование законсервированных ОС предполагает временный характер, т. е. подразумевается, что в будущем возможно восстановление их функционирования.

Таким образом, проанализировав вышеприведенную информацию, можно сделать вывод, что основная цель консервации ОС — обеспечить сохранность отдельных объектов ОС в период, когда по каким-то объективным причинам они не могут быть эффективно использованы, с возможностью возобновления их эксплуатации в будущем. Стоит иметь в виду, что законодательство никоим образом не обязывает субъектов хозяйствования осуществлять консервацию ОС, если те не видят в этом обоснованной для себя необходимости.

Заметим, что для объектов строительства, строительство которых осуществляется с привлечением государственных и смешанных инвестиций, пре-дусмотрен отдельный порядок проведения их консервации и расконсервации, регламентированный Положением № 2. Для объектов, строительство которых производится за счет других источников финансирования, данное Положение также имеет рекомендательный характер.

Во время консервации и последующей расконсервации ОС должны быть приведены в состояние, которое бы обеспечивало сохранность технологического оборудования, зданий и сооружений, безопасность технического персонала и населения, а также охрану окружающей среды (п. 8 Положения № 1183).

Обратите внимание на один важный момент: проведение консервации объекта ОС не означает его перевод в состав непроизводственных ОС. Понимание этого особенно важно для налогового учета консервации ОС, на котором мы обязательно остановимся подробнее немного далее (см. с. 43—45).

 

Документальное оформление консервации

 

Как следует из п. 7 Положения № 1183, для предприятий, не являющихся государственными или стратегически значимыми, достаточным основанием для проведения консервации является решение налогоплательщика. Такое решение может быть оформлено в виде приказа руководителя, решения общего собрания акционеров или учредителей в зависимости от того, какие правила относительно принятия подобных решений прописаны в учредительных документах субъекта хозяйствования. Хотя считаем, что в целях обложения налогом на прибыль без приказа руководителя предприятия все же не обойтись. На эту мысль нас наводит п. 146.18 НК, в соответствии с которым вывод из эксплуатации любого объекта основных средств осуществляется по результатам консервации на основании приказа руководителя предприятия (это дополнительно подтверждается разъяснением налоговиков в ЕБНЗ).

Для подготовки обоснованных материалов по консервации ОС предприятия и временного выведения их из производственного процесса на предприятии создается комиссия по вопросам проведения консервации ОС во главе с руководителем предприятия (председателем исполнительного органа) (п. 10 Положения № 1183). Создание такой комиссии оформляется соответствующим приказом.

После того как решение о консервации объекта ОС принято и документально зафиксировано и создана специальная комиссия, п. 6 Положения № 1183 от государственных и стратегически значимых предприятий требует, а остальным — рекомендует составить проект консервации, который для последней категории предприятий подлежит утверждению их собственником (собственниками).

Согласно п. 13 Положения № 1183 проект консервации состоит из:

1) пояснительной записки, в которой указываются:

— вид и годовые объемы продукции, выпускаемой на мощностях ОС предприятия, подлежащие консервации, влияние консервации ОС на такие показатели деятельности предприятия, как выполнение производственных планов в течение срока консервации, использование мощностей, ценообразование, рентабельность, прибыль, реализация, финансовое положение предприятия;

— порядок и график выведения из производственного процесса ОС предприятия и их консервация;

— продолжительность консервации ОС предприятия;

— меры по обеспечению безопасности работ при консервации и сохранению законсервированных ОС в течение всего срока консервации, а также смежных объектов, на техническом состоянии которых могут негативно отразиться последствия консервации;

— план-график расконсервации;

2) технологической документации проведения консервации, определяющей технологические процессы, по которым будут проводиться консервация ОС предприятия, обслуживание их в законсервированном состоянии и расконсервация;

3) перечня работ, ресурсов (материальных и трудовых) и сметы расходов, связанных с проведением консервации и расконсервации ОС предприятия (составляется по форме, приведенной в приложении 2 к Положению № 1183).

Конечно, составление проекта консервации для большинства предприятий носит рекомендательный характер, однако такая процедура не будет лишней для любого предприятия, проводящего консервацию ОС, так как она направлена на организацию максимально точного учета и планирования дальнейшей деятельности предприятия. Кроме того, такое документирование в будущем может помочь доказать налоговым проверяющим, что проведение консервации было обоснованной необходимостью, а следовательно, она имеет непосредственную связь с его хозяйственной деятельностью. Учитывая, что в своем разъяснении, приведенном в ЕБНЗ в разделе 110.09.01, налоговики также говорят о необходимости составления проекта консервации, причем без привязки к форме собственности предприятия и его стратегической значимости, считаем, что проведение такой процедуры лишним не будет ни для кого.

Не помешает предприятию и составление ведомостей инвентаризации консервируемых объектов и актов их технического состояния, являющихся наряду с проектом консервации частью технико-экономического обоснования целесообразности дальнейшей временной приостановки использования ОС.

По результатам анализа технико-экономического обоснования необходимости проведения консервации ОС и проекта консервации рабочей комиссией предприятия выносится решение путем составления Акта о временном выводе ОС из производственного процесса и их консервации, форма которого приведена в приложении 1 к Положению № 1183. Если процесс консервации сопровождается демонтажом объекта ОС или его частей, то это также желательно задокументировать, воспользовавшись типовой формой № ОЗ-5, утвержденной приказом № 352, подкорректировав ее под ситуацию или же составив акт произвольной формы.

Завершающим этапом в документировании операции по консервации ОС согласно п. 17 Положения № 1183 является составление Акта о принятии ОС на консервацию, который для всех «обычных» предприятий утверждается собственником (собственниками) предприятия. Указанный Акт составляется после окончания всех работ, связанных с консервацией ОС. На данный момент форма такого акта не разработана, поэтому субъектам хозяйствования не остается ничего другого, как составлять его в произвольной форме или, как вариант, воспользоваться типовой формой № ОЗ-1 «Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств», утвержденной приказом № 352.

 

Бухгалтерский учет операций, связанных с консервацией

 

Как известно, основной «путеводной звездой» при учете ОС является П(С)БУ 7. Однако достаточным количеством информации об «учетных» действиях предприятия при проведении консервации объектов ОС оно не располагает. Тем не менее, отдельные нормы, регулирующие этот процесс, все-таки имеются. Так, п. 23 П(С)БУ 7 содержит информацию о необходимости временной приостановки начисления амортизации на время консервации объекта ОС.

Согласно абз. четвертому п. 29 П(С)БУ 7 прекращение амортизации ОС, в том числе и по причине их консервации, начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором была проведена их консервация. Это не касается случаев, когда амортизация таких объектов ОС начислялась производственным методом. При таких обстоятельствах начисление амортизации прекращается с даты, следующей за датой начала работ по консервации. Это обусловлено тем, что производственный метод амортизации привязан к объемам продукции (работ, услуг), производимой с использованием объекта ОС, следовательно, при отсутствии производственной деятельности на таком объекте амортизация по нему не начисляется.

При последующей расконсервации объектов ОС начисление их амортизации возобновляется с месяца, следующего за месяцем, в котором они снова вводятся в эксплуатацию после консервации. Для объектов ОС, амортизируемых по производственному методу, стартом возобновления начисления амортизации является дата, следующая за датой начала использования такого объекта в производственном процессе (абз. третий п. 29 П(С)БУ 7).

Заметим, что иной порядок учета амортизации законсервированных объектов ОС приводится в МСБУ. В свете настойчивого желания законодателей приблизить учет по нацстандартам к международным идеалам, считаем, не лишним будет остановиться на этом моменте. Так, параграф 55 МСБУ 16 «Основные средства» предусматривает только два случая прекращения начисления амортизации: либо объект ОС классифицируют как удерживаемый для продажи, либо прекращают признавать его активом. Если же актив не используется или выбывает из активного использования, то начисление его амортизации продолжается и длится до тех пор, пока он не будет полностью самортизирован. Для субъектов хозяйствования, ведущих учет в соответствии с международными стандартами*, данное обстоятельство приведет к возникновению налоговых разниц, так как в налоговом учете, подобно бухгалтерскому учету по нацстандартам, объекты ОС, находящиеся на консервации, не амортизируются (подробнее см. на с. 43—44). Это добавит определенных хлопот бухгалтерам таких хозяйствующих субъектов. Не отразится это разве что на объектах ОС, амортизируемых по производственному методу, поскольку на протяжении периода их неиспользования амортизация в бухгалтерском учете, ведущемся по международным стандартам в том числе, просто-напросто будет равна нулю.

* Такая возможность, а для некоторых субъектов хозяйствования обязанность, предусмотрена, в частности, ст. 121 Закона о бухучете.

Обращаем внимание на то, что временный вывод объектов ОС из эксплуатации, связанный с их консервацией, и прекращение начисления амортизации по ним не означают их исключение из состава ОС. Следовательно, они наравне с эксплуатируемыми объектами ОС должны учитываться на счете 10 «Основные средства». Тем не менее, не лишним будет выделить для учета таких законсервированных ОС дополнительные субсчета второго порядка (например, 1031 «Здания и сооружения на консервации», 1041 «Машины и оборудование на консервации») или, по крайней мере, вести отдельный аналитический учет. В частности, такой отдельный учет пригодится при заполнении Примечаний к годовой финансовой отчетности (ф. № 5), утвержденных приказом № 302, ведь в соответствии с п. 37.5 П(С)БУ 7 информация об остаточной стоимости временно не используемых ОС (в том числе по причине их консервации) подлежит раскрытию в таких Примечаниях. Для этого в ф. № 5 предусмотрена справочная строка 263.

Кроме того, п. 9 Методрекомендаций № 561 советует выделить отдельную группу в картотеке бухгалтерии для инвентарных карточек учета ОС, находящихся на консервации (например, «Объекты на консервации»).

Что касается расходов на консервацию ОС, обеспечение их надлежащего состояния в период временного неиспользования и последующую расконсервацию, то в связи с тем, что ни в операционной, ни в финансовой, ни в инвестиционной деятельности предприятия такие ОС участия не принимают, отражать их следует в составе прочих расходов обычной деятельности, т. е. на одноименном субсчете 977.

Возможна также ситуация, когда консервация объектов ОС является следствием какого-то чрезвычайного события. В таком случае с учетной точки зрения данного вида расходы должны быть отнесены на счет 99 «Чрезвычайные расходы». Однако стоит заметить, что впоследствии у предприятия может возникнуть вопрос: куда пристроить сумму таких «чрезвычайных» расходов в Отчете о финансовых результатах? Данная проблема может возникнуть в связи с тем, что в новой форме Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе), утвержденной приказом Минфина от 07.02.2013 г. № 73, ни основной, ни дополнительной строки для чрезвычайных расходов не предусмотрено**. Скорее всего, такие расходы придется отражать в стр. 2270 «Інші витрати», куда, заметим, попадут «консервационные» расходы, понесенные и в ходе обычной деятельности.

** Заметим, что из «международной» отчетности такая статья расходов уже давно исключена.

 

Налоговый учет операций, связанных с консервацией

 

Налог на прибыль

Налоговый учет операций, связанных с консервацией, в части налога на прибыль, благо, достаточно схож с бухгалтерским. Первое подобие заключается в том, что начисление амортизации объектов ОС приостанавливается на период их вывода из эксплуатации, в том числе и по причине их консервации, на основании документов, свидетельствующих о выводе таких ОС из эксплуатации (п.п. 145.1.2 НК). Напомним, что вывод любого объекта ОС осуществляется по результатам консервации на основании приказа руководителя предприятия. Прекращается начисление амортизации отдельного объекта ОС с месяца, следующего за месяцем вывода такого объекта из эксплуатации вследствие консервации. Возобновляется начисление амортизации по такому расконсервированному объекту ОС с месяца, следующего за месяцем его обратного ввода в эксплуатацию (п. 146.15 НК). Амортизации в таком случае будет подлежать стоимость объекта ОС, которая амортизируется на момент его вывода из эксплуатации. Заметим: несмотря на то что в налоговом учете также предусмотрена возможность применения производственного метода начисления амортизации, особой даты начала и прекращения начисления амортизации в НК, в отличие от П(С)БУ 7, в случае его выбора предприятием не предусмотрено.

Обратите внимание на то, что расходы на содержание ОС, находящихся на консервации, не подлежат амортизации, а полностью включаются в состав «налоговых» расходов за отчетный период. Об этом свидетельствует абз. второй п. 144.2 НК. Полагаем, что к таким расходам относятся не только расходы на непосредственное содержание уже законсервированных объектов ОС, а и расходы на их консервацию (например, расходы на демонтаж оборудования, его перевозку, подготовку техдокументации и т. п.) и последующую расконсервацию. Частичное подтверждение такого мнения можно найти в разъяснении налоговиков, приведенном в разделе 110.09.01 ЕБНЗ, в котором содержится следующее умозаключение: «Расходы плательщика налога на содержание основных средств во время консервации и на последующую расконсервацию относятся в состав расходов за соответствующий отчетный период». Как видим, в приведенной цитате не упоминаются расходы на непосредственное проведение консервации ОС, однако раз уж налоговики согласились принять в состав «налоговых» расходов расходы на расконсервацию, то, считаем, логичным было бы и, так сказать, доконсервационные расходы отражать в составе таковых. Надеемся, налоговики будут солидарны с нашим мнением.

Теперь остановимся на таком немаловажном моменте, как учет временно законсервированных объектов ОС при определении 10 % ремонтного лимита. Напомним, что согласно п. 146.12 НК в состав расходов может быть отнесена только та сумма расходов на ремонт и улучшение объектов ОС, которая не превышает 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп ОС на начало отчетного года. А пп. 144.1 и 146.11 НК добавляют, что такие ОС должны подлежать амортизации. Сумма, превышающая 10 % лимит, увеличивает первоначальную стоимость ремонтируемых/улучшаемых ОС (п. 146.11 НК).

Следуя изложенному выше, напрашивается вывод о том, что законсервированные ОС соответствуют тем, которые имеют право участвовать в расчете 10 % лимита. Во-первых, можно определить балансовую стоимость таких ОС. Она будет равна той, что числилась в учете предприятия на момент вывода ОС из эксплуатации по причине их консервации. Во-вторых, такие ОС, по нашему мнению, подлежат амортизации в принципе. Такое умозаключение базируется на нашем убеждении в том, что перевод ОС на консервацию и соответственно временное прекращение их амортизации не означают, что такие ОС не подлежат амортизации — для них ее начисление всего-навсего временно приостановлено (п. 146.2 НК). Конечно, гарантировать, что налоговики не придерутся к подобной трактовке определения «ремонтного» лимита, мы не можем. Однако если объект ОС на начало года эксплуатировался и на него начислялась амортизация, а в течение этого года он был подвергнут консервации, то у субъекта хозяйствования имеются все основания включить его балансовую стоимость в расчет 10 % ремонтного лимита, так как согласно формулировке п. 146.12 НК в нем участвует совокупная балансовая стоимость всех групп ОС на начало отчетного года. Здесь налоговикам подкопаться уже будет не к чему.

Как мы уже отметили ранее, расходы на содержание ОС, находящихся на консервации, а также согласно изложенному нами выше мнению, на их консервацию и расконсервацию полностью включаются в состав расходов отчетного периода. Нишей учета таких расходов будут прочие расходы (п.п. 138.12.1 НК), которые в соответствии п. 138.5 НК признаются расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены согласно правилам ведения бухгалтерского учета. В декларации по налогу на прибыль предприятия, форма которой утверждена приказом Минфина от 28.09.2011 г. № 1213, таким расходам уготовлены строка 06.4 «Інші витрати звичайної діяльності та інші операційні витрати» и строка 06.4.39 «Інші витрати господарської діяльності, до яких розділом III Податкового кодексу Украї-ни прямо не встановлено обмежень щодо віднесення до складу витрат» в приложении IВ к ней.

 

НДС

Операция по проведению консервации ОС не подпадает ни под определение поставки товаров, приведенное в п.п. 14.1.191 НК, ни под определение поставки услуг, содержащееся в п.п. 14.1.185 НК. К другим операциям, являющимся в соответствии со ст. 185 НК объектом обложения НДС, консервация ОС также не относится. Следовательно, налоговые обязательства по операции консервации ОС не начисляются.

Нет оснований говорить и о начислении налоговых обязательств по НДС на основании п.п. «в» п. 198.5 НК, когда производственные ОС переводятся в состав непроизводственных. При рассмотрении понятия консервации и порядка ее проведения мы обращали внимание на то, что проведение консервации ОС не означает их вывода из состава производственных ОС. Дело в том, что непроизводственные ОС не принимают участия именно в производственной (точнее, по п. 144.3 НК — хозяйственной) деятельности, но вместе с тем используются в деятельности непроизводственной. Законсервированные же ОС, ранее участвовавшие в производственном процессе, временно прекращают такое свое участие, но вместе с тем не начинают использоваться в непроизводственной деятельности. Они на время фактически прекращают какое-либо функционирование, но при этом не теряют своего производственного статуса. Более того, после окончания срока консервации предполагается возобновление их эксплуатации в производственном процессе.

Что касается налогового кредита по операциям консервации ОС, обеспечения их сохранности и надлежащего состояния во время консервации, а также последующей расконсервации таких ОС, то он отражается по обычным правилам, предусмотренным ст. 198 НК. Главное условие отнесения НДС по таким операциям в состав налогового кредита — намерение плательщика налога использовать законсервированные ОС в налогооблагаемых операциях в рамках его хозяйственной деятельности. Тот факт, что такие ОС временно не эксплуатируются вследствие их консервации, не лишает плательщика налога права на налоговый кредит по НДС, если у него имеются намерения использовать их после расконсервации в хозяйственной деятельности. Заметим, что плательщик НДС имеет право на отражение в своем учете налогового кредита только при условии наличия правильно оформленной налоговой накладной (п. 201.10 НК).

 

Плата за землю

Проведение консервации недвижимых объектов ОС не приводит к автоматической консервации земли, находящейся под такими объектами. Подтверждением тому может служить п. 1 ст. 172 ЗК, согласно которому консервации подлежат исключительно деградированные и малопроизводительные земли, хозяйственное использование которых является экологически опасным и экономически неэффективным, а также техногенно загрязненные земельные участки, на которых невозможно получить экологически чистую продукцию, а пребывание людей на этих земельных участках является опасным для их здоровья. Как видим, о консервации земель, на которых расположены законсервированные ОС, в упомянутом пункте, — ни слова. Следовательно, такие земли не подпадают под льготные правила обложения налогом на землю законсервированных земель, предусмотренные п. 278.3 и п.п. 283.1.2 НК. Отсюда делаем вывод, что земельный налог за земельные участки, на которых расположены объекты ОС, находящиеся на консервации, уплачивается в общем порядке. Точно также на общих основаниях подлежит уплате и арендная плата за земельные участки, занятые законсервированными объектами недвижимости.

 

Надеемся, что после прочтения этой статьи, процесс консервации ОС не вызовет у вас трудностей ни с организационной, ни с учетной стороны. А если у кого все же остались какие-то недопонятые моменты, попробуем развеять такой туман непонимания путем рассмотрения числового примера.

 

Пример. ООО «Афина» приняло решение о временной консервации производственного оборудования в связи со снижением экономической эффективности его использования. Такое решение оформлено приказом руководителя предприятия. Составлены Акт о временном выводе ОС из производственного процесса и их консервации и Акт о принятии ОС на консервацию. Установленный срок консервации — 2 года.

Первоначальная стоимость оборудования — 218000 грн., ликвидационная стоимость — 15000 грн., сумма начисленного износа — 152250 грн. Амортизация оборудования начисляется производственным методом.

В связи с консервацией оборудования, его содержанием и расконсервацией были понесены следующие расходы:

— расходы на приобретение упаковочного материала для хранения оборудования — 420 грн. (в том числе НДС — 70 грн.);

— оплата работ по проведению консервации оборудования сторонней организации — 1440 грн. (в том числе НДС — 240 грн.);

— расходы на оплату труда работнику предприятия, осуществляющему охрану законсервированного оборудования, — 12000 грн. (за весь период консервации);

— оплата пусконаладочных работ сторонней организации — 3000 грн. (в том числе НДС — 500 грн.).

В налоговом и бухгалтерском учете операции по консервации объекта ОС, его содержанию и расконсервации будут отражены следующим образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет

кредит

сумма, грн.

расходы, грн.

строка в декларации по налогу на прибыль и приложения к ней

1

2

3

4

5

6

7

1

Отражена предоплата поставщику за упаковочный материал

371

311

420,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС на основании полученной налоговой накладной

641

644

70,00

3

Получены упаковочные материалы от поставщика

201

631

350,00

4

Списан ранее начисленный налоговый кредит по НДС

644

631

70,00

5

Отражен зачет задолженностей

631

371

420,00

6

Переданы упаковочные материалы со склада на упаковку оборудования

977

201

350,00

350,00

06.4.39 приложения IВ

06.4 декларации

7

Отражено выполнение работ по консервации оборудования сторонней организацией (подписан акт выполненных работ)

977

631

1200,00

1200,00

06.4.39 приложения IВ

06.4 декларации

8

Отражен налоговый кредит по НДС на основании полученной от контрагента налоговой накладной

641

631

240,00

9

Отражена оплата работ по проведению консервации оборудования

631

311

1440,00

10

Переведено оборудование в состав ОС, находящихся на консервации

1041*

131

104

1311

218000,00

152250,00

С месяца, следующего за месяцем перевода оборудования в состав законсервированных ОС, начисление амортизации этого оборудования приостанавливается.

11

Списана на финансовый результат сумма расходов по консервации оборудования

791

977

1550,00

12

Отражено начисление заработной платы работнику, осуществляющему охрану законсервированного оборудования**

977

661

12000,00

12000,00

06.4.39 приложения IВ

06.4 декларации

13

Отражено ЕСВ в части начислений (ставка ЕСВ — 36,92 %)***

977

651

4430,40

4430,40

06.4.39 приложения IВ

06.4 декларации

14

Списаны на финансовый результат расходы на оплату труда и социальные отчисления****

791

977

16430,40

15

Перечислен аванс организации, осуществляющей пусконаладочные работы

371

311

3000,00

16

Отражен налоговый кредит по НДС на основании полученной от контрагента налоговой накладной

641

644

500,00

17

Отражено выполнение пусконаладочных работ на основании акта выполненных работ

977

631

2500,00

2500,00

06.4.39 приложения IВ

06.4 декларации

18

Списан ранее начисленный налоговый кредит по НДС

644

631

500,00

19

Отражен зачет задолженностей

631

371

3000,00

20

Списана на финансовый результат сумма расходов на выполнение пусконаладочных работ

791

977

2500,00

21

Выведено оборудование из состава ОС, находящихся на консервации, и введено в эксплуатацию

104

1311

1041

131

218000,00

152250,00

С месяца, следующего за месяцем ввода оборудования в эксплуатацию после консервации, возобновляется начисление его амортизации. Недоамортизированная часть стоимости оборудования будет равна 50750 грн. (218000 грн. - 15000 грн. - 152250 грн.).

* Будем считать, что предприятие ведет учет ОС, находящихся на консервации, на специально введенных субсчетах второго порядка.

** Начисление и выплата заработной платы должны производиться ежемесячно, однако для упрощения примера приводим это одной операцией.

*** Так как удержания из заработной платы работника, по большому счету, не влияют на финансовый результат деятельности предприятия, для упрощения примера отражать операции по их начислению и уплате мы не будем.

**** Подобные расходы списываются на финансовый результат того отчетного периода, в котором они были осуществлены. Для упрощения примера приводим такое списание одной проводкой.

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ЗК — Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Приказ № 352 — приказ Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета» от 29.12.95 г. № 352.

Приказ № 302 — приказ Минфина Украины «О Примечаниях к годовой финансовой отчетности» от 29.11.2000 г. № 302.

П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92.

Положение № 1183 — Положение о порядке консервации основных производственных фондов предприятий, утвержденное постановлением КМУ от 28.10.97 г. № 1183.

Положение № 2 — Положение о порядке консервации и расконсервации объектов строительства, утвержденное приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21.10.2005 г. № 2.

Методрекомендации № 274 — Методические рекомендации Минпромполитики Украины о подготовке и рассмотрении материалов по консервации основных средств предприятий Минпромполитики Украины, утвержденные приказом Минпромполитики Украины от 09.06.2004 г. № 274.

Методрекомендации № 561 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина Украины от 30.09.2003 г. № 561.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше