Темы статей
Выбрать темы

Об изменениях налогового законодательства

Редакция НК
Письмо от 31.12.2012 г. № 12917/0/71-12/15-1317

ГНСУ АКЦЕНТИРУЕТ ВНИМАНИЕ НА НОВОВВЕДЕНИЯХ 2013 ГОДА.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 31.12.2012 г. № 12917/0/71-12/15-1317

«Об изменениях налогового законодательства»

 

С целью надлежащего администрирования и своевременного поступления в бюджет налога на прибыль предприятий Государственная налоговая служба Украины предоставляет для использования в работе информационное письмо о принятых Верховной Радой Украины изменениях к налоговому законодательству в части налогообложения прибыли предприятий, которые начинают применяться с 01.01.2013 г.

Так, вступают в силу следующие изменения, внесенные законодательными актами в Налоговый кодекс Украины (далее — Кодекс):

1. Закон Украины от 05.07.2012 г. № 5091-VI «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины об особенностях налогообложения субъектов индустрии программной продукции» (далее — Закон № 5091), которым подраздел 10 раздела XX Кодекса дополнен пунктом 15.

Законодательные изменения предусматривают временное, с 01.01.2013 г. до 01.01.2023 г., применение для субъектов индустрии программной продукции сниженной ставки налога на прибыль предприятий в размере 5 процентов от осуществления видов экономической деятельности.

Отметим, что субъекты индустрии программной продукции могут применять особенности обложения налогом на прибыль в случае осуществления видов экономической деятельности, определенных п.п. 1.5 п. 15 Закона № 5091*.

*Имеется в виду п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК. — Примеч. ред.

При этом субъекты индустрии программной продукции с целью применения особенностей обложения налогом на прибыль должны в течение предыдущих четырех отчетных (налоговых) кварталов совокупно одновременно соответствовать следующим критериям:

1) удельный вес доходов субъекта от осуществления видов экономической деятельности должен составлять не менее 70 процентов доходов от всех видов экономической деятельности по реализации товаров, выполнению работ, предоставлению услуг;

2) первоначальная стоимость основных средств и/или нематериальных активов субъекта превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года;

3) отсутствие у субъекта налогового долга;

4) в отношении субъекта судом не приняты постановления о признании должника банкротом в соответствии с Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Для получения субъектом индустрии программной продукции свидетельства, которое будет давать ему право на применение особенностей налогообложения, он должен подать органу государственной налоговой службы по своему местонахождению регистрационное заявление вместе с финансовой отчетностью и копиями первичных документов, которые должны быть удостоверены подписью плательщика налога или его должностным лицом.

Такое заявление подают руководитель или представитель юридического лица — плательщика (с документальным подтверждением лица и полномочий) не позднее чем за 30 календарных дней до начала отчетного (налогового) квартала, с которого указанный субъект предусматривает получить право на использование особенностей налогообложения.

Обращаем внимание, что в случае отсутствия оснований для отказа субъекту индустрии программной продукции в регистрации его как субъекта, применяющего особенности налогообложения, органы государственной налоговой службы должны включить его в течение 15 рабочих дней со дня получения регистрационного заявления в реестр субъектов, применяющих особенности налогообложения деятельности в индустрии программной продукции.

В то же время сообщаем, что Государственная налоговая служба Украины разработала проект формы регистрационного заявления, заявления об аннулировании регистрации и свидетельства о регистрации субъектов индустрии программной продукции, которые будут утверждены приказом Министерства финансов Украины.

На данный момент соответствующий проект согласован Государственной службой Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства и в ближайшее время Министерством финансов Украины будет подан Министерству юстиции Украины для государственной регистрации*.

* Порядок ведения реестра, форм регистрационного заявления, заявления об аннулировании регистрации и свидетельства о регистрации субъектов индустрии программной продукции, применяющих особенности налогообложения, утвержден приказом Минфина от 14.01.2013 г. № 12. — Примеч. ред.

Следует отметить, что кроме указанных форм, приказом будет устанавливаться порядок ведения реестра субъектов, которые применяют особенности налогообложения деятельности в индустрии программной продукции, предусматривающий механизм включения субъектов в этот реестр, порядок его ведения и исключения из него субъектов индустрии программной продукции.

2. Закон Украины от 06.09.2012 г. № 5211-VI «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины об особенностях налогообложения субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики» (далее — Закон № 5211), которым подраздел 4 раздела XX Кодекса дополняется новым п. 28.

Следует отметить, что установленные Законом № 5211 особенности обложения налогом на прибыль предприятий будут применяться к субъектам хозяйствования, реализующим инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики, которые одобрены в соответствии с Законом Украины «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики с целью создания новых рабочих мест».

Указанные субъекты хозяйствования облагаются налогом по ставке, которая с 01.01.2013 г. по 31.12.2017 г. включительно будет составлять 0 процентов, а с 01.01.2018 г. по 31.12.2022 г. включительно — 8 процентов.

В то же время налог на прибыль предприятий должен исчисляться с учетом следующих особенностей:

1) при начислении амортизации основных средств, используемых в период реализации инвестиционного проекта и входящих в группы 2 (капитальные расходы на улучшения земель, не связанные со строительством) и 3 (здания), может быть применен метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости, определенный разделом III «Налог на прибыль предприятий» Кодекса;

2) сумма полученных налоговых льгот по этому налогу не может превышать объем инвестиций, фактически осуществленных таким субъектом;

3) ведение субъектами хозяйствования, реализующими инвестиционные проекты, отдельного налогового учета доходов и расходов, связанных с получением прибыли от реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, освобождаемых от налогообложения, который соответствует правилам, определенным п. 152.11 ст. 152 Кодекса;

4) уплаты налога на прибыль на общих основаниях за весь период реализации инвестиционного проекта в случае, если в течение двух лет со дня одобрения инвестиционного проекта не достигнуты критерии, установленные Законом, или в случае несоблюдения таких критериев в течение последующего срока его реализации, или в случае отказа субъекта хозяйствования от реализации инвестиционного проекта;

5) использование средств, не уплаченных в бюджет в результате предоставленных льгот по этому налогу, на цели и в порядке, предусмотренные п. 21 подраздела 4 раздела XX «Переходные положения» Кодекса.

Для обеспечения реализации положений Закона № 5211 Государственная налоговая служба Украины совместно с Министерством финансов Украины разработали проект порядка, который будет устанавливать контроль за соблюдением субъектами хозяйствования — плательщиками налога на прибыль, реализующими инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики, положений Налогового кодекса Украины.

После согласования этого проекта с заинтересованными центральными органами исполнительной власти он будет подан на рассмотрение и утверждение Кабинетом Министров Украины**.

** На момент отправки номера в печать указанный порядок не был утвержден.— Примеч. ред.

3. Закон Украины от 02.10.2012 г. № 5412-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по урегулированию отдельных вопросов налогообложения» (далее — Закон № 5412), которым установлены особенности налогообложения деятельности страховщика, заключающиеся в следующем.

Установлено отнесение к доходам страховщика, кроме доходов, предусмотренных статьями 135 и 136 Кодекса, также доходов от страховой деятельности и порядок их исчисления.

Также в указанных изменениях содержатся особенности определения объекта налогообложения от осуществления страховой деятельности по страхованию жизни.

Ставка налога при осуществлении страховой деятельности юридических лиц — резидентов устанавливается в следующих размерах:

3 процента — при получении дохода в результате выполнения договоров по другим видам страховой деятельности, определенного п. 156.1 ст. 156 Кодекса;

0 процентов — при получении дохода в результате выполнения договоров по долгосрочному страхованию жизни и пенсионному страхованию в рамках негосударственного пенсионного обеспечения в случае выполнения требований к таким договорам, определенным подпунктами 14.1.52 и 14.1.116 п. 14.1 в. 14 Кодекса.

В то же время сообщаем, что приказом Министерства финансов Украины форма налоговой декларации по налогу на доходы (прибыль) страховщика будет приведена в соответствие*.

* Соответствующий приказ Минфина — от 05.12.2012 г. № 1281, — вступил в силу 22.01.2013 г. (см. «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 3 (51), с. 5 — 6). — Примеч. ред.

4. Статья 39 Кодекса, определяющая новый порядок применения обычной цены, вступает в силу согласно абзацу третьему п. 1 раздела XIX Кодекса с 01.01.2013 г.

Так, ст. 39 Кодекса установлены конкретные методы определения обычных цен, а именно: сравнительной неконтролированной цены; цены перепродажи; «расходы плюс»; распределение прибыли; чистой прибыли.

Установлен перечень официальных источников информации для определения обычных цен.

Обязанность доведения того, что цена договора не соответствует уровню обычной цены, возложена на орган государственной налоговой службы. В то же время для обоснования соответствия цены хозяйственной операции уровню обычной цены плательщик налогов обязан по запросу органа государственной налоговой службы обосновать уровень договорных цен.

Важной в этой статье является норма о том, что для товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта или реимпорта, обычной ценой продажи (поставки) на таможенной территории Украины считается рыночная цена, но не ниже таможенной стоимости товаров, с которой были уплачены налоги и сборы при их таможенном оформлении.

В случае отклонения договорных цен в налоговом учете плательщика налогов в увеличение или уменьшение от обычных цен менее чем на 20 процентов такое отклонение не может быть основанием для определения (начисления) налогового обязательства, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности.

5. Закон Украины от 05.07.2012 г. № 5083-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о государственной налоговой службе и в связи с проведением административной реформы в Украине», которым дополнен новыми абзацами п. 57.1 ст. 57 раздела II и п. 2 подраздела 4 раздела XX Кодекса относительно ежемесячной уплаты плательщиками налога на прибыль авансовых взносов.

Так, в частности, предусмотрено, что плательщики налога на прибыль (кроме вновь созданных, производителей сельскохозяйственной продукции, неприбыльных учреждений (организаций) и плательщиков налогов, у которых доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения, за последний годовой отчетный налоговый период не превышают 10 млн грн.) ежемесячно уплачивают авансовый взнос по налогу на прибыль в порядке и в сроки, установленные для месячного налогового периода, в размере не менее 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий отчетный (налоговый) год без подачи налоговой декларации.

Актуальные вопросы по уплате плательщиками налога на прибыль авансовых взносов освещены в обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом ГНС Украины от 21.12.2012 г. № 1171**.

** См. «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013 № 3 (51), с. 7 — 11. — Примеч. ред.

 

Заместитель Председателя А. Игнатов

 

Комментарий редакции

Комментируемое письмо без преувеличения является беспрецедентным явлением в разъяснительной работе ГНСУ. Ранее подобного анализа законодательных изменений по состоянию на определенную дату (начало года в данном случае) главное налоговое ведомство не практиковало, по крайней мере относительно вопросов с обложением налогом на прибыль. А он был бы не лишним даже в том случае, если бы делался хоть ежегодно (а особенно актуальным мог бы стать по состоянию на 01.04.2011 г. — дату вступления в силу разд. ІІІ НК, регулирующего порядок взимания налога на прибыль предприятий).

Сразу отметим, что перечень вопросов, приведенных в письме, далеко не полон. С обстоятельным анализом законодательных нововведений по налогу на прибыль вы имели возможность ознакомиться в первом выпуске нашего издания в этом году («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 1 (49), с. 4 — 11). Кроме того, обращаем ваше внимание на изменения касательно обложения налогами (и не только налогом на прибыль) операций с ценными бумагами, вступившие в силу с 03.01.2013 г. одновременно со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о дальнейшем усовершенствовании администрирования налогов и сборов» от 06.12.2012 г. № 5519-VI (см. «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 3 (51), с. 50 — 56).

Далее приведем перечень материалов, которые публиковались на страницах газеты «Налоговый кодекс: консультации и комментарии» ранее и имеют непосредственное отношение к вопросам, рассмотренным ГНСУ в комментируемом письме. При этом будем делать это в том же порядке, в котором главное налоговое ведомство сделало это в рассматриваемом письме.


п/п

Содержание вопроса

Название материала, в котором освещался вопрос

Номер газеты

Страницы

1

Налогообложение субъектов индустрии программной продукции

ІТ-налоги: кому выгодно?

«Финиш» старого и «старт» нового налогового года: 2012-2013

17 (41)/2012

 

1 (49) /2012

51 — 53

 

10 — 11

2

Налогообложение субъектов, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики

3

Налогообложение деятельности страховщиков

«Финиш» старого и «старт» нового налогового года: 2012-2013

1 (49) /2012

8 — 10

4

Порядок применения обычной цены

Обычные цены: готовимся к переходу

23 (47)/2012

14 — 23

5

Ежемесячная уплата авансовых взносов по налогу на прибыль

Платить чаще, отчитываться реже и другие новости

Революция в администрировании налога на прибыль — разъясняет ГНСУ

«Финиш» старого и «старт» нового налогового года: 2012-2013

ГНСУ об авансовых взносах и подаче декларации по налогу на прибыль

Особенности заполнения декларации по налогу на прибыль за 2012 год

 

17 (41)/2012

 

21 (45)/2012

 

1 (49)/2012

 

3 (51)/2012

 

3 (51)/2012

 

45

 

8

 

6 — 7

 

7 — 11

 

26 — 32

 

Как видим, большинству вопросов, рассмотренных в комментируемом письме, было уделено достаточно внимания на колонках нашего издания. Исключение составляет разве что второй вопрос, который мы условно назвали «Налогообложение субъектов, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики». На нем остановимся несколько детальнее.

Регламентируются указанные изменения Законом Украины «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины об особенностях налогообложения субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики» от 06.09.2012 г. № 5211-VI (далее — Закон № 5211), который вступил в силу 01.01.2013 г.

Ввиду того что данным Законом внесены изменения в разд. XX НК (подразд. 4 дополнен новым п. 29), то характер внесенных изменений является временным (ведь в противоположном случае был бы изменен непосредственно разд. ІІІ НК, регулирующий общие моменты обложения налогом на прибыль, а не Переходные положения НК). Прямым тому подтверждением является применение к льготной категории плательщиков таких ставок налога:

с 01.01.2013 г. по 31.12.2017 г. включительно — 0 %,

с 01.01.2018 г. по 31.12.2022 г. включительно — 8 %.

Как указывается в п. 2 комментируемого письма, установленные Законом № 5211 особенности обложения налогом на прибыль предприятий применяются к субъектам хозяйствования, реализующим инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики*, которые одобрены в соответствии с Законом Украины «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики с целью создания новых рабочих мест» от 06.09.2012 г. № 5205-VI (далее — Закон № 5205), который вступил в силу 01.01.2013 г. Что же предусматривает подобное одобрение?

* Согласно ст. 2 Закона № 5205 приоритетными сферами экономики являются сферы, направленные на обеспечение нужд общества в высокотехнологической конкурентоспособной экологически чистой продукции, высококачественных услугах, которые реализуют государственную политику по развитию производственного и экспортного потенциала, созданию новых рабочих мест.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 5205 государственная поддержка предоставляется субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики. Такие проекты обязательно должны быть одобрены КМУ по представлению:

— специально уполномоченного органа при КМУ по вопросам предоставления государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики (далее — специально уполномоченный орган при КМУ);

— Совета министров АР Крым;

— областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

Полномочия Совета министров АР Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций по указанному вопросу определены в ст. 5 Закона № 5205. Они, в частности, предусматривают:

1) разработку и обеспечение выполнения программ развития инвестиционной деятельности на территории региона;

2) отбор инвестиционных проектов для реализации на территории региона, привлечение инвестиций, создание максимально благоприятных условий для инвесторов;

3) рассмотрение по представлению представительств специально уполномоченного органа при КМУ при Совете министров АР Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администрациях инвестиционных проектов в приоритетных сферах экономики и внесение предложений КМУ о предоставлении государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики;

4) содействие в получении в установленном порядке разрешительных документов для начала реализации инвестиционного проекта, решения текущих вопросов его реализации.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 5205 инвестиционным проектом в приоритетной сфере экономики считается инвестиционный проект, который предусматривается реализовать на вновь созданном или действующем предприятии, на котором будет проведена реконструкция или модернизация (при обязательном условии выделения отдельного структурного подразделения, на котором будет реализовываться инвестиционный проект). Такой проект должен одновременно соответствовать ряду критериев, которые отличаются в зависимости от того, к какой категории субъектов относится предприятие, намеревающееся его реализовать.

№ п/п

Критерии

Субъект

крупного предпринимательства

среднего предпринимательства

малого предпринимательства

1

Общая сметная стоимость проекта, больше эквивалента

3 млн евро

1 млн евро

500 тыс. евро

2

Количество созданных новых рабочих мест для работников, непосредственно задействованных в производственных процессах, более

150

50

25

3

Средняя заработная плата работников, более

2,5 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года*

* В 2013 году, таким образом, размер средней заработной платы работников должен превышать 2867,50 грн. (2,5 х 1147,00 грн.).

 

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4 Закона № 5205 инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, предусматривающие использование государственной поддержки, подлежат государственной регистрации специальным уполномоченным органом при КМУ в установленном КМУ порядке (причем на момент отправления номера в печать соответствующий порядок утвержден не был).

Государственный реестр таких проектов специально уполномоченный орган при КМУ должен размещать на своем официальном веб-сайте.

При этом если в течение 2 лет со дня государственной регистрации инвестиционного проекта не достигнуты необходимые критерии, срок действия государственной регистрации инвестиционного проекта прекращается. Тогда субъект, принявшийся реализовать такой проект, обязан будет уплатить налог на прибыль на общих основаниях за весь период реализации инвестиционного проекта. Такое же наказание ждет субъектов хозяйствования в случае несоблюдения ими установленных критериев на протяжении дальнейшего срока реализации проекта или в случае отказа субъекта от реализации инвестиционного проекта.

Требования к инвестиционным проектам в приоритетных отраслях экономики, порядок их отбора, одобрения и регистрации также устанавливает КМУ (чего он, опять же, не сделал на момент отправления номера в печать).

Теперь перейдем к особенностям уплаты налога на прибыль субъектами инвестиционной деятельности, реализующими инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики. Таких в письме насчитывается 5, что соответствует требованиям Закона № 5211*. Рассмотрим их подробнее.

* В Законе содержится также п. 6, в соответствии с которым порядок контроля за соблюдением норм п. 29 подразд. 4 разд. ХХ НК устанавливается КМУ, однако указанную норму не совсем корректно относить к особенностям исчисления налога на прибыль субъектами инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики.

№ п/п

Особенности исчисления налога на прибыль субъектами инвестиционной деятельности, реализующими инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики

Нормы НК, устанавливающие такие особенности

1

2

3

1

При начислении амортизации основных средств, используемых в период реализации инвестиционного проекта и входящих в группы 2 (капитальные расходы на улучшения земель, не связанные со строительством) и 3 (здания), может быть применен метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости, определенный разд. III НК

П.п. 1 п. 29 подразд. 4 разд. ХХ

В соответствии с п.п. 3 п.п. 145.1.5 НК при начислении амортизации методом ускоренного уменьшения остаточной стоимости годовая сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта на начало отчетного года или первоначальной стоимости на дату начала начисления амортизации и годовой нормы амортизации, которая исчисляется в соответствии со сроком полезного использования объекта и удваивается.

По общим правилам этот метод применяется только при начислении амортизации к объектам групп 4 (машины и оборудование) и 5 (транспортные средства).

2

Сумма полученных налоговых льгот по этому налогу не может превышать объем инвестиций, фактически осуществленных таким субъектом

П.п. 2 п. 29 подразд. 4 разд. ХХ

В соответствии с п. 30.1 НК налоговая льгота — это предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение плательщика налогов от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных п. 30.2 НК. Очевидно, что в период применения к прибыли, полученной от реализации инвестиционных проектов субъектами хозяйствования, реализующими инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики, ставки 0 % (с 01.01.2013 г. по 31.12.2017 г. включительно), размер налоговой льготы будет рассчитываться следующим образом:

Сумма льготы = (Доходы от деятельности, подлежащей льготному налогообложению - Себестоимость приобретенных (изготовленных) и реализованных товаров (работ, услуг), которая относится к деятельности, подлежащей льготному налогообложению - Другие расходы, которые относятся к деятельности, подлежащей льготному налогообложению) х размер ставки налога (с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. включительно — 19 %, с 01.01.2014 г. — 16 %).

При достижении субъектом хозяйствования, реализующим инвестиционный проект, суммы налоговых льгот по налогу на прибыль в размере, равном сумме фактически осуществленных инвестиций, прибыль, полученная в отчетных периодах, следующих за отчетным периодом, в котором был достигнут такой размер налоговых льгот, облагается налогом на общих основаниях без применения предусмотренных особенностей.

Субъект хозяйствования подает вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль информацию в произвольной форме о размере налоговых льгот, полученных в отчетных периодах в соответствии с подразд. 4 разд. ХХ НК.

3

Ведение субъектами хозяйствования, реализующими инвестиционные проекты, отдельного налогового учета доходов и расходов, связанных с получением прибыли от реализации инвестиционных проектов в приоритетных сферах экономики, освобождаемых от налогообложения, что соответствует правилам, определенным п. 152.11 НК

П.п. 3 п. 29 подразд. 4 разд. ХХ

Указанный пункт НК предусматривает следующие особенности налогового учета:

1) в состав расходов таких плательщиков налога, связанных с получением дохода (прибыли), не подлежащего льготному налогообложению, не включаются расходы, связанные с получением дохода (прибыли), облагаемого налогом на льготных условиях;

2) сумма амортизационных отчислений, начисленных на основные средства, используемые для получения дохода (прибыли), облагаемого налогом на льготных условиях, не учитывается в расходах, связанных с получением дохода (прибыли), не подлежащего льготному налогообложению;

3) если основные средства используются для получения дохода (прибыли), облагаемого налогом на льготных условиях, и других доходов (прибылей), подлежащих налогообложению согласно разд. ІІІ НК на общих основаниях, расходы плательщика налога подлежат увеличению на долю общей суммы начисленных амортизационных отчислений, которая так относится к общей сумме начисленных амортизационных отчислений отчетного периода, как сумма доходов (прибылей), подлежащих налогообложению на общих основаниях, относится к общей сумме доходов (прибылей) с учетом подлежащих налогообложению на льготных условиях.

Аналогично происходит распределение расходов, которые одновременно связаны как с деятельностью, доход (прибыль) от осуществления которой облагается налогом на льготных условиях, так и с другой деятельностью.

4

Уплата налога на прибыль на общих основаниях за весь период реализации инвестиционного проекта в случае:

— если в течение 2 лет со дня одобрения инвестиционного проекта не достигнуты критерии, установленные Законом № 5205

— несоблюдения таких критериев на протяжении дальнейшего срока реализации инвестиционного проекта

— в случае отказа субъекта хозяйствования от реализации инвестиционного проекта

П.п. 4 п. 29 подразд. 4 разд. ХХ

В этом случае речь идет о критериях, установленных Законом № 5205 (ч. 2 ст. 4), которые мы рассмотрели на с. 21-22.

5

Использование средств, не уплаченных в бюджет в результате предоставленных льгот по этому налогу, на цели и в порядке, предусмотренные п. 21 подразд. 4 разд. XX НК

П.п. 5 п. 29 подразд. 4 разд. ХХ

Указанным пунктом регламентируются особенности применения пп. 15 — 19 подразд. 4 разд. ХХ НК, однако, учитывая прямое указание, содержащееся в п. 29 этого же подраздела, указанные правила распространяются и на субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики. Заключаются такие правила в следующем:

суммы высвобожденных средств (суммы налога, которые в результате применения п. 29 подразд. 4 разд. ХХ НК не уплачиваются в бюджет и остаются в распоряжении плательщика налога) направляются им на создание или переоснащение материально-технической базы, увеличение объема производства (предоставления услуг), внедрение новейших технологий и/или возврат кредитов (в том числе полученных до дня вступления в силу НК), использованных на указанные цели, и уплаты процентов по ним. При этом если плательщиком налога для погашения кредита, использованного на указанные цели, и уплаты процентов по ним получен кредит (кредиты) рефинансирования, то для целей п. 21 подразд. 4 разд. ХХ НК учитываются только суммы, уплачиваемые плательщиком по кредиту (кредитам) рефинансирования;

указанные направления использования средств должны быть связаны с деятельностью плательщика налога, прибыль (доход) от которой подлежит льготному налогообложению;

с целью налогообложения суммы высвобожденных средств признаются доходами одновременно с признанием расходов, понесенных за счет этих средств, в размере таких расходов;

порядок целевого использования сумм высвобожденных средств устанавливается КМУ;

в случае неиспользования на указанные в п. 21 подразд. 4 разд. ХХ НК цели сумм высвобожденных средств в течение 1095 дней с даты окончания периода, по результатам которого плательщик налога оставил такие средства в своем распоряжении, плательщик налога обязан увеличить налоговые обязательства по этому налогу по результатам налогового периода, в котором истекает предельный срок использования сумм высвобожденных средств, а также уплатить пеню, начисленную в соответствии с НК.

Для плательщиков налогов, указанных в пунктах 15 — 19 подразд. 4 разд. ХХ НК*, в течение действия соответствующего из этих пунктов определения курсовых разниц от перерасчета задолженности (обязательства), выраженной в иностранной валюте, которая будет получена или уплачена в фиксированной (или определенной) сумме денег или их эквивалента, возникающей по операциям, связанным с деятельностью, прибыль (доход) от которой освобождается от налогообложения (в том числе с созданием и переоснащением материально-технической базы), осуществляется на сумму полного или частичного погашения задолженности (обязательство) на дату осуществления такого погашения. Финансовый результат, полученный в результате перерасчета такой задолженности (обязательства), учитывается вместе с результатами деятельности плательщика налога, прибыль (доход) от которой освобождается от налогообложения, в соответствии с п. 152.11 НК относительно ведения отдельного учета.

* Очевидно, указанная норма распространяется и на плательщиков, особенности налогообложения прибыли которых установлены п. 29 этого подраздела.

 

Александр Крук

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше