Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Общие положения о декларации по НДС

Редакция НК
Налоговый кодекс Март, 2013/№ 6
Печать
Статья

Общие положения о декларации по НДС

 

Кто подает

 

Подача в контролирующие органы деклараций в порядке, установленном налоговым законодательством, является одной из обязанностей плательщика налогов (п.п. 16.1.3 НК). Основной круг лиц, обязанных подавать налоговую декларацию по НДС в органы ГНС, можно найти среди плательщиков НДС, приведенных в п. 180.1 НК. Кроме того, к нему примыкают лица, осуществляющие операции, указанные в ст. 208 НК. Полный их перечень приведем ниже.

 

№ п/п

Плательщики НДС

Норма НК

Примечание

1

2

3

4

1

Лица с добровольной регистрацией плательщиком НДС

П.п. 1 п. 180.1

Согласно ст. 182 НК таким плательщиком налога может быть любое лицо (в том числе плательщик единого налога групп 3 и 4 по ставке 3 %, а также групп 5 и 6 по ставке 5 %), не соответствующее критериям обязательной регистрации, установленным ст. 181 НК, в случае изъявления с его стороны такого желания, осуществления налогооблагаемых операций и подачи соответствующего заявления по форме № 1­ПДВ, утвержденной приказом № 1394 (приложение 1 к приказу)

2

Лица с обязательной регистрацией плательщиком НДС

П.п. 2 п. 180.1

Обязательной регистрации подлежат лица, у которых общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению (в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети), начисленная (уплаченная) такому лицу на протяжении последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300000 грн. (без НДС) (п. 181.1 НК)

3

Лицо, ведущее учет совместной деятельности без создания юрлица*

П.п. 4 п. 180.1

Совместная деятельность — хозяйственная деятельность с созданием или без создания юридического лица, являющаяся объектом общего контроля двух или более сторон в соответствии с письменным соглашением между ними (п. 3 П(С)БУ 12).
В соответствии с п.п. 14.1.139 НК лица, осуществляющие совместную деятельность без создания юрлица, считаются отдельным лицом в рамках такой деятельности, а учет результатов совместной деятельности ведется плательщиком налога, уполномоченным на это другими сторонами в соответствии с условиями договора. При этом учет совместной деятельности ведется таким лицом отдельно от учета его собственных хозяйственных результатов.
Такое уполномоченное лицо дополнительно берется на учет в качестве плательщика НДС (п.п. 1.5.4 Положения № 1394)

4

Лицо — управитель имущества*

П.п. 5 п. 180.1

Управитель имущества ведет отдельный налоговый учет по НДС относительно хозяйственных операций, связанных с использованием имущества, полученного в управление по договорам управления имуществом. Исключение составляют управители имущества, осуществляющие управление активами институтов совместного инвестирования, фондов банковского управления, фондов финансирования строительства и фондов операций с недвижимостью, созданных в соответствии с законом.
Постановка на учет договора управления имуществом осуществляется путем дополнительного взятия на учет плательщиком НДС соответствующего управителя имущества

5

Лицо, проводящее операции по поставке конфискованного имущества и т. п.

П.п. 6 п. 180.1

Полный перечень таких лиц приведен в п.п. 6 п. 180.1 НК.
К ним относятся: лица, осуществляющие операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства. Указанные лица регистрируются плательщиками НДС в обязательном порядке независимо от того, достигли ли они объемов, установленных для обязательной регистрации, а значит, и подают декларацию

6

Лицо, уполномоченное вносить НДС, который возникает вследствие поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта по их основной деятельности*

П.п. 7 п. 180.1

Предприятие железнодорожного транспорта поручает обособленным структурным подразделениям, осуществляющим поставку услуг и проводящим расчеты с поставщиками, ведение налогового учета, в том числе составление деклараций по НДС. Такие декларации ежемесячно подаются структурными подразделениями предприятию железнодорожного транспорта для составления сводной налоговой декларации и ее подачи в орган ГНС. В данном случае предприятиям следует руководствоваться Порядком № 187

7

Лицо — инвестор (оператор), ведущее отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о распределении продукции

П.п. 8 п. 180.1

Порядок налогообложения инвестора во время выполнения соглашения о распределении продукции регулируется разд. XVIII НК. В частности, после регистрации инвестора (оператора), на которого возложено ведение налогового учета по соглашению о распределении продукции, как плательщика НДС инвестор обязан составлять и подавать в органы ГНС декларацию по НДС. При этом такая декларация подается отдельно от аналогичной декларации по результатам деятельности такого инвестора, не связанной с выполнением соглашения о распределении продукции

8

Лица, не зарегистрированные плательщиками НДС, получающие услуги от нерезидентов, место поставки которых находится на таможенной территории Украины

Ст. 208

В соответствии с п. 208.4 НК получатель услуг, поставляемых нерезидентом, который не зарегистрирован плательщиком НДС, обязан подавать налоговую отчетность по НДС в виде расчета налоговых обязательств (по форме согласно приказу № 1492). Это не касается тех случаев, когда получателем услуги, поставляемой нерезидентом на таможенной территории Украины, является резидент­инвестор, а услуга предназначена для выполнения соглашения о распределении продукции. НДС в таком случае не взимается (п. 337.2 НК), соответственно оснований для подачи расчета нет

* Если оно прошло обязательную или добровольную регистрацию плательщиком НДС.

 

Заметим, что, помимо вышеприведенных лиц, плательщиками НДС также являются импортеры товаров (п.п. 3 п. 180.1 НК), однако в соответствии с п.п. 1.4.3 Положения № 1394 не зарегистрированные налогоплательщиками лица, которые ввозят товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, уплачивают налог во время таможенного оформления и регистрироваться плательщиками НДС не должны, следовательно, обязанность по подаче НДС­декларации на них не распространяется.

 

Отчетные (налоговые) периоды и сроки подачи декларации

 

Статьей 202 НК предусмотрены два отчетных (налоговых) периода:

1) календарный месяц;

2) календарный квартал.

Для большинства плательщиков НДС базовым является месячный отчетный (налоговый) период. Квартальный период могут выбрать исключительно следующие плательщики НДС (п. 202.2 НК):

— лица, которые в соответствии с п.п. «б» п. 154.6 НК имеют право на применение нулевой ставки налога на прибыль (квартальный период для таких лиц может применяться до 01.01.2016 г.);

— единоналожники, зарегистрированные как плательщики НДС (плательщики ЕН 3 и 4 групп на ставке 3 %, плательщики ЕН 5 и 6 групп на ставке 5 %).

Кроме того, НК предусмотрены особые периоды, которые связаны с моментом регистрации/аннулирования плательщика НДС:

1) если лицо регистрируется плательщиком НДС с иного дня, нежели первый день календарного месяца, первым отчетным (налоговым) периодом является период, который начинается со дня такой регистрации и заканчивается последним днем полного календарного месяца. Считаем логичным, что если для плательщика НДС отчетным (налоговым) периодом является квартал, то декларация подается по итогам квартала, в котором состоялась его регистрация. Ранее такой вывод следовал из разъяснения налоговиков, приведенного в разделе 130.24 ЕБНЗ. На данный момент данное разъяснение не является действующим, однако, на наш взгляд, его применение справедливо и сейчас;

2) если налоговая регистрация лица аннулируется в иной день, нежели последний день календарного месяца, то последним отчетным (налоговым) периодом является период, начинающийся с первого дня такого месяца и заканчивающийся днем аннулирования. В соответствии с разъяснением, приведенным в разделе 130.24 ЕБНЗ, в случае такого аннулирования регистрации плательщика НДС указанный плательщик обязан подать декларацию по НДС за последний налоговый период в течение 20 (40) календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода, в котором произошло аннулирование плательщика НДС. Однако на практике налогоплательщики подают последнюю декларацию вместе с заявлением об аннулировании, дабы выполнить все условия для аннулирования, установленные ст. 184 НК (см. п. 184.3 НК), в частности, подтвердить недостижение 300­тысячного объема налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев (п.п. «а» п. 184.1 НК).

Сроки подачи декларации по НДС разнятся в зависимости от установленного для лиц отчетного (налогового) периода. Так, месячные плательщики НДС обязаны представить декларацию в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца. Для квартальных же плательщиков такой срок составляет 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.

Если последний день срока представления декларации выпадает на выходной или праздничный день, то предельный срок подачи переносится на первый операционный (банковский) день, следующий за таким выходным или праздничным днем (п. 49.20 НК).

Момент подачи декларации при наличии особых обстоятельств представим в таблице.

 

Обстоятельство

Подача декларации

Нормативный документ

Примечание

1

2

3

4

Переход с месячного отчетного (налогового) периода на квартальный*

Декларация подается начиная с первого квартала следующего календарного года

П. 3 разд. ІІ Порядка № 1492

Для того чтобы перейти на квартальный отчетный (налоговый) период, налогоплательщик должен подать в орган ГНС вместе с декларацией за последний отчетный (налоговый) период календарного года соответствующее заявление** по форме согласно приложению 1 к Порядку № 1492 и сделать об этом отметку в специальном поле декларации (см. таблицу после раздела III декларации)

* Для плательщиков НДС, имеющих право на такой переход.
** Если плательщик НДС не подает заявление о выборе квартального отчетного (налогового) периода вместе с декларацией по НДС за последний отчетный (налоговый) период календарного года, то следующая декларация по НДС (и последующие на протяжении всего следующего года) подается им за отчетный (налоговый) период, равный календарному месяцу.

Квартальный плательщик НДС утрачивает право на применение ставки 0 % налога на прибыль, предусмотренное п.п. «б» п. 154.6 НК

Декларация по НДС подается по результатам месячного отчетного (налогового) периода начиная с месяца, в котором утрачивается право на применение ставки 0 % налога на прибыль

П. 4 разд. ІІ Порядка № 1492

О переходе с квартального на месячный отчетный (налоговый) период плательщик НДС обязан указать в специальном поле декларации по НДС («Відмітка про перехід на місячний податковий період з поточного звітного (податкового) періоду») по результатам месяца, в котором осуществлен такой переход

Квартальный плательщик НДС — единоналожник переходит на общую систему налогообложения

Декларация по НДС подается по результатам месячного отчетного (налогового) периода начиная с первого месяца перехода на общую систему налогообложения

 

В случаях, предусмотренных п. 102.6 НК, предельные сроки подачи декларации могут быть продлены руководителем налогового органа или его заместителем по письменному запросу налогоплательщика. Это случаи, когда налогоплательщик — физическое лицо либо должностное лицо юридического лица* находились за пределами Украины, в местах лишения свободы по приговору суда или имели ограниченную свободу передвижения, были признаны по решению суда безвестно отсутствующими либо находились в розыске. Порядок продления сроков установлен Порядком № 1044.

* В случае если в течение указанных предельных сроков такое юридическое лицо не имело других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством Украины начислять, взыскивать и вносить в бюджет налоги, а также вести бухгалтерский учет, составлять и представлять налоговую отчетность.

За неподачу или несвоевременную подачу декларации плательщику НДС грозит штраф в размере 170 грн. — при первом нарушении, при повторном таком нарушении в течение года — 1020 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу (п. 120.1 НК).

 

Способы подачи

 

В соответствии с п. 49.3 НК плательщик налогов, в том числе и НДС, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено НК, может подавать декларацию одним из следующих способов:

— лично или через уполномоченное на это лицо;

— направлять по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;

— средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Остановимся на каждом из способов подробнее.

Подача декларации лично (через уполномоченного представителя). Сначала определимся с тем, кто может являться уполномоченным лицом плательщика налога при подаче налоговой декларации. Ответ на этот вопрос содержится в ЕБНЗ в разделе 020.02. Так, таковым может являться лицо (или несколько лиц), имеющее право подпи­си соответствующей налоговой отчетности для подачи ее в орган ГНС. Для физического лица — предпринимателя уполномоченным лицом может выступать также физическое лицо, имеющее нотариально заверенную доверенность на представление его интересов в налоговых органах и осуществление соответствующих сделок.

Заметим, что налоговики выступают против подачи налоговой отчетности посыльными или курьерской службой (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 44, с. 11).

Направление декларации по почте. При выборе такого способа подачи декларации нужно иметь в виду, что она должна быть отправлена в адрес ГНС по месту регистрации плательщика почтой с уведомлением о вручении не позднее чем за 10 дней до истечения предельного срока, установленного для предоставления декларации. Заметим, что налоговики допускают возможность отправки декларации по почте позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока подачи в том случае, если такая декларация получена налоговым органом до истечения таких предельных сроков. Штрафные санкции в таком случае не применяются (см. соответствующую консультацию в разделе 020.02 ЕБНЗ).

Порядок оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций утвержден постановлением КМУ от 28.06.97 г. № 799.

Если во время почтовой доставки декларации произошла утеря или порча почтового отправления или задержка его вручения органу ГНС по вине оператора почтовой связи, налогоплательщик в таком случае не несет ответственности за непредставление (несвоевременное представление) такой декларации. Однако в такой ситуации у него возникает обязанность направления в орган ГНС второго экземпляра такой декларации (по почте или лично — на выбор налогоплательщика) вместе с копией уведомления об утере или порче почтового отправления в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления.

Заметим, что независимо от факта утери или порчи почтового отправления либо задержки его вручения налогоплательщик обязан уплатить сумму налогового обязательства, самостоятельно определенную им в такой декларации, на протяжении законодательно установленных сроков, т. е. в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи декларации.

Два вышеприведенных способа предусматривают подачу декларации в бумажном виде. Далее остановимся на порядке представления декларации в электронной форме.

Подача декларации средствами электронной связи. Декларация в электронной форме подается при условии, что на такой электронный документ будет наложена электронная цифровая подпись (далее — ЭЦП), которая имеет сертификат соответствия, в порядке, определенном Законом № 852, с учетом положений Закона № 851. Налагают ЭЦП с помощью личного ключа. В подтверждение правомочия ЭЦП налогоплательщику следует обратиться в любой аккредитованный центр сертификации ключей.

С информацией о подаче налоговой отчетности в электронном виде, программным обеспечением, перечнем центров сертификации ключей, с которыми ГНС заключила договор, можно ознакомиться на официальном сайте ГНС (www.sts.gov.ua).

Декларация в электронной форме должна быть подана плательщиком НДС в орган ГНС не позднее окончания последнего часа дня, в котором истекает предельный срок подачи такой декларации (п. 49.5 НК).

Плательщики налога, относящиеся к крупным и средним субъектам предпринимательства*, обязательно подают налоговые декларации в орган ГНС в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством (п. 49.4 НК). Критерии, относящие субъектов хозяйствования к крупным и средним, содержатся в ч. 3 ст. 55 ХК.

* В НК, как, собственно, и в Порядке № 1492, вместо словосочетания «субъектам предпринимательства» употребляется слово «предприятиям», однако ХК в связи с изменениями, внесенными в него Законом № 4618, разграничивает хозяйствующих субъектов именно на субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства.

Декларация считается принятой в следующих случаях:

— при наличии на всех листах, из которых состоит налоговая декларация и, по желанию плательщика налогов, на ее копии отметки (штампа) органа ГНС с указанием даты ее получения, или квитанции о получении налоговой накладной в случае ее подачи средствами электронной связи, или почтового уведомления с отметкой о вручении органу ГНС в случае направления налоговой декларации по почте (п.п. 49.9.1 НК);

— в случае если орган ГНС с соблюдением требований п. 49.11 НК не предоставляет плательщику налога уведомление об отказе в приеме налоговой декларации или в случаях, определенных этим пунктом, не направляет его налогоплательщику в установленный ст. 49 НК срок.

 

Состав и форма

 

Как мы писали в предыдущем номере (см. «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 5 (53), с. 35), форма и состав отчетности по НДС с недавнего времени претерпели некоторые изменения, привнесенные приказом № 1342. В сегодняшнем же номере мы дадим полную картину того, что и в каких случаях должны подавать плательщики НДС в составе своей отчетности по этому налогу.

Декларация по НДС состоит из следующих элементов (п. 1 разд. V Порядка № 1492):

— вступительной части;

— служебных полей;

— 4 разделов;

— обязательных приложений.

При этом все вышеперечисленные элементы заполняются плательщиком налога, кроме раздела IV, который заполняют работники органа ГНС.

Напомним, что в состав новой отчетности по НДС входит всего одна декларация унифицированной формы, единой для всех плательщиков НДС (как «обычных», так и «спецрежимных»). Для идентификации плательщика НДС теперь предназначены специальные поля вступительной части, в которых делается соответствующая отметка. Так, новая декларация по НДС во вступительной части имеет следующие поля для заполнения:

0110 — для всех плательщиков НДС;

0121 — для плательщиков, применяющих специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства;

0122 — для плательщиков, применяющих специальный режим налогообложения деятельности в сфере лесного хозяйства;

0123 — для плательщиков, применяющих специальный режим налогообложения деятельности в сфере рыболовства;

0130 — для сельскохозяйственных предприятий, которые не избрали специальный режим налогообложения (п. 209.18 НК);

0140 — для плательщиков, применяющих специальный режим налогообложения перерабатывающего предприятия.

При этом декларацию с отметкой в поле 0110 подают все без исключения субъекты хозяйствования, зарегистрированные плательщиками НДС, независимо от того, проводил такой плательщик хозяйственную деятельность в отчетном периоде или нет (п. 5 разд. І, п. 13 разд. ІІІ Порядка № 1492). Если же субъект хозяйствования использует какой­либо из вышеприведенных спецрежимов, то помимо обычной декларации ему дополнительно необходимо подать декларацию с отметкой в поле, соответствующем такому спецрежиму (п. 6 р. І Порядка № 1492). При этом в такую декларацию включаются только те операции, которые касаются непосредственно такого спецрежима. «Спецрежимная» декларация также подается независимо от наличия хозяйственных операций в течение отчетного (налогового) периода.

Основная часть декларации, как мы уже сказали, состоит из 4 разделов, нижеследующие 3 из которых заполняются непосредственно самим плательщиком налога:

Раздел І — «Податкові зобов’язання»;

Раздел ІІ — «Податковий кредит»;

Раздел ІІІ — «Розрахунки за звітний період».

Порядок заполнения каждого из этих разделов подробно рассмотрен далее в этом номере.

На данный момент декларация по НДС имеет 9 приложений, которые заполняются и подаются в органы ГНС определенными плательщиками в определенных ситуациях. Рассмотрим их далее в таблице.

 

Случаи предоставления приложений к декларации

Прило­жение

Название приложения

Декларации,

к которым могут подаваться

Случаи, в которых подается

Строки декларации, к которым подается*

1

2

3

4

5

Д1

Расчет корректировки сумм НДС

Ко всем (0110, 0121 — 0123, 0130, 0140)

Подается, если после поставки товаров/услуг осуществляется какое­либо изменение суммы компенсации их стоимости, перерасчет в случаях возврата товаров/услуг и суммы предварительной оплаты

Стр. 8.1, 8.1.1, 16.1, 16.1.1, 16.1.2, 16.1.3

Д2

Справка об остатке суммы отрицательного значения предыдущих налоговых периодов, который остается непогашенным после бюджетного возмещения, полученного в отчетном налоговом периоде, и подлежит включению в состав налогового кредита следующего налогового периода

Только к общей (0110)

Подается, если остаток отрицательного значения предыдущего отчетного (налогового) периода, который включается в состав налогового кредита текущего периода, после вычета из него бюджетного возмещения, заявленного в отчетном (налоговом) периоде, остается не полностью погашенным. Подается даже теми налогоплательщиками, которые в соответствии с п. 200.5 НК не имеют права на бюджетное возмещение

Стр. 22

Д3

Расчет суммы бюджетного возмещения

 

Подается, если плательщик НДС имеет право на бюджетное возмещение и не подпадает под ограничительные критерии п. 200.5 НК

Стр. 23

Д4

Заявление о возврате суммы бюджетного возмещения

Подается, если плательщик НДС имеет право на бюджетное возмещение и принял решение о возврате суммы бюджетного возмещения на счет в банке

Стр. 23.1

Д5

Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов

Ко всем (0110, 0121 — 0123, 0130, 0140)

Подается всеми плательщиками НДС, осуществляющими операции с контрагентами, в результате которых у них возникают налоговые обязательства или налоговый кредит

Стр. 1, 10, 14.1, 15

Д6

Справка

Подается в случае наличия операций, не являющихся объектом налогообложения; операций, освобожденных от налогообложения; операций по поставке услуг с местом поставки за пределами таможенной территории Украины; по поставке товаров/услуг у предприятий и организаций, основанных общественными организациями инвалидов, к которым применяется льготный режим налогообложения

Стр. 3, 4, 5

Д7

Расчет (перерасчет) доли использования товаров/услуг, необоротных активов в налогооблагаемых операциях

Подается в случае приобретения (изготовления, строительства, сооружения, создания, ввоза) с НДС товаров/услуг и необоротных активов, частично используемых в налогооблагаемых операциях, а частично в необъектных, и/или освобожденных от налогообложения, и/или не облагаемых НДС

Стр. 15, 16.4, 16.6

Д8

Заявление об отказе поставщика предоставить налоговую накладную (нарушении им порядка заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных)

Подается, если поставщик товаров/услуг отказывается предоставить налоговую накладную или им нарушен порядок заполнения и/или порядок регистрации в Едином реестре налоговых накладных

ДС9

Расчет удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг к стоимости всех товаров/услуг

К «спецрежимным» (0121, 0122, 0123, 0130)

Подается «спецрежимными» предприятиями, которые наряду с сельскохозяйственными товарами/услугами осуществляют реализацию других товаров (предоставление других услуг) и имеют необходимость в расчете сельхоз­доли

* В случае заполнения таких строк.

 

Более подробно порядок заполнения каждого приложения будет рассмотрен далее в этом номере.

 

Требования к заполнению

 

Для того чтобы налоговая отчетность считалась налоговой декларацией и была принята налоговым органом и зарегистрирована в базе данных адресата отчетности (БДАО) с внесением в нее соответствующих показателей, должны быть соблюдены законодательные требования по ее составлению. Основные требования к составлению декларации приведены в ст. 48 НК и Порядке № 1492, а дополнительные и уточняющие моменты, не освещенные такими документами, можно найти в ЕБНЗ в разделах 020.02 и 130.25 (см. http://sts.gov.ua/ebpz/) и письмах ГНС.

Первое, что стоит отметить, это то, что декларация по НДС заполняется без нарастающего итога, т. е. за каждый отчетный (налоговый) период отдельно.

При заполнении декларации в бумажной форме стоит иметь в виду, что информация в нее должна быть внесена таким образом, чтобы обеспечить сохранность записей и свободное чтение текста (цифр) на протяжении установленного срока хранения отчетности. В незаполненных строках такой декларации должен быть проставлен прочерк.

Все показатели в декларации проставляются в гривнях без копеек с соответствующим округлением по общеустановленным правилам.

Согласно п. 7 разд. ІІІ Порядка № 1492 в колонке А во всех необходимых случаях проставляются объемы поставки (приобретения) без НДС, а в колонке Б указывается непосредственно сумма НДС, что, впрочем, видно из наименования колонок самой декларации.

Язык заполнения декларации прямо не указан в нормативных документах. Однако органы ГНС давали в свое время по этому поводу свои разъяснения в ЕБНЗ (подкатегория 020.02). Так, ссылаясь на Закон о языках* и Конституцию, налоговики предписывали подавать отчетность в налоговые органы (в том числе в электронном виде на адрес центра обработки электронных отчетов) на украинском языке, так как, согласно вышеуказанным документам, украинский язык, как государственный, является обязательным средством общения на всей территории Украины при осуществлении полномочий органами государственной власти.

* На сегодняшний день утратил силу.

Пункт 9 разд. ІІІ Порядка № 1492 определяет круг лиц, которыми должна быть подписана декларация. Так, декларация подписывается:

а) для юридического лица:

— руководителем плательщика налога или уполномоченным лицом;

— лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и подачу декларации.

В случае ведения бухгалтерского учета и подачи налоговой декларации непосредственно руководителем плательщика налога, такая декларация подписывается только таким руководителем. Таким образом, когда штатным расписанием не предусмотрена должность главного бухгалтера, а ведение бухгалтерского учета и подача декларации осуществляются непосредственно руководителем, такая декларация подписывается только в графе «руководитель», а в графе «главный бухгалтер» проставляется прочерк** (см. разъяснение в ЕБНЗ, раздел 020.02).

** Такая форма подписи не может использоваться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных учреждениях.

Достаточным подтверждением подлинности документа налоговой отчетности является наличие оригинала подписи уполномоченного лица на документе в бумажной форме или наличие в электронном документе ЭЦП плательщика налога*** (абз. 2 п.п. 48.5.1 НК);

б) для физического лица — плательщика налогов — непосредственно таким физлицом или его законным представителем;

в) для договоров совместной деятельности или управления имуществом — лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и подачу налоговой декларации в соответствии с такими договорами;

г) для соглашений о распределении продукции — лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и подачу налоговой декларации инвестора (оператора), ведущего отдельный налоговый учет, связанный с исполнением такого соглашения.

*** Таким образом, исходя из положений НК, налоговая декларация не может быть подписана при помощи использования факсимиле. Это, в том числе, подтверждается письмом ГНСУ от 14.03.2012 г. № 9499/К/10-1115/1139.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше