Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Заполнение приложений к декларации по НДС

Редакция НК
Налоговый кодекс Март, 2013/№ 6
Печать
Статья

Заполнение приложений к декларации по НДС

 

Приложение Д1 — Расчет корректировки сумм НДС

 

Как мы упомянули ранее, приложение Д1 подается в тех случаях, когда после поставки товаров/услуг осуществляется любое изменение суммы компенсации их стоимости, включая*:

— следующий за поставкой пересмотр цен;

— перерасчет в случаях возврата товаров/услуг предоставившему их лицу;

— возврат поставщиком суммы предварительной оплаты товаров/услуг.

* Заметим, что приведенный перечень ситуаций не является исчерпывающим.

Так, если вследствие такого перерасчета происходит уменьшение суммы компенсации в пользу плательщика налога — поставщика**, то по результатам налогового периода, в течение которого был проведен такой перерасчет:

1) поставщик уменьшает сумму НО и отражает такую корректировку НО со знаком «­» в таблице 1 «Коригування податкових зобов’язань згідно зі статтею 192 розділу V Кодексу» приложения Д1;

2) получатель уменьшает сумму НК (в случае, если он на дату проведения корректировки зарегистрирован плательщиком НДС и в связи с получением таких товаров/услуг увеличил налоговый кредит) и отражает соответствующую корректировку со знаком «­» в таблице 2 «Коригування податкового кредиту згідно зі статтею 192 розділу V Кодексу за обсягами придбання товарів/послуг, необоротних активів, включених у рядок 10 декларації» приложения Д1.

** Если поставщик на конец отчетного (налогового) периода, в котором был проведен такой перерасчет, является плательщиком НДС.

Если в результате такого перерасчета происходит увеличение суммы компенсации в пользу плательщика­поставщика, то по результатам налогового периода, в течение которого был проведен такой перерасчет:

1) поставщик увеличивает сумму НО и отражает такую корректировку в таблице 1 приложения Д1 со знаком «+»;

2) получатель соответственно увеличивает сумму НК и отражает корректировку НК в таблице 2 приложения Д1 со знаком «+».

Основанием для заполнения приложения Д1 служат расчеты корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (РК) (приложение 2 к налоговой накладной), выписываемые поставщиком товаров/услуг при изменении суммы компенсации их стоимости.

ВВ таблице приведем порядок заполнения каждой из граф таблиц, содержащихся в приложении Д1.

 

Название графы

Номер графы

Таблица

Порядок заполнения

1

2

3

4

5

Отримувач (покупець)

найменування (прізвище, ім’я, по батькові — для фізичних осіб)

2, 3

Таблица 1

Заполняется в разрезе контрагентов и РК к налоговым накладным.
При указании наименования продавца/покупателя и его ИНН следует ориентироваться на сведения, указанные в РК к налоговой накладной, в котором, в свою очередь, должно быть приведено полное или сокращенное название из уставных документов юридического лица или полностью указаны Ф. И. О. физического лица — предпринимателя. Если такой покупатель является неплательщиком НДС, то в графе 3 следует ставить прочерк

індивідуальний податковий номер

Постачальник (продавець)

найменування (прізвище, ім’я, по батькові— для фізичних осіб)

 

Таблицы 2, 3*

 

індивідуальний податковий номер

Податкова накладна, за якою проводиться коригування

дата

4

Таблицы 1, 2, 3*

В графах 4 и 5 отражаются соответственно дата и порядковый номер налоговой накладной, к которой выписан расчет корректировки в связи с изменением суммы компенсации стоимости товаров/услуг

номер

5

Розрахунок коригування кількісних і вартісних показників до податкової накладної

 

номер

6

Таблица 1

В данных графах поставщик (продавец) указывает номер выписанного им РК и дату получения его получателем (покупателем), проставленную таким получателем (покупателем) при получении указанного РК. Если в периоде выписки РК покупатель его не подписал и, соответственно, не указал в нем дату получения, поставщик все же обязан осуществить корректировку НО. Такой вывод основывается на том, что в пп. 192.1.1 и 192.1.2 НК говорится об уменьшении/увеличении НО в периоде проведения перерасчета НО, о связи же между корректировкой НО и датой подписания РК в НК не говорится. Задача продавца в таком случае — направить РК покупателю. Таким образом, если в текущем периоде поставщик выписал РК, а покупатель не подписал его или отказался от подписи, либо собирается вернуть расчет с подписью только в следующем периоде, то такой поставщик проводит корректировку НО, но в графе 7 в таком случае ставит прочерк. Хотя на практике, заметим, налоговики могут все же требовать наличие подписанного РК, если происходит уменьшение НО.
В некоторых случаях графа 7 не может быть заполнена в принципе. Это касается тех случаев, когда покупатель является неплательщиком НДС.
В такой ситуации оба экземпляра РК (как, собственно, и «корректируемая» налоговая накладная) остаются у продавца и на подпись покупателю вообще не передаются.
Следовательно, при заполнении графы 7 продавец ставит в ней прочерк (если декларация подается в бумажной форме) или оставляет незаполненной соответствующую ячейку (если декларация подается в электронной форме)

дата отримання отримувачем (покупцем) розрахунку

7

номер

6

Таблицы 2, 3*

В графах 6 и 7 таблицы 2 покупатель указывает номер РК, переданного ему поставщиком в связи с изменением суммы компенсации стоимости товаров/услуг, и дату получения указанного расчета таким покупателем. Как разъясняется налоговиками в ЕБНЗ (см. раздел 130.25), непредоставление РК покупателю продавцом товаров (услуг), составленного при изменении суммы компенсации их стоимости, не является препятствием для корректировки НК таким покупателем. Таким образом, если по каким­то причинам продавец не предоставляет покупателю РК в периоде, в котором произошло изменение суммы компенсации стоимости товара/услуги, то покупатель все же корректирует в таком периоде свой НК, проставляя при этом в графе 7 прочерк (для бумажной декларации) или оставляя пустой соответствующую ячейку (для электронной декларации). Хотя при таком заполнении налоговики на местах могут противиться принятию указанной декларации, если подобный перерасчет привел к увеличению налогового кредита

дата отримання отримувачем (покупцем) розрахунку

7

Підстава для коригування податкових зобов’язань з податку на додану вартість

8

Таблица 1

В данной графе как покупатель, так и продавец, указывают причину, по которой произошло изменение суммы компенсации стоимости товаров/услуг, например: «повернення товару покупцем», «повернення покупцю передоплати (авансу)», «перегляд (збільшення/зменшення) цін» и т. п.

Підстава для коригування податкового кредиту з податку на додану вартість

Таблицы 2, 3*

Обсяг постачання (без податку на додану вартість) (+ чи ­)

9

Таблицы 1, 2, 3*

Указываются соответственно суммы корректировки НО или НК в большую (со знаком «+») или меньшую (со знаком «­») сторону.
Если корректировки осуществляются, но суммы не меняются (например, при изменении только товарной номенклатуры), то в графах 9 и 10 проставляется «0».
Если РК выписывается на операции, облагаемые НДС по ставке 0 %, то корректировке подлежат только объемы поставок, т. е. заполняется только графа 9, а в графе 10 проставляется прочерк. В таком случае к декларации прилагается справка произвольной формы, поясняющая причины корректировки.
Если же РК выписывается по операциям, вообще освобожденным от уплаты НДС, то в таком случае заполнению также подлежит только графа 9

Сума податку на додану вартість
(+ чи ­)

10

* Порядок заполнения таблицы 3 приложения Д1 в целом аналогичен порядку заполнения его таблицы 2. Особенностью таблицы 3 является то, что в ней показываются корректировки НДС по приобретениям товаров/услуг, НОА частично используемых в облагаемых НДС операциях, а частично — нет. Таким образом, каждый полученный от поставщика РК покупателю необходимо отражать с распределением (т. е. с учетом доли использования товаров/услуг, НОА в налогооблагаемых операциях, отражаемой в таблице 1 приложения Д7 (порядок заполнения приложения Д7 см. на с 47)). Следовательно, по каждому РК в таблице 3 приложения Д1 необходимо заполнять сразу 2 строки:
1) на корректировку объемов и части «входного» НДС, ранее попавшего в НК (стр. 15.1 декларации);
2) на корректировку объемов, часть «входного» НДС по которым в НК не включалась (стр. 15.2 декларации).

 

На рисунке покажем, каким образом на основании данных приложения Д1 заполняются строки декларации.

 

img 1

 

Приложение Д2 — Справка об остатке суммы отрицательного значения

 

Как ранее нами упоминалось, приложение Д2 подается вместе с декларацией по НДС в том случае, когда остаток отрицательного значения предыдущего отчетного (налогового) периода, который включается в состав налогового кредита текущего периода (стр. 21 декларации), после вычета из него положительного значения разницы между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита, полученного в отчетном налоговом периоде (стр. 18 декларации), остается не полностью погашенным. При этом подавать такое приложение должны даже те плательщики НДС, которые не имеют право на бюджетное возмещение.

Собственно говоря, сумма указанного остатка отрицательного значения отражается в стр. 22 декларации, а приложение Д2 служит такой себе расшифровкой отрицательной суммы по периодам возникновения составляющих такого отрицательного значения.

С порядком заполнения приложения Д2 предлагаем ознакомиться в таблице.

 

Название графы

Номер графы

Порядок заполнения

1

2

3

4

Залишок від’ємного значення попереднього звітного (податкового) періоду, за вирахуванням суми податку, яка підлягає сплаті до бюджету за підсумками поточного звітного періоду (рядок 22 декларації звітного (податкового) періоду)

звітний (податковий) період, у якому виникла сума

2

При заполнении этих граф прежде всего нужно определить, по результатам какого периода возник остаток отрицательного значения:
— впервые по результатам предыдущего периода;
— по результатам нескольких предыдущих периодов подряд.
В первом случае приложение Д2 подается впервые, а данные для его заполнения берутся из самой текущей декларации с учетом данных из декларации за предыдущий отчетный (налоговый) период. Так, в графе 2 указывается предыдущий период (т. е. период, в котором впервые возник остаток отрицательного значения и заполнена стр. 20.2 декларации). В графу 3 же попросту переносится вся сумма из стр. 22 текущей декларации.
Во второй ситуации все немного сложнее, поскольку необходимо учитывать отрицательное значение, сформированное за несколько предыдущих периодов. Так, в графах 2 и 3 расписываются составляющие части такого отрицательного значения по периодам их возникновения (в графе 2 указываются периоды, а в графе 3 — соответствующие им суммы). При этом источником получения таких данных служит приложение Д2 предыдущего периода. Так, для заполнения графы 2 приложения Д2 текущего периода необходимо использовать информацию из аналогичной графы приложения Д2 за предыдущий период. В графу 3 приложения Д2 к текущей декларации переносятся данные из графы 5 такого приложения к декларации за предыдущий отчетный период с учетом корректировки (если в ней есть необходимость):
— уменьшения остатка отрицательного значения (в хронологической последовательности его возникновения) на показатель стр. 18 текущей декларации (если он заполнен)
и/или
— увеличения/уменьшения остатка отрицательного значения на величину показателей стр. 21.1, 21.3 текущей декларации (если они заполнены)

сума

3

Частина залишку від’ємного значення, фактично сплачена отримувачем товарів/послуг постачальникам товарів/послуг або до Державного бюджету України, а в разі отримання від нерезидента послуг на митній території України включена до податкових зобов’язань у декларації, у попередніх та звітному податкових періодах та не погашена податковими зобов’язаннями попередніх звітних (податкових) періодів або не брала участі у розрахунках бюджетного відшкодування (переноситься до рядка 2 розрахунку бюджетного відшкодування)

сума

4

По сути, в графе 4 отражается фактически оплаченная часть* накопившегося остатка отрицательного значения, на бюджетное возмещение которого может претендовать налогоплательщик. При этом налоговики соглашаются на включение в такую фактически оплаченную часть «денежной» суммы ввозного импортного НДС и суммы НДС, отраженной в составе НДС­обязательств в декларации за предыдущий период при получении услуг от нерезидента на таможенной территории Украины.
Когда сумма фактической оплаты определена, порядок заполнения графы 4 в разных ситуациях будет следующим. Если денежные расчеты с поставщиками по суммам, включенным в НК периода возникновения остатка отрицательного значения:
произведены в полном объеме — тогда весь остаток, приведенный в графе 3, является оплаченным, следовательно, вся сумма из графы 3 попросту переносится в графу 4;
произведены частично — тогда из графы 3 в графу 4 попадает только та сумма остатка отрицательного значения, которая является оплаченной, естественно, в пределах суммы, приведенной в графе 3;
не произведены совсем — в таком случае остаток отрицательного значения считается неоплаченным, а в графе 4 проставляется прочерк

Значення рядка 24 декларації звітного податкового періоду

сума

5

В этой графе отражается как раз та часть остатка отрицательного значения, которая не была фактически оплачена в предыдущих и отчетном периодах (графа 3 — графа 4), т. е. остаток, который не поучаствовал в расчете бюджетного возмещения в текущем отчетном периоде, а следовательно, подлежит включению в состав НК следующего отчетного периода (стр. 24 декларации). В следующем отчетном периоде эта сумма может стать бюджетным возмещением в случае проведения по ней денежных расчетов

* Имеется в виду оплата исключительно денежными средствами (на этом настаивают налоговики).

 

В общем схематично заполнение приложения Д2 можно представить следующим образом.

 

img 2

 

* Остаток отрицательного значения.

 

 

Приложение Д3 — Расчет суммы бюджетного возмещения

 

Напомним, что бюджетное возмещение — это возмещение отрицательного значения НДС на основании подтверждения правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам проверки плательщика, в том числе автоматическое бюджетное возмещение в порядке и по критериям, определенным в разд. V НК (п.п. 14.1.18 НК).

Приложение Д3 представляется вместе с декларацией теми плательщиками НДС, которые имеют право на бюджетное возмещение (не попадают под ограничения, установленные п. 200.5 НК). При этом обязательным условием является наличие заполненной стр. 22 в текущей декларации. Однако заполненная стр. 22, в свою очередь, не всегда указывает на обязательность подачи приложения Д3. Так, если у налогоплательщика в текущей декларации заполнена стр. 22, но при этом он не имеет права на бюджетное возмещение вследствие соответствия критериям п. 200.5 НК или же невыполнения условий п.п. «а» п. 200.4 НК (в стр. 23 стоит прочерк), то подавать приложение Д3 такому плательщику не нужно. Перечень плательщиков НДС, которые не имеют права на бюджетное возмещение, приведен в п. 200.5 НК. К таким плательщикам относятся лица, которые:

были зарегистрированы плательщиками НДС менее чем за 12 календарных месяцев до месяца, по результатам которого подается заявление на бюджетное возмещение (кроме начисления НК вследствие приобретения или сооружения (строительства) основных фондов). Однако заметим, такое ограничение для «новичков» не лишает их права получить причитающееся им бюджетное возмещение в будущем. Так, если в течение 12 календарных месяцев с момента регистрации плательщиком НДС у такого плательщика накапливается сумма отрицательного значения, не перекрываемая положительными НО, то он может претендовать на соответствующее бюджетное возмещение по итогам первого отчетного периода, следующего за такими 12 календарными месяцами. Кроме того, рассматриваемое ограничение не распространяется на «НДС­новичков» в случае приобретения (сооружения, строительства) ими основных средств. В таком случае бюджетное возмещение такой налогоплательщик вправе получить до истечения 12­месячного периода;

имели объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев меньше, чем заявленная сумма бюджетного возмещения (кроме начисления НК вследствие приобретения или сооружения (строительства) основных фондов). Как видим, плательщики с небольшими объемами налогооблагаемых операций также могут претендовать на бюджетное возмещение в случае приобретения (сооружения, строительства) основных средств, даже если объемы их налогооблагаемых операций меньше заявленной суммы бюджетного возмещения.

Таким образом, все плательщики НДС, которые не попадают под приведенные выше ограничения, имеют право на бюджетное возмещение. Обязательным требованием его получения является заполнение стр. 23 декларации и приложения Д3 к ней.

Традиционно пройдемся по порядку заполнения приложения Д3.

 

Название строки

Номер строки

Порядок заполнения

Залишок від’ємного значення попереднього звітного (податкового) періоду, за вирахуванням суми податку, яка підлягає сплаті до бюджету за підсумками поточного звітного (податкового) періоду (рядок 22 декларації звітного (податкового) періоду)

1

Данная строка аналогична графе 3 приложения Д2. Поэтому для заполнения этой строки достаточно перенести в нее итоговую сумму, указанную в данной графе. К тому же эта сумма аналогична той, что приведена в стр. 22 текущей декларации

Частина залишку від’ємного значення, фактично сплачена отримувачем товарів/послуг постачальникам товарів/послуг або до Державного бюджету України, а в разі отримання від нерезидента послуг на митній території України включена до податкових зобов’язань у декларації, у попередніх звітних (податкових) періодах та не погашена податковими зобов’язаннями попередніх звітних (податкових) періодів або не брала участі у розрахунках бюджетного відшкодування (переноситься до рядка 2 розрахунку бюджетного відшкодування) (графа 4 додатка 2 до декларації звітного (податкового) періоду)

2

Информацию о фактически оплаченной части остатка отрицательного значения также проще всего почерпнуть из приложения Д2 текущего периода. Такие данные содержатся в графе 4 указанного приложения

Сума, що підлягає бюджетному відшкодуванню(сума, указана в рядку 1, у межах суми, указаної в рядку 2) (значення цього рядка переноситься до рядка 23 декларації за поточний звітний (податковий) період)

3

В этой строке указывается непосредственно сумма, которая должна быть возмещена плательщику НДС из бюджета, т. е. сумма, указанная в стр. 1 в пределах суммы, указанной в стр. 2 данного приложения. Попросту говоря, значение стр. 3 не что иное, как значение стр. 2. Полученная величина должна быть перенесена в стр. 23 декларации за текущий период. Сумма же, которая не вписывается в рамки, отведенные стр. 2, находят свое отражение в графе 5 приложения Д2 и стр. 24 декларации, о чем мы упоминали при рассмотрении порядка заполнения приложения Д2

 

Приведем схему заполнения приложения Д3 для наглядности.

 

img 3

 

Приложение Д4 — Заявление о возврате суммы бюджетного возмещения

 

Приложение Д4 подается в случае заполнения стр. 23.1 декларации, а именно когда плательщик НДС по итогам отчетного (налогового) периода имеет право на бюджетное возмещение, которое рассчитано в приложении Д3 и отражено в стр. 23 декларации, и принял решение о возврате суммы бюджетного возмещения на счет в банке (в полной сумме или частично).

Приложение Д4 представляет собой заявление о возврате суммы бюджетного возмещения.

Полагаем, что порядок заполнения данного приложения вопросов вызвать не должен, однако вкратце все же остановимся на нем.

Так, отметка («Х») в поле «звітний», «звітний новий» или «уточнюючий» проставляется в зависимости от того, какой раз за отчетный период подается заявление:

«звітний» — подается впервые;

«звітний новий» — подавалось за такой отчетный (налоговый) период, однако в связи с допущением ошибки, которую налогоплательщик обнаружил и желает исправить, подается повторно до истечения предельного срока подачи декларации по НДС;

«уточнюючий» — подавалось за такой отчетный (налоговый) период, однако в связи с допущением ошибки, которую налогоплательщик обнаружил и желает исправить, подается повторно после истечения предельного срока подачи декларации по НДС.

В полях 02 и 03 указывается отчетный (налоговый) период, за который соответственно подается заявление или исправляются в нем ошибки. При этом месячные плательщики НДС заполняют поля «год» и «месяц», а квартальные плательщики — «год» и «квартал».

В поле 04 приводится:

для юридического лица и представительства нерезидента — наименование такого лица;

для физического лица — фамилия, имя, отчество;

для совместной деятельности и управления имуществом — наименование, дата и номер договора.

В полях 041 — 046 указывается номер (код), идентифицирующий плательщика налога, а именно:

— код по ЕГРПОУ — для юрлиц;

— регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта — для физлиц;

— налоговый номер, присвоенный органами ГНС, — для совместной деятельности и управления имуществом (с указанием реквизитов соответствующих договоров), представительства нерезидента, не имеющего статуса юрлица, инвестора (оператора) (с указанием реквизитов соглашения о распределении продукции).

Поле 05 предназначено для указания индивидуального налогового номера плательщика НДС и номера свидетельства о его регистрации в качестве плательщика НДС.

В специально отведенном месте заявления указывается сумма бюджетного возмещения, которая должна быть перечислена на банковский счет плательщика НДС (номер счета и наименование банка также указываются в этом месте). Сумма такого бюджетного возмещения (написанная словами) переносится в заявление из стр. 23.1 декларации.

В нижней части заявления проставляется дата его подачи, а также подписи руководителя и главного бухгалтера, или плательщика НДС, если такой плательщик является физическим лицом.

Приведем пример заполнения приложения Д4 (см. с. 42).

 

img 4

 

Приложение Д5 — Расшифровка налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов

 

В приложении Д5 следует расшифровывать:

— налоговые обязательства, отраженные по стр. 1 декларации по НДС;

— налоговый кредит, отраженный в стр. 10, 14.1 и 15 декларации по НДС.

Если вышеназванные строки в декларации не заполнены, то приложение Д5 не заполняется и не представляется. Это следует из абз. 3 п. 13 разд. III Порядка № 1492, в котором указано, что приложения в составе декларации подаются в случае заполнения данных в соответствующих строках декларации.

Расшифровке налоговых обязательств посвящен раздел I приложения Д5, а налогового кредита — его раздел II.

Заполняется приложение Д5 в разрезе контрагентов (покупателей и поставщиков). Если в течение отчетного периода были осуществлены несколько операций с одним контрагентом, то для заполнения приложения Д5 данные таких операций «сворачиваются» и отражаются одной строкой (за исключением некоторых случаев, о которых мы скажем ниже).

С целью минимальных отклонений объемов поставки и сумм НДС, указанных в приложении Д5, заполнение данных в разрезе контрагентов осуществляется в гривнях с копейками, а при заполнении строк « Всего за месяц» округление осуществляется по общеустановленным правилам.

Теперь более детально рассмотрим порядок заполнения приложения Д5.

 

Раздел I «Налоговые обязательства»

 

В разделе I расшифровываются операции, отраженные по стр. 1 декларации по НДС. Соответственно, в приложении не следует показывать, в частности, экспортные операции, операции, не являющиеся объектом обложения НДС, и т. п.).

 

Строка приложения Д5

Особенности заполнения

1

2

№ з/п
1, 2, 3…

Заполняется в разрезе контрагентов. Количество строк должно соответствовать количеству покупателей — плательщиков НДС. Если в течение периода было осуществлено несколько поставок одному и тому же покупателю, то эти поставки отражаются одной строкой под номером этого покупателя.
В гр. 2 отражается индивидуальный налоговый номер покупателя, без указания его названия и других данных.
В гр. 3 указывается суммарный объем поставки (без НДС) покупателю за отчетный период. Для заполнения показателя используются данные гр. 8 раздела I Реестра налоговых накладных.
В гр. 4 указывается сумма НДС, начисленная на поставку. Для заполнения показателя используются данные гр. 9 раздела I Реестра выданных и полученных налоговых накладных

Інші

В этой строке отражаются поставки товаров/услуг, облагаемые по ставке 20 %:
— неплательщикам НДС;
— которые не связаны с передачей товаров/услуг покупателям.
Так, в этой строке отражаются следующие операции:
— розничные продажи конечным покупателям с выпиской итоговой налоговой накладной (ПНП11);
— поставки неплательщикам НДС (ПНП02);
— бесплатная передача товаров (услуг) (ПНП12);
— превышение обычной цены над договорной (ПНП01);
— услуги, поставленные нерезиденту с местом поставки на таможенной территории Украины (ПНП02);
— ликвидация основных средств, приводящая к начислению НДС (ПНП05);
— передача товаров (услуг) в пределах баланса для непроизводственного использования (ПНП04);
— перевод необоротных активов в состав непроизводственных (ПНП06);
— поставки товаров (услуг) для использования в необлагаемых операциях (ПНП08);
— поставки для операций, которые освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость (ПНП09);
— условные поставки (при аннулировании регистрации плательщика НДС (ПНП10);
— использование производственных или непроизводственных средств, других товаров/услуг не в хозяйственной деятельности (например, кражи и недостачи) (ПНП13)

Усього за місяць (рядок 1 декларації), у тому числі:

Итоговая строка. Данные этой строки должны соответствовать показателю стр. 1 декларации по НДС.
Плательщики, применяющие квартальный отчетный период, должны указывать данные за отчетный квартал (без разбивки по месяцам)

постачання необоротних активів

Справочная строка. В ней отражаются данные об операциях по поставке необоротных активов, по которым налоговые обязательства отражены в стр. 1 декларации.
Такими операциями являются:
— ликвидация основных средств, приводящая к начислению НДС;
— перевод необоротных активов в состав непроизводственных;
— условная поставка необоротных активов в случае аннулирования регистрации плательщиком НДС;
— перевод необоротных активов из использования в облагаемых налогом операциях для использования в необлагаемых;
— использование производственных средств не в хозяйственной деятельности

 

Раздел ІІ «Налоговый кредит»

 

Данный раздел поделен на два подраздела.

Первый подраздел . Здесь отражаются операции приобретения с НДС, которые предоставляют право на налоговый кредит (НК) (строки 10.1 и 15.1 декларации по НДС).

Второй подраздел. В нем расшифровываются данные строк 10.2 (если приобретенный товар/услуги/необоротные активы использованы в необлагаемых и льготируемых операциях и/или используются для поставки услуг с местом поставки за пределами таможенной территории Украины), 14.1 (если приобретенные товары/услуги/необоротные активы не предназначены для использования в хозяйственной деятельности) и 15.2 (если приобретенные товары/услуги/необоротные активы одновременно используются в облагаемых и необлагаемых операциях, на часть, приходящуюся на необлагаемые поставки).

При использовании товаров (услуг, необоротных активов) одновременно в облагаемых и необлагаемых операциях на одного контрагента (поставщика) следует заполнить две строки: одна в первой части раздела II, вторая — во второй части раздела II.

 

Операції з придбання з податком на додану вартість, які надають право формування податкового кредиту

№ з/п
1, 2, 3…

Здесь расшифровываются данные стр. 10.1 и 15.1 декларации по НДС в разрезе контрагентов. На каждого контрагента выделяется одна строка.
Если в течение периода покупатель получил от поставщика две налоговые накладные — одну своевременно, другую с опозданием (выписана в одном из прошедших периодов), в таком случае на такого поставщика будет заполнено две строки.
В гр. 2 указывается индивидуальный налоговый номер (ИНН) поставщика (без его наименования).
В гр. 3 указывается период выписки налоговых накладных и других документов, дающих право на налоговый кредит. Указывать нужно именно период (например, 03.2013), а не дату выписки налоговой накладной.
Если налоговый кредит сформирован на основании приложения Д8, то в гр. 3 указывается период, в котором налоговая накладная должна была быть выписана поставщиком (отчетный период, за который подается декларация) (письмо ГНСУ от 16.01.2013 г. № 721/6/15­3115).
Для заполнения показателей гр. 4 и 5 следует использовать данные разд. II Реестра (гр. 9 и 10 соответственно) с учетом распределения (часть, которую плательщик имеет право включить в налоговый кредит)

Усього за місяць (рядки 10.1 + 15.1 декларації), у тому числі:

Итоговая строка. Данные этой строки должны соответствовать сумме показателей стр. 10.1 и 15.1 декларации по НДС. Квартальные плательщики в этой строке отражают показатели за весь отчетный квартал

придбання (будівництво, спорудження, створення) необоротних активів

Справочная строка, в которой отражаются данные об операциях по приобретению необоротных активов, по которым сформирован налоговый кредит в стр. 10.1 или 15.1 декларации по НДС.
Заметим, что приобретение товаров/услуг, предназначенных для строительства (сооружения, создания) объектов необоротных активов, также следует отражать в этой строке

Операції з придбання з податком на додану вартість, які не надають права формування податкового кредиту

№ з/п
1, 2, 3…

Здесь расшифровываются данные стр. 10.2, 14.1 и 15.2 декларации по НДС в разрезе контрагентов (их ИНН указываются в гр. 2).
В гр. 3 указывается отчетный период выписки налоговых накладных в формате «ММ.ГГГГ».
Для заполнения показателей гр. 4 следует использовать данные разд. II Реестра (гр. 11, 13 и 15), а для заполнения гр. 5 — данные разд. II Реестра (гр. 12, 14 и 16) с учетом распределения (часть, которую плательщик не имеет права включить в налоговый кредит).
Обратите внимание, что при отражении операций по приобретению у нерезидента товаров/услуг, не предназначенных для использования в хозяйственной деятельности (стр. 14.1 декларации по НДС), в гр. 2 нужно будет указать условный ИНН «200000000000», используемый в Реестре

Усього за місяць (рядки 10.2 + 14.1 + 15.2 декларації)

Итоговая строка. Данные гр. 4 этой строки должны соответствовать сумме показателей стр. 10.2, 14.1 и 15.2 колонки А декларации по НДС. Квартальные плательщики НДС отражают в этой строке показатели за весь отчетный квартал

 

 

Приложение Д6 — Справка

 

Приложение Д6 подается теми плательщиками НДС, которые заполняют стр. 3, и/или 4, и/или 5 декларации, и предприятиями (организациями) инвалидов. При этом в зависимости от того, какие именно из приведенных строк заполняются, заполняются те или иные таблицы приложения Д6. Подробнее — в таблице.

Строка декларации

Таблица приложения Д6

Кто заполняет

стр. 3

Таблица 1

Плательщики НДС, осуществляющие операции, не являющиеся объектом налогообложения, в соответствии со ст. 196 НК. Заметим, что такие операции должны соответствовать определениям поставки, приведенным в п.п. 14.1.185 НК (определение поставки услуг) и п.п. 14.1.191 НК (определение поставки товаров). Так, например, выплата заработной платы, которая фактически не является объектом обложения НДС в соответствии с п.п. 196.1.6 НК, в приложении Д6 отражаться не будет

стр. 4

Таблица 2

Плательщики НДС, осуществляющие операции по поставке услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено в соответствии с пп. 186.2 и 186.3 НК за пределами таможенной территории Украины

стр. 5

Таблица 3

Плательщики НДС, осуществляющие операции, освобожденные от налогообложения в соответствии со ст. 197 и подразд. 2 разд. ХХ НК, а также международными договорами (соглашениями)

 

 

Кроме плательщиков, приведенных в таблице, как мы отметили выше, обязанность по представлению приложения Д6 также распространяется на предприятия (организации) инвалидов, к которым применяется льготный режим налого­обложения, предусмотренный п. 197.6 или п. 8 подразд. 2 разд. ХХ НК (до 01.01.2015 г.). Такие предприятия (организации) ставят отметку в специальном поле 10 вступительной части декларации. В таблице 4 приложения Д6 они осуществляют расчет:

процента инвалидов, имеющих на предприятии (в организации), учрежденном(ой) общественными организациями инвалидов, основное место работы, в течение предыдущего отчетного (налогового) периода от среднеучетной численности штатных работников учетного состава такого предприятия (организации);

процента фонда оплаты труда инвалидов на протяжении отчетного периода от суммы общих расходов по оплате труда, относящихся в состав расходов;

процента суммы расходов по переработке (обработке, другим видам преобразования) сырья, комплектующих изделий, составных частей, прочих покупных товаров/услуг, используемых при изготовлении таких товаров/услуг, в отношении которых применяется освобождение от налогообложения предприятием (организацией), учрежденным общественными организациями инвалидов, от цены поставки таких изготовленных товаров/услуг.

Что касается порядка заполнения таблиц 1 — 3 приложения Д6, то он схож для каждой из этих таблиц и не представляет труда в заполнении. Так, в графе 2 указывается название операции, которая в соответствии с той или иной статьей НК, приводимой, в свою очередь, в графе 3*, не является объектом налогообложения (для таблицы 1), либо освобождена от налогообложения (для таблицы 3), либо является поставкой услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено за пределами таможенной территории Украины (для таблицы 2). В графе 4 указываются суммы по таким операциям.

* В данном случае под статьей следует понимать более конкретную норму (пункт, подпункт), так как номер непосредственно статьи и так указан в заголовках таблиц.

Рассмотрим пример.

 

Пример. Предприятие — плательщик НДС в марте 2013 года осуществило следующие операции:

— продан вексель за денежные средства на сумму 200 грн.;

предоставлены нерезиденту консультационные услуги стоимостью 350 грн.;

— реализовано стоматологическое оборудование на сумму 1500 грн.

В приложении Д6 данные операции отразятся следующим образом (см. табл.).

 

<…>

Таблиця 1. Пункт 3 декларації «Операції, що не є об’єктом оподаткування (стаття 196 розділу V Кодексу)»

(грн.)

№ з/п

Назва операції

Стаття Кодексу

Сума

1

2

3

4

I

Постачання цінних паперів (векселів)

п.п. 196.1.1 п. 196.1 ст. 196

200

УСЬОГО

200

 

 

Таблиця 2. Пункт 4 декларації «Операції з постачання послуг за межами митної території України та послуг, місце постачання яких визначено відповідно до пунктів 186.2, 186.3 статті 186 розділу V Кодексу за межами митної території України»

 

№ з/п

Назва операції

Стаття Кодексу

Сума

1

2

3

4

I

Постачання консультаційних послуг нерезиденту

п.п. «в» п. 186.3 ст. 186

350

УСЬОГО

350

 

 

Таблиця 3. Пункт 5 декларації «Операції, які звільнені від оподаткування (стаття 197 розділу V Кодексу, підрозділ 2 розділу XX Кодексу, міжнародні договори (угоди))»

 

№ з/п

Назва операції

Стаття Кодексу

Сума

1

2

3

4

I

Постачання стоматологічного обладнання

п.п. 197.1.27 п. 197.1 ст. 197

1500

УСЬОГО

1500

<…>

 

Приложение Д7 — Перерасчет НДС между облагаемыми и необлагаемыми операциями

 

Приложение Д7 подлежит заполнению плательщиками, которые:

1) осуществляют распределение налогового кредита между облагаемыми и необлагаемыми операциями согласно ст. 199 НК. Такое распределение, напомним, проводится в случае, если приобретенные и/или изготовленные товары/услуги/необоротные активы частично используются в налогооблагаемых операциях, а частично — нет. Подчеркнем, что распределять налоговый кредит нужно только в том случае, когда невозможно определить, какая часть приобретенных товаров/услуг/необоротных активов будет использоваться в налогооблагаемых, а какая в необлагаемых операциях;

2) при поставке товаров/услуг, определенных в п. 187.10 НК, применяют одновременно и кассовый метод, и общие правила определения налоговых обязательств и налогового кредита.

Приложение 7 подается к декларациям 0110/0121 — 0123/0130/0140 при наличии событий, подлежащих отражению в таком приложении (п. 15 разд. III Порядка № 1492). Соответственно плательщики, которые осуществляют распределение налогового кредита, приложение Д7 должны подавать:

— вместе с декларацией за январь/I квартал (в нем будет произведен расчет доли использования товаров/услуг/необоротных активов в налого­облагаемых операциях (коэффициент ЧВ), который будет использоваться в течение всего текущего календарного года);

— вместе с декларацией за декабрь/IVквартал отчетного года (для проведения основного и «необоротного» годовых перерасчетов).

В случае появления необлагаемой деятельности в текущем календарном году приложение Д7 подается с декларацией за месяц/квартал, в котором впервые появились такие операции.

Приложение Д7 состоит из четырех таблиц.

Таблица 1 «Розрахунок частки використання товарів/послуг та необоротних активів в оподатковуваних операціях». Заполняется с целью расчета доли использования товаров/услуг и/или необоротных активов в налогооблагаемых операциях (эту долю далее будем называть ЧВ, от украинского «частка використання»). Напомним, что согласно п. 199.1 НК, если приобретенные и/или изготовленные товары/услуги/необоротные активы частично используются в налогооблагаемых операциях, а частично — нет, в суммы налога, которые плательщик имеет право отнести в налоговый кредит, включается та часть уплаченного (начисленного) налога во время их приобретения или изготовления, которая соответствует доле использования таких товаров/услуг/необоротных активов в налогооблагаемых операциях.

Заполняться эта таблица должна:

1. При расчете ЧВ, используемой для распределения налогового кредита на протяжении текущего календарного года:

— плательщиками, которые в предыдущем году имели необлагаемые операции (стр. 1), — при подаче приложения Д7 к декларации за январь/I квартал текущего года;

— плательщиками, у которых появились необлагаемые операции в текущем году (стр. 2), — при подаче приложения Д7 к декларации за месяц/квартал, в котором впервые осуществлены такие операции.

2. При расчете ЧВ для проведения основного и «необоротных» годовых перерасчетов (стр. 3.1 — 3.3) — при подаче приложения Д7 с декларацией за декабрь/IV квартал (в случае снятия плательщика с учета — с декларацией последнего налогового периода, когда состоялось такое снятие).

Порядок заполнения таблицы 1 приведем ниже.

 

Заполнение таблицы 1 приложения Д7

№ з/п

Платник

Податковий період, за який здійснюється розрахунок

Обсяги постачання
(без податку на додану вартість)

Частка* використання товарів/послуг, необоротних активів в оподатковуваних операціях (колонка 5 х 100 % / колонка 4)

загальний обсяг постачання (сума значень рядків 6, 8.1, 8.1.1 колонки А декларації та всіх уточнюючих розрахунків)

оподатковувані операції (сума значень рядків 1, 2.1, 2.2, 8.1, 8.1.1 колонки А декларації та всіх уточнюючих розрахунків)

1

2

3

4

5

6

1

який здійснює розрахунок відповідно до пункту 199.2 статті 199 розділу V Кодексу

попередній календарний рік

Эту строку заполняют те налогоплательщики, которые в предыдущем календарном году имели наряду с облагаемыми необлагаемые операции. Расчет доли использования товаров/услуг/необоротных активов в облагаемых операциях такими плательщиками согласно п. 199.2 НК осуществляется на основании данных за предыдущий календарный год. Доля использования товаров/услуг/необоротных активов в налогооблагаемых операциях определяется в процентах как отношение объемов по поставке налогооблагаемых операций (без учета сумм налога) за предыдущий календарный год к совокупным объемам поставки налогооблагаемых и необлагаемых операций (без учета сумм налога) за этот же предыдущий календарный год.
Строка 1 заполняется при подаче приложения Д7 к декларации за январь (I квартал)

В колонке 4 указывается общий объем поставок, осуществленных за предыдущий календарный год.
Общий объем поставки определяется в соответствии с алгоритмом, приведенным в заголовке колонки 4. Так, для этого суммируются значения стр. 6, 8.1, 8.1.1 колонки А деклараций по НДС за прошедший год и всех уточняющих расчетов, которыми исправлены самостоятельно выявленные плательщиком ошибки отчетных (налоговых) периодов, предшествующих текущему календарному году

В колонке 5 указывается общий объем налогооблагаемых операций. Для этого суммируются значения строк 1, 2.1, 2.2, 8.1, 8.1.1 колонки А деклараций по НДС за прошедший календарный год и всех уточняющих расчетов, которыми налогоплательщиком осуществлено исправление ошибок за такой предыдущий календарный год

Показатель колонки 5 рассчитывается согласно алгоритму, приведенному в заголовке:
(колонка 5 х 100 % / колонка 4).
Рассчитанный показатель ЧВ округляется до двух знаков после запятой (письмо ГНАУ от 06.04.2011 г. № 9496/7/16­1517­05).
Определенный в этой колонке показатель ЧВ отражается плательщиком в специальном поле стр. 15.1 и/или стр. 16.6.1 декларации по НДС и применяется им в течение всего текущего календарного года (включая последний период текущего года — декабрь/для квартальных налогоплательщиков — IV квартал) для определения суммы налогового кредита при заполнении стр. 15.1 и/или 16.6.1 декларации

2

який здійснює розрахунок відповідно до пункту 199.3 статті 199 розділу V Кодексу

перший звітний податковий період, у якому задекларовані такі операций

Эту строку заполняют плательщики, у которых в предыдущем календарном году не было необлагаемых операций.
Расчет ЧВ такими плательщиками осуществляется по итогам первого отчетного периода, в котором появились необлагаемые операции (п. 199.3 НК).
Расчет ЧВ подается в орган государственной налоговой службы одновременно с налоговой декларацией отчетного налогового периода, в котором впервые задекларированы такие налогооблагаемые и необлагаемые операции

Алгоритм расчета показателей колонок 4 и 5 этой строки анлогичен тому, который приведен при описании стр. 1, за исключением того, что нужно брать данные единственной декларации того отчетного периода (месяца или квартала), в котором впервые задекларированы необлагаемые операции

Рассчитанный таким образом коэффициент распределения (ЧВ) в дальнейшем используют при распределении НДС на протяжении оставшихся периодов текущего года (включая последний период текущего года — декабрь/для квартальных налогоплательщиков — IV квартал) для определения налогового кредита при заполнении стр. 15.1 и/или 16.6.1 декларации

3.1

 

який здійснює розрахнок відповідно до пункту 199.4 статті 199 розділу V Кодексу

 

один календарний рік (поточний)

 

В сроке 3.1 отражается годовой перерасчет доли использования (ЧВ) товаров/услуг/необоротных активов (отраженной по стр. 15.1 и/или 16.6.1 деклараций текущего года), в налогооблагаемых операциях исходя из фактических объемов проведенных в течение года налогооблагаемых и необлагаемых операций.
Также в этой строке отражается перерасчет доли использования (ЧВ) необоротных активов в налогооблагаемых операциях по итогам текущего календарного года, на который приходится первый полный год их эксплуатации. Отметим, что согласно п. 199.4 НК перерасчет части использования необоротных активов в налогооблагаемых операциях осуществляется по итогам одного, двух и трех календарных лет, следующих за годом, в котором они начали использоваться (введены в эксплуатацию).
Заполняется эта строка при подаче приложения Д7 к декларации за декабрь/IV квартал (в случае снятия плательщика с учета — к декларации последнего налогового периода, когда состоялось такое снятие)

Суммируются значения стр. 6, 8.1, 8.1.1 колонки А всех деклараций и уточняющих расчетов за текущий календарный год (с января по декабрь)

 

Показатель колонки 5 рассчитывается согласно алгоритму, приведенному в заголовке (колонка 5 х 100 % / колонка 4).
Рассчитанная ЧВ используется для заполнения:

— таблицы 2 приложения Д7 (для перерасчета по товарам/услугам/необоротным активам, приобретенным в текущем году);

— таблицы 3 приложения Д7 (для осуществления перерасчета по необоротным активам по итогам календарного года, на который приходится первый полный год их эксплуатации)

3.2

два календарних роки (поточний і попередній)

Строки 3.2 и 3.3 предназначены для перерасчета доли использования необоротных активов в налогооблагаемых операциях по итогам двух (стр. 3.2) и трех (стр. 3.3) календарных лет, следующих за годом, в котором они были введены в эксплуатацию.
Строки 3.2 и 3.3 заполняются при подаче приложения Д7 к декларации за декабрь/IV квартал (при наличии оснований для их заполнения) (в случае снятия плательщика с учета — к декларации последнего налогового периода, когда произошло такое снятие)

Суммируются значения стр. 6, 8.1, 8.1.1 колонки А всех деклараций и уточняющих расчетов за:
— текущий год;
— предыдущий год

Суммируются значения стр. 1, 2.1, 2.2, 8.1, 8.1.1 колонки А деклараций и уточняющих расчетов за:
— текущий год;
— предыдущий год

Показатель колонки 5 рассчитывается согласно алгоритму, приведенному в заголовке (колонка 5 х 100 % / колонка 4).
Рассчитанная ЧВ используется для заполнения таблицы 3 приложения Д7

3.3

три календарних роки (поточний та два попередніх)

Суммируются значения стр. 6, 8.1, 8.1.1 колонки А всех деклараций и уточняющих расчетов за текущий год и 2 предыдущих года

Суммируются значения стр. 1, 2.1, 2.2, 8.1, 8.1.1 колонки А деклараций и уточняющих расчетов за текущий год и 2 предыдущих года

 

Таблица 2 «Перерахунок* частки використання товарів/послуг та необоротних активів в оподатковуваних операціях». В ней осуществляются годовой перерасчет доли использования и корректировка налогового кредита по товарам/услугам и необоротным активам, приобретенным в текущем году. Заполняется при подаче приложения Д7 к декларации за декабрь IV квартал (в случае снятия плательщика с учета — к декларации за последний налоговый период, когда состоялось снятие с учета).

 

Заполнение таблицы 2 приложения Д7

№ з/п

Товари/послуги та необоротні активи

Придбання (виготовлення, будівництво, спорудження, створення) товарів/послуг та необоротних активів та/або початок використання товарів/послуг та необоротних активів, суми податку, сплачені при придбанні та/або виготовленні яких не були включені до складу податкового кредиту, та/або з яких були визначені податкові зобов’язання, які частково використовуються в оподатковуваних операціях, а частково в операциях, які не є об’єктом оподаткування (стаття 196 розділу V Кодексу), та/або звільнені від оподаткування (стаття 197 розділу V Кодексу, підрозділ 2 розділу XX Кодексу (крім пункту 15), міжнародні договори (угоди)), та/або не оподатковуються (пункти 186.2, 186.3 статті 186 розділу V Кодексу)

Фактично включено до податкового кредиту (сума значень рядків 15.1, 16.1.2 та 16.6.1 колонки Б декларацій та всіх уточнюючих розрахунків за поточний календарний рік)

Сума податку на додану вартість, що підлягає включенню до податкового кредиту з урахуванням перерахованої частки використання товарів/послуг в оподаткову­ваних операціях (колонка 4 х колонка 6 рядка 3.1 табл. 1)

Коригування податкового кредиту у зв’язку з перерахунком частки використання товарів/послуг в оподатковуваних операціях (колонка 6 ­ колонка 5) — значення цього рядка із знаком + чи ­ переноситься до рядка 16.4 декларації за останній податковий період календарного року

обсяг (сума значень рядків 15, 16.1.2, 16.1.3, 16.6.1 та 16.6.2 колонки А декларацій та всіх уточнюючих розрахунків за поточний календарний рік)

сума податку на додану вартість (колонка 6 х основну ставку, %)

1

2

3

4

5

6

7

1

товари/послуги

Из значений строк 15, 16.1.2, 16.1.3, 16.6.1 и 16.6.2 колонки А деклараций и всех уточняющих расчетов за текущий календарный год нужно выбрать только те объемы, которые относятся к товарам/услугам

Определяется сумма налога, которая должна быть отражена исходя из фактических объемов приобретений товаров/услуг. Расчет осуществляется согласно алгоритму, приведенному в шапке таблицы. Однако здесь в шапке таблицы допущена ошибка: на ставку 20 % нужно умножать значение ее колонки 3 (а не 6)

Здесь суммируется НДС, фактически включенный в течение текущего календарного года в налоговый кредит по товарам/услугам в результате ежемесячного применения к стр. 15 и 16.6 декларации по НДС доли использования (ЧВ). Из значений строк 15.1, 16.1.2 и 16.6.1 колонки Б делараций и уточняющих расчетов нужно выбрать только те объемы, которые относятся к товарам/услугам

Рассчитывается согласно алгоритму, приведенному в названии колонки: колонка 4 х колонка 6 стр. 3.1 табл. 1

Здесь определяется разница между фактической и разрешенной суммами налогового кредита. То есть если по результатам первичного распределения в течение года в налоговый кредит была включена сумма НДС большая, чем сумма, которую разрешено включить согласно годовому перераспределению, то разница будет указана в этой графе со знаком «­». И наоборот, сумма, которую можно дополнительно включить в налоговый кредит по результатам перераспределения, будет указана со знаком «+».
Итоговое значение этой колонки переносится в стр. 16.4 декларации за декабрь (IV квартал)

2

необоротні активи

Из значений строк 15, 16.1.2, 16.1.3, 16.6.1 и 16.6.2 колонки А деклараций и всех уточняющих расчетов за текущий календарный год нужно выбрать только те объемы, которые относятся к приобретенным в течение текущего года необоротным активам

 

То же самое, что и в стр. 1, только из значений строк 15.1, 16.1.2 и 16.6.1 колонки Б деклараций и уточняющих расчетов нужно выбрать только те объемы, которые относятся к необоротным активам

 

 

 

Таблица 3 «Перерахунок* частки використання необоротних активів в оподатковуваних операціях» . В таблице 3 проводится годовой перерасчет доли использования необоротных активов в налогооблагаемых операциях по итогам одного, двух и трех календарных лет, следующих за годом, в котором они начали использоваться (введены в эксплуатацию).

Заполняется при подаче приложения Д7 к декларации за декабрь/ IV квартал (в случае снятия плательщика с учета — к декларации за последний налоговый период, когда состоялось снятие с учета).

В строке 1 таблицы 3 отражаются перерасчет доли использования необоротных активов и корректировка налогового кредита по итогам первого полного года их эксплуатации. В таблице 3 приложения Д7 к декабрьской декларации за 2013 год по этой строке должны быть отражены те необоротные активы, которые были введены в эксплуатацию в 2012 году. Для перерасчета используется показатель ЧВ за 2013 год, рассчитаный в колонке 6 стр. 3.1 таблицы 1 приложения Д7.

В строке 2 таблицы 3 отражаются перерасчет доли использования необоротных активов и корректировка налогового кредита по итогам 2 полных лет эксплуатации таких активов. Соответственно в таблице 3 приложения Д7 к декабрьской декларации за 2013 год по этой строке должны быть отражены те необоротные активы, которые были введены в эксплуатацию в 2011 году. При этом для перерасчета используется показатель ЧВ, рассчитанный по данным 2012 и 2013 годов (колонка 6 стр. 3.2 таблицы 1 приложения Д7).

В строке 3 таблицы 3 отражаются перерасчет доли использования необоротных активов и корректировка налогового кредита по итогам 3 полных лет их эксплуатации. В таблице 3 приложения Д7 к декабрьской декларации за 2013 год по этой строке будет стоять прочерк. Ведь, как указано, в Обобщающей налоговой консультации № 129, перерасчет доли производится только по тем необоротным активам, которые введены в эксплуатацию после 01.01.2011 г.

Для заполнения таблицы 3 приложения Д7 следует использовать данные аналитического учета.

 

Заполнение таблицы 3 приложения Д7

№ з/п

Кількість календарних років, що настали за роком, в якому необоротні активи почали використовуватись (введені в екплуатацію)

Вартість придбання необоротних активів (з урахуванням розрахунків коригування у разі їх наявності)

Фактично включено до податкового кредиту з урахуванням визначеної частки використання

Підлягає включенню до податкового кредиту з урахуванням перерахованої частки** за результатом одного/двох/трьох календарних років

Коригування податкового кредиту у зв’язку з перерахунком частки використання необоротних активів в оподатковуваних операціях (колонка 6 ­ колонка 5) — значення цього рядка із знаком + чи ­ переноситься до рядка 16.4 декларації за грудень (IV квартал) того року, що настає за роком, в якому вони почали використовуватись (у разі зняття з обліку — у декларації останнього податкового періоду, коли відбулося таке зняття)

обсяг (без податку на додану вартість)

податок на додану вартість

1

1

Приводится стоимость приобретения (без НДС) необоротных активов, которые были введены в эксплуатацию в предыдущем году и по которым проводилось распределение налогового кредита

Приводится сумма НДС по таким необоротным активам (значение колонки 3 х 20 %)

В этой колонке отражается сумма НДС, попавшая в налоговый кредит по результатам предыдущего перерасчета. Для ее заполнения используются данные аналитического учета

Определяется путем умножения значения колонки 4 на коэффициент ЧВ, указанный в колонке 6
стр. 3.1 таблицы1 приложения Д7

Определяется согласно алгоритму, приведенному в заголовке. Из значения колонки 6 вычитается значение колонки 5.
Значение переносится
в стр. 16.4 декларации за декабрь (IV квартал)

2

2

Приводится стоимость приобретения (без НДС) необоротных активов, которые были введены в эксплуатацию 2 года назад

Определяется путем умножения значения колонки 4 на коэффициент ЧВ, указанный в колонке 6 стр. 3.2 таблицы 1 приложения Д7

3

3

Приводится стоимость приобретения (без НДС) необоротных активов, которые были введены в эксплуатацию 3 года назад

Определяется путем умножения значения колонки 4 на коэффициент ЧВ, указанный в колонке 6
стр. 3.3 таблицы1 приложения Д7

 

Таблица 4. «Розрахунок* розподілу сум податку на додану вартість, нарахованого (сплаченого) у зв’язку з отриманням товарів/послуг**, при постачанні яких застосовуються одночасно касовий метод визначення податкових зобов’язань і податкового кредиту та загальні правила визначення податкових зобов’язань і податкового кредиту».

Эта таблица не имеет ничего общего с пре­дыдущими тремя таблицами, которые реализуют механизм распределения сумм налогового кредита по ст. 199 НК. Она заполняется теми плательщиками, которые применяют кассовый метод учета НДС по п. 187.10 НК.

Согласно п. 20 разд. III Порядка № 1492 в случае применения плательщиками кассового метода определения налоговых обязательств и налогового кредита в соответствии с п. 187.10 НК такие плательщики осуществляют распределение сумм НДС, начисленного (уплаченного) в связи с получением товаров/услуг, при поставке которых применяются одновременно и кассовый метод, и общие правила определения налоговых обязательств и налогового кредита, в порядке и по форме таблицы 4 приложения Д7.

В п. 187.10 НК речь идет о поставках тепловой энергии, газа природного (кроме сжиженного), услуг по водоснабжению, водоотведению или услуг, стоимость которых включается в состав квартирной платы либо платы за содержание жилья, а именно услуг по техническому обслуживанию лифтов и диспетчерских систем, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, бытовых электроплит, обслуживания дымовентиляционных каналов, внутридомовых систем водо­ и теплоснабжения, водоотведения и ливневой канализации, вывозу и утилизации твердого бытового и грубого мусора, уборке домовой и придомовой территории, а также других услуг, предоставляемых ЖЭКами (далее — коммунальные услуги).

Следовательно, при поставке таких коммунальных услуг физическим лицам, бюджетникам, ЖЭКам и другим плательщикам как непосредственно, так и через ЖЭКи, применяется кассовый метод определения налоговых обязательств и налогового кредита. Суть его заключается в том, что датой возникновения налоговых обязательств является дата зачисления (получения) средств на банковский счет (в кассу) плательщика, а датой возникновения права на налоговый кредит является дата списания средств с банковского счета (выдачи из кассы) в оплату приобретенных товаров/услуг.

При поставке коммунальных услуг другим потребителям применяется общее правило первого события.

Поэтому для распределения общих объемов приобретенных товаров/услуг и сумм НДС между «кассовыми» и «общими» операциями и предназначена таблица 4 приложения Д7, с заполнением отдельных колонок которой, надеемся, вопросов не возникнет.

 

Приложение Д8 — Заявление на поставщика

 

Приложение Д8 является одним из тех двух приложений к декларации по НДС, которые не привязаны к заполнению той или иной строки декларации, а подаются в зависимости от наличия определенных обстоятельств. Так, это приложение подается в случае (абз. 11 п. 201.10 НК):

отказа поставщика предоставить налоговую накладную;

нарушения поставщиком порядка заполнения налоговой накладной. Здесь отметим, что ранее в своей консультации, приведенной в разделе 130.10 ЕБНЗ (действовала до 16.12.2011 г.), налоговики отмечали, что если поставщиком был нарушен порядок заполнения расчета корректировки, выписанного в связи с изменением суммы компенсации стоимости товаров/услуг, то налогоплательщик также вправе подать соответствующее заявление с жалобой. В связи с отсутствием более свежего разъяснения на этот счет полагаем, что позиция налоговиков на сегодняшний день осталась прежней, ведь по сути РК является приложением к ранее составленной налоговой накладной, т. е. неким ее продолжением (о том, что РК является неотъемлемой частью налоговой накладной, налоговики, в частности, отмечали в письме ГНАУ от 04.12.2009 г. № 27084/7/16­1517). Следовательно, считаем абсолютно справедливым применение порядка, определенного в абз. 11 п. 201.10 НК, и по отношению к такому РК;

нарушения поставщиком порядка регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН). Заметим, что такое нарушение может иметь место в тех случаях, когда выписанная таким поставщиком налоговая накладная в соответствии с законодательством (п. 11 подразд. 2 разд. ХХ НК) должна быть внесена в ЕРНН. Напомним, что к таким налоговым накладным относятся следующие из них:

— налоговые накладные, у которых сумма НДС превышает 10 тыс. грн.;

— налоговые накладные, выписанные при осуществлении операций по поставке подакцизных товаров*;

— налоговые накладные, выписанные при осуществлении операций по поставке товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины*.

* Независимо от размера НДС.

Кроме того, уточним, что обязательной регистрации в ЕРНН независимо от суммы НДС и номенклатуры товара (в том числе его происхождения) подлежит налоговая накладная, которая по требованию покупателя составлена в электронной форме (письмо ГНСУ от 31.12.2012 г. № 8238/0/61­12/15­3115).

Информацию о правильности регистрации налоговой накладной в ЕРНН налогоплательщик может получить, сверив данные такой налоговой накладной с данными, приведенными в ЕРНН. Для этого ему нужно направить запрос в ЕРНН** и получить оттуда соответствующее извлечение. Такое право плательщик НДС имеет согласно п. 13 Порядка № 1246.

** Для этого налогоплательщику необходимо иметь специализированное программное обеспечение, ЭЦП и договор с налоговой о признании электронных документов.

Приложение Д8 представляет собой заявление с жалобой на поставщика в связи с совершением с его стороны вышеприведенных нарушений.

В абз. 11 п. 201.10 НК, как, собственно, и в самом приложении Д8, говорится о необходимости приложения к такому заявлению копий товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копий первичных документов, составленных в соответствии с Законом о бухучете, подтверждающих факт получения таких товаров/услуг. При этом представляющие декларацию по НДС в электронном виде плательщики в соответствии с п. 21 разд. III Порядка № 1492 такие копии должны подавать отдельно в порядке, определенном для подачи налоговой отчетности в бумажном виде.

О том, что к декларации подается заявление об отказе поставщика предоставить налоговую накладную (нарушении им порядка заполнения и/или порядка регистрации в ЕРНН), делается пометка («Х») в специально отведенном для этого поле в части декларации, расположенной после раздела III.

Основная часть приложения Д8 состоит из двух таблиц. Первая из них заполняется в том случае, если налоговая накладная вообще не предоставляется поставщиком, а вторая — если налоговая накладная поставщиком предоставлена, но в ней выявлены нарушения порядка заполнения или ее регистрации в ЕРНН. Указанные таблицы не имеют номеров, однако для простоты идентификации условно назовем их соответственно «таблица 1» и «таблица 2».

Порядок заполнения приложения Д8 отразим в таблице на с. 56.

 

Название графы

Номер графы

Таб­ли­ца

Порядок заполнения

1

2

3

4

5

Постачальник

найменування (прізвище, ім’я, по батькові — для фізичної особи)

2

Таблицы 1, 2

Указывается полное или сокращенное название в соответствии с уставными документами юридического лица или полностью указываются Ф. И. О. физического лица — предпринимателя.
В случае заполнения таблицы 2 такая информация берется непосредственно из налоговой накладной, предоставленной таким поставщиком.
В случае заполнения таблицы 1, т. е. когда налоговую накладную такой поставщик предоставить отказывается, источником подобной информации могут служить, например, сведения из договора на поставку товаров и предоставление услуг или же какие­либо первичные документы, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции

індивідуальний податковий номер

3

При заполнении таблицы 2 ИНН поставщика переносится в графу 3 непосредственно из предоставленной им налоговой накладной.
В случае непредоставления налоговой накладной (т. е. при заполнении таблицы 1) ИНН поставщика можно узнать из первичных документов, подтверждающих факт осуществления хозяйственной операции (если он там имеется) или же из налоговых накладных, предоставленных таким поставщиком ранее (если покупатель имел отношения с таким контрагентом до этого). Также такую информацию можно найти на сайте ГНС в разделе «Реестр плательщиков НДС» (http://sts.gov.ua/reestr)

Дата виникнення податкових зобов’язань

4

Таблица 1

Указывается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит событие, свершившееся ранее:
дата зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет плательщика налога как оплата товаров/услуг, подлежащих поставке, а в случае поставки товаров/услуг за наличные — дата оприходования средств в кассе плательщика налога, а в случае отсутствия таковой — дата инкассации наличности в банковском учреждении, обслуживающем плательщика налога;
дата отгрузки товаров, а в случае экспорта товаров — дата оформления таможенной декларации, удостоверяющая факт пересечения таможенной границы Украины, а для услуг — дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога.
Определяется такая дата на основании первичных документов, подтверждающих факт осуществления хозяйственной операции

Податкова накладна

дата

4

Таблица 2

Указывается соответственно номер и дата составления налоговой накладной, выписанной поставщиком товаров/услуг с нарушением порядка ее заполнения или нарушением порядка ее регистрации в ЕРНН

номер

5

Придбання товарів/послуг з метою їх використання у межах господарської діяльності для здійснення операцій, які підлягають оподаткуванню за основною ставкою

обсяг поставки (без податку на додану вартість)

5

Таблица 1

В данных графах указывается объем поставки товаров/услуг, «очищенный» от НДС, и непосредственно сама сумма НДС, взятые из первичных документов, подтверждающих факт осуществления хозяйственной операции, или (при заполнении таблицы 2) из полученной от поставщика налоговой накладной (если такие сведения при выписке были внесены в нее без нарушений).
Как видно из названия графы, в нее предлагается вносить информацию только о тех налоговых накладных, по которым приобретались товары/услуги с целью их дальнейшего использования в рамках хозяйственной деятельности для осуществления операций, которые подлежат обложению НДС по основной ставке. Напомним, что в соответствии с п. 194.1 и п. 10 подразд. 2 разд. ХХ НК основной ставкой на сегодняшний день является ставка в размере 20 %. Таким образом, возникает вопрос, что в таком случае делать экспортерам, покупающим для своих операций товары/услуги с НДС, ведь для них ставка обложения НДС установлена в размере 0 %, т. е. иная, нежели основная. По нашему мнению, для таких субъектов хозяйствования нет оснований быть лишенными возможности подавать заявление с жалобой на поставщика по приложению Д8, так как такой покупатель имеет право на налоговый кредит, а какой­либо другой формы для подачи жалобы на поставщика для них законодательно не предусмотрено

6

Таблица 2

сума податку на додану вартість

6

Таблица 1

7

Таблица 2

Причини відмови продавця товарів/послуг надати податкову накладну

номер і дата документа, що засвідчує факт відмови

7

Таблица 1

Данная графа может обескуражить подавляющее большинство плательщиков НДС, так как непосредственно п. 201.10 НК, регулирующий данный вопрос, не содержит никаких указаний на то, что факт отказа от предоставления налоговой накладной должен быть задокументирован. Такое документирование может быть инициативой самого покупателя. Так, например, таким документом может быть письмо, удостоверяющее обращение покупателя к поставщику с требованием предоставить налоговую накладную (такой вариант предлагали налоговики в своей консультации, размещенной в разделе 130.25 ЕБНЗ). Также на роль такого документа сгодится письмо, удостоверяющее отказ поставщика предоставить налоговую накладную, если таковое имеется. В иных случаях, т. е. когда удостоверяющего документа у покупателя не имеется, полагаем, в данной графе должен быть проставлен прочерк

пояснення

8

В графе 8 покупателем должны быть описаны причины, по которым поставщик отказался предоставить ему налоговую накладную, например, «Продавець не видає податкову накладну, поки не буде оплачено відвантажений товар»

Опис порушення продавцем порядку заповнення та/або порядку реєстрації в Єдиному реєстрі податкових накладних

8

Таблица 2

В графе 8 второй таблицы покупателю необходимо подробно объяснить ошибки, допущенные поставщиком при заполнении налоговой накладной или ее регистрации в ЕРНН

 

Приложение ДС9 — Расчет сельхоз­доли

 

Как было сказано ранее в номере, приложение ДС9 подается так называемыми «спецрежимными» предприятиями (кроме перерабатывающих предприятий), которые обязаны представлять декларацию по НДС с отметкой в поле 0121, 0122, 0123, 0130. Сразу отметим, что все предприятия, подпадающие под такой специальный режим налогообложения (предприятия, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства), в НК обобщаются под названием «сельскохозяйственные предприятия». Так далее будем именовать их и мы.

Итак, согласно абз. 1 п. 209.6 НК для применения упомянутого выше спецрежимного порядка налогообложения должен соблюдаться 75 % размер сельхоз­доли. Это значит, что удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг должен быть не меньше 75 % стоимости всех товаров/услуг, поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно (включая текущий*).

* Об этом говорится в сноске к заголовку графы 2 таблицы приложения ДС9.

Некоторые особенности определения сельхоз­доли установлены для вновь созданных предприятий, т. е. осуществляющих хоздеятельность менее 12 календарных месяцев. Так, сельхоз­доля рассчитывается ими по результатам каждого отдельного отчетного налогового периода (п.п. «а» абз. 2 п. 209.6 НК). При этом с целью расчета такого удельного веса в состав основной деятельности сельскохозяйственного предприятия не включаются налогооблагаемые операции по поставке основных фондов, находившихся в составе его основных фондов не менее 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно, если такие операции не были постоянными и не составляли отдельную предпринимательскую деятельность (п.п. «б» абз. 2 п. 209.6 НК).

Непосредственный расчет удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг в общем объеме поставки приводится в таблице приложения ДС9. Порядок ее заполнения приведен ниже.

 

Название графы

Номер графы

Строка

Порядок заполнения

1

2

3

4

Податковий період (місяць/рік)

2

1 — 12

В данной графе указываются 12 последовательных отчетных (налоговых) периодов, включая текущий. Для вновь созданного плательщика — отчетный (налоговый) период. Из данной формулировки выходит, что для расчета сельхоз­доли, проводимого в приложении ДС9, учитываются 11 предыдущих отчетных (налоговых) периодов и текущий (всего 12)*. Однако, заметим, такой подход не совсем соответствует нормам НК. Так, в частности, в абз. 1 п. 209.6 НК в части определения предприятия как сельскохозяйственного говорится о необходимости наличия удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг не менее 75 % стоимости всех товаров/услуг, поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно. То есть выходит, что текущий отчетный период в данном расчете якобы принимать участие не должен. Тем не менее, следуя указаниям, приведенным в приложении ДС9, стоит производить расчет сельхоз­доли все же по результатам 11 предыдущих периодов и 1 текущего.

Причем заметим: если на основании данных за предыдущие 11 последовательных отчетных налоговых периодов и одного текущего, приведенных в приложении ДС9, выяснится, что сельхоз­доля составляет менее 75 %, то право использовать спецрежим у такого плательщика теряется уже с первого числа текущего отчетного периода (месяца)

Обсяги постачання (без податку на додану вартість)

сільськогосподарських товарів/послуг

3

1 — 12

В эти строки графы 3 вносятся данные об объемах поставки сельскохозяйственных товаров/услуг соответственно помесячно (т. е. за каждый отчетный налоговый период отдельно) и всего за 12 месяцев. Данные для заполнения стр. 1 — 12 этой графы, в частности, можно взять из налоговых деклараций 0121 — 0123/0130 за соответствующие отчетные (налоговые) периоды. Так, объемы поставки сельскохозяйственных товаров/услуг будут равны сумме строк 6.1 и 8 колонки А указанных деклараций (без учета условной поставки при ее наличии)

Усього

Питома вага (%)

Указывается удельный вес (в %) сельскохозяйственных товаров/услуг в общем объеме поставок в течение 12 последовательных отчетных периодов (отдельного отчетного налогового периода). Рассчитывается по следующей формуле:
усього графа 3 х 100 / усього графа 5

товарів/послуг, що не належать до сільськогосподарських

4

1 — 12

В эти строки графы 4 вносятся соответственно данные об объемах поставки товаров/услуг, не относящихся к сельскохозяйственным, помесячно (стр. 1 — 12) и всего за 12 месяцев («Усього»). Данная величина является суммой стр. 6.1 и 8 колонки А декларации 0110 соответствующих отчетных (налоговых) периодов (без учета условной поставки при ее наличии)

Усього

Питома вага (%)

Указывается удельный вес товаров/услуг, не относящихся к сельскохозяйственным, в общем объеме поставок по результатам 12 предыдущих месяцев (отдельного отчетного (налогового) периода) в процентном выражении. В форме приложения ДС9 предлагается использовать для расчета следующую формулу:
усього графа 4 х 100 / усього графа 5.
Можно также воспользоваться элементарными правилами арифметики и просто из общего объема поставок, т. е. 100 %, вычесть объем поставок сельскохозяйственных товаров/услуг. Иными словами, можно задействовать следующую формулу:
графа 5 стр. «Питома вага (%)» (100) ­ графа 3 стр. «Питома вага (%)»

 

загальні (графа 3 + графа 4)

5

1 — 12

Указывается общий объем поставок всех товаров/услуг, посталенных за предыдущие 12 месяцев (помесячно и всего за 12 месяцев), как сельскохозяйственных, так и не относящихся к таковым. Как видно из заголовка графы, данная величина представляет собой сумму граф 3 и 4 этой таблицы. Кроме того, она представляет собой сумму строк 6.1 и 8 колонки А декларации 0110 и аналогичных строк деклараций 0121 — 0123/0130 соответствующих отчетных (налоговых) периодов (без учета условной поставки при ее наличии)

Усього

Питома вага (%)

Данная графа таблицы приведена в форме приложения ДС9 уже заполненной. В ней стоит «100», что означает, что общий объем поставок товаров/услуг в течение года (отдельного отчетного (налогового) периода) принимается за 100 %

* Кроме вновь созданного сельскохозяйственного предприятия.

 

Показатели сельхоз­доли должны быть отражены в соответствующих полях приложения ДС9 следующим образом:

— в специальном поле для отметок строки «ПВ» указывается удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг в стоимости всех товаров/услуг, поставленных в течение 12 последовательных отчетных (налоговых) периодов совокупно (сельхоз­доля в %);

— в специальном поле для отметок строки «ПВН» указывается удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг в стоимости всех товаров/услуг, поставленных вновь созданным сельскохозяйственным предприятием по результатам каждого отдельного отчетного налогового периода (сельхоз­доля в %).

При этом плательщики, зарегистрированные субъектами специального режима налогообложения не менее 12 последовательных отчетных налоговых периодов, рассчитывают удельный вес по следующей формуле:

 

img 5

 

* Без учета условной поставки в случае ее наличия.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше