Налоговая накладная: подпись и ЭЦП, налагаемая при регистрации в ЕРНН, должны совпадать
Письмо Государственной налоговой службы Украины от 04.03.2013 г. № 3341/6/15-3115
«О некоторых вопросах составления налоговой накладной»
В соответствии с пунктом 201.1 статьи 201 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) плательщик налога обязан предоставить покупателю (получателю) по его требованию подписанную уполномоченным плательщиком лицом и скрепленную печатью (при наличии) налоговую накладную.
Согласно пункту 201.4 статьи 201 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) налоговая накладная составляется в двух экземплярах в день возникновения налоговых обязательств продавца. Один экземпляр выдается покупателю, а второй остается у продавца. В случае составления налоговой накладной в бумажном виде покупателю выдается оригинал, а копия остается у продавца.
При этом в соответствии с пунктом 201.10 статьи 201 Кодекса при осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик налога — продавец товаров/услуг обязан предоставить покупателю налоговую накладную и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных.
В соответствии с пунктом 5 Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2010 г. № 1246 (далее — Порядок № 1246), продавец составляет налоговую накладную и/или расчет корректировки в формате (в соответствии со стандартом), утвержденном Государственной налоговой службой, с использованием специализированного программного обеспечения.
После составления налоговой накладной и/или расчета корректировки в электронной форме на них налагается электронная цифровая подпись должностных лиц плательщика налога в следующем порядке: первой — электронная цифровая подпись главного бухгалтера (бухгалтера) или электронная цифровая подпись руководителя; второй — электронная цифровая подпись, являющаяся аналогом оттиска печати продавца.
При отсутствии у продавца должности бухгалтера электронные цифровые подписи должностных лиц плательщика налога налагаются в следующем порядке: первой — электронная цифровая подпись руководителя; второй — электронная цифровая подпись, являющаяся аналогом оттиска печати продавца.
Продавец, являющийся физическим лицом — предпринимателем, налагает электронную цифровую подпись в следующем порядке: первой — электронную цифровую подпись физического лица — предпринимателя; второй — электронную цифровую подпись, являющуюся аналогом оттиска печати продавца.
Для делегирования права подписи налоговой накладной и/или расчета корректировки другому должностному лицу продавец получает средства электронной цифровой подписи в аккредитованных центрах сертификации ключей для такого лица и подает налоговому органу по месту регистрации усиленные сертификаты электронной цифровой подписи указанного лица. В таком случае электронные цифровые подписи должностных лиц продавца налагаются в следующем порядке: первой — электронная цифровая подпись должностного лица, которому делегировано право подписи налоговой накладной и/или расчета корректировки; второй — электронная цифровая подпись, являющаяся аналогом оттиска печати продавца.
С целью получения информации, содержащейся в Едином реестре налоговых накладных, покупатель составляет запрос с помощью специализированного программного обеспечения в электронном виде в формате (в соответствии со стандартом), утвержденном Государственной налоговой службой, и направляет его средствами телекоммуникационной связи Государственной налоговой службе (пункт 13 Порядка № 1246).
Выявление расхождений данных налоговой накладной и Единого реестра налоговых накладных согласно пункту 201.10 статьи 201 НКУ является основанием для проведения органами государственной налоговой службы документальной внеплановой выездной проверки продавца и в соответствующих случаях покупателя товаров/услуг.
В случае отказа продавца товаров/услуг предоставить налоговую накладную или в случае нарушения им порядка ее заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре покупатель таких товаров/услуг имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого поставщика, которая является основанием для включения сумм налога в состав налогового кредита. К заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», подтверждающих факт получения таких товаров/услуг.
Поступление такого заявления с жалобой является основанием для проведения документальной внеплановой выездной проверки указанного продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по НДС по такой операции.
Учитывая изложенное, электронная цифровая подпись, налагаемая на налоговую накладную при ее регистрации в Едином реестре налоговых накладных, и подпись, скрепляющая эту налоговую накладную при ее выдаче покупателю, должны принадлежать одному лицу, которому делегировано право подписи налоговых накладных.
Одновременно сообщаем, что аналогичный ответ размещен в Единой базе налоговых знаний — базе официальных ответов Государственной налоговой службы Украины на вопросы плательщиков.
По поводу составления налоговых накладных в электронной форме следует отметить, что пунктом 201.1 статьи 201 Кодекса предусмотрено, что плательщик налога обязан предоставить покупателю (получателю) по его требованию подписанную уполномоченным плательщиком лицом и скрепленную печатью (при наличии) налоговую накладную, составленную по выбору покупателя (получателя) одним из следующих способов:
в бумажном виде;
в электронной форме с соблюдением условия о регистрации в порядке, определенном законодательством, электронной подписи уполномоченного плательщиком лица и условия регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных.
При этом этим же пунктом Кодекса определено, что при составлении налоговой накладной в электронной форме составления ее в бумажном виде не является обязательным.
Ограничение по формированию налогового кредита на основании налоговых накладных, составленных в электронной форме, Кодексом не предусмотрено.
Заместитель Председателя
А. Игнатов
Комментарий редакции
В комментируемом письме ГНСУ, ссылаясь на Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 246, разъяснила, электронные цифровые подписи (далее — ЭЦП) каких лиц должны стоять на налоговых накладных, подлежащих регистрации в Едином реестре налоговых накладных.
Для наглядности порядок наложения ЭЦП представим в таблице.
Ситуация | Налагается первой | Налагается второй |
1. Общий случай (на предприятии есть главный бухгалтер (бухгалтер)) | ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера) или ЭЦП руководителя | ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати продавца |
2. На предприятии нет должности бухгалтера | ЭЦП руководителя | |
3. Продавец является физическим лицом — предпринимателем | ЭЦП физического лица — предпринимателя | |
4. Право подписи НН* и/или РК* делегировано другому должностному лицу | ЭЦП лица, которому делегировано право подписывать НН/РК | |
* НН — налоговая накладная, РК — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной. |
Особое внимание в письме ГНСУ обратила на случай, когда право подписи налоговых накладных делегировано специально уполномоченному для этого работнику предприятия (что в большинстве случаев и происходит). Как отмечает ГНСУ, ЭЦП, которая налагается на налоговую накладную при ее регистрации в ЕРНН, и подпись, скрепляющая эту налоговую накладную при ее выдаче покупателю, должны принадлежать одному и тому же лицу — лицу, которому делегировано право подписи налоговых накладных. Поэтому, если в «бумажной» налоговой накладной, выдаваемой покупателю, будет стоять подпись лица, которому делегировано право выписки налоговой накладной, а при регистрации налоговой накладной в ЕРНН, к примеру, будет наложена ЭЦП главного бухгалтера или руководителя, то это будет расцениваться как нарушение порядка выписки налоговой накладной.
Достаточно часто право выписки налоговых накладных делегируется сразу нескольким лицам. В этом случае, исходя из вышеизложенной позиции ГНСУ, ЭЦП нужно будет получить на каждое лицо, которому делегировано право выписки налоговых накладных.
Татьяна Светличная