Темы статей
Выбрать темы

О некоторых вопросах составления налоговой накладной

Редакция НК
Письмо от 04.03.2013 г. № 3341/6/15-3115

Налоговая накладная: подпись и ЭЦП, налагаемая при регистрации в ЕРНН, должны совпадать

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 04.03.2013 г. № 3341/6/15-3115

«О некоторых вопросах составления налоговой накладной»

 

В соответствии с пунктом 201.1 статьи 201 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) плательщик налога обязан предоставить покупателю (получателю) по его требованию подписанную уполномоченным плательщиком лицом и скрепленную печатью (при наличии) налоговую накладную.

Согласно пункту 201.4 статьи 201 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) налоговая накладная составляется в двух экземплярах в день возникновения налоговых обязательств продавца. Один экземпляр выдается покупателю, а второй остается у продавца. В случае составления налоговой накладной в бумажном виде покупателю выдается оригинал, а копия остается у продавца.

При этом в соответствии с пунктом 201.10 статьи 201 Кодекса при осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик налога — продавец товаров/услуг обязан предоставить покупателю налоговую накладную и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных.

В соответствии с пунктом 5 Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2010 г. № 1246 (далее — Порядок № 1246), продавец составляет налоговую накладную и/или расчет корректировки в формате (в соответствии со стандартом), утвержденном Государственной налоговой службой, с использованием специализированного программного обеспечения.

После составления налоговой накладной и/или расчета корректировки в электронной форме на них налагается электронная цифровая подпись должностных лиц плательщика налога в следующем порядке: первой — электронная цифровая подпись главного бухгалтера (бухгалтера) или электронная цифровая подпись руководителя; второй — электронная цифровая подпись, являющаяся аналогом оттиска печати продавца.

При отсутствии у продавца должности бухгалтера электронные цифровые подписи должностных лиц плательщика налога налагаются в следующем порядке: первой — электронная цифровая подпись руководителя; второй — электронная цифровая подпись, являющаяся аналогом оттиска печати продавца.

Продавец, являющийся физическим лицом — предпринимателем, налагает электронную цифровую подпись в следующем порядке: первой — электронную цифровую подпись физического лица — предпринимателя; второй — электронную цифровую подпись, являющуюся аналогом оттиска печати продавца.

Для делегирования права подписи налоговой накладной и/или расчета корректировки другому должностному лицу продавец получает средства электронной цифровой подписи в аккредитованных центрах сертификации ключей для такого лица и подает налоговому органу по месту регистрации усиленные сертификаты электронной цифровой подписи указанного лица. В таком случае электронные цифровые подписи должностных лиц продавца налагаются в следующем порядке: первой — электронная цифровая подпись должностного лица, которому делегировано право подписи налоговой накладной и/или расчета корректировки; второй — электронная цифровая подпись, являющаяся аналогом оттиска печати продавца.

С целью получения информации, содержащейся в Едином реестре налоговых накладных, покупатель составляет запрос с помощью специализированного программного обеспечения в электронном виде в формате (в соответствии со стандартом), утвержденном Государственной налоговой службой, и направляет его средствами телекоммуникационной связи Государственной налоговой службе (пункт 13 Порядка № 1246).

Выявление расхождений данных налоговой накладной и Единого реестра налоговых накладных согласно пункту 201.10 статьи 201 НКУ является основанием для проведения органами государственной налоговой службы документальной внеплановой выездной проверки продавца и в соответствующих случаях покупателя товаров/услуг.

В случае отказа продавца товаров/услуг предоставить налоговую накладную или в случае нарушения им порядка ее заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре покупатель таких товаров/услуг имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого поставщика, которая является основанием для включения сумм налога в состав налогового кредита. К заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», подтверждающих факт получения таких товаров/услуг.

Поступление такого заявления с жалобой является основанием для проведения документальной внеплановой выездной проверки указанного продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по НДС по такой операции.

Учитывая изложенное, электронная цифровая подпись, налагаемая на налоговую накладную при ее регистрации в Едином реестре налоговых накладных, и подпись, скрепляющая эту налоговую накладную при ее выдаче покупателю, должны принадлежать одному лицу, которому делегировано право подписи налоговых накладных.

Одновременно сообщаем, что аналогичный ответ размещен в Единой базе налоговых знаний — базе официальных ответов Государственной налоговой службы Украины на вопросы плательщиков.

По поводу составления налоговых накладных в электронной форме следует отметить, что пунктом 201.1 статьи 201 Кодекса предусмотрено, что плательщик налога обязан предоставить покупателю (получателю) по его требованию подписанную уполномоченным плательщиком лицом и скрепленную печатью (при наличии) налоговую накладную, составленную по выбору покупателя (получателя) одним из следующих способов:

в бумажном виде;

в электронной форме с соблюдением условия о регистрации в порядке, определенном законодательством, электронной подписи уполномоченного плательщиком лица и условия регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных.

При этом этим же пунктом Кодекса определено, что при составлении налоговой накладной в электронной форме составления ее в бумажном виде не является обязательным.

Ограничение по формированию налогового кредита на основании налоговых накладных, составленных в электронной форме, Кодексом не предусмотрено.

 

Заместитель Председателя
А. Игнатов

 

Комментарий редакции

В комментируемом письме ГНСУ, ссылаясь на Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 246, разъяснила, электронные цифровые подписи (далее — ЭЦП) каких лиц должны стоять на налоговых накладных, подлежащих регистрации в Едином реестре налоговых накладных.

Для наглядности порядок наложения ЭЦП представим в таблице.

Ситуация

Налагается первой

Налагается второй

1. Общий случай (на предприятии есть главный бухгалтер (бухгалтер))

ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера) или ЭЦП руководителя

ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати продавца

2. На предприятии нет должности бухгалтера

ЭЦП руководителя

3. Продавец является физическим лицом — предпринимателем

ЭЦП физического лица — предпринимателя

4. Право подписи НН* и/или РК* делегировано другому должностному лицу

ЭЦП лица, которому делегировано право подписывать НН/РК

* НН — налоговая накладная, РК — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной.

 

Особое внимание в письме ГНСУ обратила на случай, когда право подписи налоговых накладных делегировано специально уполномоченному для этого работнику предприятия (что в большинстве случаев и происходит). Как отмечает ГНСУ, ЭЦП, которая налагается на налоговую накладную при ее регистрации в ЕРНН, и подпись, скрепляющая эту налоговую накладную при ее выдаче покупателю, должны принадлежать одному и тому же лицу — лицу, которому делегировано право подписи налоговых накладных. Поэтому, если в «бумажной» налоговой накладной, выдаваемой покупателю, будет стоять подпись лица, которому делегировано право выписки налоговой накладной, а при регистрации налоговой накладной в ЕРНН, к примеру, будет наложена ЭЦП главного бухгалтера или руководителя, то это будет расцениваться как нарушение порядка выписки налоговой накладной.

Достаточно часто право выписки налоговых накладных делегируется сразу нескольким лицам. В этом случае, исходя из вышеизложенной позиции ГНСУ, ЭЦП нужно будет получить на каждое лицо, которому делегировано право выписки налоговых накладных.

 

Татьяна Светличная

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше