Прощайте, лицензии на бумаге?
Госкомпредпринимательства выступает с инициативой отмены лицензий на бумажных носителях путем внесения соответствующих изменений в Закон Украины «О лицензировании определенных видов предпринимательской деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III. Причин этому сразу несколько:
— не так давно лицензии были исключены из бланков строгой отчетности;
— при современном развитии информационных технологий проверить или подтвердить выдачу или наличие лицензий можно в электронном виде;
— при желании субъект хозяйствования может распечатать лицензию на собственном принтере.
Новые яркие марки акцизного налога
Постановлением КМУ от 13.03.2013 г. № 188 , вступившим в силу 27.03.2013 г., утверждены новые образцы марок акцизного налога для алкогольных напитков (стоимостью 0,27 грн.) и табачных изделий (стоимостью 0,142 грн.) как отечественного, так и импортного производства. Таким образом, стоимость марок возросла более чем в 2,5 раза.
При этом продажа марок акцизного налога для алкогольных напитков и табачных изделий старого образца должна быть прекращена с 01.05.2013 г.
В то же время существует вероятность, что продажа старых марок будет продлена еще на 3 месяца, т. е. до 01.08.2013 г. (в случае принятия соответствующего проекта постановления КМУ).
Путевой лист служебного легкового автомобиля канул в Лету
Если ранее субъекты хозяйствования колебались, использовать или нет путевые листы служебного легкового автомобиля, то с 16.04.2013 г. этот вопрос решен окончательно. Дело в том, что, начиная с этой даты, приказ Государственного комитета статистики Украины от 17.02.98 г. № 74 «Об утверждении типовой формы первичного учета работы служебного легкового автомобиля и Инструкции о порядке ее применения» признан утратившим силу.
«Благодарить» при этом нужно приказ Государственной службы статистики Украины от 19.03.2013 г. № 95.
Ранее, как вы, по-видимому, помните, упоминание о путевых листах было изъято из ряда нормативно-правовых актов, устанавливавших обязательность его использования, однако сам приказ, устанавливавший форму путевого листа служебного легкового автомобиля, оставался действующим, что позволяло предприятию использовать его в целях ведения учета. Теперь с подобной практикой желательно распроститься.
Вступил в силу новый Порядок проведения оценки
Идет речь о Порядке проведения оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством, утвержденном постановлением КМУ от 04.03.2013 г. № 231 (далее — Порядок № 231), вступившим в силу 17.04.2013 г. Он призван определять механизм проведения оценки недвижимого и движимого имущества для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством, с целью исчисления дохода плательщика налога — физического лица от продажи (обмена) и другого дохода такого плательщика налога в виде полученной им денежной компенсации от отчуждения недвижимого и движимого имущества (кроме случаев его наследования и дарения), а также исчисления суммы государственной пошлины, налогов и других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 2 Порядка № 231 его действие распространяется на следующие объекты оценки:
1) недвижимое имущество (объекты недвижимости) — земельные улучшения (объекты малоэтажного жилищного строительства, в том числе дачного и усадебного типа, а также их части, объекты многоэтажного жилищного строительства, а также их части, объекты нежилого фонда, а также их части, объекты незавершенного строительства), а также земельные участки, их части;
2) движимое имущество (кроме легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов, если для определения дохода от продажи (обмена) по выбору плательщика налога — физического лица используется их среднерыночная стоимость в соответствии со ст. 173 НК), других актов законодательства, а также кроме случаев, когда доход физического лица, отчуждающего движимое имущество в виде легкового автомобиля и/или мотоцикла, и/или мопеда, зарегистрированных в Украине, не подлежит налогообложению);
3) имущественные права на недвижимое (объекты недвижимости) и движимое имущество.
С 01.08.2013 г. будут использоваться только отчеты об оценке, проведенной в соответствии с Порядком № 231.
Дети не должны «проедать» и «окультуриваться» более чем на 42 грн. за день
Относится это к пребыванию детей в детских оздоровительных заведениях и касается частичного финансирования за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — Фонд). Этот факт зафиксирован в постановлении правления Фонда «Об утверждении предельных норм расходов на питание, лечение и культурное обслуживание детей застрахованных лиц в детских оздоровительных заведениях на 2013 год» от 05.03.2013 г. № 5, которое вступило в силу с 16.04.2013 г.
Согласно постановлению на 2013 год утверждены следующие предельные нормы расходов:
— на питание детей — не более 39 грн. на один человеко-день;
— на лечение и культурное обслуживание детей — 3 грн. на один человеко-день.
Таким образом, за счет средств Фонда будет проводиться финансирование расходов на питание, лечение и культурное обслуживание детей на сумму 42 грн. в день или 882 грн. на одного ребенка за 21 день пребывания в оздоровительном лагере.
Освобождение от НДС-обложения — не для всего субъекта хозяйствования
Рассмотрев вопрос применения норм Закона Украины «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины об особенностях налогообложения субъектов индустрии программной продукции» от 05.07.2012 г. № 5091-VI, ГНСУ сообщила, что налоговые льготы по НДС не предоставляются, а определяются исключительно по операциям по поставке товаров и/или услуг и применяются в обязательном порядке без возможности отказаться от их применения (письмо от 26.03.2013 г. № 4670/6/15-33-15).
Таким образом, освобождение от обложения НДС распространяется не на отдельных субъектов хозяйствования, а на операции по поставке программной продукции. При этом плательщик налога должен осуществлять отдельный учет операций, освобожденных от обложения НДС.
Кроме того, в указанном письме налоговики пришли к выводу, что поставка услуг по проектированию, изданию, программированию, тестированию, инсталляции, внедрению, обслуживанию программных и/или программно-технических средств не может относиться к определению программной продукции. Мотивирует это главное налоговое ведомство определением программной продукции в НК, в соответствии с которым программной продукцией является результат компьютерного программирования в виде операционной системы, компьютерной программы «и пр.».
Далее в письме ГНСУ приводит еще 2 неутешительных для плательщиков налога вывода:
— освобождение от обложения НДС не распространяется на операции по поставке услуг в сфере информатизации;
— операции по поставке товаров (дисков, компьютеров) с записанным/установленным на них растиражированным программным обеспечением не может рассматриваться как поставка программной продукции (результат компьютерной программы).
Утверждено уведомление о возможном приостановлении (сокращении) производства
Это стало возможным благодаря введению приказа Министерства социальной политики Украины «Об утверждении формы уведомления о возможном приостановлении (сокращении) производства» от 19.03.2013 г. № 136.
Такое уведомление обязаны подавать все предприятия независимо от формы собственности и подчиненности, деятельность которых связана с производством продукции, — территориальному органу Государственной службы занятости Украины в районе, городе, районе в городе той административно-территориальной единицы, на территории которой они зарегистрированы как плательщики ЕСВ при приостановлении (сокращении) производства не позднее даты его начала.
На «Пульсе» налоговой и таможенной жизни страны
По сообщению портала ГНСУ (http://www.sts.gov.ua), антикоррупционный интерактивный сервис «Пульс» начал принимать информацию не только о налоговиках, но и о таможенной службе, после чего 2 % граждан пожаловались на задержку таможенного оформления грузов, на очереди на постах и пунктах.
Ранее плательщики налогов, пользующиеся сервисом, чаще всего жаловались на организационные недостатки в работе органов ГНС и проблемы с подачей электронной отчетности. Более 84 % обращений касались этих вопросов.
При этом в Миндоходов подчеркивают, что достигли исключительной оперативности в реагировании на обращения плательщиков: 95 % поднятых вопросов были решены в течение суток.
В сообщении ГНСУ напоминает, что пожаловаться на неправомерные действия или бездействие работников Министерства доходов и сборов, оперативно решить противоречивые вопросы, возникающие в сфере администрирования налогов и при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления можно по телефону (044) 284-00-07. Линия работает круглосуточно (как ни странно, дозвониться нам удалось с первой попытки!).
Количество налоговых проверок сокращается — слава не только Богу
Как сообщает Пресс-служба Миндоходов, существенного сокращения налоговых проверок плательщики налогов могут ожидать уже в этом году. В частности, уменьшить фискальное давление на бизнес планируется с помощью введения системы электронных дистанционных проверок, а также через объединение налогового и таможенного аудита.
Пока соответствующая инициатива министерства обсуждается с предпринимательскими кругами, количество запланированных на ІІ квартал 2013 года документальных проверок уже сокращается на 15 % (до 1,4 тыс. субъектов хозяйствования) в сравнении с I кварталом текущего года. В то же время, по сравнению с соответствующим периодом в прошлом году количество сократилось на треть (тогда проверялось 2 тыс. предприятий). В целом же в 2012 году плановыми проверками были охвачены почти 8 тыс. предприятий.
Утверждены новые справочники льгот
По сообщению официального портала ГНСУ (http://sts.gov.ua), Министерством доходов и сборов Украины утвержден Справочник № 65/1 налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета, и Справочник № 65/2 других налоговых льгот.
В Справочниках предоставлен перечень льгот по налогу на прибыль, сбора за первую регистрацию транспортного средства (только в Справочнике № 65/2), платы за землю, НДС, акцизного налога (в разрезе изготовленных в Украине подакцизных товаров (продукции) и с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции)), местных налогов и сборов (только в Справочнике № 65/1), государственной пошлины.
Справочники доведены письмами ГНСУ от 29.03.2013 г. № № 65/1 и 65/2 соответственно.
Юрий Товстопят