Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, и Порядка ее ведения

Редакция НК
Приказ от 16.09.2013 г. № 481

ФЛП-общесистемщики, на новую Книгу УДР равняйсь!

Приказ Министерства доходов и сборов Украины от 16.09.2013 г. № 481

«Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, и Порядка ее ведения»

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 01 октября 2013 года № 1686/24218

(извлечение)

 

<…>

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить форму Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, и Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (прилагаются).

2. Признать утратившим силу приказ Государственной налоговой администрации Украины от 24 декабря 2010 года № 1025 «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, и Порядка ее ведения», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 30 декабря 2010 года под № 1425/18720.

<…>

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования*.

<…>

 

Министр
А. Клименко

Согласовано:

Министр финансов Украины
Ю. Колобов

Председатель Государственной службы Украины
 по вопросам регуляторной политики
 и развития предпринимательства
М. Бродский

 

Затверджено
наказ Міністерства доходів і зборів України
16.09.2013 р. № 481

Книга обліку доходів і витрат, яку ведуть фізичні особи — підприємці, крім осіб,
що обрали спрощену систему оподаткування, і фізичні особи,
які провадять незалежну професійну діяльність

Період обліку

(день, місяць, квартал, 
рік)

Сума доходу, отриманого від здійснення господарської діяльності або незалежної професійної діяльності

Сума повернутих коштів за товари

(роботи, послуги)

Загальна сума отриманого доходу, яка підлягає декларуванню
(гр. 2 - гр. 3)

Витрати, пов’язані з господарською діяльністю або провадженням незалежної професійної діяльності

Сума чистого оподатковуваного доходу
(гр. 4 - гр.  - гр. 7 - гр. 8)

реквізити документа, що підтверджує понесені витрати

сума витрат, пов’язаних з придбанням товарів

(робіт, послуг)

витрати на 
оплату праці найманих осіб

інші витрати, пов’язані з одержанням доходу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Директор Департамента доходов и сборов с физических лиц
В. Бусарев

 

 

Утвержден приказом Министерства доходов и сборов Украины от 16.09.2013 г. № 481

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 01.10.2013 г. под № 1686/24218

Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность

 

1. В соответствии с пунктом 177.10 статьи 177 и пункта 178.6 статьи 178 раздела IV Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (далее — самозанятые лица), обязаны вести Книгу учета доходов и расходов (далее — Книга), в которой по итогу рабочего дня, в течение которого получен доход, на основании первичных документов осуществляются записи о полученных доходах и документально подтвержденных расходах.

2. Книга ведется по выбору плательщика налога в бумажном или электронном виде.

3. В случае избрания самозанятым лицом ведения Книги в бумажном виде:

1) самозанятое лицо обязано подать в контролирующий орган по основному месту учета экземпляр Книги, на титульном листе которой указываются: фамилия, имя и отчество, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта (для лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте), налоговый адрес, номер и дата свидетельства о праве на осуществление независимой профессиональной деятельности (при наличии);

2) книга прошнурована, пронумерована, безвозмездно регистрируется в контролирующем органе. Книга удостоверяется подписью руководителя или заместителя контролирующего органа и скрепляется печатью;

3) записи в Книге выполняются разборчиво чернилами темного цвета или шариковой ручкой. Внесение исправлений осуществляется путем новой записи, удостоверяемой подписью самозанятого лица;

4) в случае необходимости регистрации новой Книги в течение налогового (отчетного) периода записи в ней продолжаются нарастающим итогом, а предыдущая Книга остается у самозанятого лица.

4. В случае избрания самозанятым лицом ведения Книги в электронной форме:

1) самозанятое лицо обязано: получить усиленные сертификаты открытых ключей, сформированных аккредитованными центрами сертификации ключей, включенных в систему подачи налоговых документов в электронном виде, заключить договор о признании электронных документов с контролирующим органом и сформировать заявление на получение Книги и направить ее в контролирующий орган по месту налогового учета средствами электронной связи с соблюдением условий о регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством;

2) контролирующий орган по месту налогового учета регистрирует заявление самозанятого лица на получение Книги в реестре поданных заявлений и в течение 3 рабочих дней формирует и направляет самозанятому лицу уведомление о регистрации Книги с указанием регистрационного номера Книги и даты ее регистрации;

3) после получения самозанятым лицом уведомления о регистрации Книги такое лицо осуществляет операции по ее ведению согласно этому Порядку;

4) в Книге в электронном виде допускаются исправления ошибок или корректировка путем дополнения строки, в которой отражается отрицательное или положительное значение.

5. Записи в Книге выполняются по итогам рабочего дня, в течение которого получен доход.

6. Самозанятые лица заносят в Книгу сведения в следующем порядке:

1) в графе 1 указывается дата записи;

2) в графе 2 отражается сумма дохода, полученного от осуществления хозяйственной или независимой профессиональной деятельности с суммарным итогом за месяц, квартал, год, в частности, средства, поступившие на текущий счет, в кассу плательщика налогов и/или полученные наличностью, сумма задолженности, по которой истек срок исковой давности, стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг);

3) в графе 3 указывается сумма возвращенных самозанятым лицом средств за товары (работы и услуги) и/или возвращенной подписки;

4) графа 4 рассчитывается как разница между полученным доходом от осуществления хозяйственной или независимой профессиональной деятельности (графа 2) и суммой возвращенных самозанятым лицом средств за товары (работы и услуги) (графа 3);

5) в графе 5 указываются реквизиты документа, подтверждающего понесенные расходы, непосредственно связанные с полученным доходом. Документами, которые подтверждают расходы, могут быть, в частности, платежное поручение, приходный кассовый ордер, квитанция, фискальный чек, акт закупки (выполненных работ, предоставленных услуг) и другие первичные документы, удостоверяющие факт оплаты товаров, работ, услуг;

6) в графе 6 отражается сумма расходов, которые документально подтверждены и непосредственно связаны с получением дохода по итогам дня;

7) в графе 7 отражается сумма расходов на оплату труда и начисления на оплату труда наемных лиц, понесенные в отчетном месяце;

8) в графе 8 отражается сумма фактически понесенных других расходов, непосредственно связанных с получением дохода, которые не указаны в графах 6 и 7, в частности, расходы на уплату услуг, связи, арендных и коммунальных платежей и т. п.;

9) в графе 9 указывается сумма чистого налогооблагаемого дохода, которая рассчитывается как разница между суммой дохода за отчетный период (графа 4) и суммой понесенных расходов от осуществления хозяйственной или независимой профессиональной деятельности (графы 6, 7, 8).

7. Физические лица — предприниматели, зарегистрированные плательщиками налога на добавленную стоимость, не включают в расходы и доход суммы налога на добавленную стоимость, входящие в цену приобретенных или проданных товаров (работ и услуг).

8. Книга хранится у самозанятого лица в течение 3 лет после окончания отчетного периода, в котором осуществлена последняя запись.

9. Данные Книги заполняются в гривнях с копейками и используются самозанятым лицом для заполнения налоговой декларации об имущественном положении и доходах.

 

Директор Департамента доходов и сборов с физических лиц В. Бусарев

 

Комментарий редакции

Ну что ж, дело сделано. Новая форма Книги УДР для ФЛП-общесистемщиков и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, и Порядок ее ведения официально утверждены. Что же ждет лиц, обязанных вести Книгу УДР: реальные улучшения или очередные «покращення»? Попробуем в этом разобраться.

В целом, снизошедшие к ФЛП-общесистемщикам и самозанятым лицам изменения можно охарактеризовать как положительные. Во-первых, новая форма избавилась от ряда граф, которые имелись у ее предшественницы (она, предшественница, между прочим, была утверждена приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1025***). Так, с 18.10.2013 г. ФЛП-общесистемщики и самозанятые лица в Книге УДР не должны указывать:

1) остаток товарных запасов, материалов и сырья на начало и конец отчетного года. В предыдущей форме информацию о таких остатках требовалось приводить в графах 2 и 11. Об этом сообщалось и в п.п. 3.2 Порядка № 1025**. В новой форме такие графы отсутствуют;

2) отдельно из общей стоимости приобретенных товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ) стоимость реализованных товаров и использованных в производстве продукции ТМЦ, т. е., как говорилось в п.п. 3.6 Порядка № 1025, сумму расходов, непосредственно связанную с получением дохода. При «жизни» приказа № 1025 такие данные, напомним, указывались в графе 6 Книги УДР. Теперь же все расходы на приобретение ТМЦ, которые связаны с хозяйственной деятельностью или ведением независимой профессиональной деятельности, показываются в Книге УДР одной графой (графа 6). Кроме того, теперь в Книге УДР отражаются расходы не только на приобретение товаров, но и на приобретение работ и услуг;

3) информацию о внутреннем перемещении товара. Ранее в Книге УДР необходимо было указывать информацию об отпуске товара под реализацию наемному лицу, т. е. о внутреннем перемещении товара согласно п.п. 3.7 Порядка № 1025. А все потому, что в старом Порядке № 1025 содержалась норма, согласно которой Книги УДР должны были вести не только непосредственно ФЛП-общесистемщики и самозанятые лица, но и их наемные работники, осуществляющие операции за наличность. При этом Книги УДР заводились на каждого работника (абз. 2 п. 2 Порядка № 1025). Дело это было хлопотное, ведь каждую такую Книгу УДР необходимо было регистрировать в органе ГНС (Миндоходов), а учитывая, что такие книги ранее велись только в бумажном виде (забегая вперед, скажем, что теперь все иначе), за ее регистрацией необходимо было подаваться непосредственно в налоговую. Как мы понимаем, удовольствия от таких «путешествий» было мало. Да еще и заносить в Книгу УДР ФЛП-общесистемщика и самозанятого лица данные из Книги УДР каждого наемного работника приходилось ежемесячно. Но все это в прошлом. Больше вести Книгу УДР каждому работнику ФЛП-общесистемщика и самозанятого лица не нужно* и, как следствие, ФЛП-общесистемщикам нет необходимости указывать в Книге УДР информацию о внутреннем перемещении товара. Данное новшество, безусловно, частично облегчит жизнь названным лицам.

* С 18.10.2013 г. ему суждено было утратить свою силу.

** Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1025.

*** Теперь работники, осуществляющие операции за наличные, будут проводить такие операции только через РРО. Напомним, что физлица-общесистемщики, в отличие от физлиц, пребывающих на едином налоге, не освобождены от использования РРО (об этом, в частности, говорится в абз. 3 п. 177.10 НК).

Но есть в рядах граф Книги УДР не только «исключенные», но и «новички». Это, в частности, новая графа 3 «Сума повернутих коштів за товари (роботи, послуги)». Раньше в случае возврата товаров налоговики рекомендовали сумму денежных средств, подлежащую выплате покупателю за возвращаемый товар, указывать в графе 3 со знаком «минус» (см. утратившее силу разъяснение в подкатегории 104.08 ЕБНЗ). Одновременно с этим в графе 5 рекомендовалось отражать стоимость возвращаемых товаров по ценам их приобретения ФЛП-общесистемщиком, а в графе 4 — реквизиты документа, подтверждающего такой возврат. Теперь же для отражения возвращенных денежных средств за товары (работы и услуги) и/или возвращенной предоплаты имеем отдельную графу.

В связи с этим появилась еще одна новая графа — графа 4 «Загальна сума отриманого доходу, яка підлягає декларуванню». Показатель этой новой графы представляет собой не что иное, как разницу между полученным доходом от хозяйственной деятельности и суммой возвращенных денежных средств за товары. По сути, показатели, отражаемые в новой графе 4, аналогичны тем, что ранее приводились в графе 3 старой формы Книги (если, конечно, рекомендации налоговиков относительно отражения в Книге УДР сумм денежных средств за возвращаемые товары выполнялись).

Заметим, что в целом концепция отражения в Книге УДР доходов и расходов осталась прежней, а именно: доходы отражаем по кассовому методу, т. е. на дату получения оплаты за товары (работы, услуги), а расходы — по второму событию, т. е. когда расходы и понесены, и оплачены. При этом не забываем, что расходы обязательно должны быть документально подтверждены (пп. 177.2 и 178.3 НК). Реквизиты документа, подтверждающего понесенные расходы, в новой Книге УДР отражаем в графе 5.

Коснулись изменения и порядка ведения Книги УДР. В целом, положительные. Что же это за «новинки»?

Во-первых, это разрешение миндоходовцев вести Книгу УДР в электронном виде. Теперь «играться» с бумажечками ФЛП-общесистемщикам и самозанятым лицам не придется (если, конечно, они сами не пожелают обратного). Как зарегистрировать и вести электронную Книгу УДР, миндоходовцы разъяснили в п. 4 комментируемого Порядка. В первую очередь, конечно, нужно получить усиленные сертификаты открытых ключей, сформированные аккредитованными центрами сертификации ключей (если до этого у ФЛП-общесистемщика или самозанятого лица их не было). Сделать это не так сложно (да еще и бесплатно), зато это принесет заметные удобства в ведении Книги УДР. К тому же миндоходовцы стараются способствовать «документному» упрощению жизни физлицам — плательщикам налогов. Так, например, недавно на официальном сайте Миндоходов был размещен проект постановления, продлевающего действие электронного ключа для физических лиц с 1 года до 3 лет, а действие сертификата аккредитованного центра — до 6 лет (http://minrd.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2013-rik/116028.html).

Второй важный момент. Раньше по Порядку № 1025 предписывалось ежедневно вносить в Книгу УДР записи об операциях, состоявшихся в отчетном (налоговом) периоде. Комментируемый же Порядок установил, что записи в Книге УДР делаются только по итогам рабочего дня, на протяжении которого получен доход.

Ну и наконец, как мы уже говорили, теперь не должны вести Книгу УДР наемные работники ФЛП-общесистемщика и самозанятого лица.

Приказ № 481 вступил в силу 18.10.2013 г., а значит, по логике вещей, ввиду отсутствия в этом приказе каких-либо других дат, именно с 18.10.2013 г. Книгу УДР нужно вести по новой форме. Но это в теории. Осуществить это на практике нереально, ведь прежде Книгу УДР необходимо зарегистрировать в органе Миндоходов, будь она в бумажном виде или в электронной форме. А регистрация требует времени. Да и найти Книгу УДР в бумажном виде в первые дни после появления приказа № 481 не представлялось возможным. Поэтому вопрос о начале ведения Книги УДР по новой форме остается открытым. Понятно, что сделать это нужно как можно раньше, но важно знать, с какой даты ведение Книги УДР по старой форме будет считаться нарушением. Ведь стоит помнить, что за ненадлежащее ведение учета доходов и расходов установлена административная ответственность (ст. 1641 КоАП****) — от 3 до 8 ннмдг (от 51 до 136 грн.). А за повторное нарушение в течение года — и того больше. Но миндоходовцы по этому поводу молчат, а значит, ФЛП-общесистемщикам и самозанятым лицам остается одно — как можно быстрее регистрировать новую Книгу УДР, а до того времени вести старую. Будем надеяться, что миндоходовцы поймут все сложности перехода на новую Книгу УДР и пока не будут никого штрафовать.

**** Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

 

Наталья Чернышова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше