Темы статей
Выбрать темы

Основное об административной ответственности бухгалтеров предприятий (часть 2)

Редакция НК
Статья

ОСНОВНОЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ бухгалтеров предприятий (часть 2)

В предыдущем информационно-аналитическом номере* мы пообещали продолжить рассмотрение составов административных правонарушений в сфере бухгалтерского учета. Кроме того, в этой статье мы выясним: кто уполномочен составлять админпротоколы и в каком порядке привлекаются к ответственности виновные лица.

Елена Григорьева, консультант

 

* «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 19(67), с. 40.

 

Напомним: в предыдущей статье мы рассмотрели составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 1631 и 1651 КоАП. На очереди составы, предусмотренные ст. 1654, 1653и 1655 КоАП.

 

Статья 1654 КоАП. Нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности. Указанные отношения регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

1

КЗоТ

2

Законом № 1105

3

Законом Украины от 14.10.92 г. № 2694-XII «Об охране труда»

4

Законом Украины от 22.02.2001 г. № 2272-III «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности»

5

Порядком осуществления государственного надзора в сфере общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности, утвержденным постановлением КМУ от 26.11.2003 г. № 1845

6

Другими нормативно-правовыми актами

 

Страхование от несчастного случая является самостоятельным видом общеобязательного государственного социального страхования, с помощью которого осуществляется социальная защита, охрана жизни и здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 1654 КоАП, заключается в таких, в частности, деяниях:

1

нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, вызвавших потерю трудоспособности

2

несвоевременный или неполный возврат страховых средств

3

несвоевременная подача или неподача установленной отчетности

4

подача недостоверной отчетности по страховым средствам

5

несвоевременное информирование ФСС НС о годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг), несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, произошедших на предприятии, об изменениях технологии работ или вида деятельности предприятия

 

Работодатель как страхователь обязан (ст. 45 Закона № 1105):

1

информировать рабочий орган исполнительной дирекции ФСС НС:
— о каждом несчастном случае или профессиональном заболевании на предприятии;
— об изменении технологии работ или вида деятельности предприятия для перевода его в соответствующий класс профессионального риска

2

подавать рабочему органу исполнительной дирекции ФСС НС сведения о годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг), количестве несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятии за прошлый календарный год

3

бесплатно создавать все необходимые условия для работы на предприятии представителей ФСС НС

4

сообщать работникам предприятия адрес и номера телефонов рабочего органа исполнительной дирекции ФСС НС, а также лечебно-профилактических заведений и врачей, которые по соглашениям с этим ФСС НС обслуживают предприятие

5

подавать отчетность рабочему органу исполнительной дирекции ФСС НС в сроки, в порядке и по форме, установленные этим ФСС НС

 

Порядок и сроки подачи вышеуказанных сведений определяются ФСС НС.

Субъектами правонарушения являются должностные лица предприятий, учреждений, организаций, а также физические лица, использующие наемный труд.

Наказание. За деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 1654 КоАП, установлено применение взыскания путем наложения штрафа от 8 до 15 ннмдг, т. е. от 136 до 255 грн.

При совершении действий, предусмотренных ч. 1 ст. 1654 КоАП, лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, ответственность наступает в соответствии с ч. 2 ст. 1654 КоАП, а это штраф от 10 до 20 ннмдг, т. е. от 170 до 340 грн.

 

Статья 1653 КоАП. Нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Такие отношения, в частности, регулируются:

1

Законом № 1533

2

Инструкцией о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в ФССБ, утвержденной приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 18.12.2000 г. № 339

3

Другими нормативно-правовыми актами

 

Объективная сторона правонарушения заключается в совершении следующих деяний:

1

нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций порядка использования средств обще-обязательного государственного социального страхования на случай безработицы, несвоевременный или неполный их возврат

2

несвоевременная подача или неподача определенных Законом № 1533 сведений

3

подача недостоверных сведений об использовании средств общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы

 

В соответствии с требованиями ст. 35 Закона № 1533 работодатель обязан:

1

подавать центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, в установленном порядке в соответствии с законодательством сведения о:
— приеме на работу работников;
— размере заработной платы и использовании рабочего времени работников;
— выплате застрахованным лицам пособия по частичной безработице;
— использовании средств ФССБ по другим определенным Законом № 1533 направлениям

2

при проверке правильности использования средств ФССБ и достоверности поданных работодателем данных предоставлять должностным лицам территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, необходимые документы и пояснения по вопросам, возникающим в ходе проверки

 

Достоверность указанных в документах данных проверяется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции. При подаче недостоверных сведений использования работодателем средств ФССБ с нарушением установленного порядка работодатель добровольно или на основании решения суда должен возместить страховщику нанесенный ущерб.

Субъектом правонарушения являются должностные лица предприятий, учреждений, организаций, а также физические лица, использующие наемный труд.

Наказание. За деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 1653 КоАП, законом установлено применение взыскания путем наложения штрафа от 8 до 15 нмндг, т. е. от 136 до 255 грн.

При совершении действий, предусмотренных ч. 1 ст. 1653 КоАП, лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, ответственность наступает в соответствии с ч. 2 ст. 1653 КоАП путем наложения штрафа от 10 до 20 ннмдг, т. е. от 170 до 340 грн.

 

Статья 1655 КоАП. Нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности. Такие отношения, в частности, регулируются:

1

КЗоТ

2

Законом Украины от 14.01.98 г. № 16/98-ВР «Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании»

3

Законом № 2240

4

Другими нормативно-правовыми актами

 

Общеобязательное государственное социальное страхование — это система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая предоставление социальной защиты, включающая материальное обеспечение граждан в случае болезни, полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по не зависящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом, за счет денежных фондов, формируемых путем уплаты страховых взносов собственником или уполномоченным им органом (работодатель), гражданами, а также бюджетных и других источников, предусмотренных законом.

Общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, предусматривает материальное обеспечение граждан в связи с потерей заработной платы (дохода) в результате временной потери трудоспособности (включая уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, больным членом семьи), беременности и родов, частичную компенсацию расходов, связанных со смертью застрахованного лица или членов его семьи, а также предоставление социальных услуг за счет бюджета ФСС ВПТ, который формируется путем уплаты страховых взносов работодателем, гражданами, а также за счет других источников, предусмотренных законом.

 

Объективная сторона правонарушения, преду-смотренного ч. 1 ст. 1655 КоАП, заключается в совершении следующих деяний:

1

нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением; несвоевременный или неполный их возврат

2

несвоевременная подача или неподача установленной отчетности

3

подача недостоверной отчетности по использованию страховых средств

 

В соответствии со ст. 27 Закона № 2240 страхователь (работодатель) обязан:

1

предоставлять и оплачивать застрахованным лицам в случае наступления страхового случая соответствующий вид материального обеспечения и социальных услуг в соответствии с Законом № 2240

2

вести учет средств общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, и своевременно предоставлять органам ФСС ВПТ установленную отчетность по этим средствам

3

допускать должностных лиц органов ФСС ВПТ, органа государственного надзора, других контролирующих органов к проверкам правильности использования страховых средств, предоставлять им необходимые документы и пояснения по вопросам, возникающим в ходе проверок

4

предоставлять исполнительной дирекции отделения ФСС ВПТ сведения о материальном обеспечении и социальных услугах в соответствии с требованиями закона в порядке, установленном правлением ФСС ВПТ

5

в случае открытия производства по делу о банкротстве вернуть ФСС ВПТ страховые средства, зачисленные на отдельный счет

 

Субъектами правонарушения являются должностные лица предприятий, учреждений и организаций, физические лица, использующие наемный труд.

Наказание. За деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 1655 КоАП, применяются взыскания в виде наложения штрафа от 8 до 15 ннмдг, т. е. от 136 до 255 грн.

При совершении действий, предусмотренных ч. 1 ст. 1655 КоАП, лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, ответственность наступает в соответствии с ч. 2 ст. 1655 КоАП путем наложения штрафа от 10 до 20 ннмдг, т. е. от 170 до 340 грн.

 

КРАТКО О СОСТАВЛЕНИИ ПРОТОКОЛОВ О СОВЕРШЕНИИ АДМИННАРУШЕНИЙ

 

Кто же имеет право составлять протоколы за совершение вышеописанных деяний, предусмотренных КоАП, и к чьей компетенции относится их рассмотрение? Для удобства понимания этого вопроса составим таблицу:

Статья КоАП

Кто составляет протокол

Кто рассматривает дело и налагает взыскание (статья КоАП, которой это предусмотрено)

Ст. 1631

Должностные лица органов государственной налоговой службы

Районные, районные в городе, городские или горрайонные суды (судьи) (ст. 221 КоАП)

Ст. 1651

Должностные лица:
— органов внутренних дел;
— органов ПФУ

Органы ПФУ (ст. 2422 КоАП)

Ст. 1653

Должностные лица органов ФССБ

Органы ФССБ (ст. 2449 КоАП)

Ст. 1654

Должностные лица ФСС НС

Органы ФСС НС (ст. 24410 КоАП)

Ст. 1655

Должностные лица ФСС ВПТ

Органы ФСС ВПТ (ст. 24411 КоАП)

 

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Соответствующий орган, установив в деяниях лица наличие признаков административного правонарушения, составляет протокол об административном правонарушении (далее — протокол).

 

Внимание! В соответствии со ст. 38 КоАП административное взыскание (в том же числе и штраф) может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через 2 месяца со дня его выявления. В тех случаях, когда дела об административных правонарушениях подведомственны суду (судье), взыскание может быть наложено не позднее как через 3 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через 3 месяца со дня его выявления.

Протокол подписывается составившим его лицом и лицом, привлекаемым к административной ответственности; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

Протокол должен соответствовать требованиям ст. 256 КоАП, в нем должны быть указаны: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности; место, время совершения и суть административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они есть; пояснение лица, привлекаемого к административной ответственности; другие сведения, необходимые для решения дела.

В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право подать пояснения и замечания по содержанию протокола, прилагаемые к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых под подпись вручается лицу, привлекаемому к административной ответственности.

К протоколу прилагаются материалы, на основе которых он был составлен (например акты проверки), а также пояснения лица, допустившего нарушение (в нашем случае пояснения бухгалтера), и все эти документы направляются в орган, уполномоченный рассматривать дела о таких правонарушениях.

Именно компетентный орган (должностное лицо) проводит окончательное расследование в деле и дает правовую оценку действиям лица, указанного в протоколе как правонарушитель.

В соответствии со ст. 278 КоАП орган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить:

1

относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела

2

правильно ли составлен протокол и другие материалы дела об административном правонарушении

3

уведомлены ли лица, принимающие участие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения

4

истребованы ли необходимые дополнительные материалы

5

подлежат ли удовлетворению ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, пострадавшего, их законных представителей и адвоката

 

Однако следует отметить, что в вопросе правильности составления протокола более придирчивыми являются именно суды (по сравнению с другими органами, уполномоченными рассматривать дела). Именно они чаще всего возвращают материалы дела в случае, когда должностные лица не выполнили надлежащим образом требования ст. 256 КоАП, а именно: не указали все анкетные данные правонарушителя (год, число, месяц и место рождения), его точный адрес, место работы, должность, а также необходимые сведения о лице, составившем протокол (фамилия, имя и отчество, должность, служебные телефоны).

Распространенным нарушением ст. 256 КоАП по составленным протоколам и другим материалам дела, нуждающимся в их доработке, является неуказание соответствующей части статьи КоАП, которой предусмотрена ответственность за совершенное правонарушителем деяние. Бывают случаи, когда в материалах дела нет доказательств, которые бы подтверждали факт совершения лицом правонарушения, данных о том, привлекалось ли оно к административной ответственности ранее, а также пояснений этого лица, свидетелей или подписей последних.

Важно! Возврат материалов дела на доработку нередко приводит к пропуску сроков наложения административных взысканий, и как следствие — дело закрывается, т. е. лицо остается без наказания.

 

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу.

Постановление объявляется немедленно после окончания рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, о чем делается соответствующая отметка в деле.

В соответствии со ст. 283 КоАП постановление должно содержать: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; описание обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание нормативного акта, предусматривающего ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение. Также в постановлении должно содержаться указание о порядке и сроке его обжалования.

КоАП предусмотрена возможность обжалования постановления по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 287 КоАП таким правом наделены: прокурор, лицо, в отношении которого оно вынесено, а также пострадавший.

Постановления по ст. 1631, 1651,1653, 1654, 1655 КоАП обжалуются вышестоящим органам (вышестоящему должностному лицу) или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд, в порядке, определенном КАСУ, с особенностями, установленными КоАП.

Жалоба подается в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, если иное не установлено законодательством Украины. Такая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом органу (должностному лицу), правомочному его рассматривать.

Жалоба (и представление прокурора) на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными органами (должностными лицами) в десятидневный срок со дня их поступления, если иное не установлено законами Украины.

 

НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ ИЗ ИМЕЮЩЕЙСЯ ПРАКТИКИ

 

Учитывая, что по правонарушениям, предусмотренным ст. 1631, 1651, 1653, 1654, 1655 КоАП, суды компетентны рассматривать только протоколы, составленные за совершенные правонарушения, определенные ст. 1631 КоАП, то только их можно найти в Едином государственном реестре судебных решений (режим доступа: http://reyestr.court.gov.ua/). Поэтому приведем несколько примеров постановлений суда, в соответствии с которыми главные бухгалтеры привлечены к админответственности.

 

Пример 1. В соответствии с протоколом об административном правонарушении № 39 от 20.12.2012 года ЛИЦО_1, будучи главным бухгалтером ЧАО «Атлант», допустило ведение налогового учета с нарушением установленного законодательства, в результате чего был занижен налог на прибыль на общую сумму 103868 грн. и НДС на общую сумму 90320 грн.

Своими действиями ЛИЦО_1 совершило правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 1631 КоАП Украины.

В судебном заседании ЛИЦО_1 свою вину признало.

В соответствии со ст. 251 КоАП доказательствами в деле об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке устанавливается наличие или отсутствие админправонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела. Эти данные устанавливаются протоколом, пояснениями лица, привлекаемого к ответственности, свидетелей, а также другими документами.

Таким образом, суд пришел к выводу, что в действиях ЛИЦА_1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 1631 КоАП.

Руководствуясь ч. 1 ст. 1631, ст. ст. 251, 284, 285 КоАП Украины, суд постановил:

ЛИЦО_1 признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 1631 КоАП Украины, и наложить административное взыскание в виде штрафа в размере пяти ннмдг, что составляет 85 (восемьдесят пять) грн., в доход государства.

Постановление может быть обжаловано или опротестовано прокурором в Апелляционный суд г. Киева в течение 10 дней с момента его вынесения.

 

Пример 2. ЛИЦО_1, работая главным бухгалтером НПФ «Промсервисдиагностика», нарушило ведение налогового и бухгалтерского учета, а именно: НПФ «Промсервисдиагностика» в форме ООО занижен налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет в проверявшийся период. На момент проверки нарушение продолжалось. Акт от 25.03.2013 года № 153/1-22-70-16297019, т. е. ЛИЦО_1 осуществило действия, предусмотренные ч. 1 ст. 1631 КоАП.

ЛИЦО_1 в судебное заседание явилось, вину в совершении правонарушения признало. Его вина в соответствии с ч. 1 ст. 1631 КоАП подтверждается актом налоговой проверки и собранными по делу материалами.

Исследовав материалы административного дела, суд считает необходимым признать его виновным по ч. 1 ст. 1631 КоАП. Учитывая характер правонарушения, данные о лице, привлекаемом к административной ответственности, и степень его вины, суд считает необходимым применить в отношении него административное взыскание в виде штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 283 — 285 КоАП, суд постановил:

ЛИЦО_1 признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 1631 КоАП, и применить административное взыскание в виде штрафа в доход государства в размере пяти нмдг, что составляет 85 (восемьдесят пять) грн. 00 коп.

Постановление может быть опротестовано прокурором в течение десяти дней или обжаловано в Апелляционный суд г. Киева.

 

К сожалению, свои постановления о привлечении к административной ответственности органы ПФУ, ФССБ, ФСС ВПТ на официальных сайтах не обнародовали, поэтому примеры их постановлений мы не приводим.

 

Использованные документы и сокращения

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КАСУ — Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Закон № 1533 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III.

Закон № 2240 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

Ннмдг — не облагаемый налогом минимум доходов граждан

ПФУ — Пенсионный фонд Украины.

ФССБ — Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

ФСС ВПТ — Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности.

ФСС НС — Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше