Темы статей
Выбрать темы

Возмещение НДС

Редакция НК
Ответы на вопросы

Возмещение НДС

Вопрос. Предприятие — плательщик НДС в периоде возникновения права на бюджетное возмещение не задекларировало сумму бюджетного возмещения по стр. 23 декларации по НДС. Вся сумма отрицательного значения НДС была перенесена им в стр. 24 декларации — c включением в состав налогового кредита следующего налогового периода. Грозят ли предприятию штрафные санкции в этом случае?

 

Ответ. Подобных ситуаций лучше не допускать.

НК и форма декларации по НДС не предоставляют права выбора налогоплательщику — декларировать сумму бюджетного возмещения по стр. 23 или нет. Если есть основания для того, чтобы сумму поставить к возмещению, налогоплательщик обязан это сделать.

Об этом говорят и налоговики (раздел 101.18.01 ЕБНЗ).

Вопрос. Имеет ли возможность плательщик налога, располагающий правом на декларирование бюджетного возмещения, не заполнять строку 23 декларации по НДС, т. е. не подавать Расчет суммы бюджетного возмещения, а переносить значение строки 22 в строку 24?

Ответ

Плательщик налога, имеющий право на получение бюджетного возмещения, должен декларировать его в строке 23 налоговой декларации по НДС и подавать Расчет суммы бюджетного возмещения.

При этом п. 200.6 и п. 200.7 НК плательщику предоставлена возможность выбрать способ получения бюджетного возмещения:

— денежными средствами на текущий счет в банке (при этом заполняется строка 23.1 декларации)

или

— в счет уменьшения налоговых обязательств по этому налогу последующих отчетных (налоговых) периодов (заполняется строка 23.2). Если плательщик выбирает этот способ получения возмещения, то сумма строки 23.2 декларации по НДС переносится в карточку лицевого счета плательщика налога и в дальнейшем принимает участие в погашении налоговых обязательств по НДС (по мере их возникновения) в порядке календарной очередности. При этом в декларациях за следующие периоды сумма такого бюджетного возмещения не отражается. По-другому говоря, в следующих периодах после декларирования бюджетного возмещения в декларации показываем полную сумму обязательств к уплате, а уплачиваем в бюджет за минусом заявленного таким способом бюджетного возмещения.

Теперь предположим, что плательщик не стал показывать сумму оплаченного НДС в составе бюджетного возмещения, а перенес ее в стр. 24. В следующем отчетном периоде эта сумма попадает в стр. 21.2 декларации. Дальнейший ход событий проследим на примере.

 

Пример. Условные данные строк декларации по НДС приведем в таблице (с. 63). Предположим, что остаток отрицательного значения, отраженный по стр. 22 декларации за октябрь, был «оплаченным» и подлежал бюджетному возмещению. Однако предприятие не стало заявлять бюджетное возмещение.

Если налоговики в ходе проверки обнаружат, что отрицательное значение НДС, отраженное по стр. 22 декларации за октябрь, было «оплаченным» и плательщик имел право на бюджетное возмещение, то они будут расценивать этот факт как занижение суммы бюджетного возмещения. А в этом случае вступают в силу правила п. 200.14 НК. В нем сказано: в случае выявления налоговым органом при проверке занижения заявленной налогоплательщиком суммы бюджетного возмещения, считается, что налогоплательщик добровольно отказывается от получения такой суммы в качестве бюджетного возмещения и учитывает ее в уменьшение налоговых обязательств по этому налогу в следующих отчетных периодах в порядке, определенном п. 200.6 НК. То есть эти суммы не пропадают, а действует тот же механизм, как и в случае, когда плательщик выбирает способ получения бюджетного возмещения в счет уменьшения налоговых обязательств последующих отчетных (налоговых) периодов. Так, эти суммы должны учитываться по лицевому счету плательщика. В декларации они отражению не подлежат.

img 1

Поэтому в том отчетном периоде, в котором плательщик получит налоговое уведомление-решение о занижении заявленной суммы бюджетного возмещения НДС по форме «В2», ему нужно будет показать эту сумму со знаком «минус» по стр. 21.3 «зменшено/збільшено залишок відємного значення за результатами перевірки податкового органу» декларации по НДС. Указанная сумма заниженного бюджетного возмещения подлежит переносу в карточку лицевого счета плательщика налога и в дальнейшем эта сумма (при условии подтверждения документальной проверкой правомерности ее декларирования) принимает участие в погашении налоговых обязательств по НДС такого плательщика налога в порядке календарной очередности.

Теперь касательно суммы, отраженной по стр. 21.2 за ноябрь. Поскольку «минус» по стр. 22 декларации за октябрь был «оплаченным» и такая сумма должна была отражаться как бюджетное возмещение, то налоговики признают неправомерным перенесение этой суммы в стр. 21.2 декларации за ноябрь (ведь эта сумма должна числиться по лицевому счету плательщика). Соответственно, на эту сумму увеличат значение показателя стр. 25 декларации за ноябрь. Это приведет к тому, что фактически в декларации за ноябрь будет занижена сумма налоговых обязательств. А значит, с позиции налоговиков, есть основания для применения штрафа по ст. 123 НК — в размере 25 % суммы заниженного налогового обязательства. Хотя недоплаты при этом в бюджет не будет.

Все вышесказанное будет касаться и ситуации, когда плательщик решит «перетянуть» бюджетное возмещение, право на которое возникло еще в предыдущем налоговом периоде, в текущую декларацию. Налоговики посчитают неправомерным отражение бюджетного возмещения в текущей декларации и применят штраф в размере 25 % завышенной суммы бюджетного возмещения.

Если проверки не было. В этом случае плательщику целесообразно подать уточняющий расчет и исправить допущенную им ошибку. Так, в ЕБНЗ сказано (раздел 101.18.01):

«Плательщик налога на добавленную стоимость, самостоятельно обнаруживший занижение бюджетного возмещения в результате недекларирования им оплаченной части отрицательного значения, может подать уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость и соответствующие приложения к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за период, в котором возникло право на бюджетное возмещение (фактически была осуществлена оплата), с исправленными показателями».

Подав уточняющий расчет, плательщику удастся избежать штрафа по ст. 123 НК.

 

Вывод . Если задекларированное по стр. 22 отрицательное значение является «оплаченным», по нему должно заявляться бюджетное возмещение. «Перетягивать» эту сумму в декларацию следующего периода не стоит.

Вопрос. В чем разница между обычным возмещением НДС и автоматическим?

Ответ . От обычного бюджетного возмещения автоматическое отличается тем, что получить его можно значительно быстрее.

Так, автоматическое бюджетное возмещение осуществляется исключительно по результатам камеральной проверки декларации по НДС (при обычном возмещении может проводиться еще и документальная внеплановая выездная проверка, если есть достаточные основания считать, что расчет суммы бюджетного возмещения произведен с нарушением норм налогового законодательства).

Камеральная проверка при этом проводится в течение 20 (а не 30, как при обычном возмещении) календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации. С 1 января 2014 года для плательщиков, которые будут иметь положительную налоговую историю (которая оценивается по результатам предыдущих 36 последовательных месяцев), камеральная проверка налоговой отчетности будет проводиться еще быстрее — в течение 5 календарных дней со дня подачи декларации (п. 200.22 НК).

Автоматическое бюджетное возмещение предусматривает и более короткие сроки получения суммы возмещения. Так, предоставить Госказначейству заключение с указанием суммы, подлежащей автоматическому возмещению из бюджета, миндоходовцы обязаны в течение 3 (вместо 5 при обычном возмещении) рабочих дней после окончания проверки. Госказначейство, в свою очередь, в течение 3 операционных дней по получении заключения органа Миндоходов обязано перечислить средства на банковский счет плательщика (п.п. 200.18.2 НК).

Правда, претендовать на получение автоматического бюджетного возмещения могут далеко не все плательщики, а только те, которые соответствуют одновременно всем критериям, установленным п. 200.19 НК, а именно:

1. Не пребывают в судебных процедурах банкротства.

2 . Включены в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей и не имеют «негативных» записей в этом реестре:

а) об отсутствии подтверждения сведений;

б) об отсутствии по местонахождению (месту проживания);

в) о принятии решения о выделении, прекращении юрлица или предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя;

г) о полном или частичном признании недействительными учредительных документов юрлица или изменений к ним;

ґ) о прекращении госрегистрации юрлица или предпринимательской деятельности физлица и в отношении таких лиц отсутствуют решения или сведения, на основании которых проводится госрегистрация прекращения юр- или физлица-предпринимателя.

3 . Осуществляют операции, к которым применяется нулевая ставка, причем объем таких операций должен быть не менее 40 % общего объема поставок за последние 12 месяцев (для плательщиков с квартальным отчетным периодом — в течение 4-х последовательных отчетных периодов).

4 . Общая сумма расхождений между налоговым кредитом, сформированным плательщиком налога по приобретенным товарам/услугам, и налоговыми обязательствами его контрагентов, в части поставки таких товаров/услуг, возникшая в течение предыдущих трех последовательных календарных месяцев, не превышает 10 % заявленной плательщиком налогов суммы бюджетного возмещения.

5. Средняя заработная плата не менее чем в 2,5 раза превышает минимальный уровень в каж-дом из последних четырех кварталов.

6 . Соответствуют хотя бы одному из следующих критериев (п.п. 200.19.6 НК):

а) либо численность работников, пребывающих в трудовых отношениях с налогоплательщиком, в каждом из последних четырех кварталов превышает 20 человек,

б) либо плательщик имеет основные фонды для ведения задекларированной деятельности, остаточная стоимость которых на отчетную дату по данным налогового учета превышает сумму налога, заявленную к возмещению за предыдущие 12 календарных месяцев,

в) либо уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль по итогам последнего отчетного (налогового) года выше, чем средний по отрасли;

7 . Не имеют налогового долга.

8. Крупный плательщик налогов не декларировал отрицательное значение объекта обложения налогом на прибыль по итогам последнего отчетного (налогового) года.

 

Марина Казанова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше