Темы статей
Выбрать темы

Отдаем дань административной реформе

Редакция НК
Статья

Отдаем дань административной реформе

Закон № 404 стал одним из более ста законов, подписанных Президентом Украины для предоставления Миндоходов прав и обязанностей, унаследованных от ГНСУ, ГТСУ и частично ПФУ и Минфина в порядке, установленном законодательством. Поскольку данный Закон внес изменения непосредственно в текст НК, то понятно, что это нас заинтересовало, и мы решили поделиться результатами его подробного анализа с вами.

Александр Крук, экономист-аналитик

 

ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ

 

В соответствии с п. 38 Закона № 404 в текст НК внесены следующие изменения:

1) слова «в органе государственной налоговой службы» во всех падежах и числах заменены словами «в контролирующем органе» в соответствующем падеже и числе, а слова «орган государственной налоговой службы, таможенный орган», «орган государственной налоговой службы», «орган налоговой службы», «налоговый орган», «государственная налоговая служба», «таможенный орган» во всех падежах и числах — словами «контролирующий орган» в соответствующем падеже и числе;

2) слова «центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, и центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере таможенного дела», «центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику», «центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики», «центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере таможенного дела» во всех падежах заменен словами «центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную налоговую и таможенную политику» в соответствующем падеже.

Благодаря таким правкам, которые, отметим, вступили в силу 11.08.2013 г., Миндоходов получило права и обязанности, которые до этого принадлежали ГНСУ, ГТСУ и Минфину. До этой даты деятельность Миндоходов была нелегитимной, ведь согласно абз. 2 ст. 19 Конституции органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. В то же время создание и деятельность Миндоходов регламентировались Указом Президента Украины «О Министерстве доходов и сборов Украины» от 18.03.2013 г. № 141/2013, согласованным распоряжением КМУ от 20.03.2013 г. № 166-р.

В связи с этим п. 5 разд. ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 404 предусмотрено, что контролирующие органы, функционирующие на день вступления в силу данного Закона, продолжают выполнять полномочия по администрированию налогов, сборов, платежей до завершения реорганизации таких органов.

Следует отметить, что, кроме передачи полномочий от ГНСУ и ГТСУ в Миндоходов, благодаря принятым изменениям последний получил еще и некоторые функции Минфина, однако не все. Так, Минфин по-прежнему уполномочен:

№ п/п

Полномочия, сохраненные за Минфином

Норма НК, которой они закреплены

1

2

3

1

Утверждение методики ведения упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов с целью исчисления объекта налогообложения

Абз. 3 п. 44.2

2

Установление формы предоставления информации о временных и постоянных налоговых разницах в составе финансовой отчетности

Абз. 3 п. 46.2

3

Установление методики определения инвестиционной прибыли профессиональным торговцем ценными бумагами при выполнении функций налогового агента

Абз. 2 п.п. 170.2.9

4

Согласование требований о продаже на фондовой бирже ценных бумаг, по которым рассчитывается биржевой курс, установленных Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку

П.п. 2151.1.1

5

Предварительное согласование формы Расчета распределения суммы компенсации и порядка его заполнения, утверждаемых центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной аграрной политики

Абз. 4 п.п. 11 п. 1 подразд. 2 разд. XX

6

Предварительное согласование формы Ведомости о выплаченных суммах компенсации сельско-хозяйственным товаропроизводителям и порядка ее заполнения, утверждаемых центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной аграрной политики

Абз. 3 п.п. 12 п. 1 подразд. 2 разд. XX

 

Кроме того, Минфину «удалось» даже отобрать у Миндоходов обязанность (кроме установления порядка учета и подачи налоговой отчетности об использовании средств неприбыльных организаций (определенных в п.п. «є» п. 157.1 НК в части учета и подачи налоговой отчетности по доходам, подлежащим налогообложению), которая была возложена на Минфин и ранее), решение вопроса об исключении организаций из Реестра неприбыльных организаций и учреждений и налогообложения их доходов в случае нарушения ими положений НК и других законодательных актов о неприбыльных организациях.

В то же время обращает на себя внимание то, что полномочий, переданных от Минфина в Миндоходов, значительно больше, при этом наиболее значимым среди них, по нашему мнению, является утверждение последним форм налоговых деклараций (в соответствии с новой редакцией п. 46.5 НК) (в том числе форм налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам (согласно обновленному п.п. 12.3.6 НК)).

Также следует отметить, что в соответствии с обновленной редакцией п. 100.9 НК Миндоходов не должно согласовывать с Минфином решение о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга по общегосударственным налогам и сборам на срок, выходящий за пределы одного бюджетного года, принятое руководителем (заместителем руководителя) Миндоходов (как было ранее предусмотрено для ГНСУ и ГТСУ). Однако необходимо уведомить о принятии такого решения центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной бюджетной политики.

Следует отметить также то, что Миндоходов получило полномочия по взысканию недоимки по уплате ЕСВ (п. 41.2 НК), которые ранее были возложены на ПФУ.

Значительно подкорректированы нормы НК в части взаимодействия ГНСУ и ГТСУ между собой. Поскольку обе они трансформировались в части одного и того же министерства, то некоторые нормы НК, касавшиеся указанного вопроса, были вообще исключены, другие же просто надлежащим образом исправлены.

Однако благодаря Закону № 404 не только Миндоходов получило свои полномочия. В НК упоминается также о передаче функций специально уполномоченного органа по вопросам государственной регистрации в Министерство юстиции Украины по установлению (совместно с Миндоходов) порядка передачи данных о постановке на учет юридических лиц и их обособ-ленных подразделений, а также физического лица — предпринимателя, в качестве плательщиков налогов и сборов в контролирующих органах в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в день постановки на учет (о чем свидетельствуют пп. 64.1 и 65.5 НК).

 

СТРУКТУРА МИНДОХОДОВ

 

Иерархия Миндоходов описана в п. 55.2 НК. В соответствии с ним вышестоящими контролирующими органами являются:

центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную налоговую и таможенную политику , — для контролирующих органов в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональных территориальных органов и таможен;

контролирующие органы в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональные территориальные органы — для подчиняющихся им ГНИ.

Законом № 404 введено новое понятие «Государственное налоговое дело». Пунктом 1.1 НК оно определено как сфера деятельности контролирующих органов, предусмотренная НК и другими актами законодательства Украины, направленная на формирование и реализацию государственной налоговой политики в части администрирования налогов, сборов, платежей.

В то же время при определении специальных званий должностных лиц органов доходов и сборов используется словосочетание «налоговое и таможенное дело». Сами же специальные звания, кстати, определены п. 343.1 НК, а соотношение присвоения специальных званий должностным лицам органов доходов и сборов, которым ранее были присвоены специальные звания налоговой службы Украины, — п. 3 разд. ІІ Закона № 404.

Абзацем 2 п. 41.1 НК определено, что в составе контролирующих органов действуют подразделения налоговой милиции. Полномочия налоговой милиции при этом дополнены выявлением уголовных и других правонарушений в сфере налогообложения, таможенной и бюджетной сферах, установлением местонахождения плательщиков налогов, проведением опроса их учредителей, должностных лиц (п.п. 350.1.12 НК).

В то же время п. 2 подразд. ІІ Закона № 404 определено, что нормы НК в части образования и деятельности подразделений налоговой милиции в составе центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную налоговую и таможенную политику, и его территориальных органов, действуют до принятия законодательного акта о налоговой милиции.

 

ФУНКЦИИ МИНДОХОДОВ

 

Их перечень приведен в ст. 191 НК, которая Законом № 404 полностью изложена в новой редакции. В целом старые функции сохранились и в новой редакции (за исключением обязанности по обеспечению составления отчетности по состоянию расчетов плательщиков с бюджетом, который ранее был предусмотрен п.п. 191.1.8 НК). В то же время функции были существенно дополнены. При этом в функции Миндоходов с недавних пор входит администрирование единого взноса.

Обращает на себя внимание первый же подпункт статьи — 191.1.1, которым определено, что контролирующие органы осуществляют администрирование налогов, сборов, платежей. При этом в п.п. 14.1.11 НК находим термин «администрирование налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый взнос) и других платежей в соответствии с законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (далее — налогов, сборов, платежей)». Он определен как совокупность решений и процедур контролирующих органов и действий их должностных лиц, определяющих институционную структуру налоговых и таможенных отношений, организующих идентификацию, учет плательщиков налогов и плательщиков единого взноса и объектов налогообложения, обеспечивающих сервисное обслуживание плательщиков налогов, организацию и контроль за уплатой налогов, сборов, платежей в соответствии с порядком, установленным законом.

Но это далеко не все функции Миндоходов, которые не выполняла ни ГНСУ, ни ГТСУ. Так, перечень функций контролирующих органов дополнен следующими позициями:

№ п/п

Новые функции, которые не были предусмотрены НК ранее

Подпункт НК, устанавливающий функцию

1

2

3

1

Контроль своевременности подачи плательщиками единого взноса предусмотренной законом отчетности (деклараций, расчетов и других документов, связанных с его исчислением и уплатой), своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты единого взноса

191.1.2

2

Регистрация и ведение учета лиц, осуществляющих операции с товарами, находящимися под таможенным контролем

191.1.7

3

Обеспечение достоверности и полноты учета плательщиков налогов и плательщиков единого взноса, субъектов внешнеэкономической деятельности, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением

191.1.8

4

Обеспечение пересмотра решений нижестоящих контролирующих органов в установленном законодательством порядке

191.1.11

5

Решение в соответствии с Таможенным кодексом Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI вопроса о реализации компромисса

191.1.12

6

Обеспечение контроля за приемом* деклараций о максимальных розничных ценах на подакцизные товары (продукцию), установленных производителем или импортером, и обобщением1) сведений, указанных в таких декларациях, для организации работы и контроля за полнотой исчисления и уплаты акцизного налога

191.1.15

* До введения изменений контролирующие органы сами принимали соответствующие декларации и занимались обобщением указанных в них сведений, а не просто контролировали этот процесс.

7

Осуществление* погашения налогового долга, взыскание своевременно неначисленных и/или неуплаченных сумм единого взноса и других платежей

191.1.22

* До момента вступления в силу Закона № 404 контролирующие органы только контролировали этот процесс.

8

Организация* работы по выявлению, учету, хранению, оценке и распоряжению бесхозным имуществом и другим имуществом, переходящим в собственность государства, а также по учету, предварительной оценке, хранению имущества, изъятого и конфискованного за нарушение таможенного и налогового законодательства

191.1.23

* Ранее контролирующие органы только осуществляли контроль за такой работой, а не сами ее организовывали.

9

Осуществление* отсрочки, рассрочки и реструктуризации денежных обязательств и/или налогового долга, недоимки по уплате единого взноса

191.1.24

* Согласно старой редакции НК к функциям контролирующих органов относился только контроль за этими процессами.

10

Разработка и утверждение порядков, инструкций, положений, а не только форм расчетов, отчетов, деклараций, других документов по вопросам, относящимся к компетенции контролирующих органов

191.1.25

11

Прогноз, анализ поступления единого взноса, источников налоговых поступлений, изучение влияния макроэкономических показателей, законодательства, соглашений о вступлении в международные организации, другие международные договоры Украины на поступление единого взноса, разработка предложения по увеличению его объема и уменьшению потерь бюджета

191.1.26

12

Обеспечение развития, введения и технического сопровождения информационно-телекоммуникационных систем и технологий, автоматизации процедур, в частности, контроля за полнотой и правильностью выполнения таможенных формальностей, организация внедрения электронных сервисов для субъектов хозяйствования

191.1.27

13

Предоставление консультаций по законодательству по вопросам уплаты единого взноса

191.1.28

14

Обобщение практики применения законодательства по вопросам уплаты единого взноса , разработка проектов нормативно-правовых актов Президента Украины, КМУ и внесение их на рассмотрение КМУ*

191.1.31

* До этого контролирующие органы были обязаны разрабатывать предложения по совершенствованию законодательных актов, актов Президента Украины, КМУ, нормативно-правовых актов министерств и в установленном порядке подавать их Минфину.

15

Организация взаимодействия с государственными органами других государств согласно законодательству, международным договорам Украины, осуществление международного сотрудничества в налоговой и таможенной сферах

191.1.32

16

Обеспечение* взыскания сумм просроченной задолженности субъектов хозяйствования перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной громадой города) по кредитам (займам), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальной громадой города) или под государственные (местные) гарантии, а также по кредитам из бюджета в порядке, определенном НК и другими законами Украины

191.1.38

* Пришло на смену осуществлению контроля по такому взысканию.

17

Рассмотрение и согласование финансовых планов государственных предприятий, акционерных, холдинговых компаний и других субъектов хозяйствования с долей государственной собственности, их дочерних предприятий и осуществление мониторинга выполнения ими показателей расчетов с бюджетом и государственными целевыми фондами, утвержденных согласованными финансовыми планами

191.1.43

18

Предоставление услуг электронной цифровой подписи

191.1.44

19

Обращение в суд в случаях, предусмотренных законодательством

191.1.45

 

О предпоследней позиции приведенного списка далее расскажем несколько подробнее.

 

УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ

 

Фактически такие услуги существовали и ранее, однако с недавних пор им была дана официальная трактовка. Так, п.п. 14.1.1141 НК определяет предоставление услуг электронной цифровой подписи как регистрацию заявителей, предоставление в пользование средств электронной цифровой подписи, предоставление помощи при генерации открытых и личных ключей, обслуживание сертификатов ключей (формирование, распространение, отмена, хранение, блокирование и восстановление), предоставление информации о действующих, отмененных и блокированных сертификатах ключей, предоставление услуги фиксирования времени, консультационных и других услуг, определенных Законом Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV.

В п. 49.41 НК определено, что услуги в сфере электронной цифровой подписи безвозмездно предоставляет аккредитованный центр сертификации ключей центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную налоговую и таможенную политику. Пользователями же таких услуг являются лица, намеревающиеся подавать налоговую декларацию в электронной форме.

 

ПРАВА МИНДОХОДОВ

 

Статья 20 НК , устанавливающая права контролирующих органов, Законом № 404 также полностью изложена в новой редакции. Однако в действительности изменений не так много, как могло бы показаться на первый взгляд. Новые права контролирующих органов приведены в следующей таблице:

№ п/п

Новые права, которые не были предусмотрены НК ранее

Подпункт НК, устанавливающий право

1

Получение безвозмездно от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и их должностных лиц, в том числе от органов, обеспечивающих ведение соответствующих государственных реестров (кадастров), информации, документов и материалов

20.1.3

2

Проведение в соответствии с законодательством сверки плательщиков налогов (кроме НБУ), в том числе после проведения процедур таможенного контроля и/или таможенного оформления

20.1.4

3

Получение от плательщиков налогов, плательщиков единого взноса и предоставление в рамках, предусмотренных законом, документов в электронном виде

20.1.7

4

Проверка при проведении проверок у плательщиков налогов — физических лиц, а также у должностных лиц плательщиков налогов — юридических лиц и плательщиков единого взноса документов, подтверждающих должность должностных лиц и/или лиц, фактически осуществляющих расчетные операции

20.1.8

5

Получение безвозмездно от органов статистики данных, необходимых для использования в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности

20.1.21

6

Предоставление в соответствии с законом информации из Государственного реестра страхователей органам государственной власти, ПФУ и органам фондов общеобязательного государственного социального страхования

20.1.23

7

Пользование информационными базами данных государственных органов, государственными, в том числе правительственными, системами связи и коммуникаций, сетями специальной связи и другими техническими средствами в соответствии с законом

20.1.26

8

Обращение в суд, в том числе подача исков к предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам, о признании оспариваемых сделок недействительными и применение определенных законодательством мероприятий, связанных с признанием сделок недействительными, а также о взыскании в доход государства средств, полученных по ничтожным договорам

20.1.30

9

Обращение в суд с заявлениями о нарушении дел о банкротстве

20.1.39

10

Проведение анализа и осуществление управления рисками с целью определения форм и объемов налогового и таможенного контроля

20.1.42

11

Осуществление других полномочий, предусмотренных законом

20.1.43

 

В то же время необходимо обратить внимание на то, что НК больше не предусмотрены следующие права контролирующих органов, имевшие место раннее:

— при проведении проверок требовать изготовления плательщиком налогов (уполномоченным представителем плательщика налогов) и безвозмездно получать от них удостоверенные подписью плательщика налогов или его должностным лицом и скрепленные печатью (при ее наличии) копии документов, свидетельствующих о нарушении требований налогового законодательства или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы (согласно старой редакции п.п. 20.1.2 НК);

— требовать от плательщиков налогов, деятельность которых проверяется, прекращения действий, препятствующих осуществлению законных полномочий служебными (должностными) лицами контролирующих органов, и контролировать выполнение законных требований служебных (должностных) лиц контролирующих органов (согласно старой редакции п.п. 20.1.24 НК);

—  осуществлять контроль за соблюдением субъектами внешнеэкономической деятельности требований валютного законодательства (согласно старой редакции п.п. 20.1.29 НК).

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 404 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с проведением административной реформы» от 04.07.2013 г. № 404-VII.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше