Темы статей
Выбрать темы

Закон о трансфертном ценообразовании: изменения глобальные и не очень

Редакция НК
Статья

Закон о трансфертном ценообразовании: изменения глобальные и не очень

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон о трансфертном ценообразовании, который с недавних пор является едва ли не самой популярной страшилкой для бухгалтеров. Однако, как оказывается, не так страшен черт, как его малюют. Вернее, страшен, но не для многих. Наибольшим изменениям подверглась ст. 39 НК (старое название — Методы определения и порядок применения обычной цены), которая отныне полностью изложена в новой редакции. Новое же ее название — Трансфертное ценообразование. Последнему и посвящен следующий материал.

Юрий Товстопят, экономист-аналитик

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИЯХ ПОНЯТИЙ

 

Трансфертное ценообразование п.п. 14.1.2511 НК трактует как систему определения обычной цены товаров и/или результатов работ (услуг) в операциях, признанных в соответствии со ст. 39 НК контролируемыми.

В соответствии с п.п. 39.2.1 НК контролируемыми операциями являются:

1) хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемые плательщиками налогов со связанными лицами нерезидентами;

хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемые плательщиками налогов со связанными лицами — резидентами, которые:

— задекларировали отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год;

— применяют специальные режимы налогообложения по состоянию на начало налогового (отчетного) года;

— уплачивают налог на прибыль предприятий и/или НДС по другой ставке, нежели базовая (основная), которая установлена в соответствии с НК, по состоянию на начало налогового (отчетного) года;

— не были плательщиками налога на прибыль предприятий и/или НДС по состоянию на начало налогового (отчетного) года;

2) операции, одной из сторон которых является нерезидент, зарегистрированный в государстве (на территории), в котором ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентов ниже, чем в Украине, или который уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог) по ставке на 5 и более процентов ниже, чем в Украине*.

* Если в государстве (на территории) регистрации такого нерезидента установлена более чем одна ставка налога на прибыль (корпоративного налога), плательщик налога подает справку (или ее нотариально удостоверенную копию), которая подтверждает избранную нерезидентом ставку налога на прибыль (корпоративного налога), установленную в государстве его регистрации, (в Миндоходов) в сроки, определенные для подачи отчета о контролируемых операциях (в соответствии с п.п. 39.2.1.3 НК).

Перечень таких государств (территорий) должен быть утвержден КМУ в трехмесячный срок после вступления в силу Закона о трансфертном ценообразовании. В свою очередь Миндоходов обязано ежегодно публиковать такой перечень в официальных печатных изданиях и на официальном веб-сайте с указанием ставок налога на прибыль (корпоративный налог). При этом информация об изменении ставок должна публиковаться в течение трех месяцев с момента изменения.

Указанные операции признаются контролируемыми при условии, что общая сумма осуществленных операций плательщика налогов с каждым контрагентом равна или превышает 50 млн грн. (без учета НДС) за соответствующий календарный год. Это новшество имеет чрезвычайно важное значение, ведь в результате его внедрения значительно сужается круг операций, нуждающихся в определении обычных цен с помощью трансфертного ценообразования.

Далее перейдем к связанным лицам. Определение этого термина также подверглось изменениям с введением Закона о трансфертном ценообразовании . Отныне п.п. 14.1.159 НК сформулирован следующим образом:

Связанные лица — юридические и/или физические лица, отношения между которыми могут влиять на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности лиц, которых они представляют.

При признании лиц связанными учитывается влияние, которое может осуществляться через владение одним лицом корпоративными правами других лиц в соответствии с заключенными между ними договорами или при наличии другой возможности одного лица влиять на решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, осуществляется ли оно лицом непосредственно и самостоятельно или совместно со связанными лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с этим подпунктом.

Связанными лицами для целей трансфертного ценообразования признаются:

а) юридические лица — в случае, если одно из таких лиц непосредственно и/или опосредствованно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами юридической личности в размере 20 и более процентов;

б) физическое и юридическое лицо — в случае, если физическое лицо непосредственно и/или опосредствованно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами другого юридического лица в размере 20 и более процентов;

в) юридические лица — в случае, если одно и то же лицо непосредственно и/или опосредствованно владеет корпоративными правами таких юридических лиц и размер части корпоративных прав в каждом юридическом лице составляет 20 и более процентов;

г) юридическое лицо и лицо, имеющее полномочия на назначение (избрание) единоличного исполнительного органа такого юридического лица или на назначение (избрание) 50 и более процентов состава его коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета;

ґ) юридические лица, единоличные исполнительные органы которых назначены (избраны) по решению одного и того же лица (собственника или уполномоченного им органа);

д) юридические лица, у которых 50 и более процентов состава коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета назначены (избраны) по решению одного и того же лица (собственника или уполномоченного им органа);

е) юридические лица, у которых 50 и более процентов состава коллегиального исполнительного органа и/или наблюдательного совета составляют одни и те же физические лица;

є) юридическое лицо и физическое лицо — в случае осуществления физическим лицом полномочий единоличного исполнительного органа такого юридического лица;

ж) юридические лица, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

з) физические лица: муж (жена), родители (в том числе усыновители), дети (совершеннолетние, несовершеннолетние, в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун, попечитель, ребенок, над которым установлены опека или попечительство.

Для физического лица общая доля корпоративных прав плательщика налога (голосов в руководящем органе), которой оно владеет, определяется как часть корпоративных прав, непосредственно принадлежащая такому физическому лицу, и доля корпоративных прав, принадлежащая юридическим лицам, контролируемым таким физическим лицом.

Если физическое лицо признается связанным с другими лицами в соответствии с этим подпунктом, такие лица признаются связанными между собой.

Говорить о революционных изменениях в определении круга связанных лиц не приходится, однако он все же стал несколько шире, при этом правила идентификации связанных лиц теперь стали более четкими.

Кроме того, дополнено определение обычной цены. Так, сохранилось стандартное определение обычной цены (п.п. 14.1.71 НК) как цены товаров (работ, услуг), определенной сторонами договора, если иное не установлено НК. При этом также, как и ранее, если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен. В то же время непосредственно в п.п. 14.1.71 НК внесены нормы по определению обычной цены в тех или иных случаях, в частности:

№ п/п

Случаи

Что считается обычной ценой

1

Цены (наценки) на товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию согласно законодательству

Цена, установленная в соответствии с правилами такого регулирования

2

В рамках государственного регулирования устанавливается минимальная цена продажи или индикативная цена

Определяется в соответствии со ст. 39 НК, но не может быть меньше минимальной или индикативной цены

3

При осуществлении операции обязательным является проведение оценки

Стоимость объекта оценки является основанием для определения обычной цены для целей налогообложения при условии, что невозможно применить методы, указанные в п.п. 39.3.1 НК

4

Проведение аукциона (публичных торгов), обязательность которого (которых) предусмотрена законом

Цена, сложившаяся по результатам такого аукциона (публичных торгов)

5

Поставка товаров (работ, услуг) осуществляется на основании форвардного или фьючерсного контракта*

Цена, соответствующая уровню рыночных цен на момент заключения такого контракта

6

Продажа (отчуждение) товаров, в том числе имущества, переданного в залог заемщиком с целью обеспечения требований кредитора, осуществляется в принудительном порядке согласно законодательству

Цена, сформированная во время такой продажи

* Полужирным курсивным шрифтом здесь и далее выделены новые нормы, внесенные в НК Законом о трансфертном ценообразовании.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

 

Как определено в п.п. 39.1.1 НК, налоговый контроль за трансфертным ценообразованием предусматривает корректировку налоговых обязательств плательщика налогов до уровня налоговых обязательств, рассчитанных при условии соответствия коммерческих и/или финансовых условий контролируемой операции коммерческим и/или финансовым условиям, которые имели место при осуществлении сопоставимых операций, предусмотренных ст. 39 НК, стороны которых не являются связанными лицами. То есть, если стороны являются связанными, то вполне вероятным является возникновение ситуаций во время взаимоотношений между ними, когда фактические цены на товары (работы, услуги), передаваемые (выполняемые, предоставляемые) в рамках такого сотрудничества, отличаются от тех, которые имели бы место, если бы стороны не были связанными. Система трансфертного ценообразования призвана довести в целях налогообложения уровень таких цен до тех, которые имели бы место при осуществлении сопоставимых операций с несвязанными лицами.

В соответствии с п.п. 39.2.2.2 НК операции признаются сопоставимыми для целей НК, если они осуществляются в одинаковых коммерческих и/или финансовых условиях с контролируемой операцией. Такие условия могут быть признаны сопоставимыми только в случае, если отличия между ними не имеют существенного влияния на результаты операции или могут быть устранены путем корректировки условий и/или результатов сопоставимых или контролируемых операций.

При определении сопоставимости операций, а также для корректировки их коммерческих и/или финансовых условий анализируются следующие элементы контролируемой и сопоставимых операций (п.п. 39.2.2.4 НК):

товары (работы, услуги), являющиеся предметом операции;

функции, выполняемые сторонами операции, используемые ими активы, условия распределения между сторонами операции рисков и выгод, распределение ответственности между сторонами операции и другие условия операции, — функциональный анализ;

устоявшаяся практика отношений и условия договоров, заключенных между сторонами операции, существенно влияющие на цены товаров (работ, услуг);

экономические условия деятельности сторон операции, включая анализ соответствующих рынков товаров (работ, услуг), которые существенно влияют на цены товаров (работ, услуг);

бизнес-стратегии сторон операции (при наличии), существенно влияющие на цены товаров (работ, услуг).

Следует отметить, что определение обычной цены при осуществлении контролируемых операций проводится в отношении налога на прибыль предприятий и НДС (п. 39.7 НК). На обложение другими налогами и сборами система трансфертного ценообразования не влияет никоим образом.

Необходимыми условиями для того, чтобы к операциям применялись принципы трансфертного ценообразования, является то, что операции, имеющие место между сторонами, соответствуют признакам контролируемых (определение последних см. на с. 13), а также то, что договорные цены не соответствуют уровню обычных цен.

 

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ЦЕНЫ

 

Для определения цены с целью налогообложения доходов (прибыли, выручки) плательщиков налогов, являющихся сторонами контролируемой операции, используется один из методов, которые были предусмотрены старой редакцией ст. 39 НК.

При выборе метода, используемого для определения цены в контролируемой операции, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировки, осуществляемой с целью обеспечения сопоставимости условий проведения контролируемой и сопоставимых операций.

Новацией, внедренной Законом о трансфертном ценообразовании, является возможность использования комбинации двух и более методов определения обычной цены. Понятно, что использование нескольких методов разрешается только в случае, когда ни один из предусмотренных методов не в состоянии самостоятельно обеспечить корректное определение обычной цены контролируемой операции.

Кроме того, НК установлено, что плательщик налога использует любой метод, который он обоснованно считает наиболее приемлемым, однако в случае, когда существует возможность применения и метода сравнительной неконтролированной цены (аналогов продажи), и любого другого метода, применяется метод сравнительной неконтролированной цены (аналогов продажи).

Далее напомним методы определения обычных цен и опишем их в деталях, указанных в новом Законе.

№ п/п

Название метода

Суть метода

Финансовые показатели, используемые в рамках метода

Подпункт НК, которым установлен метод

1

2

3

4

5

1

Сравнительной неконтролированной цены (аналогов продажи)

сравнение цены товаров (работ, услуг), примененной в ходе контролируемой операции, с рыночным диапазоном цен на идентичные (а при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги) в сопоставимых операциях

Цена

39.3.1.1, 39.3.3

Для определения рыночного диапазона цен товара (работы, услуги) согласно методу сравнительной неконтролированной цены (аналогов продажи) используется информация о заключенных и реализованных плательщиком налогов или другими лицами договорах о продаже идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых условиях на соответствующем рынке товаров (работ, услуг).

При этом учитываются следующие особенности:

характеристика товаров (работ, услуг);

количество (объем) товаров (работ, услуг);

объем функций, выполняемых сторонами;

условия распределения между сторонами рисков и выгод;

сроки выполнения обязательств;

условия осуществления платежей, обычных для такой операции;

характеристика рынка товаров (работ, услуг), на котором осуществлена операция;

бизнес-стратегии предприятия (при наличии);

другие объективные условия, которые могут повлиять на цену.

Условия на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) признаются сопоставимыми, если отличие между такими условиями существенно не влияет на цену или является экономически обоснованным.

Рыночный диапазон цен определяется на основании имеющейся информации о ценах, примененных
в течение анализируемого периода, или информации на ближайшую до дня осуществления контролируемой операции дату.

При условии наличия информации только об одной сопоставимой операции, предметом которой являются идентичные (а при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги), цена такой сопоставимой операции может быть признана одновременно минимальным и максимальным значением рыночного диапазона цен только в случае, если условия такой операции являются полностью сопоставимыми с условиями контролируемой операции или с помощью соответствующей корректировки обеспечена полная сопоставимость таких условий, а также при условии, что продавец товаров (работ, услуг) в сопоставимой операции не является монополистом на рынке таких идентичных (однородных) товаров (работ, услуг)

2

Цены перепродажи

определение соответствия цены товаров (работ, услуг) контролируемой операции обычной цене путем сопоставления валовой рентабельности контролируемой операции, полученной в ходе дальнейшей реализации (перепродажи) товаров (работ, услуг), которые были приобретены в контролируемой операции, с рыночным диапазоном валовой рентабельности

Валовая рентабельность. Определяется как отношение валовой прибыли к чистому доходу (выручке) от реализации товаров (работ, услуг), рассчитанного без учета акцизного налога, пошлины, НДС, прочих налогов и сборов

39.3.1.2, 39.3.4

Этот метод используется для определения соответствия цены товара, по которой товар приобретается при осуществлении контролируемой операции и перепродается несвязанным лицам. Метод цены перепродажи также используется, если при перепродаже товара осуществляются следующие операции:

подготовка товара к перепродаже и ее транспортировке (разделение товаров на партии, формирование поставок, сортировка, переупаковка);

смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров

3

«Расходы плюс»

определение соответствия цены товаров (работ, услуг) контролируемой операции обычной цене путем сопоставления валовой рентабельности себестоимости контролируемой операции с рыночным диапазоном валовой рентабельности себестоимости в сопоставимых операциях

Валовая рентабельность себестоимости. Определяется как отношение валового дохода к себестоимости реализованных товаров (работ, услуг)

39.3.1.3, 39.3.5

Метод применяется во время:

выполнения работ (предоставления услуг) лицами, являющимися связанными с получателями результатов таких работ (услуг);

реализации товаров, сырья или полуфабрикатов по договорам между связанными лицами;

реализации товаров (работ, услуг) по долгосрочным договорам (контрактам) между связанными лицами

4

 

Чистой прибыли

 

сравнение рентабельности контролируемой операции с рыночным диапазоном рентабельности в сопоставимых операциях

 

Чистая рентабельность. Определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к чистому доходу (выручке) от реализации товаров (работ, услуг), рассчитанному без учета акцизного налога, пошлины, НДС, других налогов и сборов.

Чистая рентабельность расходов. Определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к сумме себестоимости реализованных товаров (работ, услуг) и операционных расходов (административных расходов, расходов на сбыт и других), связанных с реализацией товаров (работ, услуг).

Рентабельность операционных расходов. Определяется как отношение валового дохода к операционным расходам (административным расходам, расходам на сбыт и пр.), связанным с реализацией товаров (работ, услуг).

Рентабельность активов. Определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к текущей рыночной стоимости необоротных и оборотных активов (кроме текущих финансовых инвестиций и денежных средств и их эквивалентов), которые прямо или опосредованно используются в контролируемой операции.

Рентабельность капитала. Определяется как отношение прибыли от операционной деятельности к капиталу (сумма необоротных и оборотных активов, кроме текущих финансовых инвестиций и денежных средств и их эквивалентов, кроме текущих обязательств)

39.3.1.4, 39.3.6

 

Расчет наиболее приемлемого показателя рентабельности в контролируемой операции (или в совокупности контролируемых операций в случае, когда отдельные операции являются настолько взаимосвязанными или непрерывными, что не могут быть адекватно оценены отдельно) осуществляется плательщиком налога согласно п.п. 39.3.2 НК.

Этот метод используется, в частности, в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о достаточном уровне сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий контролируемой и сопоставимых операций при использовании методов цены перепродажи и «расходы плюс».

5

Распределение прибыли

сопоставление фактического распределения полученной совокупной прибыли между сторонами контролируемой операции с распределением прибыли, осуществленным на экономически обоснованной основе между несвязанными лицами

39.3.1.5, 39.3.7

Этот метод используется, в частности, при наличии:

существенной взаимосвязи между контролируемыми операциями и другими операциями, осуществляемыми сторонами контролируемой операции со связанными с ними лицами;

в собственности (пользовании) сторон контролируемой операции прав на объекты нематериальных активов, существенно влияющих на уровень рентабельности.

Определение итоговой величины прибыли (убытка) каждой стороны контролируемых операций осуществляется путем суммирования соответствующих расчетной прибыли (убытка) и остаточной прибыли (убытка).

При этом для распределения между сторонами контролируемых операций совокупной или остаточной прибыли (убытка) всех сторон указанных операций учитываются следующие показатели:

размер расходов, понесенных каждой из сторон контролируемых операций в связи с созданием нематериальнных активов, использование которых влияет на размер фактически полученной прибыли (убытка) от контролируемых операций;

характеристика персонала, привлеченного каждой стороной контролируемых операций, включая его численность и квалификацию; потраченное персоналом время; объем расходов на оплату труда, влияющих на размер фактически полученной прибыли (понесенного убытка) каждой стороной контролируемых операций;

рыночная стоимость активов, которые были использованы каждой стороной контролируемых операций и влияли на размер фактически полученной прибыли (убытка) контролируемых операций;

другие показатели, связанные с выполнением функций, использованием активов, принятыми коммерческими рисками и размером фактически полученной прибыли (убытка) каждой стороной контролируемых операций

 

Отметим, что общими для первых четырех методов определения обычной цены являются следующие признаки:

1) если показатель, являющийся определяющим при применении того или иного метода (для метода сравнительной неконтролируемой цены — цена, для метода цены перепродажи — валовая рентабельность контролируемой операции и т. д.), находится в пределах соответствующего рыночного диапазона, то для целей налогообложения признается, что цена товаров контролируемой операции соответствует обычной цене;

2) если показатель, являющийся определяющим при применении того или иного метода, меньше минимального значения соответствующего рыночного диапазона, то для целей налогообложения учитывается цена, определяемая исходя из показателя, соответствующего минимальному значению соответствующего рыночного диапазона;

3) если показатель, являющийся определяющим при применении того или иного метода, превышает максимальное значение соответствующего рыночного диапазона, то для целей налогообложения учитывается цена, определяемая исходя из показателя, соответствующего максимальному значению соответствующего рыночного диапазона;

4) применение для целей налогообложения минимального или максимального значения рыночного диапазона, используемого для определения обычных цен с помощью того или иного метода, осуществляется при условии, что это не приведет к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

В то же время для метода распределения прибыли характерным является следующее:

1) если прибыль, полученная стороной контролируемых операций, равна прибыли, рассчитанной для этой стороны в соответствии с указанным методом (или превышает размер такой прибыли), или если убыток, понесенный указанной стороной, равен убытку, рассчитанному для этой стороны в соответствии с этим методом (или меньше размера такого убытка), для целей налогообложения принимается соответственно фактически полученная прибыль или фактически понесенный убыток;

2) если прибыль, полученная стороной контролируемых операций, меньше прибыли, рассчитанной для такой стороны в соответствии с методом распределения прибыли, для целей налогообложения принимается прибыль, рассчитанная для такой стороны в соответствии с этим методом;

3) если убыток, понесенный стороной контролируемых операций, превышает убыток, рассчитанный для такой стороны в соответствии с данным методом, для целей налогообложения учитывается убыток, рассчитанный для такой стороны в соответствии с таким методом;

4) на основании сопоставления прибыли (убытка), учтенной для целей налогообложения в соответствии с методом распределения прибыли, фактически полученная прибыль (понесенный убыток) плательщиком налога подлежит корректировке с целью определения конечной суммы налога на прибыль предприятий, подлежащей уплате в бюджет;

5) применение для целей налогообложения прибыли или убытка, рассчитанного в соответствии с указанным методом, осуществляется при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет.

 

ОТЧЕТНОСТЬ ПО КОНТРОЛИРУЕМЫМ ОПЕРАЦИЯМ И ШТРАФЫ ЗА ЕЕ НЕПОДАЧУ

 

В связи с внедрением новых правил налогообложения на плательщиков налогов, осуществляющих контролируемые операции, возлагается обязанность относительно отчетности по таким операциям в Миндоходов, закрепленная в п. 39.4 НК.

В соответствии с п.п. 39.4.2 НК плательщики налогов (кроме НБУ), которые в течение отчетного периода осуществляли контролируемые операции, обязаны подавать отчет о контролируемых операциях до 1 мая года, следующего за отчетным, средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи. При этом форма отчета (уточняющего отчета) о контролируемых операциях должна быть установлена Миндоходов.

Кроме того, предусмотрена подача документации о контролируемых операциях согласно запросу Миндоходов при наличии обстоятельств, определенных ст. 78 НК, в частности, в случае установления отклонения цен контролируемой операции от уровня обычных (рыночных) цен при осуществлении мониторинга цен в контролируемых операциях, а также при неподаче плательщиком налогов или подаче с нарушением требований п. 39.4 НК отчета о контролируемых операциях либо в случае установления нарушений в ходе мониторинга такого отчета.

Так, установлено, что плательщики налогов (кроме крупных плательщиков) в течение месяца со дня, следующего за днем поступления запроса от Миндоходов, обязаны подать первичную документацию по отдельным контролируемым операциям, указанным в запросе, и другую документацию (совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме), которыми они могут обосновать соответствие договорных цен указанной контролируемой операции уровню обычных цен.

Крупные плательщики налогов (кроме НБУ) в соответствии с п.п. 39.4.8 НК обязаны подать по отдельным контролируемым операциям, указанным в запросе, документацию (совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме) в течение двух месяцев со дня, следующего за днем поступления запроса.

Плательщикам необходимо учитывать, что в соответствии с п. 120.3 НК неподача плательщиком налогов отчета и/или обязательной документации о проведенных им в течение года контролируемых операциях в соответствии с требованиями п. 39.4 НК в Миндоходов влечет за собой наложение штрафа в размере:

5 % общей суммы контролируемых операций — в случае неподачи отчета о контролируемых операциях;

100 размеров минимальной заработной платы (на сегодняшний день этот размер эквивалентен 114700 грн.) — в случае неподачи документации, определенной п.п. 39.4.8 НК.

Следует отметить, что за нарушения других норм ст. 39 НК, совершенные в период с 01.09.2013 г. по 01.09.2014 г., штрафные санкции применяются в размере 1 грн. за каждое нарушение.

 

КОНТРОЛЬ ЗА ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕН В КОНТРОЛИРУЕМЫХ ОПЕРАЦИЯХ

 

Соответствующему вопросу посвящен п. 39.5 НК. Им, в частности, установлено, что налоговый контроль за определением цен в контролируемых операциях осуществляется путем мониторинга цен в контролируемых операциях, а также проведения проверок плательщиков налогов по вопросам полноты начисления и уплаты налогов и сборов при осуществлении контролируемых операций.

Мониторинг цен в контролируемых операциях осуществляется путем наблюдения Миндоходов за ценами, применяемыми сторонами таких операций, и путем анализа документации о контролируемых операциях, поданной плательщиком налогов в соответствии с п. 39.4 НК.

Проверка определения цен в контролируемых операциях фактически представляет собой отдельный вид проверок с присущими только ему чертами.

Основаниями для проверки контролируемых операций являются:

а) направление уведомления о выявленных контролируемых операциях в соответствии с п. 39.4 НК;

б) выявление по результатам мониторинга отклонения цен контролируемой операции от уровня обычных (рыночных) цен в соответствии с п.п. 39.5.1 НК;

в) неподача плательщиком налога отчета о контролируемых операциях в соответствии с п. 39.4 НК;

г) неподача плательщиком налогов или подача с нарушением требований п. 39.4 НК документации о контролируемых операциях.

Обращает на себя внимание то, что продолжительность такого рода проверки в соответствии с п.п. 39.5.2.9 НК может достигать шести месяцев. Срок проведения проверки контролируемых операций по решению руководителя (заместителя руководителя) Миндоходов может быть продлен на срок, не превышающий шести месяцев.

Заслуживают отдельного внимания и другие изменения, введенные Законом о трансфертном ценообразовании. О них вкратце далее.

 

ДРУГИЕ НОВШЕСТВА

 

Среди них следует отметить:

— возможность самостоятельной корректировки плательщиком налогов цены контролируемой операции и соответственно налогового обязательства (предусмотренного п.п. 39.5.4 НК) и осуществления пропорциональной корректировки (о котором детально идет речь в п.п. 39.5.5 НК);

— закрепление в НК обязательства КМУ утвердить перечень официальных источников информации, которые могут быть использованы для определения обычных цен в контролируемых операциях. При этом определено, что в случае отсутствия или недостаточности соответствующей информации в указанных источниках может быть использована следующая информация (п.п. 39.5.3.2 НК):

а) цены, сложившиеся по результатам публичных торгов (аукционов), тендеров по торговле отдельными видами продукции, биржевые котировки;

б) статистические данные государственных органов и учреждений;

в) справочные цены специализированных коммерческих изданий (в том числе интернет-изданий) и публикаций (в том числе электронных) и других банков данных, отчеты и справки отделов по экономическим вопросам в составе дипломатических представительств Украины за рубежом, информационные программы, используемые с целью трансфертного ценообразования, другие публичные информационные источники, являющиеся общедоступными;

г) сведения о ценах, диапазоне цен и котировках, обнародованных в средствах массовой информации;

ґ) сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности плательщиков налогов, обнародованные в средствах массовой информации, в том числе на официальных веб-сайтах в интернете;

д) результаты независимой оценки имущества и имущественных прав, проведенной в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III;

е) информация о других контролируемых операциях, осуществленных плательщиком налогов.

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о трансфертном ценообразовании — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о трансфертном ценообразовании» от 04.07.2013 г. № 408-VII.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше