Темы статей
Выбрать темы

Налоговые разницы, утильсбор и усовершенствование налоговых норм

Редакция НК
Статья

Налоговые разницы, утильсбор и усовершенствование налоговых норм

С начала сентября введен экологический налог за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств, что успело стать резонансной темой для обсуждения. Не обойдем и мы новшества, внесенные в НК Законом № 422, при этом обратим ваше внимание еще и на столь долгожданную для всех плательщиков налога на прибыль отсрочку введения налоговых разниц.

Василий Солодаренко, экономист-аналитик

 

НАЛОГОВЫЕ РАЗНИЦЫ СНОВА ОТСРОЧЕНЫ!

 

Это стало возможным благодаря изменениям, внесенным в абз. 2 п. 1 подразд. 4 разд. XX НК. Отныне он сформулирован так:

«Методика бухгалтерского учета временных и постоянных налоговых разниц утверждается в порядке, предусмотренном Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», публикуется до 01.04.2011 г. и вступает в силу с 01.01.2014 г. Субъекты хозяйствования — плательщики налога на прибыль подают финансовую отчетность с учетом налоговых разниц, начиная с отчетных периодов 2014 г.».

Таким образом, Положение бухгалтерского учета «Налоговые разницы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 25.01.2011 г. № 27, с 01.09.2013 г. до 31.12.2013 г. не действует.

Несмотря на важность такого новшества, следующие изменения вызвали интерес еще большего круга наших соотечественников.

 

ЭКОНАЛОГ ЗА УТИЛИЗАЦИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

В соответствии с дополненным п.п. 14.1.57 НК экологический налог — это общегосударственный обязательный платеж, взимаемый с фактических объемов выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, размещения отходов, фактического объема радиоактивных отходов, которые временно хранятся их производителями, фактического объема образовавшихся радиоактивных отходов и с фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 01.04.2009 г., а также за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств, для обеспечения экологической безопасности, а также безопасности жизни и здоровья граждан.

Таким образом, понятие экологического налога расширено и он теперь взимается еще и за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств. Рассмотрим подробнее именно этот «подвид» экологического налога.

Критерий налога

Соответствующее значение для экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств

1

2

Плательщики налога

Субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются ввоз, производство, приобретение транспортных средств и кузовов к ним*, которые в дальнейшем подлежат утилизации. Если говорить более приземленно, то плательщиками налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств являются лица, которые:

1) ввозят на таможенную территорию Украины транспортные средства и/или кузова к ним (за исключением кузовов товарной категории 8707 10 10 согласно УКТ ВЭД) в таможенном режиме импорта;

2) осуществляют производство (изготовление) транспортных средств на таможенной территории Украины для их продажи на внутреннем рынке Украины;

3) приобретают транспортные средства у лиц, не являющихся плательщиками этого налога

* Под терминами «транспортное средство» и «кузова к ним» в соответствии с абз. 2 п.п. 240.1.6 НК понимаются транспортные средства, классифицируемые по кодам товарных позиций 8702, 8703, 8704 и 8705 согласно УКТ ВЭД, и кузова к ним, классифицируемые по кодам товарной подпозиции 8707 10 согласно УКТ ВЭД, за исключением кузовов товарной категории 8707 10 10 согласно УКТ ВЭД.

Не являются плательщиками налога

Лица, которые:

1) ввозят на таможенную территорию Украины транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам или консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также работникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

2) ввозят на таможенную территорию Украины транспортные средства, ранее вывезенные за пределы таможенной территории Украины, при наличии документов, подтверждающих их предыдущий вывоз;

3) ввозят на таможенную территорию Украины транспортные средства в таможенных режимах иных, нежели таможенный режим импорта;

4) ввозят на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта и/или осуществляют продажу на таможенной территории Украины транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 или более лет, которые не предназначены для коммерческой перевозки пассажиров или грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены и отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются КМУ и которые относятся к предметам коллекционирования или антиквариата;

5) приняли на себя обязательство обеспечить утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств в порядке и на условиях, определенных законом об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств, и производят (изготовляют) на территории Украины транспортные средства, классифицируемые по кодам товарных позиций 8702, 8703, 8704 и 8705 согласно УКТ ВЭД, по технологии, включающей:

— сварку (изготовление методом неразъемного соединения) кузова или кабины, окрашивание кузова или кабины и сборку транспортного средства;

и/или

— промышленную сборку транспортных средств с использованием кузовов товарной категории 8707 10 10 и товарной подкатегории 8707 90 10 00 согласно УКТ ВЭД, ввезенных на таможенную территорию Украины «для промышленной сборки» моторных транспортных средств в соответствии с Таможенным тарифом Украины и выполняющих Программу создания и/или модернизации производственных мощностей и рабочих мест в соответствии с действующим законодательством.

В технологических и производственных операциях для товарных позиций 8704 и 8705 согласно УКТ ВЭД вместо изготовления и окрашивания кузова или кабины допускается выполнение технологических операций по изготовлению рамы с подвеской и мостами;

6) приобретают на территории Украины транспортные средства, которые в установленном порядке были впервые зарегистрированы и/или перерегистрированы до 01.09.2013 г., у владельцев транспортных средств или у лиц, не являющихся плательщиками этого налога согласно п.п. 240.6.5 НК, а также осуществляющих продажу таких транспортных средств после 01.09.2013 г.;

7) ввозят на таможенную территорию Украины транспортные средства, признанные в соответствии с Законом Украины «О гуманитарной помощи» Комиссией по вопросам гуманитарной помощи при КМУ гуманитарной помощью

Объект и база налогообложения

1) транспортное средство, ввозимое на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта;

2) транспортное средство, произведенное (изготовленное) в Украине для продажи на внутреннем рынке Украины;

3) транспортное средство, приобретенное у лица, не являющегося плательщиком этого налога согласно п.п. 240.6.1 НК;

4) транспортное средство, приобретенное у лиц, указанных в п.п. 242.3.1 НК;

5) кузов для транспортного средства товарной подпозиции 8707 10 согласно УКТ ВЭД, ввозимого на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта, за исключением кузовов товарной категории 8707 10 10, ввезенных на таможенную территорию Украины «для промышленной сборки» транспортных средств в соответствии с Таможенным тарифом Украины

Не являются объектом и базой налогообложения

Транспортные средства, которые:

1) реализуются для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также транспортные средства специального назначения (скорая медицинская помощь, транспортные средства пожарной и техногенной безопасности и для нужд подразделений центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах гражданской защиты и спасательного дела), оплата стоимости которых осуществляется за счет средств государственного или местных бюджетов, средств фондов общеобязательного государственного социального страхования;

2) приобретаются на территории Украины и в установленном порядке были впервые зарегистрированы и/или перерегистрированы, до 01.09.2013 г., у владельцев транспортных средств или у лиц, не являющихся плательщиками этого налога согласно п.п. 240.6.5 НК, а также если такие транспортные средства реализованы после 01.09.2013 г.;

3) ввозятся на таможенную территорию Украины в соответствии с пп. 240.6.1 — 240.6.4 НК;

4) предназначены для вывоза за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта

Ставки налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств

Устанавливаются в зависимости от вида транспортного средства и приведены в п. 2461.1 НК. При этом к таким ставкам применяются корректирующие коэффициенты, прописанные в пп. 2461.2.1 и 2461.2.2 НК. Последние разнятся в зависимости от того, является транспортное средство новым или использовалось ранее*

* В соответствии с п.п. 2461.2.3 НК для целей применения коэффициентов, установленных п. 2461.2.2 НК, транспортными средствами, бывшими в пользовании, считаются такие, на которые уполномоченными государственными органами, в том числе иностранными, выданы регистрационные документы, дающие право эксплуатировать такие транспортные средства.

Формула расчета суммы налога, взимаемого за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств

Ну = Н x К x Тр,

где Ну — сумма налога, взимаемого за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств;

Н — соответствующая ставка налога, определенная п. 2461.1 НК;

К — соответствующий коэффициент, определенный п. 2461.2 НК;

Тр — количество транспортных средств (кузовов)

Дата возникновения налогового обязательства

Для транспортных средств и кузовов, ввозимых на таможенную территорию Украины, — дата подачи в таможенный орган таможенной декларации на транспортное средство (кузов) или партию транспортных средств (кузовов);

для транспортных средств, произведенных в Украине, — дата реализации транспортных средств на внутреннем рынке Украины лицом, произведшим (изготовившим) такие транспортные средства;

для транспортных средств, приобретенных у лиц, не являющихся плательщиками такого налога согласно п.п. 240.6.1 НК , — дата подачи заявления о перерегистрации транспортного средства в орган внутренних дел

Куда нужно уплачивать налог

По месту пребывания плательщика налога на налоговом учете в контролирующих органах

Когда нужно уплачивать налог

Плательщикам налога, ввозящим на таможенную территорию Украины транспортные средства и/или кузова к ним (за исключением кузовов товарной категории 8707 10 10 согласно УКТ ВЭД) в таможенном режиме импорта, — до или в день подачи таможенной декларации.

Плательщикам налога, осуществляющим производство (изготовление) транспортных средств на таможенной территории Украины для их продажи на внутреннем рынке Украины, — в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации.

Плательщикам налога, приобретающим транспортные средства у лиц, не являющихся плательщиками этого налога согласно п.п. 240.6.1 НК, — до или в день подачи в орган внутренних дел заявления о перерегистрации транспортного средства.

 

«УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ НАЛОГОВЫХ НОРМ»

 

Судя по полному названию Закона № 422, те положения в нем, которые не касаются экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств, направлены на так называемое «совершенствование некоторых налоговых норм». Кроме уже указанной отсрочки введения временных и постоянных налоговых разниц (см.  с. 36), к такому совершенствованию можно отнести:

1) закрепление в НК освобождения от уплаты авансовых взносов в 2013 г. для субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, одобренные в соответствии с Законом Украины «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест» от 06.09.2012 г. № 5205-VI, и субъектов индустрии программной продукции, применяющих особенности налогообложения, предусмотренные п. 15 подразд. 10 разд. ХХ НК . Налоговые обязательства такие плательщики должны определять на основании налоговой декларации по итогам I квартала, I полугодия, 3 кварталов и за 2013 г., которая подается контролирующему органу в порядке, предусмотренном НК;

2) исключение абз. 1 п. 157.11 НК и соответствующая корректировка абз. 2 и 3 п. 157.11 НК. В результате этого отменена норма, которая обязывала юридических лиц, деятельность которых не предусматривает получение прибыли (кроме неприбыльных учреждений и организаций, определенных в п.п. «б» п. 157.1 НК) в случае получения ими в течение отчетного (налогового) года доходов из источников, определенных п. 157.5 НК*, которые на конец I квартала года, следующего за отчетным, превышают 25 % общих доходов, полученных в течение такого отчетного (налогового) года, уплачивать налог из нераспределенной суммы прибыли по основной ставке налога на прибыль к сумме такого превышения. Таким образом, внесение в бюджет указанного налога по результатам I квартала года, следующего за отчетным, начиная с I квартала 2014 г. не будет осуществляться;

3) внесение изменений в отношении участников соглашений о разделе продукции, в частности:

а) четко определено, что при заключении многостороннего соглашения инвесторами определяется оператор соглашения (далее — инвестор (оператор)), на которого возлагаются функции, предусмотренные Законом Украины «О соглашениях о разделе продукции» от 14.09.99 г. № 1039-XIV, в том числе ведение учета и уплаты налоговых обязательств в порядке, определенном соглашением (в соответствии с изменениями, внесенными в абз. 2 п.п. 14.1.83 НК);

б) инвестор соглашения о разделе продукции признан лицом для целей разд. V НК (ранее им мог считаться только инвестор (оператор), на которого возлагалось ведение налогового учета по НДС по соглашению о разделе продукции). Соответствующие изменения внесены в абз. 12 п.п. 14.1.139 НК. Согласно п. 337.3 НК, если такой инвестор по соглашению о разделе продукции считает целесообразным добровольно зарегистрироваться в качестве плательщика НДС, то он имеет такие же права, как и инвестор (оператор), при этом такая регистрация осуществляется по его заявлению;

в) определено, что в случае заключения многостороннего соглашения о разделе продукции при участии нескольких инвесторов обязанности по регистрации в качестве плательщика налогов по соглашению, ведению отдельного налогового и бухгалтерского учета операций, связанных с выполнением соглашения, начислению и уплате налогов и сборов и подаче налоговой отчетности не обязательно возлагаются на инвестора (оператора). В то же время абз. 11 п. 335.2 НК определено, что они могут возлагаться на инвестора (оператора) в порядке, определенном соглашением (из чего следует, что могут возлагаться и на обычного инвестора);

г) подкорректированы особенности уплаты НДС участниками соглашений о разделе продукции. Отныне не только для инвестора (оператора), но и для обычного инвестора поставка на таможенной территории Украины компенсационной и/или прибыльной продукции, приобретенной им в собственность в результате ее раздела по соглашению о разделе продукции, и прибыльной продукции, принадлежащей государству и переданной такому инвестору (оператору) и/или инвестору для дальнейшей продажи, является объектом обложения НДС (п. 337.1 НК).

* В этом пункте идет речь о доходах, полученных в виде:

— разовых или периодических взносов, отчислений учредителей и членов;

— средств или имущества, поступающих таким неприбыльным организациям от осуществления их основной деятельности и в виде пассивных доходов;

— дотаций или субсидий, полученных из государственного или местных бюджетов, государственных целевых фондов или в пределах технической или благотворительной, в том числе гуманитарной, помощи, кроме дотаций на регулирование цен на платные услуги, предоставляемые таким неприбыльным организациям или через них их получателям согласно законодательству, с целью снижения уровня таких цен.

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 421 — Закон Украины «Об утилизации транспортных средств» от 04.07.2013 г. № 421-VII.

Закон № 422 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по уплате экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств и совершенствованию некоторых налоговых норм» от 04.07.2013 г. № 422-VII.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше