Темы статей
Выбрать темы

Расчеты с покупателями

Редакция НК
Статья

Расчеты с покупателями

 

Ограничения по форме расчетов

 

НК установлены ограничения для плательщиков единого налога по формам расчета за отгруженные товары (работы/ услуги). Так, согласно п. 291.6 НК «плательщики единого налога должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной)».

Здесь сразу обратим внимание: формулировка «за отгруженные товары…» предполагает, что ограничение касается случаев, когда единоналожник продает товары, работы или услуги. То есть оплата от покупателя должна поступать исключительно в денежной форме. А вот за приобретенные товары, работы или услуги рассчитываться в денежной форме единоналожника НК не обязывает.

К денежным расчетам относится оплата в наличной и безналичной форме.

Под наличной формой расчетов понимают платежи наличностью (п. 1.2 Положения № 637*). Наличность (денежные средства) — это банкноты и монеты, в том числе разменные, оборотные, памятные монеты, являющиеся действительными платежными средствами.

* Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

 

img 1

Рис. 1. Исправление ошибки через уточняющую декларацию

 

img 2

 

img 3

Рис. 2. Исправление ошибки в текущей декларации

 

Безналичные расчеты  — перечисление определенной суммы денежных средств со счетов плательщиков на счета получателей средств (п. 1.4 Инструкции № 22*).

* Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением НБУ от 21.01.2004 г. № 22

Безналичными считаются расчеты с применением платежных поручений, аккредитивов, расчетных чеков, а также других форм расчетов, предусмотренных банковскими правилами. К безналичной форме расчетов относится и прием денег в случае, когда покупатель рассчитывается с помощью платежных карточек.

Теперь подробнее остановимся на отдельных видах расчетов и определим, разрешены они для ЮРЕН или нет.

Бартер . Определение бартерной операции приведено в п.п. 14.1.10 НК. Так, бартерная (товарообменная) операция — это хозяйственная операция, которая предусматривает проведение расчетов за товары (работы, услуги) в неденежной форме в рамках одного договора. Из приведенного определения следует однозначный ответ — бартер для плательщиков единого налога запрещен.

Взаимозачет требований. Это операция, в результате которой обязательства сторон друг перед другом прекращаются на основании зачета встречных однородных требований, срок выполнения которых наступил (ст. 601 ГК). Однородными считаются два денежных требования, два товарных или два требования по услугам. Приведем пример. Предприятие А оказало предприятию Б транспортные услуги на сумму 10000 грн., оплата за которые согласно Договору № 1 должна быть проведена путем перечисления денежных средств. В свою очередь, предприятие Б отгрузило предприятию А товары на сумму 15000 грн., оплата за которые согласно Договору № 2 также должна быть проведена денежными средствами. В этом случае у предприятия А и Б возникли однородные требования (они должны друг другу деньги). Суть взаимозачета требований заключается в том, что обе стороны заключают договор о зачете встречных однородных требований. Денежные средства в таких расчетах не участвуют. Соответственно, взаимозачет требований для единоналожника недопустим.

Выдача зарплаты в натуральной форме. Статьей 23 Закона об оплате труда предусмотрена, как исключение, возможность частичной выплаты заработной платы натурой (по ценам не выше себестоимости) в размере, не превышающем 30 % начисленной за месяц, в тех отраслях или по тем профессиям, где такая выплата, эквивалентная по стоимости оплате труда в денежном выражении, является обычной или желанной для работников. К выплате в качестве зарплаты запрещены некоторые товары, перечень которых установлен постановлением КМУ от 03.04.1993 г. № 244.

Результатом операции по выплате заработной платы (ее части) в натуральной форме является, с одной стороны, продажа работнику товаров (работ, услуг) на определенную сумму и, с другой стороны, погашение за счет такой продажи задолженности предприятия перед работником по оплате труда. Описанная ситуация также является частным случаем взаимозачета. Соответственно, такая операция также подпадает под «неденежную» форму расчетов.

 

Вексель. Приняв вексель, предприятие не получает денежных средств за отгруженный товар ни в кассу, ни на текущий счет. Соответственно принимать от покупателей векселя в оплату отгруженных товаров или выполненных работ (услуг) ЮРЕН не может, поскольку это будет «неденежный» расчет. А вот выдать вексель за приобретенный товар ЮРЕН может. Ведь, еще раз подчеркнем, что запрет на «неденежные» способы расчетов согласно п. 291.6 НК действует только в том случае, когда предприятие отгружает товары/выполняет работы/предоставляет услуги (т. е. по операциям получения дохода, из которого платится единый налог).

Электронные деньги. НБУ в письме от 07.06.2013 г. № 25-112/6750 пояснил, что электронные деньги выпускаются в обмен на наличные или безналичные средства иными, нежели НБУ, банками и имеют ограничение в распространении и осуществлении операций по ним среди ограниченного круга лиц. Поэтому они не могут быть приравнены к денежной единице. Соответственно, расчеты с помощью электронных денег денежными назвать нельзя. А это значит, что ЮРЕН принимать оплату за отгруженную продукцию электронным деньгами не вправе.

Уступка права требования. Отдельно остановимся на вопросе возможности заключения ЮРЕНом договоров уступки права требования. В ЕБНЗ (раздел 108.04) налоговики отметили, что уступка права требования долга является фактически заменой в обязательстве одного должника на другого с согласия кредитора, а не является формой расчетов. Поэтому заключать договор переуступки права требования ЮРЕН может.

Ответственность за осуществелние «неденежных» форм расчетов. В случае осуществления неденежных форм расчетов ЮРЕН обязан будет:

1. Перейти на общую систему налогообложения (с 1-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором было допущено нарушение) (п.п. 4 п.п. 298.2.3 НК).

2. Сумму дохода, полученного от «неденежного» способа расчетов, обложить по двойной ставке (п.п. 2 п. 293.5 НК).

 

Использование РРО

 

В отличие от ФЛП-единоналожников, ЮРЕНы не освобождены от применения РРО, т. е. обязаны его применять в общем порядке.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 3 Закона об РРО, субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.), при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли , общественного питания и услуг обязаны проводить такие операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечатыванием соответствующих расчетных документов или в случаях, предусмотренных этим Законом, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек (далее — РК).

Таким образом, если ЮРЕН осуществляет расчетные операции в сфере торговли, общественного питания и услуг и при этом получает оплату от покупателей наличными или в безналичной форме с помощью платежных карточек, платежных чеков, жетонов, то он должен применять РРО.

При этом под расчетной операцией ст. 2 Закона об РРО понимает прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг), выдачу наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки — оформление соответствующего расчетного документа об оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов о перечислении средств в банк покупателя.

Конечно же, из всякого правила есть исключения. Так, Закон об РРО предусматривает ряд случаев, когда можно не использовать РРО. В частности, без РРО могут работать те предприятия, которые:

— определены в ст. 9 Закона об РРО. Так, в частности, п. 1 ст. 9 Закона об РРО установлено, что РРО не применяются при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли, общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных в установленном порядке. Так, к примеру, если ЮРЕН предоставляет консультационные услуги, то он может не применять РРО и проводить расчеты через кассу предприятия, но только в случае оформления приходных и расходных кассовых ордеров и соответствующих квитанций;

— подпадают под действие ст. 10 Закона об РРО, т. е. ведут деятельность, предусмотренную в Перечне № 1336. В этом случае РРО не используется, но каждому покупателю нужно выдавать расчетные квитанции установленной формы, т. е. применять КУРО и РК.

Использовать РРО нужно на каждом месте расчетов. РРО обязательно должен быть зарегистрирован в органе Миндоходов. Выбранная модель РРО должна быть внесена в Госреестр РРО.

 

Платежные терминалы

 

Порядок установки и использования при расчетах платежных терминалов регулирует п. 14.19 Закона о платежных системах. В нем говорится, что при расчетах с покупателями за проданные товары или предоставленные услуги субъекты хозяйствования обязаны обеспечить возможность осуществления расчетов с использованием электронных платежных средств (ЭПС) не менее трех платежных систем (VISA, Master Card и т. д.). Одной из них должна быть многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины.

Также установлено, что требования к субъектам хозяйствования относительно приема ЭПС за проданные ими товары (предоставленные услуги) определяет КМУ (абз. 2 п. 14.19 Закона о платежных системах).

На сегодняшний день единственным нормативным документом, которым предусмотрены условия перехода на обязательное использование платежных систем, остается постановление № 878. И хотя это постановление разработано под старую редакцию ст14 Закона о платежных системах, Министерство доходов и сборов Украины в письме от 29.04.2013 г. № 2397/5/99-99-18-05-16 подтвердило, что этот документ не утратил своей актуальности и продолжает действовать в полную силу.

Так, обязательно использовать платежные терминалы согласно п. 1 постановления № 878 обязаны те ЮРЕНы которые (п. 1 Постановления № 878):

— проводят деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг;

— используют РРО в соответствии с Законом об РРО.

Освобождаются от обязательного принятия ЭПС для осуществления расчетов за проданные товары (оказанные услуги) (п. 2 постановления № 878):

— заведения общественного питания закрытого типа, которые обслуживают определенный контингент потребителей, в частности личный состав Вооруженных Сил и других военных формирований, студентов, учеников и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий;

— предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. м (кроме автозаправочных станций);

— субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек.

Количество платежных терминалов должно составлять не менее 50 % количества РРО, а в случае наличия одного РРО субъект хозяйствования обязан обеспечить принятие ЭПС (п. 1 постановления № 878).

За правонарушения, связанные, в частности, с нарушением порядка проведения наличных расчетов и расчетов с использованием ЭПС за товары (услуги), предусмотрен штраф, установленный ст. 16315 КоАП: в размере от 1700 до 3400 грн. (от 100 до 200 нмдг), за повторное нарушение в течение года — в размере от 8500 до 17000 грн. (от 500 до 1000 нмдг). В соответствии со ст. 2342 КоАП дела о таких нарушениях рассматривают органы доходов и сборов.

Кроме этого, за обеспечением защиты прав держателей ЭПС на осуществление указанных расчетов должен следить специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей. Часть 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей устанавливает право потребителя рассчитаться ЭПС и запрещает продавцам как-нибудь ограничивать использование таких средств. Такое ограничение или отказ в реализации права использования в расчетах ЭПС влечет наложение штрафа в размере 8500 грн. (500 нмдг) (п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше