Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Обобщающая налоговая консультация о расходах на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров

Министерство доходов и сборов Украины
Налоговый кодекс Август, 2014/№ 15
Печать
Утверждена приказом Миндоходов от 01.07.2014 г. № 366

В указанной консультации употребляются следующие сокращения:

Налоговый кодекс Украины от 02 декабря 2010 года № 2755-VI (с изменениями и дополнениями) — Налоговый кодекс;

Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 года № 435-IV — Гражданский кодекс;

Хозяйственный кодекс Украины от 16 января 2003 года № 436-IV — Хозяйственный кодекс;

Порядок учета покупателей, получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию), утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 03 декабря 2012 года № 1263 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 24 декабря 2012 под № 2158/22470) — Порядок № 1263.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса договором или законом может быть установлен срок, в течение которого продавец гарантирует качество товара (гарантийный срок) (часть 2 ст. 675 Гражданского кодекса).

Покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, имеет право, независимо от возможности использования товара по назначению, требовать от продавца по своему выбору: 1) пропорционального уменьшения цены; 2) бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок; 3) возмещения расходов на устранение недостатков товара (п. 1 ст. 678 Гражданского кодекса).

В соответствии с п. 6 ст. 269 Хозяйственного кодекса поставщик (производитель) обязан за свой счет устранить дефекты изделия, выявленные в течение гарантийного срока, или заменить товары, если не докажет, что дефекты возникли вследствие нарушения покупателем (потребителем) правил эксплуатации или хранения изделия.

Абзацем «є» подпункта 138.10.3 пункта 138.10 статьи 138 Налогового кодекса установлено, что в состав прочих расходов включаются расходы на сбыт, которые среди прочего включают расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

В соответствии с п.п. 140.1.4 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса при определении объекта налогообложения учитываются любые расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных плательщиком налога, стоимость которых не компенсируется за счет покупателей таких товаров, в размере, соответствующем уровню гарантийных замен, принятых/обнародованных плательщиком налога.

Термин «обнародование» означает распространенное в рекламе, технической документации, договоре или другом документе обязательство продавца по условиям и срокам гарантийного обслуживания.

В случае осуществления гарантийных замен товаров плательщик налога обязан вести учет покупателей, получивших такую замену товаров или услуги по ремонту (обслуживанию), в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

Осуществление замены товара без обратного получения бракованного товара или без надлежащего ведения указанного учета не дает права на увеличение расходов продавца такого товара на стоимость замен.

Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийных замен, а также перечень товаров, на которые устанавливается гарантийное обслуживание, определяются Кабинетом Министров Украины на основании норм законодательства по вопросам защиты прав потребителей, а именно постановлением Кабинета Министров Украины от 11.04.2002 № 506.

Как определено п. 138.2 ст. 138 Налогового кодекса, расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II Налогового кодекса.

Пунктом 3 Порядка № 1263 установлено, что в случае осуществления гарантийных замен товаров или услуг по гарантийному ремонту (обслуживанию) плательщик налога обязан вести отдельный учет покупателей, получивших такую замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию), в том числе, если такие гарантийные замены товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию) осуществлены плательщиком налога через третьих лиц (центры сервисного обслуживания).

В соответствии с п. 5 Порядка № 1263 учет покупателей ведется плательщиками налога самостоятельно в бумажной или в электронной форме (с соблюдением требований закона об электронном документообороте), в том числе на основании отчетов, полученных от третьих лиц (центров сервисного обслуживания), осуществлявших гарантийные ремонты (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных плательщиками налога, в Книге учета, которая должна содержать реквизиты, указанные в пункте 7 Порядка № 1263, и учитываться по форме к данному Порядку.

Учитывая приведенное, расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, по которым обнародовано обязательство продавца по их гарантийному обслуживанию, учитываются плательщиком налога — продавцом при определении объекта обложения налогом на прибыль при условии надлежащего ведения учета покупателей, получивших такую замену товаров или услуги по ремонту (обслуживанию), независимо от их статуса (физические или юридические лица), и подтверждения таких расходов надлежащим образом оформленными первичными документами.

 

Директор Департамента координации нормотворческой
 и методологической работы по вопросам налогообложения
Н. Привалова

Комментарий редакции

Контролирующий орган в последние дни своего существования в виде Миндоходов сменил-таки гнев на милость в отношении рассмотренного в ОНК вопроса. Теперь есть повод радоваться: расходам на гарантийные ремонты и гарантийное обслуживание открыта дорога в налоговые! Причем в отношении покупателей (заказчиков) из числа как физических, так и юридических лиц.

Но если касательно первых проблем не было и раньше, то в отношении вторых появление этой ОНК просто-таки перевернуло все с ног на голову. Теперь, оказывается, и они соответствуют понятию «потребители». Давно бы так!

Пока же предлагаем вам кратко вспомнить новейшую историю вопроса, т. е. охватив период действия НК. Итак, со вступлением в силу разд. ІІІ последнего (01.04.2011 г.) в расходы двойного назначения попали «любые расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных плательщиком налога, стоимость которых не компенсируется за счет покупателей таких товаров, в размере, соответствующем уровню гарантийных замен, принятых/обнародованных плательщиком налога». Это стало возможным благодаря п.п. 140.1.4 НК. Вот только сам указанный подпункт в неизменном виде* существует и до сих пор, а правильно его трактовать начали только благодаря появлению этой ОНК.

Что же было до того? «Первой ласточкой», определившей фискальные позиции налоговиков, стало письмо ГНСУ от 20.03.2011 г.
№ 5094/6/15-1415.
В нем налоговики, осторожно пересказав нормы НК, отметили следующее:

«В соответствии с преамбулой Закона Украины от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей», с изменениями и дополнениями (далее — Закон), данный Закон регулирует отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями и продавцами товаров, исполнителями работ и предоставителями услуг разных форм собственности, устанавливает права потребителей, а также определяет механизм их защиты и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

Согласно п. 22 ст. 1 Закона потребитель — физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести либо заказать продукцию для личных нужд, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника».

Не сделав конкретный вывод, налоговики все же дали понять, что беспрепятственно относить к налоговым расходам плательщикам налога они разрешат только расходы на гарантийный ремонт и обслуживание, осуществленные в пользу физических лиц. Ведь указанный ими Закон к потребителям относит исключительно «физиков».

Еще один аргумент, который контролеры использовали для доказывания своей позиции, содержится в п.п. 140.1.4 НК. Напомним, в нем указано, что порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийных замен, а также перечень товаров, на которые устанавливается гарантийное обслуживание, определяет КМУ на основании норм законодательства по вопросам защиты прав потребителей. Но согласиться с налоговиками на основании этих только призрачных зацепок мы просто не имеем права.

Далее, приблизительно через полгода, увидело свет письмо ГНСУ от 11.11.2011 г. № 2598/5/15-1316. Первый эпитет, который приходит в голову для его характеристики, — «странноватое». Судите сами: вместо каких-то конкретных ответов и выводов вот такое:

«Что касается предоставления права юридическим лицам — предприятиям — производителям включения в состав расходов любых расходов на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, то такое предложение может предоставить возможность использования ими дополнительных схем уклонения от налогообложения и минимизировать свои налоговые обязательства, что приведет к потерям бюджета, в связи с чем данный вопрос требует дополнительного изучения и проработки».

А пока вы там будете дорабатывать, что делать добросовестным плательщикам?!— так и напрашивалось в ответ. Может, вообще нужно было подождать, пока налоговики бы изучили и проработали, а покупателям и заказчикам на этом основании в гарантийном ремонте и обслуживании отказать? Но законодательство — это законодательство, его нужно неуклонно соблюдать, пока кто-то там его только прорабатывает.

Очевидно, проработав налоговые нормы, налоговики внесли в ЕБНЗ (тогда еще — не ЗІР) более категоричный ответ. Повторив во многом разъяснение из письма ГНСУ от 20.03.2011 г. № 5094/6/15-1415, они были более «дерзкими», отметив, в частности, что не могут быть учтены при определении объекта налогообложения расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных плательщиком налога юридическим лицам. А объяснение таково: на эту категорию покупателей не распространяются нормы законодательства по вопросам защиты прав потребителей.

Было и еще одно письмо (под авторством Миндоходов от 18.06.2013 г. № 5135/6/99-99-19-03-02-15-13), но опять-таки плательщиков налогов оно не порадовало. Правда, касалось оно только тех плательщиков, которые являются импортерами и продавцами технически сложных бытовых и других товаров.

А теперь все иначе! С 01.07.2014 г. можно вздохнуть с облегчением! Этим числом мало того, что датирована наша ОНК, так еще и отозван уже указанный ответ, который из ЕБНЗ «перекочевал» в ЗІР. Подтверждением же тому, что налоговики окончательно стали на путь защиты законных прав плательщиков, является также разъяснение Миндоходов «О расходах на гарантийный ремонт» от 07.07.2014 г.

В чем же ценность новых разъяснений налоговиков (в том числе предоставленных ОНК)? Все банально просто: налоговики наконец поняли, что не одним Законом ограничивается база нормативно-правовых актов страны. И раньше, в принципе, было понятно, что если покупателем (или заказчиком) товара (услуг) является юридическое лицо, то в случае, когда с этим товаром (услугой) что-то не так, его правами нельзя пренебречь. Несмотря на то, что юрлица не являются потребителями в понимании Закона, они все же имеют право на гарантийный ремонт и обслуживание. Поэтому понесенные в их пользу расходы стремительно ворвались в состав налоговых. Таким образом, Миндоходов ушло со сцены на мажорной (для плательщиков налогов) ноте!

 

Юрий Товстопят

* В нем изменилось только то, что «центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику» в соответствующем падеже заменили на «центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную налоговую и таможенную политику». Согласитесь, назвать подобную правку существенной было бы неправильно.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц