Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства о трансфертном ценообразовании

Министерство доходов и сборов Украины
Налоговый кодекс Август, 2014/№ 15
Печать
Утверждена приказом Миндоходов Украины от 01.07.2014 г. № 368

<…>

Вопрос 2: Учитываются ли при определении стоимостного критерия — 50,0 млн грн. контролируемой операции для целей применения п.п. 39.2.1.4 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса суммы кредита, депозита, займа, возвратной финансовой помощи, дивидендов, стоимость инвестиций?

Ответ: Нет, не учитываются.*

* Для сравнения — аналогичный (по порядковому номеру) вопрос из Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства о трансфертном ценообразовании, утвержденной приказом Миндоходов от 22.11.2013 г. № 699 (далее — ОНК № 699):

Вопрос 2: Учитываются ли при определении стоимостного критерия — 50,0 млн грн. контролируемой операции для целей применения п.п. 39.2.1.4 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса суммы кредита, депозита, займа, процентов по такому кредиту, депозиту, займу, суммы возвратной финансовой помощи, стоимость товара по договорам комиссии, поручительства, агентским и другим аналогичным договорам, суммы комиссионного (агентского) вознаграждения, стоимость инвестиций?

Ответ: Да, учитываются.

 

<…>

Вопрос 6: Считается ли подача Отчета о контролируемых операциях с опозданием неподачей Отчета для целей применения штрафа, предусмотренного п. 120.3 ст. 120 Кодекса?

Ответ: В соответствии с положениями п.п. 39.4.2 п. 39.4 ст. 39 Кодекса плательщики налогов, которые в течение отчетного периода осуществляли контролируемые операции, обязаны подавать Отчет о контролируемых операциях до 1 мая года, следующего за отчетным (до 1 октября 2014 года — за период с 01.09.2013 по 31.12.2013)**. Таким образом, подача Отчета с опозданием приравнивается к неподаче Отчета и влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные п. 120.3 ст. 120 Кодекса.

** Здесь и далее полужирным курсивом выделены фрагменты текста, которые дополняют/изменяют ОНК № 699.

 

<…>

Вопрос 16: К каким именно нарушениям по контролируемым операциям применяется штраф в размере 1 гривня в соответствии с п. 20 подразд. 10 раздела XX «Переходные положения» Кодекса?

Ответ: Штраф в размере 1 гривня применяется за занижение налогового обязательства за период с 1 сентября 2013 года по 31 декабря 2014 года в результате применения плательщиком в контролируемых операциях цен, не соответствующих уровню обычных цен, выявленного [самостоятельно плательщиком налога или]*** по результатам проверки контролирующим органом.

*** Здесь и далее в квадратных скобках приведены фрагменты текста, которые присутствовали в ОНК № 699, однако не нашли своего отражения в ОНК № 368.

 

<…>

Вопрос 18: Какие ставки налога на прибыль и НДС считаются базовыми (основными) для целей применения п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ: Основная ставка налога на прибыль определена п. 151.1 ст. 151 Кодекса и с учетом положений п. 10 подраздела 4 раздела XX Кодекса в 2012 году составляет 21 %, в 2013 году — 19 %, в 2014 году — 18 %.

Основная ставка налога на добавленную стоимость, определенная п.п. «а» п. 193.1 ст. 193 и п. 194.1 ст. 194 Кодекса, составляет 20 %.

 

<…>

Вопрос 24: По какому курсу определять объем операций с нерезидентами при определении стоимостного критерия (50 млн гривень)?

Ответ: С целью определения общей стоимости операций плательщики, имеющие отношения с контрагентами-нерезидентами, учитывают официальный курс НБУ, действовавший на дату осуществления операции, а в части ранее полученной (проведенной) оплаты — курс, действовавший на дату ее получения (осуществления оплаты) (п.п. 153.1.1 и п.п. 153.1.2 п. 153.1 ст. 153 Кодекса).

Вопрос 25: Учитывается ли при определении стоимостного критерия (50 млн грн.) стоимость ввезенного на давальческих условиях сырья и вывезенной готовой продукции (частично обработанного сырья) на условиях импорта (экспорта), если поставщиком такого сырья выступает нерезидент — связанное лицо?

Ответ: Нет, не учитывается.

Вопрос 26: Если у связанного лица приобретены основные средства, какую цену указывать в Отчете?

Ответ: В этом случае при заполнении Отчета в графе 17 раздела «Сведения о контролируемых операциях» приложения к Отчету отражается договорная (контрактная) цена, а в графе 26 этого же раздела — обычная цена, по которой соответствующая операция отражена в налоговом учете плательщика налогов.

Вопрос 27: Следует ли отражать в Отчете контролируемые операции, не включенные плательщиком налога ни в состав налоговых расходов, ни в состав налогового кредита?

Ответ: Да, такие операции подлежат отражению в Отчете.

Вопрос 28: Будут ли считаться контролируемыми операции со связанным лицом — нерезидентом, ставшим связанным с 01.11.2013 года, если объем операций с таким лицом составлял: с 01.01.2013 до 01.11.2013 — 35 млн грн. (без НДС), с 01.11.2013 до 31.12.2013 — 20 млн грн. (без НДС)?

Ответ: С учетом того, что общая сумма осуществленных операций с одним контрагентом за отчетный год превышает 50 млн грн. (без НДС), операции, осуществленные со связанным лицом — нерезидентом в период с 01.11.2013 по 31.12.2013, признаются контролируемыми и подлежат отражению в Отчете.

Вопрос 29: Будет ли считаться операция контролируемой, если плательщик налога осуществляет продажу товаров нерезиденту — связанному лицу через комиссионера (поверенного)?

Ответ: Операции плательщика налога по продаже товаров нерезиденту — связанному лицу через комиссионера (поверенного) признаются контролируемыми при условии, что общая сумма осуществленных операций такого плательщика с нерезидентом равна или превышает 50 миллионов гривень (без учета налога на добавленную стоимость) за соответствующий календарный год, поскольку непосредственно право собственности на товар переходит от комитента к покупателю (нерезидента — связанному лицу).

Вопрос 30: Считаются ли контролируемыми операции с контрагентом-нерезидентом, зарегистрированным в государстве, не вошедшем в перечень государств (территорий), в которых ставки налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины от 25.12.2013 № 1042-р, но такой контрагент-нерезидент уплачивал в стране резиденции налог на прибыль по ставке 6 процентов?

Ответ: При условии достижения стоимостного критерия, определенного п.п. 39.2.1.4 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса (50 млн грн.), операции с таким контрагентом признаются контролируемыми в соответствии с п.п. 39.2.1.2 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса.

Вопрос 31: Форвардный контракт на поставку сельскохозяйственной продукции заключен в марте 2013 года. Непосредственно реализация и отгрузка продукции происходили в августе — ноябре 2013 года. Должны ли включаться в Отчет операции по такому контракту?

Ответ: В Отчет должны быть включены контролируемые операции, в которых переход прав собственности на товары состоялся в период с 01.09.2013 по 31.12.2013 года.

Вопрос 32: Считаются ли контролируемыми операции юридического лица, общая сумма которых составляет более 50 млн грн. без НДС, со связанным физическим лицом — резидентом?

Ответ: Соответственно п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса контролируемыми операциями являются хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемые плательщиками налогов со связанными лицами — резидентами, которые не были плательщиками налога на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость по состоянию на начало налогового (отчетного) года.

Таким образом, операции юридического лица, общая сумма которых составляет более 50 млн грн. без НДС, со связанным физическим лицом — резидентом признаются соответственно ст. 39 Кодекса контролируемыми.

Вопрос 33: Плательщик налогов в течение отчетного периода осуществлял операции с контрагентом нерезидентом — несвязанным лицом, зарегистрированным в государстве, вошедшем в перечень государств (территорий), в которых ставки налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины от 25.12.2013 № 1042-р. В то же время контрагент-нерезидент платит налог на прибыль (корпоративный налог) в этом государстве по ставке 21 %.

Считаются ли операции с таким контрагентом контролируемыми? В случае подачи плательщиком налогов справки (ее нотариально удостоверенной копии), определенной п.п. 39.2.1.3 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, должен ли он подавать Отчет? Каков порядок предоставления такой справки (ее нотариально удостоверенной копии)?

Ответ: В соответствии с п.п. 39.2.1.3 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса в случае, когда в государстве (на территории) регистрации нерезидента установлена более чем одна ставка налога на прибыль (корпоративного налога), плательщиком налога подается справка (или ее нотариально удостоверенная копия), подтверждающая избранную нерезидентом ставку налога на прибыль (корпоративного налога), установленную в государстве его регистрации.

В случае представления плательщиком налогов справки (или ее нотариально удостоверенной копии), подтверждающей избранную нерезидентом в государстве его регистрации ставку налога на прибыль (корпоративного налога), которая не является меньшей от ставки налога в Украине более чем на 5 процентных пунктов, установленную в государстве его регистрации, в сроки, определенные п.п. 39.2.1.3 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, операции с таким контрагентом не считаются контролируемыми и Отчет по ним не подается.

Такая справка (или ее нотариально удостоверенная копия) направляется в Миндоходов по почте с уведомлением о вручении.

Вопрос 34: Возможно ли при проведении проверки по вопросам трансфертного ценообразования, назначенной соответственно п.п. 39.5.2 п. 39.5 ст. 39 Кодекса, подавать уточняющие расчеты к поданным ранее налоговым декларациям по налогу на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость, если такие уточняющие расчеты не связаны с проведением контролируемых операций, по которым назначена проверка?

Ответ: В соответствии с п. 50.2 ст. 50 Кодекса плательщик налогов при проведении документальных плановых и внеплановых проверок не имеет права подавать уточняющие расчеты к поданным им ранее налоговым декларациям за любой отчетный (налоговый) период по соответствующему налогу и сбору, проверяемому контролирующим органом.

Таким образом, при проведении проверки плательщика налогов по вопросам полноты начисления и уплаты налогов и сборов при осуществлении им контролируемых операций, которая назначена и проводится соответственно п.п. 39.5.2 п. 39.5 ст. 39 Кодекса, и учитывая нормы п.п. 39.1.2 п. 39.1 и п. 39.7 ст. 39 Кодекса такой плательщик налогов не имеет права подавать уточняющие расчеты к поданным им ранее налоговым декларациям по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость за отчетный период, определенный п.п. 39.4.1 п. 39.4 ст. 39 Кодекса, в котором осуществлялись контролируемые операции, по которым длится проверка в части таких операций.

Вопрос 35: Возможно ли проведение процедуры согласования цен в контролируемых операциях, которые уже проведены крупным плательщиком налогов или которые осуществляются?

Ответ: Согласование цен в контролируемых операциях между крупным плательщиком налогов и Миндоходов возможно только в отношении контролируемых операций, которые будут осуществляться после процедуры согласования цен.

Завершением процедуры согласования цен в контролируемых операциях является заключение соответствующего договора между крупным плательщиком налогов и Миндоходов.

Таким образом, контролируемая операция, в отношении которой проводилось согласование цен, не может быть начата или проведена или осуществляться до момента подписания договора между крупным плательщиком налогов и Миндоходов по результатам такого согласования.

Вопрос 36: Какую информацию о связанных лицах и группах в соответствии с пп. «а» и «б» п.п. 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 Кодекса должны предоставить крупные плательщики налогов: исключительно в отношении контрагентов контролируемой операции или и о других лицах?

Ответ: Документация, которую крупный плательщик налогов должен предоставить в соответствии с п.п. 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 Кодекса, должна содержать информацию обо всех лицах, являющихся связанными лицами с крупным плательщиком налогов и между собой, в соответствии с положениями п.п. 14.1.159 п. 14.1 ст. 14 Кодекса.

Указанная информация должна включать данные, позволяющие идентифицировать каждое связанное лицо (полное наименование и налоговый номер, наименования государств (территорий), налоговыми резидентами которых являются такие лица), а также данные об этих лицах как группе (совокупность субъектов хозяйствования, являющихся связанными лицами, отношения между которыми могут влиять на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности лиц, которых они представляют). При этом указывается, в частности, информация о структуре группы, описании деятельности, распределении функций и активов в группе, политике трансфертного ценообразования группы и т. п.

Вопрос 37: Плательщик налогов осуществляет хозяйственные операции с филиалами одного юридического лица и непосредственно с юридическим лицом. Каким образом нужно рассчитывать стоимостный критерий контролируемых операций в соответствии с п.п. 39.2.1.4 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ: Для расчета стоимостного критерия контролируемых операций (50 млн грн.) учитывается суммарное значение всех операций, осуществленных с головным предприятием и всеми обособленными подразделениями (филиалами и представительствами) юридического лица.

Вопрос 38: Учитываются ли при определении стоимостного критерия контролируемых операций бартерные операции?

Ответ: Да, учитываются.

Поскольку в рамках бартерного (товарообменного) договора каждая из сторон договора одновременно выступает продавцом товаров (работ, услуг), которые он передает, и покупателем товаров (работ, услуг), которые он получает взамен, такие операции рассматриваются как две отдельные и при расчете стоимостного критерия учитывается общий объем (суммарное значение) операций как по продаже, так и по приобретению товаров (работ, услуг).

В случае признания операций контролируемыми в соответствии с критериями, установленными п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, такие операции отражаются в Отчете о контролируемых операциях.

Вопрос 39: Имеет ли право плательщик налога направить Отчет о контролируемых операциях на бумажных носителях по почте?

Ответ: Нет, не имеет, поскольку положения п.п. 39.4.2 п. 39.4 ст. 39 Кодекса содержат обязательство плательщикам налогов (кроме Национального банка Украины) подавать Отчет о контролируемых операциях центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему формирование и реализующему государственную налоговую и таможенную политику, только средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи.

Вопрос 40: Считается ли выплата налога на доход нерезидента компанией-резидентом в соответствии с положениями п. 160.2 ст. 160 Кодекса и/или налогообложение экспортных операций по нулевой ставке в соответствии с положениями ст. 195 Кодекса «уплатой налога по другой ставке, нежели базовая», в соответствии с п.п. 39.2.1.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса? Нужно ли признавать операции с лицами, уплачивающими налог на репатриацию или облагающими налогом экспортные операции по нулевой ставке НДС, контролируемыми, если контролируемые операции облагаются налогом по базовым ставкам?

Ответ: Операция подпадает под определение контролируемой в соответствии с абз. 3 ч. 2 п.п. 39.2.1.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, при условии если контрагент — связанное лицо при налогообложении контролируемых операций уплачивает по основной ставке налог на прибыль (в 2014 г. — 18 проц.) и НДС (20 проц.), но при этом:

— уплачивает налог на репатриацию в соответствии с положениями ст. 160 Кодекса;

— осуществляет экспортные операции, облагаемые НДС по нулевой ставке в соответствии с положениями ст. 195 Кодекса;

осуществляет операции с ценными бумагами, облагаемыми налогом по ставке 10 процентов.

Вопрос 41: Учитывается ли при применении п. 21 подраздела 10 «Прочие переходные положения» Раздела XX «Переходные положения» Кодекса стоимостный критерий для признания операций контролируемыми, определенный п.п. 39.2.1.4 п. 39.2 ст. 39 Кодекса?

Ответ: Подраздел 10 «Прочие переходные положения» Раздела XX «Переходные положения» Кодекса дополнен п. 21 в соответствии с Законом Украины от 4 июля 2013 года № 408-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о трансфертном ценообразовании».

В постановлении Кабинета Министров Украины от 02.10.2013 № 749 «Об утверждении процентного диапазона цен для некоторых товарных позиций согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности для целей трансфертного ценообразования» и распоряжении Кабинета Министров Украины от 23.10.2013 года № 865-р «Об утверждении специализированных коммерческих изданий для целей трансфертного ценообразования», принятых Кабинету Министров Украины в соответствии с нормами п. 21 подраздела 10 «Прочие переходные положения» Раздела XX «Переходные положения» Кодекса, указана сфера их применения — для целей трансфертного ценообразования.

Таким образом, при применении п. 21 подраздела 10 «Прочие переходные положения» Раздела XX «Переходные положения» Кодекса учитывается стоимостный критерий для признания операций контролируемыми, определенный п.п. 39.2.1.4 п. 39.2 ст. 39 Кодекса.

 

Директор Департамента координации нормотворческой
 и методологической работы по вопросам налогообложения
Н. Привалова

Комментарий редакции

ОНК, предложенная вашему вниманию, особенна тем, что вносит изменения в другую себе подобную. Будем различать мы их по номерам. Первая — № 368, вторая, в свою очередь, — № 699. С последней, кстати, вы имели возможность познакомиться ближе в первом нынешнем тематическом выпуске («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2014, № 02 (74), с. 17).

 

Так вот, новая ОНК приведена в части, не повторяющей текст своей предшественницы. То есть те вопросы, которые совпадают в обеих версиях, мы в этот раз не публиковали по понятным причинам.

 

В ПОЛКУ УБЫЛО

Справедливы ли все налоговые разъяснения, предоставленные в старой ОНК, и доныне? Никак нет. Обратите внимание: бесследно исчезли следующие вопросы-ответы:

 

Вопрос 7

Какая предусмотрена ответственность за то, что в своевременно поданном Отчете не указаны отдельные контролируемые операции?

Ответ

В соответствии с п. 120.3 ст. 120 Кодекса применяется штраф в размере 5 % от суммы контролируемой операции, не указанной в поданном Отчете

Комментарий редакции

Теперь такой ответ не имеет права на жизнь хотя бы потому, что п. 120.3 НК Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о совершенствовании трансфертного ценообразования» от 13.05.2014 г. № 1260-VII (далее — Закон № 1260) изложен в новой редакции. Теперь согласно его нормам неподача плательщиком налогов Отчета о контролируемых операциях в соответствии с требованиями п. 39.4 НК в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную налоговую и таможенную политику, — влечет за собой наложение штрафа в размере 100 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года. На сегодняшний день это 121800 грн.
Но означает ли сказанное, что за то, что в своевременно поданном Отчете не указаны отдельные контролируемые операции, будут «наказывать» на такую сумму? Ни в коем случае. Во-первых, в ОНК № 368 нет такого разъяснения. Во-вторых, мы не соглашались и с возможностью штрафования в соответствии с п. 120.3 НК за озвученное правонарушение еще во времена действия старых правил. Но, согласитесь, привязка размера штрафа к сумме осуществленных контролируемых операций еще давала налоговикам возможность для «маневра». Теперь же за сам факт неподачи Отчета наказывают в фиксированном размере. А подать Отчет и указать в нем не все — совсем разные вещи. Поэтому наметились положительные изменения!

Вопрос 9

Применяются ли штрафные санкции в случае самостоятельной корректировки налоговых обязательств плательщиком налога?

Ответ

В соответствии с положениями п.п. 39.5.4.3 п.п. 39.5.4 п. 39.5 ст. 39 Кодекса самостоятельная корректировка проводится в налоговой декларации или путем подачи соответствующих уточняющих расчетов в порядке, определенном ст. 50 Кодекса. В случае осуществления самостоятельной корректировки в уточняющих расчетах на сумму заниженного обязательства начисляется штраф в размере 3 %.
Кроме того, на сумму налогового долга начисляется пеня за каждый день просрочки из расчета 120 % годовых учетной ставки Нацбанка (п.п. 129.1.1 п. 129.1 ст. 129 Кодекса).
Если плательщик осуществляет самостоятельную корректировку налоговых обязательств в связи с корректировкой цены контролируемой операции, проведенной в отчетном периоде, в налоговой декларации за этот отчетный период, которую плательщик подал с учетом корректировок в контролирующий орган до окончания установленного Кодексом предельного срока для подачи декларации, штрафные санкции, предусмотренные ст. 50 Кодекса, не применяются

Комментарий редакции

И снова штрафы, ответственность… Но снова положительный сдвиг! Да и герой — тот же (Закон № 1260). Он внес в п. 20 подразд. 10 разд. XX НК положение о том, что в случае самостоятельной корректировки налоговых обязательств с целью трансфертного ценообразования по результатам применения ст. 39 НК за период с 1 сентября 2013 года по 31 декабря 2014 года штрафные санкции, предусмотренные ст. 50 НК, не применяют

 

На этом все? Остальные старые ответы — без изменений? Как бы не так. Хоть не очень значительные, но корректировки все же имели место.

 

ИЗМЕНЕНИЯ В… НЕИЗМЕННОМ

Чтобы понять о чем речь — вернитесь, пожалуйста, к самому началу статьи (к тексту ОНК № 368). Ясно, о чем мы? Давайте же разбираться дальше вместе!

 

Первый вопрос (он у нас под № 2) как наиболее интересный. И опять имеем благоприятный финал! Сразу бросается в глаза то, что ответ из полностью фискального и нелогичного (категорического «да» без каких-либо объяснений) изменился на гуманный и обдуманный («нет», правда, опять-таки, без объяснений). Но изменился и перечень выплат, о которых идет речь:

 

Старая позиция
(
ОНК № 699)

Учитывать ли при определении стоимостного критерия — 50,0 млн грн. контролируемой операции для целей применения п.п. 39.2.1.4 НК?

Новая позиция
(
ОНК № 368)

Вид выплат

Да, учитывать

Кредит

Нет, не учитывать

Депозит

Заем

Возвратная финансовая помощь

Дивиденды

Стоимость инвестиций

Проценты по кредиту, депозиту, займу

Да, учитывать

Суммы комиссионного (агентского) вознаграждения

Стоимость товара по договорам комиссии, поручения, агентским и другим аналогичным договорам

Нет, не учитывать*

* О последних новая ОНК именно в этом ответе не упоминает, но мы считаем, что оснований для учета стоимости товаров согласно указанным договорам при определении 50-миллионного критерия нет. Это касается взаимоотношений между комитентом и комиссионером (и подтверждается ответом на вопрос 29 ОНК). В то же время для отношений продавец-покупатель такие обороты учитываются при расчете 50-миллионного критерия.

 

Второй вопрос (порядковый № 6) остался, по сути, без изменений. Несвоевременная подача Отчета равна его неподаче. Почему же тогда мы его вспомнили? Чтобы вы заметили, что в 2014 г. действуют специфические правила отчетности по контролируемым операциям, осуществленным за период 01.09.2013 г. — 31.12.2013 г. Подать Отчет (если вы еще не успели сделать этого до 01.05.2014 г.) можно до 01.10.2014 г. И все благодаря изменениям, внесенным в НК Законом № 1260.

В третьем подправленном вопросе (его № 16) изменений сразу 2, причем оба они «косметические». Что же их повлекло? Во-первых, то, что право на ошибку (причем с наложением штрафа в размере 1 грн.) со вступлением в силу Закона № 1260 у плательщиков есть вплоть до 31.12.2014 г. Напомним, как предусматривалось ранее, «льготный» срок должен был пройти 01.09.2014 г. Во-вторых, за самостоятельно выявленные ошибки, допущенные в «льготный» период, ответственность не предусмотрена вообще! Раньше хоть символическую сумму в 1 грн., но пришлось бы уплатить.

И последний, четвертый вопрос (а в ОНК № 368 — № 18) подвергся изменениям только потому, что ставки налога на прибыль и НДС с 2014 г. не стали изменять. Напомним, ранее парламентарии планировали довести в будущем году их до значения 17 % соответственно, а в отношении налога на прибыль с 2016 г. вообще до 16 %.

Но, кроме «исключений» и изменений, ОНК № 368 примечательна еще и значительными дополнениями.

 

В ПОЛКУ ПРИБЫЛО

Вопросы ОНК № 368, начиная с 24 и заканчивая 41, полностью новые. Значит ли это, что Миндоходов изменило вектор в своих разъяснениях на тему трансфертного ценообразования? Никоим образом, просто за время, когда увидела мир ОНК № 699, накопились новые вопросы, на которые министерство и решило ответить при случае.

В них, кстати, все достаточно понятно и более-менее логично. Сгруппируем же рассмотренные вопросы в тематические блоки.

 

50-миллионный критерий. Осуществляя операции с нерезидентами, определять его придется согласно официальному курсу НБУ, действовавшему на дату осуществления операции, а в части ранее полученной (проведенной) оплаты — согласно курсу, действовавшему на дату ее получения (осуществления оплаты). К сожалению, как быть в условиях действия в течение одного и того же дня сразу двух официальных курсов, Миндоходов почему-то не ответило. Но, опираясь на мнение контролеров, озвученное в письме этого ведомства от 08.05.2014 г. № 8180/6/99-99-19-03-02-16, для целей налогообложения применяют тот же принцип определения официального курса, что и для таможенных целей. То есть ориентируемся на официальный курс, установленный НБУ, действующий на 0 часов дня определения налоговых обязательств. Об этом также свидетельствует письмо Миндоходов от 10.04.2014 г. № 8414/7/99-99-19-03-01-17.

Приятная новость: при определении 50-миллионного критерия не учитывают стоимость ввезенного на давальческих условиях сырья и вывезенной готовой продукции (частично обработанного сырья) на условиях импорта (экспорта), если поставщиком такого сырья выступает нерезидент — связанное лицо. Здоровая логика, как видим, победила.

А вот бартерные операции при расчете стоимостного критерия включать придется. При этом такие операции рассматривают как две отдельные, поэтому при расчете придется учитывать общий объем (суммарное значение) операций как по продаже, так и по приобретению товаров (работ, услуг).

Неприятная новость: даже если связанным лицо стало в середине года или в конце, рассчитывать 50-миллионный критерий по операциям с ним придется за весь год! Однако контролируемыми будут только те операции, которые проведены после приобретения лицом статуса связанного.

В 50-миллионный критерий попадут и операции плательщика по продаже товаров нерезиденту — связанному лицу через комиссионера (поверенного). Внимание: объем таких операций учтут именно в отношениях плательщик налога — нерезидент (именно он, а не комиссионер, будет выступать другой стороной таких взаимоотношений).

В случае осуществления операций и с главным предприятием, и с его обособленными подразделениями, для расчета стоимостного критерия учитывают суммарное значение всех таких операций.

 

Отчет о контролируемых операциях. Заполняя его при приобретении основных средств у связанных лиц, необходимо:

— в графе 17 раздела «Сведения о контролируемых операциях» приложения к Отчету отразить договорную (контрактную) цену;

— в графе 26 этого раздела — обычную цену, по которой операцию отразили в налоговом учете.

А вот тот факт, что операции не включены плательщиком налога ни в состав налоговых расходов, ни в состав налогового кредита, не влияет на возможность их отражения в этом Отчете. То есть здесь они могут «всплыть»!

В Отчет за 2013 г. должны попасть контролируемые операции, в которых переход прав собственности на товары состоялся в период с 01.09.2013 г. по 31.12.2013 г. Не являются исключением из этого правила и форвардные контракты.

Отправить Отчет о контролируемых операциях по почте не выйдет! В принципе, как и другими способами (только средствами электронной связи в электронной форме).

 

5 процентных пунктов или больше? Как известно, контролируемыми в соответствии с п.п. 39.2.1.2 НК являются хозяйственные операции, одной из сторон которых является нерезидент:

— зарегистрированный в государстве (на территории), в котором ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине. Перечень таких государств (территорий) утвержден распоряжением КМУ от 25.12.2013 г. № 1042-р (далее — Перечень № 1042-р);

— который уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог) по ставке на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине.

В ОНК Миндоходов рассмотрели ситуации, когда:

— контрагент-нерезидент зарегистрирован в государстве, которое не вошло в Перечень № 1042-р, но уплачивает в стране своей резиденции налог на прибыль по ставке, которая более чем на 5 процентных пунктов ниже, чем в Украине;

— контрагент-нерезидент (несвязанное лицо) зарегистрирован в государстве, которое вошло в Перечень № 1042-р, но в действительности он уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог) в этом государстве по ставке выше, чем установлена в Украине.

В обоих случаях выводы похожи: ключевое значение имеет именно та ставка, по которой нерезидент фактически уплачивает налог.

 

Крупным плательщикам — особые правила. Согласование цен в контролируемых операциях между такими плательщиками налогов и Миндоходов возможно только в отношении контролируемых операций, которые будут осуществляться после процедуры согласования цен. То есть операции, происходившие до или во время этой процедуры, не попадают под согласование.

Документация, которую крупный плательщик налогов должен предоставить в соответствии с п.п. 39.4.8 НК, должна содержать информацию обо всех лицах, являющихся связанными лицами с крупным плательщиком налогов и между собой. А не только о своих контрагентах!

 

Операции с использованием других ставок налогов наряду с базовыми. Под определение контролируемой операция может попасть, как считает Миндоходов, при условии если контрагент — связанное лицо при налогообложении контролируемых операций хоть и уплачивает по основной ставке налог на прибыль и НДС, но при этом:

— уплачивает налог на репатриацию в соответствии с положениями ст. 160 НК;

— осуществляет экспортные операции, облагаемые НДС по нулевой ставке в соответствии с положениями ст. 195 НК;

— осуществляет операции с ценными бумагами, облагаемые налогом по ставке 10 %.

Такие вот неутешительные выводы.

 

Подавать «уточненку» — не когда заблагорассудится. Вернее, практически когда угодно, но не во время проведения проверки по вопросам трансфертного ценообразования! Будьте внимательны: при этом, даже если уточняющие расчеты, которые вы бы хотели подать, не связаны с проведением контролируемых операций, по которым назначена проверка, это значения не имеет.

 

Переходные положения НК. Им посвящен последний вопрос ОНК № 368. В соответствии с выводами, сделанными налоговиками, при применении п. 21 подразд. 10 разд. XX НК 50-миллионный стоимостный критерий для признания операций контролируемыми учитывать придется!

Из самого НК это не совсем понятно. Теперь же в указанный вопрос внесена ясность. Как, в принципе, и во многое в сфере трансфертного ценообразования. За что мы налоговикам и благодарны.

 

Юрий Товстопят

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц