Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Регистрация: необходимая информация

КРУК АЛЕКСАНДР
Налоговый кодекс Август, 2014/№ 15
Печать
Часто регистрация нового предприятия является единственно возможным выходом из сложной ситуации, сложившейся на уже действующем. Законодательные ограничения, такие как возможность пребывания на упрощенной системе налогообложения, пользование определенными льготами, побуждают владельцев бизнеса прибегать к учреждению новых предприятий. Но все ли так просто? Как же правильно зарегистрироваться и дальше работать? И еще, как расходы на регистрацию"подмять" в налоговых расходах? Именно об этом наша сегодняшняя статья.

Наша страна издавна славится присущими ей бюрократическими преградами, которые стоят на пути к построению успешного бизнеса. Именно этой теме регистрации предприятия может быть посвящена целая статья. Итак, давайте разберемся в этой теме «от и до».

 

ГОСРЕГИСТРАЦИЯ: ЧТО, ГДЕ, КУДА?

 

Законодательное регулирование. Основным законодательным документом, регулирующим государственную регистрацию предприятий, является Закон № 755. Действие данного Закона распространяется на государственную регистрацию всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и подчиненности. Что же представляет собой процесс регистрации?

Процедура регистрации. Государственная регистрация юридических лиц — это удостоверение факта создания или прекращения юридического лица, а также совершения других регистрационных действий, предусмотренных Законом № 755, путем внесения соответствующих записей в ЕГР (в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 755).

Кстати, ЕГР — это автоматизированная система сбора, накопления, защиты, учета и предоставления информации о юридических лицах и ФЛП.

Таким образом, чтобы пройти государственную регистрацию, нужно «попасть» в ЕГР. Понятно, что это «светит» не вам самим, а сведениям о предприятии, которое вы планируете создать.

Заметьте: обособленные подразделения* юридического лица не подлежат государственной регистрации.

* Обособленное подразделение юридического лица согласно абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона № 755 — это филиал, другое подразделение юрлица, которые находятся вне его местонахождения и производят продукцию, выполняют работы или операции, предоставляют услуги от имени юридического лица, или представительство, которое осуществляет представительство и защиту интересов юридического лица.

Зато представительства и филиалы иностранных компаний подлежат аккредитации на территории страны.

Так как же все-таки зарегистрироваться?

Государственную регистрацию юридических лиц проводит государственный регистратор* по местонахождению юридического лица. Последнее ст. 1 Закона № 755 определяет как адрес органа или лица, которые в соответствии с учредительными документами юридического лица или законом выступают от его имени.

* Государственный регистратор — это должностное лицо центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной регистрации юридических лиц и ФЛП, которое в соответствии с Законом № 755 от имени государства осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и ФЛП.

Поэтому, для того, чтобы зарегистрироваться, учредитель (учредители) или уполномоченное ими лицо должны лично подать государственному регистратору по своему местонахождению документы, перечисленные в следующей таблице. Но возможны и другие варианты подачи последних. Так, их можно:

1) направить почтовым отправлением с описью вложения. Под почтовым отправлением Закон № 755 понимает:

— заказное письмо;

— посылку;

— почтовую карточку;

— бандероль;

— секограмму;

— мелкий пакет;

— мешок.

При этом необходимо, чтобы их принимали для пересылки без оценки отправителем стоимости вложения и с гарантированием сохранения в соответствии с действующим законодательством;

2) подать электронные документы. В таком случае необходимо также подать опись (в электронной форме), содержащую сведения о направленных электронных документах. Правда, в данном случае опись вложения будет сформирована автоматически Регистрационным порталом**.

** Регистрационный портал — программное обеспечение, представленное в форме интернет-страницы, которое обеспечивает формирование и подачу документов, необходимых для проведения государственной регистрации юридических лиц или физических лиц — предпринимателей, предусмотренной Законом № 755.

 

№ п/п

Документы, необходимые для проведения государственной регистрации юридического лица

Норма Закона № 755

1

Заполненная регистрационная карточка на проведение государственной регистрации юридического лица. Это — документ установленного образца, подтверждающий волеизъявление лица о внесении соответствующих записей в ЕГР. К ней можно подать в качестве приложения:
— заявление об избрании юридическим лицом упрощенной системы налогообложения и/или
— регистрационное заявление о добровольной регистрации плательщиком НДС. Последнее подают по форме, утвержденной приказом Миндоходов «Об утверждении Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость» от 16.01.2014 г. № 26 (приложение 1)

Ч. 1 ст. 24

2

Экземпляр оригинала (ксерокопия, нотариально удостоверенная копия) решения учредителей или уполномоченного ими органа о создании юридического лица (в случаях, предусмотренных законом)

3

Два экземпляра учредительных документов (при подаче электронных документов — один экземпляр)

4

Документ, удостоверяющий внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации юридического лица. При подаче электронных документов для проведения государственной регистрации юридического лица подтверждением внесения платы за проведение государственной регистрации юридического лица является экземпляр электронного расчетного документа, удостоверенного ЭЦП***

5

Документы, подтверждающие структуру собственности учредителей — юридических лиц, которые дают возможность установить физических лиц — собственников существенного участия этих юридических лиц

6

Копия решения органов АМК или КМУ о предоставлении разрешения на согласованные действия или на концентрацию субъектов хозяйствования (в случаях, предусмотренных законом)

Ч. 3 ст. 24

7

Копия Государственного акта на право частной собственности учредителя на землю или копия Государственного акта на право постоянного пользования землей учредителем, или нотариально удостоверенная копия договора о праве пользования землей учредителем, в частности на условиях аренды (в случае государственной регистрации ФХ)

Ч. 6 ст. 24

8

Документ о подтверждении регистрации иностранного лица в стране ее местонахождения.
В частности, это может быть извлечение из торгового, банковского или судебного реестра, легализованное в установленном порядке (в случае государственной регистрации юридического лица, учредителем (учредителями) которого является иностранное юридическое лицо)

Ч. 7 ст. 24

*** Уплачивать регистрационный сбор обязаны только те, кто пожелает пройти государственную регистрацию до 30.10.2014 г. А вот начиная с этой же даты регистрационный сбор больше не будут взимать. Кроме того, при подаче электронных документов не понадобится налагать ЭЦП на экземпляр электронного расчетного документа. Возможными такие изменения станут благодаря вступлению в силу Закона № 1206.

 

Государственному регистратору запрещается требовать дополнительные документы (кроме перечисленных в таблице).

Если документы для проведения государственной регистрации юридического лица подает его учредитель, то государственному регистратору он дополнительно предъявляет:

— паспорт гражданина Украины или

— паспортный документ иностранца.

Если же регистрационные документы подает лицо, уполномоченное на это учредителем (учредителями) юридического лица, то, кроме предъявления одного из указанных документов, государственному регистратору дополнительно предоставляется документ, удостоверяющий его полномочия.

Документы, поданные для проведения государственной регистрации юридического лица, принимают по описи. Ее копию в день поступ-ления документов выдают (посылают почтовым отправлением) учредителю или уполномоченному им лицу с отметкой о дате поступления документов.

Требования к оформлению документов, которые подают государственному регистратору, приведены в ст. 8 Закона № 755. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что документы должны быть изложены на государственном языке.

Затем на основании данных документов государственный регистратор проводит государственную регистрацию юридического лица. Для этого он:

— проверяет комплектность поданных документов и полноту сведений, указанных в регистрационной карточке;

— проверяет поданные документы на отсутствие оснований для отказа в проведении государственной регистрации;

— вносит сведения о юридическом лице в ЕГР;

— оформляет и выдает выписку из ЕГР. Это — документ, содержащий сведения о юридическом лице или его обособленных подразделениях, определенные Законом № 755, и используемый для их идентификации при осуществлении хозяйственной деятельности и открытия счета в банке. Как видите, значение выписки из ЕГР трудно переоценить.

Но мы рассмотрели оптимистичный вариант, когда все хорошо. Но, к сожалению, не всегда выходит все так, как хотелось бы.

Оставление регистрационных документов без рассмотрения. Да, не удивляйтесь, случается и такое. Государственный регистратор оставляет без рассмотрения документы, поданные для проведения государственной регистрации юридического лица, если:

— документы поданы по ненадлежащему месту проведения государственной регистрации;

— документы не соответствуют требованиям, установленным чч. 1, 2, 4 — 7 ст. 8 и ч. 5 ст. 10 Закона № 755;

— к государственному регистратору поступило решение суда относительно запрещения в проведении регистрационных действий;

— документы поданы не в полном объеме;

— документы поданы лицом, не имеющим на это полномочий.

Если вы сделали что-то не так, государственный регистратор должен выдать (отправить почтовым отправлением с описью вложения) соответствующее уведомление с указанием оснований оставления документов без рассмотрения. Вместе с таким уведомлением он также передает ранее поданные вами документы в соответствии с описью. Сделать это госрегистратор должен не позднее следующего рабочего дня с даты поступления документов.

Но есть и радостная весть! Оставление документов без рассмотрения не препятствует учредителю или уполномоченному им лицу повторно обратиться к государственному регистратору. Особый порядок при этом не предусмотрен. Единственное: необходимо устранить причины, которые были основанием для оставления данных документов без рассмотрения.

Важно различать оставление регистрационных документов без рассмотрения и отказ в проведении госрегистрации.

Отказ в проведении государственной регистрации. Регистратор при отсутствии оснований для оставления поданных документов без рассмотрения обязан проверить их на отсутствие оснований для отказа в проведении государственной регистрации юрлица. Такие основания предусмотрены ч. 1 ст. 27 Закона № 755, и вот их перечень:

— несоответствие сведений, указанных в регистрационной карточке на проведение государственной регистрации юридического лица, сведениям, указанным в документах, поданных для проведения государственной регистрации юридического лица;

— несоответствие учредительных документов требованиям ч. 3 ст. 8 Закона № 755. То есть отсутствие в учредительном акте, уставе или учредительном договоре, положении юридического лица предусмотренных законодательством сведений;

— нарушение порядка создания юридического лица, установленного законом, в частности:

а) наличие ограничений на занятие соответствующих должностей, установленных законом в отношении лиц, указанных как должностные лица органа управления юридического лица;

б) несоответствие сведений об учредителях (участниках) юридического лица сведениям о них, содержащимся в ЕГР;

в) наличие ограничений по совершению учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченным ими лицом юридических действий, установленных абз. 4 ч. 2 ст. 35 Закона № 755*;

г) наличие в ЕГР наименования, тождественного наименованию юридического лица, намеревающегося зарегистрироваться;

ґ) использование в наименовании юрлица частного права полного или сокращенного наименования государственного органа или органа местного самоуправления, или производных от этих наименований, или исторического государственного наименования. Их перечень должен устанавливать КМУ;

д) несоответствие наименования юридического лица требованиям закона о наименовании отдельных видов юридических лиц (банк, кредитный союз, негосударственный пенсионный фонд и т. п.);

е) установленный другими законами запрет использования в наименовании юридического лица определенных терминов, аббревиатур, производных терминов.

* Идет речь о проведении государственной регистрации юридического лица, учредителем (участником) которого является юридическое лицо, в отношении которого принято решение о прекращении.

А вот отказ в проведении государственной регистрации юридического лица по другим основаниям не допускается.

При наличии оснований для отказа государственный регистратор обязан не позднее трех рабочих дней с даты поступления документов выдать (направить почтовым отправлением с описью вложения) учредителю или уполномоченному им лицу соответствующее уведомление. В нем он указывает конкретные основания для такого отказа. Документы, которые подавались для проведения государственной регистрации, при этом подлежат возврату в соответствии с описью.

Важно! При получении такого отказа о возврате уплаченного регистрационного сбора нечего и мечтать, ведь это прямо оговорено в ч. 2 ст. 27 Закона № 755. Конечно, это — если вы уплачивали такой сбор (что, напомним, является возможным только до 30.10.2014 г.).

Какой же выход из подобной ситуации? Опускать руки, надеемся, вы не собираетесь. Во-первых, нужно устранить причины, послужившие основанием для отказа в проведении государственной регистрации юридического лица. Тогда можно повторно подать документы на проведение государственной регистрации юридического лица.

Надеемся, у вас все выйдет с первого раза. Тем более, что ничего чрезвычайного для этого от вас не требуется.

Важные нюансы госрегистрации. Итак, предположим, что все нормально: основания для отказа в проведении регистрации отсутствуют. Что дальше? Тогда государственный регистратор должен внести в регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица идентификационный код в соответствии с требованиями ЕГРПОУ. Кроме того, он должен внести в ЕГР запись о проведении государственной регистрации юридического лица на основании сведений этой регистрационной карточки.

И можете считать, что у вас появился еще один день рождения. Дата внесения в ЕГР записи о проведении государственной регистрации юридического лица является датой государственной регистрации юридического лица.

Сколько же можно ожидать этого радостного события? Срок государственной регистрации юридического лица не должен превышать три рабочих дня с даты поступления документов для проведения государственной регистрации.

В день регистрации государственный регистратор обязан передать органам статистики, налоговым органам, ПФУ сведения из регистрационной карточки на проведение государственной регистрации юридического лица. При этом не позднее следующего рабочего дня после получения государственным регистратором от таких органов данных о взятии на учет юридического лица он должен выдать (отправить почтовым отправлением с описью вложения) учредителю или уполномоченному им лицу:

— один экземпляр оригинала учредительных документов с отметкой государственного регистратора о проведении государственной регистрации юридического лица;

— выписку из ЕГР.

Далее перейдем к финансовым аспектам вопроса.

Регистрационный сбор. Абсолютно логично, что государственная регистрация — дело не бесплатное. Нужно же наполнять госбюджет! А для этого, как известно, все способы хороши. Так вот, за проведение государственной регистрации юридического лица в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 755 взимают регистрационный сбор в размере 10 ннмдг (170 грн.).

Обратите внимание: с 30.10.2014 г. взимать регистрационный сбор за проведение государственной регистрации больше не будут! А все благодаря Закону № 1206, который вступит в силу именно с этой даты.

Сейчас регистрационный сбор, кстати, взимают и при:

— проведении государственной регистрации изменений в учредительные документы;

— выдаче дубликата оригинала учредительных документов, и изменений в них, удостоверенных государственным регистратором.

Но это уже совсем другая история.

Как подтвердить тот факт, что сбор вы уже уплатили? Для этого пригодится:

— копия выданной банком квитанции или

— копия платежного поручения с отметкой банка.

Одну из таких копий, как вы вероятно уже заметили, подают государственному регистратору наряду с другими документами, необходимыми для регистрации. В случае же подачи электронных документов подтверждением внесения регистрационного сбора будет экземпляр электронного расчетного документа, удостоверенного ЭЦП.

Что же следует после удачной госрегистрации? Надеемся, успешное функционирование вашего вновь созданного предприятия. Но сейчас — не об этом. Госрегистратор сформирует на ваше предприятие регистрационное дело.

Регистрационное дело. Сделать это он должен после внесения записи о проведении государственной регистрации юридического лица в ЕГР. При этом ему присваивается регистрационный номер. Что же это за дело такое?

В регистрационном деле юрлица согласно ч. 3 ст. 11 Закона № 755 хранят:

1) документы, которые подаются для проведения государственной регистрации юридического лица, в частности один экземпляр оригиналов учредительных документов;

2) документы, которые подаются для проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы, в частности один экземпляр оригиналов изменений в учредительные документы и/или один экземпляр учредительных документов в новой редакции;

3) документы, которые подаются для внесения в ЕГР сведений об обособленных подразделениях юридического лица;

4) документы, которые подаются для внесения в ЕГР записи о решении учредителей (участников) или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица;

5) документы, которые подаются для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица;

6) судебные решения об отмене государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица;

7) документы, которые подаются для внесения в ЕГР судебного решения об отмене государственной регистрации прекращения юридического лица;

8) копии уведомлений, в частности об отказе в проведении государственной регистрации изменений в учредительные документы;

9) документы об изменении местонахождения регистрационного дела;

10) судебные решения, ставшие основанием для внесения в ЕГР записи о прекращении юридического лица;

11) заявления, запросы о доступе к документам по регистрационному делу;

12) постановления о выемке документов по регистрационному делу, экземпляры протоколов выемки и копии описей изъятых документов;

13) судебные решения об истребовании документов по регистрационному делу, сопроводительные листы или документы, которыми суд уполномочил лица на их получение, копии описей изъятых документов;

14) документы, которые подаются для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГР;

15) кассовый чек или расчетная квитанция, которая выдается отправителю (государственному регистратору или другому должностному лицу) о принятом для пересылки почтовом отправлении;

16) документы, в соответствии с которыми назначена комиссия по прекращению юридического лица (комиссия по реорганизации, ликвидационная комиссия) или ликвидатора, сведения о персональном составе такой комиссии, ее председателе или ликвидаторе, регистрационных номерах учетных карточек плательщиков налогов всех членов такой комиссии (или сведения о серии и номере паспорта гражданина Украины или паспортного документа иностранца — для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, уведомили об этом соответствующий налоговый орган и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта);

17) уведомление контролирующих органов, ПФУ о начале проведения внеплановой проверки, назначенной в связи с прекращением юридического лица;

18) уведомление контролирующих органов, ПФУ о невозможности проведения внеплановой проверки, назначенной в связи с прекращением юридического лица;

19) уведомление контролирующих органов, ПФУ о наличии возражений контролирующих органов и/или ПФУ против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации и об отзыве такого уведомления;

20) второй экземпляр уведомления о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица, направленного государственным регистратором юридическому лицу в установленном законом порядке.

Как видите, на момент, когда вы только прошли регистрацию, пакет документов не будет таким объемным. Скорее всего, в регистрационное дело попадут только документы, приведенные в позиции 1 этого списка.

Но имейте в виду: госрегистратор теперь держит вас «под прицелом». В случае необходимости внесения в регистрационные документы тех или иных сведений придется обращаться к нему снова. Поэтому рекомендуем с ним «дружить».

Как же правильно учитывать расходы на проведение государственной регистрации?

 

УЧЕТ РАСХОДОВ НА РЕГИСТРАЦИЮ

 

Такие расходы попадут в прочие расходы обычной деятельности, не связанные непосредственно с производством и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг. На это указывает п.п. «ж» п.п. 138.10.6 НК. Наряду с расходами на приобретение лицензий и других специальных разрешений, выданных государственными органами для осуществления хозяйственной деятельности, этот подпункт упоминает, в том числе, и расходы на плату за регистрацию предприятия в органах государственной регистрации.

Как же отразить такие расходы в налоговой отчетности? Для этого в приложении ІВ к строке 06.4 Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия предусмотрена строка 06.4.10 «Расходы на плату за регистрацию предприятия в органах государственной регистрации». Ее данные, наряду с другими подобными расходами, попадают в итог строки 06.4 «Прочие расходы обычной деятельности и прочие операционные расходы» декларации. Поэтому хоть и небольшая, но радость: потраченные на госрегистрацию средства не пропадут даром.

В заключение же пожелаем не только успешно предприятие (при необходимости) зарегистрировать, а главное — удачно ему потом функционировать.

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Закон № 1206 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об упрощении порядка открытия бизнеса» от 15.04.2014 г. № 1206-VII.

АМК — Антимонопольный комитет Украины.

ЭЦП — электронная цифровая подпись.

ЕГР — Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

ЕГРПОУ — Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины.

КМУ — Кабинет Министров Украины.

Ннмдг — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

НДС — налог на добавленную стоимость.

ПФУ — Пенсионный фонд Украины.

ФХ — фермерское хозяйство.

ФЛП — физическое лицо — предприниматель.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше