Темы статей
Выбрать темы

Налоговые проверки: памятка

НИКОЛЬСКАЯ АНАСТАСИЯ
Сегодняшняя памятка-шпаргалка будет полезна тем субъектам хозяйствования, которые готовятся к визиту налоговиков с проверкой или оказались перед фактом такой проверки.

Виды проверок

 

img 1

 

Характеристика проверок

Показатель

Камеральные

Документальные

Фактические

плановые

внеплановые

1

2

3

4

5

Где проводятся?

В помещении контролирующего органа

Выездные — по месту нахождения плательщика налогов или месту расположения объекта права собственности, в отношении которого проводится такая проверка.

 

Невыездные — в помещении контролирующего органа

По месту фактического осуществления плательщиком налогов деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика

Основание для проведения

Факт подачи отчетности

План-график проверок

Не предусмотрены в плане проверок и проводятся:

 

 

 

при наличии хотя бы одного основания, указанного в ст. 78 НК

при наличии хотя бы одного основания, предусмотренного п. 80.2 НК

Уведомление о проверке

Проводится без предварительного уведомления

О проведении проверки обязаны письменно уведомить не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала

Проводится без предварительного уведомления плательщика

Периодичность проверки

При каждой подаче отчетности

Зависит от степени риска в деятельности плательщиков*:
— незначительная степень риска — не чаще одного раза в три календарных года;
— средняя степень риска — не чаще одного раза в два календарных года;
— высокая степень риска — не чаще одного раза в календарный год

При наличии оснований для ее проведения

Какие вопросы проверяются?

Данные, заявленные в налоговой отчетности, в частности, наличие арифметико-логических ошибок

Проверка проводится по совокупным показателям финансово-
хозяйственной деятельности плательщика. Запрещается проводить документальную плановую проверку по отдельным видам обязательств (п. 77.3 НК)

Контролируется узкий вопрос, который стал основанием для проведения внеплановой проверки

Оформление результатов проверки

Если нарушений не выявлено, никакие документы не составляются, а в соответствующей декларации просто делается отметка о проведении проверки. В случае установления нарушений составляется акт в 2 экземплярах, который вручается или отсылается для подписания налогоплательщику в течение 3 рабочих дней (п. 86.2 НК)

Результаты документальных и фактических проверок оформляются (п. 86.1 НК, п. 3 Порядка № 984):
— в форме акта — если в ходе проверки выявлены нарушения
либо
— в форме справки — в случае отсутствия нарушений

На составление акта, его подписание и регистрацию налоговикам отводится 5 (а если проверяются плательщики, которые имеют филиалы и/или находятся на консолидированной уплате 10) рабочих дней после окончания проверки

Акт (справка) составляется, подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими проверку, регистрируется не позже следующего рабочего дня после окончания проверки

Что будет, если не допустить налоговиков к проверке?

Х

За необоснованный отказ в проведении документальной проверки плательщику грозит:
1. Административный арест имущества (п.п. 94.2.3 НК). Обоснованность ареста в течение 96 часов должна быть проверена судом.
2. Админштраф по ст. 1633 КоАП в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 грн. до 170 грн.). В случае повторного нарушения в течение года — штраф применяется в размере от 10 до 15 ннмдг (от 170 грн. до 255 грн.)

Админштраф по ст. 1633 КоАП в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 грн. до 170 грн.). В случае повторного нарушения в течение года — штраф применяется в размере от 10 до 15 ннмдг (от 170 грн. до 255 грн.)

 

* Критерии отбора плательщиков для включения в план-график проведения документальных плановых проверок приведен в приказе ГНАУ от 01.04.2011 г. № 190.

 

Продолжительность проверок

Категории
плательщиков

Продолжительность проверки (п. 82.1 НК)

Срок, на который можно продлить
продолжительность проверки

Возможность
приостановления проверки

Камеральные проверки

Все налогоплательщики

Зависит от сроков подачи отчетности по конкретному налогу

Х

Х

К примеру, в отношении НДС камеральные проверки проводятся в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации (п. 200.10 НК). Камеральная проверка проводится до наступления сроков подачи следующей отчетности по соответствующему налогу.

Плановые проверки

Крупный налогоплательщик

Не более 30 рабочих дней

Не более чем на 15 рабочих дней

Может быть приостановлена на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней*

Субъекты малого предпринимательства

Не более 10 рабочих дней

Не более чем
на 5 рабочих дней

Х

Другие плательщики налогов

Не более 20 рабочих дней

Не более чем на 10 рабочих дней

Х

Внеплановые проверки

Крупный налогоплательщик

Не более 15 рабочих дней

Не более чем на 10 рабочих дней

Может быть приостановлена на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней*

Субъекты малого предпринимательства

Не более 5 рабочих дней

Не более чем на 2 рабочих дня

Х

Физлица-предприниматели без наемных работников при наличии условий, названных в абз. 3 — 8 п. 82.2 НК

Не более 3 рабочих дней

Другие плательщики налогов

Не более 10 рабочих дней

Не более чем на 5 рабочих дней

Х

Фактические проверки

Все налогоплательщики

Не более 10 суток

Не более чем на 5 суток

Х

 

* В случае необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов о деятельности плательщика налогов, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления плательщиком налогов утраченных документов проверка может быть приостановлена на срок, необходимый для завершения таких процедур (абз. 3 п. 82.4 НК).

Условия допуска к проведению документальных выездных и фактических проверок

 

img 2

 

Внимание! Если у налогоплательщика были основания для недопуска проверяющих к проверке, но он не воспользовался своим правом, то в дальнейшем обжаловать неправомерность проверки нельзя (постановления ВАСУ от 19.02.2014 г. № К/800/56894/13, от 21.08.2013 г. № К/9991/42817/12)

 

Блиц-ответы

Вопрос

Ответ

Можно ли не допустить проверяющих к проверке в случае их отказа расписаться в Журнале проверок?

Сами налоговики признают необходимость того, чтобы проверяющие расписались в Журнале регистрации проверок, если субъект хозяйствования ведет такой Журнал (раздел 136.02 ЗІР).
Однако из-за отказа расписаться в Журнале регистрации проверок не допускать проверяющих к проверке нельзя. Согласно п. 81.1 НК отказать в допуске к проверке можно, если не предъявлены направление на проведение проверки (или предъявленное направление оформлено с нарушением требований), копия приказа о проведении проверки и служебные удостоверения проверяющих

Какие документы могут требовать проверяющие в ходе документальной проверки?

Согласно п.п. 75.1.2 НК это такие документы:
— налоговые декларации (расчеты);
— финансовая, статистическая и другая отчетность;
— регистры налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом;
— первичные документы, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете и связаны с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
Согласно п. 85.2 НК крупный плательщик обязан также предоставить копии документов в электронном виде

Какой период может проверяться?

Законодательством этот срок не установлен. Как правило, проверяют период от проверки
до проверки. Однако для налоговиков интересен период 1095 дней (т. е. 3 последних года), поскольку только за этот период они могут самостоятельно доначислить налоговые обязательства и применить штрафы за их неуплату (ст. 102 НК).
Исключение: проверяющие могут доначислить налоговые обязательства и штрафы за их неуплату свыше этого срока, если:
плательщик вообще не подал налоговую декларацию за тот период, когда возникло налоговое обязательство;
— судом установлено, что должностное лицо налогоплательщика (предприниматель) совершило преступление по умышленному уклонению от уплаты налогового обязательства

Могут ли проверяющие изымать документы?

Во время проведения проверки налоговики имеют право получать надлежащим образом заверенные копии документов. Копии должны быть заверены подписью плательщика налогов или его должностным лицом и скреплены печатью (при наличии).
Изымать оригиналы первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, налоговикам запрещено (п. 85.5 НК). Они имеют право лишь обращаться в суд с заявлением об изъятии оригиналов первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов (п.п. 20.1.38 НК)

Имеют ли право налоговики во время проверки проводить инвентаризацию?

Контролирующие органы вправе требовать от налогоплательщика в ходе проверки провести инвентаризацию основных средств, ТМЦ, денежных средств, в том числе снятия остатков ТМЦ, наличности (п.п. 20.1.9 НК).
Главный вопрос — могут ли налоговики присутствовать во время проведения такой инвентаризации? Могут. Такое право им предоставляет п. 11.1 Инструкции № 69. Поэтому отказать в таком присутствии налогоплательщики не могут. Отметим, контролирующие органы не должны иметь специальное направление на проведение инвентаризации, достаточно того, что у них есть направление на проверку.
Налоговики отмечают, что проверяемый плательщик должен провести инвентаризацию по требованию налогового органа до окончания проверки (см. письмо ГНАУ от 26.05.2011 г. № 6322/5/23-4016)

 

Основания для документальной внеплановой проверки

№ п/п

Основание по НК

Норма НК

Пояснение

1

2

3

4

1

По результатам проверок других плательщиков налогов или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются возможные нарушения этим плательщиком налогового, валютного и другого законодательства в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса

Подпункт 78.1.1

Основания для проведения проверки появляются, если одновременно соблюдаются следующие условия:
— налоговики направили письменный запрос на получение информации;
— в запросе указана суть нарушения;
— плательщик не отвечает на запрос (не предоставляет пояснения, а также документальные подтверждения) в течение 10 рабочих дней.
Если хотя бы одно условие не соблюдено — оснований для проверки нет

2

Налогоплательщиком не подана в установленный срок налоговая декларация или расчеты, если их подача предусмотрена законом

Подпункт 78.1.2

Налоговой декларацией, расчетом считается только тот документ, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства. Поэтому, к примеру, Отчет о суммах налоговых льгот не является налоговой декларацией. А значит, его неподача/несвоевременная подача не влечет за собой внеплановую проверку

3

Налогоплательщиком подан уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который уже проверялся налоговым органом

Подпункт 78.1.2

Это основание направлено на то, чтобы у плательщика не возникало желания исправить отчетность за проверенный период.
Проверке подлежит только тот налоговый период, в отношении которого подан уточняющий расчет

4

Выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговой декларации, поданной плательщиком налогов, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальное подтверждение на письменный запрос контролирующего органа, в котором указаны выявленное несоответствие данных и соответствующая декларация, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса

Подпункт 78.1.4

На этом основании внеплановая проверка возможна, если выявлена недостоверность данных, содержащихся в ранее поданной налоговой декларации.
При этом проверка проводится, если одновременно соблюдаются следующие условия:
— налоговики направили письменный запрос налогоплательщику;
— в запросе указано, в какой именно и какие данные декларации не соответствуют;
— плательщик не дал ответ на запрос и не предоставил документальные подтверждения в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса

5

Плательщик налогов подал контролирующему органу возражения к акту проверки или жалобу на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полностью или частично пересмотреть результаты соответствующей проверки либо отменить принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, если плательщик налогов в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы во время проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки

Подпункт 78.1.5

Такая проверка проводится только в случае, когда плательщик налогов в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы во время проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки.
Во время внеплановой проверки проверяются исключительно обстоятельства, ставшие предметом обжалования

6

Начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, закрытия постоянного представительства или обособленного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации, возбуждено производство по делу о признании банкротом плательщика налогов или подано заявление о снятии с учета плательщика налогов

Подпункт 78.1.7

Проверка проводится, в частности, при реорганизации юрлица (кроме преобразования), прекращении юрлица или предпринимательской деятельности физлица. Также основанием для проверки является закрытие постоянного представительства или обособленного подразделения юрлица, в том числе иностранной компании, организации

7

Плательщиком подана декларация, в которой заявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства и/или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, составляющим более 100 тыс. гривень

Подпункт 78.1.8

Проверки на этом основании могут проводиться в случае:
1) декларирования возмещения из бюджета НДС (независимо от суммы заявленного возмещения) при условии наличия достаточных оснований, свидетельствующих о том, что расчет суммы бюджетного возмещения был произведен с нарушением норм налогового законодательства. Перечень таких «достаточных оснований» установлен постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1238;
2) подачи налогоплательщиком декларации по НДС с заявленным отрицательным значением НДС более 100 тыс. грн. Причем не обязательно, чтобы это отрицательное значение было заявлено к возмещению. Достаточно самого факта декларирования такого отрицательного значения.
Подобные проверки могут проводиться исключительно по вопросам законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета НДС и/или отрицательного значения по НДС более 100 тыс. грн. и не могут касаться других вопросов

8

В отношении плательщика налога подана жалоба о непредоставлении таким плательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непредоставления таким плательщиком налога пояснений и документального подтверждения по письменному запросу контролирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня его получения

Подпункт 78.1.9

Установленные факты автоматически основанием для проверки не становятся. Она проводится только в том случае, когда плательщик, который «отказал» в предоставлении налоговой накладной, не предоставит своих объяснений в 10-дневный срок на письменный запрос налоговиков, в котором указывается информация из жалобы или о нарушении правил заполнения налоговой накладной

9

Получено судебное решение суда (следственного судьи) о назначении проверки или постановление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом

Подпункт 78.1.11

Проверка проводится только при наличии возбужденного уголовного дела в отношении должностного лица (должностных лиц)

10

Контролирующим органом высшего уровня в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц нижестоящего органа проведена проверка документов обязательной отчетности плательщика налогов или материалов документальной проверки, проведенной нижестоящим контролирующим органом, и обнаружено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение во время проверки вопросов, которые должны были быть выяснены при проверке для вынесения объективного заключения о соблюдении плательщиком налогов требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы

Подпункт 78.1.12

Право на проведение такой проверки возникает только тогда, когда в отношении должностных лиц нижестоящего налогового органа, проводивших документальную проверку плательщика, начато служебное расследование или они уведомлены о подозрении в совершении уголовного правонарушения

11

Получение информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе в результате незаключения плательщиком налогов трудовых договоров с наемными лицами согласно закону, а также осуществления лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации

Подпункт 78.1.13

Источники этой информации могут быть любыми. Это могут быть жалобы физических либо юридических лиц, информация от органов государственной власти, в том числе других контролирующих органов, либо органов местного самоуправления.
На этом же основании может быть проведена и фактическая проверка.
Проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим основанием для ее проведения

12

Установление отклонений цен контролируемой операции от уровня обычных (рыночных) цен

Подпункт 78.1.14

Проверки могут осуществляться лишь по отношению к контролируемым операциям. Проверять соблюдение других требований законодательства во время проверки контролируемых операций налоговики не вправе (п.п. 39.5.2.7 НК).
О принятом решении о проведении проверки территориальный орган Миндоходов уведомляет налогоплательщика в течение 10 дней со дня такого принятия и не позднее чем за 10 дней до начала проверки. Одновременно с уведомлением налогоплательщику направляется запрос о предоставлении документов, подтверждающих осуществление финансово-хозяйственных операций (п.п. 39.5.2.3 НК)

13

Неподача плательщиком налогов или подача с нарушением требований отчета о контролируемых операциях и/или обязательной документации или в случае установления нарушений во время мониторинга такого отчета или документации

Подпункт 78.1.15

14

Отрицательное значение объекта налогообложения декларируется плательщиком налога на прибыль в течение четырех последних налоговых периодов

Пункт 150.3

Проверяется только правильность определения объекта обложения налогом на прибыль

15

Выявление расхождений между данными налоговой накладной и Единого реестра налоговых накладных

Пункт 201.10

Как указано в письме ГНАУ от 23.09.2011 г. № 1332/7/22-1417/462, «назначение внеплановых проверок на основании абзаца 10 п. 201.10 ст. 201 Кодекса целесообразно только в случае возможных существенных потерь бюджета»

 

Основания для фактической проверки

№ п/п

Основание по НК

Норма НК

Пояснение

1

2

3

4

1

По результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров, осуществления плательщиком налогов расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы, и возникает необходимость проверки таких фактов

Подпункт 80.2.1

Основанием для проверки является сам факт возможных нарушений, выявленных по результатам проверки контрагентов. При этом, в отличие от внеплановой проверки, запросы с просьбой предоставить пояснения плательщику не направляются

2

От государственных органов либо органов местного самоуправления налоговым органом получена информация, свидетельствующая о возможных нарушениях плательщиком налогов законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы,
в частности, относительно осуществления плательщиками налогов расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы, производства и оборота подакцизных товаров

Подпункт 80.2.2

Обратите внимание: налоговики настаивают на том, что они не обязаны предоставлять плательщику сведения о том, по информации какого государственного органа и на основании каких фактов проводится проверка (письмо ГНАУ от 01.06.2011 г. № 5283/К/23—7014/624). А в случае возникновения сомнений по поводу ее законности рекомендуют обращаться в вышестоящий контролирующий орган

3

Письменное обращение покупателя (потребителя), оформленное в соответствии с законом, о нарушении плательщиком налогов установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования либо лицензирования

Подпункт 80.2.3

Обращение должно быть именно письменным. Анонимная жалоба не может быть основанием для проведения внеплановой проверки.
Однако, опять же, налоговики могут не предоставить информацию о том, какая именно жалоба послужила основанием для проверки

4

Непредоставление субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, подача их с нулевыми показателями

Подпункт 80.2.4

Отчетность о работе РРО на сегодняшний день субъекты хозяйствования подают исключительно в электронном виде. Кассовый аппарат самостоятельно выполняет все необходимые операции для передачи такой информации контролерам.
Те же субъекты хозяйствования, которым не нужно предоставлять информацию контролирующим органам в электронном виде (например, при использовании КУРО и РК), как и ранее, должны подавать отчет по форме № ЗВР-1

5

Получена в установленном законодательством порядке информация о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками, а также осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий

Подпункт 80.2.5

Это основание касается субъектов хозяйствования, которые имеют отношение к производству, учету, хранению и транспортировке спирта, алкогольных напитков и табачных изделий

6

Выявление по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам соблюдения субъектом хозяйствования неналогового законодательства

Подпункт 80.2.6

Если по результатам предыдущей фактической проверки выявлены нарушения, то налоговые органы имеют право единоразово прийти еще с одной повторной проверкой в течение 12 календарных месяцев с даты составления предыдущего акта проверки (п. 80.3 НК)

7

Получение в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплате работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации

Подпункт 80.2.7

Источники такой информации могут быть любыми — НК их не ограничивает. Это могут быть жалобы физических и/или юридических лиц, информация от органов госвласти, в том числе других контролирующих органов, либо органов местного самоуправления

 

Использованные документы и сокращения

НК Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КоАП Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Порядок № 984 — Порядок оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 984.

Инструкция № 69 Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 11.08.94 г. № 69.

ЗІР — общедоступный информационно-справочный ресурс, размещенный на официальном сайте Министерства доходов и сборов (http://zir.minrd.gov.ua).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше