Виды проверок
Характеристика проверок
Показатель | Камеральные | Документальные | Фактические | |
плановые | внеплановые | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Где проводятся? | В помещении контролирующего органа | Выездные — по месту нахождения плательщика налогов или месту расположения объекта права собственности, в отношении которого проводится такая проверка.
Невыездные — в помещении контролирующего органа | По месту фактического осуществления плательщиком налогов деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика | |
Основание для проведения | Факт подачи отчетности | План-график проверок | Не предусмотрены в плане проверок и проводятся: | |
|
|
| при наличии хотя бы одного основания, указанного в ст. 78 НК | при наличии хотя бы одного основания, предусмотренного п. 80.2 НК |
Уведомление о проверке | Проводится без предварительного уведомления | О проведении проверки обязаны письменно уведомить не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала | Проводится без предварительного уведомления плательщика | |
Периодичность проверки | При каждой подаче отчетности | Зависит от степени риска в деятельности плательщиков*: | При наличии оснований для ее проведения | |
Какие вопросы проверяются? | Данные, заявленные в налоговой отчетности, в частности, наличие арифметико-логических ошибок | Проверка проводится по совокупным показателям финансово- | Контролируется узкий вопрос, который стал основанием для проведения внеплановой проверки | |
Оформление результатов проверки | Если нарушений не выявлено, никакие документы не составляются, а в соответствующей декларации просто делается отметка о проведении проверки. В случае установления нарушений составляется акт в 2 экземплярах, который вручается или отсылается для подписания налогоплательщику в течение 3 рабочих дней (п. 86.2 НК) | Результаты документальных и фактических проверок оформляются (п. 86.1 НК, п. 3 Порядка № 984): | ||
На составление акта, его подписание и регистрацию налоговикам отводится 5 (а если проверяются плательщики, которые имеют филиалы и/или находятся на консолидированной уплате — 10) рабочих дней после окончания проверки | Акт (справка) составляется, подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими проверку, регистрируется не позже следующего рабочего дня после окончания проверки | |||
Что будет, если не допустить налоговиков к проверке? | Х | За необоснованный отказ в проведении документальной проверки плательщику грозит: | Админштраф по ст. 1633 КоАП в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 грн. до 170 грн.). В случае повторного нарушения в течение года — штраф применяется в размере от 10 до 15 ннмдг (от 170 грн. до 255 грн.) |
* Критерии отбора плательщиков для включения в план-график проведения документальных плановых проверок приведен в приказе ГНАУ от 01.04.2011 г. № 190.
Продолжительность проверок
Категории | Продолжительность проверки (п. 82.1 НК) | Срок, на который можно продлить | Возможность |
Камеральные проверки | |||
Все налогоплательщики | Зависит от сроков подачи отчетности по конкретному налогу | Х | Х |
К примеру, в отношении НДС камеральные проверки проводятся в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации (п. 200.10 НК). Камеральная проверка проводится до наступления сроков подачи следующей отчетности по соответствующему налогу. | |||
Плановые проверки | |||
Крупный налогоплательщик | Не более 30 рабочих дней | Не более чем на 15 рабочих дней | Может быть приостановлена на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней* |
Субъекты малого предпринимательства | Не более 10 рабочих дней | Не более чем | Х |
Другие плательщики налогов | Не более 20 рабочих дней | Не более чем на 10 рабочих дней | Х |
Внеплановые проверки | |||
Крупный налогоплательщик | Не более 15 рабочих дней | Не более чем на 10 рабочих дней | Может быть приостановлена на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней* |
Субъекты малого предпринимательства | Не более 5 рабочих дней | Не более чем на 2 рабочих дня | Х |
Физлица-предприниматели без наемных работников при наличии условий, названных в абз. 3 — 8 п. 82.2 НК | Не более 3 рабочих дней | ||
Другие плательщики налогов | Не более 10 рабочих дней | Не более чем на 5 рабочих дней | Х |
Фактические проверки | |||
Все налогоплательщики | Не более 10 суток | Не более чем на 5 суток | Х |
* В случае необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов о деятельности плательщика налогов, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления плательщиком налогов утраченных документов проверка может быть приостановлена на срок, необходимый для завершения таких процедур (абз. 3 п. 82.4 НК).
Условия допуска к проведению документальных выездных и фактических проверок
Внимание! Если у налогоплательщика были основания для недопуска проверяющих к проверке, но он не воспользовался своим правом, то в дальнейшем обжаловать неправомерность проверки нельзя (постановления ВАСУ от 19.02.2014 г. № К/800/56894/13, от 21.08.2013 г. № К/9991/42817/12)
Блиц-ответы
Вопрос | Ответ |
Можно ли не допустить проверяющих к проверке в случае их отказа расписаться в Журнале проверок? | Сами налоговики признают необходимость того, чтобы проверяющие расписались в Журнале регистрации проверок, если субъект хозяйствования ведет такой Журнал (раздел 136.02 ЗІР). |
Какие документы могут требовать проверяющие в ходе документальной проверки? | Согласно п.п. 75.1.2 НК это такие документы: |
Какой период может проверяться? | Законодательством этот срок не установлен. Как правило, проверяют период от проверки |
Могут ли проверяющие изымать документы? | Во время проведения проверки налоговики имеют право получать надлежащим образом заверенные копии документов. Копии должны быть заверены подписью плательщика налогов или его должностным лицом и скреплены печатью (при наличии). |
Имеют ли право налоговики во время проверки проводить инвентаризацию? | Контролирующие органы вправе требовать от налогоплательщика в ходе проверки провести инвентаризацию основных средств, ТМЦ, денежных средств, в том числе снятия остатков ТМЦ, наличности (п.п. 20.1.9 НК). |
Основания для документальной внеплановой проверки
№ п/п | Основание по НК | Норма НК | Пояснение |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | По результатам проверок других плательщиков налогов или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются возможные нарушения этим плательщиком налогового, валютного и другого законодательства в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса | Подпункт 78.1.1 | Основания для проведения проверки появляются, если одновременно соблюдаются следующие условия: |
2 | Налогоплательщиком не подана в установленный срок налоговая декларация или расчеты, если их подача предусмотрена законом | Подпункт 78.1.2 | Налоговой декларацией, расчетом считается только тот документ, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства. Поэтому, к примеру, Отчет о суммах налоговых льгот не является налоговой декларацией. А значит, его неподача/несвоевременная подача не влечет за собой внеплановую проверку |
3 | Налогоплательщиком подан уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который уже проверялся налоговым органом | Подпункт 78.1.2 | Это основание направлено на то, чтобы у плательщика не возникало желания исправить отчетность за проверенный период. |
4 | Выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговой декларации, поданной плательщиком налогов, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальное подтверждение на письменный запрос контролирующего органа, в котором указаны выявленное несоответствие данных и соответствующая декларация, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса | Подпункт 78.1.4 | На этом основании внеплановая проверка возможна, если выявлена недостоверность данных, содержащихся в ранее поданной налоговой декларации. |
5 | Плательщик налогов подал контролирующему органу возражения к акту проверки или жалобу на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полностью или частично пересмотреть результаты соответствующей проверки либо отменить принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, если плательщик налогов в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы во время проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки | Подпункт 78.1.5 | Такая проверка проводится только в случае, когда плательщик налогов в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы во время проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки. |
6 | Начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, закрытия постоянного представительства или обособленного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации, возбуждено производство по делу о признании банкротом плательщика налогов или подано заявление о снятии с учета плательщика налогов | Подпункт 78.1.7 | Проверка проводится, в частности, при реорганизации юрлица (кроме преобразования), прекращении юрлица или предпринимательской деятельности физлица. Также основанием для проверки является закрытие постоянного представительства или обособленного подразделения юрлица, в том числе иностранной компании, организации |
7 | Плательщиком подана декларация, в которой заявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства и/или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, составляющим более 100 тыс. гривень | Подпункт 78.1.8 | Проверки на этом основании могут проводиться в случае: |
8 | В отношении плательщика налога подана жалоба о непредоставлении таким плательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непредоставления таким плательщиком налога пояснений и документального подтверждения по письменному запросу контролирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня его получения | Подпункт 78.1.9 | Установленные факты автоматически основанием для проверки не становятся. Она проводится только в том случае, когда плательщик, который «отказал» в предоставлении налоговой накладной, не предоставит своих объяснений в 10-дневный срок на письменный запрос налоговиков, в котором указывается информация из жалобы или о нарушении правил заполнения налоговой накладной |
9 | Получено судебное решение суда (следственного судьи) о назначении проверки или постановление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом | Подпункт 78.1.11 | Проверка проводится только при наличии возбужденного уголовного дела в отношении должностного лица (должностных лиц) |
10 | Контролирующим органом высшего уровня в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц нижестоящего органа проведена проверка документов обязательной отчетности плательщика налогов или материалов документальной проверки, проведенной нижестоящим контролирующим органом, и обнаружено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение во время проверки вопросов, которые должны были быть выяснены при проверке для вынесения объективного заключения о соблюдении плательщиком налогов требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы | Подпункт 78.1.12 | Право на проведение такой проверки возникает только тогда, когда в отношении должностных лиц нижестоящего налогового органа, проводивших документальную проверку плательщика, начато служебное расследование или они уведомлены о подозрении в совершении уголовного правонарушения |
11 | Получение информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе в результате незаключения плательщиком налогов трудовых договоров с наемными лицами согласно закону, а также осуществления лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации | Подпункт 78.1.13 | Источники этой информации могут быть любыми. Это могут быть жалобы физических либо юридических лиц, информация от органов государственной власти, в том числе других контролирующих органов, либо органов местного самоуправления. |
12 | Установление отклонений цен контролируемой операции от уровня обычных (рыночных) цен | Подпункт 78.1.14 | Проверки могут осуществляться лишь по отношению к контролируемым операциям. Проверять соблюдение других требований законодательства во время проверки контролируемых операций налоговики не вправе (п.п. 39.5.2.7 НК). |
13 | Неподача плательщиком налогов или подача с нарушением требований отчета о контролируемых операциях и/или обязательной документации или в случае установления нарушений во время мониторинга такого отчета или документации | Подпункт 78.1.15 | |
14 | Отрицательное значение объекта налогообложения декларируется плательщиком налога на прибыль в течение четырех последних налоговых периодов | Пункт 150.3 | Проверяется только правильность определения объекта обложения налогом на прибыль |
15 | Выявление расхождений между данными налоговой накладной и Единого реестра налоговых накладных | Пункт 201.10 | Как указано в письме ГНАУ от 23.09.2011 г. № 1332/7/22-1417/462, «назначение внеплановых проверок на основании абзаца 10 п. 201.10 ст. 201 Кодекса целесообразно только в случае возможных существенных потерь бюджета» |
Основания для фактической проверки
№ п/п | Основание по НК | Норма НК | Пояснение |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | По результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров, осуществления плательщиком налогов расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы, и возникает необходимость проверки таких фактов | Подпункт 80.2.1 | Основанием для проверки является сам факт возможных нарушений, выявленных по результатам проверки контрагентов. При этом, в отличие от внеплановой проверки, запросы с просьбой предоставить пояснения плательщику не направляются |
2 | От государственных органов либо органов местного самоуправления налоговым органом получена информация, свидетельствующая о возможных нарушениях плательщиком налогов законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы, | Подпункт 80.2.2 | Обратите внимание: налоговики настаивают на том, что они не обязаны предоставлять плательщику сведения о том, по информации какого государственного органа и на основании каких фактов проводится проверка (письмо ГНАУ от 01.06.2011 г. № 5283/К/23—7014/624). А в случае возникновения сомнений по поводу ее законности рекомендуют обращаться в вышестоящий контролирующий орган |
3 | Письменное обращение покупателя (потребителя), оформленное в соответствии с законом, о нарушении плательщиком налогов установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования либо лицензирования | Подпункт 80.2.3 | Обращение должно быть именно письменным. Анонимная жалоба не может быть основанием для проведения внеплановой проверки. |
4 | Непредоставление субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, подача их с нулевыми показателями | Подпункт 80.2.4 | Отчетность о работе РРО на сегодняшний день субъекты хозяйствования подают исключительно в электронном виде. Кассовый аппарат самостоятельно выполняет все необходимые операции для передачи такой информации контролерам. |
5 | Получена в установленном законодательством порядке информация о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками, а также осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий | Подпункт 80.2.5 | Это основание касается субъектов хозяйствования, которые имеют отношение к производству, учету, хранению и транспортировке спирта, алкогольных напитков и табачных изделий |
6 | Выявление по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам соблюдения субъектом хозяйствования неналогового законодательства | Подпункт 80.2.6 | Если по результатам предыдущей фактической проверки выявлены нарушения, то налоговые органы имеют право единоразово прийти еще с одной повторной проверкой в течение 12 календарных месяцев с даты составления предыдущего акта проверки (п. 80.3 НК) |
7 | Получение в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплате работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации | Подпункт 80.2.7 | Источники такой информации могут быть любыми — НК их не ограничивает. Это могут быть жалобы физических и/или юридических лиц, информация от органов госвласти, в том числе других контролирующих органов, либо органов местного самоуправления |
Использованные документы и сокращения
НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
Порядок № 984 — Порядок оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 984.
Инструкция № 69 — Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 11.08.94 г. № 69.
ЗІР — общедоступный информационно-справочный ресурс, размещенный на официальном сайте Министерства доходов и сборов (http://zir.minrd.gov.ua).