Темы статей
Выбрать темы

Аутсорсинг: правовые аспекты и учет

АУТСОРСИНГ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И УЧЕТ

Трудно успеть сделать все, что хочешь, самому. И старая пословица «хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам» выглядит пережитком прошлого. Как в жизни в целом, так и в бизнесе в частности часто возникает необходимость переложить свои обязанности на «чужие плечи». Тогда одним из вариантов является аутсорсинг. Для чего он может вам понадобиться и как правильно вести его учет — читайте дальше.

Александр Крук, экономист-аналитик

Что же такое аутсорсинг? Он происходит от англ. «outsourcing» (outer source using) — использование внешнего ресурса/источника. Название говорит само за себя. И все же лучше описать понятие позволит анализ юридической стороны вопроса.

 

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА

 

Действующее законодательство содержит сразу несколько близких по значению определений:

№ п/п

Определение аутсорсинга

Документ

Норма

Примечания

1

Передача отдельных государственных функций органа государственной власти на исполнение организации любой формы собственности при сохранении государственного контроля за реализацией переданных функций

Методические рекомендации по проведению функционального обследования органов государственной власти, утвержденные приказом Национального агентства Украины по вопросам государственной службы Украины от 27.07.2012 г. № 155

П. 1.1 разд. 1

Касается органов государственной власти. Приведено только в ознакомительных целях

2

Выполнение определенных функций и работ, которые традиционно считаются «внутренними» и выполняются штатными работниками, путем привлечения внешних независимых сторон на договорной основе

Методические указания по инспектированию банков «Система оценки рисков», одобренные постановлением Правления НБУ от 15.03.2004 г. № 104

Абз. 4 Глоссария

Используют для оценки рисков в банках. Надзор на основе оценки рисков — это внутренний процесс НБУ. Определение приведено в ознакомительных целях

3

Соглашение, согласно которому заказчик поручает подрядчику выполнить определенные задачи, в частности, часть производственного процесса или полный производственный процесс, предоставление услуг по подбору персонала, вспомогательные функции*

КВЭД ДК 009:2010;

КВЭД-2010

Абз. 2 разд. 4;

Терминология

Значение термина используют в контексте КВЭД. В других контекстах термин может иметь другое значение. Но мы примем за базовое именно это определение

* Термин «аутсорсинг» также употребляется, если подрядчик осуществляет вспомогательную деятельность, и не зависит от того, выполняют ли такие задачи на рыночных условиях. Заказчик и подрядчик могут быть расположены в пределах одной экономической территории или в разных экономических территориях.

 

 

Если уже взяли ориентир на последнее из определений, то в придачу к нему обратите внимание еще на кое-что. Это — корреспондирующие понятия:

1. Заказчик — это субъект, вступающий в договорные отношения с другим субъектом (подрядчиком), которые предусматривают выполнение подрядчиком определенных задач, в частности, части производственного процесса или полного производственного процесса, предоставление услуг по подбору персонала, вспомогательных функций.

2. Подрядчик (субподрядчик) — это субъект, выполняющий определенные задачи, в частности часть производственного процесса или полный производственный процесс, предоставление услуг по подбору персонала, вспомогательные функции.

Это и есть стороны аутсорсинга. Подрядчиков еще называют «провайдеры» и даже «аутсорсеры». Мы же будем использовать традиционное для нашего языка звучание.

Если пошла речь об отношениях между двумя сторонами, то вспомним и об их оформлении. В таком случае в зависимости от ситуации вы имеете возможность заключить договор подряда или договор о предоставлении услуг. Первый вид практикуют при строительстве, в то время как в большинстве случаев прибегают ко второму виду договора. А вот специального договора для оформления исключительно отношений аутсорсинга просто не существует.

Отдельного внимания заслуживает еще один интересный вопрос. Как классифицировать деятельность по аутсорсингу? Ответ удастся найти в КВЭД-2010. Так вот, есть следующие виды аутсорсинга:

№ п/п

Вид аутсорсинга

Определение

1

Аутсорсинг части процесса производства продукции

Заказчик поручает выполнение части процесса производства продукции подрядчику

2

Аутсорсинг полного процесса производства продукции (і) или (ii)

Заказчик, являющийся собственником основных входящих материалов (сырья), т. е. несущий основные материальные расходы (і), или который их собственником не является (іі), поручает выполнение полного процесса производства продукции другой единице

3

Аутсорсинг в сфере строительства

Заказчик на основе подряда поручает выполнение строительных работ другим единицам, но остается ответственным за весь процесс строительства

4

Аутсорсинг вспомогательных функций

Заказчик осуществляет часть или полный процесс производства товаров или услуг, но поручает выполнение определенных вспомогательных функций, таких как бухгалтерские или компьютерные услуги, подрядчику. Эти вспомогательные функции не являются этапами основного процесса производства, они не приводят непосредственно к получению конечного продукта, но поддерживают общее функционирование заказчика как производственной единицы

5

Аутсорсинг деятельности по предоставлению услуг по подбору (найму) персонала

Заказчик поручает подбор (наем) персонала другой единице. В этом случае различают временное, долгосрочное трудоустройство и трудоустройство на постоянной основе

6

Аутсорсинг предоставления услуг

Заказчик на основе подряда передает часть или полный процесс предоставления услуг (за исключением вспомогательных функций, приведенных выше) другой единице

7

Аутсорсинг полного процесса производства продукции растениеводства или животноводства (i) или (ii)

Заказчик, являющийся собственником семян, растений (рассады, черешков, побегов), плодовых деревьев (включая виноградники) или поголовья животных (і), или не являющийся их собственником (іі), на основе подряда передает выполнение полного процесса производства продукции растениеводства или животноводства другой единице

8

Аутсорсинг полного процесса производства продукции лесоводства (i) или (ii)

Заказчик, являющийся собственником лесных насаждений (деревьев) (і) или не являющийся им (іі), на основе подряда передает выполнение полного процесса производства продукции лесоводства другой единице

9

Аутсорсинг полного процесса производства продукции рыбоводства (i) или (ii)

заказчик, являющийся собственником сырья (мальков рыбы) (і) или не являющийся таковым (іі), на основе подряда передает выполнение полного процесса производства продукции рыбоводства другой единице

10

Аутсорсинг полного процесса производства энергетической продукции (i) или (ii)

Заказчик, являющийся собственникам энергетических материалов (нефти, угля, газа, древесины, сельскохозяйственных отходов и т. п.) (і) или не являющийся их собственником (іі), на основе подряда передает выполнение полного процесса производства энергетической продукции (электроэнергии, газа, теплоенергии и т. п.) другой единице

11

Аутсорсинг полного процесса производства других видов продукции

Заказчик, осуществляющий деятельность по рыболовству, добыче полезных ископаемых и разработке карьеров, водоснабжению и т. п., передает выполнение процесса производства другим

 

В нескольких видах аутсорсинга выделены подвиды (і) и (іі). Что же это за шифры? Первый подвид означает, что заказчик является собственником сырья, т. е. несет основные материальные расходы. Второй подвид применяют, когда заказчик собственником сырья не является. А его виды отличаются в зависимости от того, о какой сфере хозяйствования идет речь.

В рамках этой статьи вы ознакомитесь с аутсорсингом вспомогательных функций.

В чем же при этом виде чаще всего «выручает» подрядчик? Это такие направления деятельности, как:

— обслуживание компьютерной техники;

— ведение учета;

— аудит;

— юридические услуги;

— охранные услуги;

— питание персонала;

— уборка.

Отметьте: это — далеко не полный перечень направлений, в которых на помощь может прийти аутсорсинг.

Подытожим. Аутсорсинг — это когда заказчик передает выполнение определенной части производственного процесса, а то и весь такой процесс подрядчику. Этот факт стороны скрепляют договором. Чаще всего это — договор на предоставление услуг. Подрядчик несет ответственность за качество предоставляемых услуг и получает оплату за их предоставление. Работники, чьими руками эти услуги осуществляют, числятся в штате подрядчика. Часто (когда это возможно) они вообще работают удаленно от заказчика.

Далее ваше знакомство с аутсорсингом продолжит анализ «плюсов» и «минусов» явления.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

 

Перечень преимуществ аутсорсинга выглядит следующим образом:

1) вы экономите средства. По крайней мере, так будет в случае, когда подрядчик выполняет то, для чего у вас на предприятии понадобилось бы выстроить новую структурную единицу. Со значительными инвестициями и всеми вытекающими последствиями. Пример — создание колл-центра. Сделать его собственными силами — трудное и длительное дело. И, к сожалению, это еще и очень дорогое удовольствие. В то же время подрядчики могут подключить вас к уже существующей структуре хоть завтра. Отсюда берет начало следующий плюс;

2) вы экономите время. Причем не только время, которое было бы необходимо для того, чтобы самим открыть новый отдел или подразделение. Также не забывайте и о времени, которое бы понадобилось для того, чтобы в случае, когда необходимость отпадет, расформировать последний. А для этого пришлось бы уволить персонал (учитывая надлежащие сроки); перепрофилировать или как-то по-другому использовать основные производственные средства и многое другое. От услуг подрядчика вы сможете отказаться значительно быстрее. Но внимание! Будьте внимательны при заключении договоренности с ним. Хорошо обдумайте пункт «срок действия договора»!;

3) ваше предприятие становится гибче в условиях переменчивой рыночной ситуации. Судите сами: легче и скорее изменить провайдера с нужными ресурсами, чем заниматься внутренними «реформами». Имеем в виду случаи, когда рыночные условия резко подверглись изменениям;

4) вы не заботитесь об отпусках и больничных. Подрядчик решает эти вопросы сам, при этом он должен обеспечить бесперебойную работу своих подчиненных. Также вы значительно снижаете риск, связанный с трудовыми отношениями (работники-то формально не ваши);

5) вы получаете качественные услуги. Но только если правильно выберете подрядчика. Те из них, которые давно на рынке и ценят свою репутацию, имеют в своем штате уже опытных специалистов. Кроме этого, у таких подрядчиков, как правило, есть еще и специальная техника и оборудование (часто дорогие), которые дают возможность как можно лучше выполнить поставленные перед ними задачи;

6) вы можете привлечь большее количество работников, чем позволяет действующее законодательство. Это преимущество особенно приятно для плательщиков единого налога (далее — ЕН). Напомним, ст. 291 НК устанавливает ограничение для первой-третьей групп физических лиц — плательщиков ЕН относительно количества лиц, которые могут состоять с ними в трудовых отношениях. Для юрлиц — плательщиков ЕН четвертой группы есть предел в отношении среднеучетного количества работников. Формально подрядчик, хотя и предоставляет услуги вам, использует все же свой штат. Поэтому вы можете обойти указанное ограничение.

Кроме того, с помощью подрядчика вы можете привлечь большее количество фактически работающих во время сезонных работ, разовых проектов или на пике деловой активности;

7) вы сосредоточиваете все свои усилия и ресурсы на ведении основной деятельности. За счет того, что передадите часть функций подрядчику, вы будете готовы целиком и полностью отдаться ведению и расширению своего бизнеса. То есть того, что можете делать и сами лучше многих других и где посторонняя помощь вам не нужна.

К сожалению, аутсорсинг не лишен и недостатков. С ними знакомьтесь далее:

1) вы не можете влиять на подрядчика в необходимом объеме. Это может привести к потерям времени руководством для того, чтобы решить эти проблемы, дополнительным расходам или даже убыткам. Для того, чтобы уберечь себя от этого, тщательнейшим образом прописывайте условия договора. При этом обратите внимание на пункты «права и обязанности сторон» и «ответственность»;

2) вы получите дополнительные риски потери конфиденциальной информации. В случае, когда провайдер берет на себя, например, питание ваших работников или уборку помещений и территорий, этот риск близок к нулю. А вот когда ему передают, скажем, ведение учета, аудита или юридическое сопровождение, тогда этот риск наибольший. Поэтому желательно, чтобы вы сотрудничали с проверенным подрядчиком. И, опять-таки, надлежащим образом продумывайте раздел договора «ответственность»;

3) вы потеряете больше времени, чтобы преодолеть форс-мажорные и экстренные ситуации. Это следствие того, что работники — все же не ваши, причем и фактически также.

При желании список как недостатков, так и преимуществ аутсорсинга мог быть расширен. Но мы старались обратить ваше внимание на главные из них. А вы уже решайте, нужен он вам или нет.

Далее пойдет речь об учете этого явления.

 

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

 

Вы, как заказчик, должны оплатить подрядчику стоимость предоставленных им услуг. Отметьте: никаких других расходов вы не несете. Так, зарплату работникам подрядчика вы не выплачиваете. Поэтому от хлопот по расчету НДФЛ и ЕСВ по таким выплатам вы также избавлены.

Итак, к чему сводится ваша задача? Нужно просто правильно отнести стоимость услуг подрядчика к налоговым расходам. Для этого необходимо сделать следующее:

1. Определить вид расходов. Это могут быть:

а) расходы операционной деятельности, а именно:

себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг. Она состоит, кроме прочего, из стоимости приобретенных услуг, прямо связанных с производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг (на основании абз. 6 п. 138.8 НК). Также это могут быть общепроизводственные расходы (согласно абз. «г» п.п. 138.8.5 НК последние включают оплату услуг сторонних организаций, если эти расходы направлены на совершенствование технологии и организации производства);

административные расходы (в соответствии с абз. «г» п.п. 138.10.2 НК они включают вознаграждения за консультационные, информационные, аудиторские и другие услуги, которые получает плательщик налога для обеспечения хозяйственной деятельности);

расходы на сбыт (на основании п.п. 138.10.3 НК они включают расходы, связанные с реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг);

б) прочие расходы (согласно п.п. 138.12.2 НК). То есть расходы в этом случае классифицируют как прочие расходы хозяйственной деятельности, к которым разд. ІІІ НК прямо не устанавливает ограничений по отнесению в состав расходов.

2. Доказать связь расходов с хозяйственной деятельностью. Последняя в соответствии с п.п. 14.1.36 НК — это «деятельность лица, которая связана с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направлена на получение дохода и проводится таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам».

3. Заручиться документами, подтверждающими то, что расходы были осуществлены. Не забывайте, что расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и начисления налога, не включаются в состав налоговых (п.п. 139.1.9 НК).

Поэтому придерживайтесь этих советов — и все будет в порядке!

Теперь двигаемся к учету бухгалтерскому.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

 

Здесь перед вами стоят практически те же задачи. Исключением является только то, что доказывать связь понесенных расходов со своей хозяйственной деятельностью не нужно. Для бухгалтерского учета это не имеет никакого значения!

Как же правильно классифицировать расходы? Здесь вам на помощь придет такая таблица:

№ п/п

Вид расходов

Код счета

Комментарий

Как закрывают счет

1

Себестоимость реализации

90

К этому виду расходов относят стоимость услуг подрядчика, отнесенную к производственной себестоимости реализованной готовой продукции, работ, услуг

Списывают дебетовые обороты на счет 79 «Финансовые результаты» (субсчет 791 «Результат операционной деятельности»)

2

Общепроизводственные расходы

91

Здесь отражают стоимость полученных услуг, отнесенную к производственным накладным расходам на организацию производства и управление цехами, участками, отделениями, бригадами и другими подразделениями основного и вспомогательного производства

Списывают дебетовые обороты на счета 23 «Производство» и 90 «Себестоимость реализации» (по соответствующему распределению)

3

Административные расходы

92

Сюда включают стоимость тех услуг, которые относят на общехозяйственные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия

Списывают дебетовые обороты на счет 79 «Финансовые результаты» (субсчет 791 «Результат операционной деятельности»)

4

Расходы на сбыт

93

На этом счете показывают стоимость тех услуг подрядчика, которые учитывают среди расходов, связанных со сбытом (реализацией, продажей) продукции, товаров, работ и услуг

5

Прочие расходы операционной деятельности

94

Среди этих расходов стоимость полученных услуг подрядчика, которую отнесли к расходам операционной деятельности, не нашедшим отражения на субсчетах 940 — 948 счета 94 «Прочие расходы операционной деятельности»

 

 

Порядок ведения учета аутсорсинга вы сможете увидеть на условном числовом примере.

 

ПРИМЕР

 

27.12.2013 г. ООО «Фемида» заключило договор с ЧАО «Дамокл», согласно которому оно обязано осуществлять юридическое сопровождение ЧАО. Договор заключили на год. Стоимость услуг ООО «Фемида» — 360000,00 грн. (в том числе НДС — 60000,00 грн.). Оплату согласно договоренности проводят ежемесячно (по 30000,00 грн., из них НДС — 5000,00 грн.). Этому предшествует подписание сторонами акта о предоставленных услугах. Впервые акт подписали 03.02.2014 г. В тот же день ЧАО «Дамокл» перечислило надлежащую сумму ООО «Фемида».

В учете ЧАО при этом нужно показать следующие проводки:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет

кредит

сумма, грн.

доходы

расходы

1

Стороны составили акт о предоставленных услугах

92

631

25000,00

25000,00

2

Отразили налоговый кредит по НДС

641

631

5000,00

3

Перечислили оплату ООО «Фемида»

631

311

30000,00

4

Списали административные расходы на финансовый результат

791

92

25000,00

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КВЭД-2010 — Классификация видов экономической деятельности «Методологические основы и пояснения (КВЭД-2010)», утвержденная приказом Госкомстата от 23.12.2011 г. № 396.

КВЭД ДК 009:2010 — Национальный классификатор Украины «Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010», утвержденный приказом Госпотребстандарта Украины от 11.10.2010 г. № 457.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше