Темы статей
Выбрать темы

«Финиш» старого и «старт» нового налогового года: 2013 — 2014

Редакция НК
Статья

«ФИНИШ» СТАРОГО И «СТАРТ» НОВОГО НАЛОГОВОГО ГОДА: 2013 — 2014

Наши законодатели не устают добавлять нам и вам работы, «кромсая» и изменяя уже имеющиеся нормативные документы или сочиняя что-то новенькое на пути к долгожданным «покращенням». Вот и новорожденный 2014 год они не лишили ряда нововведений. Давайте же вместе разберемся, какие основные изменения приготовили нам наши «добродетели» в наступившем году.

Марина Казанова, экономист-аналитик
Юрий Товстопят, экономист-аналитик
Наталья Чернышова, экономист-аналитик

 

Администрирование налогов

 

Электронные проверки для упрощенцев

Единоналожники первыми почувствуют на себе, что это за новый «зверь» такой — электронные проверки. Напомним, что электронная проверка как вид документальной невыездной внеплановой проверки была введена в НК еще в первой половине прошлого года (Законом № 5503). Законодатель тогда четко обозначил сроки, когда такие проверки начнут применять к тем или иным налогоплательщикам. Первыми на «амбразуру» бросили именно упрощенцев. Относительно них электронные проверки могут проводить уже с 1 января 2014 года.

Электронные проверки будут проводиться, только если единоналожник изъявит такое желание, при условии, что он — плательщик налогов с незначительной степенью риска, определенной в соответствии с п. 77.2 НК (абз. 7 п.п. 75.1.2 НК). Контролирующие органы проводят такие проверки на основании заявления плательщика налогов. Форма такого заявления, а также порядок его подачи в налоговый орган утверждены приказом Миндоходов от 03.06.2013 г. № 143, который вступил в силу с 01.01.2014 г. Заявление подается за 10 календарных дней до ожидаемого начала проведения электронной проверки. Случаи, когда территориальный орган Миндоходов может решить не проводить электронную проверку, приведены в п. 3.3 Порядка № 143.

Приятным моментом для налогоплательщиков является то, что по результатам электронной проверки миндоходовцами не доначисляются налоговые обязательства и не налагается штраф по ст. 123 НК (п.п. 54.3.2 НК). В таком случае законодатель предоставляет плательщикам налогов возможность самоисправиться. Для этого необходимо подать уточняющий расчет и уплатить при этом суммы недоплаты и штрафа в размере 3 % от такой суммы. Учтите: если этого не сделать в течение 20 рабочих дней после даты составления справки о проведении электронной проверки, которой установлено нарушение, территориальный орган Миндоходов имеет право на проведение внеплановой проверки плательщика налогов за соответствующий период (п. 50.3 НК).

 

«Одногривневые» штрафы при нарушении правил трансфертного ценообразования

В 2014 году продолжит действовать послабление при наложении штрафных санкций за нарушение правил трансфертного ценообразования (т. е. требований ст. 39 НК). Напомним, что за нарушения норм ст. 39 НК, совершенные в период с 01.09.2013 г. по 01.09.2014 г., сумма штрафа составляет 1 грн. за каждое нарушение (п. 20 подразд. 10 разд. ХХ НК). Как поясняют специалисты Миндоходов в ОНК № 699, под такими нарушениями подразумевается занижение налогового обязательства за указанный выше период в результате применения плательщиком в контролируемых операциях цен, не соответствующих уровню обычных цен, обнаруженное самостоятельно плательщиком налога или по результатам проверки контролирующим органом (ответ на вопрос 18 ОНК № 699).

Обратите внимание, что за неподачу налогоплательщиком отчета и/или обязательной документации о проведенных ним в течение года контролированных операциях в орган Миндоходов в соответствии с требованиями п. 39.4 НК штраф налагается в общем размере, а именно (п. 120.3 НК):

— 5 % общей суммы контролируемых операций — в случае неподачи отчета о контролируемых операциях. Такой отчет налогоплательщики обязаны подавать в центральный орган Миндоходов до 1 мая года, следующего за отчетным. На момент передачи номера в печать форма отчета о контролируемых операциях не была официально утверждена. Ознакомиться с проектом приказа об утверждении этой формы вы можете на официальном сайте Миндоходов: http://minrd.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2013-rik/112720.html;

— 100 размеров минимальной заработной платы — в случае неподачи документации, определенной п.п. 39.4.8 НК.

 

НДФЛ: зона штрафобезопасности

Приятным сюрпризом от наших законодателей стало некоторое смягчение относительно штрафов для налоговых агентов по НДФЛ, действующее с 01.01.2014 г. Мы уже писали об этой новости на страницах нашей газеты («НК: новая порция изменений по Закону № 657» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 23 (71), с. 11). Еще раз напомним, что благодаря изменениям, внесенным в НК Законом № 657, налоговые агенты по НДФЛ с 01.01.2014 г. не уплачивают штраф:

— предусмотренный п. 127.1 НК, за неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) НДФЛ, самостоятельно обнаруженное налоговым агентом при проведении перерасчета этого налога, предусмотренного п. 169.4 НК, если такое нарушение исправляется в следующих налоговых периодах в течение налогового (отчетного) года;

— предусмотренный п. 119.2 НК, в случаях, когда недостоверные сведения или ошибки в налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов, суммах удержанного из них налога возникли в связи с выполнением налоговым агентом требований п. 169.4 НК и были исправлены по правилам ст. 50 НК.

Кроме того, с 01.01.2014 г. тот же п. 119.2 НК устанавливает наложение штрафа за подачу налоговой отчетности с недостоверными сведениями или с ошибками только в том случае, если такие недостоверные сведения или ошибки привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств и/или к изменению плательщика налога. До указанной даты, напомним, подобного уточнения в п. 119.2 НК не было.

 

Единый государственный регистрационный веб-портал юридических лиц и ФЛП

В последнее время наши законодатели весьма активно внедряют электронные ресурсы. В эру стремительного развития Интернета такие действия понятны и логичны. И вот с 01.01.2014 г. к нам нагрянуло еще одно веб-новшество. Так, с указанной даты Закон № 657 ввел в НК новый пункт — п. 63.13, по которому данные о постановке на учет как плательщиков налогов юридических лиц, их обособленных подразделений и самозанятых лиц теперь подлежат обнародованию центральным органом Миндоходов на едином государственном регистрационном веб-портале юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и собственном официальном веб-сайте не позднее следующего рабочего дня после постановки на учет.

Кроме того, на этом регистрационном веб-портале и официальном сайте Миндоходов ежедневно должны обнародоваться сведения о плательщиках НДС (данные из реестра плательщиков НДС и информация о лицах, регистрация которых как плательщиков НДС аннулирована)* и плательщиках ЕН (в частности, ставка ЕН, группа плательщика ЕН, дата (период) выбора или перехода на упрощенную систему налогообложения и др.).

* До 01.01.2014 г. такая информация о плательщиках НДС и об аннулированных НДС-свидетельствах приводилась на сайте Миндоходов на следующих ресурсах: http://minrd.gov.ua/reestr и http://minrd.gov.ua/anulir соответственно. Правда, обновлялась она ежедекадно.

Пока не совсем понятно, что это будет за регистрационный веб-портал. С одной стороны, в добавленном к подразд. 10 разд. ХХ НК пункте 22 говорится, что этот веб-портал должен быть создан в соответствии с законом. С другой стороны, у нас уже есть один регистрационный портал (http://rp.irc.gov.ua), прародителем которого является Государственное предприятие «Информационно-ресурсный центр» (ГП «ИРЦ»). Сайт ГП «ИРЦ» расположен по адресу http://irc.gov.ua. На этом ресурсе доступны сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. В том числе там можно найти информацию о регистрации в налоговом органе. Не исключено, что именно на базе этого веб-ресурса будет создан единый государственный регистрационный веб-портал юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Но, как говорится, время покажет. Заметьте, что до создания этого веб-портала информация из реестров о постановке субъектов хозяйствования на учет в качестве плательщиков налогов и сборов, их регистрации как плательщиков НДС (в том числе как субъектов специального режима налогообложения) и ЕН обнародовалась на официальном веб-сайте Миндоходов.

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

 

Ставка налога

С момента введения НК приятной традицией для плательщиков налога стало постепенное снижение основной ставки налога, утвержденной п. 151.1 НК. 2014 год не стал исключением из этого правила: в этот раз ставка налога снизилась на 1 процентный пункт. До этого она ежегодно начиная с даты вступления в силу разд. III НК снижалась на 2 процентных пункта. Таким образом, с 01.01.2014 г. ставка налога составляет 18 % (п. 10 подразд. 4 разд. ХХ НК).

Отметим, что это — не последнее снижение. Не так давно измененный п. 10 подразд. 4 разд. ХХ НК содержит «переходные» ставки на 2 года вперед. Теперь падение ставки будет не таким значительным. Ежегодно до 01.01.2016 г. будет «таять» еще по 1 процентному пункту.

В то же время субъектов индустрии программной продукции указанные изменения, к сожалению, не коснулись. Для них по-прежнему действует ставка налога 5 % (если такие субъекты применяют особенности налогообложения, предусмотренные п. 15 подразд. 10 разд. ХХ НК).

То же касается субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики, одобренные в соответствии с Законом № 5205-VI. К прибыли, полученной от реализации таких проектов, до 31.12.2017 г. включительно применяют ставку 0 %.

 

Изменения определений: безнадежная задолженность

Определения понятий НК, содержащиеся в ст. 14, подверглись некоторым изменениям, потому что вступил в силу Закон № 657. Последнему, кстати, посвящены статьи в прошлом информационно-аналитическом выпуске нашего издания («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 23 (71), с. 7 — 11; 12 — 14).

В частности, изменено определение «безнадежная задолженность», содержащееся в п.п. 14.1.11 НК. Его подпункт «б» отныне звучит таким образом: «просроченная задолженность физического или юридического лица, не погашенная в результате недостаточности имущества указанного лица, при условии, что действия кредитора, направленные на принудительное взыскание имущества должника, не привели к полному погашению задолженности». Ранее п.п. «б» п.п. 14.1.11 НК упоминания о просроченной задолженности юридического лица не содержал.

Напомним, что порядок налогообложения безнадежной и сомнительной задолженности регламентирует ст. 159 НК.

 

Правила обложения налогом на прибыль — только для его плательщиков

Изменилось еще одно понятие — резиденты (п.п. 14.1.213 НК).

Если ранее наряду с общим определением понятия указанный подпункт содержал также особенности его применения в разд. IV НК (регулирующем порядок обложения НДФЛ), то с недавних пор определены еще и особенности трактовки этого понятия в разд. III НК (посвященном налогу на прибыль предприятий).

Так, если в указанном разделе употребляется этот термин, то под ним понимают лиц, определенных п. 133.1 НК (плательщики налога из числа резидентов).

Это означает, что правила обложения налогом на прибыль касаются исключительно его плательщиков и не могут распространяться на единоналожников или плательщиков ФСН. В частности, никто не имеет права заставить их отчитываться по налогу на прибыль в случае осуществления выплат в пользу нерезидентов (как было в недалеком прошлом).

 

Суточные и зарплата у «нулевщиков»: регулярный перерасчет

Согласно нормам абз. 4 п.п. 140.1.7 НК необходимо ежегодно перечислять предельный размер суточных расходов, которые могут быть включены в состав налоговых. Напомним, указанным абзацем такой размер корреспондирует с МЗП, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.

Так, ограничение размера суточных расходов, которые могут быть включены в состав налоговых, составляет (в расчете за каждый календарный день командировки):

— для командировок в пределах территории страны не более 0,2 размера МЗП, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (243,60 грн.);

— для командировок за границу не выше 0,75 размера МЗП, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (913,50 грн.).

Поскольку на момент отправления номера в печать Закон о Государственном бюджете Украины на 2014 год еще не был принят, то указанные величины приведены с учетом размера МЗП, установленного ст. 8 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» от 06.12.2012 г. № 5515-VI на период с 01.12.2013 г. по 31.12.2013 г.

Кроме того, размер МЗП должны регулярно отслеживать плательщики налога на прибыль, которые до 01.01.2016 г. будут находиться на «налоговых каникулах», установленных п. 154.6 НК. Одним из обязательных условий, необходимых для возможности применения такими плательщиками ставки 0 %, является начисление за каждый месяц отчетного периода заработной платы (дохода) работникам, состоящим с ними в трудовых отношениях, в размере не менее 2 МЗП (2436 грн. в декабре 2013 г.).

 

Нематериальные активы: использовать не менее 2 лет

О чем речь? Идет речь о нематериальных активах, которым не установлен срок действия права пользования в соответствии с правоустанавливающим документом. Ранее НК велел амортизировать такие активы ровно 10 лет непрерывной эксплуатации. Отныне установлено, что срок полезного использования таких активов определяется плательщиком налога самостоятельно, но не может составлять меньше 2 и больше 10 лет непрерывной эксплуатации. Соответствующие изменения внесены в п.п. 145.1.1 НК.

Обратите внимание: этим же подпунктом установлено, что срок действия права пользования для нематериальных активов группы 4* определяется в соответствии с правоустанавливающим документом, но не менее 5 лет. Учитывая появление нового ограничения, считаем, что в случае, когда срок действия права пользования для нематериального актива группы 4 не установлен в соответствии с правоустанавливающим документом, то плательщик налога может определить такой срок в пределах от 5 до 10 лет непрерывной эксплуатации.

* К которой относятся, в частности, права на объекты промышленной собственности (право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, породы животных, компоновки (топографии) интегральных микросхем, коммерческие тайны, в том числе ноу-хау, защита от недобросовестной конкуренции и т. п.), кроме тех, расходы на приобретение которых признаются роялти.

 

Квартал или год? Какой все-таки базовый?

С нового года вступила в силу новая редакция п. 152.9 НК. Этим пунктом определено, что для целей разд. III НК используются следующие налоговые периоды: календарные квартал, полугодие, три квартала и год. Базовым налоговым (отчетным) периодом при этом является календарный квартал или календарный год для плательщиков налогов, определенных в п. 57.1 НК. Изменения коснулись именно последнего предложения, а точнее фразы, выделенной полужирным шрифтом. Ранее предусматривалось, что календарный год является базовым отчетным (налоговым) периодом только в случае уплаты плательщиком налога ежемесячных авансовых взносов.

Очевидно, это изменение было направлено на то, чтобы сделать календарный год базовым отчетным (налоговым) периодом не только для тех плательщиков налога, которые уплачивают ежемесячные авансовые взносы, но и для тех плательщиков, которые освобождены от этой обязанности в соответствии с п. 57.1 НК и отчитываются при этом раз в год.

Однако вряд ли можно сказать, что авторам изменений удалось целиком реализовать свой замысел. Посудите сами: формально теперь год является базовым отчетным (налоговым) периодом для всех плательщиков, упоминание о которых содержится в п. 57.1 НК. А там идет речь практически обо всех плательщиках налога на прибыль, в том числе:

— плательщиках авансовых взносов (абз. 4);

— плательщиках налога, зарегистрированных в течение отчетного (налогового) года (вновь созданных) (абз. 7);

— плательщиках налога, у которых доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения, за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышают 10 млн грн. (абз. 8);

— неприбыльных учреждениях (организациях) (абз. 8).

В то же время в этом пункте также упоминаются лица, на которых возложена обязанность ежеквартального декларирования налога на прибыль (плательщики налога, которые по итогам прошлого отчетного (налогового) года не получили прибыли или получили убыток, налоговые обязательства не начисляли и не имели базового показателя для определения авансовых взносов в следующем году, а по итогам I квартала получили прибыль), и те, которым предоставлено такое право (плательщики налога, которые уплачивали авансовый взнос, а по итогам I квартала отчетного (налогового) года не получили прибыль или получили убыток).

Мы же считаем, что для всех плательщиков налога, кроме перечисленных в предыдущем абзаце, должен быть предусмотрен базовый отчетный (налоговый) период год. В том числе и для производителей сельскохозяйственной продукции, определенных ст. 155 НК**, для которых годовой налоговый период начинается с 1 июля текущего отчетного года и заканчивается 30 июня следующего отчетного года. Именно такой период, по нашему убеждению, и является для них базовым.

** Для целей налогообложения к предприятиям, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, относятся предприятия, доход которых от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства за предыдущий отчетный (налоговый) год превышает 50 % общей суммы дохода.

Новые плательщики авансовых взносов

Ими отныне могут стать:

— субъекты хозяйствования, реализующие инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики, одобренные в соответствии с Законом № 5205;

— субъекты индустрии программной продукции, применяющие особенности налогообложения, предусмотренные п. 15 подразд. 10 разд. ХХ НК.

Дело в том, что в соответствии с абз. 3 п. 2 подразд. 4 разд. ХХ НК такие субъекты в 2013 г. ежемесячные авансовые взносы не уплачивали, а налоговые обязательства определяли на основании налоговой декларации по итогам I квартала, I полугодия, 3 кварталов. Окончательный расчет при этом должен быть осуществлен в декларации за 2013 г.

В то же время в 2014 г. для таких субъектов не предусмотрено никаких переходных особенностей, поэтому по результатам такой отчетности за 2013 г. они полностью могут стать плательщиками ежемесячных авансовых взносов. Заметьте, необходимым условием для этого является то, что сумма доходов, учитываемая при определении объекта налогообложения, за последний годовой отчетный налоговый период у них должна превышать 10 млн грн.

 

Ценные бумаги: отныне только новые правила

Окончательно канули в Лету правила налогообложения операций с ценными бумагами и деривативами, которые были предусмотрены Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР. Вы удивитесь, но они продолжали действовать вплоть до 01.01.2014 г. Это было возможным благодаря п. 4 подразд. 4 разд. XX НК, в соответствии с которым операции с ценными бумагами и деривативами, которые были приобретены до вступления в силу разд. III НК (т. е. до 01.04.2011 г.), отражались в учете при определении налога на прибыль предприятий по правилам, действовавшим на момент приобретения таких ценных бумаг.

Отныне указанный пункт из НК изъят, в результате чего любые операции такого вида облагаются налогом по правилам, установленным НК, независимо от даты приобретения ценных бумаг и деривативов.

Кроме того, Законом № 657 уточнена формулировка абз. 2 п. 31 подразд. 4 разд. XX НК. Ранее им предусматривалось, что при определении доходов/убытков в порядке, установленном пп. 153.8 и 153.9 НК, расходы, понесенные (начисленные) плательщиками налогов при приобретении ценных бумаг и деривативов до 01.01.2013 г., учитываются при их дальнейшем отчуждении в полном объеме на основании первичных документов, подтверждающих осуществление расходов. Теперь аналогичные правила распространяются и на корпоративные права, выпущенные в иной, нежели ценные бумаги, форме.

Последняя свежая новость на эту тему касается долговых ценных бумаг (и то не всех, а только тех, которые размещает плательщик налога выше/ниже от их номинальной стоимости). Прибыль или убыток, возникающий вследствие этого, относится в состав доходов или расходов плательщика налога в налоговый период, в течение которого состоялось погашение/выкуп таких ценных бумаг (соответствующие нормы внес в НК новый абз. 2 п.п. 153.4.3).

 

Энергоэффективные мероприятия и проекты: определен порядок учета прибыли

50 % прибыли, полученной от осуществления энергоэффективных мероприятий и реализации энергоэффективных проектов, освобождается от налогообложения на основании п. 158.2 НК. Касается это, внимание, только предприятий, включенных в Государственный реестр предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих разработку, внедрение и использование энергоэффективных мероприятий и энергоэффективных проектов.

При этом плательщик должен обеспечить отдельный учет прибыли, полученной от осуществления указанных мероприятий и реализации проектов (абз. 4 п. 158.2 НК). Ранее обязанность по разработке соответствующего порядка учета прибыли НК возлагал на КМУ. Но поскольку появления такого порядка плательщики так и не дождались, то Законом № 657 в НК были внесены изменения, позволяющие им применять в соответствующих случаях нормы п. 152.11 НК.

Этот пункт предназначен для применения теми плательщиками налога, доход (прибыль) которых полностью и/или частично освобожден от налогообложения, а также осуществляющими деятельность, подлежащую патентованию. То есть плательщики, осуществляющие внедрение и использование энергоэффективных мероприятий и энергоэффективных проектов, могли бы применять его нормы и ранее, вот только преградой этому был тот же абз. 4 п. 158.2 НК.

Внедрение такого порядка учета прибыли значит, что наши плательщики должны вести отдельный учет дохода (прибыли), который освобождается от налогообложения, с учетом следующих особенностей:

— в состав расходов таких плательщиков налога, связанных с получением дохода (прибыли), не освобождаемого от налогообложения, не включаются расходы, связанные с получением такого освобожденного дохода (прибыли);

— сумма амортизационных отчислений, начисленных на основные средства, используемые для получения такого освобожденного дохода (прибыли), не учитывается в расходах, связанных с получением дохода (прибыли), не освобождаемого от налогообложения.

А как быть с расходами плательщика налога, если основные средства используются для получения освобожденного дохода (прибыли) и других доходов (прибылей), подлежащих налогообложению на общих основаниях? Расходы подлежат увеличению на долю общей суммы начисленных амортизационных отчислений. При этом эта доля так относится к общей сумме начисленных амортизационных отчислений отчетного периода, как сумма доходов (прибылей), подлежащих налогообложению на общих основаниях, относится к общей сумме доходов (прибылей) с учетом освобожденных.

Аналогично должно происходить распределение расходов, которые одновременно связаны как с деятельностью, доход (прибыль) от осуществления которой освобождается от налогообложения, так и с другой деятельностью.

 

Задержка процентов (комиссионных): есть изменения

Если заемщик (дебитор) задерживает уплату процентов (комиссионных), то в соответствии с п. 137.21 НК кредитор регулирует такую задолженность согласно п. 159.1 НК (этот пункт посвящен порядку урегулирования безнадежной и сомнительной задолженности).

Отметьте: метод начисления процентов (комиссионных) по такому кредиту не применялся до полного погашения заемщиком (дебитором) задолженности или списания задолженности, признанной безнадежной согласно ст. 159 НК (абз. 2 п. 137.21 НК). Но поскольку п. 12 подразд. 4 разд. ХХ НК установлено, что нормы этого абзаца применяются до 01.01.2014 г., то с нового года они больше не действуют.

Доходы и расходы ЖКХ: прощай, кассовый метод!

Временно, до 01.01.2014 г., датой увеличения доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) от предоставления жилищно-коммунальных услуг согласно п. 13 подразд. 4 разд. ХХ НК была дата поступления средств от потребителя на банковский счет или в кассу плательщика налога, кроме случаев, если такое поступление происходило в счет погашения задолженности за жилищно-коммунальные услуги, предоставленные до даты вступления в силу разд. III НК (т. е. до 01.04.2011 г.).

При этом предприятия ЖКХ в составе себестоимости реализации жилищно-коммунальных услуг признавали расходы на приобретение товаров, работ, услуг в сумме фактически уплаченных за них средств, кроме случаев, если такая уплата происходила в счет погашения задолженности за такие работы, услуги, приобретенные до 01.04.2011 г.

Балансовая стоимость товаров (кроме подлежащих амортизации и ценных бумаг), сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, малоценных предметов, приобретенных до 01.04.2011 г., а уплаченных после этой даты, признавалась в составе расходов в сумме фактически уплаченных за них средств.

С 01.01.2014 г. действие переходных положений, предусмотренных п. 13 подразд. 4 разд. ХХ НК, подошло к концу. Поэтому предприятия ЖКХ наравне с другими плательщиками налога отныне должны пользоваться правилами ст. 137 НК — для определения даты признания доходов и пп. 138.4 и 138.5 НК — для определения даты признания расходов.

Отметим, что действие п. 13 подразд. 4 разд. ХХ НК не распространялось на плательщиков налога — лицензиатов по поставке электрической и/или теп-ловой энергии, поэтому для них наступление нового года не ознаменовало изменений правил налогообложения в указанном контексте.

 

В новый год — с новой отчетностью

Во исполнение требований п.п. 191.1.25 НК, которыми с 11.08.2013 г.* предусмотрено, что разрабатывать и утверждать порядки, инструкции, положения, формы расчетов, отчетов, деклараций, других документов по вопросам, относящимся к их компетенции, обязаны контролирующие органы, Миндоходов разработало проект приказа «Об утверждении формы Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия».

* Соответствующие изменения в НК внесены Законом № 404.

На официальном портале Миндоходов (http://minrd.gov.ua) соответствующий документ был размещен 02.12.2013 г., причем на его обсуждение был отведен месяц. Таким образом, официальное утверждение формы вот-вот должно состояться.

Ввиду того, что появление новой формы продиктовано еще и объективной необходимостью, логично предположить, что, как и в прошлом году, представители контролирующих органов будут рекомендовать плательщикам отчитываться именно по новой форме, несмотря на то, что процедура официального ее обнародования опять не была завершена вовремя.

Новая форма (сомневаемся, что предложенный проект подвергнется существенным изменениям) предусматривает следующие новые приложения:

— Информация по начисленным и перечисленным страховщикам суммам страховых платежей в разрезе страховщиков (приложение ВС к Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия);

приложение ТЦ к строкам 03.28, 03.29 приложения IД, 06.4.41, 06.4.42 приложения IВ и 01.12, 01.13, 02.12, 02.13 таблицы 1, 01.15, 01.16, 02.15, 02.16 таблицы 2 приложения ЦП Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия, которая включает следующие таблицы:

Таблица 1. Самостоятельная корректировка налоговых обязательств плательщика налога для целей трансфертного ценообразования

Таблица 2. Пропорциональная и/или обратная корректировка налоговых обязательств плательщика налога для целей трансфертного ценообразования

 

Кроме того, в корне изменено приложение ЦП. Согласно проекту это приложение не только к строкам 03.20 и 03.21 приложения IД, а еще и к строкам 06.4.13 и 06.4.14 приложения IВ. Приложение ЦП состоит из следующих таблиц:

Таблица 1. Операции с ценными бумагами, обращающимися на фондовой бирже

Таблица 2. Операции с ценными бумагами, не обращающимися на фондовой бирже

Таблица 3. Операции с корпоративными правами в иной, нежели ценные бумаги, форме и отдельными видами ценных бумаг

Таблица 4. Операции РЕПО и операции с деривативами

 

Подверглись некоторым изменениям и те приложения, которые существовали ранее, другие «перекочевали» в новую форму без существенных исправлений.

Но подробно останавливаться на новой форме пока нет смысла, а вот в случае ее утверждения вы с нашей помощью первыми узнаете, как ее заполнить.

Вот, собственно, и все, что касается новогодних нововведений по налогу на прибыль.

 

НДС

 

Ставка 17 %: быть или не быть

Наиболее острый вопрос для плательщиков НДС: какой же будет ставка НДС в 2014 году? Изначально Переходными положениями НК предусматривалось, что с 01.01.2014 г. будет применяться ставка НДС — 17 % (п. 10 подразд. 2 разд. XX НК).

Однако 16.12.2013 г. ВРУ принят Закон (зарегистрированный как законопроект под № 3757), которым предусмотрено отстрочить введение ставки НДС 17 % до 01.01.2015 г. На момент подготовки номера в печать этот Закон находится на подписи у Президента. Если Президент его подпишет, то в 2014 году сохранится прежняя ставка НДС 20 %

 

В прошлом аналитическом номере газеты вы могли узнать о нововведениях, которые затронули процедуру регистрации плательщиков НДС. Вкратце напомним их суть.

Добровольная регистрация. С 01.01.2014 г. зарегистрироваться плательщиками НДС могут и те субъекты хозяйствования, которые только планируют осуществлять свою НДС-облагаемую деятельность (такое условие прямо закреплено в п. 182.1 НК). Соответственно, вновь созданные субъекты хозяйствования могут беспрепятственно попасть в ряды плательщиков НДС. Также не нужно подавать налоговикам документы, подтверждающие факт осуществления облагаемых налогом операций (как это требовалось ранее).

Заявление на регистрацию плательщиком НДС (ф. № 1-ПДВ). Вновь созданные субъекты хозяйствования могут подавать такое заявление (указав в нем желаемую дату регистрации) сразу госрегистратору — вместе с документами на гос-регистрацию (п. 183.7 НК). Отсканированную электронную копию такого заявления госрегистратор передаст органу Миндоходов одновременно со сведениями о проведении госрегистрации такого лица.

Остальные субъекты хозяйствования подают регистрационное заявление в «привычный» срок. Для добровольной регистрации, напомним, заявление подается не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого лицо будет считаться плательщиком НДС (п. 183.3 НК).

Заметьте: подавать заявление на НДС-регистрацию можно в электронном виде с соблюдением требования о регистрации электронной подписи, в порядке, определенном законодательством (п. 183.7 НК).

Отменены Свидетельства плательщика НДС. Одно из революционных изменений. Регистрация плательщика НДС с 01.01.2014 г. подтверждается не Свидетельством, а записью в Реестре плательщиков НДС. Такую запись вносят в Реестр (п. 183.9 НК):

1) при обязательной регистрации — в течение 5 рабочих дней с даты поступления регистрационного заявления;

2) при добровольной регистрации — с желаемой даты регистрации, которая указана в заявлении или в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявления, если желаемый день регистрации не указан или такой день наступает раньше даты, которая приходится на последний день срока, установленного для регистрации плательщика налогов органом Миндоходов;

3) в ситуации, когда желаемый день регистрации, указанный в заявлении, наступает после окончания 5 рабочих дней с даты поступления регистрационного заявления, орган Миндоходов обязан внести в Реестр плательщиков НДС запись о регистрации не позднее желаемого дня регистрации, указанного в заявлении.

Реестр разместят в свободном доступе на сайте Миндоходов и на Едином государственном регистрационном веб-портале юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (пока такой портал находится в разработке). Информация на нем должна обновляться ежедневно (п. 183.13 НК).

Если плательщик захочет «бумажное» подтверждение своей регистрации, то он может направить миндоходовцам запрос о получении извлечения из Реестра плательщиков НДС. Такое извлечение выдадут бесплатно в течение двух рабочих дней, следующих за днем получения запроса (п. 183.11 НК).

Узнать, зарегистрирован ли контрагент плательщиком НДС, можно:

— либо пользуясь Реестром, размещенным на сайте Миндоходов или специальном регистрационном портале;

— либо направив запрос миндоходовцам в электронной форме (с применением ЭЦП).

В течение 5 рабочих дней с даты поступления такого запроса налоговики бесплатно выдадут справку из Реестра плательщиков НДС (п.п. 183.13.2 НК).

 

Аннулирование НДС-регистрации

Основания для аннулирования. В связи с отменой Свидетельств плательщика НДС подкорректированы основания для аннулирования НДС-регистрации по п.п. «з» п. 184.1 НК. Так, вместо упоминания об окончании срока действия Свидетельства в нем теперь определены следующие основания: прекращено действие договора о совместной деятельности, договора управления имуществом, соглашения о разделе продукции либо истек срок, на который создано лицо, зарегистрированное в качестве плательщика НДС.

Дата аннулирования. В п. 184.2 НК уточнено, какая дата считается датой аннулирования НДС-регистрации. Из всех дат, названных в п. 184.2 НК, теперь нужно ориентироваться на ту из них, которая наступила ранее.

 

Санкции за нарушение условий договора НДС не облагаются

Сколько противоречивых разъяснений было по поводу того, облагать ли НДС суммы неустойки (штрафов и/или пени), 3 % годовых и инфляционных, которые были получены плательщиком в связи с ненадлежащим выполнением договорных обязательств. Теперь в этом вопросе поставлена точка. Согласно абз. 2 п. 188.1 НК вышеназванные штрафные санкции не включаются в состав договорной (контрактной) стоимости. А значит, НЕ включаются в базу обложения НДС. Ранее такой вывод был «озвучен» в Обобщающей налоговой консультации № 590.

 

Условные обязательства: хотели как лучше, а вышло…

Изменения не обошли стороной и п. 198.5 НК. Напомним, он обязывает начислить «условные» налоговые обязательства по НДС, если товары/услуги, необоротные активы изначально были приобретены/изготовлены для использования в облагаемых НДС операциях (в связи с чем по ним был отражен налоговый кредит), но затем такие товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться в необлагаемых/льготируемых операциях (в операциях, не являющихся объектом налогообложения или освобожденных от обложения НДС).

Так вот, законодатель уточнил, что начислять «условные» налоговые обязательства при переводе товаров/услуг, необоротных активов в необъектные операции нужно только в том случае, если такие операции не являются объектом налогообложения согласно ст. 196 НК (кроме случаев осуществления операций предусмотренных п.п. 196.1.7 НК). Здесь сразу возникает вопрос: а как же быть в случае, когда операция является необъектной по той причине, что место ее поставки находится за пределами Украины? Неужели можно не компенсировать ранее отраженный налоговый кредит? Здесь не следует забывать об общей норме п. 198.4 НК, которая запрещает отражать налоговый кредит по товарам/услугам и необоротным активам, которые предназначены для использования в операциях, не являющихся объектом обложения или освобожденных от налогообложения.

Поэтому в ситуации, когда товары/услуги и необоротные активы, по которым был сформирован налоговый кредит, начинают использоваться в операциях с местом поставки за пределами таможенной территории Украины, также придется начислять «условные» налоговые обязательства. Ведь специальных «корректировочных» строк для сторнирования налогового кредита декларация по НДС на сегодняшний день не содержит.

 

Бюджетное возмещение

Можно изменять направление бюджетного возмещения. С 01.01.2014 г. плательщик, который задекларировал бюджетное возмещение в счет уменьшения будущих НДС-обязательств, имеет право поменять направление возмещения и получить его «живыми» деньгами (п. 200.6 НК).

 

Сроки камеральной проверки для автоматического бюджетного возмещения. С 01.01.2014 г. предприятия с положительной налоговой историей могут получать автоматическое бюджетное возмещение быстрее. Так, срок камеральной проверки для них сокращен с 20 календарных дней, следующих за предельным сроком получения декларации, до 5 календарных дней со дня подачи налоговой декларации (п. 200.22 НК). Такими, которые имеют положительную налоговую историю, считаются плательщики НДС, которые в течение предыдущих 36 последовательных месяцев отвечают критериям, утвержденным постановлением КМУ от 25.01.2012 г. № 73.

 

Налоговая накладная

Исключен реквизит, требующий указывать данные о таможенной декларации. Приятная новость. Из перечня обязательных реквизитов налоговой накладной убрали «проблемный» реквизит «номер та дата митної декларації, за якою було здійснено митне оформлення товару, ввезеного на митну території України» (п.п. «ї» п. 201.1 НК). Заполнение этого реквизита, напомним, ранее откладывалось до появления новой формы налоговой накладной. Теперь можно однозначно сказать, что этот реквизит в налоговой накладной не появится (по крайней мере, в ближайшее время).

Новая форма налоговой накладной. Миндоходов подготовило «под елочку» для плательщиков НДС и новую форму налоговой накладной (http://minrd.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2013-rik/119909.html). Необходимость в новой форме вызвана произошедшими коррективами в НК, в частности отменой Свидетельств о регистрации плательщика НДС.

На момент подготовки номера в печать доступен только проект новой формы налоговой накладной. По замыслу Миндоходов, начинать выписывать налоговые накладные в обновленном формате нужно с 01.01.2014 г. Что «привнесет» новая форма НН? Вкратце следующее:

1) в шапке НН появятся поля для отметки способа составления налоговой накладной: электронная или бумажная. При этом в проекте самого Порядка заполнения НН уточнено: те НН, которые плательщик оставляет у себя, составляются исключительно в бумажном виде;

2) поле «Включено до ЄРПН» будет переименовано в поле «Підлягає включенню до ЄРПН». Тем самым ликвидируется проблема с тем, ставить ли отметку о регистрации НН в ЕРНН, если НН сначала передается покупателю, а затем регистрируется в ЕРНН;

3) видоизменится реквизит «Порядковий номер». Теперь он будет содержать целых три части (отдельно для номера НН в соответствии с ее номером в реестре выданных и полученных НН, отдельно для указания кода спецрежимного вида деятельности, отдельно для указания номера филиала или структурного подразделения, которому делегировано право выписки НН). При этом, как указано в проекте Порядка заполнения НН, реквизиты заглавной части НН, содержащие числовые значения (ИНН, номер телефона), подлежат выравниванию по правой границе поля и не должны содержать никаких других знаков и символов;

4) изымут реквизит «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість»;

5) вводится новый условный индивидуальный налоговый номер «400000000000». Указывать его нужно в поле «Індивідуальний податковий номер покупця» в случаях:

— поставки товаров/услуг покупателю, не зарегистрированному в качестве плательщика НДС, включая поставку на экспорт, осуществления операций в счет оплаты труда физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком;

— поставки товаров/услуг в пределах баланса для непроизводственного использования;

— использования товаров/услуг, по которым суммы НДС предварительно были включены в налоговый кредит, в операциях, не являющихся объектом обложения или освобожденных от обложения;

— признания условной поставки при аннулировании НДС-регистрации согласно п. 184.7
НК
;

ликвидации основных средств по самостоятельному решению налогоплательщика;

— перевода производственных необоротных активов в состав непроизводственных.

 

Установлены предельные сроки подачи жалобы (приложения Д8) на поставщика

С 01.01.2014 г. разрешился еще один вопрос: в каком периоде покупатель вправе подать жалобу на поставщика, если он отказался выдать, предоставил неправильно оформленную налоговую накладную или не зарегистрировал ее в ЕРНН? Ранее, напомним, налоговики настаивали на том, что при таких обстоятельствах жалобу можно подать только вместе с декларацией за тот отчетный период, в котором должна быть составлена налоговая накладная (письмо ГНСУ от 16.01.2013 г. № 721/6/15-3115).

Теперь сроки подачи жалобы закреплены в абз. 11 п. 201.10 НК и они более «лояльные». Так, право подать жалобу сохраняется за покупателем в течение 60 календарных дней после предельного срока подачи декларации по НДС за отчетный (налоговый) период, в котором поставщик не выдал налоговую накладную или нарушил порядок ее заполнения и/или регистрации в ЕРНН.

Пример. В январе 2014 года предприятие получило от поставщика налоговую накладную № 18 от 08.01.2014 г. Налоговая накладная составлена с нарушением правил. Чтобы не потерять право на налоговый кредит, покупатель подает жалобу на поставщика (приложение Д8).

В этом случае предельным сроком для подачи жалобы на поставщика будет:

1) если предприятие-покупатель является месячным плательщиком НДС — 21 апреля 2014 г. Рассчитывается этот срок так:

20 февраля (предельный срок подачи декларации за январь — отчетный период, в котором составлена неправильно оформленная налоговая накладная) + 60 календарных дней.

Подать жалобу плательщик может:

— вместе с декларацией за январь (подается не позднее 20 февраля 2014 года);

— вместе с декларацией за февраль (подается не позднее 20 марта 2014 года);

— и даже с декларацией за март, последний срок подачи которой — 21 апреля 2014 года (понедельник).

Главное — не пропустить срок 21 апреля 2014 года;

2) если предприятие-покупатель является квартальным плательщиком НДС — 9 июля 2014 г. :

10 мая (предельный срок подачи декларации по НДС за I квартал 2014 года, хотя срок подачи такой декларации переносится на 12 мая) + 60 календарных дней.

Подать жалобу плательщик сможет только вместе с декларацией за I квартал 2014 года.

 

Регистрация субъектом сельскохозяйственного спецрежима по НДС

С 01.01.2014 г. Свидетельства по форме № 2-РС отменяются. Подтверждать регистрацию субъектом специального режима налогообложения будет запись в «спецрежимном» Реестре плательщиков НДС. Этот Реестр, как и Реестр «обычных» плательщиков НДС, Миндоходов обнародует на своем сайте (www.minrd.gov.ua) и на Едином государственном регистрационном веб-портале юридических и физических лиц — предпринимателей. Кроме общей информации о плательщике НДС, «спецрежимный» Реестр будет содержать перечень видов деятельности сельхозпредприятия и дату внесения записи о таких видах деятельности (п. 209.10 НК).

 

Распределение НДС переработчиками сельхозпродукции

В 2014 году перерабатывающие предприятия, применяющие спецрежим по НДС, положительную разницу между суммой налоговых обязательств отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита отчетного (налогового) периода уплачивают в специальный фонд Госбюджета и на специальный счет в таких пропорциях (п.п. 6 п. 1 подразд. 2 разд. XX НК):

— 50 % — в специальный фонд Государственного бюджета Украины;

— 50 % — на специальный счет.

 

Льготы

Отменена льгота, освобождающая от НДС операции по ввозу природного газа

Принятым ВРУ Законом (зарегистрированным как законопроект от 16.12.2013 г. № 3757) пре-дусмотрено исключить льготу, освобождающую от обложения НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины природного газа согласно коду УКТ ВЭД 2711 21 00 00 (п. 197.14 НК). Таким образом, если Закон будет подписан Президентом, с 01.01.2014 г. такие операции будут облагаться НДС по ставке 20 %.

«Переходные» льготы

Изначально переходными положениями НК предусматривалось, что с 01.01.2014 г. прекращают действие льготы, освобождающие от НДС:

— операции по поставке на таможенной территории Украины зерновых и технических культур товарных позиций 1001 — 1008, 1205 и 1206 согласно УКТ ВЭД (п. 15 подразд. 2 разд. XX НК);

— операции по поставке необработанных шкур и выделанной кожи без последующей обработки (товарные позиции 4101 — 4103, 4301), в том числе операции по импорту таких товаров (п. 16 подразд. 2 разд. XX НК);

— операции по поставке, в том числе по импорту отходов и лома черных и цветных металлов, а также древесины товарных позиций 4401, 4403, 4404 согласно УКТ ВЭД (п. 23 подразд. 2 разд. XX НК).

Однако вышеупомянутым законопроектом от 16.12.2013 г. № 3757 предусмотрено продлить действие вышеназванных льгот до 01.01.2016 г.

 

Возобновление льготы для автомобилей скорой медицинской помощи

С 01.12.2013 г. была возобновлена льгота по НДС, установленная п. 25 подразд. 2 разд. XX НК. Так, до 01.01.2015 г. освобождается от обложения НДС поставка/импорт автомобилей скорой медицинской помощи (товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД), которые оплачиваются за счет средств государственного или местного бюджета.

 

Как видим, бухгалтеру точно не придется скучать.

 

ДРУГИЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

 

Эконалог на все 100

С 1 января 2014 года плательщикам экологического налога придется уплачивать этот налог «по полной», т. е. по ставкам, равным 100 % от ставок, приведенных в ст. 243, 244, 245 и 246 НК. Напомним, что в 2013 году ставки эконалога составляли 75 % от ставок, приведенных в указанных статьях НК (в 2012 г. — 50 %).

 

Новая форма Декларации эконалога: миндоходовская интерпретация

На сайте Миндоходов «висит» проект новой формы Декларации экологического налога (http://minrd.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2013-rik/118001.html). Замена действующей формы этой Декларации, в принципе, вполне закономерна. «Старые» формы многих деклараций были приняты еще во времена ГНАУ и теперь миндоходовцы взялись их «освежать». К тому же п.п. 1 п. 3 разд. I Закона № 422 с 1 сентября 2013 года был расширен объект и база обложения экологическим налогом транспортными средствами и кузовами к ним, которые после снятия с эксплуатации будут подлежать утилизации. Действующая же форма Декларации не приспособлена для отражения информации по таким объектам налогообложения. Поэтому в проекте новой формы Декларации эконалога разработано новое приложение — приложение 8 — для расчета налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств. В связи с этим к самой Декларации, как ожидается, будут добавлены строки, связанные со взиманием этого нового вида эконалога.

Кроме этого, Декларация эконалога обзаведется еще рядом новых приложений. Но предназначены они отнюдь не для заполнения, а носят чисто информационный характер. В них вы сможете найти коды тех или иных объектов обложения эконалогом, которые в случае утверждения новой формы необходимо будет указывать в Декларации экологического налога.

Как только новая форма Декларации эконалога будет утверждена, вы обязательно узнаете об этом на страницах нашей газеты.

 

Как депутаты Госбюджет не утвердили

Ну, вот… В очередной раз мы начинаем новый финансовый год без основной государственной сметы — Госбюджета на 2014 год. Из-за этого на данный момент мы не имеем новых размеров минимальной заработной платы (далее — МЗП) и прожиточного минимума для трудоспособного лица (далее — ПМТЛ), к которым НК нередко отсылает нас в отношении, в частности, НДФЛ. При таких обстоятельствах не остается ничего другого, как пользоваться прошлогодними цифрами. Таким образом, месячный размер МЗП и ПМТЛ на начало 2014 года составляет 1218 грн. — показатель МЗП и ПМТЛ в декабре 2013 года. Пользуемся этой цифрой до утверждения Госбюджета-2014. Как только его утвердят, мы обязательно приведем справочник всех важных цифр, связанных со взиманием НДФЛ, на страницах нашей газеты.

 

Миндоходовская форма № 1ДФ

Еще одна перемена, которая потенциально может настигнуть налоговых агентов по НДФЛ в 2014 году, — это новая форма № 1ДФ от миндоходовцев. Предполагается, что эта перемена нагрянет с 01.04.2014 г., по крайней мере, так сказано в проекте приказа, размещенного на официальном сайте Миндоходов (http://minrd.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2013-rik/118599.html). Но до того, как приказ официально примут, называть дату 01.04.2014 г. как окончательную с полной уверенностью мы не можем.

Если ничего не изменится, первый раз Налоговый расчет по НДФЛ нужно будет подавать по новой форме за I квартал 2014 года.

Сама форма Налогового расчета, по сути, не изменится. Разве что в шапке формы и в ее реквизитах будет фигурировать уже не ГНСУ, а Миндоходов (контролирующий орган), а реквизит «Сума податкового боргу станом на 01.01.2011 (грн. коп.)» навсегда «покинет» форму № 1ДФ.

Вместе с тем, не обойдут изменения стороной Справочник признаков доходов. К уже имеющимся признакам добавятся еще пять «новичков», которые касаются доходов от:

— продажи собственной продукции животноводства;

— от сдачи (продажи) лома драгоценных металлов;

— операций по конвертации ценных бумаг;

— операций с валютными ценностями (кроме ценных бумаг);

— инвестиционной прибыли от операций с долговыми обязательствами НБУ и казначейскими обязательствами Украины, эмитированными Минфином.

 

Акцизный налог: повышение ставок

С 01.01.2014 г. произошло очередное повышение ставки АН на спиртные дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда (коды согласно УКТ ВЭД 2208 20 12 00, 2208 20 62 00). Такое повышение регламентировано п. 1 подразд. 5 разд. ХХ НК. Таким образом, вместо 29 гривень, которые плательщики АН уплачивали в 2013 году за 1 л 100-процентного спирта, в 2014 году они буду платить уже 32 грн. Планируется, что такое повышение будет проводиться ежегодно вплоть до 2018 года, когда ставка АН достигнет размера, определенного п.п. 215.3.1 НК. Как оно будет на деле, узнаем в будущем, ведь, как показывает практика, за эти годы может произойти немало перемен.

Увеличились с 01.01.2014 г. специфические ставки АН и на такие табачные изделия, как сигареты (с фильтром и без фильтра) и папиросы. До указанной даты АН на эти изделия взимался по ставкам, приведенным в п.п. 215.3.2 НК. Они составляли 72,70 грн. за 1 тыс. сигарет без фильтра или папирос и 162,60 грн. за 1 тыс. сигарет с фильтром. С 01.01.2014 г. нужно применять ставки, приведенные в п. 6 подразд. 5 разд. ХХ НК, которые несколько выше ставок, указанных в п.п. 215.3.2 НК. Так, они составляют 77,50 грн. за 1 тыс. сигарет без фильтра или папирос и 173,20 грн. за 1 тыс. сигарет с фильтром. Вместе со ставками АН выше стало и минимальное акцизное налоговое обязательство по уплате АН на табачные изделия. Для сигарет без фильтра и папирос оно поднялось с 95,40 грн. за 1 тыс. штук до 101,60 грн., для сигарет с фильтром — с 217,60 грн. за 1 тыс. штук до 231,70 грн.

Предвидится, что и в следующем году эти ставки будут повышаться.

 

Регистрируемся плательщиками ЕН по-новому

С 01.01.2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в НК Законом № 657 относительно регистрации плательщиками ЕН. Об этом вы могли прочесть в статье «Упрощается регистрация плательщиком единого налога и НДС уже с 1 января 2014 года» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 23 (71), с. 12. Напомним, что согласно внесенным изменениям, выдавать новоиспеченным плательщикам ЕН соответствующее свидетельство уже не будут. С первого дня 2014 года регистрация субъекта хозяйствования как плательщика ЕН ограничивается внесением соответствующей записи в Реестр плательщиков ЕН (п. 299.1 НК). Этот Реестр ведет Миндоходов.

Для регистрации плательщиком ЕН субъект хозяйствования подает в орган Миндоходов соответствующее заявление. В случае отсутствия определенных п. 299.6 НК оснований для отказа в регистрации такого субъекта хозяйствования регистрируют плательщиком ЕН в течение двух рабочих дней с даты поступления заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Вновь регистрируемый субъект хозяйствования может зарегистрироваться плательщиком ЕН одновременно с проведением своей госрегистрации. Для этого такой субъект хозяйствования подает госрегистратору вместе с заполненной регистрационной карточкой на проведение госрегистрации юридического лица или физического лица — предпринимателя заявление об избрании упрощенной системы налогообложения. Госрегистратор, в свою очередь, передает электронную копию заявления, изготовленную путем сканирования, вместе со сведениями из регистрационной карточки органу Миндоходов. В таком случае субъекта хозяйствования регистрируют плательщиком ЕН в течение 2 рабочих дней со дня получения органом Миндоходов от госрегистратора электронной копии заявления (естественно, в случае отсутствия оснований для отказа в такой регистрации).

Если субъекту хозяйствования нужно документально подтвердить факт регистрации плательщиком ЕН, он направляет в орган Миндоходов запрос о получении извлечения из Реестра плательщиков ЕН (форму запроса должны утвердить миндоходовцы). Миндоходовцы обязаны бесплатно предоставить такое извлечение в течение одного рабочего дня получения запроса.

Аннулирование регистрации плательщиком ЕН проводится путем исключения субъекта хозяйствования из Реестра плательщиков ЕН.

Как мы уже говорили (см. с. 20), данные из Реестра плательщиков ЕН будут ежедневно обнародоваться для бесплатного и свободного доступа на едином государственном регистрационном веб-портале юридических и физических лиц — предпринимателей и официальном сайте Миндоходов.

 

Налог на недвижимость настиг физлиц

Напомним, что изменения в НК, которые внес Закон № 403, отсрочили уплату налога на недвижимость физическими лицами с 2013 на 2014 год. Об этом вы могли прочесть в новостях («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 17 (65), с. 2), а также более подробно в статье «Налог на недвижимость: для одних — уже реалии, для других — еще перспективы» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 15 (63), с. 7, когда упомянутый Закон был еще на стадии проекта. Но вот 2014 год наступил, а это значит, что в этом году уплаты налога на недвижимость физическим лицам не избежать. Таким образом, физические лица — владельцы жилой недвижимости, подпадающей под обложение налогом на недвижимость, обязаны уплатить этот налог за 2013 год в течение 60 — полагаем, календарных* — дней со дня вручения налогового уведомления-решения. Орган Миндоходов должен направить указанное уведомление-решение до 1 июля 2014 года.

* Наше предположение основано на разъяснении из письма Миндоходов от 10.06.2013 г. № 4620/6/99-99-22-02-04-15 (текст письма и комментарий к нему вы можете посмотреть в газете «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 15 (63), с. 17 — 18). Излагая в общих чертах, в этом письме говорится о том, что в случае когда НК не содержит ссылки на то, что срок должен исчисляться в рабочих днях, нужно отсчитывать календарные дни.

Те, кто успел уплатить налог за 2013 год еще в 2013 году, т. е. до вступления в силу Закона № 403, могут обратиться в орган Миндоходов с просьбой зачесть эти средства в счет уплаты налога на недвижимость за 2014 год. Учтите: эта возможность распространяется только на тех, кто ранее не вернул себе уплаченную сумму налога.

Новые формы налоговых деклараций и расчетов

Не столь давно нагрянувшая административная реформа, в результате которой ГНС и ГТС были реорганизованы в Миндоходов, потребовала от миндоходовцев переутвердить ряд налоговых деклараций и расчетов, утвержденных ранее ГНАУ или Минфином. На сегодня официальный сайт Миндоходов просто «пестрит» проектами приказов, утверждающих такие новые формы. Когда они будут официально утверждены и когда налогоплательщикам предстоит начать отчитываться по ним, сказать сейчас невозможно. Но с большой долей вероятности можем заявить, что это должно произойти на заре этого 2014 года. Кроме того, что новые формы налоговых деклараций и расчетов будут утверждены Миндоходов, практически никаких особых изменений они не имеют.

Итак, в 2014 году нам стоит ожидать появления на свет следующих переутвержденных форм налоговых деклараций (расчетов) (помимо тех, что мы уже упоминали ранее в этой статье):

— Декларации об имущественном состоянии и доходах. Согласно проекту новой формы этой декларации из приложений к ней убрали графу «Прізвище, ім’я, по батькові платника податку». Такой реквизит остался только в самой Декларации;

— Декларации по ФСН;

— Декларации сбора за места для парковки транспортных средств;

— Декларации туристического сбора;

— Декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Проектом новой формы предполагается, что в приложении к Декларации «Сведения об имеющихся объектах жилой недвижимости» добавится одна новая графа под названием «Код території, на якій розташовано об’єкт житлової нерухомості, за КОАТУУ»;

— Декларации по плате за землю;

— Расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств. Единственное не столь важное, но все-таки заметное новшество в новом Расчете — это дополнительные ячейки в графах 6 и 8. Первая из них предназначена для указания номера, соответствующего единице измерения объекта налогообложения, из графы 6, а вторая — для указания в графе 8 коэффициента, определенного в соответствии с п. 234.4 НК (1, 2, 3 или 40);

— Декларации сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности;

— Расчета сбора за пользование радиочастотным ресурсом.

На момент передачи номера в печать миндоходовцы пока не представили проекты еще нескольких форм налоговой отчетности, которые, несомненно, будут переутверждены ими в ближайшем будущем. Что ж, подождем…

 

Бухгалтерский учет

 

МСФО: одни начинают, другие только готовятся

С 01.01.2014 г. предприятия, осуществляющие вспомогательную деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (разд. 66 КВЭД ДК 009:2010), обязаны составлять финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (далее — МСФО). Причиной для этого являются требования абз. 5 п. 2 Порядка подачи финотчетности.

Напомним, ПАО, банки и страховщики делают это начиная с 01.01.2012 г. (в соответствии с ч. 2 ст. 121 Закона о бухучете и абз. 3 п. 2 Порядка подачи финотчетности).

Заметьте: на предприятия, предоставляющие финансовые услуги, кроме страхования и пенсионного обеспечения (разд. 64 КВЭД ДК 009:2010), за исключением деятельности по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010), а также осуществляющие негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010), соответствующая обязанность была возложена начиная с 01.01.2013 г.

В то же время кредитные союзы будут обязаны составлять финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по МСФО только с 01.01.2015 г. (согласно изменениям, внесенным в абз3 п. 2 Порядка подачи финотчетности постановлением № 820). То же касается предприятий, осуществляющих деятельность по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010). До того, как постановление № 820 вступило в силу, было предусмотрено, что применять МСФО такие субъекты начнут уже с начала этого года.

Сроки подачи годовой финотчетности продлены до конца февраля

Тем же таки постановлением № 820 изменен предельный срок подачи годовой финансовой отчетности. Отныне п. 5 Порядка подачи финотчетности предусматривает, что годовая финансовая отчетность (кроме сводной и консолидированной) подается предприятиями в органы, указанные в п. 2 Порядка подачи финотчетности*, не позднее 28 февраля следующего за отчетным года.

* Этим пунктом определено, что финансовая отчетность подается:

— в органы, к сфере управления которых относятся предприятия;

— трудовым коллективам по их требованию;

— собственникам (учредителям) в соответствии с учредительными документами;

— в другие органы и другим пользователям, в частности в органы государственной статистики (согласно законодательству).

Кроме того, п. 2 Порядка подачи финотчетности определяет, что финотчетность может подаваться в:

— органы Казначейства (распорядителями средств государственного бюджета);

— органы Казначейства и местные финансовые органы (распорядителями средств местных бюджетов);

— НБУ (банками);

— орган Миндоходов (плательщиками налога на прибыль в определенных законом случаях).

Учитывая, что в случае, когда дата подачи отчетности приходится на нерабочий день, срок подачи переносится на первый после выходного рабочий день (согласно п. 10 Порядка подачи финотчетности), то в отдельные годы ее подача может быть продлена даже до начала марта. Так, в 2015 г., например, ее можно будет подать не позднее 2 марта.

 

Финотчетность субъектов электроэнергетики должна быть доступной

Предприятия — субъекты электроэнергетики, которые не обязаны публиковать финансовую отчетность в соответствии со ст. 14 Закона о бухучете, внимание! Начиная с 01.01.2014 г. вы должны обеспечивать доступность соответствующей финансовой отчетности для ознакомления общественности по местонахождению исполнительного органа такого предприятия. Соответствующие дополнения в ч. 4 ст. 14 Закона о бухучете (регулирующую вопрос подачи и обнародования финансовой отчетности) внесены Законом Украины «О принципах функционирования рынка электрической энергии Украины» от 24.10.2013 г. № 663-VII.

 

Налоговые разницы: только по собственному желанию

Ежегодно мы пристально наблюдали, что же в этот раз ждет налоговые разницы. Эпопея «отсрочек еще на год» в этом году повернула в несколько другое русло.

01.01.2013 г. наконец-таки вступило в силу ПБУ «Налоговые разницы». Однако Закон № 422** внес в абз. 2 п. 1 подразд. 4 разд. XX НК изменения, в соответствии с которыми методика бухгалтерского учета временных и постоянных налоговых разниц (изложенная именно в ПБУ «Налоговые разницы») должна была вступать в силу… с 01.01.2014 г. Субъекты хозяйствования — плательщики налога на прибыль при этом должны были подавать финансовую отчетность с учетом налоговых разниц начиная с отчетных периодов 2014 г. (а не с отчетных периодов 2013 г., как было предусмотрено ранее). Достаточно специфическая ситуация, учитывая, что сам Закон № 422 вступил в силу только 01.09.2013 г.

** Комментарий к этому Закону был опубликован на страницах нашего издания одновременно со вступлением в силу Закона («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 17 (65), с. 36).

Но и на этом еще не все. Обязанность указывать в составе финансовой отчетности временные и постоянные налоговые разницы по установленной Минфином форме для плательщиков налогов была предусмотрена абз. 3 п. 46.2 НК. Но благодаря Закону № 657*, начиная с 01.01.2014 г., редакция этого абзаца зазвучала несколько иначе: «В составе финансовой отчетности плательщик налогов имеет право указывать временные и постоянные налоговые разницы по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику».

* Комментарий к которому был опубликован на страницах нашего издания в конце прошлого года («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 23 (71), с. 7).

Таким образом, безусловная обязанность заменена на право. Только почему-то нам кажется, что многие таким правом просто пренебрегут…

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон № 422 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по уплате экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств и совершенствованию некоторых налоговых норм» от 04.07.2013 г. № 422-VII.

Закон № 657 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об учете и регистрации плательщиков налогов и усовершенствовании некоторых положений» от 24.10.2013 г. № 657-VII.

Закон № 404 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с проведением административной реформы» от 04.07.2013 г. № 404-VII.

Закон № 5205 — Закон Украины «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики с целью создания новых рабочих мест» от 06.09.2012 г. № 5205-VI.

Закон № 5503 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о пересмотре ставок некоторых налогов и сборов» от 20.11.2012 г. № 5503-VI.

Закон № 403 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины по объектам недвижимости» от 04.07.2013 г. № 403-VII.

Порядок подачи финотчетности — Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Постановление № 820 — постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2000 г. № 419 и распоряжение Кабинета Министров Украины от 24 октября 2007 г. № 911» от 07.11.2013 г. № 820.

ПБУ «Налоговые разницы» — Положение бухгалтерского учета «Налоговые разницы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 25.01.2011 г. № 27.

Порядок № 143 — Порядок подачи плательщиком налогов заявления о проведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки и принятия решения территориальным органом Министерства доходов и сборов Украины о проведении такой проверки, утвержденный приказом Миндоходов от 03.06.2013 г. № 143.

Обобщающая налоговая консультация № 590 — Обобщающая налоговая консультация по включению в базу обложения налогом на добавленную стоимость и составу расходов средств, полученных как сумма штрафа за задержку оплаты или поставки товаров/услуг, утвержденная приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 590.

ОНК № 699 — Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства о трансфертном цено-образовании, утвержденная приказом Миндоходов от 22.11.2013 г. № 699.

КВЭД ДК 009:2010 — Национальный Классификатор Украины «Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010», утвержденный приказом Госпотребстандарта Украины от 11.10.2010 г. № 457.

АН — акцизный налог.

ВЭД — внешнеэкономическая деятельность.

ГНАУ — Государственная налоговая администрация Украины.

ГНС — Государственная налоговая служба.

ГТС — Государственная таможенная служба.

ЕН — единый налог.

КОАТУУ — Классификатор объектов административно-территориального устройства Украины.

НБУ — Национальный банк Украины.

НДС — налог на добавленную стоимость.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

ФСН — фиксированный сельскохозяйственный налог.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше