Автомобильные перевозки грузов третьими лицами: учет у заказчика
Как отразить в учете расходы на перевозку груза, если для перевозки привлекалась сторонняя организация — перевозчик или экспедитор? Об этом вы узнаете ниже.
Татьяна Светличная, экономист-аналитик
Заключая договор поставки, стороны, как правило, прописывают в нем, кто должен доставить товар (груз). Такая обязанность может быть возложена как на поставщика, так и на покупателя (возможен также вариант, когда до определенного пункта назначения груз доставляет поставщик, а затем обязанность по перевозке груза переходит к покупателю).
При этом не всегда у поставщика или покупателя есть возможность вывезти груз собственным транспортом. В этом случае для доставки грузов привлекается третье лицо — перевозчик или экспедитор. Правовые взаимоотношения с первым регулируются по договору перевозки, а со вторым — по договору транспортного экспедирования.
Если заказчику (а им может выступать как поставщик, так и покупатель) нужна только услуга перевозки, тогда достаточно воспользоваться услугами перевозчика. Для этого с ним заключают договор перевозки груза. Если же заказчику нужен целый комплекс услуг по перевозке груза: не только перевозка, но и другие связанные с ней услуги (например, погрузочно-разгрузочные работы, получение необходимых документов на перевозку груза и др.), тогда целесообразно обратиться к субъектам, осуществляющим транспортно-экспедиторскую деятельность. С ними и заключают договор транспортного экспедирования.
Вкратце опишем характеристику этих договоров.
Договор перевозки груза
Определение договора перевозки грузов можно найти в ст. 909 ГК, а также в ч. 1 ст. 307 ХК.
Согласно ст. 909 ГК по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Договор перевозки груза предполагает оказание только одной услуги — перевозки |
Субъектами правоотношений по перевозке грузов являются:
— грузоотправитель;
— перевозчик;
— грузополучатель.
Вместе с тем договор перевозки грузов автотранспортом, как правило, является двухсторонним и заключается либо между перевозчиком и грузоотправителем, либо между перевозчиком и грузополучателем (п. 3.1 Правил № 363). При этом третья сторона также наделяется правами и обязанностями.
Договор перевозки грузов заключается в письменной форме (ч. 2 ст. 909 ГК и ч. 2 ст. 307 ХК). Примерная форма договора о перевозке грузов автомобильным транспортом приведена в приложении 1 к Правилам № 363.
Учтите: заключение договора перевозки грузов подтверждается составлением документа на перевозку (для внутриукраинских автомобильных грузовых перевозок таким документом является товарно-транспортная накладная, для международных — накладная CMR).
Договор перевозки будет считатьcя заключенным и, соответственно, у сторон возникнут взаимные права и обязанности по нему только после того, как фактически начнется перевозка |
Договор транспортного экспедирования
По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза (ч. 1 ст. 929 ГК, ст. 9 Закона № 1955).
Договор транспортного экспедирования предполагает оказание ряда услуг по организации и обеспечению перевозки груза |
Это могут быть такие услуги, как перевозка, отправка/получение груза, другие дополнительные услуги (проверка количества и состояния груза, его загрузки и выгрузки, уплата пошлины, сборов и расходов, возложенных на клиента, хранение груза до его получения в пункте назначения, получение необходимых для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных формальностей и т. п.) (ч. 1 ст. 929 ГК, ст. 8 Закона № 1955).
Для выполнения обязательств, предусмотренных договором транспортного экспедирования, экспедитор может привлекать третьих лиц.
Сторонами договора транспортного экспедирования являются клиент (заказчик услуги) и экспедитор.
Форма договора транспортного экспедирования должна быть письменной (ч. 1 ст. 930 ГК, ст. 9 Закона № 1955). Договор считается заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям договора (ч. 1 ст. 638 ГК).
Документооборот между заказчиком и перевозчиком (экспедитором)
1. Товарно-транспортная накладная (ТТН). Применение такого документа, как ТТН, обязательно при осуществлении грузовых автомобильных перевозок в пределах Украины.
Правилами № 363 установлено:
«Товарно-транспортная накладная — единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы».
Статья 48 Закона об автотранспорте предусматривает обязательное наличие у водителя, перевозящего грузы, ТТН или другого определенного законодательством документа на груз.
Кроме того, ст. 909 ГК определяет ТТН как документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.
Таким образом, ТТН относится к первичной транспортной документации, необходимой при перевозке/доставке грузов автотранспортом.
Важно! Без первичного транспортного документа заказчик не сможет включить стоимость услуг по перевозке в состав себестоимости приобретенных (изготовленных) товаров, выполненных работ, предоставленных услуг (письмо Миндоходов от 19.09.2013 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128) |
Вместе с тем типовая форма ТТН на сегодняшний день отменена (совместный приказ Министерства транспорта и Министерства статистики от 29.12.95 г. № 488/436 (далее — приказ № 488)).
В качестве формы ТТН можно выбрать либо отмененную типовую форму, либо форму, разработанную самостоятельно. На возможность использовать самостоятельно разработанные первичные транспортные документы указывало Мининфраструктуры Украины в письме от 23.04.2013 г. № 4492/25/10-13. Главное, чтобы такой документ содержал все реквизиты первичного документа, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете.
ТТН выписывается грузоотправителем в количестве не менее 4 экземпляров. Все экземпляры ТТН грузоотправитель должен заверить подписью и при необходимости — печатью (штампом).
Схема «движения» выписанных грузоотправителем ТТН такова:
— первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя и является основанием для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры передаются водителю (экспедитору);
— второй экземпляр ТТН, который водитель (экспедитор) передает грузополучателю, является основанием для оприходования товарно-материальных ценностей;
— третий и четвертый экземпляры ТТН водитель передает перевозчику. При этом третий экземпляр является основанием для расчетов за выполнение транспортных услуг, поэтому перевозчик направляет его заказчику автотранспорта для оплаты за перевозку, а четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и является основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
2. Международная автодорожная товарно-транспортная накладная СМR (для международных грузовых автоперевозок). В международных автомобильных перевозках договор перевозки подтверждается международной автомобильной накладной (CMR). Международная перевозка грузов — это перевозка грузов с пересечением государственной границы (согласно ст. 1 Закона об автотранспорте).
Накладную CMR составляют в трех оригинальных экземплярах, их подписывают и отправитель и транспортер. Первый экземпляр накладной передают отправителю, второй сопровождает груз, а третий сохраняет транспортер (ст. 5 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов).
3. Талон заказчика. Форма талона заказчика № 1-ТЗ была установлена отмененным приказом № 488.
Его оформляют при работе с почасовой формой оплаты транспортных услуг. Он выступает приложением к путевому листу.
Талон заказчика выписывает ответственное лицо перевозчика в двух экземплярах:
— первый экземпляр остается у заказчика автотранспорта;
— второй экземпляр вместе с путевым листом и приложенными к нему товарно-транспортными накладными водитель сдает диспетчеру предприятия-перевозчика.
4. Акт предоставленных услуг. При заключении договора:
— перевозки — составляется по договоренности сторон;
— транспортного экспедирования — составляется в обязательном порядке.
Бухгалтерский учет транспортных услуг у заказчика
У заказчика-грузоотправителя
Расходы на транспортировку продукции (товаров) от предприятия-продавца к покупателю, транспортно-экспедиторские услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров), относятся к расходам на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16). В бухгалтерском учете такие расходы отражаются по дебету счета 93 «Расходы на сбыт».
У заказчика-грузополучателя
Если доставка товаров по договору возложена на самого покупателя, в этом случае можно говорить о наличии у такого предприятия транспортных расходов, понесенных в связи с приобретением запасов/товаров/основных средств.
Когда «транспортируются» основные средства, то транспортные расходы на основании п. 8 П(С)БУ 7 включаются в первоначальную стоимость основных средств.
А вот в случае «переезда» приобретенных запасов или товаров, транспортные расходы включают в первоначальную стоимость таких запасов/товаров одним из двух способов (п. 9 П(С)БУ 9), а именно путем:
— непосредственного (прямого) включения в состав первоначальной стоимости единицы (наименования, группы, вида) приобретенных запасов/товаров при их оприходовании;
— обобщения на отдельном субсчете с дальнейшим распределением по среднему проценту.
Вариант 1. Метод прямого включения транспортных расходов (ТЗР) в первоначальную стоимость конкретной единицы запасов.
Этот метод применяют, если возможно точно определить расходы, связанные с транспортировкой тех или иных единиц запасов в стоимостном или натуральном выражении. Целесообразно его использовать, когда номенклатура доставляемых запасов небольшая. Суть метода заключается в том, что ТЗР распределяются между соответствующими единицами запасов/товаров пропорционально их стоимости, количеству или весу. Включаются суммы ТЗР в первоначальную стоимость запасов сразу в периоде их приобретения. В бухгалтерском учете делают запись: Дт 20, 22, 281 — Кт 63, 685.
Пример 1. Предприятие приобрело у поставщика 1000 ед. материалов А по цене 20 грн. (без НДС) за единицу и 500 единиц материала Б по цене 35 грн. (без НДС) за единицу. По условиям договора предприятие самостоятельно вывозит материалы со клада поставщика. Для этого предприятие заключило договор перевозки со сторонней организацией-перевозчиком. Стоимость услуг по перевозке составила 500 грн. (без НДС).
В этом случае распределение стоимости перевозки между приобретенными материалами осуществляется следующим образом:
1) определяем общую стоимость приобретенных запасов без учета НДС:
(1000 ед. х 20 грн.) + (500 ед. х 35 грн.) = 20000 грн. + 17500 грн. = 37500 грн.;
2) определяем удельный вес в общей стоимости:
— материала «А» — 53,33 % (20000 грн. : 37500 грн. х 100);
— материала «Б» — 46,67 % (17500 грн. : 37500 грн. х 100);
3) определяем стоимость транспортировки:
— материала «А» — 266,65 грн. (500 грн. х 53,33 % : 100 %);
— материала «Б» — 233,35 грн. (500 грн. х 46,67 % : 100 %);
4) определяем первоначальную стоимость с учетом ТЗР:
— единицы материала «А» — 20,27 грн. (20000 грн. + 266,65 грн.) : 1000 ед.;
— единицы материала «Б» — 35,47 грн. (17500 грн. + 233,35 грн.) : 500 ед.
Вариант 2. Обобщение ТЗР на отдельном субсчете с дальнейшим распределением по среднему проценту.
В этом случае сумма ТЗР отражается на отдельном субсчете, а затем в конце месяца распределяется между выбывшими запасами/товарами и остатком запасов/товаров на конец отчетного месяца. Для учета ТЗР в торговле следует использовать субсчет 289 «Транспортно-заготовительные расходы», а в производстве — отдельный субсчет (например, 200 «Транспортно-заготовительные расходы на запасы») или отдельный дополнительный субсчет (например, 2011 «Транспортно-заготовительные расходы на сырье и материалы» к счету 20 «Производственные запасы» (п. 5.5 Методрекомендаций № 2)).
Сумма ТЗР определяется как произведение среднего процента ТЗР и стоимости выбывших запасов/товаров:
ТЗРвыб = Звыб х Средн. % ТЗР,
где ТЗРвыб — сумма ТЗР, приходящаяся на выбывшие в отчетном месяце запасы/товары;
Звыб — стоимость выбывших запасов/товаров;
Средн. % ТЗР — средний процент ТЗР.
Найти средний процент ТЗР можно по формуле:
где ТЗРнач — остаток ТЗР на начало отчетного месяца;
ТЗРпоступ — сумма ТЗР, понесенных в отчетном месяце;
Тнач — стоимость остатка запасов/товаров на начало отчетного месяца;
Тпоступ — стоимость запасов/товаров, поступивших в отчетном месяце.
Пример 2. Данные приведем в таблице.
Содержание | Запасы (сч. 20) | Товары (субсч. 281) | ||
себестоимость без ТЗР (сч. 20) | сумма ТЗР | себестоимость без ТЗР (субсч. 281) | сумма ТЗР (субсч. 289 «ТЗР») | |
1. Остаток на начало месяца | 14000,00 | 500,00 | 9000,00 | 700,00 |
2. Поступило за месяц | 30000,00 | 1000,00 | 20000,00 | 1000,00 |
3. Средний процент ТЗР | 3,41 % (500 + 1000) : (14000 + 30000) х 100 % | 5,86 % (700 + 1000) : (9000 + 20000) х 100 % | ||
4. Выбыло за месяц, в том числе | 40000,00 | 1364,00 | 28000,00 | 1640,80 |
4.1. Списано на производство (в дебет счета 23) | 40000,00 | 1364,00 (3,41 % х 40000 : 100 %) | — | — |
4.2. Реализовано (в дебет субсчета 902) | — | — | 28000,00 | 1640,80 (5,86 % х 28000 : 100 %) |
5. Остаток на конец месяца (сальдо по дебету счетов) (стр. 1 + стр. 2 - стр. 4) | 4000,00 | 136,00 | 1000,00 | 59,20 |
Сальдо счета 20 — 4136,00 | Сальдо счета 28 — 1059,20 |
Налоговый учет
Налог на прибыль
У заказчика-грузоотправителя. Расходы на транспортировку товаров покупателям, транспортно-экспедиторские услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров), включаются в состав расходов на сбыт (п.п. «е» п.п. 138.10.3 НК) и признаются расходами того периода, в котором они были понесены согласно правилам бухучета (п. 138.5 НК). В декларации по налогу на прибыль такие расходы отражают по стр. 06.2.
Чтобы подтвердить налоговые расходы, важно наличие первичного документа. Документальным подтверждением понесенных расходов являются:
— если были получены только услуги перевозки — товарно-транспортная документация, в частности товарно-транспортная накладная (ТТН), а для международных автомобильных перевозок — накладная СМR;
— если был заключен договор транспортного экспедирования — дополнительно нужны акты предоставленных услуг. А вот если экспедитор для исполнения договора покупал услуги/работы у третьих лиц, заказчику для подтверждения расходов в этой части могут служить копии соответствующих документов.
У заказчика-грузополучателя. В налоговом учете расходы по доставке запасов/товаров определяются по правилам П(С)БУ 9 (это следует из п.п. 14.1.228 НК). То есть налоговый и бухгалтерский учет таких услуг одинаков. Так, расходы на доставку включаются в себестоимость изготовленной продукции (для производства) и в себестоимость приобретенных товаров (в торговле) (пп. 138.8, 138.6 НК).
Расходы в налоговом учете могут быть отражены только при наличии подтверждающих первичных документов (п. 138.2, п.п. 139.1.9 НК).
Миндоходовцы считают (письмо от 19.09.2013 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128), что только ТТН может выступать документом, подтверждающим получение услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом:
«...в случае отсутствия товарно-транспортной документации, подтверждающей получение услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, в том числе товарно-транспортной накладной, при исчислении объекта налогообложения плательщик налога не имеет оснований учитывать стоимость таких услуг при формировании себестоимости приобретенных (изготовленных) и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг».
На наш взгляд, если у налогоплательщика нет ТТН, но есть другие первичные документы, подтверждающие факт осуществления расходов (акты приема-передачи предоставленных услуг по перевозке грузов), оформленные в соответствии с требованиями ст. 9 Закона о бухучете, то он имеет право на налоговые расходы. Ведь, во-первых, НК запрещает включать в налоговые расходы те из них, которые вообще не подтверждены документально. Во-вторых, согласно п. 138.2 и п.п. 139.1.9 НК налоговые расходы должны подтверждаться теми первичными документами, обязательность ведения которых предусмотрена «правилами ведения бухгалтерского учета». ТТН выполняет только одну важную функцию — подтверждает нахождение груза в пути.
Однако, чтобы не иметь впоследствии проблем с налоговыми расходами по таким услугам, лучше истребовать ТТН.
Если услуги оказывал нерезидент. Вознаграждение, которое выплачивается нерезиденту по договору перевозки грузов (автомобильным, железнодорожным транспортом, морскими и воздушными судами), в понимании НК считается фрахтом (п.п. 14.1.260 НК):
«фрахт — вознаграждение (компенсация), выплачиваемое по договорам перевозки, найма или поднайма судна или транспортного средства (их частей) для:
— перевозки грузов и пассажиров морскими или воздушными судами;
— перевозки грузов железнодорожным или автомобильным транспортом».
Доход в виде фрахта, который получает нерезидент от резидента Украины, считается доходом нерезидента с источником его происхождения из Украины (п.п. «г» п. 160.1 НК). Поэтому из суммы такого дохода резидент-юрлицо (для предпринимателей эта норма не действует) должен удержать налог с таких доходов (так называемый налог на репатриацию), если иное не предусмотрено положениями международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществлялись выплаты.
Сумма фрахта, уплачиваемого резидентом нерезиденту по договорам фрахта, облагается по ставке 6 процентов у источника выплаты таких доходов за счет этих доходов (п. 160.5 НК). Базой для налогообложения является базовая ставка такого фрахта. Согласно п.п. 14.1.12 НК базовая ставка фрахта — сумма фрахта, включая расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке и складированию (хранению) товаров, увеличенная на сумму расходов за рейс судна или другого транспортного средства, уплачиваемых (возмещаемых) фрахтовщиком согласно заключенному договору фрахтования.
Налог на фрахт резидент перечисляет в бюджет одновременно с выплатой дохода нерезиденту. В связи с этим сумма такого налога в гривнях определяется по курсу НБУ, действовавшему на дату такой выплаты.
Не будет удерживаться этот налог в том случае, если договором об избежании двойного налогообложения предусмотрено освобождение дохода от налогообложения. Международный договор может предусматривать также применение к такому доходу пониженной ставки.
Однако, чтобы воспользоваться указанным преимуществом международных договоров, нерезиденту нужно:
1) подтвердить свой нерезидентский статус — предоставить выплачивающему ему доход резиденту справку (или ее нотариально удостоверенную копию) о том, что нерезидент является резидентом страны, с которой Украиной заключен международный договор об избежании двойного налогообложения (пп. 103.4, 103.8 НК). Данная справка выдается компетентным (уполномоченным) органом страны нерезидента, определенным международным договором, по форме, утвержденной в соответствии с законодательством этой страны, и должна быть надлежащим образом легализирована, переведена согласно законодательству Украины. При непредоставлении нерезидентом такой справки с выплачиваемого ему дохода должен быть удержан налог по ставке 6 %;
2) нерезидент должен быть бенефициарным получателем дохода (п. 103.3 НК). Согласно п. 103.3 НК бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода считается лицо, имеющее право на получение таких доходов.
Также отметим, что в отношении расходов в виде фрахта НК не выдвигает каких-либо ограничений, в том числе если такие выплаты осуществляются в пользу нерезидентов. То есть в расходы попадет вся сумма вознаграждения, начисленная нерезиденту.
В то же время, если нерезидент имеет оффшорный статус, то расходы получится учесть лишь в сумме 85 % стоимости предоставленных услуг (п. 161.2 НК).
НДС
Для заказчика (как грузоотправителя, так и грузополучателя) в отношении НДС интересны два вопроса:
1) в каких случаях он сможет претендовать на налоговый кредит;
2) нужно ли будет самостоятельно начислять налоговые обязательства по НДС, если перевозчиком или экспедитором окажется нерезидент. Ведь согласно п. 180.2 НК в случае получения услуг от нерезидента лицом, ответственным за начисление и уплату налога в бюджет, если место поставки таких услуг расположено на таможенной территории Украины, является получатель услуг.
Для ответа на эти вопросы вспомним правила обложения НДС услуг, связанных с перевозкой груза.
Правила обложения НДС услуг по перевозке
Перевозчик | На какой территории фактически осуществляется перевозка | Что считается местом поставки | Порядок налогообложения |
В Обобщающей налоговой консультации № 610 сказано, что место поставки услуг по перевозке грузов следует определять согласно п. 186.4 НК — по месту регистрации поставщика услуг | |||
Резидент | На таможенной территории Украины | Место поставки услуг — таможенная территория Украины | Перевозка облагается по ставке 20 %*. Перевозчик — плательщик НДС по правилу первого события должен выписать налоговую накладную |
За пределами таможенной территории Украины | |||
Нерезидент | На таможенной территории Украины | Место поставки услуг — за пределами таможенной территории Украины | Услуга не является объектом налогообложения. Соответственно, начислять НДС с такой услуги, ориентируясь на правила ст. 208 НК, заказчику не нужно |
За пределами таможенной территории Украины | |||
* ВРУ приняла Закон (законопроект от 16.12.2013 г. № 3757), которым предусмотрено продление действия ставки НДС 20 % до 01.01.2015 г. |
Правила обложения НДС услуг по международной перевозке
Перевозчик | Порядок налогообложения |
Согласно п.п. 195.1.3 НК перевозка считается международной, если она осуществляется по единому международному перевозочному документу (для автотранспорта — накладная CMR) | |
Резидент | Перевозка облагается по ставке 0 % на всей протяженности маршрута (как на отрезке на таможенной территории Украины, так и на отрезке за пределами таможенной территории Украины) (п.п. «е» п. 185.1 НК, п.п. «а» п.п. 195.1.3 НК) |
Нерезидент | Не подпадает под объект обложения (ответ на вопрос 9 Обобщающей налоговой консультации № 610). Соответственно, начислять НДС, ориентируясь на правила ст. 208 НК, заказчику не нужно |
Правила обложения НДС услуг, сопутствующих перевозке
Кто поставляет услуги | На какой территории фактически поставляется услуга | Что считается местом поставки услуги | Порядок налогообложения |
Место поставки таких услуг определяется по месту их фактической поставки (п.п. 186.2.1 НК) | |||
Если услугу поставляет резидент | На таможенной территории Украины | Место поставки услуг — таможенная территория Украины | Услуга облагается по ставке 20 % |
За пределами таможенной территории Украины | Место поставки услуг — за пределами таможенной территории Украины | Услуга не является объектом налогообложения | |
Если услугу поставляет нерезидент | На таможенной территории Украины | Место поставки услуг — таможенная территория Украины | Услуга облагается по ставке 20 %. Соответственно, заказчик — получатель таких услуг является ответственным за начисление НДС* |
За пределами таможенной территории Украины | Место поставки услуг — за пределами таможенной территории Украины | Услуга не является объектом налогообложения | |
* Подробнее об обложении НДС услуг, полученных от нерезидента, см. в статье «Услуги от нерезидента: как учесть НДС»\\«Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2011, № 9, с. 43. |
Экспедиторское вознаграждение
Согласно п.п. «ж» п. 186.3 НК местом поставки транспортно-экспедиторских услуг является место, в котором получатель услуг зарегистрирован в качестве субъекта хозяйствования, при отсутствии такого места — место постоянного или преимущественного его проживания. Поэтому если экспедитором выступает нерезидент, то заказчик-резидент (независимо от НДС-регистрации) является ответственным за начисление и уплату НДС (п. 180.2 НК, ст. 208 НК).
Таковы основные правила учета приобретения услуг по доставке груза.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
ХК — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.
Закон № 1955 — Закон Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 г. № 1955-IV.
Закон об автотранспорте — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.
Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.
Правила № 363 — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г. № 363.
П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.
П(С)БУ 9 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. № 246.
П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.
Методрекомендации № 2 — Методические рекомендации по учету запасов, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 10.01.2007 г. № 2.
Обобщающая налоговая консультация № 610 — Обобщающая налоговая консультация о порядке обложения налогом на добавленную стоимость транспортно-экспедиторской деятельности, утвержденная приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 610.
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов — Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.56 г.