Темы статей
Выбрать темы

2013 — 2014: Прощай, налоговая защита! Встречаем налоговое планирование!

Редакция НК
Статья

2013 — 2014: прощай, налоговая защита! Встречаем налоговое планирование!

Провожаем 2013 год и анализируем налоговые отношения между государственной властью и ее нанимателем.

Для национального плательщика налогов уже стали привычными словосочетания: внеплановые проверки, акт проверки, корректировка налогового кредита, налоговое уведомление-решение, обжалование результатов проверки и т. п.

В этой статье призываем вас начать 2014 год с новым подходом — осуществить переход от налоговой защиты к налоговому планированию!

Денис Осмоловский, консультант, эксперт по вопросам налогообложения, адвокат, директор ООО «Финансово-правовые исследования»

 

Как все обстоит у нас

 

Как и ранее, в 2013 году главным рычагом в налоговом контроле Министерство доходов и сборов избрало определение правомерности формирования налогового кредита плательщика налогов. Соответственно, несогласные с выводами актов «ничтожности операций» плательщики налогов находятся в постоянном обжаловании действий налоговых органов, а также, наверное, в постоянном стрессе и напряжении. К сопровождению этих действий привлечен, прежде всего, личный состав Министерства доходов и сборов, а также административные суды Украины. Оба государственных органа финансируются за счет государственного бюджета, т. е. за средства плательщиков налогов.

Справочная информация: Содержание Министерства доходов и сборов обходится государству (народу Украины) в 5117835,1 тыс. грн. (5,1 млрд грн.) (данные государственного бюджета на 2013 год).

Содержание аппарата и покрытия расходов на осуществление правосудия административного судопроизводства в Украине обходится государству (народу Украины) в 529554,7 тыс. грн. (529,6 млн грн.) (данные государственного бюджета на 2013 год).

По отчетным данным Высшего административного суда Украины, только в течение 1 полугодия 2013 года около 50 % дел, рассмотренных административными судами Украины, связано со спорами в сфере реализации налоговой политики. Такая тенденция почти неизменна в течение года.

Следовательно, фактически плательщик налогов финансирует деятельность государственных органов, направленную против такого плательщика налогов.

Обычно эта ситуация не вносит конструктивные изменения в экономику государства, а потому для сбалансирования начислений и поступлений контролирующие органы должны понять одну важную вещь. Неправомерное увеличение налогового давления на плательщика налогов порождает повышение последним стоимости производимых им товаров (работ, услуг).

Пользователем таких товаров (работ, услуг) являются, в частности, представители государственной власти, Министерства доходов и сборов Украины и административных судов Украины, следовательно, повышение налогового давления влияет одновременно на повышение личных расходов этих государственных контролеров, которые пользуются указанными услугами или покупают товары.

В последнее время государственные органы забывают, для кого и за чьи средства они функционируют. Заметьте, руководство Министерства доходов и сборов Украины в своих отчетах говорит о выполнении плана поступлений в бюджет как о своем достижении, хотя в действительности плановое поступление налогов практически не зависит от действий государственного органа. Все внеплановые попытки министерства находятся на обжаловании, а потому эти цифры умышленно публично не озвучены, так как в данном случае министерству нечем похвастаться.

Украинский плательщик налогов находится в удивительном положении по сравнению с европейским — он за собственные средства содержит своего наблюдателя и еще оплачивает судебное доказательство своей правоты.

 

К чему стоит стремиться

 

Украина взяла курс на имплементацию европейских стандартов, это касается и администрирования налога на добавленную стоимость. На сегодняшний день налог на добавленную стоимость является основным непрямым налогом в государствах — членах Европейского Союза. Часть поступлений от этого налога направляется на финансирование бюджета ЕС. Применение налога на добавленную стоимость является непременным условием для вступления в ЕС новых членов.

Европейские институции, анализируя деятельность органов государственной власти Украины, понимают: если 50 % обжалований действий государственных органов касаются налоговых отношений, то, по-видимому, в этой сфере законодательство несовершенно или нарушается той или иной стороной.

Как мы уже отметили, в настоящее время нарушения как раз происходят в результате «ручной» корректировки Министерством доходов и сборов Украины системы администрирования налога на добавленную стоимость. Если государством избран европейский курс развития, такая «ручная» самостоятельная корректировка налога на добавленную стоимость контролирующим органом является действием противоправным.

Но, как добросовестные плательщики налогов, будем по-европейски откровенны и честны по отношению к самим себе: минимизация налогов не имеет ничего общего с их оптимизацией и планированием. Если работа с «сомнительным» контрагентом является более простым способом построения бизнес-процессов, то ситуация в стране не изменится, она из года в год будет перетекать в одно состояние: доначислили — обжаловали.

На словах мы стремимся строить цивилизованный бизнес, Украина стремится выходить на международную арену как серьезный игрок, мы хотим, чтобы с нами считались как с равноправным партнером. Давайте зададим себе вопрос: готовы ли мы лично к тем правилам, к которым приближаемся?

В Европе внимание со стороны контролирующих органов равнозначно потере деловой репутации, а в дальнейшем, возможно, и бизнеса. Ответственность за неправомерную налоговую выгоду не имеет смягчающих норм — только уголовная. Рентабельность в размере 10 — 15 % считается нормой. Налоговая нагрузка на прибыль — до 30 %, на заработную плату — до 40 %. Отсутствует как таковое обжалование действий органа властных полномочий за отказ в приеме деклараций по НДС или отказ регистрации налоговых накладных в реестре либо за неправомерное доначисление НДС. Это нонсенс в европейском праве.

Норма европейского развития — знание своих прав, уважение к обязанностям, налоговое планирование, стратегия и моделирование бизнес-процессов.

Долгосрочная стратегия налогового планирования, особенно на год, — это основа европейской модели развития. Налоговое законодательство нашего государства позволяет построить нормальную, действенную модель бизнес-планирования. Этого стоит только захотеть и начинать действовать, сначала при поддержке профессионалов, потом самостоятельно.

Мы должны научиться сами и учить своих потомков строить свой бизнес по-европейски, а затем требовать государственного контроля в соответствии с европейскими требованиями.

Имея значительный опыт работы в системе налогового контроля деятельности плательщиков налогов, а после этого в обеспечении налоговой защиты плательщиков, автор может утверждать, что в большинстве случаев появление налоговых рисков зависит непосредственно от плательщика налогов, поскольку значительное количество предпринимателей просто не занимается налоговым планированием своей деятельности. Одни не имеют профессиональных советов еще на этапе создания своего бизнеса, другие получают свой опыт самостоятельно, третьи вообще пренебрегают таким планированием, считая это ненужным.

 

Примеры

 

Сквозь призму своего опыта с обеих сторон предпринимательской деятельности, автор стал сторонником теории, а главное, практики налогового планирования, базирующегося на построении индивидуальной налоговой стратегии деятельности и развития БИЗНЕСА. Именно бизнеса, а не отдельно взятого предприятия. Ведь главной ошибкой у начинающих собственное дело является прежде всего неправильное понимание бизнес-процесса, которое сужается до рамок деятельности только одного предприятия, на котором сосредоточено все: и все направления деятельности, и все сотрудники, и все подразделения, и главное — желание увеличить прибыль и уменьшить свои риски.

Мы должны понимать еще в начале развития собственного дела, что предприятия, их организационные формы, разновидности налогообложения — это только инструменты для построения оптимальной модели СОБСТВЕННОГО БИЗНЕСА. А гармоничный собственный бизнес — это правильно построенная структура таких инструментов, спроектированная оптимальным образом, под конкретные задачи, с собственной централизованной стратегией деятельности. Такая по сути корпорация в миниатюре, которая в начале деятельности будет с одними задачами и стратегией, а затем будет изменяться под рост или расширение бизнеса. Главное, что этого не нужно бояться, к этому нужно стремиться, ведь каждая структура, как сложный химический элемент, становится более устойчивой, если она построена из нескольких составляющих, связанных между собой, нежели из одной.

Имея в руках несколько инструментов разной организационной формы и формы налогообложения, вы с легкостью дифференцируете получение прибыли, можете формировать, а главное, планировать собственные расходы. В европейских странах давно стало нормой приобретение товаров, которыми пользуются лично собственники предприятий или корпораций непосредственно за счет доходов своих компаний, при этом отражая такое приобретение в составе расходов собственных предприятий, и это не считается нарушением законодательства. Земельные участки или другая недвижимость, автотранспорт, самолеты и яхты по большей части зарегистрированы на предприятия — участников корпораций, что упрощает содержание этого имущества для их собственников, а также уменьшает риски его возможной потери. В нашем государстве, наоборот, расходы, по мнению налогового органа, не связанные с хозяйственной деятельностью предприятия, вам будут однозначно откорректированы контролерами.

Но если вы для личного пользования приобретете товарно-материальные ценности со счета вашего же предприятия, находящегося на упрощенной системе налогообложения, то после уплаты единого налога к вам нет никаких вопросов о составе ваших расходов и их правомерности, покупайте и пользуйтесь на здоровье, а правильно оформленное такое пользование не даст возможности контролерам отнести их к дополнительному благу физического лица.

Но иногда мы сами создаем себе потенциальные риски, с которыми потом пытаемся бороться, посмотрим на описанную выше ситуацию подробнее, на примере:

Вы собственник и директор своего предприятия на общей системе налогообложения, в результате успешной вашей деятельности предприятие получило прибыль и вы решили приобрести земельный участок (автомобиль) для личного пользования. После того, как вы получили прибыль на предприятии, вам необходимо ее вывести, это можно сделать или начислив себе соответствующую зарплату, налоговая нагрузка на которую всем известна, поэтому немногие на это согласятся, или за счет выплаты дивидендов, это также невыгодный путь, или «по старинке» перечислить средства на сомнительного контрагента для получения наличности, при этом тратится иногда до 10 % прибыли. В результате вы имеете риски: сомнительный состав расходов на предприятии, такой же НДС в налоговом кредите, отсутствие 10 %, также в дальнейшем на себя регистрируете ценные вещи при минимальной или просто невысокой заработной плате.

Ситуация вторая : вы также собственник и директор своего предприятия, но уже на упрощенной системе налогообложения, в результате успешной вашей деятельности предприятие получило прибыль и вы так же решили приобрести земельный участок (автомобиль) для личного пользования. Доходы вашего предприятия уже обложены налогом под 5 % единого налога, следовательно, к составу расходов вопросов не будет, покупаете за средства фирмы автомобиль (земельный участок) и соответственно регистрируете его на свое собственное предприятие. В дальнейшем вы не владеете этими вещами как стороннее лицо, а используете имущество предприятия как его директор, потому риск отнесения этих покупок к получению дополнительных благ физическим лицом минимальный. Следовательно, положительная сторона: нагрузка на ваши доходы — 5 % единого налога, легально приобретенные ТМЦ (автомобиль, земельный участок), которыми вы лично, а главное законно, пользуетесь, расходы на содержание этого имущества также можно оплачивать со счета предприятия. Ограниченный объем оборота для упрощенцев можно обойти их количеством, и пусть вас не пугает возможность регистрации нескольких предприятий: для правильной организации бизнеса потоки нужно дифференцировать, это только инструменты. На Западе в состав семейных корпораций входят десятки предприятий.

Другие дополнительные плюсы упрощенной системы. После уплаты единого налога вы уже имеете финансовую прибыль, поэтому можете спокойно начислять и уплачивать себе дивиденды, нагрузка при этом + 5 % налога на доходы физических лиц, следовательно, в целом имеем те же 10 %, но при полном отсутствии налоговых рисков.

Если вы стремитесь развивать собственный бренд, связанный с названием компании, не беспокойтесь, множество европейских корпораций существуют под одним брендом, имея при этом десятки подконтрольных предприятий (спутников) с похожим названием или составляющей в названии, при этом на одних могут находиться статические активы, на других — происходить купля-продажа товаров, на третьих — юридическое сопровождение, а на четвертых — штат всех задействованных рабочих.

Это только маленький пример оптимального использования современных бизнес-процессов, обычно их намного больше и значительная их часть выглядит сложнее, начиная от более простого ФЛП (физическое лицо — предприниматель — очень интересный инструмент), продолжая комбинацией ООО на разных формах налогообложения, деятельностью обособленных подразделений, оптимальным использованием амортизации основных средств, созданием и продажей нематериальных активов, страхованием имущества, осуществлением финансового или оперативного лизинга, использованием корпоративных облигаций, ценных бумаг инвестиционных фондов (акций или сертификатов). Список можно продолжать долго, конца ему нет, как и нет у законодателя желания закончить вносить поправки в Налоговый кодекс Украины. Подробно примеры и возможности налогового планирования с использованием указанных инструментов мы планируем раскрывать в цикле статей в течение 2014 года для разных сфер и субъектов хозяйствования.

Некоторые вещи для потенциальных или действующих предпринимателей могут показаться на первый взгляд не нужными, но это не так, построение оптимального бизнес-процесса — это творческое действие индивидуального характера. Каждому украинцу свойственна творческая составляющая, мы — нация, вкладывающая душу в то, что делаем, а потому даже при выращивании укропа или лука можем привлечь новейшие IT-технологии программной продукции (кстати, операции без НДС) или использовать роялти. Для этого нашему брату стоит только овладеть знанием о возможном использовании этих инструментов.

Именно этим мы и планируем заняться в новом 2014 году. Для каждого отдельного сегмента: производство, посредничество, выращивание (переработка) и т. д. можно подбирать более-менее апробированные схемы налогового бизнес-планирования, каждый месяц мы будем подавать информацию о таких стратегиях, с указанием их особенностей и возможностей, а каждый читатель будет выбирать себе наиболее интересные и выгодные варианты, которые в дальнейшем могут быть доработаны им самостоятельно, и кто знает, может родится новая схема, которая будет использована другими субъектами.

Так начнем 2014 год с другого подхода — европейского!

 

В заключение (для оставления в 2013 году)

 

Поскольку любимая служба налоговой стражи не спит и вносит свои ноу-хау в жизнь плательщика налогов, разберем и посоветуем, как реагировать на запросы ГНИ относительно «просьбы» провести корректировку отчетности по НДС на основании ст. 50, п. 201.6 ст. 201 Налогового кодекса
Украины.

В настоящее время стало распространенной практикой в случае выявления так называемых признаков «сомнительности» плательщика налогов — контрагента направлять запрос «выгодоприобретателю» с просьбой подать в ГНИ уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере трех процентов до подачи такого уточняющего расчета. Или отразить сумму недоплаты в составе декларации по этому налогу, которая подается в налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства. При этом сумма недоплаты увеличивается на сумму штрафа в размере пяти процентов от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу.

Как причину просьбы выполнить определенные действия плательщиком налогов ГНИ указывает установленные расхождения в части НДС по взаимоотношениям с «сомнительным» плательщиком налогов.

В указанных «письмах счастья» отмечено, что в случае отказа подать уточняющий расчет ГНИ просит предоставить пояснения и документальные подтверждения относительно проведенных финансово-хозяйственных операций с вышеуказанным контрагентом на основании п.п. 20.1.2, п. 20.1, ст. 20, п.п. 16.1.5, п.п. 16.1.7 п. 16.1, ст. 16 Налогового кодекса Украины, в связи с получением налоговой информации, свидетельствующей о возможных нарушениях налогового законодательства. (Конечно же, для любимого внеплана).

Советуем вам не поддаваться на провокации и не выполнять незаконные требования о самостоятельной корректировке налогового кредита. Ответ на запрос можно подготовить с указанием, что пунктом 73.3 статьи 73 Налогового кодекса Украины предусмотрено: плательщики налогов и другие субъекты информационных отношений обязаны подавать информацию, определенную в запросе контролирующего органа, и ее документальное подтверждение в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (если иное не предусмотрено этим Кодексом). В случае когда запрос составлен с нарушением требований, изложенных в абзацах первом и втором этого пункта, плательщик налогов освобождается от обязанности подавать ответ на такой запрос.

Вышеуказанные запросы ГНИ составлены с нарушением требований Налогового кодекса Украины, учитывая следующее:

согласно п. 201.6 статьи 201 Налогового кодекса Украины налоговая накладная является налоговым документом и одновременно отражается в налоговых обязательствах, реестре выданных налоговых накладных продавца и реестре полученных налоговых накладных покупателя.

Контролирующие органы по данным реестров выданных и полученных налоговых накладных, предоставленных в электронном виде, уведомляют плательщика налога о наличии в таком реестре расхождений с данными контрагентов. При этом плательщик налога в течение 10 дней после получения такого уведомления имеет право уточнить налоговые обязательства без применения штрафных санкций, предусмотренных разделом II этого Кодекса.

Вышеуказанная норма касается расхождений в отражении налога на добавленную стоимость в учете покупателя и продавца. (Если вы и ваш контрагент правильно отразили налоговые накладные в реестре, никаких расхождений быть не может). Никоим образом указанная норма не содержит ссылки о возможном выявлении расхождений по налогу на добавленную стоимость на основании выявления «сомнительности» плательщика налогов.

Понятие «сомнительный плательщик налогов» не определено действующим законодательством, регулирующим деятельность в сфере налогообложения.

В связи с отсутствием правовых оснований для обращения к плательщику налогов, последний освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос.

Дополнительно сообщить, что требование государственного органа, направленное плательщику налогов, предполагает сознательное внесение заведомо ложной информации в официальный отчетный документ о проведенных хозяйственных операциях, в данном случае — в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, противоречит действующему законодательству Украины.

В связи с тем, что в запросе указано об установлении налоговым органом сомнительности в факте осуществления операций (существование расхождений задекларированных в декларациях по НДС показателей налогового кредита и налоговых обязательств), требуйте предоставить официальный ответ, какие именно расхождения обнаружены налоговым органом по взаимоотношениям с контрагентом, в чем такое расхождение выражается, а также информацию, с какого времени в учете налога на добавленную стоимость установлено вышеуказанное расхождение.

При этом сообщайте, что указанная информация плательщика налогов о состоянии расчетов с бюджетом и выявленных расхождениях по НДС не является информацией с ограниченным доступом, а потому любое лицо — плательщик налога (физическое или юридическое) имеет право доступа к такой информации о плательщике.

А с НОВЫМ подходом, описанным выше в статье, вам, может, и не придется сталкиваться с «сомнительным» плательщиком налогов.

Счастья вам, успехов и налоговой радости в новом 2014 году, уважаемые плательщики налогов!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше