Темы статей
Выбрать темы

Новости и события

Редакция НК
Новости

Стартовала «горячая линия» по вопросам таможенного дела

Для обеспечения ее работы создали оперативную рабочую группу, в состав которой входят работники Департамента таможенного дела и Главного управления внутренней безопасности.

Хотите проверить — набирайте со своих телефонов 044-247-27-19.

Вот только имейте в виду: в обязанности этой группы входит прием сообщений, поступающих на телефон «горячей линии» по вопросам:

— задержек при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, в том числе о возможном создании искусственных препятствий со стороны должностных лиц таможен;

— возможного совершения преступлений в сфере служебной деятельности, коррупционных и других неправомерных деяний (действий и бездействия) со стороны работников таможен Миндоходов;

— бестактного поведения должностных лиц таможен Миндоходов при выполнении служебных обязанностей в отношении граждан, унижения их чести и достоинства;

— предложений (замечаний) к нормативно-правовым актам по вопросам таможенного дела.

Поэтому беспокоить оперативную группу рекомендуем именно по таким вопросам.

Запуск «горячей линии стал возможным благодаря принятию распоряжения Миндоходов «О введении «горячей линии» по вопросам таможенного дела» от 22.04.2014 г. № 80-р. Так бы раньше! Поэтому пользуйтесь с удовольствием.

 

Отчет о контролируемых операциях: да, но позже

Необходимость подавать такой отчет за период с 01.09.2013 г. по 31.12.2013 г. вызывала у многих нескрываемое возмущение. Именно по-этому авторы проекта Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по совершенствованию трансфертного ценообразования» от 24.03.2014 г. № 4527 предложили не делать этого вообще.

Однако в ходе рассмотрения проект подвергся изменениям, в соответствии с которыми подавать отчет о контролируемых операциях за этот период все же придется. Но, обратите внимание: сделать это нужно не до 01.05.2013 г. (как было предусмотрено раньше), а до 01.10.2014 г.

Соответствующий Закон принят 13.05.2014 г.

Но это еще не все приятные моменты, которые подарил нам данный документ! Значительно уменьшены размеры штрафов в сфере трансфертного ценообразования. Так:

— неподача плательщиком налогов отчета и/или обязательной документации о проведенных им в течение года контролируемых операциях в Миндоходов влечет за собой наложение штрафа в размере 100 МЗП, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (а не 5 % общей суммы контролируемых операций, как предусматривалось ранее);

— неподача документации, определенной п.п. 39.4.8 НК, будет «весить» теперь 10 (а не 100) размеров МЗП, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.

Есть также другие приятные сюрпризы.

 

Зачем нам те нотариусы, если есть… должностные лица?

Очевидно, хотели спросить народные депутаты, принимая Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об удостоверении верности копий (фотокопий) документов и выписок из них и подлинности подписи на документах» от 13.05.2014 г. (законопроект № 4582).

Данный Закон значительно расширил список документов, заверить которые можно без нотариуса. С недавних пор вместо него сделать это смогут должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Среди таких документов: лицензии на определенный вид деятельности; копии учредительных документов, подтверждающих право юридического лица быть покупателем небольших государственных предприятий; копии свидетельства о смерти физического лица — предпринимателя. Всего же подобных документов набралось около полутора десятка.

Итак, апплодируем: тратить свое время и деньги на нотариуса больше не придется! Хотя бы в некоторых случаях…

 

Выдача документов разрешительного характера: нет пределов совершенству

Такого мнения придерживается большинство народных избранников, о чем свидетельствует принятие Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» о совершенствовании процедуры выдачи документов разрешительного характера, оформленных центральными органами исполнительной власти» от 13.05.2014 г. (законопроект № 4584).

Закон устанавливает принцип организационного единства, определяя его как (простите за тавтологию) принцип, согласно которому выдача (переоформление, выдача дубликатов, аннулирование) документов разрешительного характера субъектам хозяйствования, регистрация деклараций осуществляется в установленном законодательством порядке через разрешительный центр путем взаимодействия государственного администратора с представителями разрешительных органов — центральных органов исполнительной власти, государственных коллегиальных органов, местных и региональных разрешительных органов.

Разрешительный центр, в свою очередь, — это постоянно действующий рабочий орган или структурное подразделение исполнительного органа городского совета города областного и/или республиканского АРК значения, областной, Киевской и Севастопольской городской, районной, районной в г. Киеве государственной администрации, уполномоченного Советом министров АРК министерства или республиканского комитета. Через такой орган по принципу организационного единства осуществляют:

— выдачу (переоформление, выдачу дубликатов, аннулирование) документов разрешительного характера;

— прием деклараций.

Реализуют такие положения путем взаимодействия государственного администратора с разрешительными органами.

Благодаря таким изменениям получить документ разрешительного характера, по идее, будет легче. Пусть же так и будет. Мы не против, а вы?

 

Обмен валюты: новые правила и требования

Так, клиент в заявлении о покупке иностранной валюты обязан указать, что он поручает уполномоченному банку перечислить с собственного текущего счета в гривнях сумму сбора на обязательное государственное пенсионное страхование. Размер сбора при этом определяют с учетом ставки, установленной законодательством Украины. Базой же для его начисления является сумма в гривнях, потраченная на покупку инвалюты, без учета комиссионного вознаграждения по этой операции.

В свою очередь уполномоченный банк обязан:

— начислять и удерживать сбор одновременно с выполнением заявлений о покупке инвалюты от имени и за счет клиентов этого банка и по собственным операциям банка;

— перечислять сбор в Государственный бюджет Украины в установленном порядке.

Такие Изменения к Положению о порядке и условиях торговли иностранной валютой утверждены постановлением Правления НБУ от 30.04.2014 г. № 248. Этот же документ несколько дополнил Правила функционирования Системы подтверждения соглашений на межбанковском валютном рынке Украины Национального банка Украины и перечисления (зачисления) средств по отдельным операциям с иностранной валютой и банковским металлам, утвержденные постановлением Правления НБУ от 10.08.2005 г. № 281.

Изменения и дополнения вступили в силу 23.05.2014 г.

Продолжая тему пенсионного сбора, предлагаем рассмотреть разъяснение НБУ по этому вопросу. В частности, много полезного можно найти в письме от 15.05.2014 г. № 29-113/23395.

Так, вопросы могли возникнуть по поводу договоров на покупку валюты, заключенных до 01.04.2014 г., с датой валютирования 01.04.2014 г. и позднее. Так вот, НБУ пришел к абсолютно логичному выводу: начиная с 01.04.2014 г. сбор уплачивают независимо от даты заключения договора на покупку валюты.

Кроме того, в письме вы можете найти ответы на вопросы об:

— определении необходимости уплаты юридическими или физическими лицами пенсионного сбора при проведении банковских операций;

— уплате пенсионного сбора при проведении валютных операций на условиях «своп»;

— уплате сбора при осуществлении отдельных операций с использованием электронных платежных средств.

 

На расчеты в сфере ВЭД — 90 дней

Ранее такой срок для проведения расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров был установлен постановлением Правления НБУ «Об изменении сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и введении обязательной продажи поступлений в иностранной валюте» от 14.11.2013 г. № 453. Но срок его действия истек 18.05.2014 г.

Как видите, возвращаться к 180-дневному сроку (который был предусмотрен до принятия этого постановления) НБУ не стал. На период с 20.05.2014 г. до 20.08.2014 г. снова действует срок для расчетов по таким операциям 90 дней. Причем опять на временной основе.

Причина банальная: само постановление «Об изменении сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и введении обязательной продажи поступлений в иностранной валюте» от 12.05.2014 г. № 270 (которым утвержден новый срок) не долговечно. Все его нормы будут действовать до 20.08.2014 г.

Какие же эти нормы? Важными нам кажутся требования об обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины поступлений в иностранной валюте из-за границы в пользу:

— юридических лиц, не являющихся уполномоченными банками;

— физических лиц — предпринимателей;

— иностранных представительств (кроме официальных представительств);

— в пользу физических лиц (резидентов и нерезидентов) в сумме, равной или превышающей в эквиваленте 150000 грн. в месяц.

Распространяется такое требование и на поступления в иностранной валюте на счета:

— открытые в уполномоченных банках для ведения совместной деятельности без создания юридического лица;

— резидентов, открытых за пределами Украины на основании индивидуальных лицензий НБУ. Но из всех правил есть исключения, о которых вы можете узнать непосредственно из текста постановления.

Обязательная продажа распространяется на поступления в иностранной валюте 1-й группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов, утвержденного постановлением Правления НБУ от 04.02.98 г. № 34, и в российских рублях.

 

Подверглись изменениям учетные данные — получите новую ЭЦП

Об этом сообщило Миндоходов в разъяснении от 14.05.2014 г. с красноречивым названием «Новый налоговый адрес — новая электронная цифровая подпись».

В разъяснении представители министерства уточняют случаи, когда плательщику налогов нужно получить новые усиленные сертификаты открытых ключей на должностных лиц, имеющих право подписи документов. Это, в частности, случаи, когда изменяются:

— собственно должностные лица;

— налоговый адрес, в том числе в пределах одного административного района.

Успеть получить новые усиленные сертификаты при этом нужно в срок до момента подачи следующей электронной отчетности. Кроме того, придется перезаключить договор о признании электронных документов.

 

Налог на недвижимость: инструкция к действию

С даты «глобальной перезагрузки» (01.04.2014 г.) начали действовать новые правила обложения этим налогом. Главная их суть: облагают налогом, начиная со ІІ квартала, не жилую площадь, а общую.

Чтобы не допустить паники среди плательщиков налога, Миндоходов утвердило Обобщающую налоговую консультацию об обложении налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (приказ от 25.04.2014 г. № 263).

В ней могут найти ответы на интересующие вопросы как представители юридических лиц, так и физические лица. В чем же суть разъяснений?

Юридические лица должны перечислить налоговые обязательства с учетом общей площади объектов жилой недвижимости, в том числе их частей. При этом за I квартал 2014 г. перерасчет проводить не нужно!

Результаты перерасчета нужно подать не позднее 30.07.2014 г. Это, если не помните, — предельный срок уплаты авансовых взносов по налогу за II квартал 2014 г. Оформить же перерасчет нужно в виде уточняющей декларации. Причем до утверждения новой ее формы можно «уточняться» по старой форме.

Физическим лицам так и вообще можно «спать спокойно». Налог за 2014 год за них будут считать только в году следующем. И здесь уже служебные лица органа Миндоходов сами должны разобраться, за какой период и согласно какой базе налогообложения нужно это сделать.

 

Утильсбор приказал долго жить. Что делать плательщикам?

В отношении экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств сложилась даже не диаметрально противоположная, а совсем иная ситуация. Налог… отменили. Трудно поверить в современных условиях во что-то подобное, согласитесь. И все же факт налицо. 18.04.2014 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об отмене экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств и обложении акцизным налогом операций по переоборудованию ввезенного на таможенную территорию Украины транспортного средства в подакцизный легковой автомобиль» от 08.04.2014 г. № 1191-VII.

Но плательщикам налога не следует слишком расслабляться: за период с 01.04.2014 г. по 17.04.2014 г. придется и отчитываться, и налог уплачивать. При этом форма декларации рекомендована письмом Миндоходов от 28.10.2013 г. № 22416/7/99-99-15-04-01-17.

Имеете авто — будьте готовы с ним расстаться

Кому война, а кому мать родная, — эти слова Премьер-министра Украины очень четко характеризуют обстановку в нашей стране в последнее время. По крайней мере для нашей армии непровозглашенная война стала, с одной стороны, конечно, делом проблемным и нежелательным, но, с другой, дала шанс подправить материально-техническую базу… Которая, сами знаете, по каким причинам за годы независимости то ли испарилась, то ли безнадежно износилась. Причем страдают при этом наиболее незащищенные слои населения. По-видимому, недостаточно отправляли СМС на помощь ВСУ, недостаточно технической и материальной помощи предоставляли… ВРУ подготовила очередной беспрецедентный «хит сезона».

Знакомьтесь: Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины об усовершенствовании оборонно-мобилизационных вопросов при проведении мобилизации» от 20.05.2014 г. (законопроект № 4785). Что же он нам подготовил?

Объемы транспортных средств по типам и маркам, которые планируется привлечь во время мобилизации, для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности устанавливают местные государственные администрации по представлению военных комиссариатов.

Привлечение транспортных средств во время мобилизации осуществляют военные комиссариаты на основании решений местных государственных администраций, которые оформляют соответствующими распоряжениями.

Прием-передача транспортных средств, привлеченных во время мобилизации, и их возврат во время демобилизации осуществляются на основании актов приема-передачи. В них указывают сведения о собственниках, техническом состоянии, остаточной (балансовой) стоимости и другие необходимые сведения, которые позволяют идентифицировать транспортные средства.

Таким образом, благодаря данному Закону любое транспортное средство (то ли физ-, то ли юрлица) могут изъять на период до объявления демобилизации. Точнее сказать, на 90 календарных суток с момента объявления мобилизации. За такое время, как вы понимаете, можно успеть проехать не только из крайней восточной точки нашей страны в крайнюю западную, но и вообще осуществить кругосветное путешествие. Искренне надеемся, что этот период наши военнослужащие используют на ремонт таких транспортных средств…

Хотя подождите: порядок компенсации вреда, нанесенного транспортным средствам в результате их привлечения во время мобилизации, определяется КМУ. То есть, в настоящем времени «определяется» (на момент отправления номера в печать еще не определен), а вот транспортные средства уже привлекаются… То есть, отдавая свое авто, можно ожидать сюрприза. Ведь как знать, как именно будут возмещать нанесенный ему вред (может, и вообще сошлются на отсутствие средств в бюджете для этих целей).

Все бы ничего, все понимаем, какое сейчас время, но назвать обдуманными нормы Закона язык не поворачивается. Нигде в нем не предусмотрено, что в первую очередь целесообразно привлекать автомобили тех физических лиц, у которых их 5, нежели тех, у кого он один-единственный. Кроме того, нет никаких указаний по поводу того, транспортные средства каких именно типов и марок лучше привлекать. Надеемся, в военных комиссариатах и местных государственных администрациях найдутся люди, способные правильно оценить ситуацию и сделать выбор.

А всем вам в заключение пожелаем быстрее дождаться той же демобилизации.

 

КМУ — за налоговый компромисс

Об этом свидетельствует одобрение Правительством проекта Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об особенностях уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса».

Премьер-министр Украины А. Яценюк видит главную задачу данного Закона в том, чтобы «снять коррупцию, в том числе в системе налоговых органов».

Что же предусматривает обещанный компромисс? Де-факто, налоговую амнистию для тех, кто до этого работал «в тени». Но прощать КМУ намеревается не всю задолженность по уплате налогов, а только 85 %.

Как же попасть под такую амнистию? Для этого нужно добровольно уточнить недоплаченные налоговые обязательства по налогу на прибыль и НДС. Для этого планируют отвести 60 дней с момента вступления в силу Закона.

И что после этого? Манна небесная! О старых «грехах» просто забудут. Ни финансовой, ни административной, ни уголовной ответственности таким плательщикам нести не придется! Но, внимание: только при условии уплаты согласованных налоговых обязательств (т. е. 15 % от задекларированной недоплаты). Но, самое главное, после этого придется работать честно и уплачивать 100 % налогов, к чему многие не готовы.

И еще одна «фишка» законопроекта: налоговые органы, как предусматривается, будут иметь право на проведение документальной проверки крупных плательщиков налогов, если они не воспользовались правом на налоговый компромисс.

Надеемся, ваша деятельность и так честная и прозрачная, потому ничего вам не грозит!

 

Изменения в сфере защиты персональных данных и полномочиях омбудсмена

Стали возможными благодаря принятию Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины, связанные с деятельностью Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в сфере защиты персональных данных» от 13.05.2014 г. (законопроект № 4551).

Что же интересного в данном Законе?

Он определил понятие «согласие субъекта персональных данных» (внеся изменения в Закон Украины «О защите персональных данных» от 01.06.2010 г. № 2297-VI). Итак, под таким согласием понимают добровольное волеизъявление физического лица (при условии его осведомленности) в отношении предоставления разрешения на обработку его персональных данных в соответствии со сформулированной целью их обработки, выраженное в письменной форме или в форме, которая дает возможность сделать вывод о предоставлении согласия.

К полномочиям омбудсмена отныне относится утверждение Типового порядка обработки персональных данных.

Кроме того, установлено, что действие Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» от 23.12.97 г. № 776/97-ВР распространяется на отношения, возникающие между юрлицами публичного и частного права, а также физическими лицами, находящимися на территории Украины. Но только в случаях, предусмотренных данным Законом.

Не остались без изменений и некоторые другие нормативно-правовые акты, правда, в них внесли «косметические» правки.

 

Юрий Товстопят

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше