Темы статей
Выбрать темы

Туристический сбор: особенности взимания

Редакция НК
Статья

Туристический сбор: особенности взимания

Даже в такие трудные для нашей страны времена многие люди не оставляют надежды все же поехать в отпуск в этом курортном сезоне. И заведения, осуществляющие у себя размещение отдыхающих, должны быть готовы к приему таких людей. Причем, помимо организационных вопросов, нужно позаботиться также и об учетных. Поэтому, уважаемые бухгалтеры заведений гостиничного и санаторно-курортного типов, эта статья сегодня для вас. Мы будем разбираться в особенностях расчета и взимания туристического сбора.

Татьяна Крылова, налоговый эксперт

 

Для начала отметим, что туристический сбор относится к той небольшой когорте сборов, которые являются местными (п.п. 10.2.3 НК). Взимается он не на всей территории Украины, а только в тех населенных пунктах, где он установлен решением сельского, поселкового или местного совета.

 

 

Кто плательщик, а кто — нет

 

Туристический сбор является одним из тех налогов и сборов, которые грузом ложатся на плечи обычных граждан. На это указывает п.п. 268.2.1 НК, который очерчивает круг плательщиков этого сбора. Так, плательщиками туристического сбора являются граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение сельского, поселкового и городского совета об установлении туристического сбора, и получающие (потребляющие) услуги по временному проживанию (ночевке) с обязательством покинуть место пребывания в указанный срок. Проще говоря, туристический сбор уплачиваем мы с вами, когда приезжаем в местность, в которой установлен этот сбор, и поселяемся в любом заведении временного проживания (гостинице, кемпинге, санатории и т. п.). Уплату нами туристического сбора иллюстрирует счет (квитанция) на проживание, в которой сумма уплаченного сбора указывается отдельной строкой. Но об этом немного дальше.

Но! Для некоторых граждан законодательство делает исключения и освобождает их от уплаты туристического сбора. Что это за счастливчики? — спросите вы. Сейчас мы расскажем. Но имейте в виду, что свой льготный статус физическое лицо должно документально подтвердить. Какие это должны быть документы, непосредственно в НК не говорится, но мы все же их рассмотрим в нижеприведенной таблице, руководствуясь письмом ГНАУ от 29.04.2011 г. № 12291/7/15-0717 и соответствующими разъяснениями, приведенными в подкатегориях 123.02 и 123.03 ЗІР.

№ п/п

Лица, которые не могут быть плательщиками турсбора

Документы, подтверждающие льготный статус лица

1

Лица, которые постоянно проживают, в том числе на условиях договоров найма, в селе, поселке или городе, советами которых установлен такой сбор (п.п. «а» п.п. 268.2.2 НК)

— для лиц, зарегистрированных по месту жительства, — паспорт гражданина Украины или паспортный документ;

— для лиц, арендующих жилье, — договор найма (аренды) жилья

2

Лица, прибывшие в командировку (п.п. «б» п.п. 268.2.2 НК)

— для резидентов — приказ или распоряжение предприятия о направлении работника в командировку;

— для нерезидентов — приглашение принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью предприятия, направляющего в командировку; заключенный договор или контракт; другие документы, устанавливающие или удостоверяющие желание установить гражданско-правовые отношения; документы, удостоверяющие участие командированного лица в переговорах, конференциях или симпозиумах, других мероприятиях, которые проводятся по тематике, совпадающей с деятельностью предприятия, командирующего работника, и т. п.

3

Инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов* (п.п. «в» п.п. 268.2.2 НК)

— для инвалидов и детей-инвалидов — удостоверения личности, получающей государственную социальную помощь в соответствии с Законом № 2109 (образец удостоверения см. в приложении 1 к Порядку № 612);

— для лиц, сопровождающих инвалидов I группы или детей-инвалидов, — документ, удостоверяющий такое лицо

4

Ветераны войны (п.п. «г» п.п. 268.2.2 НК)

Удостоверение ветерана войны (образцы удостоверения содержатся в приложении 2 к постановлению № 302)

5

Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (п.п. «ґ» п.п. 268.2.2 НК)

Удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (образцы удостоверения утверждены постановлением № 51)

6

Лица, прибывшие по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения, имеющие лицензию на медицинскую практику и аккредитацию Минздрава (п.п. «д» п.п. 268.2.2 НК)

Путевка или курсовка

К сведению:

путевка — это денежный документ, гарантирующий его владельцу получение услуг в санаторно-курортных заведениях, пансионатах, реализовавших эту путевку;

курсовка — это денежный документ, гарантирующий его владельцу амбулаторно-курортное лечение непосредственно на курорте, являющийся разновидностью путевок, которые дают право на прохождение амбулаторно-курсового лечения и лечебное питание (см. письмо № 12291).

7

Дети в возрасте до 18 лет (п.п. «е» п.п. 268.2.2 НК)

Свидетельство о рождении

* Не более одного сопровождающего.

 

С целью подтверждения правомерности предоставления льготы налоговый агент должен иметь копии соответствующих документов, которые подтверждают принадлежность лица к льготной категории (путевки или курсовки могут быть оригиналом). Лица, не предоставившие соответствующие документы, которые удостоверяют их принадлежность к льготной категории, являются плательщиками туристического сбора на общих основаниях.

Обратите внимание на то, что органам местного самоуправления запрещено устанавливать индивидуальные льготные ставки по взиманию туристического сбора для отдельных физических лиц или освобождать их от уплаты такого сбора (п.п. 12.3.7 НК). Об этом миндоходовцы отметили в своей консультации, размещенной в подкатегории 123.01 ЗІР. Поэтому, если уже и уплачивать турсбор на определенной административной территории, так всем по одинаковой его ставке, устанавливаемой органами местного самоуправления в процентах к базе взимания сбора.

Поскольку неуплата приведенными в таблице лицами туристического сбора является льготой, налоговому агенту обязательно нужно ее указать в Отчете о суммах налоговых льгот, форма которого утверждена постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233. Код льготы — 18030101 (в соответствии со Справочником № 70/1). Подробнее об этом Отчете читайте в статье «Налоговые льготы… от вас одни хлопоты» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 13 (61), с. 8.

 

 

Налоговые агенты

 

Вообще, в понимании НК налоговый агент — это лицо, на которого НК возлагается обязанность по исчислению, удержанию с доходов, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику, и перечислению налогов в соответствующий бюджет от имени и за счет средств плательщика налогов (п. 18.1 НК). То есть фактически налог (сбор) уплачивается средствами плательщика налога, но все меры для того, чтобы этот налог (сбор) попал в соответствующем размере по установленной процедуре в бюджет, осуществляет налоговый агент.

Что касается конкретно туристического сбора, то круг взимающих его налоговых агентов установлен п.п. 268.5.1 НК. Так, согласно решению сельского, поселкового и городского совета взимание сбора может осуществляться:

а) администрациями гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и другими заведениями гостиничного типа, санаторно-курортными заведениями. Здесь следует отметить, что от участи быть налоговым агентом по уплате туристического сбора освобождаются детские лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения. Это следует из п.п. «є» п.п. 268.2.2 НК. И хотя в п.п. 268.2.2 НК приведен перечень лиц, которые не могут быть плательщиками туристического сбора, думаем, что в отношении таких заведений имелось в виду, что они не могут быть налоговыми агентами, ведь плательщиками они не могут быть априори, поскольку не являются физическими лицами;

б) квартирно-посредническими организациями, направляющими неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма;

в) юридическими лицами или физическими лицами — предпринимателями, которые уполномочиваются сельским, поселковым или городским советом взимать сбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.

Таким образом, если на определенной административной территории органом местного самоуправления принято решение об установлении туристического сбора, вышеприведенные субъекты хозяйствования должны его перечислять в бюджет как налоговые агенты. Причем это касается и тех случаев, когда такие субъекты хозяйствования не заключили договор с сельским, поселковым или городским советом, уполномочивающим их взимать туристический сбор (см. разъяснение, приведенное в подкатегории 123.01 ЗІР).

 

 

Ставка сбора и база взимания

 

Какая конкретно ставка будет действовать на той или иной административной территории, устанавливают органы местного самоуправления. Но диапазон размера ставок предусмотрен законодательно. Он составляет от 0,5 до 1 % к базе взимания сбора (п.п. 268.3.1 НК). Кстати, о базе.

Базой взимания туристического сбора является стоимость всего периода проживания (ночевки) в местах, определенных п.п. 268.5.1 НК (см. выше), за вычетом НДС (п.п. 268.4.1 НК). Заметьте, что определенные сопутствующие расходы не включаются в стоимость проживания. Приведем их (п.п. 268.4.2 НК).

img 1

 

Порядок взимания и уплаты турсбора

 

Налоговые агенты взимают сбор при предоставлении услуг, связанных с временным проживанием (ночевкой), и указывают сумму уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание (п.п. 268.6.1 НК). Но вот вопрос: что именно считать предоставлением услуг? Пункт 3.6 Правил № 19 гласит, что договор о предоставлении основных гостиничных услуг потребителю считается заключенным после оформления документов на проживание (заполнение анкеты, регистрации). А это означает, что при получении налоговым агентом предварительной оплаты (аванса) за проживание (бронирование места для проживания) туристический сбор он не взимает. Об этом, собственно, говорят и миндоходовцы в своем разъяснении, размещенном в подкатегории 123.03 ЗІР. Предоплата учитывается в оплату гостиничных услуг при окончательном расчете, если иное не обусловлено заключенным с заказчиком договором (абз. 2 п. 3.2 Правил № 19).

В большинстве случаев налоговые агенты по турсбору при осуществлении расчетов с пользователями их услуг должны использовать РРО. Напомним, что по общему правилу применять РРО обязаны субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг* (п. 3 ст. 3 Закона об РРО). Так вот, таких налоговых агентов может заинтересовать вопрос: нужно ли им указывать сумму уплаченного турсбора в кассовом чеке. На этот вопрос попробовали ответить налоговики сначала в письме ГНС от 23.08.2012 г., а затем и в ЗІР (подкатегория 123.03), и вышло это у них как-то размыто. Как они отметили, при осуществлении расчета за предоставление туристической услуги следует проводить расчет на полную сумму стоимости услуги, в которую входит и туристический сбор. Такая формулировка наводит на мысль, что отдельной строкой сумму турсбора в кассовом чеке указывать не нужно. Но это будет неправильно. Дело в том, что при определении базы обложения НДС не учитываются местные налоги и сборы (учитываются только общегосударственные) (абз. 1 п. 188.1 НК), к которым, собственно, и относится турсбор. Поэтому сумма в строке «НДС» не будет равна 20 % от стоимости услуг проживания с учетом турсбора, указанной в кассовом чеке. В другом случае, если указать в строке «НДС» кассового чека сумму налога в размере 20 % от стоимости услуг проживания с учетом турсбора, то это будет нарушением абз. 1 п. 188.1 НК, что приведет к завышению НО по НДС. Однако выход есть. Налоговые агенты по турсбору, осуществляющие расчеты с использованием РРО, должны использовать модели, которые дают возможность при необходимости учитывать товар (услуги) по нескольким налоговым ставкам, в том числе и туристического сбора. Необходимую модель можно выбрать из перечня, который на данный момент нам предлагает Государственный реестр регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Миндоходов от 03.03.2014 г. № 169.

* Больше о применении РРО вы можете узнать из тематического номера «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2014, № 4 (76), с. 19.

Базовым налоговым (отчетным) периодом по уплате туристического сбора является календарный квартал (п.п. 268.7.3 НК). Поэтому налоговому агенту ежеквартально нужно исчислить сумму начисленного сбора, отчитаться по ней в налоговой декларации и уплатить ее в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи такой декларации, в орган Миндоходов по своему местонахождению. Далее — немного больше об отчетности.

 

 

Отчетность

 

Действующая на сегодняшний день форма Налоговой декларации туристического сбора (далее — Декларация) утверждена приказом Миндоходов от 30.12.2013 г. № 866. Подавать в Миндоходов Декларацию должны все субъекты хозяйствования, определенные как налоговые агенты на соответствующей административной территории. Поскольку базовым налоговым (отчетным) периодом по уплате туристического сбора является календарный квартал, то Декларацию нужно подавать ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (п.п. 49.18.2 НК).

Подавать Декларацию налоговому агенту нужно в орган Миндоходов по своему месту регистрации. Но если он имеет еще и подразделение без статуса юридического лица, которое предоставляет услуги по временному проживанию (ночевке) не по месту регистрации такого налогового агента, то Декларацию самостоятельно подает еще и такое подразделение по месту своей регистрации. Конечно, предварительно налоговый агент должен зарегистрировать такое подразделение юрлица по месту его нахождения (п.п. 268.7.2 НК).

Обязанность налогового агента подавать Декларацию не исчезает в связи с прекращением осуществления им в отчетном периоде хозяйственной деятельности (см. соответствующее разъяснение в подкатегории 123.01 ЗІР).

Способы подачи Декларации стандартны: лично плательщиком сбора или уполномоченным им лицом, по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения или же средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц.

Подробно узнать о порядке заполнения Декларации и приложения к ней, а также ознакомиться с примером заполнения Декларации вы можете в тематическом номере «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 12 (60), с. 35.

Использованные документы и сокращения

 

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 2109 — Закон Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам» от 16.11.2000 г. № 2109-ІІІ.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Постановление № 302 — постановление КМУ «О порядке выдачи удостоверений и нагрудных знаков ветеранов войны» от 12.05.94 г. № 302.

Постановление № 51 — постановление КМУ «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы» от 20.01.97 г. № 51.

Порядок № 612 — Порядок учета, хранения, оформления и выдачи удостоверений, лицам, получающим государственную социальную помощь в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам», утвержденный приказом Минтруда от 16.11.2007 г. № 612.

Правила № 19 — Правила пользования гостиницами и аналогичными средствами размещения и предоставления гостиничных услуг, утвержденные приказом Гостурадминистрации от 16.03.2004 г. № 19.

Справочник № 70/1 — Справочник № 70/1 налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета, по состоянию на 01.04.2014, доведенный письмом Миндоходов от 31.03.2014 г. № 70/1.

Письмо № 12291 — письмо ГНАУ от 29.04.2011 г. № 12291/7/15-0717.

АЭС — атомная электростанция.

ЗІР — общедоступный информационно-справочный ресурс, размещенный на официальном сайте Министерства доходов и сборов (http://zir.minrd.gov.ua).

НДС — налог на добавленную стоимость.

НО — налоговое обязательство.

РРО — регистратор расчетных операций.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше