«Новое дыхание» старых форм налоговой отчетности
Проведение административной реформы и, как следствие, передача функций по разработке и утверждению форм расчетов, отчетов и деклараций Миндоходов «подарило» нам ряд новых форм налоговой отчетности, переутвержденных этим Министерством. Хотя новыми многие из них можно назвать с натяжкой, ведь изменениям они подверглись едва ли существенным. О некоторых из них вы уже читали на страницах нашей газеты. Пришло время познакомить вас с новой партией «переутвержденок». Мы опустим несущественные «косметические» изменения в них, а остановимся на более-менее значимых. Хотя, сразу скажем, никаких кардинальных изменений в рассматриваемых сегодня формах отчетности не произошло.
Наталья Чернышова, экономист-аналитик
№ п/п | Название отчетности | Документ, которым утверждена новая форма | За какой период начинать отчитываться по новой форме* | Суть изменений |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Расчет суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств | Приказ Миндоходов от 05.12.2013 г. № 767 | Начиная с 21.02.2014 г. (дата вступления в силу приказа) в десяти-дневный срок после первой регистрации в Украине транспортного средства | 1. Графы 6 и 8 строки 7 в новой форме разбиты на 2 поля. Во втором поле графы 6 по-прежнему нужно указывать базу обложения сбора в разрезе видов транспортных средств, а вот в первом поле нужно ставить номер, соответствующий единице измерения объекта налогообложения: 1 — для см3, 2 — для кВт, 3 — для см, 4 — для кг. В первом поле графы 8 указываем коэффициент для расчета суммы сбора (1, 2, 3 или 40), определенный в соответствии с п. 234.4 НК. Ранее в форме расчета содержалась только ссылка на то, какие коэффициенты нужно применять в том или ином случае (она, собственно, и сейчас там есть), а вот какие именно коэффициенты применяются для расчета сбора в каждом конкретном расчете, нигде указывать не приходилось. Во втором поле, как и прежде, указываем непосредственно рассчитанную сумму сбора. 2. Подписывать расчет теперь может не только непосредственно руководитель и главный бухгалтер налогоплательщика, но и уполномоченные лица. 3. В новой форме выделили специальное поле для внесения содержания дополнения, которое, напомним, заполняется и подается в соответствии с п. 46.4 НК |
2 | Налоговая декларация по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) | Приказ Миндоходов от 30.12.2013 г. № 865 | В общем случае — за 2015 год (не позднее 20 февраля 2015 года)**; в случае месячного декларирования — за месяц, следующий за месяцем вступления в силу приказа № 865*** (в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным) | В графе 3 приложения «Відомості про наявні земельні ділянки» упоминание о государственном акте и дате его регистрации заменили на серию и номер документа, а также дату его государственной регистрации, если она была. Данное изменение продиктовано тем, что с 01.01.2013 г. госрегистрация прав на недвижимость отменена |
3 | Налоговая декларация по фиксированному сельскохозяйственному налогу | Приказ Миндоходов от 30.12.2013 г. № 864 | За 2015 год (до 20 февраля 2015 года)** | 1. При подаче общей, новой общей или уточняющей общей декларации в строке 9 вступительной части декларации нужно указывать код органа местного самоуправления по основному месту учета плательщика налога. Об этом говорится в сноске к этой строке. Ранее, напомним, в таком случае разрешалось вовсе не заполнять строку 9. 2. В графе 4 приложения к декларации сведения о серии и номере государственного акта, а также дате его регистрации заменили на сведения о серии и номере документа, подтверждающего право собственности/пользования землей и дате регистрации этого права (при наличии). И это логично, ведь еще с 01.01.2013 г. договоры купли-продажи и договоры аренды (субаренды) земельного участка не подлежат государственной регистрации |
4 | Налоговая декларация сбора за места для парковки транспортных средств | Приказ Миндоходов от 30.12.2013 г. № 866 | За первое полугодие 2014 года (до 11 августа 2014 года)**** | В обеих декларациях изменился порядок заполнения поля 3 вступительной части. Раньше его нужно было заполнять только в случае подачи уточненной декларации. Поле 2 в таком случае не заполнялось. Теперь все наоборот. В новой декларации поле 3 заполняется только в случае уточнения показателей ранее поданной декларации в составе отчетной или отчетной новой декларации за любой следующий налоговый (отчетный) период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены плательщиком сбора. При этом в поле 3 указываем период, за который уточняются показатели, а в поле 2 — период, за который подается отчетная/отчетная новая декларация. Если уточнение показателей производится путем подачи уточняющей декларации, то поле 3 заполнять не нужно. В таком случае заполняем только поле 2 |
5 | Налоговая декларация туристического сбора | |||
6 | Налоговая декларация по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка | Приказ Миндоходов от 05.12.2013 г. № 766 | За 2015 год (до 20 февраля 2015 года)** | 1. Теперь декларацию разрешено подписывать не только непосредственно руководителю и главному бухгалтеру налогоплательщика, но и уполномоченным лицам. 2. В новой форме появилось специальное поле для внесения содержания дополнения, которое заполняется и подается в соответствии с п. 46.4 НК. 3. В приложении к декларации сведения о коде по КОАТУУ выносятся в отдельную графу (новая графа 6). В прежней форме, напомним, эти сведения приводились вместе с данными о местонахождении (адресе) объекта жилой недвижимости и его названии (типе) в графе 5. Таким образом, нумерация всех последующих граф сдвинута на единицу вперед |
7 | Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога (форма № 1ДФ) | Приказ Миндоходов от 21.01.2014 г. № 49 | За I квартал 2014 года (до 12 мая 2014 года) | В самой форме расчета существенных изменений не произошло, разве что убрали утративший актуальность реквизит «Сума податкового боргу станом на 01.01.2011 (грн. коп.)». А вот над Справочником признаков доходов физических лиц миндоходовцы потрудились чуть больше. В нем мы можем наблюдать следующие изменения: 1) уточнен признак дохода «107». Так, теперь с этим признаком нужно указывать сумму задолженности налогоплательщика по гражданско-правовым договорам, по которой закончился срок исковой давности, только если она превышает сумму, составляющую 50 % месячного ПМТЛ, действующего на 1 января отчетного года*****. Теперь этот признак приведен в соответствие с п.п. 164.2.7 НК; 2) в признак доходов «128» добавили упоминание о суммах пособия по беременности и родам как составной части социальных выплат. В принципе, такие суммы и раньше отражались с признаком доходов «128», поэтому это скорее «косметическая» правка; 3) к признаку доходов «144» добавилась стоимость бесплатно предоставленных торфяных брикетов в объемах и по перечню профессий, приведенных в постановлении КМУ от 17.03.2011 г. № 303. Это было продиктовано изменениями, внесенными в п.п. 165.1.20 НК с 01.01.2014 г.; 4) из признака доходов «148» исключены доходы от продажи продукции животноводства групп 1 — 5, 15, 16 и 41 УКТ ВЭД. Теперь их нужно отражать с новоиспеченным признаком доходов «179»; 5) приводя в соответствие с п.п. 165.1.25 НК, миндоходовцы подкорректировали признак доходов «149». Он теперь включает и доходы от продажи драгоценных металлов НБУ. Доход от продажи драгметаллов, проданных не НБУ, отражается с новым признаком доходов «180»; 6) в признак доходов «150», помимо суммы самой стипендии, включили также сумму ее индексации, начисленную в соответствии с законом; 7) в признаке доходов «167» фразу «которая осуществляется профессиональными союзами своим членам» заменили на «что осуществляются по решению профессионального союза, его объединения и/или организации профессионального союза, принятым в установленном порядке в пользу члена такого профессионального союза»; 8) признак доходов «168» дополнен средствами, которые возвращаются члену сельскохозяйственного обслуживающего кооператива в результате излишне уплаченной им стоимости услуг, предоставленных кооперативом; 9) слегка подкорректирован признак доходов «176», который, по большому счету, не меняет своей сути. В нем заменили Закон Украины «Про проведення експерименту у житловому будівництві на базі холдингової компанії «Київміськбуд» от 20.04.2000 г. № 1674-ІІІ на закон, который регулирует вопрос создания и функционирования фондов банковского управления; 10) к признакам доходов добавились такие «новички»: — «179» — касается продажи собственной продукции животноводства групп 1 — 5, 15, 16 и 41 УКТ ВЭД; — «180» — включает доход, полученный плательщиком налога за сданный (проданный) им лом драгоценных металлов (кроме драгоценных металлов, проданных НБУ); — «181» — касается доходов от операций по конвертации ценных бумаг; — «182» — с таким признаком отражаются доходы по операциям с валютными ценностями (кроме ценных бумаг), связанных с переходом права собственности на них; — «183» — касается инвестиционной прибыли от операций с долговыми обязательствами НБУ и казначейскими обязательствами Украины |
* Согласно п. 46.6 НК новые формы деклараций вступают в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором произошло их опубликование. ** Не исключаем, что в случае уточнения показателей этих отчетов за предыдущие периоды в 2014 году миндоходовцы будут требовать проводить такие уточнения уже по новым формам. *** На момент передачи номера в печать приказ еще не был официально опубликован. **** Это если четко следовать букве закона, а именно п. 46.6 НК. Однако миндоходовцы могут иметь на этот счет свои мысли и требовать подачи этих деклараций по новым формам уже начиная с отчетности за І квартал. Для них это не в новинку. Надеемся, в скором времени они скажут свое слово по этому поводу. ***** Кроме сумм налоговой задолженности, по которым истек срок исковой давности согласно разд. II НК, устанавливающему порядок взыскания задолженности по налогам, сборам и погашению налогового долга. |