Темы статей
Выбрать темы

Особенности Интернет-торговли

Редакция НК
Статья

Особенности интернет-торговли

 

Общее понятие электронной торговли

 

Что такое электронная торговля? Каждый из вас имеет возможность воспользоваться ее услугами . Уверены, что подавляющее большинство тех, кто читает эти строки, как минимум раз осуществлял заказ по сети Интернет.

Что же для этого нужно? Всего-навсего компьютер, мобильный телефон, смартфон или другое «чудо техники» с доступом к сети.

Через всемирную паутину можно заказать если не все, то практически все, что может вам понадобиться. Отметьте очевидное преимущество: при этом не придется выходить за пределы вашего дома или офиса.

Но это еще не все приятности! Не только заказать, но и провести оплату можно, не выходя из дома. Больше об этом вы узнаете в последнем подразделе нашего выпуска (на с. 42—44).

Теперь перейдем к официозу. Если есть электронная торговля, то должна быть и какая-то ее нормативная трактовка. Определение понятия находим в п.п. 3.3.8 Инструкции по заполнению форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства, утвержденной приказом Госкомстата от 24.10.2005 г. № 327. Торговля через Интернет, телефон, телевидение — это разновидность торговли вне магазинов, когда предложение и заказ осуществляются при помощи Интернет, телефона, телевидения.

«Вне магазинов» говорите, уважаемые «статисты»? Значит, интернет-магазин — совсем и не магазин? Конечно, он вряд ли впишется во все рамки «стандартного» магазина. И все же не следует недооценивать труд тех, кто оформляет «виртуальные полки». От этого, как и в реальной жизни, зависят желания покупателей. А как следствие — и их покупки, а также их количество и потраченные на это суммы.

Именно этому мы и посвятим последний раздел нашего тематического выпуска. Нет, учить вас, что или кого лучше изобразить на сайтах ваших электронных магазинов, мы не будем. Дизайнерских премудростей вы также здесь не найдете. Это вам помогут сделать соответствующие специалисты.

Мы расскажем, как разместить онлайн-магазин, зарегистрировать доменное имя, а также превратить ваши обычные деньги в электронные.

Наверное, вы уже поняли, что электронная торговля имеет ряд преимуществ. Для вас, как для стороны, планирующей продать свой товар, возможно выделить, в частности, следующие:

— вы экономите на торговых площадях. Из-за того, что покупателю не нужно идти в реальный магазин, разглядывать размещенные там образцы товаров, вы получаете очевидный плюс. Второе преимущество следует из этого;

— вы можете предложить покупателю товар по более низкий цене. Это объясняется тем, что части расходов, обычно связанных с продажей товаров, вам уже удалось избежать. Это преимущество в свою очередь порождает следующее:

— вы получаете больший размер выручки. Чем ниже цена — тем выше спрос, а чем высший спрос — тем больше у вас покупателей. Дальше понятно: больше покупателей — больший доход.

Собственно, именно его рост и приумножение и является целью ведения вашей хозяйственной деятельности.

Обратите внимание: интернет-магазин не всегда существует сам по себе. То есть, зачастую он является только дополнением к магазину в классическом понимании этого слова. В таком случае онлайн-магазин работает на увеличение общего количества заказов. Такие виды шопов именуют дублирующими интернет-магазинами.

В онлайн-магазине осуществляют полный цикл торговой операции. То есть, с его помощью покупатель может:

— узнать информацию о товарах;

— выбрать необходимый товар(ы);

— заказать его (их);

— осуществить оплату;

— договориться об удобном способе доставки товаров.

Одним из недостатков электронных магазинов является то, что товар нельзя «пощупать». Такой уж менталитет наших граждан, что им мало видеть товар: хочется его еще и «почувствовать». Для того, чтобы хотя бы частично избежать этой проблемы, советуем максимально обеспечить ваш виртуальный магазин полезной информацией, которая позволит покупателю узнать о товаре как можно больше. В частности, если вы продаете одежду или обувь, просто жизненно необходимым является приведение таблицы соответствия размеров единицам длины (см.).

И подобные нюансы, без сомнения, существуют в отношении подавляющего большинства других товаров. Приводить их, с вашего разрешения, не будем.

И еще одно важное замечание. Стремительное развитие электронной торговли порождает в то же время развитие злоупотреблений и мошенничества. Именно это служит сдерживающим фактором для граждан, которые колеблются, приобрести интересующий их товар онлайн или прибегнуть к более безопасному способу его покупки. Как в такой ситуации вызвать у покупателя доверие? Здесь мы рекомендуем дать максимум информации о себе. Согласитесь, у предприятия, которое успешно функционирует, имеет многочисленных клиентов и хорошие рекомендации, больше шансов завоевать благосклонность покупателей. Поэтому нужно сообщить им об этом! Но в ненавязчивой форме.

Для покупателей онлайн-магазин — это ваше лицо. Поэтому отнеситесь к его созданию с максимальной ответственностью. А вот экономить на этом не советуем.

Мы же желаем, чтобы ваша торговля была успешной, а всемирная сеть была при этом не тормозом, а педалью газа!

 

Размещение интернет-магазина и регистрация доменного имени

 

Создание веб-сайта

Интернет-магазин размещается на соответствующем веб-сайте, обладающем определенным набором функций. Создать сайт интернет-магазина можно разными способами: разработать самостоятельно, заказать разработку сторонним специалистам, приобрести готовый проект или арендовать онлайн-магазин. Остановимся на учетной стороне создания сайта, в большей степени на ситуациях, когда предприятие имеет исключительные имущественные права на веб-сайт.

 

Бухгалтерский учет. Веб-сайт, каким бы образом он не был создан, с точки зрения учета будет для предприятия нематериальным активом. Напомним, что одним из критериев признания активов является возможность получения будущих экономических выгод от его использования. В случае с созданием сайта для размещения на нем интернет-магазина этот критерий соблюдается, поскольку «миссией» интернет-магазина является увеличение объемов продаж, а значит, и увеличение доходов предприятия, которые, в свою очередь, и являются воплощением экономических выгод.

Говоря конкретнее, веб-сайт относится к такой группе нематериальных активов, как авторское право и смежные с ним права (абз. 6 п. 5 П(С)БУ 8). Учитываются такие активы на одноименном субсчете 125. Но на этот субсчет нематериальный актив попадет только после его ввода в хозяйственный оборот, до этого расходы на его приобретение (создание) учитываются на субсчете 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов». Зачисление веб-сайта на баланс оформляется Актом ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов типовой формы № НА-1, утвержденной приказом № 732.

Первоначальная стоимость веб-сайта, созданного предприятием самостоятельно, включает в себя следующие расходы: прямые расходы на оплату труда, прямые материальные расходы, другие расходы, непосредственно связанные с созданием этого веб-сайта и приведением его в состояние пригодности для использования по назначению. Если же веб-сайт создается сторонними специалистами или покупается у них как готовый проект, то его первоначальная стоимость состоит из цены (стоимости) приобретения (кроме полученных торговых скидок), пошлины, непрямых налогов, которые не подлежат возмещению, и других расходов, непосредственно связанных с его приобретением и доведением до состояния, в котором он пригоден для использования по назначению. Финансовые расходы не включаются в первоначальную стоимость веб-сайта, приобретенного (созданного) полностью или частично за счет заимствований (за исключением финансовых расходов, включаемых в себестоимость квалификационных активов в соответствии с П(С)БУ 31).

Кроме того, предприятию нужно определить срок полезного использования веб-сайта и зафиксировать его в распорядительном акте при зачислении на баланс (п. 25 П(С)БУ 8). При определении срока полезного использования следует учитывать сроки полезного использования подобных активов, предполагаемый моральный износ, правовые или другие подобные ограничения относительно сроков использования веб-сайта, ожидаемый способ его использования, а также зависимость срока его полезного использования от срока полезного использования других активов предприятия. Для начисления амортизации П(С)БУ 8 разрешает использовать сроки полезного использования, установленные налоговым законодательством (о «налоговых» сроках мы поговорим немного далее).

Введенный в хозяйственный оборот веб-сайт нужно амортизировать (начиная с месяца, следующего за месяцем ввода его в хозоборот). Методы амортизации стандартные: прямолинейный, уменьшения остаточной стоимости, ускоренного уменьшения остаточной стоимости*, кумулятивный. Производственный метод в данном случае не применим, поскольку предназначен для амортизации исключительно производственного оборудования. Метод амортизации предприятие выбирает самостоятельно, исходя из условий получения будущих экономических выгод. Если такие условия определить невозможно, то амортизация начисляется с применением прямолинейного метода (п. 27 П(С)БУ 8).

* Имейте в виду: метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости в налоговом учете может применяться только в отношении объектов ОС, входящих в группы 4 (машины и оборудование) и 5 (транспортные средства). Поэтому, чтобы избежать лишней головной боли, советуем вам воздержаться от его использования при амортизации веб-сайта и в бухгалтерском учете.

Амортизационные начисления учитываются на субсчете 133 «Накопленная амортизация нематериальных активов». Расходы на амортизацию веб-сайта для интернет-магазина следует учитывать как сбытовые на счете 93 «Расходы на сбыт».

Отдельно остановим свое внимание на случае, когда арендуется готовый веб-сайт (операционная аренда). Под арендой в таком случае понимается передача права пользования авторским и смежным с ним правом от арендодателя к арендатору. Имущественные права в таком случае у арендатора ограничены. Cтоимость веб-сайта при таких обстоятельствах нужно учитывать только на забалансе (счет 01 «Арендованные необоротные активы»), ни в коем случае не в составе собственных нематериальных активов. А вот платежи за такую аренду будут являться роялти (абз. 3 п. 4 П(С)БУ 15). Суммы начисленного роялти включаем в состав расходов на сбыт с отражением на одноименном счете 93.

 

Налоговый учет. Поскольку созданный веб-сайт для размещения интернет-магазина будет использоваться в хозяйственной деятельности предприятия, а именно для реализации товаров, то его смело можно учитывать в налоговом учете как нематериальный актив. Для этого подходит группа 5 «Авторское право и смежные с ним права» (на это миндоходовцы указывают, в частности, в своей консультации, размещенной в подкатегории 102.09.01 ЗІР).

Срок полезного использования для таких активов устанавливается в соответствии с право-устанавливающими документами, но не меньше 2 лет (п.п. 145.1.1 НК). Если в соответствии с правоустанавливающим документом срок действия права использования веб-сайта не установлен, такой срок полезного использования определяется предприятием самостоятельно, но не может составлять меньше 2 и больше 10 лет непрерывной эксплуатации. Налоговый учет также требует закрепления определенного предприятием срока полезного использования нематериального актива в соответствующем приказе по предприятию при зачислении такого актива на баланс.

В течение срока полезного использования веб-сайт нужно амортизировать (начиная с месяца, следующего за месяцем признания его активом). Для этого подойдут такие методы: прямолинейный, уменьшения остаточной стоимости и кумулятивный. Производственный метод, как мы уже говорили, не подходит, поскольку используется только в отношении производственного оборудования (на то он и производственный). Метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости отпадает, поскольку согласно абз. 2 п.п. 3 п.п. 145.1.5 НК он применяется только для начисления амортизации на машины и оборудование (группа 4) и транспортные средства (группа 5).

Расходы в виде амортизации в случае с интернет-магазином в налоговом учете также будут являться сбытовыми. В Декларации по налогу на прибыль предприятия такие расходы попадут в строку 06.2.

В случае дальнейшего улучшения (модернизации) сайта на суммы расходов на такие мероприятия следует увеличивать его первоначальную стоимость (см. разъяснение миндоходовцев в подкатегории 102.09.03 ЗІР). Но, заметьте, затраты, осуществляемые для поддержания веб-сайта в надлежащем состоянии, учитываются при определении объекта налогообложения в составе расходов на сбыт (строка 06.2 Декларации по налогу на прибыль).

Что касается НДС, то временно, с 01.01.2013 г. до 01.01.2023 г. операции по поставке программной продукции освобождаются от обложения НДС (п. 261 подразд. 2 разд. ХХ НК). При этом к программной продукции в этих целях относится результат компьютерного программирования, в том числе, в виде интернет-сайтов.

Роялти, уплачиваемые в качестве платы за аренду веб-сайта, в налоговом учете, как и в бухгалтерском, относим в состав расходов на сбыт. В Декларации по налогу на прибыль такие расходы отражаем в строке 06.2. Выплаты роялти в денежной форме не являются объектом обложения НДС, значит, о налоговом кредите речь не идет.

Хостинг (коллокация)

Организационные вопросы. Размещение интернет-магазина в сети Интернет предусматривает регистрацию доменного имени и непосредственно размещение веб-сайта (хостинг). Начнем с последнего.

Определение хостинга (от англ. hosting) нигде в официальных документах нашей страны не раскрыто. Попробуем объяснить его вам своими словами.

Вот вы создали веб-сайт для размещения на нем интернет-магазина. И хотя веб-сайт, казалось бы, вещь эфемерная, тем не менее он нуждается в физическом размещении. Местом его размещения может быть собственный или арендованный сервер или же предоставленное провайдером дисковое пространство. Именно последнее и представляет собой хостинг. Специализируются на таких услугах специальные компании — хостинг-провайдеры. Кроме непосредственно размещения, они также осуществляют поддержку и сопровождение веб-сайтов, размещенных на их серверах. Для интернет-магазинов, как впрочем и для других веб-сайтов, важна их круглосуточная и бесперебойная работа, чтобы пользователи всегда имели доступ к нему. Для этого сервер, на котором вы размещаете свой интернет-магазин, должен: а) иметь постоянное подключение к сети Интернет; б) все время находиться в рабочем состоянии. Поэтому к выбору интернет-провайдера стоит подходить весьма тщательно. Лидеры этого бизнеса создают центры хранения и хостинга данных, обеспеченные резервными источниками электропитания, защитой от попадания влаги, устойчивостью к землетрясениям и т. д., что позволяет обеспечить надежный круглосуточный доступ к веб-сайтам своих клиентов.

Одной из разновидностей хостинга является коллокация (от англ. collocation). Она предусматривает физическое размещение клиентского сервера на технической площадке провайдера (иногда — предоставление провайдером в аренду пользователю собственного сервера). При оказании такой услуги провайдер также обеспечивает постоянное подключение сервера к Интернету. В состав данной услуги помимо размещения оборудования и подключения к каналу связи, как правило, входят и другие сопутствующие услуги.

 

Бухгалтерский учет. Плату за размещение веб-сайта на сервере полагается относить на расходы предприятия. Да еще и на сбытовые. Почему не на увеличение первоначальной стоимости веб-сайта? Да потому, что сам сайт-то по сути уже готов. А сервер, грубо говоря, — это всего лишь «площадь», на которой размещается готовый веб-сайт, подобно тому, как, например, оборудование размещается на арендованных производственных площадях. В случае с оборудованием мы ведь не включаем арендную плату в его первоначальную стоимость. Ситуация с веб-сайтом аналогичная.

Итак, то, что плата за хостинг (коллокацию) отправится в расходы, мы выяснили. Теперь поясним, почему именно в сбытовые. В нашем случае мы создаем сайт для торговли через него товарами. То есть он служит нам для сбытовых целей. Поэтому расходы, связанные с обслуживанием этого сайта, мы должны отразить в составе расходов на сбыт, т. е. на одноименном счете 93.

Заметьте: при колокации вы продолжаете учитывать свой сервер у себя в учете и амортизировать согласно правилам, предусмотренным для ОС.

 

Налоговый учет. В налоговом учете ситуация подобная. По нашему мнению, затраты на хостинг (коллокацию) необходимо относить в «налоговые» расходы, а именно в расходы на сбыт по той же причине, что мы описали выше в отношении бухгалтерского учета. Расходы на сбыт, как мы неоднократно упоминали выше, в Декларации по налогу на прибыль отражаются в строке 06.2 «Витрати на збут». Но! Примите во внимание мнение миндоходовцев. Оно является противоположным нашему. По их мнению, затраты на хостинг должны увеличить первоначальную стоимость веб-сайта как нематериального актива и, соответственно, амортизироваться (такую мысль они высказали в разъяснении, размещенном в подкатегории 102.09.03 ЗІР). Тут уж вам решать, как поступить: отнести затраты на хостинг (коллокацию) сразу на расходы или постепенно путем начисления амортизации. Но, зная упорство миндоходовцев, свое мнение они будут отстаивать до конца. Если вы готовы им парировать, в том числе, если придется, в суде, то выбирайте наш подход. Если нет — следуйте разъяснению Миндоходов.

В налоговом учете при коллокации собственный сервер предприятия, размещенный на технической площадке провайдера, также амортизируется в общем порядке, установленном ст. 144 — 146 НК. Учитывается такой сервер в группе 4 ОС с минимально допустимым сроком полезного использования 2 года.

НДС-ные суммы, связанные с услугами хостинга (колокации), имеют право попасть в налоговый кредит при условии осуществления через интернет-магазин налогооблагаемых поставок.

Регистрация доменного имени

Организационные вопросы. Доменное имя — это имя, которое используется для адресации компьютеров и ресурсов в Интернете (абз. 15 ст. 1 Закона № 3689). Свое уникальное доменное имя должен иметь каждый веб-сайт. Оно должно состоять минимум из одного символа и не может превышать 63 символов. Допускаются буквы латинского алфавита и дефис («-»). Доменное имя не может начинаться или заканчиваться дефисом. Дефис не может содержаться одновременно в 3-й и 4-й позициях доменного имени. Возможна регистрация доменных имен, содержащих символы кириллицы. Регистрацию доменов осуществляют предприятия-регистраторы. Полный список регистраторов находится на странице «Список регистраторов» по следующему электронному адресу: https://hostmaster.ua/registrars.

Теперь перейдем от организационных вопросов к учетным.

 

Бухгалтерский учет. А вот доменное имя включить в первоначальную стоимость сайта мы можем. А почему нет? Ведь доменное имя, по сути, является неотъемлемой частью веб-сайта, без которого последний не может существовать. Кроме того, разработчики веб-сайтов нередко включают расходы на регистрацию доменного имени в стоимость услуги по созданию веб-сайта. Таким образом, такие расходы капитализируются на субсчете 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов», а после отправляются на субсчет 125 «Авторское право и смежные с ним права» в момент введения веб-сайта в хозяйственный оборот. Но так мы можем поступить только во время первичной регистрации доменного имени. При последующем продлении домена такие затраты нужно относить уже на расходы. Стандартно расходы, связанные с поддержанием веб-сайта и не включаемые в его первоначальную стоимость, будут отражаться на счете 93 «Расходы на сбыт». Правда, прежде их нужно поместить на счет 39 «Расходы будущих периодов», поскольку срок продления действия домена обычно охватывает несколько отчетных периодов, в то время как оплата за него осуществляется единоразово за весь период в момент продления домена (перерегистрации).

 

Налоговый учет. В налоговом учете мы также имеем право увеличить первоначальную стоимость веб-сайта на сумму платы за регистрацию доменного имени. Благо, споров с миндоходовцами по этому поводу быть не должно, поскольку в своем разъяснении в подкатегории 102.09.03 ЗІР они предлагают делать то же самое. Таким образом, при регистрации доменного имени мы увеличиваем в налоговом учете первоначальную стоимость нематериального актива (веб-сайта), которую после амортизируем по правилам, установленным ст. 144 — 146 НК. «Амортизационные» расходы в таком случае, как мы уже отмечали, должны включаться в сбытовые расходы (строка 06.2 Декларации по налогу на прибыль).

При этом в разъяснении миндоходовцев не говорится, что делать в случае последующей перерегистрации доменного имени. Мы полагаем, здесь стоит поступать так же, как и в бухгалтерском учете, т. е. относить затраты на перерегистрацию в «налоговые» расходы (опять-таки в сбытовые) поэтапно в периоде их осуществления.

Налоговый кредит по НДС по услуге регистрации доменного имени предприятие имеет право у себя отразить в случае использования интернет-магазина для поставки облагаемых НДС товаров при условии наличия правильно оформленной налоговой накладной.

 

Электронные деньги

 

Что это такое и «с чем его едят»? Электронные деньги (другое название — е-деньги) — это единицы стоимости, которые хранятся на электронном устройстве, принимаются как средство платежа другими, нежели эмитент, лицами и являются денежным обязательством эмитента. Так это понятие трактует Положение № 481 (п. 1.3).

Эмитент, в свою очередь, — это лицо, осуществляющее выпуск е-денег и принимающее на себя обязательство по их погашению.

При этом выпуск е-денег — это операция по введению в оборот электронных денег эмитентом путем их предоставления пользователям или агентам в обмен на наличные или безналичные средства. Выпуск е-денег в соответствии с п. 1.4 Положения № 481 в Украине имеют право осуществлять исключительно банки. Обратите внимание: эмитенты имеют право осуществлять выпуск электронных денег, выраженных только в гривнях.

Заслуживает отдельного внимания и другая функция эмитентов — погашение е-денег. Это — операция по изъятию электронных денег из оборота с одновременным предоставлением их предъявителю наличных или безналичных средств. Эмитент обязан осуществлять погашение выпущенных им «виртуальных» денег по требованию предъявителя (п. 4.1 Положения № 481). Со времени зачисления суммы перевода на счет предъявителя или выдачи ему наличных средств е-деньги считают погашенными.

Кроме эмитента, в сфере оборота электронных денег задействованы следующие участники:

№ п/п

Лица

Определение согласно Положению № 481

Примечания

1

Оператор системы электронных денег

Юридическое лицо, которое на основании договора, заключенного с эмитентом, выполняет операционные и другие технологические функции в системе электронных денег

Система электронных денег — это совокупность отношений между эмитентом, оператором, агентами, торговцами и пользователями по осуществлению выпуска, обращения и погашения е-денег

2

Агенты

2.1

Агент по распространению

Лицо, которое на основании договора, заключенного с эмитентом, осуществляет распространение электронных денег

Распространение электронных денег — это операция по предоставлению е-денег пользователям, которая не связана с обязательством по их погашению

2.2

Агент по пополнению

Лицо, которое на основании договора, заключенного с эмитентом, осуществляет предоставление средств пополнения е-деньгами электронных устройств

Электронное устройство — чип, содержащийся на пластиковой карточке или на другом носителе, память компьютера и т. п., используемые для хранения е-денег

2.3

Агент по обменным операциям

Лицо, которое на основании договора, заключенного с эмитентом, осуществляет обменные операции с электронными деньгами

Обменные операции с электронными деньгами — это операции по обмену е-денег, выпущенных одним эмитентом, на е-деньги другого эмитента

2.4

Агент по расчетам

Лицо, которое на основании договора, заключенного с эмитентом, осуществляет прием е-денег в обмен на наличные/безналичные средства

Им может быть исключительно банк или небанковское финансовое учреждение, имеющее лицензию на перевод средств*

* Ее выдает Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины.

3

Торговец

Субъект хозяйствования, зарегистрированный в соответствии с законодательством Украины, который на основании договора, заключенного с эмитентом или агентом из расчетов, принимает е-деньги как средство платежа за товары

Товар в понимании Положения № 481 — продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие не-имущественные права, предназначенные для продажи (оплатной передачи)

4

Пользователь

Физическое лицо или субъект хозяйствования, являющиеся владельцами электронных денег и имеющие право использовать их для приобретения товаров и осуществления переводов с учетом ограничений, установленных Положением № 481

 

Таким образом, в обращении е-денег задействованы разные участники. Ваше предприятие при этом может выступать в этих отношениях как:

торговец. Для этого придется заключить договор с эмитентом или агентом по расчетам. Просто так взять и начать принимать от своих покупателей е-деньги не выйдет. Последние, кстати, как вы, по-видимому, уже догадались, являются пользователями в этом электронно-денежном хитросплетении;

пользователь. Однако им может быть и ваше предприятие. Это возможно в том случае, если вы просто используете е-деньги при расчетах с теми или иными контрагентами. В таком случае заключать никаких дополнительных договоров вам не нужно.

Будьте внимательны: согласно п. 3.4 Положения № 481 пользователи  физические лица имеют право использовать электронные деньги для расчетов с торговцами за товары. Кроме того, они могут переводить е-деньги другим пользователям — физическим лицам.

Зато пользователи  субъекты хозяйствования имеют право использовать электронные деньги только для расчетов с торговцами за товары, приобретенные на производственные (хозяйственные) нужды. И еще одно ограничение: получить «виртуальные» деньги субхозы могут исключительно в обмен на безналичные средства.

В теории ваше предприятие обычно может быть и оператором или агентом. Но в силу того, что количество таких субъектов ограничено, подробно эти варианты мы не будем рассматривать.

Внимание! Если ваше предприятие или физическое лицо — единоналожник, то доступ к расчетам е-деньгами для вас закрыт. По крайней мере, именно так контролеры трактуют нормы п. 291.6 НК.

На сегодняшний день в нашей стране существует всего 2 легальные системы электронных денег:

— MoneXy (эмитент — ПАО «Фидобанк»);

— Макси (эмитент — ПАО «АльфаБанк»).

А вы слышали о таких? Если да, то мы за вас рады, ведь в таком случае вы поддерживаете «национального производителя». Широко же эти системы, к сожалению, пока не распространены.

В отличие от них, GlobalMoney НБУ определяет как платежную систему (а не систему электронных денег!).

В то же время больше на слуху сейчас WebMoney, Яндекс. Деньги, Интернет.Деньги, RBKMoney… Но мы — не рекламное агентство, поэтому пересказывать вам особенности каждой из этих систем не будем. Тем более, что «общего языка» с НБУ они так и не нашли.

Как же использовать е-деньги? Для этого придется создать электронный кошелек. Отметьте: их количество действующее законодательство не ограничивает. Далее же — как и в реальной жизни: поступление, расход, а в итоге — сальдо на тот или иной период времени.

При этом придется считаться с требованиями п. 2.4 Положения № 481. В частности, сумма е-денег на электронном устройстве, которое:

— не может пополняться — не должна превышать 2000 грн.;

может пополняться — не должна превышать 8000 грн.

Поэтому внимательно следите за остатком средств в своем «виртуальном» кошельке. Если будет бить через край — вовремя обращайтесь к эмитенту или агенту по расчетам. А они по вашему требованию должны уже преобразовывать ваши деньги в более привычную форму.

Далее предлагаем вам разгадать загадку: как отражать электронные деньги в учете?

 

Налоговый учет

Сразу договоримся: будем говорить о тех е-деньгах, на которые «дал добро» НБУ.

И (о, чудо!) их движение в ваш кошелек и в обратном направлении не порождает никаких налоговых последствий! Почему? Ведь нормы НК не предусматривают возникновения ни доходов, ни расходов в таких случаях.

Что же с реализацией или покупкой товаров, которые осуществили с помощью е-денег? Здесь также ничего особенного: закройте глаза и представьте, что вы рассчитались «безналом» (если очень хотите — «налом»). По крайней мере, налоговые последствия будут аналогичными.

Неужели все так просто? Где же тогда «собака зарыта»? — Считаем, что наиболее интересным является вопрос отражения в учете комиссионного вознаграждения, которое с вас взимают. Пополняете вы свой кошелек или выводите из него «реальные» деньги — без этого не обойтись. Мы считаем, что такие расходы должны найти свое отражение в налоговом учете в составе админрасходов. Причина тому — п.п. «є» п.п. 138.10.2 НК. Напомним, он позволяет относить в состав расходов плату за расчетно-кассовое обслуживание и прочие услуги банков.

Еще остались вопросы? Потому что у нас ответы уже закончились.

Далее — идем к следующему виду учета.

 

Бухгалтерский учет

Где же правильно отражать е-деньги? Минфин дает четкие указания в Инструкции № 291. «Самая свежая» редакция этого документа* подсказывает, что «виртуальные» деньги надо учитывать на счете 33. Более того, им посвятили отдельный субсчет 335 «Электронные деньги, номинированные в национальной валюте».

* С учетом Изменений к некоторым нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету, утвержденных приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 627.

На этом субсчете отражают операции с е-деньгами, которые осуществляют коммерческие агенты и пользователи, в соответствии с нормативно-правовыми актами НБУ и согласованными с ним правилами использования таких денег. При этом по дебету субсчета отражают поступление электронных денег. По кредиту соответственно — их выбытие при погашении эмитентом или агентом по расчетам или передачи торговцам/пользователям системы е-денег.

С целью бухучета не признают электронными деньгами заранее оплаченные карточки одноцелевого использования:

— дисконтные карточки торговцев;

— карточки автозаправочных станций;

— билеты для проезда в городском транспорте;

— другие подобные документы, которые принимают в качестве средства платежа исключительно их эмитенты.

Не удивительно: требования Положения № 481 также не распространяются на деятельность лиц, осуществляющих выпуск и/или обслуживание таких карточек (согласно п. 1.1 Положения № 481).

В конце пожелание: если уже связались с электронной торговлей, то пусть ваши виртуальные кошельки трещат от поступлений!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше