Темы статей
Выбрать темы

Основные средства: только самое важное

Редакция НК
Статья

Основные средства: только самое важное

Сегодняшнюю статью мы посвятили основным средствам. Казалось бы, все мелодии спеты, стихи все написаны, а все вопросы, касающиеся ОС, законодательно урегулированы. Но как бы не так: сейчас вы сможете убедиться в ошибочности таких утверждений. Для удобства материал представлен в виде вопросов-ответов. А вы уже решайте: какие из них вам интересны, а какие — нет.

Юрий Товстопят, налоговый эксперт

 

С основными моментами касательно ОС вы могли ознакомиться раньше на страницах наших тематических выпусков («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2012, № 2 (26), 4 (28)). Честно говоря, с тех пор не так и много изменилось. Комплексный анализ этой темы из-за ограниченного размера статьи провести не удастся, однако некоторые интересные и дискуссионные вопросы не оставим вне вашего внимания.

Для того, чтобы вам было удобно, они сгруппированы в отдельные тематические блоки.

Итак, поехали!

 

ПОСТУПЛЕНИЕ ОС

 

Распространяются ли требования об отражении в налоговом учете 85 % понесенных расходов на ОС, приобретенные у нерезидентов, имеющих оффшорный статус?

Такой интересный с нашей точки зрения вопрос мы встретили в ЗІР. В чем, собственно, суть проблемы? Напомним, стоимость товаров, которые были оплачены в пользу нерезидентов, имеющих оффшорный статус, к налоговым расходам можно относить только в размере 85 %. То же касается расчетов через таких нерезидентов или через их банковские счета. При этом, внимание: независимо от того, осуществляется ли такая оплата (в денежной или другой форме) непосредственно или через других резидентов или нерезидентов. Такое ограничение выдвигает п. 161.2 НК.

Важная деталь: ОС полностью подпадают под определение товаров, приведенное в НК. Поэтому и они, на первый взгляд, находятся в «зоне риска». Благо, наши налоговики так не считают. Подтверждение этому можете найти в подкатегории 102.09.01 ЗІР. Приводим краткий ответ (ведь именно в них, как правило, и содержатся главные выводы):

В случае приобретения ОС у нерезидента, имеющего оффшорный статус, расходы на его приобретение в полном размере учитываются в первоначальной стоимости такого объекта.

Чем же объясняют такую гуманную по отношению к плательщикам позицию налоговики?

В своей аргументации они, в частности, обращают внимание на то, что расходы, которые в дальнейшем подлежат амортизации, не включают в состав налоговых расходов. Эти расходы относят к налоговым систематически по мере начисления амортизации.

Амортизации же, как вы прекрасно знаете, подлежат расходы на приобретение ОС для использования в хозяйственной деятельности (п. 144.1 НК).

А вот п. 161.2 НК выдвигает ограничение именно к тем расходам, которые отражают в налоговом учете единовременно (а не частями).

Учитывая изложенное, контролеры и приходят к указанному выше выводу.

Что здесь можно добавить? Поскольку это — на пользу вам и нам, спорить не будем. Хотя… доводы, будем откровенны, не очень убедительны. Хорошо, что, использовав их, главное налоговое ведомство «повернуло голову» в нужном направлении.

 

Покупаем ОС через посредника (по договорам поручения, комиссии и т. п.). Увеличивает ли первоначальную стоимость ОС сумма вознаграждения, выплаченная при этом?

Нет, ни в коем случае. Причем ни в бухгалтерском учете, ни в налоговом.

Если внимательно ознакомиться с перечнем расходов, включаемых в первоначальную стоимость объекта ОС (п. 146.5 НК; п. 8 П(С)БУ 7), окажется, что такого рода расходов там нет.

Однако не все так плохо! Можно даже сказать, все даже более, чем хорошо. Судите сами: если бы такие расходы включали в первоначальную стоимость объекта ОС, их пришлось бы относить в состав налоговых расходов постепенно. По мере начисления амортизации. А так сделать это можно сразу! Объясним.

Расходы хозяйственной деятельности, к которым разд. ІІІ НК прямо не устанавливает ограничений по отнесению в состав расходов, включают в состав других расходов. Позволяет это делать п.п. 138.12.2 НК.

Поэтому, покупая ОС по договорам поручения, комиссии и т. п., расходы на выплату вознаграждения посреднику за его услуги можно включить в состав прочих расходов.

При этом помните: расходы, которые учитывают для определения объекта налогообложения, признают на основании:

— первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета;

— других документов, установленных разд. II НК.

Такие расходы признают расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены, согласно правилам ведения бухучета (согласно п. 138.5 НК).

Отражать их рекомендуем в строке 06.4.43 приложения ІВ к Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденной приказом № 872. Кроме того, эта сумма должна попасть вместе с другими расходами в строку 06.4 Декларации.

Приятно отметить, что представители налоговых органов придерживаются такого же мнения по рассмотренному вопросу (см. ответ в подкатегории 102.09.01 ЗІР). Несмотря на то, что формально указанный ответ действовал до 24.01.2014 г., можете быть уверены: суть от этого не изменилась. А отозвание его мы связываем со вступлением в силу новой формы Декларации по налогу на прибыль. В связи с тем, что в ответе шла речь о строках Декларации, утвержденной приказом № 872, ответ из ЗІР в неизменном виде требует незначительной корректировки.

 

К какой группе ОС относятся…?

Видов ОС так много, что далеко не всегда удается однозначно отнести каждый из них на тот или иной субсчет в бухгалтерском учете. То же самое — и касательно групп в налоговом учете.

Развитие технологий влечет возникновение и внедрение все новых и новых средств производства. Как же не ошибиться в их классификации?

Здесь каждый раз придется исходить из конкретной ситуации. Перечислить все, что относится к ОС, «разложив» это по группам и субсчетам, мы просто не в состоянии. Но мы можем посоветовать внимательно анализировать положения п. 145.1 НК и Инструкции № 291.

Кроме того, достаточно часто на помощь приходят налоговики, поэтому рекомендуем внимательно следить за их разъяснениями. Полезными в этом плане могут быть и сообщения региональных отделений главного налогового ведомства.

Далее давайте перейдем к следующему тематическому блоку.

 

РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ОС

 

О них мы писали в статье «Ремонтный лимит: на поверхности только часть айсберга» (см. «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2012, № 13 (37), с. 36). Сейчас же рассмотрим другие вопросы, которые могут возникнуть по этому поводу.

 

Расходы в связи с переездом плательщика в другое место. Какая их судьба?

Нередки случаи, когда, работая на арендованных площадях, время от времени придется менять одни помещения на другие. С переездом неразрывно связаны определенные расходы. Это, в частности, расходы на демонтаж, перевозку и монтаж оборудования. Именно об этом виде «переезда» ОС налоговики ведут речь в одном из своих ответов в ЗІР. Мы же считаем, что их выводы можно применять и в отношении других ОС, перемещение которых не ограничивается только транспортировкой.

Итак, какого мнения придерживаются представители контролирующего органа?

Напомнив, что согласно п. 146.5 НК первоначальная стоимость объекта ОС состоит, в частности, из расходов на их транспортировку, установление, монтаж и настройку, они резюмировали:

… если в связи с изменением места проведения хозяйственной деятельности плательщик налога осуществляет демонтаж, перевозку и новую установку оборудования, то балансовая стоимость соответствующей группы ОС увеличивается на сумму расходов по демонтажу, перевозке и монтажу такого оборудования при условии, что оборудование соответствует определению объекта ОС согласно п.п. 14.1.138 НК.

Поэтому, хоть на первый взгляд может показаться, что идет речь о расходах на содержание ОС, но налоговики такого предположения не разделяют. Так что амортизируем…

 

Временные налоговые разницы. Учитывать ли при определении 10 %-го критерия?

Имеем в виду временные налоговые разницы, возникшие по итогам инвентаризации ОС, проведенной по состоянию на 01.04.2011 г. Напомним, в I квартале этого года вы в последний раз должны были начислить амортизацию на этот специфический актив. А вот показали вы эту сумму в Декларации за I квартал или отразите только декларируя налог на прибыль по итогам года — это уже другой вопрос. Ответ на него зависит от того, к какой категории плательщиков вы себя относите: «годовым» или «квартальным».

Но сейчас речь не об этом. При решении задачи отнесения расходов на ремонт и улучшение объектов ОС важное значение имеет 10 %-й критерий. Точнее говоря, 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп ОС, подлежащих амортизации, на начало отчетного налогового года. Учитывать ли при его исчислении такую временную разницу?

Мы подробно рассматривали этот вопрос на страницах издания («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2012, № 13 (37), с. 36). Но после того налоговики расставили в нем собственные акценты. В одном из ответов в ЗІР они утверждают, что временная налоговая разница не относится к объектам ОС. Дальше все понятно: вследствие этого ее денежное выражение не учитывают в составе совокупной балансовой стоимости всех групп ОС.

Как видите, в этом спорном вопросе вы получили не очень выгодный ответ. Почему не выгодный? Все просто: чем ниже 10 %-й критерий, тем меньше сумма расходов, которую в течение года можно отнести к налоговым расходам сразу. Соответственно, больше сумма тех расходов, которые придется отражать в налоговом учете постепенно (по мере начисления амортизации).

 

Плательщик имеет обособленные подразделения и применяет консолидированную уплату налога. Как учитывать расходы на ремонт и улучшение ОС в пределах 10 % лимита?

Уверены, такой вопрос может волновать представителей как самого предприятия, так и обособленных подразделений. Последних в таком случае расценивают как плательщиков налога на прибыль из числа резидентов.

Итак, давайте по очереди.

Предприятие имеет право включить в состав расходов «ремонтные» расходы в сумме, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости групп всех ОС предприятия на начало года. Этот показатель определен в консолидированной Декларации по налогу на прибыль предприятия.

Что касается обособленного подразделения, то в составе его расходов нужно отражать суммы расходов на ремонт в размере, не превышающем 10 % совокупной балансовой стоимости его ОС на начало года.

То есть следует исходить из предположения, что предприятие и обособленное подразделение — два независимых друг от друга плательщика. Как видите, на самом деле все достаточно просто.

 

Расходы на благоустройство прилегающей к объекту территории. Как отражать?

Имеем в виду расходы на прокладку асфальтированной дороги для подъезда автотранспорта к зданиям, сооружениям и др.

Одно дело, если расходы связаны с благоустройством элемента (части) объекта, являющегося структурным компонентом здания или сооружения, учитываемого как объект ОС, созданный в процессе строительства. В этом случае есть все основания увеличить первоначальную стоимость объекта ОС группы 3.

Другое дело — если расходы направлены на благоустройство (ремонт асфальтового покрытия и т. п.) прилегающей к производственному сооружению территории*. Их учитывают как расходы на ремонт или улучшение объекта ОС, к которому относится такая территория. Внимание: при этом не забывайте о надлежащем документальном подтверждении связи указанных расходов со своей хозяйственной деятельностью.

* В пределах закрепленной соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

А вот расходы на строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования не учитываются при определении объекта налогообложения. Амортизировать их стоимость (в налоговом учете) также неправомерно.

Как видите, часто неблагоприятным для вас, как плательщика налога на прибыль, является то, что на сумму расходов на содержание ОС нужно увеличивать их первоначальную стоимость. А поэтому относить к налоговым — долго и понемногу… Оригинальный выход из такой ситуации мы предлагали в статье «ОС-ремонт и ОП-расходы» («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2012, № 17 (41), с. 62). Вот только подойдет он, к сожалению, не всем и не всегда.

Вы уже неоднократно могли убедиться, что стоимость объектов ОС, а в некоторых случаях и расходов на их ремонт и/или улучшение, в дальнейшем подлежит амортизации. Поэтому наступило время поговорить о ней.

 

АМОРТИЗАЦИЯ ОС

 

На период вывода из эксплуатации объектов ОС начисление амортизации прекращают в связи с любым ремонтом, улучшением (в том числе текущим) или только капитальным?

Под капитальным при этом следует понимать выведение объектов ОС из эксплуатации для реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации и по другим причинам.

Учет амортизируемой стоимости согласно п. 146.1 НК ведут по каждому объекту, входящему в состав отдельной группы ОС. Это же касается стоимости ремонта и улучшения объектов ОС:

— полученных безвозмездно;

— предоставленных в оперативный лизинг (аренду);

— полученных в концессию или созданных (построенных) концессионером в соответствии с Законом Украины «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в коммунальной собственности» от 21.10.2010 г. № 2624-VI, как отдельный объект амортизации.

Начисляют амортизацию в соответствии с п.п. 145.1.2 НК в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта. Последний устанавливают приказом по предприятию при признании объекта активом (при зачислении на баланс). Внимание: такой срок не может быть меньше срока, определенного п. 145.1 НК. И, что особенно важно в контексте нашего вопроса, отсчет этого срока приостанавливают на период вывода объекта из эксплуатации. Вы, наверное, поняли, что такой вывод связан с реконструкцией, модернизацией, достройкой, дооборудованием, консервацией и другими причинами. Подтверждено это должно быть соответствующими документами, свидетельствующими о выведении ОС из эксплуатации.

Решение о характере и признаках осуществляемых предприятием работ в соответствии с п. 29 Методрекомендаций № 561 принимает руководитель предприятия с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности таких расходов. Таким образом он определяет:

— направлены ли расходы на повышение технико-экономических возможностей (модернизация, модификация, достройка, реконструкция) объекта, что приведет в будущем к увеличению экономических выгод или 

— осуществляют расходы для поддержания объекта в пригодном для использования состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования.

В первом случае стоимость работ в бухучете включают в капитальные инвестиции с будущим увеличением первоначальной стоимости ОС. Основанием же для признания капитальными инвестициями расходов, связанных с улучшением ОС, является рост:

— ожидаемого срока полезного использования объекта;

— количества и/или качества продукции (работ, услуг), которое производит (предоставляет) этот объект.

Примерами такого улучшения в соответствии с п. 31 Методрекомендаций № 561 являются:

1) модификация, модернизация объекта ОС с целью продления срока его полезной эксплуатации или увеличения его производственной мощности;

2) замена отдельных частей оборудования для повышения качества продукции (работ, услуг);

3) внедрение более эффективного технологического процесса, который позволит уменьшить первоначально оцененные производственные расходы;

4) достройка (надстройка) здания, что увеличит количество мест (площадь) здания, объемы и/или качество выполняемых работ (услуг) или условия их выполнения.

Принимая законченные работы по ремонту и улучшению ОС, оформляют Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизируемых объектов (типовая форма № ОС-2). Форма документа утверждена приказом Минстата «Об утверждении типовых форм первичного учета» от 29.12.95 г. № 352.

Для того, чтобы вывести ОС из эксплуатации в связи с улучшением, руководитель плательщика налога издает приказ или другие документы, свидетельствующие о выведении таких ОС из эксплуатации.

Таким образом, решение о характере и признаках работ, которые осуществляют в связи с ремонтом, улучшением ОС, принимает руководитель предприятия. При этом он учитывает результаты анализа существующей ситуации и существенности таких расходов.

 

Начислять ли амортизацию при выведении из эксплуатации и обратном вводе объекта ОС в течение одного и того же месяца?

Напомним, амортизацию объекта ОС согласно п. 146.2 НК начисляют в течение срока его полезного использования (эксплуатации). Его плательщик налога устанавливает с учетом минимально допустимых сроков, установленных п. 145.1 НК.

Амортизацию начисляют помесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. Отсчет срока останавливают на период реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации и других видов улучшения и консервации объектов.

При выведении из эксплуатации отдельного объекта или передаче его в состав непроизводственных необоротных материальных активов начислять амортизацию отдельного объекта прекращают начиная с месяца, следующего за месяцем выведения.

При обратном вводе такого объекта в эксплуатацию или передаче в состав производственных ОС, для целей амортизации принимают стоимость, амортизируемую на момент его вывода из эксплуатации (состава производственных средств). Эту величину увеличивают на сумму расходов, связанных с ремонтом, модернизацией, модификацией, достройкой, дооборудованием, реконструкцией и т. п.

Начисление амортизации по такому объекту начинают в месяце, следующем за месяцем обратного ввода (согласно п. 146.15 НК).

Вот вам, собственно, и ответ. В месяце, в котором объект ОС вывели из эксплуатации в связи с улучшением или ремонтом, а затем снова ввели, нет оснований прекращать начислять амортизацию.

От износа перейдем к выбытию основных средств.

 

ВЫБЫТИЕ ОС

 

Продали часть объекта недвижимости. Как определить расходы?

Объект недвижимости учитывали как единый объект ОС. Каким же образом «вычленить» из его стоимости проданную часть?

Ответ помогают найти налоговики. В частности, в одном из разъяснений в ЗІР они отмечают, что балансовую стоимость части объекта недвижимости определяют исходя из расчета балансовой стоимости 1 м2 объекта недвижимости и площади такой части.

Например, общая площадь помещения — 100 м2. Площадь части, которую продают, — 40 м2. Первоначальная стоимость целостного объекта ОС — 4000000 грн., сумма накопленного износа — 400000 грн. Остаточная стоимость, таким образом, составляет 3600000 грн.

Для того, чтобы определить остаточную стоимость части, которую продают, нужно:

1) рассчитать балансовую стоимость 1 м2 площади помещения. Для этого остаточную стоимость всего объекта нужно разделить на его площадь, т. е.:

3600000 грн. : 100 м2 = 36000 грн./м2;

2) определить расчетную стоимость части, которую продают. Для этого определенную в предыдущем действии балансовую стоимость 1 м2 площади следует умножить на площадь этой части:

36000 грн./м2 х 40 м2 = 1440000 грн.

Далее доход от реализации такой части сравнивают с ее балансовой стоимостью на конец месяца, в котором осуществили продажу. При этом сумму превышения доходов от продажи части объекта недвижимости над ее балансовой стоимостью включают в налоговые доходы. Напротив: сумму превышения балансовой стоимости над доходами от такой продажи включают в налоговые расходы.

Важно: начислять амортизацию на объект, часть которого продали, нужно без учета балансовой стоимости реализованной части. То есть, в рассматриваемом случае — на сумму 2160000 грн. (3600000 грн. - 1440000 грн.). Кроме того, за минусом ликвидационной стоимости помещения. Делают же это, начиная с месяца, следующего за месяцем выведения из эксплуатации реализованной части объекта недвижимости.

 

Продажа объекта незавершенного строительства. Как правильно учитывать?

Необходимость такого шага также может быть продиктована суровыми реалиями настоящего. Как правильно из этого выйти — читайте дальше.

Если при продаже законченных и введенных в эксплуатацию объектов ОС в налоговом учете отражают фактически только финансовые результаты операции, то в этом случае все иначе. Продажа незавершенного объекта больше похожа на реализацию товаров (работ, услуг). Почему? Ведь в налоговом учете при этом развернуто отражают доходы от реализации и соответствующие расходы.

Доказательство — ответ в подкатегории 102.09.01 ЗІР:

«В случае продажи объекта незавершенного строительства в отчетном налоговом периоде, в котором была осуществлена продажа объекта, в доходы плательщика налога включаются доходы, полученные (начисленные) от такой продажи, с отражением сумм этого дохода (стоимости продажи) в строке 02 Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия. В расходы включается сумма расходов, связанных с созданием или приобретением указанного актива, с отражением сумм таких расходов в строке 06.4.39 приложения ІВ к этой декларации».

Сразу уточнение: в Декларации, утвержденной приказом № 872, для отражения расходов служит другая строка — 06.4.43 «Інші витрати господарської діяльності, до яких розділом III Податкового кодексу України прямо не встановлено обмежень щодо віднесення до складу витрат». Такие суммы вместе с другими расходами попадают также в строку 06.4 ІВ Декларации. В ответе налоговиков же шла речь о старой форме Декларации (утвержденной приказом № 1213). Именно с этим, скорее всего, связано то, что указанный ответ числится как действующий до 24.01.2014 г. По сути же в ней изменились только коды строк Декларации.

Чем же объясняют свои выводы представители контролирующих органов?

Расходы, из которых состоит первоначальная стоимость объекта ОС, определены п. 146.5 НК. Если плательщик налога осуществляет расходы на самостоятельное изготовление ОС для собственных производственных нужд, то амортизируемую стоимость объекта ОС увеличивают на сумму всех производственных расходов. Имеются в виду расходы на изготовление таких ОС, а также расходы, связанные с изготовлением и вводом их в эксплуатацию. При этом сумму расходов берут без учета уплаченного НДС (если субъект зарегистрирован плательщиком НДС) (в соответствии с п. 146.6 НК).

Как видите, в налоговом учете расходы на строительство (изготовление) ОС не отражают до ввода объекта в эксплуатацию. После завершения строительства и ввода в эксплуатацию соответствующего объекта ОС его первоначальную стоимость увеличивают на сумму накопленных сумм расходов, связанных со строительством такого капитального актива и вводом его в эксплуатацию.

В случае приобретения, достройки и ввода в эксплуатацию незавершенного объекта строительства первоначальную стоимость такого объекта увеличивают на сумму расходов, связанных с его приобретением, достройкой и вводом в эксплуатацию.

Если же объект продали раньше, чем ввели в эксплуатацию, то расходы, о которых шла речь, также следует отразить в учете. А показывать только финансовый результат от операции продажи (разницу реализационных доходов и остаточной стоимости) нет оснований. Почему? Потому что незавершенный объект строительства еще не успел стать объектом ОС.

Обратите внимание: доход от продажи объекта ОС определяют согласно договору о продаже или другом отчуждении объекта ОС. Но эта сумма не должна быть ниже обычной цены такого объекта (актива). Такое правило устанавливает п. 146.14 НК. И здесь сюрприз от налоговиков: это правило они приказывают применять и при продаже объекта незавершенного строительства. При этом обычную цену активов рекомендуют определять на уровне рыночной стоимости. При отсутствии данных о рыночной стоимости объектов незавершенного строительства можно применять размер восстановительной стоимости.

Двойные стандарты? В каком-то смысле да, но вы сами решаете, повиноваться им или отстаивать свои убеждения.

 

КОНСЕРВАЦИЯ ОС

 

С этой темой вы имели возможность ознакомиться почти год назад («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 11 (59), с. 40).

Вспомним вопрос об амортизации (с. 28) и предположим, что такая же ситуация сложилась и при консервации объекта.

 

Консервация и расконсервация объекта в одном и том же месяце. Как быть?

Подобная ситуация крайне нежелательна. Согласитесь: после того, как приняли окончательное решение о консервации объекта, надлежащим образом это документально оформили, понесли расходы на консервацию (порой достаточно значительные), не очень хочется возвращать все «на круги своя». Но ситуация на сегодняшний день складывается так, что на хозяйственную деятельность значительно усилилось влияние социально-политического положения в стране. Поэтому исключать подобную возможность мы бы не стали.

Напомним, выводя объект ОС из эксплуатации для консервации, начисление амортизации на его стоимость приостанавливают на период консервации, начиная с месяца, следующего за месяцем выведения такого объекта из эксплуатации. При обратном вводе объекта в эксплуатацию для целей амортизации принимают стоимость на момент его вывода из эксплуатации. Насчитывать амортизацию по такому объекту начинают в месяце, следующем за месяцем обратного ввода объекта в эксплуатацию.

Исходя из этого, вывод: если объект законсервировали и расконсервировали в одном и том же месяце, прекращать амортизировать его стоимость при этом не нужно.

Важный нюанс: законсервированные объекты ОС не являются непроизводственными! О последних речь пойдет дальше.

 

НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОС

 

В результате ликвидации непроизводственных ОС получили ТМЦ. Что в учете?

Ответ на подобный вопрос находим в ЗІР (подкатегория 102.09.01). Справедливости ради отметим, что касается он также оприходования ТМЦ от ликвидации незавершенного строительства. И здесь важный факт: в обоих случаях порядок налогового учета не отличается. Детали — дальше.

При ликвидации непроизводственного ОС плательщик получает ТМЦ. Несмотря на то, что объект ОС не использовали в хозяйственной деятельности, оприходованные ТМЦ могут послужить для получения дохода. Например, их можно реализовать. Поэтому их стоимость включают в состав налогового дохода в отчетном периоде признания таких ТМЦ активами.

Итак, доход отразили. Дальше — продаем. В таком случае:

— в состав налоговых расходов (как прямые материальные расходы) включают стоимость ТМЦ, по которой их раньше признавали активом;

— в состав налогового дохода включают стоимость, по которой продают ТМЦ.

При этом доход признают по дате перехода покупателю права собственности на ТМЦ.

Что в итоге имеем? Доход, который вы отразите при признании ТМЦ активом, уравновесят расходы, показанные при продаже ценностей. А влияние на налогооблагаемую прибыль, увеличив его значение, будет иметь только величина дохода от реализации ТМЦ. Поэтому, хоть ОС были и непроизводственные, налоговые последствия их ликвидации в налоговом учете достаточно-таки ощутимы.

Это только расходы на приобретение/самостоятельное изготовление, ремонт и улучшение непроизводственных ОС нужно проводить за счет «соответствующих источников финансирования» …

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VІ.

П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

Приказ № 872 — приказ Министерства доходов и сборов Украины «Об утверждении формы Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия» от 30.12.2013 г. № 872.

Приказ № 1213 — приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении формы Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия» от 28.09.2011 г. № 1213 (утратил силу).

Методрекомендации № 561 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 30.09.2003 г. № 561.

ЗІР — Общедоступный информационно-справочный ресурс, размещенный на официальном сайте Министерства доходов и сборов Украины (http://zir.minrd.gov.ua).

ОС — основные средства.

НДС — налог на добавленную стоимость.

ТМЦ — товарно-материальные ценности.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше