Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Крымские контрагенты: интересные моменты

Товстопят Юрий, налоговый эксперт
Налоговый кодекс Ноябрь, 2014/№ 21
Печать
С тех пор, как АРК стала и не Россией, и уже не полноценной Украиной, возникло немало различных вопросов. После приобретения полуостровом статуса СЭЗ их стало, по-видимому, еще больше. В рамках этого материала мы ответим на те из них, которые касаются субъектов хозяйствования с материковой части нашей страны. Как быть, если связались с крымскими контрагентами? Какие особенности формирования НК по НДС и налоговых расходов в отношениях с такими партнерами? Об этом и многом другом читайте далее.

ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

То, что ранее мы величали АРК, — теперь:

— с одной стороны, СЭЗ «Крым» (благодаря Закону № 1636, который вступил в силу 27.09.2014 г.);

— с другой стороны, временно оккупированная территория Украины (согласно Закону № 1207, действующему начиная с 27.04.2014 г.). При этом началом временной оккупации территории АРК и города Севастополя в соответствии с п. 12.1 Закона № 1636 считают дату вступления в силу Резолюции № 68/262 Сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 27.03.2014 г. о поддержке территориальной целостности Украины.

В отдельных случаях, прямо определенных указанным Законом, началом временной оккупации считают дату вступления в силу Закона № 1207 (т. е. 27.04.2014 г.).

Но СЭЗ «Крым» и временно оккупированная территория — не одно и то же. Между этими, на первый взгляд, тождественными понятиями есть принципиальные отличия. С ними вы можете ознакомиться в следующей таблице:

 

ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННАЯ ТЕРРИТОРИЯ — ЭТО:

Регулирующий пункт Закона № 1207

ВКЛЮЧАЕТ ЛИ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ СЭЗ «КРЫМ»

Регулирующий пункт Закона № 1636

Сухопутная территория АРК и города Севастополя

П. 1 ч. 1 ст. 3

Включает

П. 1.1 ст. 1

Внутренние воды Украины АРК и города Севастополя

Не включает*

П. 1.3 ст. 1

Внутренние морские воды и территориальное море Украины вокруг Крымского полуострова

П. 2 ч. 1 ст. 3

Не включает*

Территория исключительной (морской) экономической зоны Украины вдоль побережья Крымского полуострова

Не включает

Территория прилегающего к побережью континентального шельфа Украины

Не включает

Воздушное пространство над перечисленными территориями

П. 3 ч. 1 ст. 3

Не включает

* Из формулировок Закона № 1636 однозначные выводы сделать не удается. Судите сами: согласно п. 1.3 ст. 1 Закона территория СЭЗ «Крым» не распространяется на:

— исключительную морскую экономическую зону Украины, определенную таковой согласно нормам Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и Соглашением об имплементации части XI Конвенции от 10.12.82 г., а именно:

а) территориальное море Украины и прилегающие зоны;

б) проливы, используемые для международного судоходства;

в) континентальный шельф;

г) открытое море;

д) режим островов;

е) международный район морского дна;

— воздушное пространство над полуостровом Крым, определенное таковым в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации 1944 г.

 

Обратите внимание: СЭЗ «Крым» внедрена на 10 полных календарных лет, начиная с 27.09.2014 г. При этом срок ее действия может продлить или сократить только специально принятый Закон Украины.

Зато само название «временно оккупированная территория» говорит о сроке действия последнего. Вот только оснований для окончания срока оккупации, к сожалению, пока еще не видно. Да и название такое страна-оккупант не использует, считая АРК полноценной частью своей территории. Наши законодатели тем временем считают, что временно оккупированная территория является неотъемлемой частью территории Украины. Соответственно на нее должно распространяться действие Конституции и законов Украины.

Важно: окончание режима временной оккупации не будет основанием для прекращения действия СЭЗ «Крым», на что указывает п. 2.3 ст. 2 Закона № 1636.

Но если статус СЭЗ «Крым» и временно оккупированной территории может вас не очень волновать, то далее поговорим о том, что точно не оставит вас безразличными. Закон № 1636 содержит сразу несколько очень интригующих положений. Так, для целей применения налогового и таможенного законодательства договоры, заключенные между:

— субъектами хозяйствования с местонахождением (местожительством) на территории СЭЗ «Крым» (именно их мы имеем в виду под «крымскими контрагентами») с одной стороны;

— субъектами хозяйствования с местонахождением (местожительством) на другой территории Украины, с другой стороны,

являются документами, используемыми вместо внешнеэкономических договоров (контрактов).

Хотя даже во время временной оккупации заключение договоров между такими субъектами должно осуществляться на основании использования норм права Украины.

Безусловно, должен вас заинтересовать и порядок применения отдельных норм регуляторного законодательства на территории СЭЗ «Крым». Регламентирует его ст. 10 Закона № 1636. В частности, на взаимоотношения, возникающие между крымскими контрагентами и субъектами хозяйствования с местонахождением на другой территории Украины, распространяются:

Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г. № 236/96-ВР;

— Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. № 2210-III.

Заметьте: во время временной оккупации в соответствии с п. 12.11 ст. 12 Закона № 1636:

— споры между крымскими контрагентами и субъектами хозяйственной деятельности с местонахождением (местожительством) на другой территории Украины могут регулироваться:

а) путем переговоров;

б) судами Украины в соответствии с подсудностью (в отношении споров, не урегулированных предыдущим способом);

в) Международным коммерческим арбитражным судом при ТППУ и Морской арбитражной комиссии при ТППУ (по договоренности сторон);

— ТПП Украины удостоверяет наличие обстоятельств непреодолимого действия (форс-мажора) в соответствии с условиями договоров между крымскими контрагентами и субъектами хозяйственной деятельности с местонахождением (местожительством) на другой территории Украины. Но, внимание: если иной порядок удостоверения наличия таких обстоятельств не установлен международными договорами Украины.

Итак, подытожим. Как видите, сотрудничать с крымскими контрагентами вам никто не запрещает. Вот только, строя подобные взаимоотношения, придется учитывать, что АРК — уже не просто одна из многочисленных частей нашей страны. Это — СЭЗ «Крым», временно оккупированная страной-агрессором территория. Отсюда и особенности сотрудничества с тамошними контрагентами. Их регулируют специфические правила, установленные Законами № 1207 и 1636. Такие взаимоотношения в зависимости от той или иной ситуации, могут расцениваться как отношения «резидент-резидент»; «резидент-нерезидент», а иногда даже как «резидент-нерезидент, имеющий оффшорный статус». Подробнее об этом вы сможете прочитать в следующих разделах статьи.

Будьте внимательны: Закон № 1636 оперирует понятием «субъекты хозяйствования с местонахождением (местожительством) на территории СЭЗ «Крым». Мы же величаем последних «крымскими контрагентами». Само действующее местонахождение юридического лица или местожительство физического лица играет ключевое значение для решения вопроса «резидентности» таких субъектов. Изменить его они могли по упрощенной процедуре, поэтому вы должны обращать внимание именно на сегодняшние реалии. То же, какую «прописку» имел субъект, заключая с вами договор, не настолько важно.

Далее предлагаем вашему вниманию расчетные аспекты сотрудничества с субъектами с полуострова.

 

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТОВ С КРЫМСКИМИ КОНТРАГЕНТАМИ

 

Во время режима временной оккупации валютный и платежный режимы действуют с учетом того, что:

1) система электронных платежей НБУ и внутригосударственные платежные системы, платежными организациями которых являются резиденты Украины, не применяются на временно оккупированной территории Украины. То есть, рассчитаться «безналом» с крымским контрагентом фактически невозможно (если только он не имеет счета в банке на материковой части Украины);

2) перемещение наличной валюты государства-оккупанта (проще говоря — российских рублей) через административную границу СЭЗ «Крым» запрещается. Исключением является перемещение такой валюты физическими лицами в сумме, не превышающей в эквиваленте 10000 грн. (при условии устного декларирования должностному лицу таможни). Будьте внимательны: об ограничении перемещения наличности в любой другой валюте авторы Закона № 1636 ничего не упоминают;

3) привлечение на территории Украины вкладов (депозитов) и/или предоставление займов (кредитов), выраженных в валюте государства-оккупанта, запрещается;

4) НБУ может установить:

— особый порядок ввоза на территорию Украины наличной валюты государства-оккупанта через другие участки государственной границы Украины и/или

— особый порядок обмена валюты государства-оккупанта на гривню на другой территории Украины;

— ограничить или запретить такой обмен на срок временной оккупации;

5) валютный резерв Украины не может содержать валюту, эмитированную государством-оккупантом, или ценные бумаги (прочие долговые инструменты), выраженные в валюте государства-оккупанта.

Такие правила устанавливает п. 12.8 ст. 12 Закона № 1636. Впрочем, последний пункт перечня вряд ли заинтересует рядовых субъектов хозяйствования.

Обратите внимание: перечисленные правила применяют во время режима временной оккупации. То есть, если такой режим удастся когда-то сбросить, действие таких правил канет в Лету вместе с ним.

В то же время ст. 9 Закона № 1636 предусмотрены «универсальные» правила, действующие на территории СЭЗ как во время оккупации, так и после ее окончания. Поэтому действие валютного и платежных режимов в пределах СЭЗ «Крым» сводится к следующему:

1) На территории СЭЗ может применяться мультивалютный режим. Что же он собой представляет? Согласно такому режиму в оплату стоимости товаров (работ, услуг), которые продаются (предоставляются) в пределах СЭЗ «Крым», принимаются как гривня, так и валюты иностранных стран, включенные НБУ в 1 — 2 группу Классификатора иностранных валют и банковских металлов, утвержденного постановлением Правления НБУ от 04.02.98 г. № 34.

Отметьте: к первой группе относятся свободно конвертированные валюты, которые широко используются для осуществления платежей по международным операциям и продаются на главных валютных рынках мира и разрешаются для осуществления инвестиций в Украину, и банковские металлы. Вторая группа зато включает свободно конвертированные валюты, которые широко не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира. Валюта страны-оккупанта относится именно к последней группе.

Любые безналичные платежи (переводы) с территории СЭЗ «Крым» на другую территорию Украины или с другой территории Украины на территорию СЭЗ «Крым» осуществляют исключительно в гривне или в свободно конвертированной валюте. При этом особенности режима таких платежей (переводов) должен установить НБУ.

Важно: операции, перечисленные в первом пункте этого перечня, не нуждаются в индивидуальной лицензии НБУ, определенной п. 4 ст. 5 Декрета № 15-93.

2) На территорию СЭЗ «Крым» распространяются нормы Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от  05.04.2001 г. № 2346-III с учетом того, что:

а) электронные платежные средства, эмитированные на территории СЭЗ «Крым», в том числе как мобильный платежный инструмент, нельзя использовать на другой территории Украины с целью инициирования любого денежного перевода;

б) электронные платежные средства, эмитированные внутригосударственной платежной системой или международными платежными системами, можно использовать на территории СЭЗ «Крым».

3) На операции, осуществляемые между резидентами Украины и крымскими контрагентами, а также на расчеты по таким операциям не распространяются нормы Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

4) Использование инвалюты на территории Украины в операциях оплаты за товары, работы, услуги, а также оплаты труда, на временно оккупированной территории Украины не нуждается в индивидуальной лицензии НБУ. Это стало возможным благодаря внесению изменений в п.п. «г» п. 4 ст. 5 Декрета № 15-93.

Такие вот расчетные особенности сотрудничества с крымчанами. Далее рассмотрим налоговые правила.

 

НАЛОГОВЫЕ НЮАНСЫ РАБОТЫ С «КРЫМСКИМ ЭЛЕМЕНТОМ»

 

На территории СЭЗ «Крым» действует особый правовой режим экономической деятельности физических и юридических лиц. Он предусматривает, в том числе, и особый порядок применения норм налогового законодательства Украины. Такие положения прописаны в п. 3.1 ст. 3 Закона № 1636. Особый порядок налогообложения выражается в том, что НК на период действия Закона № 1207 применяется с учетом особенностей, определенных Законом № 1636 (в соответствии с п. 26 подразд. 10 разд. XX НК).

Безусловно, важное значение имеет то, что во время временной оккупации взимание налогов, сборов и ЕСВ на территории СЭЗ «Крым» предусматривает определенные особенности. В частности, обратите внимание на следующие из них:

1) с доходов, полученных юридическими лицами (их обособленными подразделениями) и физическими лицами на временно оккупированной территории, операций и/или с других объектов налогообложения (в том числе объектов, связанных с налогообложением) на временно оккупированной территории не взимаются:

— общегосударственные налоги и сборы, определенные ст. 9 НК, ст. 271 ТК;

— ЕСВ, установленный Законом о ЕСВ. Кстати, п. 5.1 Закона № 1636, который определяет порядок взимания налогов на территории СЭЗ «Крым», среди налогов, сборов и платежей, не взимаемых на этой территории, ЕСВ почему-то не называет. Что это может значить? Очевидно то, что такое освобождение действует только во время временной оккупации территории;

— сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, взимание которого осуществляется в соответствии с Законом № 400/97-ВР;

2) любые доходы с источником их происхождения с территории СЭЗ «Крым», полученные физическими, юридическими лицами, приравненными к резидентам, облагают налогом по правилам, установленным для иностранных доходов.

Только есть одно важное уточнение о том, кого в данном случае нужно считать резидентами. В этом случае нужно руководствоваться не общепринятыми правилами НК, а опять же, специальными требованиями Закона № 1636.

К резидентам в соответствии с п. 5.3 данного Закона с целью налогообложения приравниваются физические лица, имеющие налоговый адрес (местожительство), юридические лица (обособленные подразделения), имеющие налоговый адрес (местонахождение) на другой территории Украины.

В свою очередь физические лица, имеющие налоговый адрес (местожительство), юридические лица (обособленные подразделения), имеющие налоговый адрес (местонахождение) на территории СЭЗ «Крым», приравниваются с целью налогообложения к нерезиденту. Такой вот неожиданный поворот событий.

Но такие резиденты и нерезиденты являются несколько «неполноценными». Ни в коем случае не воспримите это как обиду, но Закон № 1636 предусматривает некоторые отличия в порядке налогообложения между такими и «обычными» резидентами/нерезидентами. В чем же они заключаются?

К лицам, приравненным к нерезидентам, в соответствии с п. 5.4 Закона № 1636 не применяют норму п. 103.1 НК. В нем идет речь о том, что правила международного договора Украины применяют путем:

— освобождения от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины;

— уменьшения ставки налога;

— возврата разницы между уплаченной суммой налога и суммой, которую нерезиденту нужно уплатить в соответствии с международным договором Украины.

Очевидно, поскольку с СЭЗ «Крым» нет и быть не может никаких международных договоров, то и о таких «освобождающих» правилах говорить нельзя.

А вот ст. 160 НК применяют с учетом того, что:

льготы, установленные для налогообложения доходов, полученных от деятельности в сфере развлечений (кроме деятельности по проведению государственной денежной лотереи), не применяются;

— призы, предоставляемые (выплачиваемые) в пользу лиц, приравненных к нерезиденту или резиденту, подлежат налогообложению при их выплате (выдаче) и за их счет по двойной основной ставке, установленной в п. 151.1 НК (с учетом п. 10 подразд. 4 разд. XX НК). Теперь это 36 % (2 х 18 %).

С другой стороны, на доходы лиц, приравненных к резидентам, имеющих источник происхождения с территории СЭЗ «Крым», не распространяются нормы ст. 154, 155, 157, 158 НК. Они регулируют правила:

— освобождения от налогообложения;

— налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции;

— налогообложения неприбыльных учреждений и организаций;

— налогообложения прибыли предприятий, полученной в связи с введением энергоэффективных технологий.

То есть, если вы — лицо, приравненное к резиденту (т. е. не просто резидент, а еще и контрагент крымского субъекта), то на применение соответствующих правил при налогообложении вы не имеете права.

Но это же далеко не все сенсационные новости. Взаимоотношения между крымскими контрагентами и лицами, имеющими налоговый адрес на другой территории Украины, как свидетельствует п. 5.2 Закона № 1636, являются контролируемыми операциями согласно ст. 39 НК. Как вам?

Любые доходы с источником их происхождения с территории СЭЗ «Крым», полученные лицом, приравненным к резиденту, облагают налогом как иностранные доходы по общим правилам, установленным НК.

В то же время любые доходы с источником их происхождения с другой территории Украины, начисляемые (выплачиваемые) в пользу лиц, приравненных к нерезидентам, облагаются налогом по правилам, установленным для их выплаты (репатриации) за границу Украины.

А вот доходы наемных работников, имеющих постоянное место проживания на территории СЭЗ «Крым», как заработная плата и другие подобные выплаты и компенсации, которые выплачиваются работодателем с местонахождением на другой территории Украины, облагаются налогом по общим правилам по местонахождению такого работодателя. Спасибо и на том.

Имеет свою специфику порядок обложения НДФЛ доходов лиц, имеющих доходы с источником их происхождения с территории СЭЗ «Крым». Для получения права на НСЛ такие физические лица-резиденты в соответствии с п.п. 5 п. 12.3 ст. 12 Закона № 1636 обязаны:

— задекларировать доходы, имеющие источник происхождения с территории СЭЗ «Крым»;

— подать декларацию об отсутствии гражданства государства-оккупанта.

Еще один «удар ниже пояса» предусмотрен для юридических лиц, приравненных к резидентам, при приобретении товаров (работ, услуг) у лиц, приравненных к нерезидентам, п. 5.11 Закона № 1636. Расходы, которые были понесены на оплату стоимости товаров (работ, услуг), в таком случае стоит включать в состав расходов в сумме, предусмотренной п. 161.2 НК для оффшорных компаний. То есть 85 %. Хорошо, что это правило не действует во время временной оккупации (благодаря п.п. 8 п. 12.3 ст. 12 Закона № 1636).

Заслуживает вашего внимания также то, что поставка товаров на (с) территории СЭЗ «Крым», а также поставка услуг на (с) территории СЭЗ «Крым» подпадает под регулирование:

Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» от 28.11.2002 г. № 249-IV;

— Закона Украины «О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования» от 20.02.2003 г. № 549-IV.

При этом такие поставки не подпадают под нормы международных соглашений (договоров), регулирующих вопрос международного оборота товаров, в частности (но не исключительно) о зонах свободной торговли, или заключенных в рамках ГАТТ/СОТ.

Обратите внимание: товары, которые были произведены, достаточно переработаны или ввезены на таможенную территорию Украины и выпущены для свободного оборота на временно оккупированной территории Украины до вступления в силу Закона № 1207 (т. е. до 27.04.2014 г.), считают товарами украинского происхождения. Поэтому их можно свободно перемещать на другую территорию Украины без применения мероприятий тарифного и нетарифного регулирования ВЭД. Правда, будет действовать такое послабление только до 01.01.2015 г.

В заключение еще одна важная оговорка. Плательщики налога на прибыль предприятий не могут уплачивать налог на прибыль предприятий на консолидированной основе, если они:

а) имеют обособленные подразделения на территории СЭЗ «Крым»;

б) имеют обособленные подразделения на другой территории Украины, причем сами располагаются на территории СЭЗ «Крым».

Как видите, крымские контрагенты теперь «приравнены к нерезидентам» со всеми «отягчающими обстоятельствами». Авторы Закона № 1636 установили правила расчетов с субъектами хозяйствования из Крыма, их налогообложение таким образом, чтобы у резидентов и приравненных к ним лиц отпало любое желание подобного сотрудничества. Возможно, это и правильно, ведь для тех физических и юридических лиц, которые «перекочевали» с полуострова, законодатели максимально упростили процедуру «переезда». А вот для тех, кто не захотел покинуть «теплые края», отныне наступят не наилучшие времена. По крайней мере, если ранее они были ориентированы на «материковых» покупателей, поставщиков, заказчиков или исполнителей услуг и т. п.

В заключение еще пожелаем всем нам скорейшего окончания временной оккупации и нормализации жизни в нашей стране.

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ТК — Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI.

Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон № 400/97 — Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

Закон № 1207 — Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» от 15.04.2014 г. № 1207-VII.

Закон № 1636 — Закон Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» от 12.08.2014 г. № 1636-VII.

Декрет № 15-93 — Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93.

АРК — Автономная республика Крым.

СЭЗ — свободная экономическая зона.

ВРУ — Верховная Рада Украины.

ГАТТ — Генеральное соглашение по тарифам и торговле.

ЕСВ — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

ВЭД — внешнеэкономическая деятельность.

КМУ — Кабинет Министров Украины.

НБУ — Национальный банк Украины.

ООН — Организация Объединенных Наций.

НДС — налог на добавленную стоимость.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

НК по НДС — налоговый кредит по налогу на добавленную стоимость.

НСЛ — налоговая социальная льгота.

РФ — Российская Федерация.

ВОТ — Всемирная организация торговли.

ТППУ — Торгово-промышленная палата Украины.

ТПП — торгово-промышленные палаты.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц