Темы статей
Выбрать темы

«Соки» из предприятия будут выжимать до окончательной ликвидации

Государственная фискальная служба Украины
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 22.08.2014 г. № 2758/7/99-­99­-19-­02­-02­-17 «Об обложении налогом на прибыль предприятий, находящихся в стадии ликвидации»

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо <…> об обложении налогом на прибыль предприятий, находящихся в стадии ликвидации, и сообщает.

Статьей 104 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) установлено, что юридическое лицо прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации.

В соответствии с требованиями ст. 98 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) под реорганизацией плательщика налогов понимается изменение его правового статуса, предусматривающее любое из таких действий или их сочетание, в частности, слияние плательщиков налогов, а именно передача имущества плательщика налогов в уставные фонды других плательщиков налогов, в результате чего происходит ликвидация плательщика налогов, сливающегося с другими.

Если реорганизация осуществляется путем объединения двух или более плательщиков налогов в одного плательщика налогов с ликвидацией объединившихся плательщиков налогов, объединенный плательщик налогов приобретает все права и обязанности по погашению денежных обязательств или налогового долга всех объединившихся плательщиков налогов (п.п. 98.2.2 п. 98.2 ст. 98 Кодекса).

В соответствии со ст. 107 ГКУ после окончания срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований комиссия по прекращению юридического лица составляет передаточный акт (в случае слияния, присоединения или преобразования) или распределительный баланс (в случае разделения), которые должны содержать положение о правопреемстве по всем обязательствам прекращающегося юридического лица относительно всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и распределительный баланс утверждаются участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его прекращении, кроме случаев, установленных законом.

Пунктом 10 статьи 111 ГКУ установлено, что до утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и подает органам доходов и сборов, Пенсионного фонда Украины и фондов социального страхования отчетность за последний отчетный период.

В соответствии с требованиями п. 98.9 ст. 98 Кодекса, если сумма излишне уплаченных денежных обязательств или невозмещенных налогов и сборов плательщика налогов превышает сумму денежных обязательств или налогового долга по другим налогам, сумма превышения перечисляется в распоряжение правопреемников такого плательщика налогов пропорционально его доле в распределяемом имуществе согласно распределительному балансу или передаточному акту.

Плательщики налога на прибыль (кроме вновь созданных, производителей сельскохозяйственной продукции, неприбыльных учреждений (организаций) и плательщиков налогов, у которых доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения, за последний годовой отчетный налоговый период не превышают 10 миллионов гривень) ежемесячно уплачивают авансовый взнос по налогу на прибыль в порядке и сроки, установленные для месячного налогового периода, в размере не менее 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий отчетный (налоговый) год без подачи налоговой декларации (п. 57.1 ст. 57 Кодекса).

Предприятие, подпадающее под действие п. 57.1 ст. 57 Кодекса и начавшее процедуру ликвидации, прекращает уплачивать авансовые взносы в отчетном месяце, в котором в установленном порядке органу Миндоходов подается ликвидационный баланс. Начисленные таким плательщиком авансовые взносы учитываются в уменьшение задекларированных обязательств в последней декларации по налогу на прибыль, которая подается плательщиком.

Определенная в расчете сумма авансовых взносов считается согласованной суммой денежных обязательств.

Приказом Министерства доходов и сборов Украины от 30.12.2013 г. № 872, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20.01.2012 г.* под № 103/24880, утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия.

В налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия уменьшение начисленной суммы налога осуществляется путем заполнения приложения ЗП, суммарное значение которого переносится в строку 13 «Уменьшение начисленной суммы налога».

Строка 14 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2013 год (налог на прибыль за отчетный период) равняется строкам 10 + 11 + 12 - строка 13, а именно задекларированная сумма налога на прибыль в строке 14 этой декларации по результатам 2013 года заносится в карточку лицевого счета плательщика по коду бюджетной классификации 11020300 — налог на прибыль предприятий, созданных при участии иностранных инвесторов.

В карточке лицевого счета по коду бюджетной классификации 11023300 — авансовые взносы по налогу на прибыль предприятий, созданных при участии иностранных инвесторов, осуществляется начисление отрицательной разницы между суммой начисленного налога на прибыль за 2013 год и суммой начисленных ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль за 2013 год (строка 13.7 приложения ЗП к декларации).

Ошибочно и/или излишне уплаченные суммы денежного обязательства подлежат возврату плательщику в соответствии с п. 43.1 ст. 43 Кодекса и ст. 301 Таможенного кодекса Украины, кроме случаев наличия у такого плательщика налогового долга.

При наличии переплаты плательщик налогов подает заявление на возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств в произвольной форме, в которой указывает направление перечисления средств (п. 43.4 ст. 43 Кодекса).

Контролирующий орган, в свою очередь, не позднее чем за пять рабочих дней до окончания двадцатидневного срока со дня подачи плательщиком налогов заявления готовит заключение о возврате ошибочно и/или излишне уплаченных денежных средств. На основании полученного заключения орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, в течение пяти рабочих дней возвращает плательщику налогов ошибочно и/или излишне уплаченные денежные обязательства (п. 43.5 ст. 43 Кодекса).

 

Председатель И. Билоус

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Как правильно вести себя в случае ликвидации предприятия, являющегося плательщиком ежемесячных авансовых взносов (далее — АВ), вы имели возможность узнать в одной из наших прошлогодних статей («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 15 (63), с. 12). Но тема письма от 22.04.2013 г. № 1291/6/99-99-19-03-02-15 (которое мы рассматривали в прошлый раз) несколько отличается от того, которое мы предлагаем вашему вниманию сейчас.

В чем же отличие? Тогда шла речь о случае, когда предприятие приняло решение о ликвидации, приостановило свою деятельность, но ликвидационный баланс составлять не спешило. В новом же письме (на этот раз уже за авторством ГФСУ) идет речь о ситуации, когда от принятия решения до фактической ликвидации много времени не пройдет. Является ли такое отличие принципиальным? Для налогообложения никоим образом. Уплачивать АВ все равно придется «до последнего». Единственное, что в первом случае с намного большей долей вероятности образуется переплата по налогу на прибыль.

О тех проблемах, которые ожидают плательщиков налогов, «доживающих последние дни», мы вспоминали еще в прошлый раз. Имеем в виду тех из них, у кого образовалась переплата. Это письмо, к сожалению, не дает ответа на актуальные в таких случаях вопросы.

Поэтому резюмируем: фискалы еще раз напомнили, что никаких «освобождающих» норм касательно уплаты АВ для плательщиков, начинающих ликвидацию, НК не предусматривает. То есть плательщик обязан их уплачивать до тех пор, пока не подаст ликвидационный баланс в орган ГФСУ.

Для того, чтобы вернуть излишне уплаченные платежи, плательщику нужно подать в ГФСУ заявление в произвольной форме. На принятие решения и осуществление возврата излишне уплаченных сумм ГФСУ и Госказначейству отведен… двадцатидневный срок со дня подачи плательщиком налогов заявления. То есть шансов дождаться «живым» такого возврата у плательщика налога, откровенно говоря, немного.

Но есть и другой вариант развития событий. Так, если ликвидирующийся плательщик налогов имеет суммы излишне уплаченных денежных обязательств, такие суммы подлежат зачислению в счет его денежных обязательств или налогового долга перед таким бюджетом (это прямо следует из п. 97.5 НК). В то же время п. 43.2 НК устанавливает, что в случае наличия у плательщика налогов налогового долга возврат излишне уплаченной суммы денежного обязательства* производится только после полного погашения такого налогового долга.

* Тут ГФСУ ошиблась, на самом деле должен быть 2014 г.

Как корреспондируют такие нормы, сказать трудно. Можно попробовать узнать, что думает по этому поводу ваш орган ГФСУ, обратившись в него за соответствующей консультацией (что нужно делать предварительно!). Вот только что-то подсказывает, что, учитывая то, что в рассматриваемом письме об этом не сказано ни слова, то и на местах фискалы вряд ли займут позицию, которая устраивала бы плательщиков.

Таким образом, мнение представителей контролирующих органов осталось прежним. Жаль, что и проблемы у ликвидирующихся плательщиков также остались без изменений и надлежащих разъяснений…

 

Юрий Товстопят

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше