Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

По другую сторону фронта: учет и заработок мобилизованных работников

Чернышова Наталья, налоговый эксперт
Налоговый кодекс Октябрь, 2014/№ 19
Печать
Война, которая сейчас идет на востоке нашей страны, не только оставляет отпечатки на судьбах многих людей, а еще и влияет на ряд учетных  и кадровых вопросов. О некоторых из них вы уже имели возможность прочитать в предыдущих номерах издания. Вот и сегодня мы не обойдем вниманием очередной «военный» вопрос, а именно: как учитывать мобилизованных работников и осуществлять им оплату труда.

Первое, что вам нужно знать о мобилизованных работниках: работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, гарантируется сохранение места работы (судя по всему, как основного, так и по совместительству), должности и среднего заработка (ч. 3 ст. 119 КЗоТ и ч. 2 ст. 39 Закона № 2232). Причем это касается всех работающих граждан Украины, которые были призваны на военную службу на основании Указа Президента о частичной мобилизации, начиная с 18.03.2014 г. (ч. 2 разд. ІІ Закона № 1275). Но так было не всегда. Первое упоминание о сохранении места работы за мобилизованными работниками появилось в результате появления Закона № 1169, вступившего в силу с 01.04.2014 г. До этого таких работников в соответствии с КЗоТ нужно было увольнять. Выходит, что работников, мобилизованных с 18.03.2014 г. до 01.04.2014 г., работодатели имели полное право увольнять с работы. Но Закон № 1275 исправил такую несправедливость, добавив таким образом хлопот работодателям, ведь теперь уволенных работников, призванных на военную службу по мобилизации, они обязаны восстановить на работе. Восстановление на работе осуществляется путем отмены приказа об увольнении*, внесения соответствующей записи в трудовую книжку (при ее наличии на предприятии, в учреждении, организации) и личное дело (личную карточку) работника. О факте отмены приказа об увольнении работодатель обязан уведомить работника путем направления ему по месту регистрации (фактического проживания) письма с приобщением копии приказа (см. разъяснение Государственной инспекции Украины по вопросам труда от 17.06.2014 г.).

* Имейте в виду: отказ работодателя от отмены приказа об увольнении работника в связи с призывом на военную службу во время мобилизации и/или невыплата средней заработной платы являются нарушением законодательства о труде и влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством (уголовную, административную и дисциплинарную).

Таким образом, абсолютно всех работников предприятия, мобилизованных начиная с 18.03.2014 г., необходимо отражать в табеле учета рабочего времени (далее — табель) и ежемесячно начислять им заработную плату в размере их среднего заработка. Как все это сделать? Предлагаем найти ответ на этот вопрос в нашем материале.

 

ТАБЕЛЬНЫЙ УЧЕТ

 

Вероятно, вы помните, что для учета использования рабочего времени применяется табель типовой формы № П-5, утвержденной приказом № 489. И хотя форма № П-5 является не обязательной для использования, а рекомендованной, для удобства заполнения форм государственных статистических наблюдений по труду на практике ее используют много предприятий. В табеле ответственные лица указывают сведения об отработанном времени, в том числе сверхурочные часы, работу в выходные и праздничные дни и т. п., и неявки на работу с указанием причин таких неявок в соответствии с кодом (буквенным или цифровым), который содержится в таблице кодов формы № П-5. Неявка работника в связи с его мобилизацией подпадает под код «ИН»/«22», соответствующий другому неотработанному времени, предусмотренному законодательством (выполнение государственных и общественных обязанностей, допризывная подготовка, военные сборы, донорские, отгул и т. п.).

Но имейте в виду: основанием для отметок в табеле о времени, не отработанном по уважительным причинам, являются соответствующие документы, подтверждающие уважительность такой причины. В случае с мобилизацией таким документом может служить справка о призыве военнообязанного на военную службу, выданная военным комиссариатом или воинской частью, а для резервистов — выписка из приказа или справка о зачислении в списки воинской части, которые выдаются воинской частью* (письмо Минобороны, Генштаба ВСУ и ГУ оборонного и мобилизационного планирования от 21.08.2014 г. № 322/2/7142). Кстати, при получении подтверждающего документа работодатель должен издать распоряжение о его освобождении от работы на период несения службы в связи с мобилизацией. Если работник (его родственник) не предъявил вам ни одного из указанных выше подтверждающих документов, его неявка на работе указывается в табеле с кодом «НЗ» или «28» как неявка по невыясненным причинам. Причем работодателю необходимо осуществить все возможные мероприятия, чтобы выяснить причину неявки. В свою очередь, работник, возвращающийся (дай бог) на работу после завершения военной службы, должен предъявить работодателю свой военный билет, который, кстати, также является документом, подтверждающим его пребывание на военной службе.

* Заметьте, что такие документы могут выдаваться семьям военнообязанных и резервистов для предъявления их по месту требования.

Итак, что мы имеем? Если вашего работника мобилизировали, что подтверждается соответствующими документами, то сведения о неотработанном им рабочем времени в табеле учета рабочего времени отражаем следующим образом:

— в поле «Отметки о явках и неявках по числам месяца (часов)» под каждым рабочим днем месяца** указываем количество часов, которые должны были бы быть отработаны работником в соответствии с установленным ему графиком рабочего времени, и код причины, по которой это время не было отработано, — «ИН»/«22»;

— в поле «Всего неявок» указываем общее количество неотработанного мобилизованным работником рабочего времени за месяц — в днях и часах;

— в поле «по причинам за месяц» избираем причину «отпуска в связи с обучением, творческие, в обяз. порядке и др.» и под ней ставим количество неотработанных работником рабочих дней и часов из-за его мобилизации.

** По графику работы предприятия.

В последнем поле «Оклад, тарифная ставка, грн.» необходимо вписать размер должностного оклада или тарифной ставки работника. На основании данных табеля относительно количества дней отсутствия работника на работе из-за мобилизации и размера должностного оклада (тарифной ставки) бухгалтерия рассчитывает средний заработок мобилизованного работника. О расчете этого показателя и пойдет далее речь в статье.

 

СРЕДНИЙ ЗАРАБОТОК

 

Расчет

Приятная новость: особо заморачиваться с расчетом этого показателя не придется — средний заработок мобилизованным работникам рассчитывается по общим правилам, установленным Порядком № 100. Напомним, как это делается.

Для расчета среднего заработка нужно применять следующую формулу:

ЗПср = В : КРД(ч),

где В — сумма выплат, включаемых в расчет (они приведены в п. 3 Порядка № 100), начисленных в расчетном периоде;

КРД (ч) — количество отработанных рабочих дней (часов***), включаемых в расчетный период.

*** Среднечасовая заработная плата определяется тогда, когда рабочее время работника подытоживается, или ведется его учет в часах.

Как видите, все упирается в расчетный период. Стандартный расчетный период составляет последних 2 календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором работника призвали в результате мобилизации. А что делать, если работник до призыва не отработал полные 2 последних календарных месяца? Порядок № 100 не оставляет нас без ответа на этот вопрос. Так, работникам, проработавшим на предприятии, в учреждении, организации менее 2 календарных месяцев, средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время (абз. 3 п. 2 Порядка № 100). Если в течение последних 2 календарных месяцев работник не работал ни одного дня, средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за предыдущих 2 месяца работы. Если и в течение этих месяцев работник не отработал ни одного рабочего дня, средняя заработная плата исчисляется исходя из установленных работнику в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада.

Чтобы рассчитать средний заработок конкретного месяца отсутствия работника из-за его мобилизации, нужно воспользоваться следующей формулой:

ЗПср (мес) = ЗПср х КРД(ч)м,

где КРД(ч)м — количество рабочих дней (часов) в месяце начисления среднего заработка, приходящихся на период мобилизации. Этот показатель легко узнать из табеля учета рабочего времени (см. с. 22).

Удержание НДФЛ, ЕСВ и военного сбора

В отношении НДФЛ и ЕСВ все однозначно: удерживать их из компенсации среднего заработка мобилизованного работника не нужно. И снова это все благодаря Закону № 1275.
Во-первых, данный Закон внес изменения в п.п. 165.1.1 НК, дополнив его новым подпунктом «и», согласно которому компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика НДФЛ. Заметьте, что в Налоговом расчете по форме № 1ДФ* такой доход должен быть отражен с признаком дохода «128». Но! На сегодняшний день порядка компенсации из бюджета сумм в пределах среднего заработка работника нет и компенсацию, соответственно, никто не получает. Это дает фискальщикам повод считать средний заработок мобилизованного работника не компенсацией из бюджета, а заработной платой, из которой в соответствии с п.п. 164.2.1 НК необходимо удерживать НДФЛ. Начисленный средний заработок необходимо отражать в форме № 1ДФ с признаком дохода «101», о чем свидетельствует разъяснение налоговиков, приведенное в подкатегории 103.25 ЗІР.

* Форма Налогового расчета утверждена приказом Миндоходов от 21.01.2014 г. № 49.

Во-вторых, в ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ добавлена норма, согласно которой ЕСВ не начисляется на выплаты, компенсируемые из бюджета в рамках среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период. Но, скорее всего, фискальщики по таким выплатам будут иметь такую же позицию, которую мы привели выше в отношении НДФЛ. Обратите внимание, что суммы средней заработной платы и календарные дни пребывания в трудовых отношениях таких лиц в отчетности по ЕСВ указывают с учетом следующего:

1) в таблице 5 формы № Д4** даты начала и окончания мобилизации не указывают;

2) в таблице 6 формы № Д4 информацию о лице отражают с обязательным указанием реквизитов:

— 11 «Месяц и год, за который проведено начисление»;

— 15 «Количество календарных дней пребывания в трудовых/ГП отношениях в течение отчетного месяца»;

— 17 «Общая сумма начисленной заработной платы/дохода (всего с начала отчетного месяца)».

** Форма содержится в приложении 4 к Порядку формирования и подачи страхователями отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденному приказом Миндоходов от 09.09.2013 г. № 454.

Реквизиты 18 и 19 не заполняют.

Все это разъяснил ПФУ в своем письме от 16.07.2014 г. № 18834/05-10.

Обратите внимание: суммы НДФЛ и ЕСВ, удержанного (и начисленного в случае с ЕСВ) из среднего заработка мобилизованного работника до вступления в силу Закона № 1275, вы имеете право вернуть или учесть в счет погашения будущих платежей. При этом начисленные суммы в бухгалтерском учете необходимо сторнировать. Кроме того, вы должны провести соответствующие корректировки в форме № Д4 за соответствующие периоды удержания и начисления ЕСВ.

А что же с военным сбором? Он появился уже после вступления в силу Закона № 1275, поэтому в отношении этого сбора там ничего не сказано. Конкретных ответов об удержании из среднего заработка мобилизованного работника военного сбора не содержится и ни в каких других нормативных документах, но они присутствуют в разъяснениях фискальщиков в ЗІР (см. подкатегорию 132.02). Поэтому давайте и мы поразмышляем над этой головоломкой.

Подпункт 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК приписывает нам облагать военным сбором, в частности, доходы в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат. В свою очередь, оплата работникам, привлекающимся к выполнению государственных или общественных обязанностей (а военная служба, бесспорно, является такой обязанностью), если они выполняются в рабочее время, включается в ФОТ (абз. 9 п.п. 2.2.12 Инструкции № 5), а значит, должна облагаться военным сбором. Но! По этому же принципу такая оплата должна облагаться и НДФЛ и ЕСВ, и, как мы уже говорили, они освобождены от такого налогообложения.

Вместе с тем можно предположить, что в целях налогообложения средний заработок мобилизованного работника, который компенсируется из бюджета, считается не заработной платой, а компенсационными выплатами из бюджета и, по логике вещей, не облагается военным сбором. По нашему мнению, это разумно: согласитесь, было бы по меньшей мере странно, если бы военный сбор удерживался из заработка людей, которые уже и так рискуют своей жизнью и здоровьем на поле боевых действий. Но у фискальщиков, к сожалению, другое мнение. С их точки зрения, сохранение и начисление среднего заработка работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей является гарантийной выплатой, которая входит в состав дополнительной заработной платы. Следовательно сумма среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, является объектом обложения военным сбором на общих основаниях. Так что безопаснее все же удерживать этот сбор, чтобы вдруг не наткнуться на ответственность за неудержание военного сбора*, а затем в случае изменения позиции налоговиков вернуть переплату или учесть ее в счет погашения будущих платежей.

* Объем ответственности за это, кстати, такой же, как и для налоговых агентов в случае неудержания НДФЛ (см. разъяснение, приведенное в подкатегории 132.06 ЗІР).

Выплата среднего заработка

Средний заработок выплачивается мобилизованному работнику в сроки, установленные для выплаты заработной платы (аванса). Если перечисление заработка осуществляется на зарплатную карточку работника, то проблем нет — работник может снять с нее наличность, как только у него будет такая возможность. А вот если выплата происходит через кассу предприятия, то здесь все сложнее. Работник, скорее всего, не сможет вовремя самостоятельно получить причитающуюся ему сумму. Помним, что «зарплатная» наличность может храниться в кассе сверх установленного лимита не более 3 рабочих дней (п. 2.10 Положения № 637). После их окончания деньги возвращаются на текущий счет или остаются в кассе в рамках установленного лимита, а заработная плата работника депонируется. Конечно, он может получить ее после своего возвращения. Но есть и альтернативный вариант. Так, причитающуюся работнику сумму среднего заработка может получить за него другое лицо (например, родственник) по доверенности. Поэтому работник должен решить для себя, какой вариант его больше устраивает, и при необходимости предварительно позаботиться о составлении доверенности.

Компенсация расходов на оплату труда

К счастью работодателей, расходы на оплату труда мобилизованных работников компенсирует государство. Причем такое счастье они имели не всегда. Ранее под такую компенсацию попадал только средний заработок работников, находящихся на военных сборах, а средний заработок именно мобилизованных работников работодатели должны были уплачивать за собственный счет. Но законодатели благодаря Закону № 1275, который вступил в силу с 08.06.2014 г., смиловались и над работодателями мобилизованных работников, внеся соответствующие изменения в ч. 3 ст. 119 КЗоТ.

Порядок получения компенсационных выплат из госбюджета, как предписывает Закон № 1275, должен быть утвержден КМУ. Но пока «воз и ныне там» — прошло уже более 3 месяцев со дня вступления в силу Закона № 1275, а Порядка мы до сих пор не дождались. Поэтому до его появления возможность возмещения расходов на оплату труда мобилизованных работников является скорее формальной, нежели реальной…

Учет расходов на выплату среднего заработка

В бухгалтерском учете средний заработок мобилизованных работников отражается как заработная плата, поскольку он в соответствии с абз. 9 п.п. 2.2.12 Инструкции № 5 включается в ФОТ. В какую категорию расходов попадет эта выплата, зависит от должности, которую занимает мобилизованный работник. Так, средний заработок работника, который занимался производством, будет для предприятия общепроизводственными расходами (счет 91), административного работника — административными расходами (счет 92), а работника отдела сбыта — сбытовыми расходами (счет 93).

Аналогичная ситуация и в налоговом учете: оплату мобилизованным работникам среднего заработка необходимо признавать расходами предприятия (п. 142.1 НК). В зависимости от должности мобилизованного работника такие расходы могут быть общепроизводственными (п.п. «а» и «е» п.п. 138.8.5 НК), административными (п.п. «б» п.п. 138.10.2 НК) или сбытовыми (п.п. «в» п.п. 138.10.3 НК).

А вот возмещение таких расходов будет считаться целевым финансированием из бюджета. Поэтому суммы этого возмещения необходимо учитывать на субсчете 482 «Средства из бюджета и государственных целевых фондов».

Доходы от целевого финансирования попадут в субсчет 718 «Доход от безвозмездно полученных оборотных активов».

В основном, это все. Желаем вам профессиональных побед в вашей деятельности, а вашим мобилизованным работникам — боевых побед на поле военных действий!

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон № 2232 — Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-ХІІ.

Закон № 1169 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об обеспечении проведения мобилизации» от 27.03.2014 г. № 1169-VII.

Закон № 1275 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании оборонно-мобилизационных вопросов при проведении мобилизации» от 20.05.2014 г. № 1275-VII.

Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Указ Президента о частичной мобилизации — Указ Президента Украины «О частичной мобилизации» от 17.03.2014 г. № 303/2014.

Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Приказ № 489 — приказ Госкомстата «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда» от 05.12.2008 г. № 489.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

ЕСВ — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

КМУ — Кабинет Министров Украины.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

ФОТ — фонд оплаты труда.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше