Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Генсоглашение — договор между властью, работодателями и профсоюзами

Редакция ОТ
Оплата труда Август, 2008/№ 4
В избранном В избранное
Печать
Статья

ГЕНСОГЛАШЕНИЕ — ДОГОВОР МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ, РАБОТОДАТЕЛЯМИ И ПРОФСОЮЗАМИ

 

В письмах Минтруда можно встретить ссылки на генеральные соглашения как на источник дополнительных по сравнению с трудовым законодательством гарантий прав работников. 15 апреля этого года было подписано новое Генсоглашение. О том, что изменилось в регулировании трудовых отношений после этой даты, поговорим в статье.

 

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Генсоглашение: для кого обязательны его положения?

В соответствии с

Законом № 3356 вопросы организации и оплаты труда могут решаться не только в трудовом или коллективном договоре, но и на уровне соглашений, которые заключаются между профсоюзами (их объединениями) и собственниками либо уполномоченными ими органами предприятий. Исходя из содержания ст. 3 Закона № 3356 можно сделать вывод, что такие соглашения заключаются на трех уровнях:

общегосударственном, когда одной из сторон соглашения выступают собственники предприятий, на которых занято большинство работников государства; такое соглашение называется генеральным;

отраслевом, когда сторонами соглашения являются собственники, объединения собственников или уполномоченные ими органы и профсоюзы (объединения профсоюзов, других представительных организаций), наделенные соответствующими полномочиями, достаточными для ведения переговоров, заключения соглашения и реализации его норм на большинстве предприятий, входящих в сферу их действия;

региональном, когда соглашение заключается между местными органами государственной власти (госадминистрациями) либо региональными объединениями предприятий, если они наделены соответствующими полномочиями, и объединениями профсоюзов или другими уполномоченными трудовыми коллективами органами*.

* Отметим, что отраслевые и региональные соглашения подлежат регистрации в уведомительном порядке (см. Положение о порядке уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров, утвержденное постановлением КМУ от 05.04.94 г. № 225).

Действующее на данный момент Генеральное соглашение подписали Кабмин, Федерация работодателей Украины, Всеукраинская ассоциация работодателей, Союз предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины, а также Союз арендаторов и предпринимателей Украины. Профсоюзную сторону представили более 70 всеукраинских профсоюзов и профобъединений.

Хотим сразу обратить внимание: невзирая на то, что

Генсоглашение принято на 2008 — 2009 годы, действовать оно будет до принятия очередного генерального соглашения. Не исключено, что его постигнет судьба предшественника — Генеральное соглашение на 2004 — 2005 годы действовало на 2 года больше отведенного ему срока.

Положения Генсоглашения

, как прямо указано в абзаце четвертом его Общих положений, действуют непосредственно на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, являются обязательными для применения во время заключения отраслевых и региональных соглашений, а также коллективных договоров как минимальные гарантии. Как видим, в случае нарушения Генсоглашения можно ссылаться на его положения непосредственно, даже если они не были закреплены в коллективном договоре.

В то же время вопрос о том, на кого распространяется действие генерального соглашения, остается дискуссионным.

В поисках ответа на него прежде всего обратимся к

ст. 9 Закона № 3356, в соответствии с которой положения генерального, отраслевого, регионального соглашений являются обязательными для всех субъектов, пребывающих в сфере действия сторон, подписавших соглашение. Как видим, приведенное положение не позволяет дать однозначный ответ на поставленный нами вопрос, так как непонятно, что считать «сферой действия сторон, подписавших соглашение». Вопрос этот приобретает особую остроту при визите инспекторов по труду, поскольку при проверке соблюдения на предприятии законодательства о труде они проверяют, в частности, выполняются ли условия соглашений, не вникая при этом в вопрос, распространяется ли действие того или иного соглашения на конкретное предприятие.

В одном из своих недавних писем Минтруда пришло к выводу, что

для тех предприятий, которые при заключении Генсоглашения не были представлены уполномоченными представителями со стороны собственника и стороны профсоюза, Генсоглашение не является обязательным. Однако они могут учесть его положения при заключении коллективного договора (письмо Минтруда от 04.07.2008 г. № 435/13/84-08 // см. «Оплата труда», 2008, № 4, с. 4).

Аналогичную позицию специалисты Минтруда уже высказывали в одной из своих консультаций («Праця і зарплата», 2007, № 47, с. 9).

В то же время в более позднем по сравнению с консультацией

письме от 07.02.2008 г. № 013-0184-01, № 07/01-16/275 Госдепартаментом надзора за соблюдением законодательства о труде Минтруда и Федерацией профессиональных союзов Украины была высказана иная точка зрения. Она основывается на ст. 11 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР, в соответствии с которой минимальные размеры ставок (окладов) заработной платы, как минимальные гарантии в оплате труда, определяются генеральным соглашением. А минимальные гарантии должны соблюдаться абсолютно всеми субъектами хозяйствования, использующими наемный труд. Тогда в письме был сделан вывод, что предписания Генсоглашения, касающиеся оплаты труда, обязательны для всех субъектов, независимо от того, участвовали ли их представители в заключении Генерального соглашения.

Как видим, позицию органов государственной власти в вопросе о том, распространяется ли Генсоглашение на те предприятия, представители которых не принимали участие в его заключении, пока нельзя назвать достаточно определенной.

 

Генсоглашение об обязанностях работодателей

Перейдем к обязательствам работодателей. Начнем с того, что

Генсоглашением предусмотрена необходимость включения в коллективный договор положений, определяющих объем профессионального обучения работников и общих расходов на эту цель (п.п. 1.30), раскрытие в нем мер, направленных на увеличение затрат по оплате труда в операционных расходах по реализованной продукции, работам и услугам (п. 2.5), указания в колдоговоре перечня работ, на которых по условиям производства работник не имеет права отлучаться с рабочего места, а также использовать время обеденного перерыва по своему усмотрению* (п. 3.2). При необходимости в коллективном договоре работодатель может предусмотреть порядок установления продолжительности рабочей смены более 8 часов (кроме работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда) (п. 3.38).

* На самом деле, очень спорное предложение. В ст. 66 КЗоТ предусмотрено, что на работах, где из-за условий производства перерыв установить нельзя, работнику должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени. Если работодатель установит перечень работ, на которых по условиям производства работник не имеет права отлучаться с рабочего места и использовать время обеденного перерыва по своему усмотрению, это можно будет расценить как положение, ухудшающее положение работника по сравнению с действующим законодательством, ведь время перерыва в рабочее время не включается, а покинуть рабочее место работник все равно не может.

Среди обязанностей работодателей также следует отметить

обязанность обеспечивать ежегодное увеличение доли работников, получающих заработную плату, размер которой превышает два прожиточных минимума (п. 2.10 Генсоглашения), систематическое повышение уровня осведомленности работников с проблемами, связанными с ВИЧ/СПИДом (п. 3.4). Рекомендуется также предусматривать в коллективных договорах размеры отчислений профсоюзам на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу. Для учреждений и организаций размер таких отчислений не может быть меньше чем 0,3 процента фонда оплаты труда. Для бюджетных учреждений предусмотрена обязанность предусматривать в расчетах к сметам в отдельном разделе расходы на охрану труда (п. 3.19).

Внимание

бюджетных учреждений обращаем также на то, что п. 2.8 Генсоглашения, в котором предусмотрена необходимость установления на период до введения размера минимальной зарплаты на уровне прожиточного минимума для трудоспособного лица минимальной тарифной ставки работника І разряда в производственной сфере в размере 120 процентов минимальной заработной платы, на них не распространяется.

В отношении бюджетников предусмотрено другое положение:

Кабмин в соответствии с п. 2.12 Генсоглашения обязан согласовывать свои решения об определении ставок (окладов) и других условий оплаты труда работников бюджетной сферы с соответствующими отраслевыми профсоюзами и соответствующими отраслевыми объединениями организаций работодателей.

Думаем, стороны трудовых отношений должны также заинтересовать Перечень и размеры доплат и надбавок к тарифным ставкам, окладам и должностным окладам работников объединений, предприятий и организаций, имеющих межотраслевой характер, для установления в отраслевых, региональных соглашениях и коллективных договорах (

приложение 3 к Генсоглашению). Приведем этот Перечень.

 

ПЕРЕЧЕНЬ И РАЗМЕРЫ ДОПЛАТ И НАДБАВОК

к тарифным ставкам, окладам и должностным окладам работников объединений, предприятий и организаций, имеющим межотраслевой характер, для установления в отраслевых, региональных соглашениях и коллективных договорах

Наименование доплат и надбавок

Размеры доплат и надбавок

1

2

ДОПЛАТЫ:

За совмещение профессий (должностей)

Доплата одному работнику не ограничивается максимальным размером и устанавливается в пределах экономии фонда заработной платы по тарифной ставке и окладом совмещаемой должности работников

За расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ

Размер доплаты одному работнику не ограничивается и определяется наличием экономии по тарифным ставкам и окладам, которые могли бы выплачиваться при условии соблюдения нормативной численности работников

За выполнение обязанностей временно отсутствующего работника

До 100 процентов тарифной ставки (оклада, должностного оклада) отсутствующего работника

За работу в тяжелых и вредных и особо тяжелых и особо вредных условиях труда

За работу в тяжелых и вредных условиях труда — 4, 8 и 12 процентов тарифной ставки (оклада); за работу в особо тяжелых и особо вредных условиях труда — 16, 20 и 24 процента тарифной ставки (оклада)

За интенсивность труда

До 12 процентов тарифной ставки (оклада)

На период освоения новых норм трудовых затрат

Повышение сдельных расценок до 20 процентов; повышение тарифных ставок до 10 процентов

За руководство бригадой (бригадиру, не освобожденному от основной работы)

Доплата дифференцируется в зависимости от количества рабочих в бригаде (до 10, свыше 10, свыше 25 человек); конкретный размер доплаты определяется отраслевыми (региональными) соглашениями в зависимости от размера ставки разряда, присвоенного бригадиру; если численность звена более пяти человек, звеньевым устанавливается доплата в размере до 50 процентов соответствующей доплаты бригадира

За работу в вечернее время — с 18 до 22 часов (при многосменном режиме работы)

20 процентов часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в это время

За работу в ночное время

35 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в это время

НАДБАВКИ:

За высокое профессиональное мастерство

Дифференцированные надбавки к тарифным ставкам (окладам) рабочих: III разряда — 12 процентов IV разряда — 16 процентов V разряда — 20 процентов VI и высших разрядов — 24 процента тарифной ставки (оклада)

За классность водителям легковых и грузовых автомобилей, автобусов

Водителям 2-го класса — 10 процентов, 1-го класса — 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное водителем время

За классность машинистам электровозов, тепловозов, электропоездов, дизель-поездов

До 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное машинистом время

За высокие достижения в труде

До 50 процентов должностного оклада

За выполнение особо важной работы на определенный срок

До 50 процентов должностного оклада

 

От Кабмина

информацию о переносе рабочих дней для празднования общегосударственных праздников теперь можно ждать не позднее чем за месяц до начала нового года. При этом порядок переноса правительство обязано согласовать с профсоюзами и представителями работодателей.

Кабмин также взял на себя обязательство

ежемесячно подавать представителям профсоюзов и всеукраинским объединениям организаций работодателей и предпринимателей информацию о фактической величине прожиточного минимума на одно лицо в месяц. Однако уже по прошествии двух месяцев со дня подписания нового Генсоглашения профсоюзы заявили о нарушении правительством данной обязанности. Еще до заключения Генсоглашения обязанность публиковать расчеты ежемесячного фактического размера прожиточного минимума на одно лицо до 20 числа следующего месяца была возложена на Минтруда (ст. 5 Закона Украины «О прожиточном минимуме» от 15.07.99 г. № 966-XIV).

 

Какими могут быть последствия невыполнения Генсоглашения

И напоследок скажем несколько слов о том, что может грозить работодателям за невыполнение предписаний нового Генсоглашения. Невыполнение его требований может быть расценено как

нарушение требований законодательства о труде (ведь Закон № 3356 говорит об обязательности генеральных соглашений для выполнения, а значит, не выполняя Генсоглашение, работодатель тем самым нарушает требования данного Закона). Это, в свою очередь, ведет к привлечению виновных лиц к ответственности по ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях в виде штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от 15 до 50 ннмдг (от 255 до 850 грн.).

Интересно, что новое Генсоглашение дополнило перечень мер юридической ответственности своеобразным способом влияния на нарушителей трудового законодательства. Теперь информация о принятии мер к руководителям предприятий и организаций, где есть долги по заработной плате или не обеспечиваются гарантии по оплате труда (в том числе закрепленные на уровне Генсоглашения), будет обнародоваться в средствах массовой информации органов исполнительной власти, местного самоуправления, объединений организаций работодателей и профсоюзов («Урядовий кур’єр», «Праця і зарплата», «Профспілкові вісті» и др.).

 

Нормативные документы

КЗоТ —

Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон № 3356 —

Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII.

Положение № 225

— Положение о порядке уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров, утвержденное постановлением КМУ от 05.04.94 г. № 225.

Генсоглашение — Генеральное соглашение между Кабмином, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2008 — 2009 годы, принятое 15.04.2008 г.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно