О разъяснении отдельных положений нормативно-правовых актов

В избранном В избранное
Печать
Редакция ОТ
Оплата труда Сентябрь, 2008/№ 5
Письмо от 28.07.2008 г. № 3144/0/10-08/13

О разъяснении отдельных положений нормативно-правовых актов

Письмо от 28.07.2008 г. № 3144/0/10-08/13

 

Министерство труда и социальной политики Украины <…> о предоставлении разъяснения по применению отдельных положений нормативных актов сообщает.

1. О норме продолжительности рабочего времени для инвалидов І или II группы при 5-дневной рабочей неделе.

Согласно статье 18 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов» предприятия, учреждения, организации, физические лица, использующие наемный труд, обязаны создавать для инвалидов условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать другие социально-экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством.

Согласно ст. 12 Закона Украины «Об охране труда» предприятия, использующие труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии и индивидуальных программ реабилитации, принимать дополнительные меры по безопасности труда, отвечающие специфическим особенностям этой категории работников.

В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов согласно медицинским рекомендациям,

установить по их просьбе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и создать льготные условия труда (статья 172 КЗоТ).

Таким образом, в случае применения труда инвалидов работодатель обязан действовать на основании рекомендаций МСЭК, поскольку невыполнение этих рекомендаций может привести к ухудшению состояния здоровья работника-инвалида, за что он будет нести ответственность.

Если в рекомендациях МСЭК указано, что работник-инвалид может работать по своей должности на условиях неполного рабочего времени, работодатель по просьбе инвалида обязан установить ему неполное рабочее время. Для этого работник-инвалид подает заявление об установлении неполного рабочего времени, а работодатель издает соответствующий приказ.

Работодатель обязан по просьбе работника, имеющего право на неполное рабочее время, установить рабочее время той продолжительности, о которой просит работник. Указанная норма не ограничивает права сторон трудового договора на определение продолжительности неполного рабочего времени.

Оплата труда на условиях неполного рабочего времени, которая регламентируется статьей 56 КЗоТ Украины, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой каких-либо ограничений объема трудовых прав работников.

Согласно пункту 6 постановления Совета Министров СССР от 14.09.73 № 674 «О мерах по дальнейшему усовершенствованию использования труда пенсионеров и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах» инвалиды I и II групп, работающие на предприятиях, в цехах и на участках,

предназначенных для использования труда инвалидов, если они не пользуются правом на получение более высоких льгот, имеют право на сокращенное рабочее время продолжительностью 6 часов в сутки (36 часов в неделю).

Учитывая указанное выше, эта норма может применяться, если Рекомендациями МСЭК инвалидам I и II групп по состоянию их здоровья разрешено работать 6 часов (36 часов в неделю) при шестидневной рабочей неделе,

на пятидневную рабочую неделю она не распространяется.

2. О применении абзаца шестого пункта 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 № 100 (далее — Порядок), и определении коэффициента корректировки средней заработной платы.

Согласно указанному абзацу пункта 2 Порядка время, в течение которого работник согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялся заработок или сохранялся частично, исключается из расчетного периода при исчислении средней заработной платы во всех случаях, предусмотренных Порядком.

К этому времени относится, в частности, и период, в течение которого работник находился в отпуске без сохранения заработной платы согласно статье 25 Закона Украины «Об отпусках». Например: матери или отцу, воспитывающему детей без матери, ветеранам войны, лицам, имеющим особые заслуги перед Родиной, пенсионерам по возрасту и инвалидам III группы, инвалидам I и II групп, лицам, вступающим в брак, и др.

Что касается периода, когда работник находился в отпуске без сохранения заработной платы согласно статье 26 указанного выше Закона, то время такого отпуска не исключается из расчетного периода, поскольку в этом случае

уменьшение средней заработной платы работника зависит от решения самого работника.

Об определении коэффициента корректировки при расчете средней заработной платы для оплаты работнику времени отпуска.

Согласно пункту 10 Порядка в случае повышения тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

Как указано в <...> письме, работнику был предоставлен отпуск в марте 2008 года.

Расчетным периодом для исчисления средней заработной платы для оплаты времени ежегодного отпуска согласно нормам пункта 2 Порядка будет март 2007 года — февраль 2008 года.

С 1 февраля 2008 года согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 6 февраля 2008 года № 34 произошло повышение должностных окладов работникам аппарата органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судов и других органов.

Таким образом, если работнику необходимо исчислить среднюю заработную плату для оплаты времени ежегодного отпуска, который предоставляется после 1 февраля текущего года, заработную плату, учитывая доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, включаемые при исчислении средней заработной платы, корректируют на коэффициент повышения должностных окладов.

Коэффициент корректировки исчисляется путем

деления должностного оклада (тарифной ставки), установленного после повышения, на должностной оклад (тарифную ставку), который был установлен работнику до повышения, без учета доплат, надбавок и т. п.

3.

О предоставлении работодателям, зарегистрированным плательщиками страховых взносов на случай безработицы менее шести месяцев, дотации на создание дополнительных рабочих мест.

Работодателям, фактический срок регистрации которых как плательщиков взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы меньше шести месяцев, дотация

не предоставляется.

Заместитель министра В. Онищук

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

В комментируемом письме Минтруда отвечает на ряд вопросов. Обо всем по порядку.

 

СОКРАЩЕННОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

 

Предприятия, которые используют труд инвалидов, должны учитывать специфические особенности этой категории работников и создавать для них условия труда, исходя из рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК). В частности, в рекомендациях МСЭК может указываться, что инвалид может работать на своей должности на условиях неполного рабочего времени.

Как указано в п. 6 постановления Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах» от 14.09.73 г. № 674, для инвалидов I и II групп устанавливается льгота в виде сокращенного рабочего времени продолжительностью 6 часов в день (36 часов в неделю). То есть получается, что эта норма подходит под 6-дневную рабочую неделю (6 часов x 6 = 36 часов в неделю).

В связи с этим возникает вопрос в отношении продолжительности рабочего дня при 5-дневной рабочей неделе работника-инвалида. С одной стороны, при таком режиме работы максимальное количество часов, которое он может отработать, составит: 6 часов x 5 = 30 часов в неделю, поскольку работать больше 6 часов в день инвалиды I и II групп не должны. С другой стороны, предельная продолжительность рабочей недели для них установлена в размере 36 часов в неделю, то есть при 5-дневной рабочей неделе в день инвалид может отработать: 36 часов : 5 = 7,2 часа.

Данную ситуацию Минтруда разрешает, отвечая таким образом: поскольку норма о применении сокращенного рабочего времени продолжительностью 6 часов в день (36 часов в неделю) для инвалидов I и II групп установлена при 6-дневной рабочей неделе, то на пятидневную рабочую неделю она не распространяется.

 

АСПЕКТЫ РАСЧЕТА ОТПУСКНЫХ

 

В соответствии с Законом Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках) работнику могут быть предоставлены отпуска без сохранения заработной платы на основании статей 25, 26 этого Закона:

— согласно ст. 25 Закона об отпусках отпуск без сохранения заработной платы предоставляется работнику по его желанию в обязательном порядке, в частности: матери или отцу, который воспитывает детей без матери, имеющим двоих и более детей в возрасте до 15 лет или ребенка-инвалида, ветеранам войны, пенсионерам по возрасту и инвалидам III группы, инвалидам I и II групп и другим;

— на основании ст. 26 Закона об отпусках работнику может быть предоставлен отпуск по семейным обстоятельствам без сохранения заработной платы по согласованию с руководством предприятия.

Принципиальное отличие одного отпуска от другого заключается в том, что первый (ст. 25 Закона об отпусках) должен предоставляться работнику по его желанию в обязательном порядке, а второй (ст. 26 Закона об отпусках) может быть предоставлен работнику только лишь с согласия собственника или уполномоченного им органа.

В соответствии с абзацем шестым п. 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100), время, на протяжении которого работник согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялась заработная плата или сохранялась частично, исключается из расчетного периода при исчислении средней заработной платы во всех случаях, предусмотренных Порядком № 100.

Вопрос, заданный Минтруда, заключался в следующем: исключается ли из расчетного периода при расчете отпускных отпуск без сохранения заработной платы, предоставленный работнику как на основании ст. 25 Закона об отпусках, так и на основании ст. 26 Закона об отпусках?

Мнение Минтруда по этому вопросу заключается в следующем.

Отпуск без сохранения заработной платы, предоставленный работнику на основании ст. 25 Закона об отпусках, исключается из расчетного периода. На наш взгляд, это вполне правомерно и соответствует положениям Порядка № 100.

Что же касается исключения из расчетного периода отпуска без сохранения заработной платы, предоставленного работнику на основании ст. 26 Закона об отпусках, то Минтруда считает, что это неправомерно. Аргументом Минтруда служит то, что в данном случае уменьшение средней заработной платы работника зависит от решения самого работника. С таким подходом можно не согласиться, поскольку предоставление отпуска без сохранения заработной платы на основании ст. 26 Закона об отпусках зависит от решения руководства предприятия. К тому же в абзаце шестом п. 2 Порядка № 100 речь идет о периоде, на протяжении которого работник согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялась заработная плата или сохранялась частично. А в данной ситуации предоставление отпуска без сохранения заработной платы осуществляется строго на законных основаниях и в рамках той продолжительности, которая установлена ст. 26 Закона об отпусках.

Вместе с тем бюджетным организациям придется следовать такой позиции Минтруда, поскольку речь идет о бюджетных средствах, правильность использования которых контролируют работники КРУ.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕКТИРОВКИ ПРИ РАСЧЕТЕ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

 

В письме Минтруда отвечает на следующий вопрос.

Работнику бюджетного учреждения был предоставлен ежегодный отпуск с 24 марта 2008 года. В расчетном периоде март 2007 года — февраль 2008 года работник занимал должности заместителя начальника управления (с 01.03 2007 г. по 29.10.2007 г.) и начальника отдела (с 30.10.2007 г. по 29.02.2008 г.). Его должностной оклад составлял:

с 01.03.2007 г. — 897 грн.;

с 01.05.2007 г. согласно постановлению КМУ от 12.05.2007 г. № 700 — 987 грн.;

с 30.10.2007 г. в связи с переводом на нижеоплачиваемую должность — 831 грн.;

с 01.02.2008 г. согласно постановлению КМУ от 06.02.2008 г. № 34 — 1204 грн.

Как рассчитать коэффициент корректировки при расчете средней заработной платы для определения суммы отпускных работника бюджетного учреждения, если в расчетном периоде должностной оклад такого работника понижался в связи с переводом на нижеоплачиваемую должность?

Как указано в п. 10 Порядка № 100, в случае повышения тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями), как в расчетном периоде, так и в периоде, на протяжении которого за работником сохранялся средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент повышения.

При этом коэффициент корректировки определяется путем деления должностного оклада, установленного после повышения, на должностной оклад, который был установлен работнику до повышения (без учета доплат, надбавок и т. д.).

Из этого следует, что в приведенном примере необходимо учитывать два повышения зарплаты (с 01.05.2007 г. и с 01.02.2008 г.), а перевод на нижеоплачиваемую должность на расчет отпускных влияния не оказывает.

Для расчета отпускных приведем условный числовой пример, в котором сумма зарплаты по каждому из месяцев расчетного периода составляет:

март 2007 — 897 грн.;

апрель 2007 — 897 грн;

май 2007 — 987 грн.;

июнь 2007 — 987 грн;

июль 2007 — 987 грн;

август 2007— 987 грн;

сентябрь 2007— 987 грн;

октябрь 2007 — 973,43 грн.;

ноябрь 2007 — 831 грн;

декабрь 2007 — 831 грн;

январь 2008 — 831 грн;

февраль 2008 — 1204 грн.

Суммарная заработная плата с учетом корректировки составит:

897 x 1,10 x 1,45 + 897 x 1,10 x 1,45 + 987 x 1,45 + 987 x 1,45 + 987 x 1,45 + 987 x 1,45 + 987 x 1,45 + 973,43 x 1,45 + 831 x 1,45 + 831 x 1,45 + 831 x 1,45 + 1204 = 16247,51 (грн.),

где: 1,10 — коэффициент повышения зарплаты с 01.05.2007 г. (987 : 897);

1,45 — коэффициент повышения зарплаты с 01.02.2008 г. (1204 : 831).

Средняя зарплата составит:

16247,51 : (366 - 10) = 45,64 (грн.)

Сумма отпускных составит: 45,64 x 24 = 1095,36 (грн.)

 

ДОТАЦИИ НА СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ВНОВЬ СОЗДАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Для получения права на дотацию на создание дополнительных рабочих мест среди прочих документов работодатель должен предоставить центру занятости справку об отсутствии сокращения на предприятии на протяжении последних 6 месяцев численности (штата) работников по профессии (специальности), на которую трудоустраивается безработный. Эту справку подтверждает центр занятости. Такая норма предусмотрена Порядком предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, в том числе молодежи на первое рабочее место, утвержденным приказом Минтруда от 10.01.2001 г. № 1.

Получается, что работодатель, зарегистрированный плательщиком взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы менее 6 месяцев, не сможет предоставить указанную справку за последние 6 месяцев. Исходя из этой нормы Минтруда формально отвечает, что таким работодателям дотация на создание дополнительных рабочих мест не предоставляется.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить