Темы статей
Выбрать темы

«Трудовая» статистическая отчетность

Редакция ОТ
Статья

«Трудовая» статистическая отчетность

 

Все предприятия, учреждения и организации обязаны подавать статистическую отчетность.

В сегодняшней публикации мы рассмотрим виды статистических отчетов по труду.

Какими нормативными документами устанавливаются сроки, порядок и способы подачи форм отчетности по труду, предоставляемых в органы статистики, на основании каких первичных документов они заполняются, какая существует ответственность за их неподачу — ответам на эти вопросы и посвящена статья.

 

Людмила ТРОХИМЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Обязательства предприятий, учреждений и организаций подавать различные формы статистической отчетности закреплены в

Законе № 2614. Так, юридические лица, их филиалы и другие обособленные структурные подразделения согласно ст. 18 Закона № 2614 обязаны в полном объеме, по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, в определенные сроки предоставлять в органы государственной статистики достоверную статистическую информацию, в том числе с ограниченным доступом, а также данные бухгалтерского учета.

Формы государственных статистических наблюдений утверждаются Госкомстатом Украины. Полный перечень форм государственной статистической отчетности, которые следует предоставлять в соответствующем году, доводится Госкомстатом ежегодно. В 2008 году действует

Общий табель (перечень) форм государственных статистических наблюдений на 2008 год, утвержденный приказом Госкомстата от 26.12.2007 г. № 471. В нем статистическая отчетность по труду приведена в разделе 17 «Статистика труда».

 

Виды статистических отчетов по труду

Виды статистических отчетов по труду, подаваемых в органы статистики, обобщим и представим в виде таблицы (см. с. 21).

 

№ п/п

Наименование формы статистических наблюдений по труду

Нормативный документ, которым утверждена форма

Периодичность предоставления

Кто подает

Срок предоставления

Инструкция по заполнению формы

Показатели, которые приводятся в форме

1

Форма № 1-ПВ «Отчет по труду»

Приказ Госкомстата от 17.07.2007 г. № 223

Срочная, месячная

Юридические лица, обособленные подразделения, определенные перечнем органов государственной статистики

Не позднее 7 числа после отчетного периода

Утверждена приказом Госкомстата от 05.10.2006 г. № 463

Данные о количестве работников, фонде оплаты труда, задолженности перед работниками по выплате заработной платы и помощи по социальному страхованию

2

Форма № 1-ПВ «Отчет по труду»

Приказ Госкомстата от 17.07.2007 г. № 223

Срочная, квартальная

Юридические лица, обособленные подразделения, определенные перечнем органов государственной статистики

Не позднее 7 числа после отчетного периода

Утверждена приказом Госкомстата от 05.10.2006 г. № 463

Данные о составе фонда оплаты труда и других выплат, количестве и фонде оплаты труда отдельных категорий работников, распределении работников по размерам заработной платы, а также о движении рабочей силы

3

Форма № 3-ПВ «Отчет об использовании рабочего времени»

Приказ Госкомстата от 11.12.2007 г. № 445

Полугодовая

Юридические лица, обособленные подразделения, определенные перечнем органов государственной статистики

Не позднее 7 числа после отчетного периода

Утверждена приказом Госкомстата от 24.12.2007 г. № 467

Данные об использовании работниками рабочего времени, информация о заключении коллективных договоров, а также расходы на содержание рабочей силы

4

Форма № 6-ПВ «Отчет о количестве работников, их качественном составе и профессиональном обучении»

Приказ Госкомстата от 17.07.2007 г. № 223

Годовая

Юридические лица, обособленные подразделения, определенные перечнем органов государственной статистики

Не позднее 31 января года, следующего за отчетным

Утверждена приказом Госкомстата от 06.11.2006 г. № 508

Данные о количестве работников по качественному составу, количестве работников, получающих пенсию, количестве женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком до достижения им определенного возраста, а также данные о подготовке кадров и повышении квалификации работников за счет предприятия

5

Форма № 9-ДС «Отчет о количественном и качественном составе государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления, которые занимают должности руководителей и специалистов»

Приказ Госкомстата от 15.10.2007 г. № 383

Годовая

Учреждения (организации), на работников которых распространяется действие законов Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-ХII и «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III

Не позднее 8 января года, следующего за отчетным

Утверждена приказом Госкомстата от 14.10.2004 г. № 559

Данные о распределении государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления в зависимости от пола, возрастных групп, стажа службы и уровня образования

6

Форма № 1-ПВ (условия труда) «Отчет о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными условиями труда»

Приказ Госкомстата от 17.07.2007 г. № 223

Один раз в два года

Юридические лица, обособленные подразделения, осуществляющие такие виды деятельности: сельское хозяйство, охота и связанные с ней услуги (исключая охоту); добывающая промышленность; перерабатывающая промышленность; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; деятельность транспорта и связи, определенные перечнем органов государственной статистики

Не позднее 31 января года, следующего за отчетным

Утверждена приказом Госкомстата от 05.10.2004 г. № 542

Данные о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными условиями труда и за особый характер труда

 

При заполнении перечисленных форм государственной статистической отчетности по труду помимо указанных в таблице инструкций по заполнению форм отчетности следует также использовать:

Классификатор профессий ДК 003:2005, утвержденный приказом Госкомитета Украины по вопросам технического регулирования и промышленной политики от 26.12.2005 г. № 375;

Инструкцию по статистике заработной платы, утвержденную приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5;

— Инструкцию № 286

.

 

Кто, куда и когда подает отчетность

По утвержденным формам статистических отчетов по труду отчитываются юридические лица и их обособленные подразделения независимо от форм собственности и организационно-правовой формы хозяйствования. К ним относятся:

— предприятия (государственные, казенные, коммунальные, частные, дочерние, иностранные, фермерские хозяйства и т. д.);

— хозяйственные общества (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью и т. д.);

— кооперативы (производственные, обслуживающие, потребительские, сельскохозяйственные производственные и т. д.);

— организации (учреждения, заведения);

— объединения предприятий (ассоциации, корпорации, концерны и т. д.);

— обособленные подразделения без статуса юридического лица (филиалы, представительства, отделения и другие обособленные структурные подразделения).

При подаче статистических отчетов по труду предусмотрен

территориальный принцип организации государственных статистических наблюдений. Он заключается в следующем:

1. Юридическое лицо подает формы государственных статистических наблюдений в органы статистики по своему местонахождению, включая данные по обособленным и структурным подразделениям (производствам, цехам, отделениям, участкам и т. д.), расположенным на одной с ним административной территории (город, район).

2. Обособленные подразделения, расположенные на другой административной территории, нежели их головное предприятие, подают формы по труду непосредственно в орган государственной статистики по местонахождению.

3. Если обособленные подразделения не ведут первичного учета рабочего времени и начислений заработной платы работников, то в таком случае отчеты за них составляет головное предприятие и предоставляет органу государственной статистики по местонахождению несамостоятельного подразделения.

Обращаем внимание предприятий, имеющих обособленные подразделения, на следующий момент. В случае если такие подразделения имеют другое административно-территориальное расположение или занимаются другими видами деятельности, нежели головное предприятие, и при условии, что численность работников таких подразделений составляет не менее чем 30 % общего количества работников предприятия, головное предприятие обязано предоставлять органам статистики по своему местонахождению

отдельные статистические формы по труду по этим подразделениям с указанием их территории расположения и вида экономической деятельности (п. 1.2 Инструкции № 286).

Предприятия, учреждения, организации подают органам государственной статистики формы государственных статистических наблюдений в сроки, определенные на бланках форм (

п. 1.5 Инструкции № 286). Как правило, сроки подачи отчетов приведены в шапках самих форм. (Сроки предоставления отчетности по труду мы указали в таблице, см. с. 21.) Если последний день подачи статистической отчетности приходится на выходной или праздничный день, то, как показывает практика, в этом случае специалисты органов статистики с пониманием относятся к сжатым срокам ее предоставления (особенно формы № 1-ПВ (срочная, месячная)) и обычно он переносится на следующий рабочий день после такого выходного или праздничного дня.

Следует также обратить внимание на то, что

одноименные показатели, содержащиеся в форме № 1-ПВ (срочная, месячная) и других формах государственных статистических наблюдений, за соответствующие периоды заполняются по одной статистической методологии и согласовываются между собой (п. 1.3 Инструкции № 463). Например, в приложениях к инструкциям по заполнению форм статистической отчетности № 1-ПВ (срочная, месячная) и № 1-ПВ (срочная, квартальная) приводится таблица арифметического контроля показателей этих форм с одноименными показателями других форм статистической отчетности по труду.

Предоставляемые статистические данные должны быть достоверными и подаваться в полном объеме.

 

Если изменилась организационная структура юридического лица

Рассмотрим, как формируется информация по труду в случаях, когда изменяется организационная структура юридического лица. Все возможные варианты представлены в

п. 1.3 Инструкции № 286.

Органам статистики информация предоставляется таким образом:

1. Юридическое лицо, отдельные подразделения которого выделились в самостоятельное юридическое лицо, не включает в формы статистических отчетов по труду за период с начала года показатели этих подразделений.

2. Юридическое лицо, созданное в результате выделения структурного подразделения или разделения другого юридического лица, составляет формы статистической отчетности по труду включительно с показателями за период с начала года, т. е. за весь период до их создания.

3. В случае слияния юридических лиц вновь созданное юридическое лицо составляет формы статистических отчетов по труду с показателями этих юридических лиц с начала года включительно, т. е. за весь период до их слияния.

4. В случае ликвидации юридическое лицо составляет формы статистических отчетов по труду за период своей деятельности в отчетном году до момента внесения записи о государственной регистрации прекращения юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

5. В случае изменения вида деятельности предприятия данные по новому виду деятельности учитываются с месяца, в котором произошли такие изменения. Данные за предыдущий период с начала года отражаются по прежнему виду деятельности.

Добавим также, что в случаях, когда предприятие временно не ведет деятельность, это не отменяет подачу статистических отчетов. В отдельных ситуациях отчетность может заполняться с прочерками.

 

Способы предоставления отчетности

Ни одним из документов, где оговаривается порядок подачи статистической отчетности по труду, не определен способ ее предоставления органам статистики. Поэтому можно порекомендовать осторожным респондентам, сдавая такую отчетность лично (нарочным) или выбирая другие способы ее представления (почтовым отправлением или в электронном виде), согласовать свои действия с инспекторами органов статистики.

Работники органов статистики, в принципе, не препятствуют подаче такой отчетности почтой. Ведь ни в одном законодательном или нормативном документе прямого запрета на это нет. Но есть риск того, что почтовое отправление будет утеряно либо по каким-то причинам не доставлено своевременно (даже если отправлено заказным письмом с уведомлением о вручении). И еще. Множество вопросов в таком случае возникает из-за того, что нигде не указано, что считать датой предоставления статистической отчетности — дату ее получения адресатом или дату отправления? Во внимание в таком случае необходимо принять еще и сроки пересылки почтовых отправлений, чтобы отчет считался поданным своевременно. Кстати говоря,

Нормативы и нормативные сроки пересылки почтовых отправлений и почтовых переводов утверждены приказом Минтранссвязи от 12.12.2007 г. № 1149.

Для того чтобы обеспечить сохранность отправляемой почтой отчетности, рекомендуем оформлять такие почтовые отправления в соответствии с

Порядком № 799.

Согласно

п. 2 Порядка № 799 отчеты, расчетные документы и декларации принимаются отделениями почтовой связи к отправлению письмами (посылками, бандеролями) в открытом виде с описью вложения, где обозначается общая стоимость вложения. В верхней части почтового отправления отправитель должен обязательно сделать отметку «Отчет». Такие отправления отсылаются с уведомлением о вручении адресату. Квитанция об оплате и второй экземпляр описи вложения для предприятия являются подтверждающими документами того, в какие сроки и какие формы отчетности были направлены в органы статистики.

По поводу подачи отчетности в органы статистики с помощью сети Интернет (в электронном виде) следует сказать следующее.

Органы статистики принимают отчетность с помощью системы Интернет. Для подключения к системе подачи отчетности в электронном виде предприятию необходимо заполнить электронную регистрационную анкету на веб-сайте органов статистики. Органы статистики, после проверки информации, внесенной в анкету, электронной почтой присылают сетевое имя, так называемый логин, и пароль для входа в систему. Заметим, что практически в каждой системе электронной подачи отчетности есть регламент подачи отчетности. В нем описан порядок заполнения и подачи отчетности в электронном виде. Поэтому особых проблем по отправке отчетности в электронном виде возникнуть не должно.

Однако, как показывает практика, электронными каналами связи подается очень незначительное количество отчетов. Основными причинами этого выступают ограниченные финансовые и недостаточные технические возможности отчитывающихся единиц, а также нежелание респондентов изменять сложившиеся способы подачи государственной статистической отчетности (почтой и нарочным). Кроме того, в случае подачи отчетности в электронном виде предприятию все же приходится подтверждать ее и на бумажном носителе, что на сегодняшний день никоим образом не уменьшает нагрузку на респондента. Выходом из такой ситуации является заверение файлов со статистической отчетностью электронной цифровой подписью. Тогда уже не потребуется подача соответствующего бумажного варианта. В частности, в

письме от 15.11.2006 г. № 12/05-09/227А Госкомстат указывает на проводящийся эксперимент по внедрению двухуровневой системы сбора, обработки и распространения статистической информации, одной из составляющих которого является апробация использования передовых информационных технологий, в частности, внедрение электронного документооборота и цифровой электронной подписи. Конечной целью такого электронного проекта является предоставление возможности плательщику налогов предоставлять отчетность, не выходя из своего офиса, при этом полностью исключив подачу отчетности в бумажном виде.

 

Как заполнять отчетность

Формы государственных статистических наблюдений заполняются на основании типовых форм

первичной учетной документации.

Для расчетов численности штатных работников и совместителей в качестве первичного документа используется

табель учета рабочего времени, для расчетов по «договорникам» первичными документами являются гражданско-правовые договоры с «внешними» физлицами на выполнение работ (исходными данными в этом случае выступают сведения о сроках действия таких договоров).

К первичной учетной документации для определения количественного состава работников также относятся:

— приказ (распоряжение) о приеме на работу, переводе на другую работу, прекращении трудового договора;

— личная карточка;

— приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска;

— расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости;

— лицевые счета, трудовые договоры (контракты);

— другие документы первичного и бухгалтерского учета, утвержденные в установленном порядке, характеризующие количественный и качественный состав работников, их доход в денежной и натуральной формах, а также размеры льгот и компенсаций.

Методика заполнения всех форм статистической отчетности приведена в утвержденных инструкциях по их заполнению.

Прежде чем приступать к заполнению форм, надо внимательно изучить эти инструкции и указания по заполнению, расположенные на самих бланках форм.

На что следует обратить предельное внимание при составлении статистических отчетов по труду? Прежде всего, на показатели количества работников.

В формах государственных статистических наблюдений содержатся разные показатели количества работников, отличающиеся методом расчета и целью их использования. От цели использования зависит и то, какие категории работников участвуют в расчете показателей.

Инструкция № 286

дает определение и выделяет четыре показателя количества работников:

1. Учетное количество штатных работников.

2. Среднеучетное количество штатных работников.

3. Среднее количество работников.

4. Среднее количество работников в эквиваленте полной занятости.

Об этих показателях и порядке их расчета мы обязательно расскажем в ближайших публикациях.

 

Проверки и ответственность

В

письме от 26.05.2004 г. № 03-04-05/41 Госкомстат подчеркнул, что «статзаконодательством» предусмотрено проведение проверок достоверности данных, которые отражаются в статистической отчетности. В соответствии со ст. 13 Закона № 2614 органы государственной статистики имеют право изучать состояние первичного учета и статистической отчетности, проверять достоверность первичных и статистических данных, предоставленных респондентами. При проведении проверок работники территориальных органов статистики имеют право непосредственно посещать производственные, служебные и другие помещения, участки и т. д. юридических лиц, их филиалов, отделений, представительств и других обособленных структурных подразделений, а также граждан — субъектов предпринимательской деятельности.

Проведение таких проверок регулируется

Порядком проведения проверок достоверности первичных и статистических данных, изучения состояния первичного учета и статистической отчетности органами государственной статистики, утвержденным приказом Госкомстата от 19.06.2003 г. № 186. При этом, исполняя свои полномочия, работники органов статистики, проводящие проверку, не должны вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования и соответственно не имеют оснований для ее приостановления. В случае выявления приписок и других искажений первичных и статистических данных органы статистики имеют право лишь требовать от респондентов внесения изменений в статистическую отчетность. На это непосредственно указывал Госкомстат в письме от 04.10.2007 г. № 18-16/263.

В случае выявления искажений в формах государственных статистических наблюдений по труду исправления данных осуществляются в соответствии с

Инструкцией № 94. Основаниями для исправления данных в таких случаях служат акты проверок, решения, приказы, уведомления, полученные от органов статистики и других органов, которые при осуществлении своих функций контроля выявили наличие приписок и других искажений в статистической отчетности (п. 2 Инструкции № 94). Для исправлений п. 4.1 Инструкции № 94 устанавливает недельный срок: «при выявлении приписок и других искажений в государственной статистической отчетности текущего года или за любой период прошлых лет … исправления вносятся не позднее недельного срока в отчет за тот период, в котором были допущены приписки и другие искажения, а также в нарастающие итоговые данные».

Теперь что касается штрафных санкций. Как известно, законодательством определено, что органы государственной статистики не входят в перечень контролирующих органов. Но это не отменяет штрафные санкции, которые могут быть применены к предприятию при нарушении подачи (неподачи) статистической информации.

Законодательством Украины предусмотрена

административная ответственность за непредоставление или предоставление с нарушением сроков перечисленных ранее отчетов или указание в них недостоверной информации, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией.

Ст. 1863 КоАП

указывает на то, что за такие нарушения на должностных лиц предприятия и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности налагается штраф в размере от 10 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан (170 — 850 грн.). Повторное подобное нарушение на протяжении года, за которое должностные лица такого предприятия или физическое лицо — предприниматель подвергались административному взысканию, влечет за собой наложение штрафа от 15 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (255 — 340 грн.).

Рассматривать дело об административных нарушениях, связанных с нарушением порядка подачи или использования данных государственных статистических наблюдений, и налагать штрафы имеют право

непосредственно органы государственной статистики (ст. 2443 КоАП).

 

Нормативные документы

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

Закон № 2614 —

Закон Украины «О государственной статистике» от 17.09.92 г. № 2614-ХII.

Порядок № 799 —

Порядок оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденный постановлением КМУ от 28.07.97 г. № 799.

Инструкция № 94 —

Инструкция о порядке исправления отчетных данных в случаях выявления приписок и других искажений в государственной статистической отчетности, утвержденная приказом Минстата от 10.05.94 г. № 94.

Инструкция № 286 —

Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. № 286.

Инструкция № 463 — Инструкция по заполнению формы государственного статистического наблюдения № 1-ПВ (срочная, месячная) «Отчет по труду», утвержденная приказом Госкомстата Украины от 05.10.2006 г. № 463.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше