Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О налогообложении благотворительной помощи, которая предоставляется пострадавшим от стихийного бедствия

Редакция ОТ
Оплата труда Сентябрь, 2008/№ 6
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 28.08.2008 г. № 17412/7/17-0717

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

О налогообложении благотворительной помощи, которая предоставляется пострадавшим от стихийного бедствия

Письмо от 28.08.2008 г. № 17412/7/17-0717

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела <...> о налогообложении благотворительной помощи, предоставляемой пострадавшим от стихийного бедствия в западных регионах Украины <…> сообщает.

Указом Президента Украины от 28 июля 2008 года № 682/2008, утвержденным Законом Украины от 31 июля 2008 года № 338-VI, отдельные территории Винницкой, Ивано-Франковской, Закарпатской, Львовской, Тернопольской и Черновицкой областей объявлены зонами чрезвычайной экологической ситуации.

Вместе с тем статьей 10 Закона Украины «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» от 13 июля 2000 года № 1908-III установлено, в частности, что введение правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации предусматривает обязательное выделение средств из государственного и местных бюджетов, резервного фонда Кабинета Министров Украины или других источников, не запрещенных законом.

Налогообложение доходов физических лиц производится согласно нормам Закона Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон).

Согласно п.п. 4.3.1 п. 4.3 ст. 4 Закона в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода плательщика налога не включается, т. е.

не подлежит налогообложению, сумма государственной материальной и социальной помощи в виде адресных выплат средств и предоставления социальных услуг в соответствии с законом, жилищных и других субсидий или дотаций, компенсаций (включая пособие по беременности и родам), вознаграждений и страховых выплат, получаемых плательщиком налога соответственно из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования согласно закону.

Что касается налогообложения доходов физических лиц, полученных в виде

нецелевой и/или целевой благотворительной (материальной, гуманитарной и т. п.) помощи, от юридических и/или физических лиц, то оно регламентируется п. 9.7 ст. 9 Закона.

В частности, п.п. 9.7.2 п. 9.7 ст. 9 Закона установлено, что

не подлежит включению в налогооблагаемый доход целевая или нецелевая благотворительная помощь, поступающая плательщику налога, пострадавшему в результате:

а) экологических, техногенных и других катастроф в местностях, объявленных согласно Конституции Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации, в предельных суммах, определенных Кабинетом Министров Украины;

б) стихийного бедствия, аварий, эпидемий и эпизоотий общегосударственного или местного характера, которые нанесли или создают угрозу здоровью граждан, окружающей природной среде, вызвали или могут вызвать человеческие жертвы или потерю собственности граждан, в связи с которыми решение о привлечении благотворительной помощи было принято соответственно Кабинетом Министров Украины или органом местного самоуправления, в предельных суммах, определенных Кабинетом Министров Украины.

Благотворительная помощь, предоставляемая на указанные цели, должна распределяться через государственный или местный бюджет или через банковские счета существующей сети благотворительных организаций, Общества Красного Креста Украины.

Согласно п.п. 9.7.3 Закона

не подлежит налогообложению сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, которая предоставляется резидентами — юридическими или физическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем сумму, установленную п.п. 6.5.1 п. 6.5 ст. 6 Закона (в 2008 году — 890 грн.), при условии, что на такого плательщика налога распространяется право на получение налоговой социальной льготы в соответствии с п.п. 6.5.1 п. 6.5 ст. 6 этого Закона (заработная плата в 2008 году не превышает 890 грн.).

Поскольку установленные Законом оговорки о получении налоговой социальной льготы касаются только размера заработной платы, то

у неработающих граждан, в частности у пенсионеров, которые не получают заработную плату (заработная плата равняется 0 грн.), независимо от того, производится им выплата нецелевой благотворительной (материальной) помощи бывшим работодателем или другим лицом-неработодателем, такая помощь в определенном в п.п. 6.5.1 п. 6.5 ст. 6 размере совокупно на год не подлежит обложению налогом с доходов физических лиц у источника выплаты. Сумма превышения помощи над указанным размером подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке согласно п. 7.1 ст. 7 Закона.

Кроме того, в соответствии с п.п. 9.7.4 Закона

не подлежит налогообложению в любой сумме (стоимости) целевая благотворительная помощь, предоставляемая резидентами — юридическими или физическими лицами, в любой сумме (стоимости) в случаях и с соблюдением условий, определенных в этом подпункте Закона, в том числе благотворительная помощь, перечисленная заведению здравоохранения для компенсации стоимости платных услуг по лечению плательщика налога или члена его семьи первой степени родства, в том числе для приобретения лекарств (донорских компонентов, протезно-ортопедических приспособлений), в рамках перечня жизненно необходимых, установленных Кабинетом Министров Украины.

Дополнительно сообщаем, что согласно Закону Украины от 21.05.97 г. № 280 «О местном самоуправлении в Украине» к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относятся, в частности, утверждение местного бюджета, внесение изменений в него, установление за счет собственных средств и благотворительных поступлений дополнительных к установленным законодательством гарантий по социальной защите населения.

Кроме того, Законом Украины от 25.06.91 г. № 1251 «О системе налогообложения» местным советам предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм, поступающих в их бюджеты.

Согласно статье 144 Конституции Украины органы местного самоуправления в рамках полномочий, определенных законом, принимают решения, являющиеся обязательными к исполнению на соответствующей территории.

 

Заместитель председателя С. Лекарь

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

Как облагается помощь, предоставляемая пострадавшим от стихийного бедствия

 

В связи со стихийным бедствием в западных регионах Украины государством выделены средства из государственного и местных бюджетов на устранение последствий стихии. В первую очередь такие средства направляются на оказание помощи физическим лицам, пострадавшим во время наводнения. Кроме того, пострадавшим гражданам предоставляется благотворительная помощь из других источников.

При получении таких средств закономерно возникает вопрос об их налогообложении.

Налоговые последствия получения физическими лицами разных видов помощи ГНАУ рассмотрела в комментируемом письме. Остановимся на вариантах льготного налогообложения такой помощи.

1. Суммы государственной материальной и социальной помощи в виде адресных выплат средств и предоставления услуг согласно закону, жилищных и других субсидий или дотаций, компенсаций (включая пособие по беременности и родам), вознаграждений и страховых выплат, которые получает плательщик налога из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования, не облагаются налогом с доходов физических лиц (п.п. 4.3.1 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV).

2. Не подлежит налогообложению целевая или нецелевая благотворительная помощь, которая предоставляется плательщику налога, пострадавшему вследствие экологических катастроф в местностях, объявленных согласно Конституции Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации, в пределах сумм, определенных КМУ (п.п. 9.7.2 Закона № 889).

3. Не подлежат обложению налогом с доходов суммы нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, которая предоставляется резидентами — юридическими и физическими лицами в пользу плательщика налога на протяжении отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем 890 грн. (в 2008 году), при условии, что получатель помощи имеет право на применение налоговой социальной льготы к его зарплате. В случае, если получатель не работает, то есть не имеет дохода в виде зарплаты, то условие о наличии права на налоговую социальную льготу на него не распространяется (п.п. 9.7.3 Закона № 889).

4. Не подлежат обложению налогом с доходов суммы целевой благотворительной помощи, предоставляемой резидентами — юридическими или физическими лицами без ограничения сумм, в том числе благотворительная помощь, перечисленная заведению здравоохранения для компенсации стоимости платных услуг по лечению плательщика налога или члена его семьи первой степени родства, в том числе для приобретения лекарств из установленного КМУ перечня жизненно необходимых (п.п. 9.7.4 Закона № 889).

Кроме того, местным советам предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм, поступающих в местный бюджет (Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251).

Следует также отдельно сказать относительно сумм, перечисляемых работниками учреждений и организаций пострадавшим.

Как известно, работники многих государственных структур перечисляют свой однодневный заработок в помощь пострадавшим гражданам. Здесь следует напомнить, что отчисления из заработной платы в счет оказания помощи должны проводиться на основании заявления работника, т. е. такие пожертвования являются исключительно добровольными и осуществляются с согласия благотворителя.

Удержание помощи на основании заявления производится с «чистой» заработной платы работника, т. е. после удержания налога с доходов физических лиц и взносов в социальные фонды.

Приведем числовой пример для бюджетных учреждений.

Пример. Работник государственного учреждения подал заявление об удержании с его заработной платы за сентябрь 2008 года благотворительной помощи в размере суммы однодневного заработка в помощь пострадавшим от стихийного бедствия в западных регионах Украины. Заработная плата работника за сентябрь 2008 года составила 2574 грн., сумма однодневного заработка — 117 грн.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения такая операция отразится следующим образом:

 

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция субчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Начислена заработная плата

801 (802)

661

2574,00

Произведены начисления на заработную плату

2

Начислен взнос в Пенсионный фонд

801 (802)

651

854,57

3

Начислен взнос в ФВПТ

801 (802)

652

38,61

4

Начислен взнос в Фонд безработицы

801 (802)

653

33,46

5

Начислен взнос в Фонд от несчастного случая

801 (802)

654

5,15

Удержаны из заработной платы взносы в социальные фонды

6

Удержан взнос в Пенсионный фонд

661

651

116,20*

7

Удержан взнос в ФВПТ

661

652

25,74

8

Удержан взнос в Фонд безработицы

661

653

12,87

9

Удержан налог с доходов ((2574,00 - 116,20 - 25,74 - 12,87) х 15 %)

661

641/НДФЛ

362,88

10

Удержана сумма в размере однодневного заработка для перечисления пострадавшим от стихийного бедствия

661

668

117,00

11

Перечислен НДФЛ

641/ ндфл

321

362,88

Перечислены взносы в социальные фонды

12

Перечислен взнос в Пенсионный фонд

651

321

970,77

13

Перечислен взнос в ФВПТ

652

321

64,35

14

Перечислен взнос в Фонд безработицы

653

321

46,33

15

Перечислен взнос в Фонд от несчастного случая

654

321

5,15

16

Перечислена благотворительная помощь

668

321

117,00

17

Выплачена заработная плата работнику (2574,00 - 116,2 - 25,74 - 12,87 - 362,88 - 117,00)

661

301

1939,31

*Взнос в Пенсионный фонд рассчитан исходя из того, что работник является государственным служащим.

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно