Оклад повышен, надбавка снята: как рассчитать отпускные, материальную помощь на оздоровление, индексацию

Редакция ОТ
Оплата труда Август, 2009/№ 15
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Оклад повышен, надбавка снята: как рассчитать отпускные, материальную помощь на оздоровление, индексацию

 

Людмила ТРОХИМЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Согласно постановлению КМУ от 27.05.2009 г. № 504 руководящим работникам и специалистам сельских и поселковых советов с 1 июня 2009 года должностные оклады увеличены на 50 %, а надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы сняты.При этом у некоторых работников, которым были установлены вышеуказанные надбавки, фактического повышения заработной платы не произошло, а наоборот, ее размер уменьшился. Как отразится такое изменение условий оплаты труда на расчете отпускных, материальной помощи на оздоровление, индексации заработной платы работников?(Винницкая обл.)

 

Да, действительно

постановлением КМУ от 27.05.2009 г. № 504 были внесены изменения в постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 (далее — постановление № 268). Изменения затронули условия оплаты труда руководителей и специалистов аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов (см. «Оплата труда», 2009, № 11, с. 9).

Напомним, что должностные оклады председателей, их заместителей и других руководящих работников и специалистов сельских и поселковых советов и их исполнительных органов, приведенные в

приложении 54 к постановлению № 268, увеличены на 50 % (подробнее см. комментарий на с. 5 этого номера). При этом надбавка за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы вышеуказанным работникам теперь не устанавливается.

В результате таких поправок

изменилась структура заработной платы работников.

Для наглядности приведем условные примеры по двум работникам.

1-й работник.

До 1 июня 2009 года заработная плата работника составляла 1616 грн., в том числе: должностной оклад — 1257 грн., надбавка за ранг — 90 грн., надбавка за выслугу лет — 269 грн. Для целей индексации базовым месяцем для работника был принят февраль 2008 года.

С 1 июня 2009 года заработная плата работника составила 2370 грн., в том числе: должностной оклад — 1885 грн., надбавка за ранг — 90 грн., надбавка за выслугу лет — 395 грн.

2-й работник.

До 1 июня 2009 года заработная плата работника составляла 1551 грн., в том числе: должностной оклад — 854 грн., надбавка за ранг — 45 грн., надбавка за выслугу лет — 135 грн., надбавка за высокие достижения в труде — 517 грн. Для целей индексации базовым месяцем для работника был принят февраль 2008 года.

С 1 июня 2009 года заработная плата работника составила 1525 грн., в том числе: должностной оклад — 1281 грн., надбавка за ранг — 45 грн., надбавка за выслугу лет — 199 грн.

Обобщим приведенные данные в таблице.

 

Структура заработной платы

Зарплата 1-го работника, грн.

Зарплата 2-го работника, грн.

до 01.06.2009 г.

с 01.06.2009 г.

сумма повышения

до 01.06.2009 г.

с 01.06.2009 г.

сумма повышения

Должностной оклад

1257

1885

628

854

1281

427

Надбавка за ранг

90

90

0

45

45

0

Надбавка за выслугу лет

269

395

126

135

199

64

Надбавка за высокие достижения в труде

517

-517

Всего

1616

2370

754

1551

1525

-26

 

Теперь приступим к расчету отпускных, материальной помощи на оздоровление и индексации заработной платы.

Произведем расчет суммы отпускных в случае предоставления указанным работникам ежегодного основного отпуска продолжительностью 30 календарных дней с:

— 23 июня 2009 года;

— 1 июля 2009 года;

— 1 августа 2009 года.

Исчисление средней заработной платы для оплаты времени отпусков осуществляется согласно

Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100). Об особенностях, на которые следует обратить внимание бухгалтеру при определении расчетного периода, суммарного заработка за расчетный период, выплат, включаемых (невключаемых) в расчет отпускных, см. статью «Рассчитываем отпускные» // «Оплата труда», 2009, № 8, с. 17.

Напомним, что согласно

п. 2 Порядка № 100 в общем случае исчисление средней заработной платы для оплаты времени отпусков, выплаты компенсации за неиспользованный отпуск осуществляется исходя из выплат за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу предоставления отпуска или выплаты компенсации за неиспользованный отпуск.

Расчет средней заработной платы производят путем деления суммарного заработка за последние перед предоставлением отпуска 12 месяцев (или за меньший фактически отработанный период) на количество календарных дней расчетного периода (за исключением праздничных и нерабочих дней). Затем полученное значение умножается на число календарных дней отпуска (

п. 7 Порядка № 100).

Исчисляя отпускные работникам органов местного самоуправления, необходимо принять во внимание требования

абз. 7 и 8 п. 2 Порядка № 100.

Так, а

бз. 7 п. 2 Порядка № 100 определено, что в случае изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работникам органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с актами законодательства период до изменения структуры заработной платы исключается из расчетного периода.

Поскольку

постановлением КМУ от 27.05.2009 г. № 504 с 1 июня 2009 года должностные оклады работникам повышены одновременно с изменением структуры заработной платы, то расчетным периодом для проведения расчета исходя из средней заработной платы согласно Порядку № 100 будет период начиная с июня 2009 года.

Кроме того,

абз. 7 п. 2 Порядка № 100 установлено, что, когда изменение структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работников органов государственной власти и органов местного самоуправления состоялось в периоде, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата, а также когда заработная плата в расчетном периоде не сохраняется, исчисление средней заработной платы проводится с учетом выплат, предусмотренных работнику согласно условиям оплаты труда, которые установлены после повышения окладов.

Также обращаем внимание: требования

п. 10 Порядка № 100 о необходимости в случае повышения должностных окладов проведения корректировки заработной платы, учитываемой при исчислении средней заработной платы, в расчетном периоде до повышения на коэффициент повышения в данном случае не применяются.

Поэтому при расчете отпускных механизм исчисления средней заработной платы для 1-го и для 2-го работника одинаков.

В совместном

письме Минтруда и Минфина от 04.04.2006 г. № 2300/0/14-06/13-15, № 31-18040-02-5/6826 были даны разъяснения по применению норм Порядка № 100 в ситуации изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работников органов государственной власти и органов местного самоуправления. В указанном письме также приведены примеры расчета с учетом требований п. 2 Порядка № 100. Руководствуясь этими разъяснениями, перейдем к нашим примерам*.

*Обращаем внимание на то, что примеры условные. При расчете суммы отпускных и материальной помощи на оздоровление необходимо учитывать все выплаты, включаемые в расчет, в том числе суммы индексации заработной платы.

Рассмотрим ситуацию,

когда ежегодный отпуск был предоставлен работникам с 23 июня 2009 года. Учитывая нормы п. 2 Порядка № 100, при условии изменения структуры заработной платы с одновременным повышением окладов период до изменения структуры исключается из расчетного периода. При этом исчисление средней заработной платы проводится исходя из выплат, предусмотренных по должности работника согласно новым условиям труда.

Для 1-го

работника расчетная заработная плата составляет 2370 грн. (1885 грн. + 90 грн. + 395 грн.).

Далее согласно нормам

п. 7 Порядка № 100 определяем среднюю заработную плату, исходя из которой будут рассчитаны отпускные.

Среднедневная заработная плата составит:

2370 грн. х 12 мес. : 355 к. дн. = 80,11 грн.

Начисленная сумма отпускных составит:

80,11 грн. х 30 к. дн. = 2403,30 грн.

Для 2-го работника

расчетная заработная плата составляет 1525 грн. (1281 грн. + 45 грн. + 199 грн.).

Среднедневная заработная плата составит:

1525 грн. х 12 мес. : 355 к. дн. = 51,55 грн.

Начисленная сумма отпускных составит:

51,55 грн. х 30 к. дн. = 1546,50 грн.

Вторая ситуация:

если ежегодный отпуск работникам предоставлен с 1 июля 2009 года. Расчетным периодом для исчисления средней заработной платы согласно нормам п. 2 Порядка № 100 при условии изменения структуры заработной платы с одновременным повышением окладов период до изменения структуры исключается из расчетного периода. Поэтому расчетным периодом в таком случае будет июнь 2009 года. Предположим, что в расчетном периоде работниками была полностью отработана норма времени.

Учитывая нормы

п. 2 и 7 Порядка № 100, проводим исчисление отпускных.

Для 1-го

работника начисленная заработная плата в расчетном периоде составляет 2370 грн.

Среднедневная заработная плата составит:

2370 грн. : (30 к. дн. - 2 пр. д.) = 84,64 грн.

Начисленная сумма отпускных за период ежегодного отпуска составит:

84,64 грн. х 30 к. дн. = 2539,20 грн.

Для 2-го

работника начисленная заработная плата в расчетном периоде составит 1525 грн.

Среднедневная заработная плата составит:

1525 грн. : (30 к. дн. - 2 пр. д.) = 54,46 грн.

Начисленная сумма отпускных за период ежегодного отпуска составит:

54,46 грн. х 30 к. дн. = 1633,80 грн.

Третья ситуация:

если ежегодный отпуск работникам предоставлен с 1 августа 2009 года. Расчетным периодом для исчисления средней заработной платы согласно нормам п. 2 Порядка № 100 в таком случае будет июнь — июль 2009 года. Предположим, что работниками полностью отработана норма рабочего времени в расчетном периоде.

Тогда

для 1-го работника сумма выплат, включаемая в расчет отпускных, составит 4740 грн. (2370 грн. + 2370 грн.).

Среднедневная заработная плата составит:

4740 грн. : (61 к. дн. - 2 пр. д.) = 80,34 грн.

Начисленная сумма отпускных за период ежегодного отпуска составит:

80,34 грн. х 30 к. дн. = 2410,20 грн.

Для 2-го

работника в расчетном периоде суммарный заработок составит 3050 грн. (1525 грн. + 1525 грн.).

Среднедневная заработная плата составит:

3050 грн. : (61 к. дн. - 2 пр. д.) = 51,69 грн.

Начисленная сумма отпускных за период ежегодного отпуска составит:

51,69 грн. х 30 к. дн. = 1550,70 грн.

 

Рассчитаем материальную помощь на оздоровление, если она выплачивается в июне, в июле и в августе 2009 года.

Согласно

ст. 21 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-ІІІ (далее — Закон № 2493) при предоставлении ежегодного отпуска должностным лицам местного самоуправления выплачивается помощь на оздоровление в размере должностного оклада.

Условия оплаты труда государственных служащих регулируются

постановлением № 268. Указанным постановлением определено, что должностным лицам органов местного самоуправления предоставлено право в пределах установленного фонда оплаты труда предоставлять работникам материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов и помощь на оздоровление в размере среднемесячной заработной платы.

Учитывая указанное, помощь на оздоровление, предусмотренная

ст. 21 Закона № 2493, является обязательной выплатой, а материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов и помощь на оздоровление, предусмотренная постановлением № 268, может выплачиваться в размере среднемесячной заработной платы при условии наличия средств на оплату труда.

Таким образом, в случае предоставления

должностному лицу местного самоуправления ежегодного отпуска ему должна быть выплачена материальная помощь на оздоровление в зависимости от имеющегося фонда заработной платы не менее должностного оклада и не более среднемесячной заработной платы.

Для расчета материальной помощи размер среднемесячной заработной платы работника исчисляется исходя из выплат

за последние два календарных месяца работы, предшествующих событию, с которым связана такая выплата.

Согласно

п. 8 Порядка № 100 среднемесячная заработная плата определяется путем умножения среднедневной заработной платы на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде.

Для определения

среднедневной заработной платы необходимо разделить заработную плату за фактически отработанные рабочие дни за расчетный период (два месяца) на число отработанных рабочих дней за такой период.

Среднемесячное число рабочих дней

находят путем деления на два общего числа рабочих дней за последние два календарных месяца работы согласно утвержденному графику учреждения.

Выплаты, включаемые при исчислении средней заработной платы в таком случае, предусмотрены

п. 3 Порядка № 100. Это основная заработная плата: доплаты, надбавки, премии, имеющие постоянный характер, суммы индексации заработной платы и т. п.

Премии включаются в заработок того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости на заработную плату.

При этом следует иметь в виду, что согласно

п. 4 Порядка № 100 при исчислении средней заработной платы за последние два месяца не учитываются выплаты за время, в течение которого сохраняется средний заработок работника (в частности, за время командировки) и пособие в связи с временной нетрудоспособностью.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание требования

абз. 7 и 8 п. 2 Порядка № 100, если работникам выплачивается помощь на оздоровление в июне 2009 года, то ее минимальный размер будет равен повышенному должностному окладу, а максимальный будет исчисляться исходя из средней заработной платы согласно условиям труда, установленным после повышения окладов.

Сумма максимальной начисленной помощи на оздоровление составит:

— для 1-го работника — 2370 грн. (1885 грн. + 90 грн. + 395 грн.);

— для 2-го работника — 1525 грн. (1281 грн. + 45 грн. + 199 грн.).

Если же такая помощь будет выплачиваться

в июле 2009 года, то ее минимальный размер будет равен должностному окладу, а максимальный — рассчитываться из средней заработной платы за расчетный период — июнь 2009 года (учитывая требования абз. 7 п. 2 Порядка № 100).

Если расчетный период отработан работниками полностью, то сумма выплат, включаемых в расчет, составит:

— для 1-го работника — 2370 грн.;

— для 2-го работника — 1525 грн.

Среднедневная зарплата для расчета материальной помощи составит:

— для 1-го работника — 118,50 грн. (2370 грн. : 20 р. дн.);

— для 2-го работника — 76,25 грн. (1525 грн. : 20 р. дн.).

Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде для 1-го и 2-го работника составит

20 р. дн.

Сумма материальной помощи составит:

— для 1-го работника — 2370 грн. (118,50 грн. х 20 р. дн.);

— для 2-го работника — 1525 грн. (76,25 грн. х 20 р. дн.).

В августе 2009 года

максимальный размер такой помощи будет рассчитываться исходя из средней заработной платы за расчетный период июнь — июль 2009 года.

Предполагаем, что расчетный период отработан полностью, тогда сумма выплат, включаемых в расчет, составит:

— для 1-го работника — 4740 грн. (2370 грн. + 2370 грн.);

— для 2-го работника — 3050 грн. (1525 грн. + 1525 грн.).

Среднедневная зарплата для расчета материальной помощи составит:

— для 1-го работника — 110,23 грн. (4740 грн. :: (20 р. дн. + 23 р. дн.));

— для 2-го работника — 70,93 грн. (3050 грн. :: (20 р. дн. + 23 р. дн.)).

Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде составит для 1-го и 2-го работников

21,5 р. дн. ((20 р. дн. + 23 р. дн.) : 2).

Сумма материальной помощи составит:

— для 1-го работника — 2369,95 грн. (110,23 грн. х 21,5 р. дн.);

— для 2-го работника — 1525,00 грн. (70,93 грн. х 21,5 р. дн.).

Теперь о порядке проведения индексации заработной платы работников за июнь, июль и август 2009 года.

Проведение индексации регулируется

Законом Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 г. № 1282-ХІІ (в редакции Закона от 06.02.2003 г. № 491-ІV) и Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденным постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (далее Порядок № 1078).

Пунктом 5 Порядка № 1078

определено, что месяц повышения денежного дохода работника с целью проведения индексации можно принять за базовый только в том случае, если сумма увеличения заработной платы (повышения) превысит сумму возможной индексации, т. е. индексации, которая могла быть начислена в этом месяце. При этом в базовом месяце индексация не проводится. Если сумма увеличения заработной платы меньше начисленной суммы индексации, то такой месяц не считается базовым и зарплату продолжают индексировать.

Таким образом, в определении базового месяца ключевую роль играет именно повышение постоянных составляющих заработной платы (дохода). Если произошло

снижение дохода, то это не является основанием считать месяц базовым. На это обращало внимание Минтруда в письме от 14.02.2007 г. № 9/10/136-07. В таком случае индексация осуществляется на общих основаниях.

Как видно из условий примера,

у 1-го работника в июне 2009 года произошло увеличение заработной платы за счет постоянных выплат (оклада и надбавки за выслугу лет). Поэтому для него сначала необходимо определить сумму возможной индексации заработной платы за июнь 2009 года.

В состав дохода, который подлежал бы индексации, включаются все выплаты постоянного характера:

— должностной оклад — 1257 грн.;

— надбавка за ранг — 90 грн.;

— надбавка за выслугу лет — 269 грн.

Всего — 1616 грн.

Поскольку заработная плата работника превышает установленный размер прожиточного минимума, то индексации подлежала бы не вся сумма начисленной ему заработной платы за июнь 2009 года, а только в пределах прожиточного минимума на трудоспособное лицо (669 грн.). Величина прироста индекса потребительских цен для проведения индексации заработной платы данного работника за июнь 2009 года с базовым месяцем — февраль 2008 года составляет 22,6 % (см. «Оплата труда», 2009, № 11, с. 23).

Сумма возможной индексации заработной платы работника за июнь 2009 года составила бы:

669 грн. х 22,6 : 100 = 151,19 грн.

Сумма, на которую возросла заработная плата 1-го работника в июне 2009 года, — 754 грн. (сумма повышения оклада и надбавки за выслугу лет), больше суммы индексации, которая была бы начислена ему за этот месяц, — 151,19 грн. Поэтому повышение заработной платы работника повлияло на порядок ее индексации, а значит,

новым базовым месяцем для 1-го работника становится июнь 2009 года. Это означает, что в июне, в июле и в августе 2009 года заработная плата такого работника не индексируется.

У 2-го работника в июне 2009 года вследствие увеличения оклада и отмены надбавки за высокие достижения в труде произошло уменьшение общего дохода. Поэтому заработная плата за такой месяц должна индексироваться в общем порядке, а значит,

базовым месяцем для 2-го работника при проведении индексации его заработной платы и в июне, и в июле, и в августе 2009 года остается февраль 2008 года. Величины прироста индекса потребительских цен для проведения индексации заработной платы данного работника (базовый месяц — февраль 2008 года) составляют:

за июнь 2009 года — 22,6 % (см. «Оплата труда», 2009, № 11, с. 23);

за июль 2009 года — 24,3 % (см. «Оплата труда», 2009, № 13, с. 23);

за август 2009 года — 25,7 % (см. «Оплата труда», 2009, № 15, с. 15).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд