Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О доплате за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ водителю автомобиля

Редакция ОТ
Оплата труда Август, 2009/№ 16
Печать
Письмо от 27.07.2009 г. № 426/13/84-09

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

О

доплате за расширение зоны обслуживания или увеличениЕ объема выполняемых работ водителю автомобиля

Письмо от 27.07.2009 г. № 426/13/84-09

 

Департамент по вопросам государственного регулирования заработной платы и условий труда рассмотрел в рамках компетенции <...> относительно доплаты за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ водителю в случае, если за ним согласно приказу закреплены два автомобиля, и сообщает.

Совмещение профессий (должностей) — это выполнение работником наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) в пределах рабочего времени.

Под расширением зоны обслуживания или увеличением объема выполняемых работ следует понимать выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.

Поскольку по специфике работы водитель не может работать на двух автомобилях одновременно, доплата за расширение зоны обслуживания или за увеличение объема работ такой категории работников не может быть установлена.

Водитель в пределах продолжительности рабочего времени может работать на ставке, получать надбавку за сложность, напряженность в работе

до 50 процентов тарифной ставки, надбавку за классность, доплату за ненормированный рабочий день, доплату за совмещение профессий (например, по профессии экспедитора или грузчика при наличии вакантной должности).

 

Заместитель директора Департамента — начальник отдела А. Литвин

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

НАДБАВКИ И ДОПЛАТЫ ВОДИТЕЛЮ АВТОМОБИЛЯ

 

В комментируемом письме Минтруда разъяснило, какие виды доплат и надбавок могут быть установлены водителю в случае, если за ним согласно приказу закреплено два автомобиля.

Как правило, за водителем закрепляется одно транспортное средство. На период технического обслуживания и текущего ремонта такого автомобиля водитель может привлекаться для работы на другом автомобиле.

На практике также встречаются ситуации, когда в связи с производственной необходимостью за водителем согласно приказу руководителя закреплено два автомобиля. В таком случае работнику доводится график работы на двух транспортных средствах с соблюдением нормы продолжительности рабочего времени.

В отношении продолжительности рабочего времени напомним, что правила режима труда и отдыха водителей установлены Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств, утвержденным приказом Минтранса Украины от 17.01.2002 г. № 18 (далее — Положение № 18). Действие этого Положения распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также на физических лиц — предпринимателей, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров и грузов автотранспортными средствами или осуществляющих перевозки для собственных производственных нужд. Режим труда и отдыха, предусмотренный Положением № 18, является обязательным при составлении графиков работы водителей (п. 1.3 Положения № 18).

Относительно устанавливаемых доплат и надбавок водителю в таком случае отметим следующее.

Хозрасчетные предприятия самостоятельно определяют условия оплаты труда работников, в том числе и водителей автотранспортных средств, и устанавливают их в коллективном договоре, соблюдая при этом нормы и гарантии, предусмотренные законодательством, генеральным, отраслевым (региональным) соглашениями. При этом минимальные государственные гарантии по оплате труда и нормы генерального, отраслевого (регионального) соглашений, если предприятие находится в сфере действия этих соглашений, являются обязательными в случае установления в коллективных договорах тарифных ставок (окладов), доплат, надбавок, межквалификационных (междолжностных) соотношений и т. д.

Следовательно, предприятие самостоятельно определяет оплату труда водителей путем разработки соответствующего Положения об условиях и размерах оплаты их труда.

При выборе пакета надбавок и доплат работодатель руководствуется положениями законодательных актов, генеральных, отраслевых и прочих соглашений, а также своими специфическими требованиями.

В каждом конкретном случае при установлении надбавок и доплат работнику необходимо учитывать их сущность и характер, а также специфику работы работника.

Доплаты и надбавки можно определить как законодательно гарантированные или нормативно предусмотренные выплаты сверх заработной платы, связанные с особенностями и условиями труда, а также с личными качествами работников. Выплата доплат и надбавок является одним из направлений материального стимулирования работников.

В зависимости от характера выплат доплаты и надбавки подразделяются на

:

— поощрительные (за классность водителям, интенсивность труда, выполнение особо важной работы, совмещение профессий, расширение зоны обслуживания и т. п.);

— компенсационные (за тяжелые и вредные условия труда, работу в ночное время, сверхурочные работы, разъездной характер работ, особые условия работы и т. п.).

Конкретные виды и размеры доплат и надбавок предприятия определяют самостоятельно исходя из своих финансовых возможностей и производственной необходимости.

Доплата за

расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ может быть установлена работникам рабочих специальностей. Такая доплата предполагает выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.

Рассматривая возможность установления такой доплаты водителю в случае закрепления за ним двух автомобилей, необходимо учитывать специфику работы водителя в такой ситуации:

одновременно работать на двух автомобилях водитель не может. Поэтому доплата за расширение зоны обслуживания или за увеличение объема работ такой категории работников не может быть установлена. На это обращает внимание Минтруда в комментируемом письме.

Совмещение профессий

(должностей) — это выполнение работником наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) в пределах рабочего времени. При установлении такой доплаты необходимо рассмотреть возможность совмещения работы по другой должности одновременно с основной работой.

В случае закрепления за водителем двух автомобилей доплата за совмещение профессий может быть установлена только при выполнении водителем в пределах своего рабочего времени (как водителя) дополнительного объема работ по другой вакантной должности, например грузчика (одновременное выполнение погрузочно-разгрузочных работ).

Итак, подытожим. Водитель относится к рабочим специальностям.

В пределах продолжительности рабочего времени для него могут быть установлены:

— надбавка за сложность и напряженность в работе (до 50 % тарифной ставки);

— надбавка за классность;

— доплата за ненормированный рабочий день;

— доплата за совмещение профессий (например, экспедитора или грузчика при наличии вакантной должности).

Также в коллективном договоре могут быть предусмотрены:

— надбавка за разъездной характер работ;

— доплата за руководство бригадой (бригадиру, не освобожденному от основной работы);

— доплата за работу с разделенным рабочим днем и т. д.

Добавим, что, в случае

если водитель будет работать вне пределов рабочего времени по основной должности (в том числе на другом автомобиле), оплата труда производится за фактически отработанное время. Например, когда водитель продолжает выполнять работу в связи с отсутствием (неявкой) работника, который должен заменить его в момент окончания смены, и невозможностью заменить его другим работником, оплата труда производится как за сверхурочную работу. Сверхурочное время, отработанное за временно отсутствующего работника, должно оплачиваться в двойном размере. При этом не следует забывать о предельных нормах применения сверхурочных работ (об ограничениях продолжительности сверхурочных работ) для водителей. Согласно Положению № 18 сверхурочные работы для каждого водителя не должны превышать 4 часов в течение двух дней подряд или 75 часов в год в случае применения суммированного учета рабочего времени (или 100 часов в год в случае соблюдения еженедельной нормы продолжительности рабочего времени).

 

Людмила ТРОХИМЕНКО, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше