МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
О
представлении Расчетной ведомости о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы в электронном видеПисьмо от 22.06.2009 г. № 170/18/99-09
Министерство труда и социальной политики рассмотрело информационный запрос <…> о представлении Расчетной ведомости о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы в электронном виде и сообщает.
Согласно пункту 6.7 Инструкции о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденной приказом Минтруда от 18.12.2000 г. № 339, работодатели ежеквартально составляют в двух экземплярах расчетную ведомость о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, один экземпляр которой подается в центр занятости, в котором они состоят на учете, до 20 (а за год — 25) числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Все экземпляры расчетной ведомости подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия или организации, исполнителем и заверяются печатью. Второй экземпляр отчета, заверенный центром занятости, остается в бухгалтерии плательщика страховых взносов.
По желанию плательщика расчетная ведомость может подаваться в электронном виде в порядке, определенном законодательством.
Приказом Государственного центра занятости от 12.03.2009 года № 17 утверждена новая редакция Временного порядка по представлению электронных отчетов в органы исполнительной дирекции Фонда. В пункте 2.3 вышеуказанного Временного порядка указано, что
представление страхователем электронных отчетов осуществляется по его собственной инициативе.Таким образом, представление расчетной ведомости в центры занятости по месту регистрации страхователя осуществляется в бумажной форме или по желанию страхователя в электронном виде.
Директор Департамента социального партнерства
и общеобязательного государственного социального страхования
В. Ступак
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
ПОДАЧА РАСЧЕТНОЙ ВЕДОМОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ — ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ!
В этом письме Минтруда обратило внимание страхователей на то, что подача Расчетной ведомости в центры занятости в электронном виде осуществляется
только по их собственному желанию.Таким образом, в настоящее время подача электронных отчетов предусмотрена только для удобства страхователей и
не является обязательной нормой. Хотя в последнее время из различных источников поступала информация о том, что центры занятости на местах предлагают страхователям заключать договоры о подаче отчетности в Фонд соцстраха от безработицы в электронном виде в соответствии с Временным порядком предоставления электронных отчетов в органы Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденным приказом Госцентра занятости от 12.03.2009 г. № 17.Кстати, отметим, что в соответствии с законами Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV, «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 851-IV также разработаны аналогичные процедуры подачи электронной отчетности в:
— Пенсионный фонд (Порядок подачи отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронном виде, утвержденный постановлением правления ПФУ от 19.04.2007 г. № 7-7);
— Фонд социального страхования в связи со временной потерей трудоспособности (Разъяснения по эксплуатации автоматизированной информационной системы приема отчетных документов от страхователей в рабочих органах Фонда средствами интернет-технологий, утвержденные приказом дирекции Фонда соцстрахования по ВПТ от 05.03.2009 г. № 31-ос);
— Фонд социального страхования от несчастных случаев (Порядок подачи электронных отчетов в рабочие органы Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденный постановлением правления Фонда соцстрахования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 26.02.2009 г. № 16).
Таким образом, в настоящее время плательщики взносов на общеобязательное государственное социальное страхование имеют право выбора: подавать отчетность на бумажных носителях или в электронной форме.
Практика предоставления страхователями электронной отчетности уже является достаточно распространенным явлением нашего времени. Этот механизм подачи отчетности, безусловно, имеет свои недостатки и преимущества. К недостаткам можно отнести отсутствие или недостаточную техническую и технологическую базу у страхователей и то, что некоторые услуги являются платными (услуги по подтверждению электронной цифровой подписи усиленным сертификатом, услуги обязательного посредника и т. д).
Преимуществами являются прежде всего экономия рабочего времени, предоставление отчетов в удобное время не выходя из офиса. Программное обеспечение автоматически производит расчеты итоговых или расчетных строк отчетности, что исключает возможность арифметических ошибок.
Также подача электронного отчета в соответствии с установленными порядками предоставляет страхователю право не подавать соответствующие отчеты на бумажных носителях.
Наталья ИВЛЕВА, экономист-аналитик