Новогодние подарки детям в 2009 году

Редакция ОТ
Оплата труда Декабрь, 2009/№ 24
В избранном В избранное
Печать
Статья

НОВОГОДНИЕ ПОДАРКИ ДЕТЯМ В 2009 ГОДУ

 

На пороге самый волшебный праздник — Новый год. В любом возрасте от него мы ожидаем веселья, чудес и подарков. А особенно подарков ждут дети.

Какими способами работодатели могут приобретать новогодние подарки для детей своих работников, а также особенности налогового и бухгалтерского учета связанных с этим операций мы рассмотрим в данной статье.

 

Людмила ТРОХИМЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон № 2117 —

Закон Украины «Об освобождении от налогообложения денежных средств, которые направляются на проведение новогодне-рождественских праздников для детей и на приобретение детских праздничных подарков» от 30.11.2000 г. № 2117-III.

Закон № 2240

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

Порядок № 48

— Порядок приобретения и обеспечения детскими новогодними подарками детей застрахованных лиц за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 25.10.2007 г. № 48.

 

Источниками финансирования мероприятий по приобретению новогодних подарков для детей работающих лиц могут быть:

1) средства Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — ФСС ВПТ);

2) средства профсоюзных организаций;

3) собственные средства работодателя.

Рассмотрим особенности предоставления и налогообложения детских новогодних подарков в зависимости от каждого из источников финансирования.

 

Детские новогодние подарки за счет ФСС ВПТ

Приобретение детских новогодних подарков является одним из видов социальных услуг, которые предоставляются ФСС ВПТ застрахованным лицам (

п. 6 ст. 34 Закона № 2240).

Обеспечение детей новогодними подарками за счет ФСС ВПТ осуществляется согласно

Порядку № 48.

В 2009 году

стоимость одного детского подарка, приобретаемого за счет средств ФСС ВПТ, должна составлять не более 17,45 грн.

Для получения детского новогоднего подарка необходимо учесть следующие условия, выдвигаемые Фондом:

1) детские новогодние подарки предоставляются

застрахованным лицам страхователем по основному месту работы (абзац первый ч. 1 ст. 50 Закона № 2240, п. 3.4 Порядка № 48). Таким образом, дети работников-совместителей при составлении заявки не учитываются.

Согласно

п. 1.5 Порядка № 48 к застрахованным лицам, для которых данное предприятие является основным местом работы и которые могут получить детский новогодний подарок, относятся отец, мать, усыновитель, опекун или попечитель ребенка. Если отец и мать являются застрахованными лицами, то каждому из них должны предоставить детский новогодний подарок (независимо от того, работают они на одном предприятии (в учреждении, организации) или на разных). То есть каждое застрахованное лицо имеет право на получение одного новогоднего подарка на каждого ребенка.

Право на получение новогодних подарков имеют также лица, находящиеся в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. На это указывал ФСС ВПТ в

письме от 29.11.2007 г. № 01-16-2583. Лица, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для ухода за ребенком от трех до шести лет, права на получение подарков не имеют;

2) застрахованное лицо может получить новогодний подарок на ребенка, которому

на 1 января следующего календарного года не исполнилось 14 лет (п. 1.5 Порядка № 48). Поэтому если ребенку исполняется 14 лет 1 января, то получить подарок на него нельзя.

Для получения в ФСС ВПТ подарков для детей работников — застрахованных лиц работодатели обязаны

заранее подать заявки с указанием необходимого их количества в соответствующие исполнительные дирекции ФСС ВПТ (районные, межрайонные, городские). Как правило, такие заявки составляются на основании списка детей работников.

Решение о выделении

новогоднего подарка принимается комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию предприятия, учреждения, организации на основании составленной ведомости. В соответствии с п. 3.1 Порядка № 48 в ведомости должны быть обязательно указаны фамилии и инициалы застрахованных лиц и их детей, число, месяц и год рождения детей.

Получение детских новогодних подарков в ФСС ВПТ работодателем и выдача их работникам оформляются:

— накладной на получение детских новогодних подарков;

— решением комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию предприятия, учреждения, организации о выдаче новогодних подарков;

— ведомостью на выдачу новогодних подарков, подписанной руководителем и председателем комиссии (уполномоченным) по социальному страхованию и скрепленной печатью.

Все эти документы хранятся у работодателя.

В отношении обложения налогом с доходов физических лиц (далее — НДФЛ) и взносами в социальные фонды отметим следующее.

На основании

п.п. 4.3.1 Закона № 889 стоимость детских новогодних подарков, предоставляемых работникам — застрахованным лицам за счет средств ФСС ВПТ, не подлежит обложению НДФЛ. При этом работодатель должен отразить стоимость таких подарков в Налоговом расчете по форме № 1 ДФ с признаком дохода «22».

Поскольку стоимость детских новогодних подарков, предоставляемых за счет средств ФСС ВПТ, не включается в фонд оплаты труда и не облагается НДФЛ, то она

не включается в базу для начисления и удержания взносов в фонды социального страхования.

Следует обратить внимание, что в отчете по форме Ф4-ФСС з ТВП работодатель не отражает стоимость детских новогодних подарков, полученных от ФСС ВПТ. Это следует из того, что подарки изначально приобретаются не страхователем, а за счет средств ФСС ВПТ, т. е. транзитом проходят через предприятие, учреждение, организацию.

Что касается налога на добавленную стоимость (далее — НДС), то отметим следующее.

Ежегодно в преддверии новогодних мероприятий начинает действовать

специальный Закон № 2117, регулирующий некоторые вопросы финансирования мероприятий, связанных с организацией новогодних и рождественских праздников для детей и подростков.

Согласно новой редакции

Закона № 2117 его действие продлено. Начиная с 2009 года Закон № 2117 действует с 15 ноября текущего до 15 января следующего года (для новогодне-рождественских мероприятий 2009 года — с 15.11.2009 г. до 15.01.2010 г.). Напомним, что ранее этот Закон действовал в период с 1 декабря текущего года до 15 января следующего года.

В соответствии со

ст. 2 Закона № 2117 операции по продаже детских праздничных подарков, которые закупаются за счет средств ФСС ВПТ, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.

В связи с тем что предприятие-страхователь фактически является только посредником между ФСС ВПТ и застрахованными лицами, детям которых предоставляются новогодние подарки, то в налоговом учете предприятия операции по получению от ФСС ВПТ и выдаче детских подарков работникам не отражаются.

В бухгалтерском учете стоимость детских подарков учитывается только на забалансовом счете 02 «Активы на ответственном хранении», так как в собственность предприятия детские подарки не передаются.

 

Детские новогодние подарки за счет профсоюза

Профсоюзные организации в рамках своей уставной деятельности и согласно смете доходов и расходов могут приобретать новогодние подарки и билеты на новогодне-рождественские праздники

для детей членов профсоюза.

Для организации такого мероприятия составляется отдельная смета доходов и расходов из расчета количества детей членов профсоюза. Отметим, что возраст детей, которым планируется предоставить подарки и (или) билеты на новогодне-рождественские праздники, определяется первичной профсоюзной организацией (на заседании профкома), поскольку действующим законодательством он не ограничивается (см.

письмо Федерации профсоюзов Украины от 12.04.2005 г. № 05-30-513).

Порядок предоставления подарков за счет бюджета профсоюза определяется решением профсоюзного комитета или коллективным договором.

Как правило,

документами, подтверждающими проведение мероприятия по предоставлению детям членов профсоюза новогодних подарков и (или) билетов на новогодние мероприятия, являются:

— решение профкома о выдаче детских новогодних подарков и (или) билетов на детские новогодне-рождественские праздники, в котором должен быть определен возрастной критерий;

— смета доходов и расходов на проведение мероприятий;

— список детей членов профсоюза, которым предоставляются новогодние подарки и (или) билеты на новогодние мероприятия;

— накладная на получение новогодних подарков от поставщика;

— ведомость на выдачу подарков и билетов, в которой должны быть указаны фамилии членов профсоюза, их детей, а также подписи членов профсоюза (родителей) о получении подарков и (или) билетов. Если на выдачу подарков и билетов составляется одна ведомость, то члены профсоюза должны поставить две подписи: одну — о получении подарка, другую — о получении билета;

— акт о списании подарков и билетов, приобретенных за счет профсоюзных средств.

В отношении налогообложения таких новогодних подарков отметим следующее.

Согласно

ст. 3 Закона № 2117 стоимость праздничных подарков и билетов на новогодне-рождественские мероприятия, которые предоставляются детям, в том числе первичными профсоюзными организациями, не включается в общий налогооблагаемый доход членов профсоюза (родителей) при выполнении следующих условий:

1) наборы товаров, предоставляемые в подарок детям членов профсоюза, должны состоять только из кондитерских изделий, игрушек отечественного производства и фруктов;

2) общая стоимость подарка должна составлять не более 8 % прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января отчетного налогового года. Таким образом, при проведении новогодне-рождественских мероприятий 2009 года стоимость «льготного» подарка составляет

53,52 грн. (669 грн. х 8 : 100).

Поскольку

Законом № 2117 не установлено ограничений относительно стоимости билетов на детские новогодне-рождественские мероприятия, то следует понимать, что в совокупный налогооблагаемый доход граждан, являющихся родителями детей, получающих такие билеты, не включается полная стоимость билета (письмо ГНАУ от 14.12.2009 г. № 27729/7/17-0717).

Повторим, что

Закон № 2117 действует в период с 15 ноября текущего до 15 января следующего года.

Предельный размер для необложения НДФЛ стоимости детского подарка (53,52 грн.) применяется в

расчете на один новогодний подарок. Так, например, члену профсоюза, который имеет двоих детей, подпадающих под возрастной критерий, установленный в решении профкома, предоставляются два подарка. Поэтому для такого работника стоимость подарков в размере 107,04 грн. (53,52 грн. х 2) не включается в общий месячный налогооблагаемый доход.

В случае если приобретенные профсоюзной организацией подарки для детей

не отвечают вышеперечисленным условиям (например, в качестве подарков закуплены игрушки или конфеты иностранного производства, книги и т. п.), вся стоимость подарка с учетом «натурального» коэффициента включается в налогооблагаемый доход родителей (членов профсоюза).

Если стоимость набора товаров, предоставляемых в подарок детям членов профсоюза и состоящего из кондитерских изделий, игрушек отечественного производства и фруктов,

превысит 53,52 грн., то в общий налогооблагаемый доход члена профсоюза включается сумма превышения с учетом «натурального» коэффициента.

Следует отметить, что в отношении применения «натурального» коэффициента есть и другое мнение. ГНАУ считает, что при налогообложении доходов в неденежной форме «натуральный» коэффициент не применяется (

письма ГНАУ от 08.10.2008 г. № 20454/7/17-0717, от 09.07.2009 г. № 14312/7/17-0717). Однако, по нашему мнению, при получении подарка в натуральной форме участник розыгрыша получает фактически чистый доход. И при определении объекта налогообложения в таком случае, чтобы удержать с дохода НДФЛ, необходимо применить «натуральный» коэффициент.

Для целей налогообложения детские новогодние подарки (если их стоимость включается в налогооблагаемый доход) приравниваются к доходам в виде дополнительного блага от неработодателя и облагаются по ставке 15 % в составе налогооблагаемого дохода того месяца, в котором предоставляется подарок (см.

письма ГНАУ от 12.03.2007 г. № 2309/6/17-0216, от 27.07.2009 г. № 7197/6/17-0716, № 15848/7/17-0717, от 09.07.2009 г. № 14312/7/17-0717). Таким образом, если налогооблагаемые детские подарки предоставляются членам профсоюза в декабре 2009 года, то их стоимость включается в общий налогооблагаемый доход члена профсоюза за декабрь.

Ответственность за начисление и уплату налога с доходов возлагается на юридических лиц, предоставляющих подарки. Налог, удержанный с дохода в виде подарка, перечисляется не позднее банковского дня, следующего за днем вручения подарка (

п.п. 8.1.4 Закона № 889).

Обратить внимание необходимо на следующее: если подарки подлежат налогообложению, фактические расходы на предоставление подарков детям членов профсоюза увеличиваются на сумму НДФЛ, который должна начислить и уплатить профсоюзная организация. В связи с этим при составлении сметы доходов и расходов профсоюзной организации необходимо учесть расходы на уплату НДФЛ, так как объект налогообложения определяется с учетом «натурального» коэффициента.

Поскольку первичная профсоюзная организация не является работодателем членов профсоюза, их доходы в виде подарков (как облагаемые, так и необлагаемые) отражаются в Налоговом расчете по форме № 1 ДФ с

признаком дохода «14». Аналогичного мнения придерживаются и специалисты налоговой службы (см. консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 27, с. 15).

В связи с тем что члены профсоюза не являются работниками профсоюзной организации, взносы в фонды социального страхования

не начисляются и не удерживаются с доходов в виде детских подарков. Это правило действует в отношении как облагаемых НДФЛ, так и не облагаемых НДФЛ подарков.

 

Детские новогодние подарки за счет работодателя

Предприятие может принять решение о приобретении за счет собственных средств новогодних подарков или билетов на новогодние мероприятия для детей своих работников. Возраст детей при таком источнике финансирования определяется руководителем и указывается в соответствующем приказе (распоряжении).

Принимая такое решение, работодатель должен принять во внимание, что закупка детских новогодних подарков (билетов на новогодне-рождественские мероприятия) за счет средств предприятия имеет ряд невыгодных последствий для самого же предприятия:

1. Согласно

п.п. 5.3.1 Закона о налоге на прибыль подарки как расходы, не связанные с хозяйственной деятельностью, не включаются в состав валовых расходов предприятия. В данном случае нормы специального Закона № 2117 не действуют.

2. В соответствии со

ст. 2 Закона № 2117 не освобождаются от обложения НДС операции по продаже производственными и торговыми предприятиями детских праздничных подарков (билетов), закупаемых обычными предприятиями. Следовательно, льготы по НДС у таких закупающих предприятий нет, поэтому, приобретая подарки за счет собственных средств, работодатели уплачивают сумму в составе их стоимости НДС.

3. Учитывая, что новогодние подарки (билеты на новогодние мероприятия) приобретаются не для их использования в хозяйственной деятельности, то предприятие

не имеет права включать в налоговый кредит сумму НДС, уплаченного в связи с их приобретением (п.п. 7.4.4 Закона об НДС).

4. Операции по бесплатной передаче приравниваются к продаже (

п. 1.31 Закона о налоге на прибыль). Таким образом, при бесплатной передаче детских новогодних подарков или билетов на детские новогодние мероприятия работнику у предприятия возникают валовые доходы исходя из цен не ниже обычных (п.п. 7.4.3 Закона о налоге на прибыль) и налоговые обязательства по НДС исходя из цены не ниже обычной (п. 4.2 Закона об НДС).

По поводу налогообложения дохода работника в виде детского подарка (билета на новогоднее мероприятие) отметим следующее.

В соответствии со

ст. 3 Закона № 2117 не включается в общий налогооблагаемый доход родителей стоимость новогодних подарков и билетов на новогодне-рождественские мероприятия, полученных детьми от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных (в том числе профсоюзных организаций) и созданных ими заведений образования, охраны здоровья и культуры, которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов. Как видим, обычные работодатели тут не названы.

В то же время из

письма ГНАУ от 20.12.2006 г. № 23990/7/17-0717 следует, что налоговики считают возможным распространение норм Закона № 2117 относительно освобождения от налогообложения детских подарков (в 2009 году — 53,52 грн.) и на случаи, когда они приобретаются непосредственно работодателями за счет собственных средств. Напомним, что льгота, предусмотренная Законом № 2117, применяется только в случае, если в качестве подарков предоставляются кондитерские изделия и игрушки отечественного производства, а также фрукты (ст. 4 Закона № 2117).

Бесспорно, для налогоплательщиков позиция ГНАУ выгодна. Однако работодателям, желающим воспользоваться ею, рекомендуем получить соответствующее письменное разъяснение в налоговых органах по своему местонахождению.

Стоимость подарка (билета), превышающая 53,52 грн., включается в общий месячный налогооблагаемый доход работника как доход в виде дополнительного блага и подлежит налогообложению по ставке 15 %. При этом объект налогообложения определяется с учетом «натурального» коэффициента. В соответствии с

п.п. 8.1.4 Закона № 889 налог, удержанный с дохода в виде подарка, перечисляется не позднее банковского дня, следующего за днем вручения подарка.

Обратить внимание следует на то, что в случае если детские подарки, закупленные работодателем, не отвечают требованиям

ст. 4 Закона № 2117, то вся их стоимость с учетом «натурального» коэффициента включается в общий месячный налогооблагаемый доход работников как доход в виде дополнительного блага.

Стоимость подарка, подлежащая налогообложению, включается в общий налогооблагаемый доход работника за тот месяц, в котором предоставлен детский подарок.

Учитывая, что

выплаты на приобретение подарков детям сотрудников согласно п. 3.23 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5, не входят в фонд оплаты труда , следовательно, с них не уплачиваются взносы в соцфонды.

На наш взгляд, в Налоговом расчете по форме № 1 ДФ не облагаемые НДФЛ подарки отражаются с признаком дохода «

14», облагаемые подарки — с признаком дохода «09». Однако специалисты налоговой службы (см. консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 27, с. 15) делают вывод о том, что в таком случае как не облагаемые, так и облагаемые НДФЛ подарки можно отражать с признаком дохода «14».

Пример.

Предприятие приобрело 40 новогодних наборов кондитерских изделий отечественного производства для детей своих работников у торгового предприятия. Стоимость одного набора составила 75 грн., в том числе НДС — 12,50 грн.

Рассчитаем налогооблагаемый доход работника (родителя ребенка), если предприятие не воспользовалось разъяснениями ГНАУ, предоставленными в

письме от 20.12.2006 г. № 23990/7/17-017:

75 х 1,176471 = 88,24 грн.

Сумма НДФЛ составит:

88,24 грн. х 15 : 100 = 13,24 грн.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

Перечислены средства поставщику за подарки (с учетом НДС)(75 х 40)

371

311

3000,00

2

Оприходованы наборы подарков

281

631

3000,00

3

Произведен зачет задолженностей

631

371

3000,00

4

Начислен налогооблагаемый доход работников в виде подарков(88,24 х 40)

949

663

3529,60

5

Удержан НДФЛ(13,24 х 40)

663

641/НДФЛ*

529,60

6

Выданы подарки для детей работникам

663

281

3000,00

2500,00

7

Перечислен НДФЛ

641/НДФЛ

311

529,60

8

Начислены налоговые обязательства по НДС

949

641/НДС

500,00

* Если бы предприятие воспользовалось разъяснениями ГНАУ в письме от 20.12.2006 г. № 23990/7/17-017, то сумма НДФЛ составила бы: (75 - 53,52) х 1,176471 х 15 % х 40 = 3,79 х 40 = 151,60 грн.

 

Чтобы избежать целого ряда негативных налоговых последствий, возникающих у предприятия при закупке подарков за счет своих средств, можно порекомендовать работодателю организовать такое приобретение через первичную профсоюзную организацию, при наличии такой возможности.

Предприятие может перечислить профсоюзной организации средства на приобретение подарков (билетов) детям работников (членов профсоюза). При этом если такие средства работодатель перечислит

в период с 15 ноября 2009 года до 15 января 2010 года, он вправе пользоваться нормами ст. 1 Закона № 2117, согласно которым сумма таких средств включается в состав валовых расходов в размере, не превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего (отчетного) периода.

Если, например, средства профсоюзной организации будут перечислены в декабре 2009 года, то предыдущим периодом будут три квартала 2009 года*.

* В 2009 году декларация о прибыли за 11 месяцев не подается (см. письмо ГНАУ от 02.12.2009 г. № 26806/7/15-0217).

В случае если средства на проведение новогодних мероприятий для детей перечисляются в январе 2010 года (с 1 до 15 числа), предел будет рассчитываться исходя из налогооблагаемой прибыли за 2009 год.

Также отметим, что работодатель может включить в валовые расходы сумму средств, перечисленных профсоюзной организации на основании

п.п. 5.2.2 Закона о налоге на прибыль. Согласно этой норме сумма средств, добровольно перечисленных в течение года неприбыльным организациям , в том числе профсоюзам, в размере, превышающем 2 %, но не более 5 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, включается в состав валовых расходов предприятия. Таким образом, если работодатель перечислит средства профсоюзной организации в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований в размере, превышающем 2 %, но не более 5 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, сумму перечисленных средств он сможет включить в валовые расходы.

Таким образом, работодатель должен указать в платежном поручении в назначении платежа, для каких целей перечисляются средства (на приобретение детских новогодних подарков, безвозвратная финансовая помощь, добровольные пожертвования).

Для профсоюза такой вид дохода будет необлагаемым

(п.п. 7.11.7 Закона о налоге на прибыль).

Вот и все о новогодних «подарочных» нюансах.

Желаем всем нашим читателям весело встретить Новый год!

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд