Трудоустройство инвалидов: соблюдаем законодательные требования

Редакция ОТ
Оплата труда Февраль, 2009/№ 3
В избранном В избранное
Печать
Статья

Трудоустройство инвалидов: соблюдаем законодательные требования

 

Инвалидность — социальное явление, избежать которое не может ни одно общество, и каждое государство в соответствии с уровнем своего развития, приоритетами и возможностями формирует социальную и экономическую политику в сфере защиты инвалидов.

Трудоустройство инвалидов, выполнение норматива рабочих мест для такой категории работников — актуальная тема сегодняшних дней для всех без исключения работодателей.

Какие требования выдвигает законодательство к трудоустройству инвалидов? Обязательна ли регистрация в Фонде соцзащиты инвалидов и выполнение «инвалидного» норматива для всех предприятий? Какую отчетность предоставляют работодатели, использующие труд инвалидов? Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение законодательных требований? Ответы на эти вопросы вы найдете в предлагаемой вашему вниманию статье.

 

Людмила ТРОХИМЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Использованные документы

КЗоТ —

Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.

КоАП

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

Закон № 803

— Закон Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-XII.

Закон № 875

— Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII.

Закон об охране труда —

Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII (в редакции Закона Украины от 21.11.2002 г. № 229-IV).

Закон № 2961

— Закон Украины «О реабилитации инвалидов в Украине» от 06.10.2005 г. № 2961-IV.

Постановление № 70

— постановление КМУ «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины «О социальной защищенности инвалидов в Украине» от 31.01.2007 г. № 70.

Приказ № 98

— приказ Минтруда «Об утверждении форм документов для регистрации работодателей в Фонде социальной защиты инвалидов и выполнения ими норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов» от 14.03.2007 г. № 98.

Инструкция № 42

— Инструкция по заполнению формы № 10-ПI (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденная приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42.

Инструкция № 286

— Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286.

Инструкция № 420

— Инструкция по заполнению формы отчетности № 3-ПН «Отчет о наличии вакансий», утвержденная приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420.

 

Государственная политика в сфере социальной защиты инвалидов основывается на

Законе № 875, Законе № 2961 и других нормативно-правовых документах.

Инвалидом является лицо со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, последствием травм или врожденными дефектами, что приводит к ограничению жизнедеятельности, к необходимости в социальной помощи и защите (

ст. 2 Закона № 875).

В соответствии со

ст. 18 Закона № 875 предприятия, учреждения, организации, физические лица, использующие наемный труд, обязаны:

— выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальные рабочие места;

— создавать на них условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать другие социально-экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством;

— предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства инвалидов;

— предоставлять отчетность Фонду социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) о занятости и трудоустройстве инвалидов.

С целью реализации творческих и производственных способностей инвалидов и с учетом индивидуальных программ реабилитации им обеспечивается право работать на предприятиях с обычными условиями труда, в цехах и на участках, где применяется труд инвалидов.

Относительно группы инвалидности

укажем следующее. Действующее законодательство не запрещает использовать труд инвалидов всех трех существующих групп. К тому же ст. 17 Закона № 875 определяет право инвалидов на труд, не зависящее от установленной им группы инвалидности. Фонд в письме от 29.02.2008 г. № 1/6-51/06 указывает на возможность трудоустройства инвалидов I группы, если по заключению медико-социальной экспертизы (далее — МСЭК) они направляются на работу.

Законом № 875

государство устанавливает норматив рабочих мест для инвалидов на предприятиях всех форм собственности, гарантируя тем самым создание рабочих мест для трудоспособных инвалидов.

 

Норматив рабочих мест для инвалидов, сфера его распространения

В соответствии со

ст. 19 Закона № 875 для предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и хозяйствования, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 лиц — одно рабочее место.

Кто относится к таким предприятиям, организациям и учреждениям (далее — предприятия), Фонд разъяснил в своих

письмах.

Создавать рабочие места в пределах норматива обязаны и предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Принимая во внимание, что

п. 6 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 предусмотрено, что уплата единого налога освобождает предприятие от уплаты взносов в Фонд, тем не менее Фонд считает, что это не освобождает предприятие от выполнения нормативов по созданию рабочих мест для инвалидов и уплаты административно-хозяйственных санкций за их несоблюдение (письма Фонда от 15.09.2006 г. № 06ю-251/1657-327/2 и от 07.03.2007 г. № 1/5-218). С тем, что в число таких предприятий включаются и предприятия — плательщики единого налога, согласен и Госкомпредпринимательства (письмо от 09.03.2006 г. № 1780).

Норматив рабочих мест устанавливается для предприятий всех отраслей без исключения, включая и производства с вредными и особо вредными условиями труда. И это вовсе не означает, что на предприятиях, где есть рабочие места с особыми или вредными условиями труда, инвалидов необходимо трудоустраивать именно на эти участки. Их труд можно использовать на подсобно-вспомогательных роботах или организовывать надомную форму труда (

письмо Фонда от 28.04.2006 г. № 06ю-82/756-236/1).

Норматив рабочих мест касается и трудоустройства лиц с психическими расстройствами (

письмо Фонда от 25.05.2006 г. № 06ю-111/927-305/1): ч. 10 ст. 5 Закона Украины «О психиатрической помощи» от 22.02.2000 г. № 1489-ІІІ предусмотрено установление обязательных квот рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях для трудоустройства инвалидов вследствие психического расстройства в установленном законом порядке.

Создавать рабочие места для инвалидов необходимо и неприбыльным организациям, включая и общественные организации инвалидов (

письма Фонда от 23.03.2006 г. № 06ю-45/454-103/1 и от 28.04.2006 г. № 06ю-82/756-236/1), и частным предпринимателям, использующим наемный труд (письмо Фонда от 15.09.2006 г. № 06ю-251/1657-327/2).

Следовательно, требования

Закона № 875 по выполнению норматива создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов касаются всех без исключения юридических и физических лиц, которые используют наемный труд и в штате которых состоит 8 и более лиц, независимо от формы собственности, отраслевой принадлежности и системы налогообложения. Таким образом, законодательство Украины устанавливает равные условия хозяйственной деятельности для всех субъектов в части соблюдения норматива рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов.

Выполнением норматива

рабочих мест считается трудоустройство работодателем инвалидов, для которых это место работы является основным, т. е. с ведением трудовой книжки (письмо Фонда от 25.05.2006 г. № 06ю-111/927-305/1).

 

Особенности расчета норматива рабочих мест для инвалидов

В основу расчета норматива рабочих мест для инвалидов заложен один из показателей количества работников — среднеучетное количество штатных работников учетного состава за год. Механизм расчета этого показателя регулирует

п. 3.2 Инструкции № 286, и заключается он в следующем:

1. Определяется среднеучетное количество работников отдельно в каждом месяце (с января по декабрь) путем суммирования количества работников учетного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на количество календарных дней этого месяца.

2. Расчеты осуществляются за каждый месяц года, суммируются, полученная сумма делится на 12, т. е. на количество месяцев в году.

Полученный результат и будет равен среднеучетной численности штатных работников, от которой берется норматив в размере 4 %. В соответствии с

п. 3.4 Инструкции № 42 данные формы № 10-ПI (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» отражаются в целых единицах:

— среднеучетное количество штатных работников учетного состава (строка 01);

— среднеучетное количество штатных работников, которым в соответствии с действующим законодательством установлена инвалидность (строка 02);

— количество инвалидов, которые должны работать на рабочих местах (строка 03).

Если при исчислении возникает дробное число, его необходимо округлить до целого (

п. 3 письма Фонда от 26.03.2007 г. № 1/6-172).

Также следует учесть, что для расчета среднеучетного количества штатных работников не учитываются лица, работающие по гражданско-правовым договорам (

п.п. 2.6.2 Инструкции № 286), и совместители, принятые на работу с других предприятий (п.п. 2.6.1 Инструкции № 286).

В

письме от 26.03.2007 г. № 1/6-172 Фонд указывает: для того чтобы инвалид был зачтен в выполнение норматива как целая единица, он необязательно должен быть трудоустроен с начала года и отработать весь год, однако обязан проработать не менее полугода. Это связано с правилом округления, применяющимся согласно п. 3.4 Инструкции № 42. Исходя из правила округления минимальный показатель среднеучетной численности штатных работников-инвалидов, позволяющий получить «1», — это 0,5. А для получения 0,5 необходимо, чтобы сумма среднеучетной численности работников-инвалидов за все месяцы года составила 6 и не менее, так как 6 : 12 = 0,5 ~ 1. Причем в таком случае 6-месячный период может быть в любой части года (в начале, середине, конце и т. д.) или же возможен вариант, чтобы два работника-инвалида работали одновременно на протяжении 3-х месяцев — главное, чтобы сумма за год равнялась 6.

Следует обратить внимание на тот факт, что сам механизм определения «инвалидного» норматива, который осуществляется в расчете на год, предоставляет

некоторые преимущества для вновь созданных предприятий, которые работали неполный год.

У вновь созданных предприятий вследствие того, что, как правило, они работают не все месяцы в году, складываются только показатели тех месяцев, в которых они работали, затем полученная сумма делится на 12. Результатом и будет среднегодовой показатель (

п.п. 3.2.6 Инструкции № 286).

Ввиду того что предприятиям, на которых на протяжении года в среднем работало менее 8 лиц, инвалидов трудоустраивать не нужно, именно такой подход усреднения в годовом масштабе и спасает в большинстве случаев вновь созданные предприятия от уплаты штрафов в Фонд.

Например, ООО «Омега» создано в октябре 2008 года. Среднеучетное количество штатных работников учетного состава за октябрь — 19 человек, за ноябрь — 30, за декабрь — 40. Среднеучетное количество штатных работников ООО «Омега» за 2008 год составляет 7 человек (19 + 30 + 40) : 12 = 7,41 ~ 7. Следовательно, в 2008 году ООО «Омега» не обязано было трудоустраивать инвалидов.

Если же, например, среднеучетное количество штатных работников за 2008 год составило бы 8 человек, то предприятие в 2008 году обязано было бы трудоустроить одного инвалида, и у него автоматически возникает обязанность подать отчет по ф. № 10-ПI за 2008 год в отделение Фонда по месту своей регистрации.

В

письме от 17.10.2008 г. № 767/0/15-08/19 Минтруда обратило внимание работодателей на необходимость при расчете «инвалидного» норматива в учетную численность штатных работников включать всех лиц, заключивших письменный трудовой договор сроком на один день и более. В том числе следует учитывать и собственников предприятия, если им выплачивалась зарплата.

Отметим, что Минтруда

приказом от 12.11.2008 г. № 527 подкорректировало Инструкцию № 42 по заполнению отчета по ф. № 10-ПI. Так, физлицу-работодателю при установлении ему инвалидности разрешается показатель строки 02 отчета по ф. № 10-ПI увеличивать на единицу.

Напомним также, что с 01.01.2006 г. появился еще один способ выполнения норматива:

обычные предприятия могут создавать хозяйственные объединения с предприятиями общественных организаций инвалидов (ч. 6 ст. 19 Закона № 875). Механизм учета инвалидов в таком объединении определен Порядком зачисления количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в норматив таких рабочих мест в хозяйственных объединениях, в состав которых входят предприятия общественных организаций инвалидов, утвержденным постановлением № 70 (далее — Порядок зачисления в норматив).

Порядком зачисления в норматив

определены условия, при которых объединению засчитывается количество рабочих мест в норматив для трудоустройства инвалидов как альтернатива уплате административно-хозяйственных санкций. На это указывает Фонд в письме от 01.10.2008 г. № 1/5-1003/06.

Так, количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов засчитывается в норматив таких рабочих мест за отчетный период хозяйственному объединению и предприятиям, которые входят в его состав, в случае когда:

— количество работающих инвалидов на предприятии общественной организации инвалидов по основному месту работы, превышающее 50 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава, больше, чем количество несозданных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на других предприятиях, которые входят в состав хозяйственного объединения, согласно установленному нормативу таких рабочих мест;

— предприятия, входящие в состав хозяйственного объединения, разместили на предприятии общественной организации инвалидов, входящем в состав объединения, заказ на приобретение товаров (работ, услуг), непосредственно изготовляемых этим предприятием;

— сумма годовой заработной платы инвалидов не меньше суммы административно-хозяйственных санкций, которая должна быть уплачена предприятием за невыполнение норматива рабочих мест, входит в стоимость заказа, размещенного на предприятии общественной организации инвалидов.

В

письме от 03.05.2007 г. № 1/6-221 Фонд отмечает, что предприятия, в том числе предприятия общественных организаций инвалидов, которым засчитывается количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в норматив таких рабочих мест, могут входить в состав только одного хозяйственного объединения.

Для работодателя

работа инвалида на условиях неполного рабочего времени является одним из вариантов обеспечения выполнения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Так, если на предприятии, имеющем штатную численность 20 единиц, работник-инвалид будет работать на условиях неполного рабочего времени, например 2 часа в неделю, и при этом его трудовая книжка будет находиться на этом предприятии, то таким образом работодателем будет выполнен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов — 1 единица, поскольку при расчете средней численности штатных работников такой работник будет учитываться как целая единица.

Итак, предприятие рассчитало норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Что дальше? Затем должны быть созданы рабочие места для инвалидов.

 

Рабочее место инвалида

Согласно

ст. 17 Закона № 875 работодатели обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе и специальные рабочие места, адаптируя основное и дополнительное оборудование, техническое оснащение и приспособления и т. п. с учетом ограниченных возможностей инвалидов.

На предприятие, использующее труд инвалидов, возлагаются обязанности по созданию условий труда с учетом законодательных требований.

Законом об охране труда

предусмотрено, что все предприятия, использующие труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций МСЭК и индивидуальных программ реабилитации, предпринимать дополнительные меры по безопасности труда, соответствующие специфическим особенностям данной категории работников. Это же требование содержит и КЗоТ: предприятие обязано организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями, установить по их просьбе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и создать льготные условия труда (ст. 172).

Что значит «создать рабочее место для трудоустройства инвалида»?

Согласно

Закону № 2961 определены такие понятия:

рабочее место инвалида — место или производственный участок постоянного или временного нахождения лица в процессе трудовой деятельности на предприятии, в учреждении и организации;

специальное рабочее место инвалида — отдельное рабочее место или участок производственной площади, которая требует дополнительных мероприятий по организации работы лица с учетом его индивидуальных функциональных возможностей, обусловленных инвалидностью, путем применения основного и дополнительного оборудования, технических средств.

Необходимость в создании

инвалиду, зарегистрированному в государственной службе занятости как безработный, специального рабочего места или участка производственной площади и требования к ним устанавливаются индивидуальной программой реабилитации (письмо Фонда от 08.05.2007 г. № 1/5-413).

Подбор рабочего места осуществляется преимущественно на предприятии, где наступила инвалидность, с учетом пожеланий инвалида, имеющихся у него профессиональных навыков и знаний, а также рекомендаций медико-социальной экспертизы (

ст. 18 Закона № 875). Причем это необязательно должна быть инвалидность в результате несчастного случая на производстве. Причина наступившей инвалидности законом не уточняется.

Администрация обязана создавать безопасные и невредные для здоровья условия труда, принимать меры, направленные на предупреждение инвалидности, на восстановление трудоспособности инвалидов.

Рабочее место инвалида считается созданным только в том случае, если оно соответствует требованиям рабочего места для инвалидов и введено в действие путем трудоустройства на нем инвалида.

Нужна ли специальная аттестация рабочего места для инвалида? По этому поводу можно сказать следующее. Действующие законодательно-нормативные акты не предусматривают проведение аттестации рабочего места инвалида, но требуют создавать для такой категории работников условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать прочие социально-экономические гарантии. На это указывает Фонд

в письме от 28.02.2007 г. № 1/6-110. Также и Минтруда в письме от 19.02.2007 г. № 341/19/71-07 отмечает, что постановление КМУ «Об организации рабочих мест и трудоустройстве инвалидов» от 03.05.95 г. № 314, которым был установлен механизм проведения аттестации рабочих мест для инвалида, утратило силу в связи с принятием постановления № 70, не предъявляющего требований по обязательной аттестации рабочих мест для инвалидов. Поэтому аттестация рабочих мест по условиям труда проводится на общих основаниях согласно Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному постановлением КМУ от 01.08.92 г. № 442, и предусматривает прежде всего определение и подтверждение права работников на пенсию по возрасту на льготных условиях по Спискам № 1 и 2, ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, сокращенную рабочую неделю за работу с вредными условиями труда, повышенную оплату труда за работу с вредными условиями труда, другие льготы и компенсации, предусмотренные законодательством.

Но вместе с тем необходимо помнить, что в соответствии со

ст. 13 Закона об охране труда работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства о правах работников в сфере охраны труда. С этой целью работодатель должен обеспечить функционирование системы управления охраной труда.

Итак, если рабочие места созданы, субъекты ведения хозяйства обязаны уведомить службу занятости.

 

Отчет о вакансиях

На предприятия, учреждения, организации любой формы собственности возложена обязанность содействовать проведению государственной политики занятости путем информирования службы занятости о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в том числе с неполным рабочим днем.

В соответствии с

п. 4 ст. 20 Закона № 803 предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности при наличии вакансий, в том числе и для трудоустройства инвалидов, обязаны подать в службу занятости по месту своей регистрации (центр занятости, где они взяты на учет как плательщики страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы) отчет по ф. № 3-ПН «Отчет о наличии вакансий», который заполняется в соответствии с Инструкцией № 420. В этом отчете предприятие приводит характеристику вакантного места с указанием должности, профессии, характера и режима работы, условий труда, а также указывает требования к претенденту на вакантное место.

Форма № 3-ПН «Отчет о наличии вакансий» предоставляется

при наличии вакансии.

Что касается частных предпринимателей, то в

абзаце 3 Инструкции № 420 указывается, что в случае необходимости подбора работников при содействии центров занятости физические лица, в том числе предприниматели, также могут информировать центры занятости о наличии вакансий по этой форме. Из этого следует вывод: для частных предпринимателей подача отчета по ф. № 3-ПН необязательна.

Вакансия для приема на работу инвалида указывается предприятием в графе 15 отчета по ф. № 3-ПН.

 

Действия предприятия по трудоустройству инвалида

Кто должен «искать» инвалида для трудоустройства на предприятии?

Закон № 875 обязывает предприятие найти и трудоустроить инвалида. Как это осуществить на практике? Статья 18 Закона № 875 указывает, что обеспечение прав инвалидов на трудоустройство и оплачиваемую работу, в том числе с условием выполнения работы дома, осуществляется путем их непосредственного обращения на предприятия, учреждения, организации или в государственную службу занятости.

Инвалид может, но не обязан сам искать себе место работы. Согласно

ст. 181 Закона № 875 инвалид, который не достиг пенсионного возраста, не работает, но желает работать, имеет право быть зарегистрированным в государственной службе занятости как безработный. И тогда уже служба занятости оказывает содействие в поиске подходящей ему работы в соответствии с рекомендациями МСЭК, квалификационными требованиями и его пожеланиями в пределах тех вакансий, которые поданы предприятиями.

То есть предприятие должно создать рабочие места и сообщить в своем отчете по ф. № 3-ПН службе занятости о том, какую категорию инвалидов оно может принять на такие созданные вакантные места. Но обязанность по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленным нормативом возлагается исключительно на предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд. На этом акцентирует внимание Фонд в

письме от 06.11.2008 г.

 

Порядок регистрации работодателей в Фонде и отчетность

Согласно

ст. 19 Закона № 875 работодатели, у которых по основному месту работы работают 8 и более лиц, подлежат регистрации в региональных отделениях Фонда. В соответствии с Порядком регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденным постановлением № 70, работодатели регистрируются в отделениях Фонда не по месту расположения (как было раньше), а по месту их госрегистрации в качестве юридических лиц или физических лиц — предпринимателей. Поэтому не нужно регистрировать обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица и расположенные на территории соответствующих отделений Фонда (письмо Фонда от 03.05.2007 г. № 1/5-393).

Для регистрации работодатели подают (направляют заказным письмом) в отделение Фонда

следующие документы:

— заявление по форме № 1, утвержденной

приказом № 98;

— копию свидетельства о государственной регистрации юрлица или физлица-предпринимателя.

Бюджетные предприятия и неприбыльные организации дополнительно подают копию справки о включении их в Реестр неприбыльных организаций и учреждений в соответствии с

Положением о Реестре неприбыльных организаций и учреждений, утвержденным приказом ГНАУ от 11.07.97 г. № 232.

Работодатели, имеющие обособленные подразделения, вместе с заявлением, копиями свидетельства и справки предоставляют сведения о таких подразделениях по форме

приложения к п. 1.3 Инструкции № 42 «Перечень предприятий, которые входят в состав хозяйственного объединения, и/или обособленных подразделений работодателя».

Для вновь созданных предприятий срок подачи документов — на протяжении

десяти рабочих дней со дня их госрегистрации как юрлиц или физлиц-предпринимателей.

Работодатель, у которого количество работающих, для которых это место работы является основным, увеличилось до 8 и более лиц или изменилось название или местонахождение юридического лица или фамилия, имя, отчество или место регистрации проживания физического лица — предпринимателя, подает документы в срок, определенный для вновь созданных работодателей.

Оригиналы документов предприятие предъявляет при подаче заявления. Если документы отправляются по почте, то копии документов необходимо заверить нотариально. Фонд на протяжении десяти рабочих дней после регистрации заказным письмом отправляет предприятию уведомление по форме № 2 «Справка о регистрации работодателя в отделении Фонда социальной защиты инвалидов» (утверждена

приказом № 98).

Датой регистрации работодателя в отделении Фонда

считается дата предоставления им вышеупомянутых документов, а при отправке их по почте — дата на почтовом штемпеле. При этом, забегая вперед, следует отметить, что ответственности работодателя за нерегистрацию в Фонде действующим законодательством не предусмотрено.

Кроме того, согласно

п. 2 Порядка подачи предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства, утвержденного постановлением № 70 (далее — Порядок подачи отчетности), работодатели ежегодно до 1 марта должны подавать (направлять заказным письмом) в отделения Фонда, в которых они зарегистрированы, отчеты о занятости и трудоустройстве инвалидов по ф. № 10-ПI, составленные согласно Инструкции № 42. При этом датой поступления отчета считается:

— если отчет в Фонд подавался нарочным — дата подачи (согласно отметке Фонда);

— если направлялся по почте — дата на почтовом штемпеле.

В

Инструкции № 42 указано, что отчет по ф. № 10-ПI предоставляют все предприятия, учреждения и организации, в том числе предприятия общественных организаций инвалидов, физические лица, которые используют наемный труд, у которых работает по основному месту работы от 8 и более лиц (п. 1.1). Еще раз отметим: данный отчет подается до 1 марта, следующего после отчетного периода (п. 2.1).

Учитывая, что 1 марта 2009 года — выходной день, последним днем подачи отчета по ф. № 10-ПI

за 2008 год будет 27 февраля 2009 года.

В соответствии с

п. 1.2, 1.3 Инструкции № 42 работодатели, которые имеют обособленные подразделения или принадлежат к числу хозяйственных объединений, в состав которых входят общественные организации инвалидов, заполняют сводный отчет по ф. № 10-ПI с учетом данных этих подразделений. Хозяйственные объединения, созданные в соответствии со ст. 19 Закона № 875 (в состав которых входят общественные организации инвалидов), вместе со сводным отчетом по ф. № 10-ПI предоставляют в Фонд следующие документы:

— отдельные отчеты по ф. № 10-ПI объединения и предприятий;

— перечень предприятий по форме

приложения к п. 1.3 Инструкции № 42;

— копии договоров, подтверждающие размещение на предприятии общественной организации инвалидов, которое входит в состав хозяйственного объединения, заказа на приобретение товаров (работ, услуг), платежных поручений по таким договорам, расчетов расходов на изготовление товаров (выполнение работ, предоставления услуг), которые подтверждают непосредственное изготовление товаров (выполнение работ, предоставления услуг) предприятием общественной организации инвалидов и включение в эти расходы заработной платы инвалидов, работающих на таком предприятии.

Сам по себе отчет по ф. № 10-ПI небольшой, основывается на таком количественном показателе, как среднеучетное количество штатных работников учетного состава за год. Об особенностях расчета этого показателя см. выше (раздел «Особенности расчета норматива рабочих мест для инвалидов»).

Обратите внимание: данные строки 01 «среднеучетное количество штатных работников учетного состава за год» отчета по ф. № 10-ПI, заполняемого на основании

Инструкции № 42, должны совпадать с соответствующими показателями государственного статистического наблюдения формы № 1-ПВ (срочная — квартальная) «Отчет по труду» за I — IV кварталы отчетного года, поскольку основываются на одной методологии расчета, осуществляемой в соответствии с п. 3.2 Инструкции № 286.

Отметим, что в случае, когда среднеучетное количество штатных работников предприятия за год меньше 8 лиц, отчет по ф. № 10-ПI по итогам отчетного года предприятие не подает и не регистрируется в Фонде: обязанности по трудоустройству инвалида нет, штрафы предприятие уплачивать не будет.

Пример заполнения отчета по ф. № 10-ПI см. далее в разделе «Ответственность».

 

Ответственность

Предприятия, на которых количество работающих инвалидов меньше рассчитанного в соответствии с требованиями

Закона № 875 норматива, ежегодно уплачивают в региональные отделения Фонда административно-хозяйственные санкции за каждое рабочее место, не занятое инвалидом.

За невыполнение «инвалидного» норматива»

ст. 20 Закона № 875 устанавливает административно-хозяйственные санкции в следующем размере:

— если среднеучетная численность работников за год составляла от 8 до 15 человек — половина средней годовой заработной платы на предприятии за рабочее место, не занятое инвалидом;

— если среднеучетная численность работников за год составляла более 15 человек — одна средняя годовая заработная плата за каждое рабочее место, не занятое инвалидом (в

письме от 27.04.2007 г. № 1/5-384 Фонд уточняет, что имеется в виду 15 человек включительно).

Уплата санкций является обязательной для всех предприятий

, независимо от отрасли и сферы деятельности (в том числе единоналожников — субъектов малого предпринимательства, избравших упрощенную систему налогообложения), за исключением:

1) предприятий, учреждений и организаций, полностью содержащихся за счет средств государственного или местных бюджетов (

ст. 20 Закона № 875, письмо Фонда от 05.03.07 г. № 1/5-208);

2) неприбыльных организаций (см. разъяснения

Фонда в письме от 26.04.2007 г. № 1/5-375 и от 06.07.2007 г. № 1/6-313);

3) представительств иностранных компаний (они не являются юрлицами, поэтому не обязаны выполнять норматив (см. разъяснения

Фонда в письме от 17.04.2006 г. № 06ю-75/667).

С 12.02.2007 г., т. е. с момента вступления в силу

постановления № 70, которым утвержден Порядок уплаты предприятиями (объединениями), учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов в отделения Фонда социальной защиты инвалидов, аккумуляции учета и использования этих средств (далее — Порядок уплаты санкций и пени), изменился подход к источнику погашения штрафных санкций. Если ранее (до вступления в силу Порядка) уплата санкций и пени производилась предприятиями за счет прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей), то теперь п. 3 Порядка уплаты санкций и пени указывает, что, если работодатель не получает прибыли, сумма административно-хозяйственных санкций уплачивается за счет других источников согласно законодательству. Это означает, что фактически убыточные предприятия, учреждения, организации не освобождаются от уплаты таких санкций.

Уплата санкций

осуществляется работодателями в отделения Фонда по месту их государственной регистрации до 15 апреля, следующего за годом, в котором допущено нарушение норматива. Исчисление конкретной суммы санкций производится работодателями самостоятельно согласно Инструкции № 42 и ст. 20 Закона № 875.

Сумма санкций конкретного предприятия за 2008 год указывается в строке 06 отчета по форме № 10-ПI, который должен быть подан до 1 марта 2009 года.

Например

, за отчетный 2008 год по предприятию данные отчета по ф. № 10-ПI таковы:

— среднеучетное количество штатных работников учетного состава предприятия — 120 лиц (строка 01);

— среднеучетное количество штатных работников учетного состава, которым установлена инвалидность, — 2 лица (строка 02);

— 4-процентный норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов — 5 лиц (120 х 0,04 = 4,8 лиц, т. е. показатель строки 03 равняется 5 лицам);

— фонд оплаты труда штатных работников — 1785,4 тыс. грн. (строка 04);

— среднегодовая заработная плата штатного работника: 1785,4 х 1000* : 120 = 14878,33 грн. (строка 05);

* Переводим в гривни (поскольку показатель строки 05 отчета по ф. № 10-ПI отражается в грн., а показатель строки 04 в тыс. грн., используем формулу, указанную в п. 3.6 Инструкции № 42).

— сумма административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов

(строка 06): (строка 03 - строка 02) х х строка 05 = (5 - 2) х 14878,33 = 44634,99 грн.

Таким образом, предприятие должно до 15 апреля 2009 года самостоятельно перечислить 44634,99 грн.

Если предприятие имеет обособленные подразделения без статуса юрлица, то административно-хозяйственные санкции уплачиваются централизованно юрлицом в территориальное отделение Фонда

по месту его регистрации. В письме от 09.02.2007 г. № 1/6-81 Фонд обращает внимание на то, что за несоблюдение «инвалидного» норматива обособленным подразделением штрафные санкции уплачиваются головным предприятием.

Уплата пени

работодателем предусмотрена ст. 20 Закона № 875 и Порядком уплаты санкций и пени в случае неуплаты санкций в установленный срок (просрочки уплаты санкций).

Пеня начисляется в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты за каждый календарный день просрочки.

Кроме административно-хозяйственных санкций, согласно

ч. 2 ст. 1881 КоАП невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и неподача работодателем отчетности в Фонд на должностных лиц, имеющих право принимать на работу и увольнять с работы, физических лиц, использующих наемный труд, влекут за собой наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.).

Статьей 255 КоАП

определено, что Минтруда и его органы при выявлении правонарушения составляют протокол об административном правонарушении, являющийся юридическим основанием для обращения в суд. Форма протокола об административном правонарушении и Порядок заполнения формы протокола об административных правонарушениях должностными лицами Фонда социальной защиты инвалидов и его территориальными отделениями утверждены приказом Минтруда от 14.03.2007 г. № 99. Решение о наложении штрафа выносится судом.

Несмотря на то что предприятия, учреждения и организации,

которые полностью содержатся за счет средств государственного или местного бюджетов, не уплачивают административно-хозяйственные санкции согласно ч. 1 ст. 20 Закона № 875, они не освобождаются от выполнения требований ст. 19 этого же Закона, т. е. должны выполнять норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Для определения отделениями Фонда выполнения такого норматива неприбыльные организации должны вместе с отчетом по ф. № 10-ПI подавать копию Решения ГНАУ о внесении, исключении, отказе по включению организации (учреждения) в Реестр неприбыльных организаций (учреждений).

В случае невыполнения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов на должностное лицо, которое наделено правом принимать на работу и увольнять с работы, налагается административный штраф в размере от 10 до 20 ннмдг согласно

ч. 2 ст. 1881 КоАП. Кроме этого, за неподачу отчета по ф. № 10-ПI в соответствующие отделения Фонда, в которых зарегистрированы такие организации и учреждения, на должностное лицо, которое обязано подавать такой отчет, налагается упомянутый выше штраф (письмо Фонда от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06).

 

Искренне надеемся, что наша статья поможет получить ответы на многие вопросы, возникающие у работодателей по трудоустройству инвалидов.

В следующих публикациях мы обязательно рассмотрим другие важные вопросы, в частности касающиеся оплаты труда инвалидов, предоставляемых им льгот и гарантий.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд