Нормы труда уборщиков служебных помещений

Редакция ОТ
Оплата труда Февраль, 2009/№ 4
В избранном В избранное
Печать
Статья

Нормы труда уборщиков служебных помещений

 

В статье освещается введение на предприятии, в учреждении, организации норм труда уборщиков служебных помещений. Формы документов, приведенные в статье, могут быть использованы для введения норм труда и по другим профессиям работников.

 

Станислав СОЛОМОНОВ, консультант по организации труда и заработной платы

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.

Межотраслевые нормы

численности работников — Межотраслевые нормы численности работников, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденные приказом Минтруда от 11.05.2004 г. № 105.

 

Межотраслевые нормы численности работников

устанавливают нормы труда обслуживающего персонала общественных зданий: гардеробщиков, лифтеров, сторожей, дворников, работников зеленого строительства, столяров, слесарей контрольно-измерительных приборов и автоматики, рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, операторов котельной, слесарей-сантехников, электромонтеров по обслуживанию и ремонту электрооборудования. Наиболее широко в этом документе представлены нормы труда для уборщиков служебных помещений:

— нормы времени на отдельные работы, выполняемые уборщиками служебных помещений (в том числе на мытье пола в служебных помещениях; на мытье лестниц и поручней; на мытье пола в туалете; на протирку полов в служебных помещениях; на протирку полов в коридорах; на протирку лестниц и поручней; на протирку пола в туалете; на подметание пола в служебных помещениях; на подметание пола в коридорах; на подметание лестничных клеток; на подметание пола в туалете);

— нормы обслуживания;

— нормативы численности.

Эти нормы по технологии и составу нормируемой работы могут применяться

для принятия ряда эффективных организационных решений.

Во-первых, разработка и утверждение нормативной численности уборщиков служебных помещений дает возможность оптимизировать штатное расписание, устанавливать или отменять неполное рабочее время, совмещение профессий, расширение зоны обслуживания.

Во-вторых, при введении норм обслуживания (норм выработки) уборки помещений могут устанавливаться сменные нормированные задания, выполнение которых будет являться показателем премирования.

В-третьих, введение норм времени на уборку помещений — основа утверждения расценок по видам работ, поскольку сдельная оплата труда стимулирует труд работников-совместителей (в том числе внутренних совместителей) и работников, выполняющих эти работы по договору подряда.

Введение норм труда в соответствии со

ст. 86 КЗоТ производится собственником или уполномоченным им органом по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем). При этом собственник или уполномоченный им орган должен разъяснить работникам причины пересмотра норм труда, а также условия, при наличии которых могут применяться новые нормы. О введении новых и изменении действующих норм труда собственник или уполномоченный им орган извещает работников не позднее чем за один месяц до введения.

Введение норм труда —

это изменение в организации производства и труда. Выполнение работы по нормам труда вместо ненормируемой — это, в конечном счете, изменение существенных условий труда. Такое изменение условий труда регулируется ч. 3 ст. 32 КЗоТ, согласно которой об изменении существенных условий труда работник должен быть поставлен в известность не позднее чем за два месяца. Если прежние существенные условия труда не могут быть сохранены, а работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то в соответствии с ч. 4 ст. 32 КЗоТ трудовой договор прекращается по п. 6 ст. 36 КЗоТ.

При этом собственник или уполномоченный им орган решает вопросы форм оплаты труда и режима рабочего времени совместно с выборным органом первичной профсоюзной организации (

пп. 3, 4 ч. 1 ст. 247 КЗоТ).

С учетом действующих законодательных норм

примерный пакет документов по введению на предприятии норм труда, в частности для уборщиков служебных помещений, состоит из таких информационных и распорядительных документов:

а) на этапе подготовки введения норм труда:

— заявки председателю профсоюзного комитета от руководителя предприятия о согласовании введения норм труда;

— выписки из протокола заседания профсоюзного комитета предприятия с решением о согласовании введения норм труда;

— приказа по предприятию о подготовке введения норм труда с извещением об этом работников за один месяц;

б) на этапе введения норм труда, подготовки кадровых решений и изменений существенных условий труда — приказов по предприятию о внесении изменений в:

— организацию производства и труда (о введении норм труда);

— штатную численность предприятия (о сокращении или увеличении численности работников);

в) на этапе принятия кадровых решений — приказов по предприятию о:

— приеме на работу при превышении нормативной численности над фактической;

— увольнении работников при превышении фактической численности над нормативной;

г) на этапе изменения существенных условий труда — приказов по предприятию (по установлению неполного рабочего времени, совмещению профессий и т. п.).

В приложениях 1 — 4 приведем примерный пакет документов о введении на условном предприятии норм труда уборщиков служебных помещений.

Обращаем внимание на то, что в приказе о подготовке введения норм труда (

приложение 3) определяется круг вводимых норм: утверждаются условия организации труда уборщиков служебных помещений и расчет их нормативной численности для небольшого офиса (состоящего из 4-х комнат, зала заседаний, вестибюля, коридора, лестницы и 2-х туалетов). Кроме того, предлагаемым приказом утверждается график периодичности выполнения работ по уборке помещений, предусмотренный условиями организации труда. Ориентиром для разработки этого графика послужила повторяемость выполнения основных работ по уборке помещений, рекомендованная в переизданном в Украине (Краматорск, 2001) сборнике Нормативов времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений (Москва, ЦБНТ, 1990).

Предлагаемые документы могут быть использованы для введения норм труда и по другим профессиям работников.

 

 

Приложение 1

 

Председателю профсоюзного комитета

ОАО «Запорожский элеватор»

Савченко Н. И.

председателя правления акционерного общества

Козака Д. И.

 

ЗАЯВКА

о согласовании введения норм труда

уборщиков служебных помещений

 

С целью создания условий для высокопроизводительной работы уборщиков служебных помещений с использованием норм труда на эти работы, предусмотренных Межотраслевыми нормами численности работников, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Минтруда от 11.05.2004 г. № 105, а также в соответствии со

ст. 86 КЗоТ прошу согласования у профсоюзного комитета на введение норм труда уборщиков служебных помещений.

Проект соответствующего приказа прилагается к заявке.

22.12.2008 г.

 

Председатель правления

Козак Д. И. Козак

 

 

Приложение 2

ЗАПОРОЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ

АПК УКРАИНЫ

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ОАО «ЗАПОРОЖСКИЙ ЭЛЕВАТОР»

 

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА

 

25.12.2008 г. 

г. Запорожье № 10

 

Заседание профсоюзного комитета

 

Председатель — Савченко Н. И.

Секретарь — Довгань Г. П.

Присутствующие: Федорчук В. П., Белая З. Г., Рыбчинская К. П.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Согласование в соответствии со ст. 86 КЗоТ введения норм труда уборщиков служебных помещений.

СЛУШАЛИ:

Главный экономист Голуб Т. П. выступила с информацией о заявке председателя правления акционерного общества от 22.12.2008 г. о согласовании введения норм труда уборщиков служебных помещений, предусмотренных соответствующими межотраслевыми нормами численности работников.

ПОСТАНОВИЛИ:

С учетом обоснованности норм труда уборщиков служебных помещений и с целью создания условий для их высокопроизводительной работы согласовать введение норм труда уборщиков служебных помещений.

 

Председатель

Савченко Н. И. Савченко

Секретарь

 Довгань Г. П. Довгань

Согласно оригиналу

   

Секретарь

Довгань Г. П. Довгань

 

25.12.2008 г.

 

 

Приложение 3

ОАО «Запорожский элеватор»

 

ПРИКАЗ

 

12.01.2009 г. 

г. Запорожье  № 2-ОД

 

О подготовке введения на предприятии

норм труда уборщиков служебных помещений

 

С целью оптимизации работы уборщиков служебных помещений по нормам труда, а также руководствуясь ст. 86 КЗоТ, по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Использовать при введении норм труда уборщиков служебных помещений соответствующие нормы, предусмотренные Межотраслевыми нормами численности работников, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденные приказом Минтруда от 11.05.2004 г. № 105.

2. Утвердить:

2.1. Условия организации труда уборщиков служебных помещений — приложение 1 к приказу.

2.2. График периодичности выполнения работ по уборке помещений — приложение 2 к приказу.

2.3. Расчет нормативной численности уборщиков служебных помещений по нормам обслуживания — приложение 3 к приказу.

3. Инспектору по кадрам Сидоренко В. К. известить в трехдневный срок работников аппарата управления предприятия о предстоящем (не ранее чем через месяц после извещения) введении норм труда уборщиков служебных помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего приказа.

4. Главному экономисту Голуб Т. П. разъяснить работникам условия, при которых будут применяться нормы труда.

Основания: 1. Докладная записка главного экономиста Голуб Т. П. от 26.12.2008 г.

2. Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета предприятия от 25.12.2008 г.

 

Председатель правления

Козак Д. И. Козак

 

Визы

С приказом ознакомлены

К делу № ________

(

должность, подпись, инициалы и фамилия исполнителя)

(дата)

 

 

 

Приложение 1 к приказу

по ОАО «Запорожский

элеватор» от 12.01.2009 г. № 2-ОД

 

Условия организации труда уборщиков служебных помещений

 

Рабочее место должно быть оборудовано шкафом для хранения комплекта хозинвентаря, мерной тары (для приготовления моющего раствора) и приспособлений для уборки, а также инструкцией по приготовлению моющих растворов и графиком периодичности уборки.

Для поддержания чистоты в помещениях выполняется сухая, влажная уборка, мытье, чистка и прочие работы.

В начале смены уборщик доставляет к месту работы необходимые средства и приспособления — веник, щетку, тряпку, ведро, совок, моющие средства, по окончании уборки относит их к месту хранения.

При уборке помещений корзины с бумагой опорожняются в специальную тару, протирается мебель, панели, подоконники, батареи, двери, стены, вытирается пол и выполняются прочие работы, связанные с содержанием в чистоте помещений.

При влажной уборке тряпка периодически смачивается в воде и отжимается.

Раствор из моющих средств готовится уборщиком. Вода и моющий раствор периодически меняются.

При мытье пола с передвижением мебели следует отодвинуть мебель, вымыть пол, меняя периодически моющий раствор или воду, и поставить мебель на место.

Собранный в процессе уборки мусор выносится ведрами, мешками, на ручных тележках в специально отведенные места.

При уборке помещений применяются ручные средства уборки. При уборке пыли, чистке ковровых покрытий, дорожек, мягких стульев применяются пылесосы.

 

Заведующий хозяйством

Сомов  В. Г. Сомов

 

 

Приложение 2 к приказу по ОАО «Запорожский

элеватор» от 12.01.2009 г. № 2-ОД

 

График периодичности выполнения работ по уборке помещений

№ п/п

Объекты уборки

Вид уборки

Периодичность выполнения работ

1

2

3

4

1

Пол

Уборка пыли пылесосом или подметание влажным веником

Ежедневно

Влажная протирка

Один раз в неделю

Мытье (кроме паркетного пола без лакового покрытия)

Один раз в месяц

2

Мебель и инвентарь для помещений, в т. ч.: стол (письменный, для заседаний, телефонный, журнальный, компьютерный и т. п.)

Сухая протирка

Ежедневно

Влажная протирка

Один раз в неделю

стул

То же

То же

шкаф (конторский, для верхней одежды и т. д.)

Сухая протирка

Ежедневно

книжная полка

Сухая протирка

Ежедневно

сейф

Сухая протирка

Через день

стенд

Сухая протирка

Один раз в неделю

вешалка-стойка с круглой подставкой

Сухая протирка

Один раз в неделю

настольный вентилятор

Сухая протирка

Ежедневно

телефон

Сухая протирка

Ежедневно

компьютер с периферийными устройствами

Сухая протирка

Через день

репродуктор

Сухая протирка

Один раз в неделю

настольная лампа

Сухая протирка

Через день

календарь настольный

Сухая протирка

Через день

подставка для бумаг

Сухая протирка

Через день

ковер

Уборка пыли пылесосом

Ежедневно

мягкое кресло

Уборка пыли пылесосом

Один раз в неделю

мягкий диван

Уборка пыли пылесосом

2 раза в месяц

3

Окрашенные поверхности, в т. ч.: двери

Влажная протирка

4 раза в год

оконные блоки с подоконниками

Влажная протирка

Один раз в неделю

обогревательные приборы (радиаторы)

Влажная протирка

4 раза в год

стены

Влажная протирка

2 раза в год

потолок

Обметание пыли

2 раза в год

4

Санитарный узел, в т. ч.: пол

Влажная протирка

Ежедневно

Мытье

1 раз в неделю

раковина

Влажная протирка

Ежедневно

унитазы

Влажная протирка

Ежедневно

писсуары

Влажная протирка

Ежедневно

сушилка для полотенца

Влажная протирка

1 раз в неделю

стены кафельные

Влажная протирка

1 раз в неделю

Мытье

4 раза в год

5

Малоценный инвентарь, в т. ч.: графин с подносом

Мытье

Ежедневно

стакан

Мытье

Ежедневно

пепельница

Мытье

Ежедневно

портреты, картины

Влажная протирка

1 раз в месяц

урна для бумаг

Опорожнение

Ежедневно

зеркала

Чистка

1 раз в неделю

6

Окна (открывающиеся в помещение)

Мытье

2 раза в год

 

Заведующий хозяйством

Сомов В. Г. Сомов

 

 

Приложение 3 к приказу по ОАО «Запорожский

элеватор» от 12.01.2009 г. № 2-ОД

 

Расчет нормативной численности уборщиков служебных помещений по нормам обслуживания, предусмотренным Межотраслевыми нормативами численности работников

 

№ п/п

Наименование помещения, показатели, уточняющие норматив

Площадь, занимаемая предметами, расположенными в помещении, кв. м

Площадь помещения, объекта, кв. м

Коэффициент заставленности (гр. 3 : гр. 4)

Норма обслуживания на одного уборщика в смену, кв. м площади

Нормативная численность уборщиков в смену (гр. 4 : гр. 6), чел.

1

2

3

4

5

6

7

1

Кабинет начальника (пол деревянный окрашенный)

13,5

30

0,45

432

0,07

2

Комната № 1 (пол деревянный окрашенный)

5,4

18

0,3

518,4

0,03

3

Комната № 2 (пол деревянный окрашенный)

10,5

25

0,42

432

0,06

4

Комната № 3 (пол деревянный окрашенный)

10,8

36

0,3

518,4

0,07

5

Зал заседаний (пол деревянный окрашенный)

35

50

0,7

648,0

0,08

6

Вестибюль (пол деревянный окрашенный)

6

20

0,3

1036,8

0,02

7

Коридор (пол деревянный окрашенный)

9

30

0,3

1036,8

0,03

8

Лестница (пол бетонированный окрашенный)

20

749 (788,4 х 0,95)*

0,03

9

Туалет женский, пол кафельный, 2 унитаза (при норме 3), 1 раковина (при норме 2)

10

202,3 (216 х 0,9 х 1,02 х 1,02)*

0,05

10

Туалет мужской, пол кафельный, 2 унитаза (при норме 3), 1 писсуар (при норме 3), 1 раковина (при норме 2)

10

194,6 (199,8 х 0,9 х 1,02 х 1,02 х 1,02 х 1,02)*

0,05

11

Итого явочная численность уборщиков в смену

0,49

12

Коэффициент, учитывающий невыходы на работу (болезнь, ежегодные отпуска и т. д.)

1,15

13

Нормативная списочная численность уборщиков (стр.11 х стр.12) 0,49 х 1,15 = 0,56 0,6

0,6

* 0,9 и 0,95 — коэффициенты, учитывающие вид пола; 1,02 — коэффициент, учитывающий уменьшение количества санитарно-технического оборудования по сравнению с нормой.

 

Главный экономист

 Голуб Т. П. Голуб

 

 

Приложение 4

 

ОАО «Запорожский элеватор»

 

ПРИКАЗ

16.02.2009 г. 

г. Запорожье № 14-ОД

 

О введении норм труда уборщиков

служебных помещений

 

В связи с истечением месячного срока извещения работников предприятия о введении норм труда уборщиков служебных помещений, а также руководствуясь ч. 3 ст. 86 КЗоТ,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести с 16.02.2009 г. изменения в организацию производства и труда:

1.1. Ввести нормы труда уборщиков служебных помещений, предусмотренные Межотраслевыми нормами численности работников, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденные приказом Минтруда от 11.05.2004 г. № 105.

1.2. Введение норм труда, указанных в п.п. 1.1 настоящего приказа, обеспечить согласно условиям организации труда, графику периодичности выполнения работ и нормативной численности уборщиков служебных помещений, утвержденных приказом по предприятию от 12.01.2009 г. № 2-ОД.

2. Главному экономисту Голуб Т. П. на основе сопоставления фактической и нормативной численности уборщиков служебных помещений в срок до 20.02.2009 г. подать предложения о внесении соответствующих изменений в штатное расписание предприятия и существенные условия труда.

Председатель правления 

Козак Д. И. Козак

 

Визы

С приказом ознакомлены

К делу № ________

(

должность, подпись, инициалы и фамилия исполнителя)

(дата)

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд