Темы статей
Выбрать темы

Новации в Фонде социальной защиты инвалидов

Редакция ОТ
Статья

Новации в Фонде социальной защиты инвалидов

 

Совсем недавно Кабинет Министров Украины

внес ряд изменений в нормативную базу для работодателей, в штате которых работают инвалиды или которые согласно законодательству должны предоставлять рабочие места для инвалидов. Об этих нововведениях и пойдет речь в статье.

 

Наталья ИВЛЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Постановлением КМУ «О внесении изменений в порядки, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 31 января 2007 г. № 70» от 03.09.2009 г. № 930 внесены изменения в шесть порядков. Сразу же отметим, что такие изменения уже вступили в действие с 14 сентября 2009 года.

Так, претерпели поправки:

1.

Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд.

Теперь вновь созданные работодатели — предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, которые используют наемный труд и у которых количество работающих, для которых это место работы является основным, увеличилось до восьми и более человек, — регистрируются в отделении Фонда социальной защиты инвалидов (далее — Фонд)

до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения количества работающих.

Обратим внимание на то, что ранее срок регистрации был ограничен десятью днями после государственной регистрации работодателей. Хотя Фонд и ранее признавал, что эта норма на практике фактически не работает. В своем

письме от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06 Фонд допускал, что работодатель, не зарегистрированный в соответствующем отделении, может зарегистрироваться перед подачей отчета.

Объясним такой лояльный подход следующим. Регистрируются в Фонде только те работодатели, которые должны предоставлять отчет по форме № 10-ПI и которые в принципе должны соблюдать норматив по трудоустройству инвалидов (показатель среднеучетного количества штатных работников) — по основному месту работы за год должно быть оформлено восемь и более человек. Следовательно, рассчитать величину указанного показателя возможно только по завершении календарного года.

Таким образом, теперь дата регистрации в Фонде (до 1 февраля

года, следующего за годом создания или увеличения количества работающих), по нашему мнению, установлена совершенно справедливо.

Следует также отметить, что работодатель — юридическое лицо, у которого изменилось наименование или местонахождение, должен подать заявление, копии свидетельства и справки

в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации изменений к учредительным документам.

 

2. Порядок подачи предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства.

КМУ уточнил, что предоставление в Фонд копии справки органа государственной налоговой службы о включении в реестр неприбыльных учреждений требуется только для тех работодателей, которые

полностью содержатся за счет бюджетных средств. Напомним, что такая справка подается вместе с отчетом по форме № 10-ПI.

3. Порядок зачисления количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в норматив таких рабочих мест в хозяйственных объединениях, в состав которых входят предприятия общественных организаций инвалидов.

Сразу заметим, что данным

Порядком руководствуется довольно ограниченный круг работодателей. Тем более что в соответствующий документ внесено единственное дополнение, имеющее, на наш взгляд, формальный характер.

Как следует из поправки, при реализации

Порядка в части составления отчетности по форме № 10-ПI соответствующим хозяйствующим субъектам следует соблюдать особые предписания Инструкции по заполнению формы № 10-ПI (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденной приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42.

Следует также напомнить, что вопросы реализации этого

Порядка были рассмотрены в письме Фонда от 01.10.2008 г. № 1/5-1003/06.

 

4.

Порядок уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Норма в отношении сроков уплаты санкций за невыполнение «инвалидного» норматива осталась прежней. Работодатели уплачивают сумму административно-хозяйственных санкций отделениям Фонда до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Единственное существенное изменение в этом

Порядке — это то, что теперь органы Государственного казначейства по запросу информируют отделение Фонда о сумме административно-хозяйственных санкций и пени, поступивших в государственный бюджет. Ранее органы Госказначейства ежеквартально информировали Фонд о поступивших суммах.

 

5.

Порядок использования суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, поступивших в государственный бюджет.

В изменениях появились новые направления использования административно-хозяйственных санкций и пени, в том числе на предоставление финансовой помощи (возвратной и безвозвратной) работодателям для создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

КМУ уточнил, что

финансовая помощь на возвратной основе и целевая ссуда предоставляются работодателям, которые выполнили «инвалидный» норматив и в году обращения или в году, который предшествует ему, получили финансовую помощь на безвозвратной основе.

Кроме того, у таких работодателей численность штатных работников не должна превышать 8 человек, а сумма санкций и пени должна быть уплачена полностью.

А вот

безвозвратная финансовая помощь предоставляется только тем работодателям, которые выполнили «инвалидный» норматив и в году обращения за помощью не получали в отделении Фонда помощь на безвозвратной основе по аналогичному направлению использования средств.

Основаниями для отказа в выдаче финансовой помощи может послужить, в частности, то, что работодатель:

— не предоставил в Фонд отчет по форме № 10-ПI в течение последнего года;

— уменьшил численность (штат) работающих инвалидов;

— нарушил в течение шести месяцев, предшествующих месяцу рассмотрения вопроса о предоставлении такой помощи,

законы Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.02.2000 г. № 1533-III, «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-XII, в результате чего к нему применены санкции.

Средства финансовой помощи и целевого займа перечисляются на счета работодателей, открытые в органах Госказначейства.

Работодатели, получившие такие средства,

ежеквартально должны отчитываться об их использовании. Срок подачи отчета об использовании средств определяется условиями соответствующего договора и составляет не менее трех лет с даты завершения его выполнения.

Отметим, что рабочие места для трудоустройства инвалидов, созданные за счет средств предоставленной отделением Фонда финансовой помощи и целевого займа, не могут быть сокращены

в течение трех лет с даты завершения выполнения условий договора о предоставлении финансовой помощи и целевого займа.

Также следует обратить внимание на такой момент.

Напомним, что

абз. 6 ч. 6 ст. 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-ХII предусмотрена возможность предоставления работодателям дотаций на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, зарегистрированных безработными.

Кроме того, в этом же

Законе имеется специальная ст. 181, во исполнение которой постановлением КМУ от 27.12.2006 г. № 1836 утвержден Порядок предоставления дотаций работодателю за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов на создание специальных рабочих мест для инвалидов, зарегистрированных в государственной службе занятости (далее — Порядок № 1836).

В обновленном

Порядке введены понятия «финансовая помощь» (на возвратной основе, целевой заем и предоставление обычному работодателю финансовой помощи на безвозвратной основе).

Остается открытым вопрос: можно ли отождествлять понятие «финансовая помощь» с понятием «дотации», приведенном в

Порядке № 1836. Для более уверенных выводов придется дождаться разъяснений Фонда, поскольку п. 9 комментируемого Порядка предусмотрено утверждение Министерством труда соответствующей инструкции.

 

6.

Порядок проведения проверки предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд.

Плановые визиты проверяющих из Фонда соцзащиты инвалидов будут более длительными: увеличены сроки их проведения.

При плановой проверке юридических лиц — это 15 рабочих дней (внеплановой — 10 рабочих дней), а субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней (внеплановой — 2 рабочих дня). Ранее срок проведения проверки (плановой и внеплановой) не должен был превышать 3 рабочих дней, а в исключительных случаях мог быть продлен еще на такой же срок. Впрочем, есть и хорошая новость: продлевать сроки проведения плановой и внеплановой проверки не допускается.

Уведомлять работодателя о начале проведения плановой проверки Фонд может не только в письменной форме

заказным письмом, но и по телефону (телефонограммой). Отсутствие уведомления является основанием к недопуску для проведения проверки. Напомним, что такое уведомление осуществляется не позже чем за 10 дней до начала плановой проверки.

К основаниям, дающим право на проведение внеплановой проверки работодателя, добавилось обращение физических или юридических лиц о нарушении работодателем требований законодательства. В новой редакции

п. 5 комментируемого Порядка отсутствуют основания для внеплановой выездной проверки по требованию контрольно-ревизионных, налоговых, правоохранительных органов и прокуратуры.

Документом предусмотрено, что в случае несогласия с выводами, изложенными в акте проверки, работодатель должен подписать его с возражениями. Раньше в таких случаях подписывался акт, а пояснения и возражения предоставлялись к акту в письменном виде или направлялись по почте в течение 3 рабочих дней после его подписания.

По нашему мнению, замечания можно изложить и предоставить и после подписания акта. При этом рекомендуем сделать пометку: «Акт подписан с возражениями, которые будут предоставлены позже».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше