Новации в Фонде социальной защиты инвалидов
Совсем недавно Кабинет Министров Украины
внес ряд изменений в нормативную базу для работодателей, в штате которых работают инвалиды или которые согласно законодательству должны предоставлять рабочие места для инвалидов. Об этих нововведениях и пойдет речь в статье.
Наталья ИВЛЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Постановлением КМУ «О внесении изменений в порядки, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 31 января 2007 г. № 70» от 03.09.2009 г. № 930 внесены изменения в шесть порядков. Сразу же отметим, что такие изменения уже вступили в действие с 14 сентября 2009 года.
Так, претерпели поправки:
1.
Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд.Теперь вновь созданные работодатели — предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, которые используют наемный труд и у которых количество работающих, для которых это место работы является основным, увеличилось до восьми и более человек, — регистрируются в отделении Фонда социальной защиты инвалидов (далее — Фонд)
до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения количества работающих.Обратим внимание на то, что ранее срок регистрации был ограничен десятью днями после государственной регистрации работодателей. Хотя Фонд и ранее признавал, что эта норма на практике фактически не работает. В своем
письме от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06 Фонд допускал, что работодатель, не зарегистрированный в соответствующем отделении, может зарегистрироваться перед подачей отчета.Объясним такой лояльный подход следующим. Регистрируются в Фонде только те работодатели, которые должны предоставлять отчет по форме № 10-ПI и которые в принципе должны соблюдать норматив по трудоустройству инвалидов (показатель среднеучетного количества штатных работников) — по основному месту работы за год должно быть оформлено восемь и более человек. Следовательно, рассчитать величину указанного показателя возможно только по завершении календарного года.
Таким образом, теперь дата регистрации в Фонде (до 1 февраля
года, следующего за годом создания или увеличения количества работающих), по нашему мнению, установлена совершенно справедливо.Следует также отметить, что работодатель — юридическое лицо, у которого изменилось наименование или местонахождение, должен подать заявление, копии свидетельства и справки
в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации изменений к учредительным документам.
2. Порядок подачи предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства.
КМУ уточнил, что предоставление в Фонд копии справки органа государственной налоговой службы о включении в реестр неприбыльных учреждений требуется только для тех работодателей, которые
полностью содержатся за счет бюджетных средств. Напомним, что такая справка подается вместе с отчетом по форме № 10-ПI.3. Порядок зачисления количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в норматив таких рабочих мест в хозяйственных объединениях, в состав которых входят предприятия общественных организаций инвалидов.
Сразу заметим, что данным
Порядком руководствуется довольно ограниченный круг работодателей. Тем более что в соответствующий документ внесено единственное дополнение, имеющее, на наш взгляд, формальный характер.Как следует из поправки, при реализации
Порядка в части составления отчетности по форме № 10-ПI соответствующим хозяйствующим субъектам следует соблюдать особые предписания Инструкции по заполнению формы № 10-ПI (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденной приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42.Следует также напомнить, что вопросы реализации этого
Порядка были рассмотрены в письме Фонда от 01.10.2008 г. № 1/5-1003/06.
4.
Порядок уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.Норма в отношении сроков уплаты санкций за невыполнение «инвалидного» норматива осталась прежней. Работодатели уплачивают сумму административно-хозяйственных санкций отделениям Фонда до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Единственное существенное изменение в этом
Порядке — это то, что теперь органы Государственного казначейства по запросу информируют отделение Фонда о сумме административно-хозяйственных санкций и пени, поступивших в государственный бюджет. Ранее органы Госказначейства ежеквартально информировали Фонд о поступивших суммах.
5.
Порядок использования суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, поступивших в государственный бюджет.В изменениях появились новые направления использования административно-хозяйственных санкций и пени, в том числе на предоставление финансовой помощи (возвратной и безвозвратной) работодателям для создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
КМУ уточнил, что
финансовая помощь на возвратной основе и целевая ссуда предоставляются работодателям, которые выполнили «инвалидный» норматив и в году обращения или в году, который предшествует ему, получили финансовую помощь на безвозвратной основе.Кроме того, у таких работодателей численность штатных работников не должна превышать 8 человек, а сумма санкций и пени должна быть уплачена полностью.
А вот
безвозвратная финансовая помощь предоставляется только тем работодателям, которые выполнили «инвалидный» норматив и в году обращения за помощью не получали в отделении Фонда помощь на безвозвратной основе по аналогичному направлению использования средств.Основаниями для отказа в выдаче финансовой помощи может послужить, в частности, то, что работодатель:
— не предоставил в Фонд отчет по форме № 10-ПI в течение последнего года;
— уменьшил численность (штат) работающих инвалидов;
— нарушил в течение шести месяцев, предшествующих месяцу рассмотрения вопроса о предоставлении такой помощи,
законы Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.02.2000 г. № 1533-III, «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-XII, в результате чего к нему применены санкции.Средства финансовой помощи и целевого займа перечисляются на счета работодателей, открытые в органах Госказначейства.
Работодатели, получившие такие средства,
ежеквартально должны отчитываться об их использовании. Срок подачи отчета об использовании средств определяется условиями соответствующего договора и составляет не менее трех лет с даты завершения его выполнения.Отметим, что рабочие места для трудоустройства инвалидов, созданные за счет средств предоставленной отделением Фонда финансовой помощи и целевого займа, не могут быть сокращены
в течение трех лет с даты завершения выполнения условий договора о предоставлении финансовой помощи и целевого займа.Также следует обратить внимание на такой момент.
Напомним, что
абз. 6 ч. 6 ст. 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-ХII предусмотрена возможность предоставления работодателям дотаций на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, зарегистрированных безработными.Кроме того, в этом же
Законе имеется специальная ст. 181, во исполнение которой постановлением КМУ от 27.12.2006 г. № 1836 утвержден Порядок предоставления дотаций работодателю за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов на создание специальных рабочих мест для инвалидов, зарегистрированных в государственной службе занятости (далее — Порядок № 1836).В обновленном
Порядке введены понятия «финансовая помощь» (на возвратной основе, целевой заем и предоставление обычному работодателю финансовой помощи на безвозвратной основе).Остается открытым вопрос: можно ли отождествлять понятие «финансовая помощь» с понятием «дотации», приведенном в
Порядке № 1836. Для более уверенных выводов придется дождаться разъяснений Фонда, поскольку п. 9 комментируемого Порядка предусмотрено утверждение Министерством труда соответствующей инструкции.
6.
Порядок проведения проверки предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд.Плановые визиты проверяющих из Фонда соцзащиты инвалидов будут более длительными: увеличены сроки их проведения.
При плановой проверке юридических лиц — это 15 рабочих дней (внеплановой — 10 рабочих дней), а субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней (внеплановой — 2 рабочих дня). Ранее срок проведения проверки (плановой и внеплановой) не должен был превышать 3 рабочих дней, а в исключительных случаях мог быть продлен еще на такой же срок. Впрочем, есть и хорошая новость: продлевать сроки проведения плановой и внеплановой проверки не допускается.
Уведомлять работодателя о начале проведения плановой проверки Фонд может не только в письменной форме
заказным письмом, но и по телефону (телефонограммой). Отсутствие уведомления является основанием к недопуску для проведения проверки. Напомним, что такое уведомление осуществляется не позже чем за 10 дней до начала плановой проверки.К основаниям, дающим право на проведение внеплановой проверки работодателя, добавилось обращение физических или юридических лиц о нарушении работодателем требований законодательства. В новой редакции
п. 5 комментируемого Порядка отсутствуют основания для внеплановой выездной проверки по требованию контрольно-ревизионных, налоговых, правоохранительных органов и прокуратуры.Документом предусмотрено, что в случае несогласия с выводами, изложенными в акте проверки, работодатель должен подписать его с возражениями. Раньше в таких случаях подписывался акт, а пояснения и возражения предоставлялись к акту в письменном виде или направлялись по почте в течение 3 рабочих дней после его подписания.
По нашему мнению, замечания можно изложить и предоставить и после подписания акта. При этом рекомендуем сделать пометку: «Акт подписан с возражениями, которые будут предоставлены позже».