Темы статей
Выбрать темы

О некоторых вопросах организации деятельности центров занятости при приеме отчетности в электронном виде

Редакция ОТ
Приказ от 12.03.2009 г. № 17

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ

О

некоторых вопросах организации деятельности центров занятости при приеме отчетности в электронном виде

Приказ от 12.03.2009 г. № 17

(извлечение)

 

С целью организации деятельности центров занятости при приеме отчетов в электронном виде приказываю:

1. Внести изменения в пункт 1 приказа № 97 от 04.12.2007 г. «О внесении изменений в приказ от 23.10.2007 г. № 78», изложив в новой редакции Временный порядок подачи электронных отчетов в органы исполнительной дирекции Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (приложение 1).

2. Внести изменения в пункт 1 приказа № 42 «О внесении изменений и дополнений в приказ от 23.10.2007 г. № 78», изложив его в новой редакции: «1. Ввести с 22.10.2007 г. по 22.10.2010 г. эксперимент по подаче электронных отчетов в органы Исполнительной дирекции Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы в соответствии с приложением» (приложение 2).*

* Не публикуется. —

Примеч. ред.

<…>

Директор В. Галицкий

 

 

Приложение 1

Утверждено приказом Государственного центра занятости от 12.03.2009 г. № 17

Временный порядок подачи электронных отчетов в органы Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы

 

1. Общие положения

1.1. Настоящий Временный порядок разработан в соответствии с законами Украины «Об электронных документах и электронном документообороте», «Об электронной цифровой подписи», «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», «О занятости населения», а также Порядком применения электронной цифровой подписи органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями государственной формы собственности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28.10.2004 г. № 1452.

1.2. Настоящий Временный порядок определяет общие принципы организации информационного обмена при подаче страхователями электронных отчетов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (далее — Фонд).

1.3. В этом Временном порядке термины употребляются в следующем значении:

отчет

— документальные сведения, которые создаются и подаются страхователями в сроки, в порядке и по форме, определенным законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы и занятости населения;

электронный документ в системе электронной отчетности

— электронный отчет или электронная квитанция в соответствующем формате электронного отчета (квитанции);

электронный отчет

— отчет, формируемый страхователем с помощью специализированного программного обеспечения и надежного средства электронной цифровой подписи в системе электронной отчетности;

электронная квитанция

— сообщение об определенном электронном отчете, которое формируется с помощью специализированного программного обеспечения и надежного средства электронной цифровой подписи в системе электронной отчетности;

формат электронного отчета (квитанции)

— формализованное описание состава и структуры данных отчета или квитанции, включая описание электронной цифровой подписи, которая делает отчет или квитанцию электронными документами, пригодными для обработки специализированным программным обеспечением системы электронной отчетности;

специализированное программное обеспечение

— программное обеспечение, предназначенное для создания (при взаимодействии с надежным средством электронной цифровой подписи), отправления, получения и обработки электронных документов в системе электронной отчетности согласно настоящему Временному порядку;

подача электронных отчетов

— определенная настоящим Временным порядком последовательность действий субъектов электронной отчетности, направленных на отправление и получение электронных отчетов и электронных квитанций в пределах системы электронной отчетности;

система электронной отчетности

— совокупность организационно-правовых мероприятий, технических условий, информационно-телекоммуникационных систем и электронных средств субъектов электронной отчетности, обеспечивающая подачу электронных отчетов страхователями;

субъекты электронной отчетности

— страхователи, центр обработки электронных отчетов, базовые центры занятости, аккредитованные центры сертификации ключей, другие юридические лица, являющиеся отдельными субъектами электронного документооборота в соответствии с Законом Украины «Об электронных документах и электронном документообороте»;

квитанция о подаче электронного отчета (первая квитанция)

— электронная квитанция, создаваемая для подтверждения даты и времени подачи электронного отчета страхователем;

квитанция об отклонении электронного отчета (вторая квитанция)

— электронная квитанция, создаваемая центром обработки электронных отчетов для отказа страхователю в приеме электронного отчета в случае неудачных результатов входных проверок;

квитанция о приеме электронного отчета (вторая квитанция)

— электронная квитанция, создаваемая базовым центром занятости в случае успешной обработки данных электронного отчета рабочим органом Фонда для подтверждения даты и времени приема электронного отчета;

квитанция о доработке электронного отчета (вторая квитанция)

— электронная квитанция, которая создается базовым центром занятости в случае неудачных результатов обработки данных, полученных из электронного отчета, для сообщения страхователю о необходимости доработки и повторно подачи электронного отчета;

базовый центр занятости

— рабочий орган Исполнительной дирекции Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, входящий в состав автоматизированной информационной системы Фонда и использующий в работе данные из поданных электронных отчетов;

страхователи

— работодатели и другие юридические или физические лица, которые в соответствии с законами Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» и «О занятости населения» обязаны подавать отчеты в рабочие органы Исполнительной дирекции Фонда;

центр обработки электронных отчетов

— структурное подразделение Исполнительной дирекции Фонда, которое входит в состав автоматизированной информационной системы Фонда и выполняет функции информационно-технического администратора архива электронных документов и осуществляет гарантированный обмен электронными документами с базовыми центрами занятости в системе электронной отчетности;

архив электронных документов

— централизованное хранилище электронных отчетов и электронных квитанций, предназначенное для регистрации, накопления и многоразового использования данных из электронных отчетов в автоматизированной информационной системе Фонда.

1.4. Другие термины применяются в значениях, приведенных в законах Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», «О занятости населения», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и электронном документообороте», «О телекоммуникациях», «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах».

 

2. Система электронной отчетности

2.1. Система электронной отчетности Фонда предназначена для осуществления электронного документооборота между страхователями и рабочими органами Исполнительной дирекции Фонда.

Данные из электронных отчетов, обрабатываемых в автоматизированных информационных системах базовых центров занятости, центров обработки электронных отчетов и в архиве электронных документов Фонда, подлежат защите согласно законодательству.

2.2. Целью создания системы электронной отчетности являются предоставление страхователям возможности создания электронных отчетов с использованием надежных средств электронной цифровой подписи и подача подписанных электронных отчетов в рабочие органы Фонда через информационно-телекоммуникационные сети.

2.3. Подача страхователем электронных отчетов в соответствии с требованиями настоящего Временного порядка и законодательства осуществляется по его собственной инициативе.

2.4. Организационно-правовыми принципами деятельности системы электронной отчетности являются настоящий Временный порядок и Регламент работы центра обработки электронных отчетов.

2.5. К техническим условиям системы электронной отчетности относятся нормативные документы, определяющие:

— форматы электронных документов в системе электронной отчетности Фонда;

— технические требования к специализированному программному обеспечению;

— технические требования к информационно-телекоммуникационным системам между страхователями и центром обработки электронных отчетов;

— перечень проверенного специализированного программного обеспечения страхователя;

— порядок наложения электронной цифровой подписи на электронные отчеты и электронные квитанции;

— порядок защиты электронных документов в системе электронной отчетности Фонда;

— порядок входных проверок отправленных страхователями электронных отчетов в центре обработки электронных отчетов;

— перечень совместимых надежных средств электронной цифровой подписи, которые могут использоваться для создания электронных документов в системе электронной отчетности;

— перечень аккредитованных центров сертификации ключей, задействованных в системе электронной отчетности;

— перечень базовых центров занятости, задействованных в системе электронной отчетности;

— требования по защите информации в автоматизированных информационных системах базовых центров занятости, центров обработки электронных отчетов и архива электронных документов Фонда.

2.6. К электронным средствам страхователя в системе электронной отчетности относятся специализированное программное обеспечение страхователя и надежные средства электронной цифровой подписи.

2.7. К электронным средствам Фонда в системе электронной отчетности относятся специализированное программное обеспечение центра обработки электронных отчетов и базовых центров занятости, архив электронных документов Фонда и надежные средства электронной цифровой подписи.

2.8. Электронные документы в системе электронной отчетности передаются между субъектами электронной отчетности только с наложенной электронной цифровой подписью. Для наложения и проверки подписи электронных документов должны использоваться надежные средства электронной цифровой подписи и усиленные сертификаты открытого ключа.

2.9. Электронная цифровая подпись страхователя (его должностных лиц) по правовому статусу приравнивается к собственноручной подписи (печати), если:

электронная цифровая подпись подтверждена с использованием усиленного сертификата ключа с помощью надежных средств электронной цифровой подписи;

при проверке использовался усиленный сертификат открытого ключа, действующий на момент наложения электронной цифровой подписи;

личный ключ страхователя (его должностных лиц) соответствует открытому ключу, указанному в сертификате.

Электронные отчеты Страхователя с наложенной электронной цифровой подписью с соблюдением требований настоящего пункта согласно законодательству являются оригиналами и имеют юридическую силу.

2.10. Страхователи обязаны подавать электронные отчеты в сроки подачи, установленные законодательством для аналогичных отчетов в бумажной форме.

2.11. Успешная подача электронного отчета в соответствии с настоящим Временным порядком предоставляет страхователю право не подавать соответствующие отчеты на бумажных носителях.

2.12. Если при подаче электронных отчетов страхователем не были соблюдены требования настоящего Временного порядка, ответственность за неподачу отчетов в Фонд несет страхователь.

2.13. Решение споров по подаче электронных отчетов осуществляется в том же порядке, что и при подаче отчетов на бумажных носителях.

2.14. Страхователи и центр обработки электронных отчетов обеспечивают хранение электронных отчетов и соответствующих электронных квитанций в форме оригиналов, с соблюдением требований и сроков по их хранению, установленных действующим законодательством для соответствующих бумажных документов.

2.15. Нормативные документы системы электронной отчетности и регламент центра обработки электронных отчетов утверждаются технической экспертной комиссией, которая назначается Исполнительной дирекцией Фонда. Рабочие органы Исполнительной дирекции Фонда обеспечивают обнародование нормативных документов системы электронной отчетности.

2.16. Все другие условия функционирования системы электронной отчетности, не урегулированные настоящим Временным порядком, определяются в соответствии с действующим законодательством.

 

3. Подача электронных отчетов

3.1. Страхователь создает и заполняет электронный отчет с помощью специализированного программного обеспечения. После подготовки страхователем электронного отчета на него налагаются электронные цифровые подписи страхователя в соответствии с порядком наложения электронной цифровой подписи на электронные отчеты и электронные квитанции с использованием надежных средств ЭЦП.

3.2. Страхователь отправляет подписанные электронные отчеты в центр обработки электронных отчетов, самостоятельно проверяет наличие и получает соответствующие электронные квитанции.

3.3. Центр обработки электронных отчетов осуществляет прием электронных отчетов от Страхователей и предоставляет возможность получения Страхователями соответствующих электронных квитанций с 9:00 до 17:00 часов ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней.

Сразу после получения электронного отчета от Страхователя центр обработки электронных отчетов фиксирует дату и время успешного получения электронного отчета Страхователя.

Первая квитанция посылается Страхователю в сроки и способом, определенными регламентом работы центра обработки электронных отчетов, но не более чем за два часа со времени отправления Страхователем электронного отчета в центр обработки электронных отчетов.

3.4. Все полученные от страхователей электронные отчеты по очереди получения проходят входные проверки с помощью специализированного программного обеспечения центра обработки электронных отчетов.

3.5. В случае успешных результатов всех входных проверок полученный электронный отчет вносится в архив электронных отчетов и передается в соответствующий базовый центр занятости, на учете которого находится страхователь, в порядке, определенном Исполнительной дирекцией Фонда. Создается квитанция о подаче электронного отчета (первая квитанция).

В случае неудачных результатов любой из входных проверок полученный электронный отчет отклоняется от дальнейшей обработки и уничтожается. Создается квитанция об отклонении электронного отчета (вторая квитанция), в которую вносятся выявленные результаты неудачной проверки.

3.6. Электронный отчет считается поданным в соответствии с требованиями, определенными законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы и занятости населения, если страхователь получил квитанцию о подаче электронного отчета.

3.7. Базовый центр занятости получает электронный отчет и обрабатывает данные, содержащиеся в нем, в сроки, определенные регламентом работы Центра обработки электронных отчетов, но не более чем за два часа со времени, определенного в первой квитанции.

В случае успешной обработки данных, содержащихся в электронном отчете, базовый центр занятости направляет страхователю через центр обработки электронных отчетов квитанцию о приеме электронного отчета (вторая квитанция). Соответствующий электронный отчет считается принятым.

В случае выявления ошибок, обнаруженных при обработке данных, содержащихся в электронном отчете, или других замечаний к данным электронного отчета базовый центр занятости высылает страхователю через центр обработки электронных отчетов квитанцию о доработке электронного отчета (вторая квитанция).

3.8. В случае непредоставления страхователю второй квитанции в течение срока, определенного техническим регламентом центра обработки электронных отчетов, или предоставления второй квитанции о доработке электронного отчета соответствующий электронный отчет считается непринятым.

3.9. Страхователь имеет право отправить электронный отчет в центр обработки электронных отчетов повторно или подать отчет на бумажных носителях в рабочий орган Исполнительной дирекции Фонда.

3.10. Окончательным считается последний электронный или бумажный отчет, поданный Страхователем.

<…>

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

ПОДАЧА ЭЛЕКТРОННОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ — ПРАВО СТРАХОВАТЕЛЯ

 

Государственные органы настойчиво пытаются внедрять в свою деятельность современные информационные технологии. В настоящее время уже утверждены порядки подачи электронной отчетности во все социальные фонды.

Комментируемым приказом утвержден Временный порядок подачи электронных отчетов в органы Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (далее — Порядок № 17).

Отметим, что подавать электронную отчетность или нет, решает сам страхователь. Представители официальных органов не имеют оснований требовать от работодателей — юридических или физических лиц подачу отчетов в электронном виде. На это обращало внимание Минтруда. В своем письме от 22.06.2009 г. № 170/18/99-09 ведомство отметило, что подача страхователем электронных отчетов осуществляется по его собственной инициативе (письмо и комментарий редакции к нему см. в газете «Оплата труда», 2009, № 16, с. 11 — 12).

Уделим внимание порядку и нюансам подачи электронной отчетности в центр занятости, поскольку ее подача имеет немало преимуществ для страхователей: при наличии технической базы это очень удобно и значительно экономит время.

Согласно требованиям п. 2.8 Порядка № 17 предусмотрена возможность подачи отчетности в электронной форме только с наложением электронной цифровой подписи с усиленным сертификатом открытого ключа. По этому поводу отметим следующее.

Согласно решению Центрального удостоверительного органа был аккредитован Центр сертификации ключей Государственной службы занятости Украины (свидетельство об аккредитации СА № 7) (информация размещена на сайте

www.ca.dcz.gov.ua). Государственный центр занятости Украины — одно из первых государственных учреждений, создавших на собственной базе аккредитованный центр сертификации ключей (далее — АЦСК ГСЗ), который на законных основаниях имеет право предоставлять услуги электронной цифровой подписи физическим и юридическим лицам любой формы собственности.

На первый взгляд все замечательно, если бы не одно «но». От читателей в редакцию поступает информация, что центры занятости на местах предлагают страхователям заключать договоры о подаче отчетности в центр занятости, но при этом они пытаются навязывать свои услуги электронной цифровой подписи, не признавая усиленные сертификаты ключей, выданные другими аккредитованными центрами сертификации ключей.

По этому поводу следует отметить, что правовой статус электронной цифровой подписи определен Законом Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV, который регулирует правовые отношения, возникающие при использовании электронной цифровой подписи. При этом он не ставит область применения сертификатов ключей в зависимость от Центра сертификации.

Усиленные сертификаты ключей ЭЦП, выданные любым аккредитованным центром сертификации ключей в соответствии с Законом № 852, являются универсальными и дают возможность подписывать документы любого формата, в том числе и отчетность.

Конечно, созданный на базе центра занятости АЦСК ГСЗ имеет право тоже на законных основаниях предоставлять услуги ЭЦП, но не имеет права навязывать и тем более ограничивать страхователей или не признавать полученные ключи от других аккредитованных центров сертификации ключей.

На момент утверждения Порядка № 17, как мы уже отмечали, были утверждены порядки подачи электронной отчетности в Государственную налоговую службу, Пенсионный фонд и два других фонда социального страхования. И если каждый государственный орган будет требовать подписывать подаваемую отчетность только их ключами, это может привести к отказу плательщиков подавать отчетность в электронном виде.

Теперь несколько слов о Порядке № 17.

Согласно Порядку № 17 страхователь отправляет электронный отчет в центр обработки электронных отчетов и самостоятельно проверяет наличие и получает соответствующие квитанции (квитанций две).

Только вот на практике иное. Центр занятости требует предоставлять отчетность в Фонд безработицы

только через посредника (путем формирования отчетности на интернет-портале «iForma»).

Пунктом 3 Порядка № 17 определено, что центры обработки электронных отчетов принимают отчеты с 9:00 до 17:00 часов ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней.

Подача электронных отчетов осуществляется в сроки, установленные действующим законодательством для аналогичных отчетов в бумажной форме.

Электронный отчет будет считаться принятым только после получения второй квитанции о принятии электронного отчета (п. 3.7. Порядка № 17).

Обращаем внимание, что в случае успешной подачи отчета страхователю предоставляется право не подавать соответствующие отчеты на бумажных носителях.

Что же получается в результате? С одной стороны, подавать отчет в центр занятости, не выходя из офиса, — дело заманчивое. С другой стороны, сталкиваемся с одними ограничениями —

только через посредника, только с использованием специальной электронной цифровой подписи. Выбор — за вами.

 

Наталья ИВЛЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше