Темы статей
Выбрать темы

Знакомимся с единым социальным взносом

Редакция ОТ
Статья

Знакомимся с единым социальным взносом

 

С 1 января 2011 года сборы в Пенсионный фонд и другие фонды социального страхования заменит единый социальный взнос. О том, что же ожидает работодателей в связи с введением этого взноса, предлагаем ознакомиться нашим читателям в статье.

Елена ПАВЛЕНКО, главный редактор

 

Общие положения

З

акон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон № 2464) объединил четыре ныне существующих взноса: в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд социального страхования на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев. По определению этого Закона под единым взносом необходимо понимать консолидированный взнос, сбор которого осуществляется в систему общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе с целью обеспечения защиты прав застрахованных лиц и членов их семей на получение страховых выплат (услуг) по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования.

Единый социальный взнос (далее — ЕСВ) не входит в систему налогообложения. Поэтому налоговое законодательство не регулирует порядок исчисления и уплаты этого взноса.

Как и ранее,

страхователями по новому Закону в общем случае являются работодатели, а застрахованными лицами — физические лица, подлежащие государственному социальному страхованию и уплачивающие (или за которых уплачивается) ЕСВ.

Сразу же отметим, что это

не означает ликвидацию указанных четырех фондов. Пенсионный фонд согласно положениям Закона № 2464 уполномочен вести учет плательщиков ЕСВ, обеспечивать сбор и ведение учета страховых средств и контролировать их уплату. Остаются и другие фонды социального страхования. Пенсионный фонд будет распределять поступившие на счет суммы ЕСВ по видам социального страхования на централизованные счета фондов социального страхования в соответствии с определенными Законом № 2464 пропорциями. Для обслуживания средств ЕСВ в органах Госказначейства будут открыты небюджетные счета соответствующим органам Пенсионного фонда. Таким образом, страхователи будут перечислять ЕСВ на единый счет.

Для учета и идентификации плательщиков взноса и застрахованных лиц Пенсионный фонд будет вести Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования.

Итак, с 1 января 2011 года плательщики страховых взносов в четыре фонда автоматически будут считаться плательщиками ЕСВ. При этом

перерегистрация плательщиков страховых взносов и застрахованных лиц осуществляться не будет.

 

Кто уплачивает единый взнос

Следует констатировать, что плательщиками ЕСВ являются нынешние плательщики в Пенсионный фонд и фонды социального страхования. Пожалуй, более точно можно сказать, что круг сегодняшних плательщиков в Пенсионный фонд соответствует плательщикам

Закона № 2464. В частности, к ним относятся:

— работодатели-предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, которые используют труд физических лиц на условиях трудового договора или на других условиях согласно законодательству, или на основании гражданско-правового договора;

— работники — граждане Украины, которые работают у указанных выше юридических лиц.

То есть, как и прежде, работодатели производят начисления и удержания взносов с заработной платы работников, а потом перечисляют их на специальные счета территориальным органам Пенсионного фонда. Имеется в виду, что работники являются плательщиками ЕСВ в части удержаний.

Перечень плательщиков ЕСВ определяет

ч. 1 ст. 4 Закона № 2464. С учетом этого приведем более полную информацию о страхователях-работодателях и соответственно застрахованных лицах — их работниках в табл. 1.

 

Таблица 1

Страхователи

Застрахованные лица

Предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, физические лица — предприниматели, физические лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, другие физические лица, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам*, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения юридических лиц, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами

Работники — граждане Украины, иностранцы (если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины) и лица без гражданства, работающие на условиях трудового договора

Физические лица, которые выполняют работы (предоставляют услуги) по гражданско-правовым договорам

Лица, которые работают на выборных должностях в органах государственной власти, органах местного самоуправления, объединениях граждан и получают заработную плату (вознаграждение) за работу на таких должностях

Работники военизированных формирований, горноспасательных частей независимо от подчиненности, а также личный состав аварийно-спасательной службы, созданной в соответствии с законодательством на постоянной основе

Дипломатические представительства и консульские учреждения Украины, филиалы, представительства, другие обособленные подразделения предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), созданные в соответствии с законодательством Украины, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно осуществляют расчеты с застрахованными лицами

Граждане Украины, которые работают на условиях трудового договора (если другое не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины)

Дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, филиалы, представительства и другие обособленные подразделения иностранных предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), расположенные на территории Украины

Граждане Украины и лица без гражданства, которые работают на условиях трудового договора

Предприятия, учреждения, организации, физические лица, которые используют наемный труд, военные части, которые выплачивают денежное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности

Военнослужащие (кроме военнослужащих срочной военной службы), лица рядового и начальствующего состава

Лица, которые получают пособие по временной нетрудоспособности

 

* Кроме гражданско-правовых договоров, заключенных с физическими лицами — предпринимателями, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации таких предпринимателей.

 

База начисления единого взноса

База для начисления и удержания ЕСВ определена в

ст. 7 Закона № 2464. Следует отметить, что такая база не претерпела существенных изменений. В общем случае это сумма заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, и сумма вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам. Уточним, что в базу для начисления также включается сумма оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, осуществляемая за счет средств работодателя, пособие по временной нетрудоспособности, а также помощь и компенсации, выплачиваемые согласно законодательству.

Также отметим, что начисление ЕСВ осуществляется в пределах максимальной величины базы начисления, которая равняется 15 размерам прожиточного минимума для трудоспособных лиц (

п. 4 ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 7 Закона № 2464). Как мы знаем, такой подход в исчислении страховых взносов во все фонды применяется и сейчас.

Следует отметить, что на выполнение

ч. 7 ст. 7 Закона № 2464 Кабинетом Министров Украины будет утвержден перечень видов выплат, на которые не начисляется ЕСВ.

 

Ставки единого взноса

Мы подошли, пожалуй, к самому интересному разделу. Поскольку система взимания ЕСВ объединила в себе все существующие ныне страховые взносы в четыре фонда, то и размер ЕСВ законодатель определил как алгебраическую сумму этих взносов.

Размеры ЕСВ в части начислений и в части удержаний определены в

ст. 8 Закона № 2464. В общем случае по аналогии с системой взимания страховых взносов на общеобязательное социальное страхование от несчастного случая ставка единого взноса для юридических лиц в части начислений зависит от класса профессионального риска производства плательщика взноса. Отнесение плательщиков единого взноса к соответствующему классу профессионального риска зависит от вида экономической деятельности плательщика. Определять класс профессионального риска будет Фонд социального страхования от несчастных случаев.

Всего предусматривается 67 классов. Для примера укажем, что для 1 класса (наименьшего класса риска) размер ЕСВ в части начислений установлен на уровне 36,76 % базы начисления, для 2 класса — 36,77 % и т. д., для 67 класса (последнего и наивысшего класса риска) — 49,7 %.

Для

бюджетных учреждений ЕСВ в части начислений установлен в фиксированной сумме — 36,3 % базы начисления .

Сумма вознаграждения, выплачиваемая физическим лицам за выполненные работы (предоставленные услуги) согласно гражданско-правовым договорам также определена в едином размере — 34,7 % (для начисления). Напомним, что такой взнос уплачивает работодатель.

Отдельно отметим, что в общем случае для плательщиков ЕСВ, выплачивающих больничные (как в части оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, так и пособия по временной нетрудоспособности), ставка взноса составляет 33,2 % базы начисления. То есть это нынешний размер взноса в Пенсионный фонд.

Теперь что касается ставок ЕСВ

в части удержаний.

Итак, общая ставка удержаний, применяемая работодателями — юридическими лицами к доходу работников, составляет 3,6 % базы начисления. Для выплат по договорам гражданско-правового характера ставка составляет 2,6 % вознаграждения.

В

Законе № 2464 отдельно выделяется ставка удержаний для государственных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления — 6,1 %.

Для сумм пособий по временной нетрудоспособности ставка ЕСВ в части удержаний установлена на уровне 2 %.

Для наглядности информацию о базе начисления и ставках ЕСВ представим в табл. 2.

 

Таблица 2

База (объект) для начисления ЕСВ и его ставки

База (объект) для начисления

Ставки страхового взноса в % к базе (объекту) начисления

для работодателей (начисления)

для наемных работников (удержания)

1

2

3

Сумма начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме (абзац первый п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464)

 

Размеры страховых взносов устанавливаются в зависимости от классов профессионального риска производства (абзац второй ч. 5 ст. 8 Закона № 2464) (см. с. 9 этого номера)

3,6 % (абзац первый ч. 7 ст. 8 Закона № 2464)

Для бюджетных учреждений — 36,3 % (абзац третий ч. 5 ст. 8 Закона № 2464)

6,1 % — для плательщиков, работающих на должностях, работа на которых засчитывается в стаж, который дает право на получение пенсии в соответствии с законами Украины «О государственной службе» от 16.12. 93 г. № 3723-XII, «О прокуратуре» от 05.11.91 г. № 1789-XII, «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» от 23.09.97 г. № 540/97-ВР, «О научной и научно-технической деятельности» от 13.12.91 г. № 1977-XII, «О статусе народного депутата Украины», «О Национальном банке Украины», «О службе в органах местного самоуправления», Таможенного кодекса Украины, Положением о помощнике-консультанте народного депутата Украины, утвержденным постановлением Верховной Рады Украины от 13.10.95 г., а также для летных экипажей воздушных судов гражданской авиации

(пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, летчиков-наблюдателей) и бортоператоров, которые выполняют специальные работы в полетах (ч. 9 ст. 8 Закона № 2464);

3,6 % — для других работников

Для работодателей, использующих труд наемных работников из числа лиц летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели) и бортоператоров, которые выполняют специальные работы в полетах:
45,96 % — для лиц летных экипажей и бортоператоров, которые выполняют специальные работы в полетах;
страховой взнос в зависимости от класса профессионального риска производства — для других работников (абзац четвертый ч. 5 ст. 8 Закона № 2464)

 

Для предприятий, учреждений и организаций, где работают инвалиды:
8,41 % — для работающих инвалидов;
страховой взнос в зависимости от класса профессионального риска производства — для других работников (ч. 13 ст. 8 Закона № 2464)

2,85 % — для работников-инвалидов, работающих на предприятиях УТОГ, УТОС (абзац второй ч. 7 ст. 8 Закона № 2464);

3,6 % — для других работников

5,3 % — для всех работников предприятий всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности обществ УТОГ и УТОС, у которых количество инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 % суммы расходов на оплату труда (абзац первый ч. 14 ст. 8 Закона № 2464)

Для предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, в которых количество инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 % суммы расходов на оплату труда:
5,5 % — для работающих инвалидов;
страховой взнос в зависимости от класса профессионального риска производства — для других работников (абзац второй ч. 14 ст. 8 Закона № 2464)

Сумма пособия по временной нетрудоспособности и оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя (абзац второй п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464)

33,2 % (абзац второй ч. 6 ст. 8 Закона № 2464)

2 %* (ч. 12 ст. 8 Закона № 2464)

8,41 % — для работающих инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях (ч. 13 ст. 8 Закона № 2464)

5,3 % — для всех работников предприятий всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности обществ УТОГ и УТОС, у которых количество инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 % суммы расходов на оплату труда (абзац первый ч. 14 ст. 8 Закона № 2464)

 

5,5 % — для инвалидов, работающих на предприятиях, в организациях общественных организаций инвалидов, в которых количество инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 % суммы расходов на оплату труда (абзац второй ч. 14 ст. 8 Закона № 2464)

 

Сумма вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам (абзац первый п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464)

34,7 % (абзац четвертый ч. 5 ст. 8 Закона № 2464)

2,6 % (ч. 8 ст. 8 Закона № 2464)

Сумма денежного обеспечения, выплачиваемого воинскими частями (абзац второй п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464)

34,7 % (

абзац первый ч. 6 ст. 8 Закона № 2464)

2,6 % (ч. 10 ст. 8 Закона № 2464)

* Следует отметить, что ч. 12 ст. 8 Закона № 2464 установлена ставка 2 % только для суммы пособия по временной нетрудоспособности. Надо полагать, что законодатель подразумевает здесь и оплату первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя.

 

Суммы ЕСВ будут распределяться по видам общеобязательного государственного социального страхования пропорционально суммам ЕСВ в процентах (соответствующая таблица приведена в

п. 1 ч. 15 ст. 8 Закона № 2464, см. с. 11 — 12 этого номера). Как мы уже отмечали, такое распределение будет осуществлять Пенсионный фонд.

Анализируя размеры единого взноса, приходим к выводу, что работодатели в составе ЕСВ в части начислений отчисляют:

— 33,2 % базы начисления ЕСВ — на пенсионное страхование (в солидарную систему);

— 1,5 % — на социальное страхование на случай безработицы;

— 1,4 % — на социальное страхование по временной потере трудоспособности;

— оставшуюся часть (процент меняется в зависимости от класса профессионального риска производства) — на социальное страхование от несчастных случаев.

А с суммы ЕСВ в части удержаний:

— 2 % базы начисления ЕСВ — на пенсионное страхование (в солидарную систему);

— 0,6 % — на социальное страхование на случай безработицы;

— 1 % — на социальное страхование по временной потере трудоспособности.

 

Сроки уплаты и отчетность

В отношении уплаты следует отметить, что ЕСВ, начисленный за соответствующий базовый период, уплачивается

не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом (ч. 8 ст. 9 Закона № 2464). А базовым отчетным периодом для работодателей — юридических лиц является календарный месяц.

Работодатели

обязаны уплачивать ЕСВ при каждой выплате заработной платы (дохода, денежного обеспечения), на суммы которой начисляется ЕСВ, одновременно с выдачей указанных сумм. Поэтому во время выплаты аванса по заработной плате необходимо будет также уплатить единый взнос.

Перечисление сумм ЕСВ осуществляется

одновременно с получением (перечислением) средств на оплату труда (выплату дохода, денежного обеспечения), в том числе в безналичной или натуральной форме. При этом фактическим получением (перечислением) средств на оплату труда (выплату дохода, денежного обеспечения) считается:

— получение соответствующих сумм наличностью;

— зачисление зарплаты (дохода, денежного обеспечения) на счет получателя;

— перечисление по поручению получателя зарплаты (дохода, денежного обеспечения) на любые цели;

— получение товаров (услуг) или любых других материальных ценностей в счет зарплаты (дохода, денежного обеспечения);

— фактическое осуществление из зарплаты (дохода, денежного обеспечения) отчислений согласно законодательству или исполнительным документам или любых других отчислений.

Следует отметить, что обязательства по уплате ЕСВ имеют приоритет перед другими обязательствами плательщиков (будь то обязательства по уплате налогов, других обязательных платежей или обязательств перед другими кредиторами, кроме обязательств по выплате заработной платы (дохода)).

Теперь что касается отчетности.

Пенсионный фонд

должен разработать форму отчетности по персонифицированным сведениям о заработной плате застрахованных лиц , на которую начислен и с которой уплачен ЕСВ. Также будет утвержден порядок ее составления и предоставления.

Кроме того, страхователи должны будут предоставлять в Фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности сведения о материальном обеспечении и социальных услугах.

 

Ответственность

Прежде всего необходимо сказать, что ЕСВ подлежит уплате независимо от финансового состояния плательщика. В случае несвоевременной уплаты ЕСВ или уплаты его не в полном объеме к плательщикам будут применяться финансовые санкции, предусмотренные

Законом № 2464.

Согласно

п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464 сумма ЕСВ, своевременно не начисленная и/или не уплаченная в установленные сроки, считается недоимкой. Недоимка взыскивается с начислением пени и штрафных санкций (ст. 25 Закона № 2464).

Если плательщик самостоятельно выявил своевременно не уплаченные суммы страховых взносов, то он обязан опять же самостоятельно их рассчитать и уплатить их с начислением пени.

Пеня

начисляется из расчета 0,1 % суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа.

Кроме того, за нарушение требований

Закона № 2464 Пенсионный фонд может применить к работодателям штрафные санкции. Приведем виды нарушений и размеры штрафов в табл. 3.

 

Таблица 3

Нарушения

Размер налагаемого штрафа

1. Неуплата (неперечисление) или несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) ЕСВ

10 % своевременно не уплаченных сумм

2. Доначисление территориальным органом Пенсионного фонда или плательщиком своевременно не начисленного ЕСВ

5 % доначисленной суммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который она доначислена, но не более 50 % суммы доначисленного ЕСВ

3. Непредоставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности, предусмотренной Законом № 2464

10 необлагаемых минимумов доходов граждан (нмдг) (170 грн.)

4. Ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется ЕСВ

От 8 до 15 нмдг (от 136 до 255 грн.)

5. Неуплата, неполная уплата или несвоевременная уплата суммы ЕСВ одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕСВ (авансовых платежей)

10 % неуплаченных или несвоевременно уплаченных сумм авансовых платежей

 

Как указано в

ч. 16 ст. 25 Закона № 2464, срока давности по начислению, применению и взысканию сумм недоимки по ЕСВ, штрафных санкций и начисленной пени нет. Кроме того, должностные лица плательщика единого взноса могут привлекаться к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

Несколько слов в отношении административной ответственности. За нарушения законодательства о сборе и учете ЕСВ на должностных лиц плательщиков могут налагаться административные взыскания — штраф в размере от 340 до 510 грн. Остается и админответственность за нарушение законодательства о социальном страховании по временной потере трудоспособности, на случай безработицы, от несчастного случая на производстве, а также за совершение действий, препятствующих проведению проверок уполномоченными лицами Пенсионного фонда и других фондов социального страхования.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты ЕСВ предусматривает применение штрафа в размере от 5100 до 8500 грн.

Поскольку застрахованные лица, как и в настоящее время, будут иметь право на получение соответствующих выплат (услуг) при наступлении страхового случая из фондов социального страхования, то и проверки правильности использования таких страховых средств будут проводить соответствующие фонды социального страхования. В частности, на страхователей за нарушение порядка использования средств Фонда на случай безработицы может налагаться штраф в размере предоставленной Фондом суммы, а за нарушение порядка использования средств Фонда по временной потере трудоспособности — в размере 50 % предоставленной Фондом суммы.

 

Особые положения

Статьей 7

переходных положений Закона № 2464 прописаны условия погашения, реструктуризации, списания и взыскания имеющейся задолженности в соцфонды.

Так, в случае если задолженность по уплате страховых взносов в фонды социального страхования (на случай безработицы, по временной потере трудоспособности и несчастных случаев), образовавшаяся до 1 июля 2010 года, будет погашена до 1 января 2011 года, то задолженность по уплате финансовых санкций (пени и штрафов) подлежит списанию.

Не уплаченные по состоянию на 1 января 2011 года страховые взносы (срок уплаты которых не наступил на 1 января 2011 года) подлежат уплате в порядке, действующем до 1 января 2011 года.

Взыскание задолженности по уплате страховых взносов в фонды соцстрахования и сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 1 января 2011 года, в том числе страховых взносов, срок уплаты которых на 1 января 2011 года не наступил, осуществляется фондами соцстрахования согласно законодательству, действующему на момент возникновения такой задолженности или применения штрафных санкций. Погашение задолженности с использованием средств, поступающих в счет уплаты ЕСВ, запрещается.

За фондами соцстрахования сохраняются все прежние полномочия по контролю за правильностью начисления, своевременностью уплаты страховых взносов, применению финансовых санкций на период до полного удержания задолженности по уплате страховых взносов в фонды соцстрахования и сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 1 января 2011 года.

 

Удостоверение застрахованного лица

Застрахованные лица должны будут получить удостоверение застрахованного лица. Такое удостоверение является единым для всех видов страхования. Это документ строгой отчетности. Порядок выдачи и образец удостоверения будут утверждены Кабинетом Министров.

Удостоверение застрахованного лица имеет номер, соответствующий номеру учетной карточки такого лица в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, и не изменяется на протяжении всей жизни застрахованного лица.

Номер удостоверения застрахованного лица является обязательным для использования работодателями в случае выплаты доходов, с которых уплачивается единый взнос.

Обращаем внимание, что норма по внедрению удостоверений будет применяться начиная с 1 января 2014 года.

 

На этом заканчиваем рассмотрение нашей темы. Остается напомнить, что с 01.01.2011 г. утратит силу

Закон Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» от 11.01.2001 г. № 2213-III, а также отдельные положения законов Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР, «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 22.02.2001 г. № 2272-III. Также в связи с принятием Закона № 2464 с начала следующего года претерпят ряд изменений и другие законодательные акты.

В настоящей статье приведены лишь основные моменты, связанные с уплатой ЕСВ для юридических лиц. Это было, так сказать, введение в тему. Мы еще не раз вернемся к этим и другим вопросам. А если у вас возникли вопросы, связанные со спецификой вашей деятельности, присылайте их в редакцию и мы с удовольствием на них ответим.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше