Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об ответственности за нарушение норм в сфере занятости населения и общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы

Редакция ОТ
Оплата труда Июнь, 2010/№ 12
Печать
Письмо от 12.05.2010 г. №

Государственный центр занятости

Об ответственности за нарушение норм в сфере занятости населения и общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы

Письмо от 12.05.2010 г. № ДЦ-04-3038/0/6-10

 

Государственный центр занятости — исполнительная дирекция Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы по поручению председателя правления Фонда рассмотрела Ваше обращение <…> относительно исполнения требований Указа Президента Украины от 26.02.2010 г. № 275/2010 в части осуществления анализа законодательства в сфере занятости населения и общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и сообщает следующее.

 

К вопросу 1: какая ответственность предусмотрена действующим законодательством для предприятия и его должностных лиц в случае, если социальные взносы были начислены и удержаны, но перечислены несвоевременно?

В соответствии с частью второй статьи 17 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (далее — Закон) перечисление страховых взносов осуществляется страхователями одновременно с получением (перечислением) средств на оплату труда (выплату дохода), в том числе в безналичной или натуральной форме, или выручки от реализации товаров (услуг).

В случае

нехватки у работодателей средств на выплату заработной платы и уплату страховых взносов в полном объеме начисление их на заработную плату и перечисление страховых взносов в Фонд производятся в пропорциональных суммах.

В случае необеспечения банковскими учреждениями перечисления страховых взносов в Фонд одновременно с выдачей средств на выплату заработной платы данные банковские учреждения уплачивают за счет собственных средств в Фонд сумму неуплаченных страховых взносов.

Если работодатели несвоевременно или не в полном объеме уплачивают страховые взносы, к ним применяются санкции, предусмотренные статьей 38 Закона.

Так, статьей 38 Закона установлено, что работодатель несет ответственность за несвоевременность уплаты и неполную уплату страховых взносов, в том числе страховых взносов, которые уплачивают застрахованные лица через счета работодателей.

В случае несвоевременной уплаты страховых взносов работодателями или неполной их уплаты работодатели уплачивают сумму доначисленных контролирующим органом страховых взносов (недоимки), штраф и пеню.

Штраф налагается в размере сокрытой суммы выплат, на которые в соответствии с данным Законом начисляются страховые взносы, а в случае повторного нарушения — в трехкратном размере указанной суммы.

Пеня исчисляется исходя из 120 процентов учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок.

Должностные лица работодателей, виновные в несвоевременной и неполной уплате страховых взносов, несут административную ответственность согласно закону.

В соответствии со статьей 1653 Кодекса Украины об административных правонарушениях несвоевременная или неполная уплата страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, использующих наемный труд,

в размере от восьми до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию [за] аналогичные правонарушения,

влекут наложение штрафа от десяти до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

 

К вопросу 2: действительно ли в настоящее время штраф применяется к предприятию-страхователю только в случае, если во время проверки выявлено, что сумма заработной платы, на которую начисляются взносы, не отражена в расчетной ведомости о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы?

Расчетная ведомость в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (далее — Фонд) составляется на основании данных бухгалтерского учета. Поэтому, если страхователь ошибочно или умышленно не включил какие-либо выплаты в фонд оплаты труда, из которого начисляются страховые взносы в Фонд, и не начислил страховые взносы, то он не может в расчетной ведомости показать иной фонд оплаты труда, нежели по данным бухгалтерского учета. В противном случае при составлении расчетной ведомости у страхователя возникнет задолженность (недоимка). Наличие недоимки является предпосылкой для включения такого страхователя в план проверок районного центра занятости.

В соответствии с пунктом 6.7 Инструкции о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденной приказом Минтруда от 18.12.2000 г. № 339, если плательщик страховых взносов в Фонд допустил в Расчетной ведомости ошибку за прошлые отчетные периоды и обнаружил ее самостоятельно, то он должен откорректировать такие показатели в следующем отчетном периоде и самостоятельно уплатить суммы доначисленных взносов (недоимки) и пени, если таковые имеются.

В таком случае, когда работодатель самостоятельно до начала проверки обнаружил ошибки, правильно доначислил страховые взносы, начислил пеню и перечислил в Фонд соответствующие суммы, то

на такого работодателя штраф не налагается.

 

К вопросу 3: если в расчетной ведомости отражена сумма средств, на которую должны быть начислены страховые взносы, но на нее взносы не начислены или начислены, но уплачены несвоевременно — действительно ли начисляется только пеня?

В соответствии со статьей 38 Закона работодатель несет ответственность за несвоевременность уплаты и неполную уплату страховых взносов, в том числе страховых взносов, которые уплачивают застрахованные лица через счета работодателей. Штраф налагается в размере сокрытой суммы выплат, на которые в соответствии с данным Законом начисляются страховые взносы.

В случае если страховые взносы начислены, но уплачены несвоевременно или не в полном объеме, работодатель будет обязан только уплатить недоимку и пеню.

 

К вопросу 4: при уплате санкций какая именно ставка НБУ принимается для расчета санкций?

В соответствии с частью первой статьи 38 Закона пеня исчисляется исходя из 120 процентов учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей

на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок. Моментом уплаты является день получения (перечисления) средств на оплату труда (выплаты дохода).

 

К вопросу 5: обязан ли работодатель уведомлять центр занятости о будущем увольнении? Каковы санкции в случае непредоставления такого уведомления?

В соответствии со статьей 492 Кодекса законов о труде Украины и частью пятой статьи 20 Закона Украины «О занятости населения»

при высвобождении работников (в том числе работающих пенсионеров и инвалидов) в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности уведомляют об этом не позднее чем за два месяца в письменной форме государственную службу занятости, указывая основания и сроки высвобождения, названия профессий, специальностей, квалификации, размер оплаты труда, а в десятидневный срок после высвобождения направляют списки фактически высвобожденных работников, указывая в них инвалидов.

Такое уведомление должно осуществляться по установленным формам № 4-ПН (план) «Отчет о запланированном высвобождении работников» и № 4-ПН (факт) «Отчет о фактическом высвобождении работников», утвержденным приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 19.12.2005 г. № 420.

В случае непредставления или нарушения сроков представления этих данных

взыскивается штраф в размере годовой заработной платы за каждого высвобожденного работника. Данные средства зачисляются в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и используются для финансирования мероприятий по трудоустройству и социальной защите высвобождаемых работников.

 

Директор Государственного центра занятости
 — руководитель исполнительной дирекции Фонда общеобязательного
 государственного социального страхования
 Украины на случай безработицы
 В. Галицкий

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПЕРЕД ФОНДОМ СОЦСТРАХОВАНИЯ НА СЛУЧАЙ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

В комментируемом письме Государственный центр занятости (далее — ГЦЗ) напомнил важные моменты, связанные с ответственностью страхователей и их должностных лиц за нарушения в сфере общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и занятости населения. Так, ГЦЗ разъяснил следующее:

1. Взносы в Фонд социального страхования на случай безработицы (далее — Фонд) уплачиваются работодателями одновременно с получением (перечислением) средств на оплату труда (выплату дохода), в том числе и при выплате аванса.

При недостаточности у работодателей средств на выплату заработной платы и уплату страховых взносов в полном объеме начисление их на заработную плату и перечисление страховых взносов в Фонд производятся в пропорциональных суммах.

2. Если работодатели несвоевременно или не в полном объеме уплачивают страховые взносы, к ним применяются санкции, установленные Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III (далее — Закон № 1533), а должностные лица работодателей, виновные в несвоевременной и неполной уплате страховых взносов, привлекаются к административной ответственности.

В соответствии со ст. 38 Закона № 1533 в случае несвоевременной или неполной уплаты страховых взносов страхователи уплачивают сумму недоимки, штраф и пеню.

Штраф

налагается в размере сокрытой суммы выплат, на которые согласно Закону № 1533 начисляются страховые взносы, а в случае повторного нарушения — в трехкратном размере указанной суммы. Другие штрафы Законом № 1533 не предусмотрены.

Из такой формулировки относительно размера штрафа возникает вопрос: когда сумма выплат, подлежащих включению в базу обложения страховыми взносами, считается сокрытой?

По нашему мнению, указанный штраф может быть применен только в случае, если сумма выплат, подлежащих обложению взносами в Фонд, не отражена ни в данных бухгалтерского учета, ни в расчетной ведомости. Из разъяснений ГЦЗ, приведенных в комментируемом письме, можно сделать следующие выводы.

Штраф применяется

в случае, если страхователь несвоевременно или не в полном объеме уплатил страховые взносы с выплат, которые включаются в базу для обложения взносами в Фонд и не отразил такие выплаты в расчетной ведомости о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд (далее — расчетная ведомость).

Ситуацию, когда выплаты, которые включаются в базу для обложения страховыми взносами, отражены в расчетной ведомости, но не отражены в бухгалтерском учете, ГЦЗ считает практически невозможной, поскольку расчетная ведомость составляется на основании данных бухгалтерского учета. Если же такое случается, то у страхователя при составлении расчетной ведомости возникнет недоимка, наличие которой является основанием для проверки. От штрафа, который грозит предприятию, если выплата, включенная в расчетную ведомость, но не отраженная по каким-либо причинам в бухгалтерском учете, подлежит обложению страховыми взносами, спасет только самоисправление. Напомним, что ранее в письме от 08.01.2003 г. № ДЦ-09-43 ГЦЗ данную ситуацию рассматривал в числе тех случаев, когда штраф не применяется.

Кроме того, за несвоевременную или неполную уплату страховых взносов предусмотрена

административная ответственность виновных в этом должностных лиц. В соответствии со ст. 1653 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. 8073-X несвоевременная или неполная уплата страховых взносов в Фонд влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятия в размере от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 255 грн.). Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за те же правонарушения, влекут наложение штрафа от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 170 до 340 грн.).

3. В случае необеспечения банковскими учреждениями перечисления страховых взносов в Фонд одновременно с выдачей средств на выплату заработной платы данные банковские учреждения уплачивают за счет собственных средств в Фонд сумму неуплаченных страховых взносов.

Следует добавить, что по поводу непоступления уплаченных страховых взносов

по вине банка ГЦЗ высказался ранее в письме от 10.03.2009 г. № 1695/0/6-09. Позиция его солидарна с другими фондами социального страхования: страховые взносы, списанные со счетов плательщиков и не перечисленные на счет Фонда по вине банка, повторно не уплачиваются и штрафные санкции к плательщику не применяются. Вместе с тем страхователь должен помнить: несмотря на то что страховые взносы уплачены, до момента их фактического зачисления на счета фондов на сумму таких взносов у него возникает задолженность перед соответствующими фондами, что должно быть отражено в отчетности.

4. В случае когда работодатель

самостоятельно до начала проверки обнаружил ошибки, правильно доначислил страховые взносы, начислил пеню и перечислил в Фонд соответствующие суммы, штраф не налагается.

5. В случае если страховые

взносы начислены (отражены в расчетной ведомости), но уплачены несвоевременно или не в полном объеме, работодатель будет обязан уплатить только недоимку и пеню, т. е. штраф не применяется. Отметим, что аналогичную позицию в данной ситуации ГЦЗ занимал и ранее в письме от 08.01.2003 г. № ДЦ-09-43.

6. Пеня исчисляется исходя из 120 процентов учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок. При этом моментом уплаты является день получения (перечисления) средств на оплату труда (выплаты дохода).

7. В случае

непредоставления или нарушения сроков предоставления работодателем форм № 4-ПН (план) «Отчет о запланированном высвобождении работников» и № 4-ПН (факт) «Отчет о фактическом высвобождении работников» взыскивается штраф в размере годовой заработной платы за каждого высвобожденного работника.

Напомним, что указанные формы отчетности утверждены приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420. Предоставлены в службу занятости они должны быть в следующие сроки:

— отчет по форме № 4-ПН (план) — не позднее чем за два месяца до увольнения работников;

— отчет по форме № 4-ПН (факт) — в десятидневный срок после увольнения работников.

Уведомлять государственную службу занятости (подавать вышеуказанные отчеты) следует только в случае запланированного высвобождения работников и только на основаниях, перечисленных в п. 1 ст. 40 КЗоТ. В других случаях (освобождение работников по собственному желанию, по соглашению сторон, за нарушение трудовой дисциплины и по другим основаниям, кроме п. 1 ст. 40 КЗоТ) не нужно подавать ни форму № 4-ПН (план), ни ф. № 4-ПН (факт).

 

Людмила ТРОХИМЕНКО, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше