Фонд социальной защиты инвалидов
О выполнении норматива рабочих мест для инвалидов
Письмо от 09.12.2009 г. № 1/6-600/06
Фонд социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) <…> об уплате штрафных санкций за несоблюдение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов сообщает.
Порядок трудоустройства инвалидов предусмотрен Кодексом законов о труде, Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов» от 21.03.91 г. № 875-XII (далее — Закон Украины № 875-XII), постановлением Кабинета Министров Украины «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 31.01.2007 г. № 70.
Согласно действующему законодательству Украины важнейшим аспектом адаптации и интеграции лиц с инвалидностью в общественную жизнь является соответствующее обеспечение условий для получения образования, профессиональной подготовки и достойного труда в соответствии с их возможностями.
Согласно ст. 24 Конституции Украины граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.
Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и прочих убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или иным признакам.
В соответствии со ст. 43 Конституции Украины каждый человек имеет право на труд, включая возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.
Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными нуждами.
Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату, не ниже определенной законом.
Согласно Закону Украины № 875-XII с целью реализации творческих и производственных способностей инвалидов и с учетом индивидуальных программ реабилитации им обеспечивается право работать на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также заниматься предпринимательской и другой трудовой деятельностью, не запрещенной законом.
Не допускается трудоустройство инвалидов, если по заключению медико-социальной экспертизы состояние его здоровья препятствует исполнению профессиональных обязанностей, угрожает здоровью и безопасности труда других лиц или продолжение трудовой деятельности или изменение ее характера и объема грозит ухудшением здоровья инвалидов.
Требования к особенностям организации рабочего места для инвалидов предусмотрены в ст. 18 Закона Украины № 875-XII.
Субъекты хозяйствования, трудоустраивающие инвалида, обязаны создавать для них рабочие места, в том числе и специальные рабочие места
с учетом индивидуальных программ реабилитации. Это означает, что инвалидов можно принимать как на обычные рабочие места, так и на специальные (если это необходимо вследствие заболевания такого инвалида и рекомендаций МСЭК).В соответствии со ст. 26 Кодекса законов о труде (далее — КЗоТ)
при приеме инвалида на работу запрещается устанавливать испытательный срок. Это положение распространяется и на государственные учреждения. При этом согласно ст. 42 КЗоТ в случае сокращения численности или штата работников инвалиды или ветераны войны, а также участники боевых действий и приравненные к ним лица имеют преимущественное право остаться на работе при равных с другими работниками условиях производительности труда и квалификации. Работа инвалида в ночное время и сверхурочно допускается только с его согласия и при условии, что это не противоречит медицинским показаниям (статьи 55, 63 КЗоТ).Вместе с тем обращаем Ваше внимание на следующие положения действующего законодательства Украины.
Согласно ст. 11, 13 Кодекса законов о труде Украины (далее — Кодекс) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, которые используют наемный труд и имеют права юридического лица, заключается коллективный договор, в котором устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности: изменению в организации производства и труда; обеспечению производительной занятости; нормированию и оплате труда, установлению форм, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.); установлению гарантий, компенсаций, льгот; участию трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия, учреждения, организации (если это предусмотрено уставом); условиям и охране труда; обеспечению жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления и отдыха работников; гарантиям деятельности профсоюзной или других представительских организаций трудящихся; условиям регулирования фондов оплаты труда и установления межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда; обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин; режиму работы, продолжительности рабочего времени и отдыха и др.
Статья 21 Кодекса определяет, что трудовой договор является соглашением между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом либо физическим лицом, согласно которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган либо физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
В соответствии со ст. 142 Кодекса трудовой распорядок на предприятиях, в учреждениях, организациях, в том числе продолжительность рабочего времени работников, определяется правилами внутреннего трудового распорядка, которые утверждаются трудовыми коллективами по представлению собственника или уполномоченного им органа и выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) на основании типовых правил.
Согласно ст. 50, 51 Кодекса нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.
Предприятия и организации при заключении коллективного договора
могут устанавливать меньшую норму продолжительности рабочего времени, чем предусмотрено в части первой этой статьи.Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:
1) для работников в возрасте от 16 до 18 лет — 36 часов в неделю, для лиц в возрасте от 15 до 16 лет (учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул) — 24 часа в неделю.
Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной в абзаце первом этого пункта для лиц соответствующего возраста;
2) для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, — не более 36 часов в неделю.
Перечень производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утверждается в порядке, установленном законодательством.
Кроме того, законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников (учителей, врачей и др.).
Сокращенная продолжительность рабочего времени может устанавливаться за счет собственных средств на предприятиях и в организациях для женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида.
Согласно ст. 29 Кодекса до начала работы по заключенному трудовому договору собственник или уполномоченный им орган обязан:
1) разъяснить работнику его права и обязанности и проинформировать под роспись об условиях труда, наличии на рабочем месте, где он будет работать, опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, и возможных последствиях их влияния на здоровье, его правах на льготы и компенсации за работу в таких условиях в соответствии с действующим законодательством и коллективным договором;
2) ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором;
3) определить работнику рабочее место, обеспечить его необходимыми для работы средствами;
4) проинструктировать работника по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда и противопожарной охране.
Одновременно сообщаем,
что трудоустройство инвалида осуществляется с учетом его индивидуальной программы реабилитации. Согласно Закону Украины «О реабилитации инвалидов в Украине» индивидуальная программа реабилитации — это комплекс оптимальных видов, форм, объемов, сроков реабилитационных мероприятий с определением порядка и места их проведения, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и способностей конкретного лица к выполнению видов деятельности, определенных в рекомендациях медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК). Индивидуальная программа реабилитации инвалида разрабатывается с учетом способностей и пожеланий инвалида и должна предусматривать трудоустройство, при котором инвалидность менее всего будет препятствовать выполнению профессиональных обязанностей; приспособление рабочего места с учетом безопасности и личных нужд инвалида; использование специальных приспособлений и/или одежды, необходимых в связи с характером инвалидности.Таким образом,
бюджетные учреждения, в том числе правительственные организации, полностью содержащиеся за счет местных бюджетов (правительственные органы, центральные органы исполнительной власти и др.), согласно части первой статьи 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» не освобождаются от выполнения требований этой статьи и должны выполнять норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а в случае его невыполнения на должностное лицо, пользующееся правом принимать на работу и увольнять с работы, физическое лицо, использующее наемный труд, налагается административный штраф .
Директор В. Малькин
Комментарий редакции
Бюджетные учреждения обязаны создавать рабочие места для инвалидов
В комментируемом письме Фонд социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) акцентировал свое внимание на то, что бюджетные учреждения, содержащиеся полностью за счет местных бюджетов, не освобождаются от выполнения требований ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII (далее — Закон № 875).
Следует отметить, что на основании положений ст. 19 Закона № 875 не обязаны создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов только те предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, где работает менее 8 человек.
Таким образом, бюджетные учреждения должны создавать рабочие места для инвалидов. Однако за нетрудоустройство инвалидов административно-хозяйственные санкции к предприятиям, учреждениям и организациям, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов, не применяются согласно ч. 1 ст. 20 Закона № 875. На это указывает Фонд в письмах от 27.03.2006 г. № 06ю-48/503-140/1, от 06.07.2007 г. № 1/6-313 и от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06.
При этом в письмах от 20.03.2006 г. № 06ю-45/454-103/1 и от 26.04.2007 г. № 1/5-375 Фонд указывает, что законодательство Украины создает равные условия хозяйственной деятельности для всех предприятий, в том числе и для организаций профсоюзов, а также неприбыльных организаций в аспекте соблюдения норматива рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов.
За невыполнение норматива для трудоустройства инвалидов предприятия, учреждения, организации (за исключением полностью содержащихся за счет средств государственного или местных бюджетов), в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, согласно ст. 20 Закона № 875 ежегодно уплачивают административно-хозяйственные санкции за каждое рабочее место, не занятое инвалидом, в размере:
— половины среднегодовой заработной платы для предприятий, на которых работает от 8 до 15 человек;
— среднегодовой заработной платы для предприятий, на которых работает 15 человек и более.
Вместе с тем следует отметить, что должностные лица указанных предприятий, учреждений и организаций могут быть привлечены к административной ответственности согласно ст. 1881 КУоАП за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов в виде наложения штрафа в размере от десяти до двадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 — 340 грн.). Аналогичную позицию выразил Фонд в письме от 06.07.2007 г. № 1/6-313.
Как следует из комментируемого письма, к такой ответственности могут быть привлечены и должностные лица бюджетных организаций, содержащихся за счет местных бюджетов.
Наталья ИВЛЕВА, экономист-аналитик