Право физического лица на налоговый кредит

В избранном В избранное
Печать
Редакция ОТ
Оплата труда Март, 2010/№ 5
Статья

Право физического лица на налоговый кредит

 

С 1 января текущего года стартовала кампания декларирования доходов, полученных гражданами в 2009 году. Законодательством предусмотрены случаи обязательной подачи декларации в налоговую инспекцию по месту жительства физического лица, а также закреплено право граждан подавать декларацию для получения налогового кредита.

Многие граждане заинтересованы в возможности воспользоваться правом на налоговый кредит и вернуть излишне уплаченные суммы налога с доходов физических лиц. О реализации этого права и пойдет речь в статье.

Наталья ИВЛЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Использованные документы

Закон № 889 —

Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Инструкция № 442 —

Инструкция о налоговом кредите, утвержденная приказом ГНАУ от 22.09.2003 г. № 442.

Письмо № 14312 —

обзорное письмо ГНАУ от 09.07.2009 г. № 14312/7/17-0717.

 

Общие положения

Напомним, что декларация о доходах за 2009 год подается физическим лицом

до 1 апреля 2010 года в государственную налоговую инспекцию по его местожительству. Когда же гражданин подает декларацию исключительно для получения налогового кредита, то срок подачи декларации не ограничивается 1 апреля и в таком случае ее можно предоставить до 31 декабря 2010 года включительно, т. е. до конца текущего года. Об этом шла речь в письмах ГНАУ от 12.05.2006 г. № 5379/6/17-0716, от 13.08.2007 г. № 9813/5/17-0716, от 18.02.2008 г. № 3057/7/17-0217.

Физическое лицо может подать декларацию лично (датой подачи будет считаться дата ее регистрации) либо отправить по почте (датой ее подачи будет считаться дата осуществления почтовой отправки, указанная на штампе отделения связи).

Следует отметить, что в этом году форма декларации и приложения к ней, порядок их заполнения

остались без изменений. Процедура декларирования почти не отличается от кампании декларирования в прошлом году. О том, кто должен подавать декларацию о доходах, какие доходы подлежат декларированию, как правильно заполнить такую декларацию, и об ответственности за неподачу декларации вы можете узнать из статьи «Декларирование доходов граждан за 2008 год» // «Оплата труда», 2009, № 5, с. 21 — 26. При этом некоторым категориям граждан следует учесть изменения, внесенные в Закон № 889. Это касается налогообложения сумм задолженности плательщика налога, по которой истек срок исковой давности и которая превышает сумму, равную 50 процентам месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года. Кроме того, подтверждено право физического лица на налоговый кредит по процентам, уплаченным банку за пользование ипотечным жилищным кредитом в иностранной валюте (см. письмо ГНАУ от 24.12.2009 г. № 28800/7/17-0217 // «Оплата труда», 2010, № 2, с. 27 — 29).

Теперь предлагаем перейти к рассмотрению основных нюансов реализации права физического лица на получение налогового кредита. Для этого сначала обратимся к определению налогового кредита. Согласно

п. 1.16 Закона № 889 и п.п. 1.9 Инструкции № 442 налоговый кредит — это сумма (стоимость) расходов, которые понесены плательщиком налога — резидентом в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у резидентов — физических или юридических лиц в течение отчетного года (кроме расходов на уплату налога на добавленную стоимость и акцизного сбора) и на сумму которых разрешается уменьшение суммы его общего годового налогооблагаемого дохода, полученного по результатам такого отчетного года, в случаях, определенных Законом № 889.

Следует отметить, что

п. 5.4 Закона № 889 вводит определенные ограничения права плательщиков налога на получение налогового кредита, в частности если плательщик налога не воспользовался правом на начисление налогового кредита по результатам отчетного налогового года, такое право на следующие налоговые годы не переносится. Кроме того, право на начисление налогового кредита по результатам отчетного налогового года имеет исключительно плательщик налога — резидент Украины, который имеет идентификационный номер.

Налоговый кредит

может применяться исключительно к доходам, полученным в течение года плательщиком налога в виде заработной платы. При этом общая сумма начисленного налогового кредита не может превышать сумму общего налогооблагаемого дохода плательщика налога, полученного в течение отчетного года как заработная плата.

Физические лица — предприниматели и лица, занимающиеся независимой профессиональной деятельностью (самозанятые лица),

не имеют права на начисление налогового кредита по налогу с доходов физических лиц в отношении своего годового налогооблагаемого дохода, полученного в рамках осуществления их деятельности, поскольку этот доход не является заработной платой. Но если такие лица имеют основное место работы и получают заработную плату, то они смогут воспользоваться таким правом в отношении дохода в виде заработной платы. Данного права также не имеют другие лица, получающие доходы, отличные от заработной платы, например: пенсионеры, получающие пенсию по возрасту или инвалидности, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.

Напомним, что налогоплательщик, претендующий на налоговый кредит, обязан вести учет полученных в течение года доходов и понесенных расходов в Книге учета доходов и расходов для определения суммы общего годового налогооблагаемого дохода, форма которой утверждена

приказом ГНАУ от 16.10.2003 г. № 490.

 

Перечень расходов, включаемых в налоговый кредит

Перечень расходов, разрешенных к включению в состав налогового кредита, приведен в

п. 5.3 Закона № 889. В частности, к ним относятся фактически понесенные расходы в виде:

— части суммы процентов по ипотечному кредиту, уплаченных физическим лицом, которая рассчитывается по правилам, определенным согласно

ст. 10 Закона № 889 (п.п. 5.3.1);

— суммы средств или стоимости имущества, переданных физическим лицом в виде пожертвований или благотворительных взносов неприбыльным организациям, зарегистрированным в Украине, в размере, превышающем 2 %, но не более 5 % от суммы его общего налогооблагаемого дохода отчетного года (

п.п. 5.3.2);

— суммы средств, уплаченных физическим лицом в пользу заведений образования для компенсации стоимости средней профессиональной или высшей формы обучения такого лица, другого члена его семьи первой степени родства (

п.п. 5.3.3);

— суммы расходов физического лица на уплату за собственный счет страховых взносов, страховых премий и пенсионных взносов страховщику-резиденту, негосударственному пенсионному фонду, учреждению банка по договорам долгосрочного страхования жизни, негосударственного пенсионного обеспечения, по пенсионному контракту с негосударственным пенсионным фондом, а также взносов на банковский пенсионный депозитный счет, на пенсионные вклады как такого физического лица, так и членов его семьи первой степени родства (

п.п. 5.3.5);

— суммы расходов физического лица по искусственному оплодотворению, независимо от того, состоит ли оно в браке с донором;

— суммы оплаты стоимости государственных услуг, включая уплату государственной пошлины, связанных с усыновлением ребенка (

п.п. 5.3.6).

Остановимся отдельно на некоторых видах расходов, разрешенных к включению в налоговый кредит.

 

Налоговый кредит по процентам, уплаченным по ипотечному кредиту

В соответствии с положениями

п. 1.5 Закона № 889 и п.п. 1.5 Инструкции № 442 ипотечным жилищным кредитом является финансовый кредит, предоставляемый физическому лицу (заемщику) сроком не менее пяти полных календарных лет для финансирования расходов, связанных со строительством или приобретением квартиры (комнаты) или жилого дома (его части) (с учетом земли, находящейся под таким жилым домом, или приусадебного участка) в собственность с соответствующим принятием кредитором такого жилья в залог.

Отметим, что индивидуальные (отдельные) гаражи или места на гаражных стоянках либо в гаражных кооперативах в соответствии с

п.п. 1.10.1 Закона № 889 не являются жилой недвижимостью, поэтому на них не могут распространяться нормы п.п. 5.3.1 и ст. 10 Закона № 889.

Как указывает ГНАУ в

письме № 14312, право на налоговый кредит по ипотеке имеет физическое лицо, которое предоставит налоговому органу, в частности, копии договоров, одновременно отвечающие следующим условиям:

— кредит должен быть получен от банка или другого финансового учреждения (в частности, кредитного союза) — резидента;

— в кредитном (финансовом) договоре должно быть указано, что его целевое назначение — приобретение жилья;

— к финансовому договору об ипотечном кредите в обязательном порядке должен быть заключен ипотечный договор, являющийся неотъемлемым приложением к договору об ипотечном кредите;

— оба договора должны быть нотариально удостоверены (

Закон Украины «Об ипотеке» от 05.06.2003 г. № 898-IV);

— договор об ипотечном кредите заключен на срок не менее 5 лет;

— залогом по ипотечному договору является приобретаемая недвижимость жилого назначения (квартира, комната, дом) или жилой дом, который строится на земельном участке, который принадлежит на праве собственности заемщику такого кредита и на который получен кредит;

— жилье, приобретенное (построенное) по ипотечному кредиту, согласно паспортным данным плательщика налога, обращающегося за налоговым кредитом, является его основным местожительством (местом регистрации);

— договор об ипотечном кредите и ипотечный договор должны быть заключены после 01.01.2004 г. (после вступления в силу

Закона «Об ипотеке» и Закона № 889). Заметим, что это мнение ГНАУ, с нашей точки зрения, является незаконным, поскольку в Законе № 889 отсутствуют соответствующие нормы. Поэтому, если кредитный договор был заключен до 01.01.2004 г., но при этом он отвечает всем указанным требованиям, физическое лицо имеет право включить в налоговый кредит часть фактически уплаченных процентов по кредитному договору. Но, учитывая непреклонную позицию ГНАУ, скорее всего, такое право физическому лицу придется отстаивать в судебном порядке.

К этим документам необходимо приложить платежные документы, свидетельствующие о перечислении физическим лицом средств в счет погашения такого кредита в течение отчетного налогового года (счет с оттиском кассы о перечислении средств, платежное поручение банка с отметкой о перечислении средств) (

п.п. 3.1.1 Инструкции № 442). При этом не имеет значения, в какой валюте понесены расходы физическим лицом — в национальной или иностранной. Напомним, что ранее согласно позиции ГНАУ правом на налоговый кредит могли воспользоваться только лица, уплатившие проценты по кредиту в национальной валюте.

Следует отметить, что согласно

п. 10.1 Закона № 889 право плательщика на налоговый кредит возникает в случае, если за счет ипотечного жилищного кредита строится или приобретается жилой дом (квартира, комната), определенный таким плательщиком налога как основное его местожительство. Согласно разъяснениям, предоставленным Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности в письме от 12.02.2007 г. № 06-10/10-138, такое определение осуществляется плательщиком налога самостоятельно, в частности путем регистрации (внесения сведений в паспортный документ такого плательщика налога) объекта жилищной ипотеки его местожительством в соответствии с нормами Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине». Такую же позицию разделяет и ГНАУ в своих письмах от 12.03.2009 г. № 1060 /г/17-0714, № 5073/7/17-0717; от 23.06.2009 г. № 2802/П/17-0714; от 30.07.2008 г. № 5513/с/17-0714. Из этого следует, что воспользоваться правом на налоговый кредит физическое лицо сможет, если согласно паспортным данным это жилье является основным его местожительством (местом регистрации). В связи с этим пока строительство жилья не будет завершено, физическое лицо не будет иметь права на налоговый кредит (см. консультацию «Налоговый кредит для физических лиц в 2010 году» // «Вестник налоговой службы Украины», 2010, № 4, с. 26). В то же время согласно разъяснениям Министерства финансов Украины (см. письмо от 25.01.2007 г. № 31-20030-05-18/1283) подтверждением определения плательщиком налогов как его основного местожительства строящегося жилья является соответствующий пункт кредитного договора. Таким образом, смелые налогоплательщики, руководствуясь этими разъяснениями, при условии, что в кредитном договоре будет такой пункт, могут попытаться отстоять свое право на налоговый ипотечный кредит в суде.

Напомним, что согласно

п. 10.5 Закона № 889 право на включение в состав налогового кредита суммы процентов по ипотечному кредиту предоставляется плательщику налога не чаще одного раза в 10 календарных лет начиная с года, в котором объект жилищной ипотеки приобретается или начинает строиться. Если ипотечный жилищный кредит имеет срок погашения, превышающий 10 календарных лет, право на включение части суммы процентов в состав налогового кредита по новому ипотечному жилищному кредиту возникает у плательщика налога после полного погашения основной суммы и процентов предыдущего ипотечного жилищного кредита.

Если физическое лицо получает несколько ипотечных жилищных кредитов, то право на налоговый кредит возникает у него только

по одному такому кредиту, обеспеченному одним предметом ипотеки, который лицо определяет как основное местожительство. Это подтверждается целым рядом писем ГНАУ от 28.02.2007 г. № 4082/7/17-0217; от 16.03.2009 г. № 1153/о/17-0714, № 5282/7/17-0717; от 12.08.2009 г. № 3597/д/17-0714, № 17298/7/17-0717.

В соответствии с

п. 3.1.1 Инструкции № 442 часть суммы процентов, включаемая в состав налогового кредита, равна произведению суммы процентов, фактически уплаченных физическим лицом в течение отчетного налогового года в счет его погашения, на коэффициент, который рассчитывается по формуле:

К = МП : ФП,

где К — коэффициент;

МП — минимальная общая площадь жилья, равная 100 квадратным метрам;

ФП — фактическая общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья плательщиком налога за счет ипотечного кредита.

Если этот коэффициент больше единицы, то в состав налогового кредита включается сумма фактически уплаченных процентов по ипотечному кредиту без применения такого коэффициента.

Следует отметить, что право на налоговый кредит предоставляется одному из супругов, в общей частичной или общей совместной собственности которого находится объект ипотеки. При этом кредитное соглашение должны подписать оба супруга или один из супругов при наличии нотариально заверенной доверенности второго на такое подписание.

Если такие супруги разводятся, то право на налоговый кредит будет иметь физическое лицо, в собственности которого остается по договоренности сторон или по решению суда такой объект ипотеки.

Если в результате развода супругов объект ипотеки делится между ними, то право на налоговый кредит имеют оба бывших супруга в соответствии с распределенной между ними обязанностью по погашению суммы такого кредита и процентов по нему, если такое распределение разрешено кредитным ипотечным договором (

п. 3.1.8 Инструкции № 442).

Если один из супругов, имевший такое право, умирает или признается по решению суда умершим либо без вести отсутствующим, то такое право переходит ко второму из супругов, начиная с процентов, уплаченных с начала отчетного года, на который приходится такая смерть или такое решение суда (

п.п. 3.1.9 Инструкции № 442).

Отметим, что физическое лицо досрочно лишается права на налоговый кредит в случае утраты им резидентского статуса, а также при выезде лица за пределы Украины на постоянное местожительство (с утратой резидентского статуса или без таковой) (

п.п. 3.1.11 Инструкции № 442).

 

Налоговый кредит по суммам средств или стоимости имущества, переданных физическим лицом в виде пожертвований или благотворительных взносов

Обращаем внимание на то, что законодательством предусмотрены определенные ограничения размера таких расходов (

от 2 до 5 % включительно) от суммы общего налогооблагаемого годового дохода физического лица. То есть если такая сумма средств или стоимость имущества, переданные в отчетном налоговом году в виде пожертвований или благотворительных взносов неприбыльным организациям, будет составлять менее 2 % от суммы его общего налогооблагаемого годового дохода, то такая сумма не может включаться в налоговый кредит (п.п. 3.2 Инструкции № 442). Также если такая сумма будет превышать 5 % от суммы его общего налогооблагаемого годового дохода, то размер такого превышения тоже не будет включаться в налоговый кредит.

В соответствии со

ст. 7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР неприбыльными учреждениями и организациями являются:

а) органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления и созданные ими учреждения или организации, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов. Сразу отметим, что согласно

п.п. 9.7.7 Закона № 889 запрещается оказывать благотворительную или спонсорскую помощь органам государственного управления и органам местной власти или созданным ими благотворительным фондам или другим неприбыльным организациям, или по их поручению — третьим лицам, если предоставление такой благотворительной помощи является предварительным или последующим условием выдачи плательщику налогов какого-либо разрешения, лицензии, согласования, государственной услуги или другого решения в его пользу или ускорения такой выдачи (упрощения его процедуры);

б) благотворительные фонды и благотворительные организации, созданные в порядке, определенном законом для проведения благотворительной деятельности, в том числе общественные организации, созданные с целью проведения экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности, а также творческие союзы и политические партии, общественные организации инвалидов и их местные ячейки, созданные в соответствии с

Законом Украины «Об объединениях граждан», научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения III — IV уровней аккредитации, внесенные в Государственный реестр научных учреждений, которым оказывается поддержка государства, заповедники, музеи-заповедники;

в) пенсионные фонды, кредитные союзы, созданные в порядке, определенном законом;

г) иные, чем определенные в абзаце «б», юридические лица, деятельность которых не предусматривает получения прибыли в соответствии с нормами соответствующих законов;

д) союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц, созданные для представления интересов учредителей, содержащиеся только за счет взносов таких учредителей и не осуществляющие хозяйственную деятельность, за исключением получения пассивных доходов;

е) религиозные организации, зарегистрированные в порядке, предусмотренном законом;

є) жилищно-строительные кооперативы, объединения совладельцев многоквартирных домов, созданные в порядке, определенном законом;

ж) профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов, созданные в порядке, определенном законом;

з) ассоциации, другие добровольные объединения органов местного самоуправления, зарегистрированные в порядке, определенном законом.

При этом физическое лицо

не обязано доказывать налоговому органу, что учреждение (организация), в которое осуществлены пожертвования (благотворительные взносы) средств (имущества), включено в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.

Основанием для получения налогового кредита является наличие соответствующих документов, подтверждающих внесение физическим лицом сумм в благотворительные организации, в частности:

— платежное поручение на безналичное перечисление благотворительных взносов;

— квитанции банка, отделения связи;

— справка работодателя, осуществлявшего по поручению плательщика налога перечисление сумм таких взносов в неприбыльные организации из получаемого им (плательщиком налога) дохода.

 

Налоговый кредит по суммам средств, уплаченным за обучение

Сумма расходов включается физическим лицом в налоговый кредит в размере, определенном за каждый полный или неполный месяц обучения в течение отчетного налогового года. Таким правом может воспользоваться физическое лицо, которое обучается само, или другой

член его семьи первой степени родства . Отметим, что в соответствии с п.п. 1.20.4 Закона № 889 членами семьи физического лица первой степени родства считаются его родители и родители его мужа или жены, его муж или жена, дети как такого физического лица, так и его мужа или жены, в том числе усыновленные ими дети.

Общая сумма средств, уплаченная физическим лицом в пользу учебного заведения в течение отчетного налогового года,

не должна превышать сумму, указанную в п.п. 6.5.1 Закона № 889 (в 2009 году — 940 грн.), в расчете за каждый полный или неполный месяц обучения в течение отчетного налогового года. Сумма расходов на обучение, превышающая указанный размер, не включается в состав налогового кредита.

Рассмотрим, в каких именно учебных заведениях плата за обучение может быть включена в налоговый кредит.

Что касается

высших учебных заведений, то согласно Закону Украины «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III высшее учебное заведение — это образовательное, научно-образовательное заведение, основанное и действующее согласно законодательству об образовании, реализующее в соответствии с предоставленной лицензией образовательно-профессиональные программы высшего образования по определенным образовательным и образовательно-квалификационным уровням, обеспечивающее обучение, воспитание и профессиональную подготовку лиц в соответствии с их призванием, интересами, способностями и нормативными требованиями в сфере высшего образования, а также осуществляющее научную и научно-техническую деятельность.

Высшие учебные заведения могут относиться к разным формам собственности: государственной формы собственности, находящееся в собственности Автономной Республики Крым, коммунальной формы собственности, частной формы собственности.

Высшие учебные заведения имеют I — IV уровни аккредитации, т. е. уровни возможности высшего учебного заведения определенного типа осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации.

Сегодня в Украине действуют высшие учебные заведения следующих типов: университет; академия; институт; консерватория (музыкальная академия); колледж; техникум (училище).

Что касается получения

профессионально-технического образования, то оно согласно Закону Украины «О профессионально-техническом образовании» от 10.02.98 г. № 103/98-ВР является составной частью системы образования Украины. Профессионально-техническое образование является комплексом педагогических и организационно-управленческих мероприятий, направленных на обеспечение овладения гражданами знаниями, умениями и навыками в выбранной ими сфере профессиональной деятельности, развитие компетентности и профессионализма, воспитание общей и профессиональной культуры.

Профессионально-техническое образование граждане Украины получают в государственных и коммунальных профессионально-технических учебных заведениях

бесплатно, за счет государства, а в государственных и коммунальных аккредитованных высших профессионально-технических учебных училищах и центрах профессионального образования — в рамках государственного заказа бесплатно, на конкурсной основе. К профессионально-техническим учебным заведениям относятся: профессионально-техническое училище соответствующего профиля; профессиональное училище социальной реабилитации; высшее профессиональное училище; профессиональный лицей; профессиональный лицей соответствующего профиля; профессионально-художественное училище; художественное профессионально-техническое училище; высшее художественное профессионально-техническое училище; училище-агрофирма; высшее училище-агрофирма; училище-завод; центр профессионально-технического образования; центр профессионального образования; учебно-производственный центр; центр подготовки и переподготовки рабочих кадров; учебно-курсовой комбинат; учебный центр; другие типы учебных заведений, предоставляющие профессионально-техническое образование или осуществляющие профессионально-техническое обучение.

Таким образом, при уплате за обучение в перечисленных высших и профессионально-технических учебных заведениях (отвечающих всем требованиям указанных выше законов) физические лица могут реализовать свое право на налоговый кредит.

При этом важным является то, что учебное заведение, по расходам на обучение в котором предоставляется налоговый кредит, должно быть

исключительно отечественным, т. е. за обучение за рубежом налоговый кредит не предоставляется.

Для получения налогового кредита органы ГНС требуют вместе с декларацией предоставлять соответствующие документы:

— копию договора (контракта) с учебным заведением;

— копию платежного поручения или квитанции банка или отделения связи, подтверждающих уплату стоимости обучения в вузе. При этом в платежном документе в общем случае должны быть указаны Ф. И. О. физического лица, которое претендует на налоговый кредит (см. также вопросы-ответы на с. 25);

— справку с места работы о начисленной в отчетном году заработной плате и удержанной (перечисленной в бюджет) сумме налога с доходов физических лиц;

— копии паспорта, идентификационного кода, свидетельства о рождении ребенка (для документального подтверждения семейных отношений (степени родства) с таким лицом);

— заявление физического лица о способе возврата ему налога: зачисление на расчетный счет банка (с указанием реквизитов банка) или почтовым переводом.

Следует отметить, что оригиналы договоров с учебным заведением и платежных документов не предоставляются налоговому органу, но подлежат хранению плательщиком налога в течение срока, достаточного для проведения налоговым органом налоговой проверки в отношении начисления такого налогового кредита.

Предлагаем рассмотреть некоторые вопросы, возникающие у физических лиц при обращении в налоговый орган для получения налогового кредита по суммам средств, уплаченным за обучение.

 

Если квитанции об уплате стоимости обучения в вузе не сохранены, как можно подтвердить факт оплаты?

К сожалению, такая ситуация не в пользу физического лица, поскольку в соответствии с

п.п. 5.2.1 Закона № 889 в состав налогового кредита включаются фактически понесенные расходы, подтвержденные документально, т. е. платежными документами. Даже справка из вуза о том, что на счет учебного заведения поступили средства за обучение определенного студента, не является платежным документом, и поэтому для получения налогового кредита следует предоставлять налоговому органу исключительно такие документы, как квитанции или другие платежные документы.

 

Родители разведены. Ребенок проживает вместе с матерью, но его обучение в вузе оплачивает отец, проживающий в другом городе. Имеет ли он право на налоговый кредит?

Как мы уже говорили, согласно

п.п. 5.3.3 Закона № 889 в налоговый кредит может быть включена сумма средств, уплаченная в пользу заведений образования для компенсации стоимости обучения членом семьи первой степени родства такого физического лица. Поэтому отец такого ребенка в понимании норм Закона № 889 имеет именно такую степень родства. При этом Закон № 889 не делает никаких оговорок, касающихся обязательного совместного проживания членов семьи. Если отец не лишен родительских прав и его ребенок не усыновлен другим лицом, то согласно нормам гражданского законодательства он считается отцом и соответственно имеет право на начисление налогового кредита.

 

Договор на обучение заключен между вузом и студентом (ребенком). В квитанциях об оплате обучения указаны Ф. И. О. ребенка-студента. Сам студент нигде не работает и не получает заработную плату. Есть ли у его родителей право на начисление налогового кредита?

Да, такие документы должны приниматься налоговыми органами, поскольку в соответствии со

ст. 180 и 199 Семейного кодекса родители обязаны содержать своих несовершеннолетних (до 18 лет) детей, а если совершеннолетние дети продолжают учиться, то обязанность по содержанию и предоставлению материальной помощи возлагается на родителей до достижения детьми двадцатитрехлетнего возраста. В таком случае фактические расходы на уплату стоимости за обучение ребенка несут его родители. Поэтому дети с согласия родителей могут осуществлять расчетные операции за счет принадлежащих им денежных средств по заключенному договору на обучение. Квитанции, в которых указаны Ф. И. О. ребенка физического лица, являются документами, подтверждающими факт понесенных расходов, и дают право на получение родителями налогового кредита. Таким образом, один из родителей при условии, что их ребенок не работает, имеет основания для подачи декларации с целью получения налогового кредита. (При этом степень родства должна быть подтверждена документально.)

 

Физическое лицо в 2009 году осуществило проплату заблаговременно за несколько лет обучения. Будет ли оно иметь право на налоговый кредит за 2010 год с включением всей суммы расходов, или следует перенести с разбивкой эти суммы на следующие годы?

Отметим, что

п. 5.3 Закона № 889 четко определено, что физическое лицо имеет право включить в состав налогового кредита отчетного года расходы, фактически понесенные им за обучение в таком отчетном году. Поскольку указанные расходы лицо понесло в отчетном 2009 году и им проплачено обучение последующих (а не отчетного) лет, то оно не имеет права включить такие расходы в налоговый кредит за оплаченные последующие годы обучения.

Такую же позицию по рассмотренным вопросам изложила ГНАУ в

письме № 14312.

 

Физические лица обучаются в интернатуре и магистратуре медицинского заведения. Есть ли у них право на начисление налогового кредита?

Следует отметить, что согласно

Положению о специализации (интернатуре) выпускников высших медицинских и фармацевтических заведений образования III — IV уровней аккредитации, медицинских факультетов университетов, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Украины от 19.09.96 г. № 291, специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников всех факультетов высших медицинских и фармацевтических заведений образования III — IV уровней аккредитации, медицинских факультетов университетов независимо от подчиненности и формы собственности, по окончании которой им присваивается квалификация врача (провизора) — специалиста по конкретной специальности и выдается сертификат установленного образца.

Подготовка магистров осуществляется в высших медицинских (фармацевтических) учебных заведениях IV уровня аккредитации и проводится, как правило, одновременно с подготовкой специалистов в интернатурах. Поэтому по окончании магистратуры лицу выдается диплом магистра медицины (фармации) о получении полного высшего образования по специальности и квалификации магистра.

Из этого следует, что интернатура (специализация)

является неотъемлемым звеном непрерывного процесса подготовки в высшем медицинском (фармацевтическом) заведении образования специалистов по профессиональным направлениям «Медицина» и «Фармация», а магистратура — отдельным самостоятельным образовательно-квалификационным уровнем высшего образования. Поэтому расходы на оплату за обучение в интернатуре и магистратуре можно включать в налоговый кредит. Аналогичную позицию в отношении интернатуры выразила ГНАУ в письме от 23.09.2008 г. № 8630/к/17-0714, № 19277/7/17-0717.

 

Физическое лицо обучается в аспирантуре. Может ли оно включить стоимость обучения в налоговый кредит?

Нет, такого права у него нет

. И вот почему. Согласно ст. 53 Закона Украины «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III аспирант (адъюнкт) это лицо, имеющее полное высшее образование и образовательно-квалификационный уровень магистра или специалиста, обучающееся в аспирантуре (адъюнктуре) высшего учебного заведения или научного учреждения для подготовки диссертации на получение ученой степени кандидата наук. То есть целью обучения в аспирантуре является не получение высшего образования, а получение ученой степени на основании уже полученного высшего образования. Поскольку обучение в аспирантуре не относится к получению высшего образования, то оплата за обучение в аспирантуре не включается в состав налогового кредита плательщика налога. Об этом также шла речь в письме ГНАУ от 06.12.2005 г. № 11921/6/17-3116.

 

расчет налогового кредита

Напомним, что ГНАУ продолжает настаивать на том, что при расчете суммы налога, подлежащей возврату из бюджета, сумма начисленной заработной платы не уменьшается на сумму налоговой социальной льготы и сумму взносов в фонды социального страхования. Эта позиция ГНАУ

изложена в письмах от 12.05.2006 г. № 5379/6/17-0716, от 13.08.2007 г. № 9813/5/17-0716, от 18.02.2008 г. № 3057/7/17-0217, от 09.07.2009 г. № 14312/7/17-0717. Ведомство указывает, что уменьшение суммы начисленной заработной платы на суммы отчислений в социальные фонды, предусмотренное п. 3.5 Закона № 889, осуществляется исключительно при определении объекта обложения налогом с доходов физических лиц при начислении заработной платы. В ст. 5 и 10 Закона № 889, регламентирующих порядок начисления налогового кредита, нормы, аналогичные приведенным в п. 3.5 Закона № 889, отсутствуют, поэтому, по мнению ГНАУ, в расчет налогового кредита включается сумма начисленной в течение отчетного налогового года заработной платы и сумма осуществленных расходов, разрешенных Законом № 889 к включению в налоговый кредит.

Но мнение нашей редакции совсем иное. Аргументируем это следующим. Поскольку согласно

Закону № 889 налоговый кредит уменьшает сумму начисленного физическому лицу налогооблагаемого дохода в виде заработной платы, которая, как уже указывалось, при определении объекта налогообложения уменьшается на сумму удержанных из нее социальных взносов и налоговой социальной льготы, то суммы социальных взносов и налоговой социальной льготы не подлежат налогообложению. Значит, эти суммы не должны принимать участия при расчете суммы налога, подлежащей возврату из бюджета. К сожалению, применив такой подход к заполнению декларации, физическому лицу придется отстаивать свою точку зрения в судебном порядке. Но положительная судебная практика уже имеется. Это соответствующие судебные решения по данному вопросу — постановления районного суда в г. Киеве от 26.01.2006 г., районного суда г. Донецка от 01.12.2006 г. по делу № 2-2292, Святошинского районного суда г. Киева по делу № 2а-18-1/07-р.

Для того чтобы физическое лицо воспользовалось правом на налоговый кредит, ему необходимо подать годовую налоговую декларацию, где следует указать общую сумму заработной платы, начисленную в отчетном году (с 1 января по 31 декабря 2009 года), и сумму налога, удержанного и перечисленного из нее в бюджет. При этом обязательно к декларации составляются еще два приложения, последняя редакция которых приведена в

письме ГНАУ от 29.12.2009 г. № 29058/7/17-0217:

— приложение 1 «Перечень сумм расходов, включаемых в состав налогового кредита согласно

ст. 5 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц». В нем отражаются фактически понесенные расходы физического лица, подтвержденные документально;

— приложение 2 «Расчет суммы налога с доходов физических лиц (НДФЛ), подлежащей возврату плательщику налога или уплате в бюджет, в том числе в связи с начислением налогового кредита». Расчет заполняется физическим лицом

самостоятельно.

Приведем алгоритм расчета суммы НДФЛ, подлежащей возврату из бюджета плательщику налога в связи с начислением им налогового кредита (приложение 2).

В разделе 1 в строке 1 «Сумма общего годового дохода, начисленного в течение 2009 года в виде заработной платы, уменьшенная на сумму налогового кредита» указывается разница между общей суммой заработной платы за 2009 год и суммой расходов, фактически понесенных физическим лицом в 2009 году.

В строке 2 этого же раздела указывается сумма НДФЛ, рассчитываемая по ставке 15 % от суммы, отраженной в разделе 1 строки 1.

В строке 3 «Сумма НДФЛ к возврату» указывается разница между суммой НДФЛ, удержанной в течение 2009 года, и суммой НДФЛ, которая определена в строке 2 этого раздела.

Обратите внимание на то, что сумма налога к возврату

не может превышать сумму налога, перечисленного в бюджет отдельным плательщиком налога в течение отчетного года из своей заработной платы.

Сумма налога, подлежащая возврату физическому лицу, зачисляется на его банковский счет, открытый в любом коммерческом банке или отделении Сбербанка, или отправляется почтовым переводом

в течение 60 календарных дней со дня получения такой декларации.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить